Кто должен работать в школе

Обновлено: 02.07.2024

Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.

К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.

Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.

Как победить выгорание

Требуют слишком многого

Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.

Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.

Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.

Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.

Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.

Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.

Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.

Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.

Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.

Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.

Не сомневаются в словах ребенка

Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.

Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.

Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.

Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.

Просят сделать исключение

В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.

Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.

Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.

Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.

Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.

Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.

Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.

Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.

Не уважают личное время

Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.

Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.

Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.

В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.

Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.

Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.

Считают, что учитель занимается только уроками

Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.

Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.

Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.

перечень должностей педагогических работников

Это быстро и бесплатно !

В образовательной сфере предъявляются суровые требования к нанимаемым работникам. Инструкции для персонала, преодоление подводных камней при получении должности в учреждениях образования и перечень должностей станут темами нижеизложенного материала. В образовательном учреждении любого типа устанавливаются высокие квалификационные требования относительно соискателей. О требованиях в 2021 году также будут приведены сведения.

Единый тарификационный справочник должностей в образовании (ЕТКС)

Ст. 143 ТК РФ гласит, что при выполнении работником требований ЕТКС, у него есть законные основания на присвоение тарифного разряда, а также тарификации его работы. Ниже, перечислен список того, что в себя данный справочник содержит:

  1. Квалификационные характеристики должностей (КХД).
  2. Расшифровки должностных обязанностей.
  3. Требования к уровню знаний.


В контексте данной статьи, будет особо внимательно рассмотрен пункт номер 1 вышеприведенного списка.

В России ЕТКС имеет второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Его курирует Минздравсоцразвития РФ.

Раздел КХД

Квалификационная характеристика должностей работников образования претерпевает изменения по мере введения поправок и постановлений. Версию, актуальную на 2021 год, можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.

Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений используется в сферах:

  1. Регуляции трудовых отношений.
  2. Создания прогрессирующей системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования любой формы собственности.

На базе КХД разрабатываются должностные инструкции, этому содействует находящийся в нем перечень должностей педагогических работников. При их составлении возможны ссылки на иные перечни, которые включают особенности отдельных ОУ. Они учитывают разнообразие и различия каждой должности.

Предприятия стремятся к развитию и рентабельности. Это обуславливает то, что для отдельных работников допускается закрепление за ними доп. обязанностей из смежных сфер. Это может происходить и без окончания спец. подготовки.

Лица, которые справляются со своими обязанностями, но не дотягивают по стажу до определенной должности, могут быть на нее назначены. Решение о назначении должна вынести аттестационная комиссия, опираясь на квалификационные требования к работникам образования

В структуре КХ выделяют 3 раздела (по должностям):

Должности работников сферы образования 2021 года с пояснениями

Существует 3 уровня должностей:

  1. Руководители.
  2. Педагоги.
  3. Вспомогательный персонал.

Раздел 1. Руководители

Многие должности в школе подразумевают наличие у сотрудников дополнительных навыков. Рассмотрим параметры руководящих должностей.

Руководитель

В должности руководителей ОУ входят: директора, заведующие и начальники.


ДО: Управлять вверенным им учреждением образования в рамках законов РФ.

ДЗ: Тенденции отечественной системы образования; свод законов (в рамках сферы своей работы).

Заместитель руководителя

ДО: Занимается распределением объема работ между пед.работниками. Следит за выполнением задач, которые стоят в повседневной деятельности УО.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Принципы работы с законодательной базой. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Стаж работы руководителем – от 5 лет. Успешное окончание ВУЗа по специальностям, связанным с управлением персоналом.

Руководитель структурного подразделения

ДО: Организует труд в следующих отделах: секции, кабинеты и лаборатории. Планирует постановку наиболее перспективных целевых задач для данных подразделений.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Диплом ВУЗа. Специальность, которая соответствует интересам отдела. Не менее 3 лет работы по выбранному профилю.

Старший мастер

ДО: Оказывает помощь учащимся в выборе профессии. Отвечает за то, чтобы выполнялся план практических занятий.

ДЗ: Тенденции профильной сферы. Уметь обращаться со сводом законов.

ТК: Высшее образование (ВО) смежное с выбранной профессией. Стаж работы по ней – от 2 лет.

Раздел 2. Перечень должностей педагогических работников

Рассмотрим, кто относится к специалистам в образовании среди работников школьных и дошкольных УО.

Учитель


ДО: Непосредственная работа с учащимися. Обучать и воспитывать. Проводить внеклассную работу по формированию внутреннего состояния, навыков адаптации к социуму.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу и учебную программу.

ТК: Опыт работы не имеет значения. Образование: высшее или среднее в области педагогики, либо из научной сферы излагаемого на занятиях предмета.

Преподаватель


ДО: Соответствовать стандартам образования, принятым на уровне федераций. Организовывать и контролировать самообучение учеников. Использовать в учебном процессе индивидуальные программы.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

Педагог-организатор


ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: Образование не ниже среднего. Специальность должна быть связана с педагогикой либо, с организаторской деятельностью. Стаж не важен.

Социальный педагог


ДО: Воплощение на практике программ, касающихся становления ученика как личности, общеобразовательного процесса и соц. защиты.

ТК: Образование среднее и выше. Иметь специальность из области педагогики или социальной педагогики. Стаж не важен.

Учитель-дефектолог, логопед

ДО: Работать с учащимися, у которых присутствуют изъяны в развитии. Используя навыки и методики, корректировать их недостатки.

ДЗ: Пути развития, по которым идет российская система образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Помимо этого профильные методички.

Педагог-психолог


ДО: Работать над тем, чтобы в учебное время у учеников не возникало эмоциональных напряжений, конфликтных состояний и нервных срывов.

ДЗ: Направления развития сферы отечественного образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как пользоваться знаниями, полученными из учебных пособий и методичек по психологии, сексологии, психотерапии и т.д.

ТК: Образование не ниже среднего, соответствующее данной профессии.

Воспитатель


ДО: Работать по линии воспитания учеников в УО, в особенности, учреждениях дошкольного образования (ДОУ). Влиять на правильное формирование нравов, которые приняты в цивилизованном обществе. Способствовать личностной реализации детей.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу

Тьютор


ДО: Работать с детьми по стимулированию у них интереса к познанию в индивидуальном порядке.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики организации свободного времени у учащихся.

Педагог-библиотекарь


ДО: Способствовать реализации учебных программ для всех ступеней общего образования. Принимать в ней непосредственное участие.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Пособия по организации работы в библиотеке.

ТК: ВО по данной специальности. Стаж работы не имеет значения.

Старший вожатый


ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Технологии организации досуга.

ТК: Образование не ниже среднего. Стаж работы не важен.

Педагог дополнительного образования


ДО: При помощи специально разработанных программ осуществлять всестороннее развитие учащихся.

ДЗ: Направления развития, которые определены законодательством РФ. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как правильно организовать кружок или секцию.

Музыкальный руководитель


ДО: Определять способности у учеников к музыке. Развивать их музыкальный вкус.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики, касающиеся тем музыкального воспитания, детской моторики и развития музыкальных способностей.

ТК: ВО или СО по педагогическому делу. Проф. навыки в музыке. Требования относительно стажа отсутствуют.

Концертмейстер


ДО: Отвечает за разработку и внедрение тематических программ и планов. Курирует проф. и спец. дисциплины.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Владение методикой проведения репетиционных и основных уроков.

ТК: Профильный диплом (музыкального училища, консерватории). Виртуозная игра на инструменте.

Методист


ДО: Делает анализ учебно-методической и воспитательной работы. На основе полученных данных составляет планы, которые позволяют улучить положительный эффект от занятий.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.

ТК: ВО по специальности. Стаж — от 2 лет.

Инструктор по труду


ДО: Проводит занятия, которые позволяют ученикам овладеть навыками, которые помогут им в труде. Проводит предварительный инструктаж перед практическими занятиями.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.

ТК: ВО или СО по специальности, которая соответствует данной профессии. Без требований касаемо стажа работы.

Руководитель физического воспитания

ДО: Отвечает за своевременное согласно учебному плану проведение занятий по физ.воспитанию.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Техника безопасности при проведении спортивных занятий. Методики проведения уроков физкультуры.

ТК: ВО в сфере спорта.

Инструктор по физ.культуре


ДО: Проведение и организация активного досуга у учеников.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Уметь методично проводить тренировки в игровых спортивных дисциплинах. ТБ на спортивных состязаниях.

ТК: Спортивное образование. Требования к стажу не предъявляются.

Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности


ДО: Обучение ОБЖ.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как обезопасить себя и окружающих при катаклизмах, авариях и ЧС природного характера. Принципы первой медпомощи.

Раздел 3. Учебно-вспомогательный персонал

Продолжает перечень должностей в образовательном учреждении список сотрудников, которым не обязательно иметь профильный диплом педагога.

Дежурный по режиму

ДО: Контроль над соблюдением внутреннего распорядка учениками, внутри УО и за его стенами.

ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Конвенцию о правах ребенка. Приемы педагогики и психологии.

ТК: ВО или СО с дополнительной специальностью. Требования к стажу отсутствуют.

Вожатый


ДО: Развивает детский коллектив в различных средних и дошкольных учреждениях образования. Например, в ДОУ работает с детьми самого раннего возраста.

ДЗ: Пути, по которым движется сфера образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО, курсы педагогики. Требований относительно стажа нет.

Помощник воспитателя


ДО: Оказывает помощь в составлении и осуществлении распорядка дня воспитанников.

Секретарь учебной части


ДО: Получение и распределение в места назначения поступающей корреспонденции. Занимается делопроизводством и оформлением документов.

ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.

ТК: СО в сфере делопроизводства. Отсутствуют требования к стажу.

Диспетчер образовательного учреждения

ДО: Помогает разрабатывать учебный план. Координирует внутренние структурные подразделения ОУ.

ДЗ: Направления развития сферы образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Профильные методические материалы.

Как видно, многие должности в школе подразумевают наличия у сотрудников дополнительных навыков. Данный список рабочих мест в учреждении образования поможет производить более детальную разборку кадров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Кто работает в школе?

Что касается того, какие профессии, помимо учителей по предметам и руководителей в лице директоров могут состоять в штатных расписаниях школ, то эти специальности разделяют на три группы, а именно на такие, где:

  • Сотрудник непременно должен иметь педагогическое образование
  • Требуется другое специальное образование;
  • Работник может занимать ту или иную должность без наличия того или иного образования.

Относительно обязательного наличия у сотрудников школы образования педагогов, это такие школьные профессии, как:

  • завучи и заведующие воспитательными процессами;
  • секретари;
  • методисты;
  • лаборанты;
  • заведующие кружковой деятельностью;
  • библиотекари.

Название профессий с непрофильным образованием, но с обязательным соответствующим специальным образованием, это:

  • психологи;
  • школьные врачи или фельдшеры;
  • инженеры по охране труда;
  • медицинские сестры;
  • работники бухгалтерии;
  • повара и кондитеры;
  • электрики;
  • сантехники.

Профессии в школе, которые не требуют ни педагогического, ни любого другого специального образования:

  • завхозы;
  • садовники;
  • дворники;
  • уборщики помещений;
  • вахтеры;
  • охранники.

Впрочем, эти группы работников школьного образования имеют довольно условный, как перечень, так и градацию профессий, потому что эти учреждения могут быть, как государственными и муниципальными, так и частными, и в каждой из этих форм собственности могут быть те или иные отличия насчет требований к сотрудникам по поводу наличия образования.

Чем занимаются работники школьных профессий?

Если учителя занимаются преподаванием предметов школьного обучения, а руководители, являются организаторами всего того, в чем заключается работа в школе, то другие школьные профессии, а именно:

  • завучи отвечают за организацию учебы;
  • методисты разрабатывают расписание уроков, контролируют выполнение учебного графика и в случае необходимости осуществляют его корректировку;
  • лаборанты отвечают за работу соответствующих лабораторий;
  • заведующие кружками ведут соответствующую кружковую деятельность;
  • библиотекари отвечают за обеспечение школьников, как учебной, так и методической литературой, ведут учет и следят за сохранностью книжного библиотечного фонда;
  • психологи занимаются трудными детьми и их родителями;
  • врачи и фельдшеры следят за здоровьем учащихся и в случае необходимости оказывают первую медицинскую помощь;
  • следят за охраной труда в учебных заведениях и в случае выявления каких-либо нарушений запрещают проведение уроков до устранения угроз ответственные по технике безопасности;
  • медицинские сестры работают в
  • манипуляционных, выполняя предписания врачей и фельдшеров. Вплоть до манипуляций в виде прививок, причем, как учащимся, так и педагогам, а также всем работникам учебного заведения для их защиты от вирусных заболеваний;
  • что касается поваров и кондитеров, то тут все ясно, что они отвечают за здоровую и качественную пищу и кондитерские изделия;
  • относительно других профессий, начиная с электриков и сантехников и, заканчивая вахтерами и охранниками, то это специальности технических работников, которые занимаются соответствующими сферами деятельности под руководством завхозов.

По поводу того, будут ли школьные профессии для детей привлекательными, помимо учительских и директорских должностей, то, скорее всего, для младших и средних школьников они еще будут интересными, а для выпускников – нет.

Правда, потом они к школьным профессиям обратят свое внимание, после того, как не поступят в те или иные ВУЗы.

Что делать, если человек получил педагогическое образование, но довольно быстро понял, что не хочет работать именно учителем, вести уроки? Найдется ли для него другая работа в школе? Разбираемся вместе с директором ГБОУ СОШ № 303 Александрой Виноградовой.

Вопрос. Получил среднее профессиональное образование педагога, но учить детей не хочу. Кем можно при этом работать в школе?

Ответ. Если вы имеете среднее специальное педагогическое образование, то можете попробовать себя на поприще вожатого, педагога-организатора (в том числе и социального педагога) в образовательной организации, колледже, детском лагере.

Педагог-организатор обеспечивает внутришкольную жизнь учеников, придумывает цикл праздников и мероприятий, мотивацию, чтобы дети в этих праздниках участвовали, и воплощает в жизнь все свои задумки: начиная от плана мероприятия и заканчивая его проведением. Возможно, у него немного схожий функционал с социальным педагогом в части волонтерства, они оба привлекают к этому учеников. Они вдвоём создают и развивают мероприятия районного и городского уровня.

Социальный педагог обеспечивает воспитательный процесс в школе, вводит внеурочную деятельность, оказывает методическую помощь в ее проведении. Также он помогает организовать детские общественные объединения, способствует развитию самоуправления учеников.

Чем еще занимается социальный педагог? Сопровождением образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями: он работает с социальной поддержкой, хорошо разбирается в различных компенсациях и выплатах. Сопровождает многодетные, малообеспеченные семьи при получении части льгот.

Можно также попробовать себя в профориентационной деятельности, помогать детям искать собственную образовательную и профессиональную траекторию. Есть еще библиотечно-образовательная функция, это развитие у учеников интереса к чтению, но, как правило, этим занимается заведующий библиотекой.

Если у человека есть желание максимально минимизировать общение с детьми, но при этом он хочет работать в школе, можно рассмотреть непедагогическую должность — например, работу лаборанта. Основной его функционал — это поддержание в рабочем состоянии оборудования кабинетов школы, помощь педагогам в его использовании. Лаборант помогает при проведении лабораторных, практических работ, экзаменов, семинаров. Он может давать консультации как обучающимся, так и педагогам; проводить какие-то работы в специальных компьютерных программах (например, создавать презентации, информационные стенды, делать другие графические работы и т. д.).

За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Полину Трушкову. Фото: Shutterstock / Mehendra_art

Читайте также: