Кто должен работать в школе
Обновлено: 02.07.2024
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Поведение детей в классе тоже страдает. Если родители даже в мелочах заставляют ребенка поступать так, как им кажется правильным, например выбрать кружок по математике вместо танцев, рано или поздно школьник начинает бунтовать, конфликтовать и отказываться делать хоть что-то , причем не только дома, но и в школе. Разгребать это все приходится учителю, в то время как родители умывают руки и не хотят никак корректировать свое поведение: вы учитель, вы и работайте.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Мы сразу предупредили родителей о четких правилах: дети подключаются только к основным общеобразовательным занятиям — русскому, литературе, математике и окружающему миру — и только если ребенок пропускает уроки вынужденно, из-за обстоятельств , на которые семья никак не может повлиять. Но нет, родители постоянно пытаются выпросить особенные условия для своего ребенка и обижаются, если мы отказываемся устраивать комбинированные уроки рисования или подключать к занятиям ребенка, родители которого решили уехать на дачу в учебный день. Это бесит.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Школа должна заранее уведомить ГИБДД о поездке во всех подробностях: о количестве детей, маршруте и всех запланированных остановках. Нарушение плана поездки может повлечь за собой штраф до 100 000 Р , поэтому отклонения от маршрута исключены: мы забираем детей из школы, привозим в музей, а потом снова возвращаем в школу. Состав детей за время поездки тоже не должен измениться: учителя отвечают за жизнь и здоровье учеников в том числе и во время экскурсий.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Если ответ на вопрос займет у меня минуту, это еще ничего, но иногда родители хотят, чтобы я потратил весь вечер после работы на подробный отчет об успеваемости или проблемах их ребенка. Это бесит: во-первых , для таких разговоров предусмотрены специальные дни, а во-вторых , у меня могут быть свои планы на личное время, в которые входит кружка пива в баре с друзьями, а не тяжелый разговор, к которому я не был готов.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Это быстро и бесплатно !
В образовательной сфере предъявляются суровые требования к нанимаемым работникам. Инструкции для персонала, преодоление подводных камней при получении должности в учреждениях образования и перечень должностей станут темами нижеизложенного материала. В образовательном учреждении любого типа устанавливаются высокие квалификационные требования относительно соискателей. О требованиях в 2021 году также будут приведены сведения.
Единый тарификационный справочник должностей в образовании (ЕТКС)
Ст. 143 ТК РФ гласит, что при выполнении работником требований ЕТКС, у него есть законные основания на присвоение тарифного разряда, а также тарификации его работы. Ниже, перечислен список того, что в себя данный справочник содержит:
- Квалификационные характеристики должностей (КХД).
- Расшифровки должностных обязанностей.
- Требования к уровню знаний.
В контексте данной статьи, будет особо внимательно рассмотрен пункт номер 1 вышеприведенного списка.
В России ЕТКС имеет второе название – Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Его курирует Минздравсоцразвития РФ.
Раздел КХД
Квалификационная характеристика должностей работников образования претерпевает изменения по мере введения поправок и постановлений. Версию, актуальную на 2021 год, можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ.
Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений используется в сферах:
- Регуляции трудовых отношений.
- Создания прогрессирующей системы руководства и управления персоналом учреждений и организаций образования любой формы собственности.
На базе КХД разрабатываются должностные инструкции, этому содействует находящийся в нем перечень должностей педагогических работников. При их составлении возможны ссылки на иные перечни, которые включают особенности отдельных ОУ. Они учитывают разнообразие и различия каждой должности.
Предприятия стремятся к развитию и рентабельности. Это обуславливает то, что для отдельных работников допускается закрепление за ними доп. обязанностей из смежных сфер. Это может происходить и без окончания спец. подготовки.
Лица, которые справляются со своими обязанностями, но не дотягивают по стажу до определенной должности, могут быть на нее назначены. Решение о назначении должна вынести аттестационная комиссия, опираясь на квалификационные требования к работникам образования
В структуре КХ выделяют 3 раздела (по должностям):
Должности работников сферы образования 2021 года с пояснениями
Существует 3 уровня должностей:
- Руководители.
- Педагоги.
- Вспомогательный персонал.
Раздел 1. Руководители
Многие должности в школе подразумевают наличие у сотрудников дополнительных навыков. Рассмотрим параметры руководящих должностей.
Руководитель
В должности руководителей ОУ входят: директора, заведующие и начальники.
ДО: Управлять вверенным им учреждением образования в рамках законов РФ.
ДЗ: Тенденции отечественной системы образования; свод законов (в рамках сферы своей работы).
Заместитель руководителя
ДО: Занимается распределением объема работ между пед.работниками. Следит за выполнением задач, которые стоят в повседневной деятельности УО.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Принципы работы с законодательной базой. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Стаж работы руководителем – от 5 лет. Успешное окончание ВУЗа по специальностям, связанным с управлением персоналом.
Руководитель структурного подразделения
ДО: Организует труд в следующих отделах: секции, кабинеты и лаборатории. Планирует постановку наиболее перспективных целевых задач для данных подразделений.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Диплом ВУЗа. Специальность, которая соответствует интересам отдела. Не менее 3 лет работы по выбранному профилю.
Старший мастер
ДО: Оказывает помощь учащимся в выборе профессии. Отвечает за то, чтобы выполнялся план практических занятий.
ДЗ: Тенденции профильной сферы. Уметь обращаться со сводом законов.
ТК: Высшее образование (ВО) смежное с выбранной профессией. Стаж работы по ней – от 2 лет.
Раздел 2. Перечень должностей педагогических работников
Рассмотрим, кто относится к специалистам в образовании среди работников школьных и дошкольных УО.
Учитель
ДО: Непосредственная работа с учащимися. Обучать и воспитывать. Проводить внеклассную работу по формированию внутреннего состояния, навыков адаптации к социуму.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу и учебную программу.
ТК: Опыт работы не имеет значения. Образование: высшее или среднее в области педагогики, либо из научной сферы излагаемого на занятиях предмета.
Преподаватель
ДО: Соответствовать стандартам образования, принятым на уровне федераций. Организовывать и контролировать самообучение учеников. Использовать в учебном процессе индивидуальные программы.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
Педагог-организатор
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: Образование не ниже среднего. Специальность должна быть связана с педагогикой либо, с организаторской деятельностью. Стаж не важен.
Социальный педагог
ДО: Воплощение на практике программ, касающихся становления ученика как личности, общеобразовательного процесса и соц. защиты.
ТК: Образование среднее и выше. Иметь специальность из области педагогики или социальной педагогики. Стаж не важен.
Учитель-дефектолог, логопед
ДО: Работать с учащимися, у которых присутствуют изъяны в развитии. Используя навыки и методики, корректировать их недостатки.
ДЗ: Пути развития, по которым идет российская система образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Помимо этого профильные методички.
Педагог-психолог
ДО: Работать над тем, чтобы в учебное время у учеников не возникало эмоциональных напряжений, конфликтных состояний и нервных срывов.
ДЗ: Направления развития сферы отечественного образования. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как пользоваться знаниями, полученными из учебных пособий и методичек по психологии, сексологии, психотерапии и т.д.
ТК: Образование не ниже среднего, соответствующее данной профессии.
Воспитатель
ДО: Работать по линии воспитания учеников в УО, в особенности, учреждениях дошкольного образования (ДОУ). Влиять на правильное формирование нравов, которые приняты в цивилизованном обществе. Способствовать личностной реализации детей.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу
Тьютор
ДО: Работать с детьми по стимулированию у них интереса к познанию в индивидуальном порядке.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики организации свободного времени у учащихся.
Педагог-библиотекарь
ДО: Способствовать реализации учебных программ для всех ступеней общего образования. Принимать в ней непосредственное участие.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Пособия по организации работы в библиотеке.
ТК: ВО по данной специальности. Стаж работы не имеет значения.
Старший вожатый
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Технологии организации досуга.
ТК: Образование не ниже среднего. Стаж работы не важен.
Педагог дополнительного образования
ДО: При помощи специально разработанных программ осуществлять всестороннее развитие учащихся.
ДЗ: Направления развития, которые определены законодательством РФ. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как правильно организовать кружок или секцию.
Музыкальный руководитель
ДО: Определять способности у учеников к музыке. Развивать их музыкальный вкус.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Методики, касающиеся тем музыкального воспитания, детской моторики и развития музыкальных способностей.
ТК: ВО или СО по педагогическому делу. Проф. навыки в музыке. Требования относительно стажа отсутствуют.
Концертмейстер
ДО: Отвечает за разработку и внедрение тематических программ и планов. Курирует проф. и спец. дисциплины.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Владение методикой проведения репетиционных и основных уроков.
ТК: Профильный диплом (музыкального училища, консерватории). Виртуозная игра на инструменте.
Методист
ДО: Делает анализ учебно-методической и воспитательной работы. На основе полученных данных составляет планы, которые позволяют улучить положительный эффект от занятий.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Базовые методики обработки информационных материалов и их систематизации.
ТК: ВО по специальности. Стаж — от 2 лет.
Инструктор по труду
ДО: Проводит занятия, которые позволяют ученикам овладеть навыками, которые помогут им в труде. Проводит предварительный инструктаж перед практическими занятиями.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Различные инструкции по безопасности труда. Принципы повышения мастерства.
ТК: ВО или СО по специальности, которая соответствует данной профессии. Без требований касаемо стажа работы.
Руководитель физического воспитания
ДО: Отвечает за своевременное согласно учебному плану проведение занятий по физ.воспитанию.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Техника безопасности при проведении спортивных занятий. Методики проведения уроков физкультуры.
ТК: ВО в сфере спорта.
Инструктор по физ.культуре
ДО: Проведение и организация активного досуга у учеников.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Уметь методично проводить тренировки в игровых спортивных дисциплинах. ТБ на спортивных состязаниях.
ТК: Спортивное образование. Требования к стажу не предъявляются.
Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
ДО: Обучение ОБЖ.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Как обезопасить себя и окружающих при катаклизмах, авариях и ЧС природного характера. Принципы первой медпомощи.
Раздел 3. Учебно-вспомогательный персонал
Продолжает перечень должностей в образовательном учреждении список сотрудников, которым не обязательно иметь профильный диплом педагога.
Дежурный по режиму
ДО: Контроль над соблюдением внутреннего распорядка учениками, внутри УО и за его стенами.
ДЗ: Направления развития сферы просвещения, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Конвенцию о правах ребенка. Приемы педагогики и психологии.
ТК: ВО или СО с дополнительной специальностью. Требования к стажу отсутствуют.
Вожатый
ДО: Развивает детский коллектив в различных средних и дошкольных учреждениях образования. Например, в ДОУ работает с детьми самого раннего возраста.
ДЗ: Пути, по которым движется сфера образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: СО, курсы педагогики. Требований относительно стажа нет.
Помощник воспитателя
ДО: Оказывает помощь в составлении и осуществлении распорядка дня воспитанников.
Секретарь учебной части
ДО: Получение и распределение в места назначения поступающей корреспонденции. Занимается делопроизводством и оформлением документов.
ДЗ: Направления развития сферы, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу.
ТК: СО в сфере делопроизводства. Отсутствуют требования к стажу.
Диспетчер образовательного учреждения
ДО: Помогает разрабатывать учебный план. Координирует внутренние структурные подразделения ОУ.
ДЗ: Направления развития сферы образования, которые определило государство. Знать о поправках и дополнениях, которые вносятся в законодательную базу. Профильные методические материалы.
Как видно, многие должности в школе подразумевают наличия у сотрудников дополнительных навыков. Данный список рабочих мест в учреждении образования поможет производить более детальную разборку кадров.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что касается того, какие профессии, помимо учителей по предметам и руководителей в лице директоров могут состоять в штатных расписаниях школ, то эти специальности разделяют на три группы, а именно на такие, где:
- Сотрудник непременно должен иметь педагогическое образование
- Требуется другое специальное образование;
- Работник может занимать ту или иную должность без наличия того или иного образования.
Относительно обязательного наличия у сотрудников школы образования педагогов, это такие школьные профессии, как:
- завучи и заведующие воспитательными процессами;
- секретари;
- методисты;
- лаборанты;
- заведующие кружковой деятельностью;
- библиотекари.
Название профессий с непрофильным образованием, но с обязательным соответствующим специальным образованием, это:
- психологи;
- школьные врачи или фельдшеры;
- инженеры по охране труда;
- медицинские сестры;
- работники бухгалтерии;
- повара и кондитеры;
- электрики;
- сантехники.
Профессии в школе, которые не требуют ни педагогического, ни любого другого специального образования:
- завхозы;
- садовники;
- дворники;
- уборщики помещений;
- вахтеры;
- охранники.
Впрочем, эти группы работников школьного образования имеют довольно условный, как перечень, так и градацию профессий, потому что эти учреждения могут быть, как государственными и муниципальными, так и частными, и в каждой из этих форм собственности могут быть те или иные отличия насчет требований к сотрудникам по поводу наличия образования.
Чем занимаются работники школьных профессий?
Если учителя занимаются преподаванием предметов школьного обучения, а руководители, являются организаторами всего того, в чем заключается работа в школе, то другие школьные профессии, а именно:
- завучи отвечают за организацию учебы;
- методисты разрабатывают расписание уроков, контролируют выполнение учебного графика и в случае необходимости осуществляют его корректировку;
- лаборанты отвечают за работу соответствующих лабораторий;
- заведующие кружками ведут соответствующую кружковую деятельность;
- библиотекари отвечают за обеспечение школьников, как учебной, так и методической литературой, ведут учет и следят за сохранностью книжного библиотечного фонда;
- психологи занимаются трудными детьми и их родителями;
- врачи и фельдшеры следят за здоровьем учащихся и в случае необходимости оказывают первую медицинскую помощь;
- следят за охраной труда в учебных заведениях и в случае выявления каких-либо нарушений запрещают проведение уроков до устранения угроз ответственные по технике безопасности;
- медицинские сестры работают в
- манипуляционных, выполняя предписания врачей и фельдшеров. Вплоть до манипуляций в виде прививок, причем, как учащимся, так и педагогам, а также всем работникам учебного заведения для их защиты от вирусных заболеваний;
- что касается поваров и кондитеров, то тут все ясно, что они отвечают за здоровую и качественную пищу и кондитерские изделия;
- относительно других профессий, начиная с электриков и сантехников и, заканчивая вахтерами и охранниками, то это специальности технических работников, которые занимаются соответствующими сферами деятельности под руководством завхозов.
По поводу того, будут ли школьные профессии для детей привлекательными, помимо учительских и директорских должностей, то, скорее всего, для младших и средних школьников они еще будут интересными, а для выпускников – нет.
Правда, потом они к школьным профессиям обратят свое внимание, после того, как не поступят в те или иные ВУЗы.
Что делать, если человек получил педагогическое образование, но довольно быстро понял, что не хочет работать именно учителем, вести уроки? Найдется ли для него другая работа в школе? Разбираемся вместе с директором ГБОУ СОШ № 303 Александрой Виноградовой.
Вопрос. Получил среднее профессиональное образование педагога, но учить детей не хочу. Кем можно при этом работать в школе?
Ответ. Если вы имеете среднее специальное педагогическое образование, то можете попробовать себя на поприще вожатого, педагога-организатора (в том числе и социального педагога) в образовательной организации, колледже, детском лагере.
Педагог-организатор обеспечивает внутришкольную жизнь учеников, придумывает цикл праздников и мероприятий, мотивацию, чтобы дети в этих праздниках участвовали, и воплощает в жизнь все свои задумки: начиная от плана мероприятия и заканчивая его проведением. Возможно, у него немного схожий функционал с социальным педагогом в части волонтерства, они оба привлекают к этому учеников. Они вдвоём создают и развивают мероприятия районного и городского уровня.
Социальный педагог обеспечивает воспитательный процесс в школе, вводит внеурочную деятельность, оказывает методическую помощь в ее проведении. Также он помогает организовать детские общественные объединения, способствует развитию самоуправления учеников.
Чем еще занимается социальный педагог? Сопровождением образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями: он работает с социальной поддержкой, хорошо разбирается в различных компенсациях и выплатах. Сопровождает многодетные, малообеспеченные семьи при получении части льгот.
Можно также попробовать себя в профориентационной деятельности, помогать детям искать собственную образовательную и профессиональную траекторию. Есть еще библиотечно-образовательная функция, это развитие у учеников интереса к чтению, но, как правило, этим занимается заведующий библиотекой.
Если у человека есть желание максимально минимизировать общение с детьми, но при этом он хочет работать в школе, можно рассмотреть непедагогическую должность — например, работу лаборанта. Основной его функционал — это поддержание в рабочем состоянии оборудования кабинетов школы, помощь педагогам в его использовании. Лаборант помогает при проведении лабораторных, практических работ, экзаменов, семинаров. Он может давать консультации как обучающимся, так и педагогам; проводить какие-то работы в специальных компьютерных программах (например, создавать презентации, информационные стенды, делать другие графические работы и т. д.).
За помощь в подготовке материала благодарим нашего стажера Полину Трушкову. Фото: Shutterstock / Mehendra_art
Читайте также: