Главным результатом исследовательской деятельности в школе является выберите один ответ

Обновлено: 05.07.2024

Г) совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Одна из основных функций науки, как общественного явления:

А) управление и направление социума;

Г) продвижение технического прогресса.

Что из перечисленного относится к чувственному познанию человека (2 варианта ответа):

Что из перечисленного не относится к рациональному познанию человека (2 варианта ответа):

Что из перечисленного является моделью развития науки:

Методологическая основа исследования не включает:

А) учение о познании;

Б) учение о бытии;

В) учение о душе;

Г) учение о боге.

А) учение о бытии;

Б) наука о противоречии познания;

В) наука о сущности познания;

Г) учение о познании.

А) способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира;

Б) способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях;

В) исторический процесс целенаправленного активного отображения (соискания, накопления и систематизации), формирующий у людей знания;

Г) степень сознательности, просвещённости, культурности.

Предмет исследования- это:

А) особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе;

Б) то, что в самом общем виде должно быть получено в конечном итоге работы

В) то, что будет взято учащимся для изучения и исследования

Г) научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной цели.

Объект исследования- это:

А) процесс или явление действительности с которой работает исследователь;

Б) особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности;

В) исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушенных связей между элементами какой-либо педагогической системы или процесса, обеспечивающими в своем единстве их развитие;

Г) серия операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Не входит в общий объем исследовательской работы:

Б) титульный лист;

Обоснованное представление об общих результатах исследования:

А) Задача исследования;

Б) Цель исследования;

В) Гипотеза исследования;

Г) Тема исследования.

Курсовая работа – это:

Б) квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации (степени) магистра;

В) исследовательский проект, направленный на систематизацию и обобщение имеющихся сведений по проблеме;

Г) это итоговая аттестационная работа студента, которая выполняется им на выпускном курсе.

Количество интернет-источников в курсовой работе по ГОСТУ:

Выберите правильный вариант оформления главы в курсовой работе:

А) ГЛАВА 1. Современные тенденции и проблемы семейного воспитания как психолого-педагогическая проб

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

ГБОУ ООШ с.Михайло-Овсянка

Выступление на МО:

Январь 2019

Не существует сколько-нибудь

достоверных тестов на одаренность,

кроме тех, которые проявляются

в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой

поисковой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

Исследовательская деятельность учащихся. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования (например, природоохранный эффект). Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели (сами по себе не менее значимые) – социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.

Специфика реализации исследовательских задач в школе. Не менее важные ограничения накладывают на тематику, характер и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны еще невысокий общий образовательный уровень, несформированность мировоззрения, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрацией внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, которые приводят к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые являются, безусловно, главной задачей в этом возрасте. Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для реализации в образовательных учреждениях. Такие задачи должны удовлетворять определенным требованиям, исходя из которых, возможно установить общие принципы проектирования исследовательских задач учащихся в различных областях знания. Необходимо учитывать возраст учащихся при отборе темы, методики исследования.

Классификация задач по сложности. Среди требований, предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического аппарата обработки данных, ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных мы разделяем задачи на задачи практикума, собственно исследовательские и научные.

Задачи практикума служат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа.

Исследовательские задачи представляют собой класс задач, которые применимы в образовательных учреждениях. В них исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина “экология”, обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Конечно, не у всех ребят это получается т.к. ученик должен обладать определенными компетентностями:

1. Умение работать с рекомендованной литературой, а это является основой научного исследования. Необходимо читать материал последовательно, т.е. необходимо читать источник по порядку, досконально изучать все термины и понятия. Для того, чтобы разобраться в каждом термине или понятии, необходимо найти ему в подтверждение практический пример или практическое объяснение.

2. Умение критически осмысливать материал, представленный в книге т.е. необходимо уметь самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы. Определяя верность или ложность того или иного понятия, необходимо ставить себе следующие вопросы. – Какое понятие даёт наиболее объективное представление по существу изучаемого вопроса? – Какое мнение из представленных в литературе наиболее объективно? – Подтверждается ли теоретическое положение фактическим материалом?

3. Умение чётко и ясно излагать свои мысли. Каждое положение своего исследования необходимо излагать последовательно, не перескакивая с одной проблемы на другую. В работе должны быть использованы такие слова и выражения, как Я считаю, Я думаю, Мне известно, Анализ фактов показывает, Я не согласен с тем, что.

Да и педагог тоже должен обладать определенными компетентностями:

Педагог должен сам быть творческой личностью

Педагог должен постоянно заниматься самообразованием

Должен занимать активную педагогическую позицию, иметь собственное стремление к исследовательской деятельности

Должен уметь прогнозировать перспективу собственной деятельности, так и деятельности учащегося

Должен уметь налаживать деловые формы общения с учащимися, уметь диагностировать творческие способности учащихся в определенной области

Хотя не обходится и без проблем. Проблемы исследовательской работы в школе:

 Практическое использование полученных результатов

 Выполнение исследовательской работы – очень трудоемкое дело

 Соблюдение авторских прав на результаты исследовательской работы

Для начала работы необходимо определиться с основными моментами исследования:

ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать.

ТЕМА отражает характерные черты проблемы.

ОБЪЕКТ – это та совокупность связей и отношений, свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации.

ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.

Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования.

ЦЕЛЬ формулируется кратко и определённо точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается вЗАДАЧАХ исследования.

Цель должна вытекать из названия работы, задачи из цели, т.е. ее конкретизировать, выводы в конце работы соответствовать поставленным задачам.

Этапы работы над научным исследованием.

1. Ознакомиться с перечнем предлагаемой тематики и в соответствии со своим интересом выбрать тему.

2. Выбранную тему обсудить на индивидуальной консультации с руководителем.

3. Изучить предложенную руководителем литературу или литературу, которую автор работы определил самостоятельно.

4. На основе изученных материалов и тематического словаря написать анализ собственного изучения темы.

5. На основе изученного теоретического материала выполнить исследовательскую или экспериментальную часть работы.

6. Оформить работу в соответствии с требованиями и на основе её содержания подготовить небольшое (7-10 минут) выступление на итоговой конференции.

Виды исследовательских работ.

 в кратких вводных замечаниях – научно-практическая ценность темы;

 сущность темы, обоснованные научные предложения;

 выводы и предложения.

 основные положения доклада;

 основные выводы и предложения.

 краткие данные о методике исследования;

 анализ собственные научных результатов и их обобщение;

 выводы и предложения;

 ссылки на цитируемую литературу.

 краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы;

 значимость проведённой работы, её ценность для науки и практики;

 детальная характеристика применявшихся методов;

 существование новых научных результатов;

 заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешённые вопросы;

 выводы и предложения.

 подробно и всесторонне исследуется и освещается какая-либо одна из проблем или тема;

 выводы по каждому разделу (главе);

Формы предоставления исследования:

Публичная защита в форме лицензирования

Беседа и спор с оппонентами и коллегами

Основные принципы НИР:

Принцип сущностного анализа

Принцип единства логического и исторического

Принцип концептуального единства

Требования к содержанию научной работы.

Требования к содержанию

 наименование учебного заведения, где выполнена работа;

 фамилию, имя и отчество автора;

 тему научной работы;

 фамилию, имя и отчество научного руководителя;

 наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал.

 оценку современного состояния решаемой проблемы;

 обоснование необходимости проведения работы.

Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме.

Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы.

Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы.

Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке).

Примерный план написания научно-исследовательской работы.

Во введении автор обосновывает выбранную тему, коротко поясняет, в чём заключается его научный интерес, ставит цель работы. В этой главе автор раскрывает задачи, которые должны быть решены в этой работе, определяет пути их выполнения, даёт характеристику предмета исследования.

Обзор литературы.

Автор даёт краткий анализ прочитанной по данной теме литературы, описывает процессы или явления, которые иллюстрируют и непосредственно относятся к экспериментальной части работы.

Методики проведения экспериментальной или исследовательской части работы.

Подробное описание самой методики. Приводится список вопросов, которые были использованы для выполнения методик, приводится описание групп, участвовавших в исследовании.

Анализ исследовательских результатов.

В этой главе автор анализирует полученные в ходе эксперимента данные.

В этой главе автор делает собственные выводы по результатам данных, полученных в ходе эксперимента, сопоставляя их с теоретическим материалом третьей главы.

Завершает работу список использованной литературы.

Литературные источники можно расположить следующим образом:

1. Книги классиков в той области знаний, в которой написана работа.

2. Книги, раскрывающие теоретическое содержание работы (автор, название книги, издательство, город, год издания, страницы).

3. Энциклопедии, тематические словари, справочники.

4. Литература на иностранном языке (автор, год издания, страницы).

5. Сборники нормативных документов (если это необходимо).

6. Газетно-журнальные статьи (название статьи, название журнала, № журнала, год издания, страницы).

Представленная научно-исследовательская работа должна выглядеть следующим образом:

 титульный лист с названием секции, темы работы. Здесь же должны быть указаны фамилия автора, имя и класс, в котором он учится. На титульном листе должна быть указана фамилия руководителя научной работы и его должность;

 текст работы должен быть пронумерован;

 работа должна иметь оглавление;

 основная часть работы должна иметь не менее 5-10 печатных листов (формат А-4);

 если работа построена на исследовании, материалы исследования должны быть представлены после основной части;

 работа должна быть снабжена списком использованной литературы;

 к работе должна быть приложена рецензия научного руководителя.

Основные требования к представляемым для участия в конференции работам.

 Чёткость и доступность изложения материала.

 Соответствие темы работы её содержанию.

 Актуальность и практическая значимость работы.

 Эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения по теме работы.

 Наличие собственных взглядов и выводов по проблеме.

 Умение использовать специальную терминологию и литературу по теме.

 Оформление научной работы.

 Культура выступления на конференции.

Культура выступления на конференции.

1. Регламент выступления на секции – до 10 минут.

2. Регламент выступления на конференции – до 7 минут.

3. Выступление должно проходить чётко.

4. Работа может сопровождаться наглядным материалом (таблицы, схемы, фотографии, легенды, разработки мероприятий и т.д.).

Я считаю, что ценность организации научно-исследовательской работы на базе нашей школы имеет множество положительных моментов:

для педагогов - организация научно-исследовательской работы помогает организовать детей, раскрыть творческие, организаторские, лидерские способности ребенка, углубиться в исследуемую проблему;

для родителей – это организация свободного времени детей, улучшение результатов их учебы, возможность активного участия в школьной жизни;

образовательное учреждение получает возможность формировать адаптивную среду обучения и общения для всех сообществ, участвующих в образовательном процессе.

Итоговый контроль знаний по предмету Проектно-исследовательская деятельность

Г) метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

5. Дедукция - это:

А) метод мышления;

Б) оценочная практика;

В) метод исследования;

Г) метод качественно-количественного анализа.

6. Метод мышления, в котором осуществляется переход от частного знания к более общему, называется:

7. К теоретическим методам относятся:

8. Специально созданный человеком письменный предмет, предназначенный для передачи или хранения информации, называется:

9. Гипотеза – это

А) предположение или догадка, утверждение, не предполагающее доказательство;

Б) утверждение, предполагающее доказательство;

В) предположение или догадка, утверждение, предполагающее доказательство.

10. Проект – это:

А) самостоятельная творческая исследовательская деятельность, направленная на достижение поставленной цели или проблемы;

Б) общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного;

В) это развернутое устное изложение какой-либо темы, сделанное публично;

11. Практико – ориентированный проект - это:

А) сбор информации о каком-нибудь объекте, явлении;

Б) доказательство или опровержение гипотезы;

В) решение практических задач заказчика проекта;

12. Метод исследования - это.

А) способ достижения какой либо цели, решения конкретной задачи, совокупность приёмов и операций практического и теоретического освоения;

Б) точка зрения, с позиции которой рассматриваются или воспринимаются те или иные предметы, понятия, явления;

В) инструмент для добывания фактического материала;

13. Укажите преимущество подгрупповых проектов:

А) автор проекта получает наиболее полный и разносторонний опыт проектной деятельности на всех этапах работы;

Б) у автора есть возможность обогащаться опытом других, видеть более эффективные стратегии работы;

В) формируются навыки сотрудничества, умения проявлять гибкость, видеть точку зрения другого, идти на компромисс ради общей цели;

14. В план исследовательской работы не входит:

А) титульный лист;

Б) список литературы;

В) основная часть;

15. Методы исследования, основанные на опыте, практике:

Г) все варианты верны.

16. Метод исследования, который предполагает организацию ситуации исследования и позволяет её контролировать в процессе всей работы:

Г) все варианты верны.

17. Метод письменного опроса респондентов:

Г. Все варианты не верны.

18. Для чего создают папки:

В) чтобы скрыть информацию.

19. Как называется страница презентации?

20. Что можно вставить на слайд презентации?

Г) всё вышеперечисленное

21. К электронным носителям информации НЕ относится:

Б) лазерный диск;

22. Для создания презентаций используется программа:

23. Вам нужно, чтобы все слайды были оформлены одинаково. Вы выберете в меню вкладку:

24. Что такое презентация PowerPoint?

А) прикладная программа для обработки электронных таблиц;

Б) устройство компьютера, управляющее демонстрацией слайдов;

В) текстовой документ, содержащий набор рисунков, фотографий, диаграмм;

Г) демонстрационный набор слайдов, подготовленных на компьютере.

25. Выполнение команды Начать показ слайдов презентации программы Power Point осуществляет клавиша …

26. Метод исследования, предполагающий, что обследуемый отвечает на ряд задаваемых ему вопросов:

27. Важнейшие выводы, к которым пришел автор исследовательской работы:


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Наука и ее роль в со-временном обществе. Организация научно-исследовательской работы. Методы научного ис-следования. Научное ис-следование и его сущность. Поиск, накопление и обработка научной информации. Логика научного исследования. Особенности научной работы и этика научного труда. Основные требования к написанию научной работы. Особенности подготовки к защите научных работ.

Читайте также: