Объект исследования какое направление готовности ребенка к школе является предметом исследования

Обновлено: 03.07.2024

Подготовка ребенка к школе, школьному обучению является одной из важнейших проблем детской психологии. Поступление ребенка в школу чаще всего является для него серьезным испытанием. Тем более, что в последнее время в нашей стране растет количество школ, предъявляющих повышенные требования к уровню подготовки поступающих в них детей. Если своевременно не будут учтены индивидуальные особенности ребенка, уровень его подготовленности к обучению в школе, то существенно возрастает риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учебе и т. д. Напротив, выявление недостаточной сформированное отдельных психических функций, с одной стороны, соответствует основной задаче возрастно-психологического консультирования (контроль за ходом психического развития ребенка), а с другой -значительно способствует организации подготовительной коррекционно-развивающей работы с детьми, повышает осведомленность родителей и, тем самым, позволяет решать задачи психологической профилактики детских проблем.

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

Для оценки состояния школьной зрелости используются многообразные методы:

- тестовые батареи, предназначенные для диагностики интеллектуального развития (тест Д. Векслера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра);

- тесты и диагностические комплексы, определяющие общую готовность к школьному обучению (методика определения готовности к школе Л. Я. Ясюковой);

- методики, направленные на определение уровня сформированное отдельных психических функций как предпосылок успешной учебной деятельности.

Комплексная оценка готовности ребенка к школе включает готовность к принятию новой социальной роли ученика, готовность к освоению учебной деятельности, готовность к взаимодействию с новым социальным окружением, оценку степени физиологической зрелости организма.

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности). Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) - все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.

Для исследования психомоторной готовности можно использовать следующие методики:

Для исследования интеллектуальной готовности можно воспользоваться следующими методиками:

- заучивание 10 слов;

- тест школьной зрелости Керна - Йирасика;

- прогрессивные матрицы Равена.

Компьютерные технологии в системе дошкольного образования. Психологические и гигиенические требования к использованию компьютерно-игровых комплексов в системе дошкольного образования

Под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.




Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование компьютерных игр в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Особое значение для подготовки возможности свободно и с пользой применять компьютер имеет игра, поэтому компьютеры в детском саду необходимо использовать в первую очередь как средство игры. Специальные исследования, проведённые психологами и педагогами, показывают, что способности ребёнка, обеспечивающие его самостоятельную игру с компьютером, формируются задолго до того, как он сел за компьютер. Ребёнок, если компьютерная программа ему понятна, легко принимает её в свою игру.

Компьютерно-игровой комплекс включает компьютерный зал (помещение, где педагоги проводят игры и занятия с детьми на компьютерах), зал для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских и других игр, комнату психологической разгрузки, основанную по типу зимнего сада.

Детское учреждение, имеющее КИК, должно быть укомплектовано кадрами воспитателей со специальным образованием, иметь в штате воспитателя-методиста, желательно с базовым дошкольным или психологическим образованием. Если на этой должности работает преподаватель информатики, ему необходимо учитывать специфику дошкольного воспитания. Нельзя устанавливать компьютеры непосредственно в групповых помещениях или тесных комнатах.

Игра в детском саду, имеющем компьютерно-игровой комплекс, должна быть предметом особой заботы педагогического коллектива. Благодаря развитой игровой деятельности ребёнок самостоятельно учится активно использовать свои знания, представления, впечатления. Инициативно применяя свой опыт, ребёнок приобщается к творчеству.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым переносом на него реального значения, а реальное действие – игровым, т.е. замещающим его действием, лежит в основе формирования осмысленного оперирования символами на экране компьютера.

Использование компьютера в игре создаёт условия, при которых ребёнок начинает постепенно осознавать (рефлексировать) способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.

Подготовка ребенка к школе, школьному обучению является одной из важнейших проблем детской психологии. Поступление ребенка в школу чаще всего является для него серьезным испытанием. Тем более, что в последнее время в нашей стране растет количество школ, предъявляющих повышенные требования к уровню подготовки поступающих в них детей. Если своевременно не будут учтены индивидуальные особенности ребенка, уровень его подготовленности к обучению в школе, то существенно возрастает риск возникновения трудностей в адаптации к школе, проблем в учебе и т. д. Напротив, выявление недостаточной сформированное отдельных психических функций, с одной стороны, соответствует основной задаче возрастно-психологического консультирования (контроль за ходом психического развития ребенка), а с другой -значительно способствует организации подготовительной коррекционно-развивающей работы с детьми, повышает осведомленность родителей и, тем самым, позволяет решать задачи психологической профилактики детских проблем.

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

Для оценки состояния школьной зрелости используются многообразные методы:

- тестовые батареи, предназначенные для диагностики интеллектуального развития (тест Д. Векслера; тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра);

- тесты и диагностические комплексы, определяющие общую готовность к школьному обучению (методика определения готовности к школе Л. Я. Ясюковой);

- методики, направленные на определение уровня сформированное отдельных психических функций как предпосылок успешной учебной деятельности.

Комплексная оценка готовности ребенка к школе включает готовность к принятию новой социальной роли ученика, готовность к освоению учебной деятельности, готовность к взаимодействию с новым социальным окружением, оценку степени физиологической зрелости организма.

Мотивационную готовность можно выявить, беседуя с ребенком о школе, наблюдая за предпочитаемыми занятиями (например, предпочтение спонтанной игровой деятельности ребенком старшего дошкольного возраста может свидетельствовать о мотивационной неготовности к учебной деятельности). Если ребенок задает вопросы о школе, играет в школу (и при этом предпочитает роль ученика, а не учителя), если для ребенка значима положительная оценка взрослого, и он старается ей соответствовать, если ребенок любит рассматривать книги, лепить, рисовать и может это делать достаточно длительное время (15-30 минут) - все это свидетельство развивающейся мотивации к школьному обучению.

Для исследования психомоторной готовности можно использовать следующие методики:

Для исследования интеллектуальной готовности можно воспользоваться следующими методиками:

- заучивание 10 слов;

- тест школьной зрелости Керна - Йирасика;

- прогрессивные матрицы Равена.

Компьютерные технологии в системе дошкольного образования. Психологические и гигиенические требования к использованию компьютерно-игровых комплексов в системе дошкольного образования

Под информационными технологиями для дошкольного учреждения следует понимать не только компьютер, но и интерактивную доску, мультимедийный проектор, ноутбук, а также более привычные всем телевизор и немного теряющий свои позиции видеомагнитофон. Фотоаппарат, видеокамера, магнитофон, сканер и принтер тоже могут помочь в освоении информационных технологий, увеличивая их возможности и делая этот процесс более полным.

Современные информационные технологии в дошкольном образовании позволяют не только узнавать много нового, но и выявить и укрепить интерес детей к обсуждаемой теме. Они изменяют методы представления информации. Информационные технологии позволяют создать увлекательное познавательное занятие.

Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.

Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира - это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

Использование компьютерных игр в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития старших дошкольников. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности выглядит очень естественным, с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. В игре ребенок оперирует своими знаниями, опытом, впечатлениями, отображенными в общественной форме игровых способов действия, игровых знаков, приобретающих значение в смысловом поле игры.

Особое значение для подготовки возможности свободно и с пользой применять компьютер имеет игра, поэтому компьютеры в детском саду необходимо использовать в первую очередь как средство игры. Специальные исследования, проведённые психологами и педагогами, показывают, что способности ребёнка, обеспечивающие его самостоятельную игру с компьютером, формируются задолго до того, как он сел за компьютер. Ребёнок, если компьютерная программа ему понятна, легко принимает её в свою игру.

Компьютерно-игровой комплекс включает компьютерный зал (помещение, где педагоги проводят игры и занятия с детьми на компьютерах), зал для дидактических, сюжетно-ролевых, режиссёрских и других игр, комнату психологической разгрузки, основанную по типу зимнего сада.

Детское учреждение, имеющее КИК, должно быть укомплектовано кадрами воспитателей со специальным образованием, иметь в штате воспитателя-методиста, желательно с базовым дошкольным или психологическим образованием. Если на этой должности работает преподаватель информатики, ему необходимо учитывать специфику дошкольного воспитания. Нельзя устанавливать компьютеры непосредственно в групповых помещениях или тесных комнатах.

Игра в детском саду, имеющем компьютерно-игровой комплекс, должна быть предметом особой заботы педагогического коллектива. Благодаря развитой игровой деятельности ребёнок самостоятельно учится активно использовать свои знания, представления, впечатления. Инициативно применяя свой опыт, ребёнок приобщается к творчеству.

Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым переносом на него реального значения, а реальное действие – игровым, т.е. замещающим его действием, лежит в основе формирования осмысленного оперирования символами на экране компьютера.

Использование компьютера в игре создаёт условия, при которых ребёнок начинает постепенно осознавать (рефлексировать) способы своих действий, направленных на решение возникшей игровой задачи, создаваемой им самим на экране компьютера. Осознание способа своего действия в процессе решения задачи является основой возникновения у детей теоретического мышления.


Ключевые слова: готовность к обучению в школе, подготовка к школе, дошкольный возраст.

Поступление ребенка в школу является одним из важных этапов его жизни, так как происходит резкая смена социальной ситуации, условий жизни ребенка, ведущего вида деятельности, требований к его личности.

Проблемой подготовки детей к обучению начали озадачиваться во второй половине XVIII в. под влиянием просветительского движения на Западе, когда под руководством И. И. Бецкого стали организовываться различные учебные заведения и воспитательные дома [7].

Так же следует отметить Ж. Ж. Руссо с его демократическими идеями о сенсорном воспитании ребенка и предоставлению детям большей самостоятельности [4].

Стоит упомянуть и о педагогической системе К. Д. Ушинского как о значимом и богатом наследии России. Его педагогические взгляды обеспечили связь обучения и воспитания, включающую в себя ценные идеи об особенностях психического развития детей, идеи об активности и деятельности в раннем возрасте, идеи о необходимости изучения детских игр, педагогическом значении сказок и т. д.

О значении труда и игр в воспитании у дошкольников сосредоточения внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости, творчества, совершенствования органов чувств, мыслительных операций (анализ, синтез, сравнения и т. д.), как о признаках готовности и способности к обучению говорит А. С. Макаренко.

Позже идеи К. Д. Ушинского о связи воспитания и обучения стал развивать А. В. Запорожец примерно в 75х гг. XX века. Ученый создал концепцию амплификации детского развития, указывая на явления акселерации и пластичности психики ребенка, тем самым предостерегая от форсирования реформы 1884 года о начале школьного обучения с 6-ти летнего детского возраста, доказывая, что не все дети к этому возрасту исчерпали возможности развития в рамках специфических детских видах деятельности [8]. Как считал автор, готовность к обучению в школе формируется неоднородно и достаточно большое количество детей достигает ее лишь к 7-ми летнему возрасту, вследствие чего период 6–7 лет у ребенка является наиболее важным в подготовке дальнейшему систематическому школьному обучению и адаптации к школе.

В СССР интерес к проблеме обучения детей в возрасте шести лет возник еще в рамках системы дошкольного образования в 20–30 годы. Тогда представители отечественной дошкольной педагогики (П. П. Блонский, Е. И. Тихееа и др.) включали в содержание образовательной работы в детском саду обучение детей грамоте, счету, ознакомление с простейшими геометрическими формами и телами. При этом, отмечалось плодотворное влияние раннего систематического обучения на их общее развитие и основная масса дошкольников поступала в школу с навыками чтения, что давало возможность для умственного развития детей [7].

Отметим, что одним из критериев поступления ребенка в первый класс является, так называемый паспортный возраст, что укреплялось в странах Западной Европы и России еще с XVII века. Это происходило в связи с переходом от индивидуального обучения к классно-урочной системе, которая требовала примерно одинакового исходного уровня развития и знаний обучаемых. Но надо сказать, что данный критерий не может являться безоговорочно истинным, поскольку у детей одного возраста очень часто наблюдаются большие различия в уровне общего развития, их подготовленности к систематическому обучению и адаптационным механизмам к школе [7].

На современном этапе развития образовательной системы дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. В связи с этим проблема качественной подготовки дошкольников к школьному обучению выходит на новый уровень и приобретает особое значение.

В настоящее время дошкольные образовательные организации строят свою деятельность с опорой на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее — ФГОС ДО). В государственном стандарте определены целевые ориентиры дошкольного образования, которые выступают в качестве психолого-педагогической и социально-возрастной характеристики достижений дошкольников по окончании детского сада. Одним из направлений работы по ФГОС ДО является формирование и развитие у воспитанников интеллектуального потенциала и личностных качеств, а также предпосылок учебной деятельности [10].

По ФГОС ДО, целевые ориентиры отражают содержание готовности дошкольника к обучению в школе и характеризуются овладением начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, о произведениях детской литературы, математики, живой природы. Способностью ребенка к проявлению инициативы, любознательности и самостоятельности в разных видах деятельности. Умением проявлять волевые усилия, следовать социальным нормам и правилам в процессе деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены. Формированием положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, толерантного отношения, чувства эмпатии к окружающему. Активным взаимодействием со сверстниками и взрослыми, участием в совместных играх, подчинением правил игры, а так же умением договариваться, учитывая интересы и чувства других, способностью разрешать конфликтные ситуации адекватно. Формированием воображения, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре. Развитием соподчинения мотивов, умением строить речевое высказывание в ситуации общения, способностью к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения [10].

Установлено, что подготовка дошкольников к школьному обучению многогранная задача, которая охватывает разные стороны развития ребенка, а готовность детей к школьному обучению должна соответствовать такому уровню их развития, который способен освоить школьную программу при соответствующих условиях обучения.

Проблема подготовки детей к обучению в школе получила отражение в зарубежной педагогики, представителями которой являются: J. V. Atkinson, N. Armstrong, E. K. Beller, S. Strebel, A. Kern, D. E. Evans и др., и в трудах отечественных ученых и педагогов практиков: Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. Е. Кравцова, М. И. Лисина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.

Компоненты готовности к школе выделяет А. И. Запорожец, определяя их как мотивация, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности и степень сформированности механизмов волевой регуляции действий. Ученый считал, что готовность к школе включает характеристики кризисного развития и комплекс новообразований стабильного и кризисного периодов.

По мнению Д. Б. Эльконина, в определении готовности к школе важны такие аспекты, как произвольность, владение знаково-символическими средствами и навык принятия позиции, мнения другого человека.

Основным показателем, при характеристике психологической готовности дошкольников к обучению в школе, по мнению М. И. Лисиной, является уровень развития ситуативно-личностного общения. Выделяются три сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития этих сфер будет определяющим в степени готовности к школе.

Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья, с точки зрения В. Д. Шадрикова составляют фундамент школьной готовности: психологической, физиологической, социальной, личностной.

 произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;

 уровень сформированности семиотической функции;

 личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др.

По мнению таких авторов, как Л. Е. Журова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова, готовность к школе определяется тремя компонентами:

 физической готовностью (здоровье ребенка);

 интеллектуальной готовностью (состояние сенсорного развития, состояние познавательных процессов, умственное и речевое развитие);

 личностной готовностью (ориентировка в окружающем мире, отношение к школе, самостоятельность ребенка, его активность, инициатива, потребность в общении, умение установить контакт со сверстниками и взрослыми). Все эти компоненты взаимосвязаны между собой.

Центральным психологическим новообразованием, которое может обеспечить готовность к обучению в школе — является воображение, отмечает Е. Е. Кравцова [5].

Как отмечает В. Р. Овчарова, готовность ребенка к обучению в школе будет определена его зрелостью в физиологическом и социальном отношении, а так же дошкольник должен приобрести определенный уровень умственного и эмоционально-волевого развития.

В структуру готовности к школе Т. И. Бабанова включает такие компоненты как: эмоционально-ценностный, содержательно-деятельностный, контрольно-регуляторный, которые отражают наиболее значимые стороны личностного развития дошкольников на пороге поступления в школу. Важным, при формировании готовности ребенка к школе является обогащение детского опыта, проявление субъектной позиции будущего первоклассника в познавательной деятельности и сфере общения.

В понимании Н. В. Нижегородцевой готовность к обучению в школе является интегральным (системным) свойством детской индивидуальности, включенной в систему образования, которое проявляется и развивается в процессе учебной деятельности под влиянием целенаправленного обучения и отражает общее (всеобщее), особенное и единичное в индивидуальном развитии учащегося на всех ступенях образования.

Взгляд Н. И. Селиверстовой на проблему готовности к школе отражает мысль о том, что «Наличие тех или иных конкретных знаний у ребенка не может служить критерием его готовности к школе. Более адекватный подход к установлению готовности ребенка к школе состоит в степени развития основных психических функций: восприятия, памяти, внимания, воли и т. д”.

В научных исследованиях выделены следующие вариации готовности:

 общая готовность и специальная готовность (С. А. Козлова, Т. А. Куликова, Л. А. Парамонова, Е. А. Журова, Л. Н. Невская и др.);

 психологическая готовность (Н. И. Гуткина, А. Л. Венгер, Е. Е. Кравцова, Чуганова К. Е., Н. И. Селиверстова; В. Д. Шадриков);

 интеллектуальная или умственная готовность (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. С. Мухина, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова и др.);

 эмоционально-волевая готовность или нравственно-волевая готовность (Д. Б. Эльконин; Т. И. Бабаева, М. А. Гринева, В. И. Логинова, Р. С. Буре, С. А. Козлова и др.);

 личностная готовность или мотивационно-личностная готовность (Л. И. Божович, Л. Г. Голубева, В. И. Ковалько, Р. В. Овчарова, Т. И. Бабаева; М. И. Кузнецова, Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева и др.);

 социальная готовность, социально-психологическая готовность или социально-личностная готовность (М. И. Лисина, Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков, Л. В. Ивановская, Л. В. Ковалёва, Л. И. Божович, В. Г. Гаврилова, Г. Н. Марченко и др.);

 физиологическая или физическая готовность (Г. Г. Попов, Р. В. Овчарова, Л. Е. Журова, В. Д. Шадриков, Н. Д. Горелик, С. П. Ефимова и др.).

Основные термины (генерируются автоматически): школа, школьное обучение, готовность, обучение, дошкольное образование, уровень развития, проблема подготовки детей, ребенок, учебная деятельность, детский сад.

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ.

ВложениеРазмер
proekt_roo_g.s.docx 25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Организация процедуры исследования

Целью моего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка формирования психологической готовности детей к школе в условиях образовательной среды в ДОУ.

Объект исследования: дети подготовительной группы № 1

Предмет исследования: психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Задачи практического исследования:

отбор методик диагностики психологической готовности детей к обучению в школе;

проведение исследования сформированности психологической готовности к школе старших дошкольников;

проверка эффективности программы формирования психологической готовности детей к школьному обучению в условиях образовательной среды в ДОУ;

анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, сформулировать вывод на основании полученных результатов экспериментального исследования;

В исследовании принимают участие воспитанники подготовительной группы № 1в общем количестве 24 человека.

Возраст воспитанников: 6-7 лет.

В качестве диагностического инструментария мы использовали программу по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению, разработанной Н. И. Гуткиной. Диагностическая программа состоит из трех основных блоков (мотивационная сфера, произвольная сфера, интеллектуальная и речевая сфера), каждый из которых включает в себя несколько методик. Описание методик дано в констатирующем этапе исследования и в приложениях.

Описание методик и результаты исследования

Методика направлена на определение доминирования познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка .

В комнату, где на столике выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, приглашают ребенка и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает ему послушать сказку. Ребенку читают интересную для его возраста сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и воспитатель спрашивает ребенка, что ему в данный момент больше хочется — поиграть с выставленными на столике игрушками или дослушать сказку до конца.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Методика представляет собой экспериментальную беседу и направлена на выявление внутренней позиции школьника.

Внутренняя позиция школьника - это новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.

Беседа состоит из 12 вопросов

Вопрос № 7: Почему ты хочешь идти в школу?

Вопрос № 8: Стараешься ли ты выполнить работу, которая у тебя не получается, или ты бросаешь ее?

Вопрос № 10: Если тебе разрешат дома пользоваться школьными принадлежностями, а школу разрешат не ходить, тебя это устроит?

Вопрос № 11: Если ты сейчас с ребятами будешь играть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

Вопрос № 12: В игре в школу, что тебе хочется, чтобы было длиннее: урок или перемена?

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из геометрических фигур и элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.

Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец.

Инструкция к анализу и обработке результатов методики дана в

В связи с тем, что дети 5,5 – 6 лет редко получают оценку 0 баллов из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию, для наших испытуемых мы приняли следующую оценочную шкалу: 0–2 балла – хорошее выполнение, 3–4 – удовлетворительное, 5–7 – неудовлетворительное.

Методика представляет собой игру, позволяющую выявить умение ребенка действовать по правилу, что невозможно без произвольного внимания, произвольной памяти и произвольной регуляции деятельности.

Методика представляет собой игру с правилами, позволяющую определить обучаемость ребенка и применение им при решении задач операции обобщения (эмпирического и теоретического).

Цель: определение уровня развития операции обобщения, проследить применение им при решении задач введенного правила, которое ранее не встречалось.

Методика предложена А. Н. Бернштейном, но инструкция и порядок ее проведения несколько изменены.

В качестве экспериментального материала используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить правильную последовательность событий и составить по картинкам рассказ, что невозможно без достаточного развития логического мышления и способности к обобщению. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т. д.

Задание состоит из двух частей: 1)выкладывание последовательности картинок; 2) устный рассказ по ним.

Порядок интерпретации результатов и стимульный материал к методике даны в приложении 6.

Методика представляет собой игру, позволяющую проверить фонематический слух ребенка. Хороший результат в ней невозможен без произвольного внимания и произвольной регуляции деятельности.

Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук надо искать, после чего воспитатель называет испытуемому различные слова, а тот должен сказать, есть или нет разыскиваемый звук в слове.

Предлагается поочередно искать звуки: "о", "а", "ш", "с".

"о"кошка, стул, почта, карандаш, сок

"а"палка, сук, лампа, ведро, сталь

"ш"шалаш, тетрадь, штаны, камень, шелест

"с"свисток, пенал, светофор, луна, сеть

Все слова необходимо произносить очень четко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить испытуемому, чтобы он сам произнес вслед за экспериментатором слово и послушал его. Можно повторить слово несколько раз.

На бланке фиксируются правильные и ошибочные ответы, а затем анализируется способ выполнения задания. Так, например, бывают дети, которые подряд на все слова отвечают, что искомый звук в них есть. В этом случае правильные ответы надо рассматривать как случайные. То же самое, если ребенок считает, что нигде нет разыскиваемого звука.

Высокий уровень. Если испытуемый не допустил ни одной ошибки, то считается, что задание выполнено хорошо.

Средний уровень. Если допущена одна ошибка, то считается, что задание выполнено средне.

Низкий уровень. Если допущено более одной ошибки, то задание выполнено плохо.

Коррекционно-формирующий этап исследования

Цель данных занятий – подготовить старших дошкольников к успешному обучению в школе путем развития интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой компонентов психологической готовности.

Данные мероприятия направлены на развитие психологической готовности. Занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, созданию дружеской атмосферы в группе; развивают внимание, память, логику, расширяют кругозор ребенка, развивающие навыки. Игровые занятия помогают ребенку принять роль ученика, формируют эмоционально положительное отношение к школе, повышают мотивацию к учебной деятельности.

Структура занятий по психологической подготовке детей к школе состоит из следующих этапов:

1 часть – развитие мелкой моторики;

2 часть – развитие мышления;

3 часть – развитие речи;

4 часть – развитие памяти;

5 часть – развитие внимания;

6 часть – снятие эмоционального напряжения, релаксация.

Вначале даются игры и упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, прописывание узоров, а затем букв в тетради. Далее идут игры и упражнения на развитие познавательных процессов.

В заключительной части каждого игрового занятия проводится церемония прощания – рефлексия. Совместное обсуждение и переживание как положительных, так и отрицательных эмоций объединяет детей, порождает у них желание поддерживать друг друга.

Развитие координированных движений мелких мышц, составляющих кисть руки необходимо для того, чтобы ребенок писал правильно, красиво и легко. Развитие тонкой моторики стимулирует развитие интеллектуальных способностей в целом.

подготовить руку к овладению безотрывным письмом (развивать тонкую моторику пальцев руки и мышцы кисти);

научить детей ориентироваться в пространственных категориях: право-лево, вверх-низ;

упражнять в написании печатного шрифта.

Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предмета; синтез различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т.д.

содействовать развитию наглядно-образного мышления;

развивать сообразительность, любознательность;

развивать мыслительные операции;

развивать логическое мышление;

учить выделять существенные признаки.

Любой язык, несмотря на свои индивидуальные различия, имеет следующие компоненты: фонетика, лексика, грамматика. Когда мы говорим о развитии речи дошкольника, становление языковой системы которого еще не закончено, то понимаем под этим совершенствование всех указанных компонентов языковой системы.

расширять и активизировать словарный запас;

пополнять запас знаний и сведений;

развивать воображение, фантазию;

побуждать детей задавать вопросы на интересующие их темы.

Педагог должен научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность.

развивать непроизвольную и произвольную память;

развить зрительную и слуховую память.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть непременно интересны для ребенка. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий, предполагающих удержание внимания волевым усилием. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

развивать сенсорное внимание:

развивать слуховое внимание;

развивать моторно-двигательное внимание.

Существенный момент мотивационной готовности к школьному обучению – произвольность поведения и деятельности, т.е. возникновение у ребенка потребностей и мотивов такой структуры, при которой он становится способным подчинять свои непосредственные импульсивные желания сознательно поставленным целям.

развивать познавательные мотивы учения (пробуждать у ребенка познавательный интерес; расширять кругозор детей)

способствовать формированию социальных мотивов учения (способствовать формированию у детей положительного образа школы и положительного образа ученика; создавать у детей установку, что пока они маленькие, они не ходят в школу, а в школу принимают только тех детей, кто становится постарше и хочет серьезно учиться, как взрослые).

На каждом занятии проводится психомышечная тренировка для снятия мышечного и эмоционального напряжения. В этой части занятия дети могут поделиться тем, что им понравилось или не понравилось, что для них было тяжело, а что легко, похвалить себя за проделанную работу.

Совместно с занятиями мы использовали следующие формы работы:

Игровой метод. Включает в себя дидактические игры .

Беседы с детьми, обсуждение психологических ситуаций.

Словесные и подвижные игры, релаксационные упражнения.

Наглядные формы работы с родителями. Разработка памяток и оформление информационных стендов.

План работы с родителями

Важной составляющей работы с детьми по подготовке к школе является всестороннее взаимодействие с родителями. План работы предусматривал проведение консультаций, оформление информационного стенда по проблемам подготовки ребенка к школе, подготовку и раздачу информационных буклетов и листовок.

Обучение ребенка в начальной школе – первая и очень значительная ступень в его школьной жизни, начало нового, очень важного периода его развития. От степени школьной зрелости и уровня психологической подготовленности к школе во многом зависит дальнейшее обучение ребенка, развитие его как субъекта учебного процесса, формирование его отношения к школе и личностное развитие в целом. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности :

В последние годы теоретические положения о психологической готовности к обучению в школе всё более операционализируются в виде создаваемых психодиагностических методик. Необходимо учитывать, что готовность к школе – это некоторое состояние психического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.

Объект исследования : дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования : психологическая готовность к школьному обучению.

Цель исследования : изучить особенности психологической диагностики готовности детей к школьному обучению.

Задачи исследования :

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

3. Охарактеризовать основные аспекты школьной зрелости;

4. Определить критерии психологической готовности к обучению и адаптации к школе;

5. Апробировать диагностику исследования психологической готовности к школьному обучению;

6. Сформулировать рекомендации родителям по развитию психологической готовности к школе.

Новизна исследования заключается в подборе комплекса методик для диагностики психологической готовности детей к школе.

Степень и уровень разработанности проблемы.

Методы исследования : теоретические и эмпирические методы исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в осуществлении обобщения научных данных о психологической готовности детей к школьному обучению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в настоящем исследовании результаты выступают основой для практических рекомендаций по руководству развития психологической готовности ребенка к школе, могут использоваться при составлении программ по коррекции различных аспектов школьной зрелости старших дошкольников, служить основой для организации работы по психолого-педагогическому просвещению педагогов и родителей, обеспечению преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

Отличительной чертой подхода многих отечественных психологов к проблеме готовности детей к школе является выделением мотивационной и социальной сфер личности в качестве ведущих, особо значимых.

Психофизиологический аспект зрелости характеризуется состоянием основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Интеллектуальный аспект зрелости определяется уровнем развития когнитивных функций, определенной широтой представлений, речевым развитием и познавательной активностью. Личностный аспект школьной зрелости включает наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности, совокупность определенных характеристик волевой, эмоциональной сфер и сферы самосознания ребенка, необходимых для успешного освоения учебной деятельности.

Проблема готовности детей 6-7 лет к обучению и адаптации к школе

От уровня готовности детей к школьному обучению во многом зависят особенности протекания периода адаптации к школе. В отличие от физиологической адаптации, происходящей автоматически, психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления. Школьная зрелость во многом обусловливает вхождение ребенка в школьную жизнь, его отношение к школе и успешность обучения.

Затруднения, возникающие вследствие недостаточной сформированности готовности к школьному обучению, могут приводить к школьной дезадаптации. Проявления школьной дезадаптации неуспех в учебной деятельности и неспособность к адекватному поведению могут закрепляться и способствовать возникновению школьных неврозов.

Таким образом, готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости можно рассматривать как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Организация и проведение диагностического обследования по сформированности психологических предпосылок овладения учебной деятельностью.

Данное исследование проходило на базе ДОУ "Журавушка". В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста, среди которых 6 мальчиков и 6 девочек. Критериями отбора детей являлись : 1) возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; 2) отсутствие отклонений в развитии; 3) половой признак (6 мальчиков,6 девочек).

Цель: выявление умения внимательно слушать и точно самостоятельно выполнять указания взрослого.

Оборудование: тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками для каждого ребенка.

Экспериментатор напоминает дошкольникам, где право, где лево, показывает образец рисования узора.

Рисуем следующий узор. Поднимите карандаши, теперь поставьте карандаши на следующую точку. Психолог диктует узор. Аналогично рисуются и другие узоры.

Обработка результатов. Анализируя результаты выполнения задания, требуется порознь оценивать: а) действия под диктовку и правильность самостоятельного продолжения узора. Оценивается умение ребенка внимательно слушать и четко выполнять указания учителя, не отвлекаясь на посторонние раздражители; б) степень самостоятельности учащегося в учебной работе. В обоих случаях можно ориентироваться на следующие уровни выполнения:

Высокий уровень. Оба узора (не считая тренировочного) в целом соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень. Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки; или один узор сделан безошибочно, а второй не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего. Один узор частично соответствует диктуемому, другой не соответствует.

Низкий уровень. Ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.

Оборудование: лист нелинованной бумаги формата А4, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, в нижней части – образец точек.

Процедура проведения: Сначала ребенку предлагают специальный бланк теста: лист нелинованной бумаги величиной примерно с развернутый тетрадный лист, одна сторона которого чистая (для выполнения задания № 1, а другая разделена по горизонтали на две равные части (для выполнения заданий № № 2 и 3); в верхней половине слева помещен образец письменных букв, а справа оставлено место для его воспроизведения ребенком. Аналогично в нижней половине слева помещен образец точек для воспроизведения, а справа – свободное место. Выполнение теста начинается с рисования человека.

Задание № 1. Инструкция: здесь нарисуй какого-нибудь человека. Так, как ты это сумеешь. (5 образцов для оценки выполнения теста приведены в приложении № 1 на рис. 1).

Задание №2. Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не учился писать, но попробуй, может быть, ты тоже сумеешь. Хорошенько посмотри, как это написано, и здесь, рядом (справа) на этом пустом месте, напиши тоже так.

Задание №3. Инструкция: Посмотри – здесь точечки. Нарисуй здесь рядом такие же.

Обработка результатов. Оценка выполнения теста (отметки от 1 до 5) Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям.

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа.

2 балла. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три не хватающие части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения.

3 балла. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней.

4 балла. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями.

1 балл. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка. Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.

2 балла. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются.

3 балла. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать четыре буквы образца.

5 баллов. Черкание.

1 балл. Почти совершенное подражание образцу. Мы допускаем только очень небольшое отклонение одной точки из ряда или столбца. Уменьшение рисунка допустимо, увеличение не должно быть больше, чем наполовину. Рисунок должен быть параллельным с образцом.

2 балла. Количество и расположение точек должно отвечать образцу. Можно допустить отклонение даже трех точек на половину ширины промежутка между рядами или столбцами.

3 балла. Целое по своему контуру похоже на образец. По высоте и ширине оно не превосходит его больше чем в два раза. Точки не должны быть в правильном количестве, но их не должно быть больше двадцати или меньше семи. Допускается любой поворот – даже на 180°.

4 балла. Рисунок по своему контуру уже не похож на образец, но он все еще состоит из точек. Величина рисунка и количество точек не имеют значения. Другие формы (линии) недопустимы.

5 баллов. Черкание.

Общий результат теста – это сумма баллов по отдельным заданиям: от 3 до 6 баллов – уровень выше среднего, от 7 до 11 – средний уровень, от 12 до 15 – ниже нормы.

Затем детям предлагают ответить на ряд вопросов, касающихся развития социальных качеств, общей осведомленности, развития мыслительных операций (Приложение 2).

Обработка результатов. Результат теста – это сумма баллов (+ и -, достигнутых по отдельным вопросам. Классификация результатов: 1. + 24 и лучше; 2. + 14 до + 23; 3. + 0 до 13; 4. -1 до -10; 5. -11 и хуже.

3) Методика исследования внутренней позиции школьника и выявления характера ориентации на школьно-учебную деятельность Т. А. Нежновой предполагает проведение беседы.

Ход исследования. Ребенку задаются вопросы, ответы на которые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отношении школы и учения.

А – ориентация на содержание учебной деятельности – 2 балла; Б – ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни – 1 балл; В – ориентация на внешкольные виды деятельности и условия – 0 баллов.

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя позиция школьника достаточно сформирована);

4-0 баллов – ребенок не проявляет интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована).

Анализ результатов диагностического обследования

№ п/п ФИ ребенка Уровень произвольности

1. Егор А. средний

2. Витя Б. высокий

3. Илья Б. средний

4. Кирилл З. высокий

5. Даша Е. средний

6. Саша З. ниже среднего

7. Света К. высокий

8. Лиля К. средний

9. Алена К. средний

10. Наташа К. высокий

11. Сергей Д. средний

12. Оля К. высокий

Результаты диагностики по тесту Керна-Йирасека

Испытуемый 1 этап 2 этап

Задание 1 Задание 2 Задание 3 Количество баллов Классификац. группа

1. Егор А. 2 3 1 8 3

2. Витя Б. 1 1 1 26 1

3. Илья Б. 1 2 1 18 2

4. КириллЗ. 1 1 1 24 1

5. Саша З. 2 3 2 10 3

6. Даша Е. 2 2 1 12 3

7. Света К. 1 1 1 25 1

8. Лиля К. 1 2 1 15 2

9. Алена К. 1 3 2 17 2

10. НаташаК. 1 1 1 25 1

11. СергейД. 1 1 1 26 1

12. Оля К. 1 1 1 24 1

По результатам проведения опросника выяснилось, что все дети входят по классификации в положительные группы и считаются готовыми к школьному обучению, но при наличии некоторых индивидуальных различий в показателях.

Результаты исследования сформированности внутренней позиции школьника и характера ориентации на школьно-учебную деятельность представлены в таблице

Результаты диагностики по методике Т. А. Нежновой

№ п/п ФИ ребенка Кол-во баллов Сформированность внутренней позиции школьника

1. Егор А. 6 Начальная стадия

2. Витя Б. 10 Сформирована

3. Илья Б. 7 Начальная стадия

4. Кирилл З. 6 Начальная стадия

5. Саша З. 4 Не сформирована

6. Даша Е. 3 Не сформирована

7. Света К. 8 Начальная стадия

8. Лиля К. 3 Не сформирована

9. Алена К. 4 Не сформирована

10. Наташа К. 8 Начальная стадия

11. Сергей Д. 10 Сформирована

12. Оля К. 10 Сформирована

Сформированность внутренней позиции школьника

Внутренняя позиция школьника достаточно сформирована только у троих детей – Вити Б., Сергея Д., Оли К. У них отмечается школьно-учебная ориентация и положительное отношение к школе.

У пятерых испытуемых (Егора А., Ильи Б., Кирилла З., Светы К., Наташи К.) отмечается преимущественный интерес к внешней атрибутике школьной жизни и начальная стадия формирования внутренней позиции школьника.

Четыре ребенка не проявляют интереса к школе (внутренняя позиция школьника не сформирована) – Саша З., Даша Е., Лиля К., Алена К.

Обобщенные результаты по трем методикам представлены на рисунке (Рисунок 5).

Обобщенные результаты исследования готовности к школе

Таким образом, по результатам диагностики по трем методикам можно сделать вывод, что 4 дошкольника (33,3%) имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. Это дети с достаточно высоким уровнем произвольности выполнения заданий, самостоятельно могут выполнять задание, умеют действовать по образцу, достаточно хорошо развиты социальные качества, внутренняя позиция школьника практически сформирована.

Для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе необходимо привлекать родителей. Некоторые рекомендации родителям по развитию готовности к школе рассмотрены в следующем пункте работы.

Рекомендации родителям по развитию готовности к школе

Отношение ребенка к школе формируется задолго до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играют следующие факторы, которые определяют пути формирования готовности ребенка к школьному обучению :

-формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка необходимо выработать познавательную активность, умение слушать и слышать педагога, воспринимать учебную задачу, намечать способы ее выполнения, добиваться результата;

- формирование таких нравственно-волевых качеств, как настойчивость, ответственность, самостоятельность и старательность. Их сформированность проявляется в настойчивом стремлении ребенка овладевать знаниями и умениями, прилагать для этого достаточные усилия.

Для формирования готовности к школе необходимым является следующее:

А) формирование у детей представлению об учебе как значимой деятельности;

Б) Уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных особенностей, формирование дружеских отношений в коллективе;

В) Опора на уже имеющийся у детей опыт поведения;

Г) Постепенное повышение требований к детям;

Д) Разъяснение ошибок в форме, не допускающей прямого порицания.

Особое значение имеют доброжелательный характер общения с детьми, тон адресованных им замечаний, умение вводить то или иное правило ненавязчиво, но внушительно, проявляя при этом уважение к личности ребенка, чуткость и понимание его состояния.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Данная работа была посвящена проблеме готовности детей к обучению в школе. Исследование было проведено на теоретическом и эмпирическом уровне.

Теоретический анализ связи готовности к школе и адаптации к школьному обучению позволило рассматривать готовность к школьному обучению в виде достаточной сформированности различных аспектов школьной зрелости как один из факторов успешной адаптации детей к школе. Целенаправленные психолого-педагогические мероприятия по формированию готовности к школьному обучению можно рассматривать как одно из направлений по профилактике школьной дезадаптации.

В исследовании приняли участие 12 детей старшего дошкольного возраста. Критериями отбора детей являлись : возраст от 6 лет 1 месяца до 6 лет 9 месяцев; отсутствие отклонений в развитии. Был проведен количественный и качественный анализ индивидуальных показателей выполнения всех тестовых заданий. Анализируя и интерпретируя результаты диагностики, можно говорить о том, что большую часть детей, принявших участие в исследовании, можно считать готовыми к школьному обучению с точки зрения развития произвольности и интеллектуальной сферы. Однако сделан вывод о недостаточном уровне личностной готовности (внутренней позиции школьника, на основе чего сформулированы рекомендации родителям.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены. Но данная проблема требует продолжения исследования в рамках других исследований, в частности в плане анализа различных диагностических программ и методов психокоррекционной и развивающей работы.

Формирование готовности детей старшего дошкольного возраста в ДОО к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема «От того, как будет чувствовать себя ребнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит.

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе Консультация для родителей. КРИТЕРИИ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ Время летит очень быстро! Еще совсем недавно вы.

Особенности лего-конструирования у детей с ДЦП (старший дошкольный возраст) Процесс взаимодействия с миром ребёнок осуществляет через деятельность. Основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, а также продуктивные.

Психолого-педагогические условия для формирования социальной и психологической готовности детей к школе Современное дошкольное образование развивается принципиально в новых условиях. Введение в действие федерального государственного образовательного.

Развитие связной речи как основной фактор готовности детей к обучению в школе С О О Б Щ Е Н И Е Тема: " Развитие связной речи, как основной фактор готовность детей к обучению в школе" (из опыта работы) Подготовила:.

Читайте также: