Обустройство жилища домашняя утварь казака план урока

Обновлено: 04.07.2024

Оборудование: экспонаты музея “Казачья горница”, магнитофон, кассеты с фонограммами песен.

Место проведения урока – этнический музей “Казачья горница” МОУСОШ №7 с. Кабардинки

1. Организация урока.

В нашей школе 2003 году открылся этнический музей, для того, чтобы знакомить учащихся с жизнью и бытом народов поселившихся когда-то на территории нашего края. А так как отстояли и сохранили в своё время нашу малую Родину казаки, посланные государством на южные рубежи из разных уголков России, то и музей посвящён им, казакам, которые не жалели сил и жизни, исполняя воинский долг. Здесь собраны подлинные предметы быта далёких лет.

2. Основная часть.

- Я думаю, вам будет интересно узнать о житье-бытье казаков. А начиналось всё с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И потянулись обозы с нехитрым казачьим скарбом по пыльным степным дорогам. И стали стекаться ещё на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жильё: мазанки, хаты (фото 1). Хаты строили из самана, обмазывали глиною с обеих сторон. Хата внутри и снаружи обязательно белилась.

- Как вы думаете, для чего?


Белый цвет – это символ чистоты и опрятности. Крыши под камышом и соломой. Пол здесь обмазывался глиною. Хату огораживали вот таким плетнём.

Вы находитесь в казачьей светлице, главной комнате станичной хаты. Так она выглядела 200-300 лет назад, но и сейчас многое из этого, что вы видите, ещё живёт в домах станичников. Здесь каждая вещь подлинная, это реликвия, она дышит историей народа, хранит тепло и нежность женских рук. Мужчина главной своей работой считал службу Отечеству, дома бывал редко, поэтому вся ответственность за семью ложилась на женщину. Жизнь казачки была не легка! Все полевые работы на ней, готовить и кормить детей (а их в семье было чаще всего больше 10), ухаживать за стариками, носить воду вёдрами из реки, содержать дом, животных. При такой нагрузке женщина чаще всего ночью украшала свой дом так, как мы видим сейчас.

Самым главным местом в горнице считался Святой угол (фото 2). Православные казачие семьи все свои важные моменты связывали с именем Господа. Просили благословение на службу, брак, постройки, и др. Наш музей имеет замечательный иконостас усилиями атамана Мешкова В.А., Капинос В.Н., а также учащихся и жителей. В дни открытия музея произошло примечательное событие. Снимая грязь специальным раствором с одной из картин, Капинос В.Н., обнаружил отчётливую запись 1903 год художник Дьяченко Григорий. Картина называется “Кончина Серафима Саровского”. (Серафим Саровский при жизни имел дар исцелять людей. Каждого, кто приходил к нему, он приветствовал: “Радость моя” и исцелял.) Казаки брали эту икону в поездки. Несколько дней спустя учитель физики А.Е. Казанджи подарила музею книгу “Духовные посевы”, автором которой являлся магистр богословия Дьяченко Григорий. Так в нашем молодом музее встретились два произведения одного автора. В нашем иконостасе имеются и подарки учащихся: из Санкт-Петербурка ребята старших классов привезли икону Божьей матери, особо почитаемую в народе. Вы видите икону Сергия Радонежского покровителя просвящения и образования. Её в дар музею принёс ученик Гордюшкин Владимир.


Важным предметом в казачьем быту была кровать (фото 3), изготовленная из дерева своими руками. Такую мы не нашли, т. к. в 30-х годах прошлого века появились кровати железные, такую мы вам и представляем. Обязательно было обилие подушек, перин. Кровать – это место отдыха всё должно этому служить! Женщина здесь всё тщательно украшала. Обратите внимание на наволочки: они своеобразно изготовлены, это тонкая и кропотливая работа обычных крестьянок. Конечно это изделие не на каждый день, а праздничная, либо для гостя. Детям и взрослым залезать на кровать, сидеть на такой постели категорически запрещалось. Застелена кровать ярким лоскутным одеялом, опять много красного цвета, цвета жизни. В жизни людей всё было так разумно устроено, что чем больше узнаёшь, тем больше изумляешься! Маленькие остатки от шитья не выбрасывали, а собирали вот в такой весёлый узор. Одеяло тоже сшито самой хозяйкой. Девочки рано приобщались к такой работе, в 4 года девочка уже умела шить.


На стене вы видите ковёр (фото 4). Он трофейный. Его принёс с поля боя казак родом из Чернигова. Это было очень интересный человек, он очень любил сады, деревья. Куда бы он не поехал, отовсюду привозил саженцы различных деревьев. Его сад и сейчас цветёт прямо над рекой Псекупс. Однажды он нашёл коврик, им он укрывал коня, чтобы добраться до дому. Вот и добрался, ковёр теперь у нас в музее. Определить его возраст невозможно. Но потомки сохранили его в память о своём деде.


Возле кровати родителей находится колыбель (фото5). Она обычно передавалась из поколения в поколение и служила много лет. Такую мы не нашли. Но Владимир Николаевич казак нашего общества, предложил сделать такую колыбель, в которой спал сам, его брат, сёстры. Так появилась эта колыбель, а Татьяна Анатольевна Хлыповка, казачка, украсила её вот такими ромашками. Колыбель покрыта пологом. Для чего? Когда дитя рождалось, то 40 дней ребёнка нельзя было показывать чужим людям, боялись дурного глаза, а после 40 дней можно, т. к. ребёнок был под защитой Бога (тогда крестили в 40 дней). Ночью в окно светила луна, она мешала ребёнку спать, полог защищал. В окно залетали мошки, полог оберегал.


В каждой хате была русская печь (фото 6), она являлась не только вместилищем пищи, домашним очагом, но и воплощала идею благополучия в доме, семейного тепла.


Одним из самых традиционных и почитаемых предметов в доме у казака был стол (фото 7). Вот этот стол, что перед вами, изготовлен в 1900 году, он сделан руками мастера. За свою долгую жизнь он не знал ни краски, ни лака. За это время стол почернел, однако, ещё может долго служить людям. “Стол – то же, что в алтаре престол”, а потому и сидеть за столом и вести себя нужно так, как в церкви. Стол немыслим без хлеба – как пищи, как символа благополучия.


- А не задавали вы себе вопрос, почему, приветствуя гостей, подносят не только хлеб, но и соль?

- Соль, по мнению предков, защищает от злых сил и духов. Если человек угостился хлебом и солью, значит, он не замышляет зла.

Как хлеб дошёл, там пирог пошёл,
А пирог дошёл, там блин пошёл,
А блин дошёл, так в мир пошёл.

– У нас на Кубани угощались не только блинами, пирожками с кабаком, с фасолью, пирогами с капустой, курагой, яблоками. А какие пампушки с чесноком! И, конечно, узвар из сушёных кубанских фруктов или чай. Вместо заварки, калина или фруктовые веточки.

Украшением стола в хате был самовар (фото 8, а). Своим горячим, чаем в зимние вечера согревал он души и тело домочадцев, собирая всех вместе за столом.


- А вот какие чуваны, чугуны (фото 8 (б, в)) стоят в печи. Запах ароматного борща и вкусной каши когда-то исходил из них, радуя детей и взрослых. Старожилы утверждают, что более ароматного борща, приготовленного в печи, ничего не существует.



-А как называлось вот это приспособление? (Учитель показывает ухват). Для чего он служил?

-Совершенно верно. С помощью ухвата можно поставить чугун в печь и вынуть из печи.

- А это тоже приспособление, которое всегда стояло у плиты, и которым могли разгрести в печи жар – это кочерга.

Чего только не было в казачьей хате, но каждый предмет имел своё назначение, к нему относились бережно.

    • Вот это изделие называется рубель (фото 9), а использовали его для глажки белья.


    • Время шло, жизнь казаков менялась и свидетельством достатка, были вот такой утюг(фото 10).


    - Кто знает, каков принцип его работы? (внутрь утюга насыпали раскалённые угли, от этого он нагревался, и можно было гладить)

    – Человек во все времена стремится украсить свой быт. “Не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастерства” - гласит пословица. Народ творил из простого материала: дерева, глины, но ценность изделия умельцев определялась не материалом, а их мастерством и фантазией.

    Много талантливых мастеров было у нас. Умели и половики ткать (фото11) на загляденье, рушники вышивать и прясть пряжу вот на такой прялице (фото12). Особое слово хочется сказать о рушниках. Это не просто полотенце, как мы считаем сейчас, это произведение искусства. Вышивали рушники в девичестве и в таком количестве, чтобы хватило на всю жизнь, так как после замужества этим заниматься было некогда. Рушниками покрывали те вещи, которые хотели выделить: документы, фотографии и иконы.



    В каждом дворе женщины умели плести кружева. Да какие красивые! Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки.

    Перед вами одежда (фото13) казака, мальчика – подростка, женская одежда и детский костюмчик. Нет ни одной из них, чтоб она не была украшена. Кофта женская изготовлена на домашнем верстаке, что имела каждая семья, полотно соткано из льна-прядива, отбелено в проруби, а затем вышито. Такая одежда имелась у каждой женщины, она умела это делать, причём вышивка у каждой была своя, неповторимая. Этой кофте уже 230 лет. Её нам подарила Малинина Нина Яковлевна.


    А вот праздничный костюм маленькой девочки из Ярославской губернии. Ему уже 50 лет, принесла его в наш музей завуч Лупова Т.И. Это подарок её бабушки. Сколько же времени надо было затратить этой труженице, чтобы и кружевами оплести, и расшить цветами такую одежду?! Татьяна Ивановна убеждена, что такой подарок – единственный. Вот фото (фото14), на котором ей 5 лет и Татьяна Ивановна одета в этот костюмчик.


    Одежда и всё, что ценное было для семьи, хранилось в сундуках (фото15). Сундуки были разных размеров, по–разному изготовлены, украшены, но обязательно были. У нас не большой сундук, но с большой исторической судьбой. Сегодня нет уже прямых его хозяев, а внукам хозяев уже 80 лет. Внучка Снегирёва Вера Ивановна в 20 годах 20-го века из Геленджика переехала на Крайний Север, в Дудинку. Через 20 лет семья вернулась в Геленджик и привезла с собой сундук. Они не смогли его там оставить, это часть их истории, их судьбы. В. И. Снигерёва решила подарить его нашему музею.


    А вот изделие мастеров плетения корзин (сапеток) и кошёлок! (фото16) В магазине таких вещей купить было нельзя. Вот и приходилось самим плести из прутьев. Удобные, лёгкие, вместительные. Побольше - для взрослых, поменьше - для детей.


    Как бы горько не жилось народу в прошлом, без песни – ни шагу. Песня – целительница, песня – плач, песня – пляска. От всех бед и печалей спасала песня.

    А какой весёлой была бытовая песня. Игровые и хороводные песни показывали размах, удаль, весёлость и широту русской натуры.

    А теперь почувствовав дух того времени, давайте споем песню В. Захарченко “Мы с тобой казаки” (фото17).


    Наш урок окончен. Что вам понравилось и запомнилось из сегодняшней беседы?

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Цели и задачи:

    - знакомство с историей и культурой Кубани, бытом кубанского казачества на основе изучения внутреннего убранства хаты;

    - развитие словарного запаса, интереса к прошлому родного края;

    - воспитание любви к родному краю;

    - развивать речь и мышление учащихся;

    - развивать творческие способности детей;

    - продолжать обучать детей работать в группах.

    Оборудование:

    Мультимедийное оборудование, презентация.

    Раздаточный материал: кроссворд, карточки-иллюстрации, карточки с заданиями.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент

    Дети сидят группами по 4-5 человек.

    Столы сдвинуты так, чтобы дети сидели лицом друг к другу.

    Воспитатель:

    Покажите мне свои красивые глазки. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию. Присаживайтесь.

    2. Актуализация знаний

    Воспитатель: Любили казаки свой край

    И превратили его в рай.

    Пахали, строили, служили.

    Обычаи и веру сохранили.

    Чем дальше в будущее входим,

    Тем больше прошлым дорожим.

    И в старом красоту находим,

    Хоть новому принадлежим.

    Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

    Дом казака увидим и в него войдём.

    О том, как жили, многое узнаем.

    Итак, готовы? Мы начинаем.

    3. Самоопределение к деятельности

    Воспитатель:

    - Скажите, ребята, а вы знаете как называется жильё казаков? (хата)

    - Сформулируйте тему нашего урока. (Казачья хата.)

    4. Работа по теме урока

    Жилища-хаты казаки строили из местных природных материалов: соломы, камыша, хвороста, глины.

    - Почему именно эти материалы были выбраны для строительства домов на Кубани? (ответы детей)

    Хата представляла собой каркас из прутьев, обмазанный с двух сторон глиной. Пол – глинобитный. Крыша из соломы или камыша.

    Крыли ее путаной соломой или соломенными снопиками – парками. Затем в хате клали печь Технология сооружения такой хаты перенесена с Украины.

    Кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности.

    Для летнего пользования во дворе ставили небольшую печку – кабыцу. Над ней ставили легкий навес.

    Казачья хата почти не отличалась от жилища жителей Украины.

    Такие хаты назывались турлучные. Так же казаки строили своё жилище из самана.

    Саман – это кирпич из глины с примесью соломы.

    На строительство собирались всем селом.

    Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи, сушили, а затем выкладывали из них стены.

    - Послушайте отрывок из стихотворения кубанского поэта Карпенко

    Строить дом в степи –

    Тяжкий крест нести.

    От натуги кровавились очи:

    То формуй да расставь его к ночи.

    Леса нет вокруг,

    Всё поля да луг.

    В дело шла солома и глина,

    Для шатровых крыш,

    И для мазки навоз лошадиный.

    В доброй хате той

    Всей семье покой.

    Круглый год благодать в ней витает.

    В стужу здесь тепло,

    В ясный день светло,

    А уж летом прохлада какая!

    Казачье жилище было в основном одинаково для всех районов Кубани. В доме обычно было две комнаты: великая и малая хата.

    Царицей в доме считалась печь (груба).

    - Как вы думаете почему?

    - Печь и кормила, и согревала, а ещё была лежанкой.

    - Какие приспособления использовали казачки во время приготовления пищи? (Ухват, чугунок, кочерга)

    -А вы знаете, какая посуда была в казачьей хате? (макитра, кринка, кувшин, салатовка)

    -Казаки очень любили своё жилище и старались, чтобы в нём всегда было чисто и красиво. Стены украшали развешенное оружие, фотографии в красивых рамочках, на полу, на лавах - самотканые коврики (половыци), окна украшали вышитыми занавесками.

    Снаружи хату белили. Она делилась на два жилых помещения: великую хату с Русской печью в заднем углу и малую хату.

    5. Физкультминутка

    Раз — мы встали, распрямились.

    Два — согнулись, наклонились.

    Три — руками три хлопка.

    А четыре — под бока.

    Пять — руками помахать.

    Шесть — на место сесть опять.

    Присели на свои места.

    6. Закрепление изученного материала

    Работа в группах.

    По горизонтали: 1. Печь у казаков. 2.Им покрывали жилище сверху. 3.Жилище казака.

    По вертикали: 4.Этот плетень использовали для строительства стен дома. 5. Кирпич из глины с примесью соломы.

    Цель:сформировать у детей представление о жилище казака, его особенностях, показать и рассказать о назначении комнат в казачьем курене, их убранстве,познакомить с бытом казаков. Воспитывать патриотические чувства, развивать фантазию и эстетический вкус.

    Образовательная деятельность : познавательная, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно- эстетическое развитие,физическое итрудовое.

    Предварительная работа: организация мини музея,изготовление макета казачьего двора.

    Содержание образовательной деятельности.

    Воспитатель. Ребята наш край – чудесный, благодатный край. Край снежных гор, золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край в котором живут хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, врачи и учителя, ученые и спортсмены.

    -Давайте совершим путешествие в то время,когда началось заселение Кубани казаками.

    Казачья делегация прибыла в Санкт- Петербург 30 марта 1792 года, а 1 апреля казаки попали на прем императрице с прошением отвести казачьему войску земли на Тамани и

    Берегах Кубани. Императрица Екатерина помня заслуги казаков перед Отечеством, решила просьбу положительно. Лучшей охраны на южных рубежах,кроме казаков, не было.

    Люди стали обживаться на новом месте :строить церкви, жилье, мельницы, распахивать земли.

    Станицы строились по плану. В центре церковь, школа, станичное правление. Долгое время строили хаты – мазанки (стены из переплетенных прутьев и обмазанных глиной,

    крыши накрывали соломой или камышом. В хате комнаты располагались по кругу, в центре стояла печь,которая служила для приготовления пищи и обогревания всего дома.

    Старший всеми был мужчина – дед. Глава семьи за столом нарезал хлеб, первым брал еду из общей посуды. Утро начиналось у казаков после того,как перекрестятся у икон, которые располагались в правом углу жилища, его еще называли – «красный угол «Женщины с вечера ставили тесто в глиняной макитре. Занимались детьми и хозяйством.

    Мужчины работали в поле или на военной службе.

    Рассмотрите иллюстрации. Какие предметы быта казаков вы видите (ответы детей).

    В хате лавки и сундук – скрытня располагались вдоль стен,за печкой настил для сна, у двери деревянный шкапчик для посуды.

    По диагонали от печи – святой угол с иконами. Посредине стол. Вкаждой казачьей хате присутствовали необходимые предметы быта. Ваганы –корыто,рубэль – приспособление для глажки белья,макитра – для засолки и хранения овощей, молочных продуктов, глиняная посуда, и конечно самовар

    Дружно встали!Раз! Два! Три!

    Мы теперь казаки!

    Мы ладонь к глазам приставим,

    Поворачиваясь в право,

    Поглядеть из – под ладошки.

    И на право и еще

    Через левое плечо.

    Буквой «л «расставим ноги

    Точно в танце руки в боки,

    Наклонились в лево, в право

    Получается на славу.

    Вспомните,как казаки называли свое жилище? (ответы детей).

    А в чем его особенность? (ответы детей).

    Одной из главных частей казачьей хаты была стряпка? Как вы думаете, почему эта часть жилища так называется? (Здесь стряпают,готовят еду.)

    Летом спит,зимой горит,

    Пасть открывает,дрова глотает,

    Весь дом согревает.

    Печка и согреет, и накормит. У каждой хорошей хозяйки,возле печки всегда

    стояло ведро с известью или мелом и кисть. После каждого приготовления пищи казачки подбеливали печь. Над печным жерлом было вмазано зеркальце – хозяйка смотрелась – не измазалась ли сажей. Печь разукрашивали цветами и лошадками,камешками. Над печкой вешали связки лука,перца,зелени, рыбы. Давайте повесим их на место,а на полки расставим кухонную утварь.

    Воспитатель просит расставить и назвать кухонную утварь, а мальчиков развесить запасы на зиму.

    Молодцы, ребята. И запасы сделали и порядок навели. Красиво украсили нашу стряпку! Но не забывайте, как говоря на Руси : «Не красна изба углами а красна? (Пирогами)

    Какие блюда казачьей кухни вы знаете? (ответы детей).

    Любимая еда казачат были пироги,пирожки, да пышки с медком!

    Воспитатель угощает детей пирожками.

    Краеведческий музей и наш 4 класс Б. Знакомство с бытом орочей

    Краеведческий музей и наш 4 класс Б. Знакомство с бытом орочей Наш класс знакомился с жизнью коренного населения Советско - Гаванского района. Мы изучали книги, вырезки из старых газет и, конечно, посещали.


    Урок-проект о жизненных условиях казаков.Воспитание в детях любви к Отечеству, гордости за Россию.Знакомство с бытом казачества.

    Содержимое разработки

    Обращение к старому, возрождение старого, сохранение его - это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории.

    1. Познавательные УУД:

    воспитывать у детей интерес к традициям русской православной культуры; введение детей в мир традиционных и культурных ценностей;

    активизировать творческий потенциал учащихся;

    закрепить знания, полученные ранее на уроках.

    2. Коммуникативные УУД:

    слушать, формулировать ответ;

    формировать собственное мнение и позицию;

    уметь использовать в общении правила вежливости, договариваться;

    организовать совместную деятельность учащихся на уроке через работу в группах;

    создать условия для формирования умений работать с информацией, вести диалог, делать выводы.

    3. Личностные УУД:

    воспитывать чувство толерантности, гордости за любовь к Родине, к родному краю.

    осознать сплоченность учащихся, как членов единого коллектива класса;

    выражать положительное отношение к школе и учебной деятельности; развивать доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

    4. Регулятивные УУД:

    принимать и сохранять учебную задачу; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

    освоить способ сравнения своей работы с эталоном способов нахождения и исправления ошибок.

    Создание образа жизни, культуры, традиций людей, живших на территории нашего края в период 19-20 в., называемых казаками.
    Расширение знаний об истории быте и культуре казаков.
    Развитие воображения, речи, "обогащение словарного запаса", развитие ассоциативного мышления, формирование потребности учащихся в обогащении нравственными, культурными и духовными ценностями.

    Тип урока: урок повторения изученного материала.

    1.Устные, наглядные, практические.

    Форма урока: заочная экскурсия.

    Класс заранее делится на три группы, каждая из которых получает индивидуальное задание по следующим темам:

    Утварь (посуда) казаков.

    Планируемые результаты.

    Учащиеся будут: владеть информацией, что такое культурные традиции казаков, основные понятия темы;

    извлекать информацию из источников и представлять ее в классе, выражать собственное мнение;

    работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни

    Эпиграф:
    Кружит ли ветер снежный, дороги заметая,
    Смеются ли ромашки под солнечным дождём-
    В любое время года прекрасна ты, родная
    Земля, где мы родились, земля, где мы живём.

    1.Организационный момент .

    Я спешу сказать вам - "Здравствуйте!"

    Чтоб пожелать здоровья доброго.

    Я спешу сказать вам - "Благости!"

    Чтоб пожелать вам счастья нового.

    Я спешу сказать вам - " Радости!"

    Удач, успехов и везенья!"

    Чтоб пожелать всем в этом классе

    - Ребята, а когда в вашей семье собираются гости, то это что? Праздник!

    - Сегодня у нас будет не просто урок, а урок - праздник, потому, что у нас есть гости. И проведем мы его в казачьей станице.

    (Внесение каравая) – Мы приветствуем наших гостей хлебом – солью по традициям казачества.

    Проблема: Ребята, но ведь проблема в том, что не все из гостей знают о быте и жизни казаков.

    -Как это сделать?

    - Давайте совершим экскурсию в мир прошлого.

    -Мы покажем и расскажем об этом так нашим гостям, чтобы и они окунулись с нами в мир прошлого, в мир казачества.

    1. Любили казаки свой край

    И превратили его в рай.

    2. Пахали, строили, служили.

    Обычаи и веру сохранили.

    3. Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

    Дом казака увидим и в него войдём.

    Учитель: О том, как жили, многое узнаем.

    Итак, готовы? Мы начинаем.

    Прежде, чем отправляться на экскурсию, хочу напомнить вам, ребята, правила успешного урока, которые пригодятся вам не только на уроке, но и в дальнейшей жизни.

    - не читать, а вчитываться;

    - не слушать, а вслушиваться;

    - не смотреть, а всматриваться;

    У вас на парте лежат листки самооценки. Вы знаете, как с ними работать. В течение урока отмечаем свою работу в них.

    -У каждого из нас есть прошлое и настоящее, каждый из нас стремится к будущему. Мы должны свято беречь прошлое и быть патриотами своей родины - большой и малой.

    Ребята, а давайте уточним наш адрес, чтобы к концу урока не забыть, где же мы с вами СЕЙЧАС живём, чтобы из прошлого благополучно вернуться в настоящее.
    -Уточним наш адрес: наша планета - (Земля)
    -Страна. (Россия)
    -Столица нашего государства. (Москва)
    -Наш город. (Радужный)
    -Школа. (№ 3)
    -Класс. (кадетский)

    - Сегодня на уроке мы поговорим о том, как жили в старину казаки, вспомним о быте казаков: их жилище, предметах утвари - посуде и питании.

    - А почему вы должны это знать? ( потому, что – казаки)

    1. Вступительное слово учащихся.
    В ковылях средь серебряной рани,
    В цветущей душистой степи
    Казаки себе стан выбирали
    У извилистой тихой реки.

    5.Организация групповой деятельности:

    - Ну, а мы с вами расположились за нашими праздничными столами. Вы - представители трех полков. Предлагаю вам освоить одно из ремесел казаков и к концу урока каждый полк представит свой проект. Ремесло зашифровано в пословице, которая лежит на столах на зеленом листе.

    (Ребята знакомятся с пословицами)

    - Как вы думаете, когда так говорят? –

    - Под этим изречением казаки с полным основанием могли подписаться: казачье жилище совмещало в себе и место обитания, и оборонительное сооружение.

    -Как вы понимаете смысл этих слов? - Вечное живет в традиционной культуре своего народа.

    в) Третий полк – Что есть в печи, на стол мечи!

    - Каков смысл этой пословицы? - Казаки гостеприимный и щедрый народ.

    - Итак, если всё понятно, приступаем к созданию проектов, которые соответствуют вашим пословицам.

    - Ну, что ж, ребята, готовимся представить свои проекты.

    Демонстрация сделанного эскиза и защита своих проектов:

    Как выглядит жилье казаков, мы узнаем от 1 полка.

    А что же находилось в хате казаков? Нам расскажет 2 полк.

    В каждой семье была необходимая простейшая утварь: чугуны- горшок для приготовления борща, плошки, миски - тарелки, сковороды. Макитра – горшок для приготовления и хранения хлеба, глечик – для хранения молочных продуктов, салатка – ступка- толчея с пестиком. Украшением стола в хате был самовар.

    На казачьем столе никогда не бывало пусто. Чем же потчевали казаки, расскажет третий полк.

    Пища казаков была традиционной. По давнему казачьему обычаю готовили из просяной муки саламату, квашу или кулагу, заменявшую хлеб. Каждодневной пищей была рыба, которую клали в щи, просяную кашу. Фрукты и овощи употреблялись не только в свежем виде, из них делали начинки из пирогов, варенья, компоты (узвары), они сушились и варились на зиму. Широко употребляли мед. Из винограда делали вино, из выжимок готовили квас.

    - Вот, мы и окунулись в мир казачества, очутились в казачьей станице.

    - Наши предки уделяли огромное значение народным поверьям, строго их соблюдали.

    Первым в новое казачье жилище заходил самый старый член семьи. Он нёс вместе с иконой горшок, накрытый красивой вышитой скатертью. В горшке могли быть угли, которые клали в новую печь. В горшке могло быть тесто, из которого в новой хате выпекали хлеб. Скатертью старик тряс на все четыре стороны света и просил дедушку домового поселиться в новом доме и сохранить покой и здоровье в нём живущих людей. Эту скатерть стелили на стол, на который потом ставили угощения.

    Культура малой родины богата

    Перед тобой жилище предков – хата,

    Турлучная, а крыша – камышом,

    Её жильцам метели нипочём.

    Как правило, плетнём окружена,

    Запрятана в тени садов она.

    В ней лавки, стол, комод и сундуки.

    Макитры, глечики, и ложки, рушники

    - В народе всегда любили и уважали казаков, слагали песни, былины, легенды не только за смелость, щедрость и доброту, но и за трудолюбие.

    - И вы потрудились на славу, ребята. Выполняя свою работу, вы были увлечены и сделали ее с любовью. Если человек научится любить малое: свой дом, в котором родился и вырос, свою школу, в которой учился, то он научится любить … свою Родину, Отчизну. (ответ детей)

    - Тот, кто не уважает обычаи своего народа, не хранит их в своем сердце, тот позорит не только свой народ, но, прежде всего, не уважает самого себя, свой род, своих древних предков.

    - Давайте вернемся к проблеме, которую мы обозначили в начале урока.

    - Посмотрите в свои листы самооценки и решите для себя, достаточно ли хорошо вы работали, чтобы наши гости почувствовали дух казачества. (ответ детей)

    А теперь, ребята, как будущие казаки пора дать отчет о проделанной работе. Давайте напишем письмо нашему атаману (дети называют его имя) и расскажем ему, чем мы занимались на уроке и как мы участвуем в возрождении казачества.

    Возьмите листочки голубого цвета. (Начало письма уже есть)

    Пусть и гости наши, если хотят, присоединятся к нам.

    От каждого полка зачитывается письмо.

    -Да, из поколения в поколение переходили традиции казаков, некоторые обряды живут, обрастая новыми, более интересными новшествами, но самое главное, о них помним мы, молодое поколение. Человеческая память хранит в себе опыт многих живших до нас поколений, и опыт каждого. Давайте сохраним для миллионов наших соотечественников веру наших предков, язык, культуру, обычаи, традиции.

    Ведь надо жить не только настоящим, но и знать свое прошлое, чтобы стать настоящими патриотами своей Родины.

    Всем ясно, что стала мала

    Сегодня земля для сражений

    И только, как прежде, она

    Просторна для добрых свершений!


    Мир дому вашему!

    Мир краю нашему! дети

    - Что ж, ребята, спасибо вам за интересную работу! Вы – молодцы! Думаю, что наши гости не пожалели о том, что побывали в казачьей станице.


    -75%

    Читайте также: