Как музеи помогают в учебе кратко

Обновлено: 07.07.2024

Сейчас школьные музеи становятся все более важным компонентом образовательного пространства. Почему это происходит? Зачем привлекать детей к созданию музеев? Где подсмотреть идеи? На эти и другие вопросы отвечают методисты Института содержания, методов и технологий образования (ИСМиТО) МГПУ.

Произведения искусства – в предметах быта

Лариса Чуракова, старший методист ИСМиТО МГПУ

Предложив школьнику поучаствовать в создании экспозиции школьного культурологического музея, мы поможем ему осознать ценность культурного и исторического наследия. Многие ребята даже не задумываются, насколько интересной может быть работа по составлению экспозиции этнографического или фольклорного музея: они смогут дополнительно пообщаться с представителями старшего поколения и найти пути личностного и профессионального самоопределения. И все это не в назидательной форме, а в деятельности, без лишних призывов и лозунгов, которые так не нравятся молодежи. Так как же привлечь учеников, особенно подростков, к активной музейной работе?

Первый фактор успеха – это вовлеченный, заинтересованный учитель, который будет гореть идеей, делом, результатом. Второй важный момент – это среда и коллектив. Музей должен быть открыт для всех и всегда. Третьим элементом мотивации может стать роль ребенка в работе школьного музея как равноправного партнера педагога на всех этапах – от проектирования до подведения итогов и представления результатов.

Примеры профессионального успеха в вовлечении ребят в музейное пространство и даже в создании школьного этнографического музея можно найти в библиотеке Московской электронной школы. Так, педагоги столичной школы №2200 решили, что для более глубокого погружения в культурные истоки ребят, занимающихся в фольклорном ансамбле, нужно открыть музей декоративно-прикладного искусства. К составлению экспозиции учителя привлекли детей и их родителей. О том, как создавался музей, об отдельных его экспонатах педагоги рассказывают в трех видеороликах, представленных в библиотеке МЭШ:

Для кого-то из педагогов эти материалы станут методическим подспорьем в организации музейной работы, а кого-то натолкнут на идею нового видеосюжета, который будет полезен всем пользователям библиотеки МЭШ.

Память разных эпох и поколений

Сергей Щербаков, методист ИСМиТО МГПУ

Погружение в историю района

Эдуард Яралов, старший методист ИСМиТО МГПУ

Изучение родного края – важнейшая задача школьной географии. Знание особенностей места своего проживания дает как понимание особенностей локальной географии, так и представление о географических процессах и явлениях на примере родных мест.

Уже давно во многих школах организованы школьные краеведческие музеи. Их немаловажной составляющей является не только наличие военно-патриотического аспекта, но и отражение особенностей географии того места, в котором находится школа. Памятники природы, главные природные объекты территории и даже особенности рельефа – все это может быть представлено в экспозиции школьного музея.

Создание школьного музея – это не труд специалистов в области музеестроения. Он не должен быть местом, куда учащиеся просто приходят посмотреть на экспозиции, или комнатой, в которой иногда проводятся уроки. Процесс создания детьми краеведческих экспозиций совместно с учителем и взаимодействие с ним не только в качестве посетителей, но и экскурсоводов, глубоко погрузит каждого в изучение географии родного края. Это правильно, потому что никто не знает музей лучше, чем его создатели и экскурсоводы.

Великие открытия вместе со знаменитыми учеными

Елена Арефьева, старший методист ИСМиТО МГПУ

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Углубленное знакомство ребят с отечественной историей, деятельностью замечательных людей оказывает непосредственное воздействие на формирование их жизненных идеалов, помогает найти образец для подражания, вызывает искреннее, глубокое переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные во время поиска и в ходе музейной работы знания и навыки оказываются полезными и нужными, какую бы профессию в будущем ни избрали школьники.

Материалы из школьного музея систематически привлекаются на уроках истории, обществознания , литературы, на классных часах.

Музейные средства привлекаются при подготовке и проведении тематических вечеров. В их программу включаются: исторические и литературно-музыкальные композиции, посещение школьного музея, осмотр специально подготовленной музейной выставки.

Школьный музей — широкое поле творчества учащихся и педагогов. Организация и деятельность школьных музеев в значительной мере связана с краеведением.

Можно выделить три уровня краеведческой работы школьников:

1. Получение учащимися готовых знаний о крае, сообщаемых учителем или учебным пособием.

3. Изучение школьниками родного края в процессе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес.

Педагогу необходимо четко различать и держать в поле зрения все эти уровни школьного краеведения, видеть их единство и связи, пути перехода от элементарных форм к более сложным и совершенным. Это является важным условием правильной постановки поисковой и собирательской работы учащихся, эффективного использования краеведения в обучении и воспитании школьников.

Таким образом, урочная и внеклассная, внеучебная деятельность школьного музея — единое целое и вместе с тем часть, компонент системы воспитания учащихся, и в целом всей учебно-воспитательной работы школы. Весьма широк спектр методических приемов и форм деятельности музея. Разнообразны источники, к которым обращаются учащиеся в процессе этой работы, материалы основного и вспомогательного фондов школьного музея, учебная, научно-популярная, справочная, мемуарная и художественная литература. Музей открывает перед учителем новые возможности для реализации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию школьников с учетом их подготовки, возраста, интересов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Роль школьных музеев в системе гражданско-патриотического воспитания

Статья посвящена работе в музее имени Героя Российской Федерации Г.П.Лячина, капитана погибшего в 2000 году атомного крейсера "Курск". В центре внимания автора вопросы музейной педагогики, позволяющей.


Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия.

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея.

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея.


Роль школьного музея в воспитательном процессе

Материал содержит два текста выступления на МО учителей истории о музейной педагогике.


Статья " Роль краеведческих музеев в образовательном процессе"


Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Коломиец Наталья Александровна

Учитель истории, обществознания

с. Новозаведенного, Георгиевского района

Роль музеев в духовно-нравственном воспитании учащихся.

Истинная нравственность растет из сердца

при плодотворном содействии светлых лучей разума.

Ее мерило — не слова, а практическая деятельность.

Проблема духовно-нравственного воспитания учащихся, на сегодняшний день, является одной из наиболее важных и актуальной в современной школе. Во многом это связано с выявлением и сохранением накопленных лучших традиций в воспитании подрастающего поколения, обновлением самой системы образования, внедрением и проектированием новых технологий.

Лучшее место в модернизации духовно-нравственного воспитания учащихся современной школы отводится музеям. Их роль стала значительно возрастать. В нашем Георгиевском районе 18 общеобразовательных школ и не каждая может поделиться опытом становления школьного музея. Всего их в школах района – 3. А ведь они являются и должны являться одним из средств духовно-нравственного воспитания школьников.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

– любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

– уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

– ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

Учитывая данные теоретические позиции, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи должны служить школьные музеи, деятельность которых направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач школьного музея. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

Школьный музей МБОУ СОШ № 23с. Новозаведенного ещё очень молод, ему 2 года. Формирование его, как средства нравственного воспитания находится ещё в процессе становления, однако это не мешает вести активную воспитательную работу среди учащихся школы.

Наш музей работает по двум направлениям: история и этнография.

Поисково-исследовательской деятельностью музейная комната занималась с самого начала своего существования. Тогда в качестве главной задачи была поставлена цель – сбор воспоминаний ветеранов и тружеников тыла Великой Отечественной войны. Накопляемые сведения были оформлены в соответствующих альбомах, которые сегодня хранятся наряду с книгой Памяти в экспозиции музейной комнаты и используются при проведении экскурсий. Большая работа проводится по комплектованию фонда.

Особое место в школьном музее занимает экспозиция картин нашего художника, поэта выпускника нашей школы – Зиновьева И.А., который любезно передал в дар более 10 картин с пейзажами родных мест.

О работе школьного музея известно на селе. Всё больше жителей проявляют интерес, несут очень ценные и дорогие сердцу экспонаты, часто очень древние вызывающие неподдельный интерес у учащихся и учителей школы.

Как вы заметили, формы нашей работы достаточно разнообразны: стали традиционным акции милосердия, выставки, конкурсы, праздники, музейные уроки. Все это позволяет сделать работу музейной комнаты интересной для учащихся и способствует их духовно – нравственному воспитанию. Именно с любви к своей малой Родине начинается любовь к своему Отечеству, России и этому всецело способствует практическая деятельность школьного музея.

Критерии и показатели эффективности школьного музея как средства патриотического воспитания школьников

Развитие музейных экспозиций.

Рост музейной активности (мероприятия музея в системе патриотического воспитания в школе).

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

2.Уровень интеграции музея с учебно-воспитательным процессом.

Развитие форм совместной работы музея с педагогами и школьниками.

Позитивная оценка работы музея участниками образовательного процесса.

3.Результативность работы по воспитанию школьников.

Рост объема знаний, на основе которых формируются нравственные ценности личности (интеллектуальный уровень).

Оценочно-эмоциональный, мировоззренческий и поведенческий уровни сформированности нравственности школьников.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Читайте также: