Методика и организация физкультурно оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе

Обновлено: 05.07.2024

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).

2.3.1 Гимнастика до занятий

На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6—8 упражнений и рассчитан на 10—15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:

· упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;

· первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;

· комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно-климатических условий;

· гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;

· комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;

· к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки;

· на начальных этапах обучения упражнениям используются словесный и наглядный методы, а в дальнейшем только словесный;

· комплексы упражнений составляются для трех возрастных групп — младшего, подросткового и юношеского возрастов.

В комплексы гимнастики до занятий для учащихся подросткового и юношеского возрастов включают упражнения общефизической направленности, взятые из специальной литературы, и из программ по физической культуре.

2.3.2 Физкультминутка и физкультпауза

Физкультминутка — это кратковременный активный отдых, направленный на улучшение работоспособности учащихся средствами физической культуры. На большое значение этого мероприятия указывал известный педагог К. Д. Ушинский. Он отметил, что, заставив детей встать и сесть, повернуться, поднять руки и опустить их, выйти из-за стола и снова сесть за него стройно, ловко и без шума,— можно способствовать не только сохранению здоровья детей, но и лучшему усвоению учебного материала. Действительно, научными исследованиями доказано, а практикой подтверждено, что выполнение упражнений во время общеобразовательных уроков способствует увеличению количества хороших и отличных оценок в 3,2 раза и уменьшению плохих в 2 раза.

Физкультминутку проводят в каждом классе учитель, физорг или общественный инструктор. Она не должна ни утомлять, ни возбуждать детей, и содержать от одного до трех упражнений (для туловища, ног, рук, шеи), выполняемых сидя за партой или стоя.

Физкультпауза, как правило, практикуется на спаренных уроках труда в школьных мастерских или во время выполнения домашних заданий, в том числе в группах продленного дня. Ее рекомендуется проводить через каждые 40—45 мин в течение 10—15 мин. Она включает различные упражнения и игры (невысокой интенсивности).

Игровой актив обязан ознакомить учащихся с содержанием игр, с местом и временем их проведения, подготовить необходимый инвентарь и награды для победителей.

Таким образом, организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня позволяют значительно повысить двигательную активность школьников, решить ряд задач образовательного и воспитательного характера, укрепить здоровье, создать положительные, радостные эмоции, которые способствуют повышению работоспособности, успешному усвоению знаний в процессе обучения общеобразовательным предметам.

2.4 Спортивно-массовая работа в школе

Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.

Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

· всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

· развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;

· формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;

· совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

В спортивные секции общей физической подготовки принимаются все учащиеся, отнесенные к основной медицинской группе, в возрасте от 7 до 17 лет.

Учащихся распределяют по учебным группам в зависимости от возраста: первый год обучения — подготовительная группа (7—8 лет); второй год обучения — младшая детская группа (9—10 лет); третий год обучения — старшая детская группа (11—12 лет); четвертый год обучения — подростковая группа (13—14 лет); пятый год обучения — юношеская группа (15—17 лет). Комплектовать группы целесообразно из учащихся одного класса. Занятия в спортивных секциях по видам спорта организуются в соответствии с программами. В соответствии с программами по видам спорта разрабатывается также учебная документация — учебный план, графический план (график распределения учебного материала), рабочий план, конспекты и календарь соревнований секции. Приводим один из таких документов (Таблица 1).

Спортивные соревнования, которые организует совет физкультуры школы, не ограничиваются отдельными видами спорта.

Для их проведения необходимы:

· разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;

· создание торжественной и праздничной атмосферы;

· соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;

· четкое выполнение сценария и объективное судейство;

· награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;

· продолжительность соревнований не должна превышать двух часов.

Таблица 1. Примерный календарь соревнований секции легкой атлетики на 2005-2006 учебный год для группы учащихся 13—14 лет

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №29 города Сызрани

на тему: Основные формы физкультурно-оздоровительной работы с учащимися 1-9 классов и методика их проведения в современной школе

руководитель физического воспитания ГБОУ СОШ №29 г.Сызрани Тяпаев С.М.

В условиях общеобразовательной школы большое значение придаётся двигательному режиму школьников. От его правильной организации во многом зависят здоровье и работоспособность учащихся. Рациональная организация двигательного режима отвечает требованиям реформы общеобразовательной и профессиональной школы обеспечить учащихся ежедневными занятиями физическими упражнениями.

Рациональный двигательный режим должен включать все виды физкультурно-оздоровительной работы.Чередование их с учебными занятиями обеспечивает высокий уровень двигательной активности,в известной степени снижает утомление учащихся и повышает эффективность учебной работы.В настоящем методическом докладе отражены результаты многолетних исследований,посвящённых изучению научно-практических аспектов организации двигательного режима в школах и изложены основные принципы организации двигательного режима с учётом педагогических и физиологических требований к его проведению с учащимися 6-15 летнего возраста.Особое место в докладе будет уделено организации,содержанию и методике проведения различных видов физкультурно-оздоровительной работы,описанию их конкретных задач,которые определяются закономерностями динамики работоспособности учащихся в течение урока,учебного дня,недели,триместра и года.В докладе будет приведено прмерное содержание гимнастики до занятий,физкультурных минут,физических упражнений и игр на перемене,ежедневных занятий физическими упражнениями(спортивного часа).

У учащихся в процессе учебных занятий активно учавствует в работе очень небольшое количество мышц тела.Остальные находятся либо в состоянии относительного бездействия,либо несут статическую нагрузку.Мышцы спины и шеи даже при наличии самого удобного сидения испытывают значительное статическое напряжение.При этом возрастает внутримышечное давление,нарушается нормальное кровообращение.Положение сидя и низкая интенсивность работы мышц живота,нижних и верхних конечностей создают предпосылки для развития застойных явлений во внутренних органах,затруднения крово-и лимфообращения в ногах и руках.Застой крови в брюшной полости является причиной недостаточного поступления крови,а с ней и кислорода в головной мозг,что снижает работоспособность нервных клеток.

В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности:ухудшается внимание и память,удлиняется латентный период двигательной реакции.В результате длительного поддержания статической позы нарушается осанка.При этом у школьников отмечается тенденция к увеличению наклона головы и туловища вперёд и искривлению позвоночника.С целью предупреждения снижения работоспособности целесообразно сократить периоды непрерывной работы.Это позволит более рационально организовать учебную деятельность и высвободить время для отдыха учащихся.

Гимнастика до учебных занятий представляет собой ежедневное проведение перед первым уроком комплекса из 5-8 общеразвивающих упражнений.Продолжительность выполнения комплекса гимнастики до занятий 6-7 минут.Чтобы упражнения,составляющие комплексы гимнастики,соответствовали возрастным возможностям учащихся,как физическим,так и образовательным,их подбор должен проводиться с учётом освоения детьми основных двигательных действий,предусмотренных программой по физической культуре.

-Перед выполнением первого упражнения учащиеся должны принять и в течение 5-6 секунд сохранять положение правильной осанки.Первым в комплексе должно быть упражнение организационного характера,при выполнении которого также следует уделять внимание сохранению правильной осанки.Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки при выполнении следующих упражнений.

-Далее следуют 1-2 упражнения,вовлекающие в работу большие группы мышц.Они содействуют улучшению ритмичности и глубины дыхания,умеренно активизируют деятельность всех органов и систем,что важно для подготовки организма к выполнению наиболее интенсивных упражнений комплекса.

-Следующими в комплексе должны быть 2-3 упражнения,последовательно вовлекающие в работу основные группы мышц рук,туловища и ног.

-Затем выполняются 1-2 наиболее интенсивных упражнения ждя всех частей тела,заметно активизирующие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

-После этого следует упражнение в ходьбе на месте,направленное на восстановление нормального ритмичного дыхания.Внимание учащихся вновь акцентируется на сохранении правильной осанки.

-В конце комплекса следует упражнение на координацию движений,требующее сосредоточения внимания и самоконтроля за правильностью выполнения движений.

Смену комплексов можно проводить раз в две-три недели или последовательно заменять по одному упражнению в неделю.Гимнастика до занятий проводится перед первым уроком,выполняется в повседневной одежде.Гимнастику до занятий лучше всего проводить на открытом воздухе при температуре не ниже +10 град.

2.Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках. Физкультурные минуты-это активный отдых,который проводится на общеобразовательных уроках для того,чтобы уменьшить утомление учащихся,снять отрицательные явления статической нагрузки,активизировать внимание учащихся и повысить способность к восприятию учебного материала.Исследования указывают на необходимость проведения физкультурных минут на каждом уроке.Для младших школьников наиболее целесообразно их проведение между 15-й и 20-й,а с учащимися 5-9 классов-между 20-й и 25-й минутами.Комплексы упражнений,подобранные для этой цели,должны включать двигательные действия,отличающиеся по своей структуре от положения тела и движений,выполняемых при учебной работе,что усиливает двигательную активность организма и вовлекает в работу группы мышц,несущих статическую нагрузку.В комплексы физкультурных минут могут включаться 4-5 упражнений.Продолжительность выполнения комплекса 1,5-2 мин.

При составлении комплексов физкультурных минут важное значение придаётся последовательности выполнения упражнений.Рекомендуется следующий порядок выполнения:

--одно упражнение в потягивании(выпрямляет позвоночник и растягивает мышцы,находящиеся при сохранении рабочей позы в статическом состоянии,способствует вентиляции лёгких и ликвидации застойных явлений);

--одно упражнение,вовлекающее в работу в различных сочетаниях группы мышц верхнего плечевого пояса(особое внимание уделяется упражнениям на осанку);

-одно упражнение для мышц туловища и ног(повороты,полунаклоны,полувыпады,полуприседания и т.п.) в сочетании с простейшими движениями рук;

-одно упражнение на растягивание и расслабление мышц,несущих основную нагрузку в процессе учебной деятельности;

-одно упражнение на внимание(асимметричные движения рук,выполнение по словесному описанию и т.п.).

По окончании выполнения упражнений рекомендуется принять положение правильной осанки и удерживать его в течении 5-6 сек. Это позволит создать установку на сохранение правильной осанки в процессе учебных занятий.

Упражнения рекомендуется выполнять стоя около парты или сидя.Для повышения эффективности физкультурных минут целесообразно использовать музыкальное сопровождение.Организация и проведение физкультурной минуты осуществляется следующим образом.По команде учителя школьники прекращают учебную деятельность и встают около парты.Упражнения для физкультурных минут,так же как и для гимнастики до занятий,следует подбирать с учётом усвоения детьми из курса физической культуры основных положений и движений рук,ног,туловища и головы.Упражнения комплексов рекомендуется проводить одно за другим без остановок.

3.Физические упражнения и игры на переменах. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах проводятся в качестве активного отдыха с целью снижения утомления,возникшего в результате учебной деятельности,и повышения умственной работоспособности.Они содействуют формированию положительного отношения к организованной коллективной деятельности,повышению объёма умений и навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.Для успешного проведения физических упражнений и игр необходимо учитывать возрастные особенности детей и подростков.Так,для учащихся 1-2 классов используются групповые и простейшие командные подвижные игры.В 3-4 классах проводятся командные игры и эстафеты,эффективными являются сюжетные игры.Важно помнить,что младшие школьники охотнее прнинимают участие в играх с небольшим количеством участников.При большом количестве занимающихся интерес к упражнениям и играм у них быстро затухает.Поэтому для проведения игр на перемене следует выделить место для занятий каждому классу.Интересы и физические возможности мальчиков и девочек 5-9 классов уже значительно различаются.Поэтому наряду с совместными рекомендуется проводить игры отдельно с мальчиками и девочками.

4.Спортивный час или ежедневные занятия физическими упражнениями. Спортивный час-это ежедневные занятия физическими упражнениями на открытом воздухе,которые проводятся в режиме учебного дня.Это активный отдых,который снимает утомление,вызванное учебной деятельностью,и способствует повышению двигательной активности школьников.Занятия,проводимые на открытом воздухе имеют оздоровительную уенность.Спортивный час является одной из форм физического воспитания,в процессе которого решаются следующие задачи:

-целенаправленное развитие физических качеств

-подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.

В содержание спортивного часа включаются организованные игры и упражнения и самостоятельные игры и развлечения.С учётом времени года в содержание спортивного часа рекомендуется включать такие физические упражнения, как катание на коньках,санках,на самокатах,элементы спортивных игр: хоккея,футбола,бадминтона,настольный теннис,народные игры и др.Каждый спортивный час начинается с организационного выхода к месту занятий.Учитель разъясняет учащимся задачи занятия,знакомит с их содержанием.С целью подготовки организма школьников к предстоящей физической нагрузке в начале каждого занятия проводятся ходьба,бег в среднем темпе,общеразвивающие упражнения.В заключительной части спортивного часа проводятся ходьба,медленный бег (до 1мин.),игры на внимание с целью снижения физической нагрузки и подготовки школьников к следующим мероприятиям.При проведении спортивного часа на открытом воздухе надо придерживаться тех температурных режимов,которые установлены для данной территории местными органами здравоохранения и образования.

К внеклассным (внешкольным) формам спортивных относятся:

-группы начальной подготовки

И такие формы оздоровительных мероприятий как:участие в различного рода соревнованиях;дни здоровья и спорта,к эти дням часто приурочивают экскурсии,походы,участие в соревнованиях по бегу,лыжные походы;

-домашние задания по физической культуре (выполнение утренней гигиенической гимнастики,задания преподавателя для улучшения показателей школьника в беге,подтягивании и т.д.).

Так же необходимо отметить:однодневные походы и экскурсии;прогулки;лыжные походы- для мальчиков 7-8 лет не должны превышать 6 км.,для девочек 4-5км;для мальчиков 9-10 лет до 8км.,для девочек 6 км.Непрерывное движение не более 1 часа,затем краткий привал на 5-10мин;средняя скорость движения 3-3,5 км/час.

Во время летнего похода нужно устраивать привал через каждые 2 км. движения.Вес детского рюкзачка с грузом во время лыжного похода не должен превышать 2кг.,а во время летнего похода-2,5кг.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Здоровье ребёнка, определяется воздействием внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять этим воздействиям. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

Успешность этой деятельности, устранение вредных воздействий и повышение устойчивости к ним, определяет направления усилий по сохранению и укреплению здоровья.

Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".

Свою долю ответственности за здоровье учащихся несёт система образования.

Известно, что здоровый образ жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы. Семья вместе с общеобразовательной школой играет в этом немаловажную роль.

Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ, завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).

Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Составляются графики и диаграммы состояния здоровья учащихся, их анализ, учитывается охват учащихся занимающихся спортом, проводится анкетирование учащихся.

Цель анкетирования выявить наиболее популярные виды спорта, а также интерес школьников в изучении предмета. С помощью анкетных данных выявляем группы риска учащихся с малоподвижным образом жизни.

  1. Занимаешься ли ты спортом? Каким?
  2. Занимаются ли родители с тобой физической культурой?
  3. Чтобы ты хотел(а) дополнить к уроку физической культуры?

Анкетные данные помогли выявить классы с наибольшим риском, где ребёнок предоставлен сам себе, его досуг не организован. Данную проблему обсуждаем на педагогических советах, с классными руководителями, даём рекомендации на общешкольных родительских собраниях, приглашаем медицинских работников, тренеров спортивной школы с целью ознакомления родителей и детей со здоровье сберегающими технологиями.

Задача учебного предмета физическая культура: формирование навыков ЗОЖ через систему физкультурно-оздоровительных мероприятий. Основной формой является урок физической культуры. Полностью и качественно решить 3 основные задачи школьного физического воспитания: образовательную, воспитательную, оздоровительную только за счёт 2 уроков физической культуры крайне сложно, а порой и невозможно. Поэтому мы используем резервы физкультурно-оздоровительных мероприятий, внеклассную, внешкольную и физкультурно-спортивную работу. Осуществляем это вместе с учреждениями дополнительного образования. Поддерживаем связь с ДЮСШ по таким видам спорта, как лыжи, волейбол, бокс, баскетбол, карате, а также со спортивным клубом "Беркут" и аэробики. Сотрудничаем с фок "Надежда", ребята с удовольствием посещают бассейн и тренажёрный зал.

Оздоровительная роль достигается:

- организацией учебного процесса с учётом состояния здоровья школьников;

- обеспечения гигиенических условий;

Внеклассные спортивно- массовые мероприятия включают в себя такие соревнования как:

- Декада физической культуры и ОБЖ, в которую входят президентские состязания, конкурс рисунков о спорте и ЗОЖ, конкурс меткий стрелок, санитарных дружин, кросс, футбол, волейбол, баскетбол, пионербол, весёлые старты;

- Дни спорта, дни здоровья;

- Мужичёк с ноготок;

- Первенство по волейболу, баскетболу, пионерболу, футболу;

- Безопасное колесо и тд.

Спортивные праздники проводим совместно с ДОУ № 22,66, СОШ № 10,23,33, сотрудничаем с КТОСОМ № 4 и специалистами отдела физической культуры. Сборная школы успешно выступает в городских соревнованиях по волейболу, баскетболу, футболу, лёгкой атлетике, лыжных гонках и др. В школе работают спортивные секции по баскетболу, волейболу, пионерболу, лыжам, аэробике, карате, тэквондо. Школа является лауреатом городского конкурса "Лучший школьный двор". Праздники сопровождаются концертами школьного ансамбля.

В своей работе особое внимание уделяется основным направлениям развития учащихся средствами физического воспитания на основе индивидуального - дифференцированного подхода с учётом психолого-педагогических исследований. Уделяется внимание методики и технологии современного урока, обсуждаются новинки в методике проведения уроков, внеклассных мероприятий, здоровье сберегающих технологий учащихся. В центре внимания ставятся вопросы физического воспитания, здоровья детей и подростков, техники безопасности во время занятий физической культурой, проектной деятельности, подготовки к экзаменам. Большая роль отводится исследовательской работе, такой как графический анализ по технологии профессора педагогических наук Третьякова П.И 1 блок "Здоровый образ жизни и физическое совершенствование". Составлены: диаграмма состояния здоровья учащихся, графический анализ видов заболеваний учащихся, график учащихся, занимающихся физической культурой и спортом. Анкетирование учащихся с целью выяснения двигательную активность учащихся и их родителей с целью оздоровления и семейного воспитания, учёта пожеланий и выявления наиболее популярных видов спорта.

В целях совершенствования системы Олимпийского образования школьников, стимулирования изучения ими основных Олимпийских знаний, популяризации творческого труда выдающихся олимпийцев, их благородных поступков, являющихся эффективным методом воспитания подрастающего поколения, проводится конкурс лучший реферат, конкур рисунков на спортивную тему, тесты по знаниям олимпийского движения. Ежегодно ученики школы участвуют в городском конкурсе " Олимпийское образование России ". В своей работе использую научную концепцию и теории авторов: ведущего педагога профессора, доктора педагогических наук Ляха В.И, а так же профессора педагогических наук Третьякова П.И

Нажмите, чтобы узнать подробности

3.3. Задачи внеклассной работы
4.Формы внеклассной спортивно – массовой работы
4.1 Спортивные секции и кружки
4.2Спортивные соревнования
4.3.Игры, развлечения
4.4 Походы, экскурсии, прогулки
Заключение
Введение
Основными организационными центрами системы физического воспитания учащихся являются общеобразовательная школа, профессионально-технические училища и средние специальные учебные заведения.
В учебных заведениях физическое воспитание осуществляется в процессе учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, которые проводятся в соответствии с разработанными и утвержденными положениями. Одной из главных задач школы является укрепление здоровья и правильное физическое развитие учащихся. С этой целью используются различные формы: урок физической культуры, физкультминутки, спортивные секции, подвижные перемены, час здоровья, спортивные праздники, дни здоровья и спорта и тд. Ведётся совместная работа учителей физ. культуры и медицинского работника по отслеживанию состояния здоровья. Актуальность темы. К сожалению, многие родители не понимают оздоровительного значения физической культуры и спорта, не уделяют должного внимания физическому воспитанию детей. Поэтому задача преподавателей физического воспитания и тренеров – разъяснить положительное воздействие физической культуры на состояние здоровья и физическое развитие детей. Для решения такой глобальной проблемы наиболее эффективными средствами являются, прежде всего спортивно-массовые мероприятия.
На ближайшие годы первостепенным станет совершенствование действующих форм школьной физкультуры, повышение их эффективности, организационного уровня и результативности всех составляющих программу компонентов.

Внеклассная физкультурно - оздоровительная и спортивно-массовая работа решает много важнейших задач. Успешность их решения зависит от правильного, чёткого планирования и организации методической работы в школе в которой принимают активное участие (директор ОУ,

завуч-куратор, председатель методического объединения, классные руководители, медицинский работник школы, родители, совет старшеклассников, попечительский совет школы).
Только совместная работа всех звеньев управления школы даёт возможность грамотно и целесообразно организовать спортивно-массовую работу школы направленную на оздоровление школьников, приобщение их к ЗОЖ.

1. Физическое воспитание в общеобразовательной школе
При оценке значения физической культуры в школьном возрасте важно учитывать ее необходимость при решении задач общего физкультурного образования и физического развития. Необходимо исходить из того, что двигательная активность — естественная потребность растущего организма, непременное условие физического развития, укрепления

здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям. Однако специальные исследования содержания общего физкультурного образования, двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о недостаточном удовлетворении этих потребностейФизическая культура в школьном возрасте имеет особенно большое значение для формирования необходимых в жизни двигательных умений, навыков, овладения основами их практического использования в разнообразных условиях двигательной деятельности. В обучении двигательным действиям в этом возрасте можно выделить этапы, благоприятные для быстрого и полноценного освоения новых двигательных действий. В процессе направленного использования этой особенности создаются наилучшие условия для всестороннего развития двигательных качеств. Многообразная практика использования физической культуры в школьном возрасте направлена на физическое совершенствование подрастающего поколения. Вместе с тем она должна служить целям обеспечения здорового образа жизни, быта и культурного отдыха, поддержания высокого уровня работоспособности в учебных занятиях и успешного осуществления других видов деятельности. Весь процесс достижения этих целей необходимо связывать со всесторонним развитием личности.
2. Физкультурно - оздоровительная и спортивно - массовые работы в школе.
Внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа организуется на основе широкой самостоятельной деятельности школьников. Подготовка физкультурного актива, который мог бы самостоятельно руководить этой работой, его обучение и привитие организаторских навыков — задача не только учителя физической культуры, но и всего педагогического коллектива. Физкультурно-оздоровительная работа с учащимися проводится до занятий (гимнастика), во время занятий (физкультминутка и физкультпауза) и между занятиями, на переменах (игры на переменах).

2.1 Гимнастика до занятий
На учителей возлагается контроль посещаемости и выполнения упражнений. Комплекс гимнастики состоит из 6—8 упражнений и рассчитан на 10—15 минут. При их составлении и проведении придерживаются следующих методических положений:

упражнения даются в такой последовательности, чтобы активизировать большое количество мышечных групп;
первые упражнения должны тонизирующе влиять на весь организм учащихся, организовывать их;
комплексы упражнений предназначены для занятий в помещении и на открытом воздухе при учете погодно - климатических условий;
гимнастические упражнения до занятий не должны вызывать утомления, но нагрузку на организм необходимо осуществлять постоянно;
комплексы упражнений рекомендуется изменять через две недели;
к проведению и организации гимнастики до занятий привлекаются учащиеся старших классов, имеющие опыт и организаторские навыки.

предметам.
3. Спортивно-массовая работа в школе
3.1Цели
Цели организации внеклассной спортивно-массовой работы в школе :
* углубить знания школьников на основе их интересов и склонностей,
* расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта,
* достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств,
* приобщить обучающихся к регулярным тренировкам.
Спортивно-массовая работа в школе должна строиться не на отдельных
круглогодичных секциях, где занимается кучка ребят, а на массовых
соревнованиях, матчах, спортивных праздниках, днях здоровья, туристских
походах и слетах, всевозможных спортивных встречах между классами, будь то
подвижные игры, гонки на санках, настольный теннис, бадминтон, бег на коньках или футбол.
3.2 Актуальность работы
Внеклассная спортивно- массовая работа отличается от учебной тем, что:
- осуществляется на добровольных началах, а ее содержание и

формы организации определяются с учетом интересов большинства

учащихся и условий школы;
- она строится на основе широкой общественной активности

школьников, объединенных в коллектив физической культуры, при контроле и поддержке со стороны администрации, учителей, родителей, шефов;
- педагогическое руководство внеклассной работой приобретает

в большей мере инструктивно - педагогический характер, стимулирующий проявление творческой инициативы учащихся.
Зная все эти особенности организации внеклассной работы по физическому воспитанию, учитель сможет организовать её так, чтоб она была эффективной и результативной. В этом и заключается актуальность данной темы.

3.3 Задачи внеклассной работы по физическому воспитанию
Одним из видов внеклассной работы в школе является массовая физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеклассной работы:
- содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач;
- содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся;
- углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках, физической культуры;
- воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников;
- организовывать здоровый отдых учащихся;
- прививать учащимся любовь к систематическим занятиям

физической культурой и спортом.

Организация внеклассной работы
Общее руководство работой коллектива физической культуры возлагается на учителя физической культуры, а руководство кружком - на одного из учителей начальных классов. В кружок и коллектив физической культуры учащиеся вступают добровольно, для этого достаточно устного заявления.

4. Формы внеклассной работы
4.1 Спортивные секции и кружки
Спорт — это одна из основных форм организации школьников для систематических занятий физическими упражнениями. Составным элементом занятий спортом является учебно-тренировочный процесс, который осуществляется в соответствии с программами спортивных секций.
В учебных группах секции 15-20 человек.

Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).
В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах –

капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе.
Спортивные секции создаются для учащихся, желающих заниматься определенным видом спорта. Основные задачи секций:
- приобщить школьников к систематическим занятиям спортом;
- содействовать их спортивному совершенствованию в избранном

виде спорта;
- готовить их к участию во внешкольных соревнованиях;
- содействовать приобретению знаний и навыков инструкторской

работы и судейства соревнований.
Основными задачами спортивных секций в общеобразовательной и профессиональной школе являются:

- всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
- развитие индивидуальных физических способностей до высокого уровня с целью достижения спортивного успеха в соответствии с возрастом и полом;
- формирование в процессе занятий моральных и волевых качеств, привитие навыков культурного поведения;
- совершенствование организаторских способностей в спортивно-массовой и оздоровительной работе с учащимися разного возраста.

- разработка сценария, привлечение всех желающих участвовать в соревнованиях;
- создание торжественной и праздничной атмосферы;
- соблюдение традиционного ритуала открытия и закрытия соревнований;
- четкое выполнение сценария и объективное судейство;
- награждение победителей соревнований, физкультурного актива школы;
- соревнований не должна превышать двух часов.

Заключение
Учащиеся общеобразовательных школ в результате такой физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы достигают оптимального уровня физической подготовки.

Читайте также: