Отменят ли субботу в школах 2021

Обновлено: 06.07.2024

Вопрос о том, какая продолжительность учебной недели – пяти- или шестидневная – лучше для российских школьников, уже много лет является поводом для бурных дискуссий. За пятидневку выступают (помимо, разумеется, самих детей) родители и специалисты-психологи, утверждающие, что за один неучебный день дети попросту не успевают отдохнуть. По другую сторону баррикад – местные управления образования и администрации школ, сетующие на перегрузку школьных заданий и излишнюю загруженность педагогов в течение короткой учебной недели. И пока победа не досталась ни той, ни другой стороне.

Тем не менее в последние пару лет в ряде регионов России время от времени начали звучать высказывания губернаторов о том, что пятидневную учебную неделю в школы хорошо бы вернуть. Например, в этом учебном году такого счастья дождались в Башкирии, где о необходимости перехода на пятидневку заявил лично глава республики Радий Хабиров. Ещё пару лет назад всеобщей стала пятидневка в Московской области. В марте 2018 г. на областном школьном портале по инициативе руководства региона прошёл опрос, где за свободную от учёбы субботу ожидаемо высказались 95% проголосовавших.

А вот, например, в Хабаровске ситуация сложилась, мягко говоря, странная. Там по поводу возвращения пятидневной учебной недели в 2018 г. провели аж целый референдум, который, к слову, прошёл 18 марта – одновременно с выборами Президента РФ. Анкеты по животрепещущему школьному вопросу заполнили более 150 тыс. человек – примерно треть от общего числа пришедших на избирательные участки. Около 66% высказались за пятидневку. Однако обрадовались горожане рано: спустя некоторое время власти заявили, что проводить референдум не было смысла (!), так как каждая школа должна оценивать свои возможности самостоятельно. Таким образом, всеобщий субботний выходной для школьников Хабаровска реальностью так и не стал.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

Школы переходят на шестидневную учебную неделю

Министр просвещения Сергей Кравцов объявил о возможном введении дополнительного учебного дня в школах. Дети будут учиться по субботам. Подробнее об этом событии.

— Мы направили рекомендации в регионы. Каждая школа решает вопрос о выстраивании образовательного процесса в зависимости от того, насколько долго была либо на карантине, либо были продлены каникулы, домашнее обучение. Вводит, допустим, шестидневное обучение, — цитирует Сергея Кравцова ТАСС.

Как заявил С. Кравцов, потерянное учебное время, вызванное пандемией коронавируса, надо восполнять. Именно для этого и вводится дополнительный учебный день.

Министр уточнил, что окончательное решение по вопросам организации и сроков начала обучения по шестидневке принимает руководство регионов. Более того, закон позволяет каждой отдельной школе самостоятельно решать вопрос о дополнительном учебном дне в зависимости от ситуации.

Причины дифференциации подхода к введению шестидневки

Условия, в которых находились школы, были разные. Некоторые регионы смогли организовать частичное обучение школьников, поэтому необходимость тотального перехода на шестидневку отсутствует.

Так, например, в Москве школьники с 1-го по 5-й классы большую часть первого учебного полугодия провели в очном формате, в то время как ученики 6-х-11-х классов находились на дистанционном обучении. Переводить на шестидневку младшеклассников в этом случае нет смысла. Шестидневка коснется только старших классов.

Причины перехода на шестидневку

Слова министра о потерянном учебном времени недалеки от истины. Суммарное время, потраченное на внеплановое дистанционное обучение, расширенные каникулы и школьный карантин в 2020-2021 учебном году в некоторых регионах доходит до 70% от всех учебных часов, предусмотренных для очного обучения.

Как результат — минимальные знания и невозможность проведения полноценных экзаменов в условиях тотальной неготовности к ним.

В связи с этим уже сейчас раздаются призывы к отмене экзаменов в этом году.

Сторонники отмены утверждают, что проведение ГИА в условиях неполноценной и неравномерной для разных регионов подготовки к ним в течение этого учебного года предопределило неудовлетворительные результаты.

Без дополнительных усилий со стороны родителей (приглашение репетиторов и т.д.), направленных на восполнение недополученных знаний, сдача ОГЭ и ЕГЭ в этом году будет невозможна.

Поможет ли дополнительный учебный день?

Увеличение нагрузки на школьников — не всегда идеальное решение для восполнения недополученных знаний. Существуют и другие способы наверстать важный упущенный материал, и для этого не обязательно вводить дополнительный учебный день. Речь идет о второстепенных предметах, изучение которых в такой чрезвычайной ситуации можно отодвинуть на второй план.

Введение еще одного учебного дня вряд ли поможет нагнать упущенный материал за такой короткий срок, а повышенная нагрузка на школьников может дать обратный эффект, когда перегруженный информацией ученик не сможет усвоить такой объем знаний.

Ранее уже звучали и другие предложения, в частности, о продлении учебного года на лето. Стремление всеми способами уложиться в учебные планы — не лучший выход из создавшегося положения, т.к. создает дополнительную физическую и эмоциональную нагрузку на детей в период продолжающейся пандемии.

Многие родители отнеслись к этой идее негативно.

Неоднозначная реакция на это предложение и у профессионалов.

Мнения профессионалов разделились. В то время как некоторые поддерживают данное решение, обосновывая это необходимостью нагонять упущенный материал, другие считают, что дополнительная нагрузка после периода длительного бездействия может вызвать перегруз информацией и негативно сказаться на успеваемости.

— Проблема в том, что количество не всегда влечет за собой качество, - считает учитель русского и литературы Наталья Синкина. – После выхода с дистанта многие учителя приняли решение на несколько недель наоборот снизить нагрузку, чтобы дать школьникам возможность перестроиться. Если бы мы сразу стали пытаться впихивать в ребят все потерянное и пропущенное, вряд ли бы это принесло положительный эффект. С прошлого марта дети и родители уже и так измучены бесконечными переменами и перестройками, вешать них еще и учебную субботу, к которой они не привыкли, - перебор.

В заключение:

Министерство просвещения, как всегда, постаралось оградить себя от критики, переадресовав все вопросы по введению дополнительного учебного дня региональным департаментам образования и местным властям.

Дополнительная нформация от 29 января 2021 года.

Заявление Минпросвещения:

Примечание редакции:

При официальной пятидневке в школе могут ли быть уроки в субботу

Одна из наболевших проблем в российском образовании – отсутствие четкого закона или регламента о рабочей неделе для школ. Государство увеличивает учебную нагрузку, а затем умывает руки, перекладывая ее распределение на образовательное учреждение.

Какая несправедливость получается? Переходит школа на пятидневку, но детей продолжают таскать на дополнительные и факультативные занятия , всякие там “дни лицеиста”, “дни здоровья”, уборки территории и прочие мероприятия.

Учителям же субботу в трудовом договоре прописывают как “методический день”, что подразумевает вызов на рабочее место по требованию начальства. Тоже, по сути, лишение полноценных выходных.

Что говорит закон?

Школа может прописать в уставе два выходных дня. А может – назначить субботу днем для внеурочных занятий.

По трудовой деятельности – тоже все опирается сугубо на правила внутреннего распорядка самой школы и трудовой договор. По приказу Министерства образования “Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность” № 536 и по Трудовому кодексу, учителю назначается максимальная планка – 36 часов в неделю.

Большинство школ указывают субботу методическим днем. Согласно тому же приказу №536:

“В дни недели, свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.”

То есть, школа, может привлекать любого учителя на работу, если сочтет это необходимым . Даст директор задание на “иные должностные обязанности”, и вперед, учитель, составляй какие-то планы или повышай квалификацию на рабочем месте.

А вот и выписка из реального устава школы (и таких в России, словно под копирку, многие тысячи):

“3.17. Пятидневная или шестидневная учебная неделя в Школе устанавливается с учетом максимально допустимой недельной нагрузки на одного учащегося.”

Здорово, правда? То есть, если, например, школа не успевает вписаться в программу, например, по причине карантина (что сегодня часто бывает), то она открывает обучение по субботам. И полностью юридически права.

Если же в уставе прописана пятидневная неделя, то и здесь никто не запрещает проводить внеурочные занятия.

Что же делать?

России необходимо переходить на пятидневную рабочую неделю в школах, даже если для этого придется ввести 12-й класс обучения. Как это и происходит во всем мире.

Пенсионный возраст снижают, продолжительность жизни растет, так пусть и детям сделают более комфортабельное образование.

Учителям также по справедливости, положены именно два полноценных выходных. А методический день, который они должны использовать для профессионального роста и подготовки к занятиям, должен приходиться на рабочую неделю.

Именно так удалось бы добиться повышения качества образования.

Как вариант такого решения – на общем собрании принять новый устав школы, где прописать пятидневную рабочую неделю, а также подписать всем коллективный трудовой договор. Как только в трудовом договоре и правилах внутреннего распорядка укажут субботу выходным днем, уже будет намного сложнее заставить педагогов выйти на работу.

Но лучше, конечно, добиваться пересмотра законодательства. Коллективные письма, петиции, обращения к фракциям в Госдуме, общественные обсуждения – все это может сдвинуть дело с мертвой точки.

Глава Совфеда Валентина Матвиенко заявила о необходимости перевода всех российских школьников на пятидневную учебную неделю. По мнению сенатора, такая мера поможет детям больше времени проводить с семьей. На сегодняшний день шестидневка постоянно практикуется примерно в трети учебных заведений. После зимних каникул ряд школ временно продлил учебную неделю, чтобы подтянуть школьников после дистанта. Мы разобрались, какие плюсы и минусы есть у шестидневки и почему учителя не всегда ратуют за ее отмену.

Опросы показывают, то большинство родителей выступают за полную отмену шестидневки. Однако немалое количество взрослых видят в таком графике и очевидные плюсы. Педагоги уверены, что в любом случае решение о продолжительности учебной недели должно оставаться за школами. У каждого учебного заведения своя специфика, и массовый запрет на учебную субботу может обернуться для некоторых учебных заведений резким снижением качества образования.

- На самом деле школьная шестидневка далеко не всегда зло, - считает многодетная мать Оксана. – Мои дети учатся в математической гимназии, после отмены учебной субботы они, наоборот, стали уставать больше. Программа у нас углубленная, много дополнительных спецкурсов. При пятидневном обучении даже в 5 классе почти каждый день получается по 7 уроков, а потом еще нужно сделать кучу домашки. На вечерние кружки сил никаких уже не остается, соответственно, все дополнительные занятия переносятся на ту же субботу. А в воскресенье опять нужно приступать к домашним заданиям. При шестидневке нагрузка более равномерная, можно успеть в будни сходить на дополнительные занятия. Да и заснуть ребенок может раньше, так как уроков делать ежедневно требуется меньше. Заданий на выходные обычно немного, так что вечер субботы и все воскресенье остаются на отдых.

По мнению педагогов, борьба за шестидневку – благо в том случае, когда такой режим действительно вынужденный, а не обусловлен учебной программой. Попытка причесать все учебные заведения под одну гребенку приведет к тому, что удар будет нанесен по сильным школы с высоким уровнем образования.

На сегодня большинство школ с углубленной программой выбирают гибкую систему продолжительности учебной недели. На пятидневке находятся ученики 1-6-го и 11-го классов, а шестидневка вводится для школьников 7-10-го классов, в некоторых случаях 5-10-го классов. Отдельные учебные заведения так строят учебный план, что в сентябре и мае субботы остаются свободными, чтобы семьи могли выезжать на дачи.

- В любом случае идеальный вариант – тот, когда у родителей и школьников есть выбор, как строить свою учебную траекторию, - объясняет завуч одной из региональных школ. – Способности и здоровье у всех детей разные. Кто-то может выдерживать высокие учебные нагрузки и учиться 6 дней в неделю, а кто-то – нет. Главное, чтобы не происходила подмена понятий. Нужно бороться не с шестидневкой как таковой, а с реальными проблемами учебных заведений.

Читайте также: