Как помочь застенчивому ребенку освоиться в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Загидуллина Наталья Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: "Ц.р.р. - д/с №158"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование

Наталья Владимировна Загидуллина

Особенности работы с застенчивыми детьми в ДОУ.

Основной из проблем в современной системе воспитания и обучения дошкольников

является готовность ребёнка к школе. Мы хотим видеть своих детей умными,

сообразительными, творчески мыслящими. Между тем поступление в школу полностью

перестраивает жизнь ребёнка, поэтому важно не забывать о психическом здоровье детей.

Психически здоровый человек – это, прежде всего, человек творческий, жизнерадостный,

открытый, познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами.

В школе ребёнок попадает в новые социальные условия. Меняется его обычный

образ жизни, возникают новые отношения, с людьми. Смена окружения может

сопровождаться повышением тревожности, снижением активности. Основываясь на

результатах современных исследований, можно установить сильную зависимость между

нарушением психического здоровья и учебной успешности детей.

Особое внимание в нашей работе мы уделяем застенчивым детям. Дети, имеющие

такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие – либо изменения в жизни,

испытывают страх перед чужими людьми в новой обстановке. Застенчивых детей не

видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети

часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые

считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребёнок

очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Проблема в

том, что у таких детей страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют

развитие эмоций, и интеллектуальной сфер личности. Для них неразрешима даже самая

простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о

совместной игре. Каждое своё действие ребёнок проверяет через мнение других, его

внимание в большей степени сосредотачивается на том, как его действия оценят взрослые.

Свою работу в нашем дошкольном учреждении с такими детьми мы строим в

- развитие позитивного самовосприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- снятие телесного напряжения;

-развитие умения выражать свои эмоции;

-развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля;

- развитие положительной школьной мотивации;

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с

ними контакта, развитии доверительных отношений, поэтому важно не спешить, нужно

дать ребёнку время освоиться. Этому способствуют игры на установление доверительных

вопросах, развивают находчивость, смекалку. В них можно играть и дома и во время

Мы стараемся помочь ребёнку поднять самооценку в конкретных видах

деятельности – на занятиях и в свободное время. Застенчивый малыш боится

отрицательной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна вовсе. Делая что-то

вместе с ним, или давая ему какое – то задание, говорим, что уверены в его успехе, но

готовы помочь, если что-то не получится. Если ребёнок слишком сосредоточен на оценке,

и это тормозит его действия, пытаемся отвлечь его от оценочной стороны деятельности.

Здесь помогают игровые

приёмы и юмор, который должен быть направлен не на ребёнка, а на ситуацию в

целом. Например, если малышу не удаётся собрать пирамидку или фигурку из

конструктора, можно сделать их одушевленными наделить вредным характером, который

придуманного персонажа, разыграть смешную ситуацию.

В своей работе с застенчивыми детьми большое внимание мы уделяем играм –

фантазиям, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребёнка, а

ситуации близки к тем, которые особенно волнуют его, вызывают тревогу и страх. Такие

игры помогают ребёнку как бы со стороны посмотреть на свои трудности, понять, что они

бывают и у других детей, приобрести опыт их разрешения. Игры на воображение могут

иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах,

попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся, а

иногда и просто не умеют рассказывать о своих проблемах, а слушая или сочиняя рассказ

о другом ребёнке, приписывая ему свои переживания, они становятся более открытыми

для разговора о себе.

Перед тем, как играть с малышом в такие придуманные истории, взрослым

необходимо учесть несколько правил.

1. Обдумать какие ситуации для ребёнка являются более трудными. Настроиться на

волну его чувств, переживаний, взглянуть на проблему глазами ребёнка.

2. Подумать над сюжетом рассказа. Какие мысли вы бы хотели донести до ребёнка,

какие конкретные советы дать ему?

3. Начинать рассказ о вымышленных девочке или мальчике с описания деталей их

жизни, сходных с жизнью ребёнка (например, мальчик живёт в таком же доме, у него есть

такой же брат или сестра, такая же собака или птичка). Имя вымышленного героя не

должно прямо совпадать с именем ребёнка, но может иметь некоторое сходство с ним по

звучанию. Необходимо описать его переживания в конкретной ситуации как можно

подробнее. Например, если ребёнок часто стесняется присоединиться к игре сверстников,

можно сочинить историю про мальчика, который боялся, что дети считают его глупым,

некрасивым неуклюжим и будут смеяться. Из – за этого малыш боялся смотреть в глаза

ребятам, говорил очень тихо, не знал, как нужно попросить их принять его в игру.

4. По ходу рассказа необходимо обращаться к ребёнку за дополнениями, чтобы он

стал участником обсуждаемой проблемы и ситуации. Задать ему вопросы, о том, что ещё

подумал герой, как можно было бы ему помочь.

5. Затем ввести персонаж, который станет помощником ребёнка в разрешении

внутреннего конфликта. Это может быть мама, папа, старший брат или сестра, добрый

волшебник. Придумать диалог малыша с помощником, в котором они будут обсуждать

разные способы поведения, а затем применять их в жизни. Учитывать детские

комментарии к рассказу. Привлекать ребёнка к поиску решения. Стараться сделать его

активным и соавтором истории.

6. Придуманная история должна иметь положительный результат.

7. После обсуждения поведения вымышленного персонажа, понаблюдать за

поведением застенчивого ребёнка, в реальных ситуациях его жизни, проверить повлияла

ли на него игра. Постараться сделать так, чтобы история имела продолжение в

зависимости от поведения ребёнка.

8. Необходимо стараться сделать рассказ живым, остроумным, вводить в него

больше диалогов различных персонажей, наполнять его сказочными элементами.

Помимо придумывания рассказов мы организуем с детьми игры – драматизации,

персонажами которых становятся знакомые герои сказок, животные. Поочерёдно

проигрывая вместе со взрослыми роли страшного волка и боязливого зайчика, хитрой

лисы и маленькой мышки, смелого мальчика и застенчивой девочки, ребёнок невольно

найдёт в них отголоски собственной жизни, научится бороться

со своими страхами и тревогами. Хорошо, если родители вместе с ребёнком

Наряду с перечисленными приёмами работы с застенчивыми детьми мы также

используем такие методы и приёмы, как:

-обучение способам расслабления;

-рисование для выявления и отработки страхов;

-использование элементов сказкотерапии, арттерапии, телесной терапии;

-обучение диалоговому общению в сюжетно ролевых играх.

Застенчивые дети чаще встречаются в семьях авторитарного стиля, стиля

неполных семьях, поэтому можно считать, что основной причиной болезненной

застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в

семье. Поэтому особое внимание мы уделяем консультированию родителей. Объясняем

особенности ребёнка, рассказываемо его потенциальных возможностях. Если причина

нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, тактично разговариваем об этом

с родителями. Наши рекомендации родителям застенчивого ребёнка включают следующие

1. Фон общения с ребёнком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения

ребёнка, а в отношении его личности они вообще не допустимы.

3. Главный козырь взрослых – это тактичность и терпение.

4. Необходимо развивать у ребёнка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребёнка к разностороннему общению:

обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги продавцу, кондуктору и т. д.). На

первых этапах присутствие знакомого взрослого обязательно.

Взрослых просим проанализировать своё отношение к ребёнку. Безусловно, мама и

папа любят его, но всегда ли они выражают это чувство? Часто ли говорят ему о своей

любви? Может быть, ему не хватает родительской поддержки? Часто взрослые обращают

внимание на своих детей лишь тогда, когда те делают что-то неправильно, достижения и

хорошие поступки малышей порой остаются незамеченными. А застенчивые дети

нуждаются в поддержке гораздо больше, чем их незастенчивые ровесники. И ценят они

эту поддержку сильнее, потому что умеют глубоко чувствовать хорошее настроение и

успокаиваются при его проявлениях. Без удовлетворения этих потребностей у ребёнка не

формируется фундамент его развития: доверие к людям, позволяющее активно и

безбоязненно входить в окружающий мир. Взрослые должны научиться быть

внимательными к малышу не только если тот обращается за помощью, но и тогда, когда

она, на первый взгляд ему не нужна. Главное, продемонстрировать ему, что его старания и

успехи замечены и оценены положительно. Главное, продемонстрировать ему, что его

старания и успехи замечены и оценены положительно. Необходимо помнить о том, что

застенчивые дети очень осторожны и побаиваются всего нового. Они в большей мере, чем

их незастенчивые сверстники, привержены к соблюдению правил, боятся их нарушить.

Поэтому родителям этих малышей стоит задуматься, не слишком ли они ограничивают

свободу ребёнка, его непосредственность и любознательность. Может быть, иногда можно

нарушить правила? Гибкое поведение поможет ребёнку избавиться от страха наказания.

Чрезмерной скованности. Если малыш будет рисовать не только карандашом и кисточкой.

Но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдёт ему на пользу. Подобные

упражнения хорошо снимают эмоциональное напряжение.

Мы советуем родителям играть вместе с детьми, ведь именно в игре ребёнок может

свободно выражать свои эмоции, желания, чувства. Снять внутреннее напряжение,

почувствовать себя свободно им помогут специально организованные игры. Считается,

что прятки , жмурки – это развлечения, в которых участвуют одни лишь дети, причём, они

лишь якобы излишне возбуждают малышей. Это не верно. Подвижные игры да ещё

и вместе со взрослыми, помогают детишкам выражать свои эмоции и активировать

жизненную энергию, устанавливать более непосредственные отношения с окружающими.

Игры - соревнования (кегли, мяч, стрельба из лука с присосками, преодоление

препятствий, борьба и прочие забавы), которые сопровождаются громкими возгласами и

смехом, также помогут застенчивому ребёнку почувствовать себя увереннее. Организуя

такие игры, лучше создать для малыша ситуацию успешности (чтобы он не чувствовал

себя проигравшим или отстающим), а потом похвалить его за смелость и ловкость,

выразить радость того, что играли вместе. Эмоционально – непосредственное

взаимодействие смягчает чрезмерную боязнь неудачи, порицания и запретов.

Раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций хорошо

несколько взрослых и детей. В таких играх создаётся эмоционально – положительная

атмосфера, преодолеваются внутренние психологические барьеры, устанавливаются

дружеские, непосредственные взаимоотношения между детьми и взрослыми.

Возможно, застенчивый малыш вызывает у окружающих взрослых больше

симпатии, чем не в меру бойкий и шаловливый. Но необходимо думать о будущем

ребёнка. Ведь если застенчивость в детстве мешает ему нормально общаться и

развиваться, какую службу сослужит такая черта при поступлении в школу, во взрослой

жизни? Конечно, при желании и определённых волевых усилиях человек может сам

когда малыш вправе рассчитывать на помощь и поддержку родителей и педагогов.

Только разносторонний комплексный подход, единая стратегия в общении, с

застенчивым ребёнком педагогов и родителей, позволяет нам снимать барьеры в общении,

Дошкольный возраст — этап психического развития ребёнка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода: младший дошкольный возраст — от 3 до 4 лет; средний дошкольный возраст — от 4 до 5 лет; старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет.

В настоящее время науке известно о застенчивости немного. Единственный человек, который попытался осветить данный вопрос в целом – это Филипп Зимбардо. Это известный американский психолог, профессор Стэндфордского университета. Он провел социально-психологический анализ застенчивости, где раскрыл ее роль в процессе общения между людьми.

Застенчивость (стеснительность, робость) — состояние психики и обусловленное им поведение животных и человека, характерными чертами которого являются: нерешительность, боязливость, напряжённость, скованность и неловкость в обществе из-за неуверенности в себе или отсутствия социальных навыков.

Проблема застенчивости уходит своими корнями в детство и мешает детям радоваться общению со сверстниками, находить друзей и получать их поддержку. Они стараются быть не заметными, не брать на себя инициативу, и самое главное – не чувствуют себя полноценными людьми из-за всевозможных комплексов.

Однако одобрение взрослых не уменьшает страданий, которые приносит патологическая застенчивость. Она мешает ребенку находить друзей, а также тренироваться в общении с другими людьми. В результате застенчивые дети могут вырастать людьми с очень низкими и неадекватными социальными навыками, что может отразиться на учебе, карьере и семейной жизни. Для них характерна низкая самооценка, что может привести к отказу от необходимых жизненных рисков и развития своих способностей.

Между тем они довольно часто обладают большими способностями, легко осваивают компьютерную технику, любят читать, рисовать, но одаренность и даже выраженные таланты блокированы комплексом неуверенности в себе, внутренним напряжением при общении со сверстниками, взрослыми. И как следствие – проигрывают менее способным, но более шустрым сверстникам.

Некоторые полагают, что застенчивость в большей мере свойственна девочкам, но это далеко не так. На разных этапах возрастного развития 20-25% мальчиков страдают от застенчивости - приблизительно так же, как и девочки.

Различают несколько главных причин застенчивости у детей :

Таким образом, можно сказать, что причины застенчивости разнообразны. Главный источник застенчивости - страх перед людьми. Фундамент застенчивости, конечно же, закладывается в детстве. Ее появление во многом зависит от воспитания родителей, учебных заведений и социальной среды. Правда есть и такие люди, которые, будучи незастенчивыми, вдруг под влиянием каких-либо событий становятся застенчивыми.

Застенчивость накладывает свои отпечатки на различные сферы жизни ребёнка. Эта проблема и по сей день остаётся актуальной, т. к. доставляет много проблем и несёт относительно серьё зные последствия:

1. Боязнь общения с новыми людьми лишает ребёнка новых интересных знакомств, нового опыта. При встрече с новыми обстоятельствами или в ходе общения с посторонними ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, который проявляется в робости, неуверенности, напряжении, выражении тревоги или страха.

5. Застенчивость ведёт к чрезмерной фиксации на себе и отсутствии внимания к окружающим, к происходящему вокруг. Эти дети как будто идут мимо потока жизни, не замечают в ней ничего кроме себя. Зачастую это вызывает неодобрение окружающих и ведёт к ещё большему отчуждению со стороны общества.

6. Застенчивые дети склонны держать, копить эмоции в себе, что, во-первых, неблагоприятно сказывается на психологическом здоровье человека, а во-вторых, рано или поздно может привести к серьёзному эмоциональному взрыву.

7. Застенчивые дети боятся задавать вопросы, а, следовательно, теряют возможность получить интересующую их информацию.

Чтобы добиться какого-либо результата, необходимо понять, что застенчивость — это всё-таки не просто черта характера, а патологическое состояние. Только после осознания этого можно приступать к поиску путей решения этой проблемы. Искать их стоит незамедлительно, ведь каждый прожитый день с таким мышлением подводит ребенка к самостоятельному выходу из ситуации. Часто это уход из дома или даже попытки суицида. Коррекция застенчивости у детей требует комплексного подхода с привлечением как их самих, так и окружения.

Групповой метод работы с застенчивыми детьми - лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет смоделировать различные ситуации, связанные с контактом с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, в относительно безопасной обстановке, и тем самым получить позитивный опыт и тем самым скорректировать самооценку.

К сожалению, застенчивых детей довольно много. И это является серьезным основанием, чтобы об этом говорить и над этим работать. Игры и упражнения, ориентированные на особенности застенчивых детей и проводимые в группе, могут оказать существенную помощь таким детям.

Кто может громче? Так, сейчас рычат львы. Это лев? Это жалкий котенок. А я хочу услышать настоящий рык.

Данные ниже упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также способствуют двигательному раскрепощению. Это важно, так, как только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен.

В ходе этой игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания.

Эффект таких упражнений значительно возрастет, если текст будет сопровождаться специально подобранной музыкой, качество проведения релаксации будет значительно выше.

В группу детей для таких занятий может входить до 12—15 человек. Желательно, чтобы в группе были выработаны свои ритуалы — слова приветствия и прощания. Хорошо, если всеми вместе группе будет придумано и название.

Групповые занятия с использованием специальных игр и упражнений являются лучшим способом борьбы с застенчивостью.

Педагоги не смогут сами решить проблему застенчивости у детей без тесного сотрудничества с родителями. Мама и папа — это первые и самые главные советчики в жизни ребенка. Именно с них он списывает большинство манер поведения, и они же производят коррекцию его собственных. Очень важно, чтобы родители следили за психоэмоциональным состоянием детей и помогали им адаптироваться к новым этапам в жизни. Особенно это необходимо, если их чадо испытывает трудности в общении и реализации себя как личности.

В работе с проблемными детьми роль взрослого еще более существенна. Поэтому педагогам нужно учить устанавливать партнерские отношения со своими детьми, психологи рекомендуют:

1. Создать для ребенка атмосферу безопасности, теплых эмоциональных отношений, доверительного контакта со взрослым.

2. Работать над повышением самооценки ребенка

3. Для детей, плохо адаптирующихся в детском саду, попросить фотографию мамы, которая будет всегда с ребенком.

4. Воспитателю стараться не диктовать свои условия, а советоваться с ребенком.

5. Вовлекать таких детей в сюжетно-ролевые игры, в которых давать возможность попробовать разные роли.

6. Создание ситуации успешности ребенка в каком-либо деле.

7. Занизить требования к ребенку.

8. Стараться не упрекать и не стыдить ребенка.

9. Не сравнивать таких детей с другими.

10. Установить щадящий оценочный режим.

Чтобы знать, как преодолеть застенчивость у ребенка, родителям нужно придерживаться следующих советов:

Не ругать. Крик спровоцирует ещё большую скрытность и стеснительность. Дети будут чувствовать себя виноватыми за такое поведение и в будущем не придут к родителям за советом или помощью. Это только усугубит ситуацию и сузит круг доверия до его полного отсутствия. Такое поведение заставит ребенка замкнуться в себе, и вывести его из такого состояния будет намного сложнее.

Уметь слушать. Детей необходимо замечать. Из-за суеты повседневной жизни часто не хватает времени на них. И пока ми имитируем внимательность, дети показывают и рассказывают нам о всех своих бедах. Но, к сожалению, рано или поздно им надоедает это делать. Они обижаются, уходят в себя и больше не пойдут на контакт. Поэтому каждое слово, произнесенное детьми, имеет свой смысл. Надо уметь не только слушать их, но и слышать, чтобы успеть заметить какие-либо проблемы и откорректировать их.

Поддерживать. Поражения, как и победы, нужно уметь принимать. Дети не всегда умеют сами правильно это делать. Часто только после одной неудачи они больше никогда не решаются попробовать сделать что-то снова. Родительский долг обязывает объяснить ребенку, что его любят таким, каким он есть, и совершенства от него не требуют. Нужно научить его медленно и уверенно шагать к своей цели, несмотря на предыдущие поражения.

Стать примером. Дети — это отображение своих родителей. Ничьи черты не будут в них настолько отражены, как черты мамы у девочек и папины у мальчиков. Сверхвысокая требовательность может привести к возникновению чувства стыда. Ребенок будет стесняться своих ошибок и переживать, что не оправдал надежд. Поэтому родителям в первую очередь нужно уметь признавать свои ошибки и на личном примере показывать, что это не страшно, а лишь стимулирует к дальнейшим действиям.

Поощрять. На самом деле все дети заслуживают внимания родителей, а эти в особенности. Среди наиболее хороших способов есть походы в кафе, парк аттракционов, спектакли. Различные комедийные представления помогут ребенку научится воспринимать самого себя и не выдавать особенности за странности. Времяпровождения в привычном кругу оказывает общее положительное влияние на детей.

И всё-таки, лучше решать проблему изнутри. Преодоление застенчивости у детей принадлежит им самим. Как бы ни старались окружающие, самый важный шаг они должны сделать сами. Ведь пока ребенок сам не начнет менять свое отношение к действительности, все попытки помочь со стороны будут напрасными.

Чтобы ребенку легче было это осуществить, можно предложить несколько следующих советов для детей и их родителей :

Улыбаться. Это беспроигрышный вариант заполучить доверие оппонента. Достаточно легкой усмешки на лице, которая расслабит и будет предрасполагать в последующем к остальным детям.

Смотреть в глаза. Это самое трудное, но самое эффективное средство. Считается, что человек, который способен удерживать взгляд на своем собеседнике, имеет преимущество над ним. Удерживание зрительного контакта также способствует поддерживанию разговора, да и сам человек чувствует себя более уверенно и спокойно.

Активно вести диалог. Нужно не стеснятся спрашивать и охотно отвечать на заданные вопросы. Лучше всего начать с коротких словесных перепалок, и со временем можно будет без трудностей влиться в любой разговор. Важно также показывать окружающим свой интерес с происходящему.

Посещать разные мероприятия. Не самое легкое задание, но имеет большую значимость. Ведь в широком кругу застенчивый ребенок сможет изначально только слушать и постепенно вливаться в коллектив. Таким образом, к нему не будет привлекаться слишком много внимания, и он сможет самостоятельно раскрыться для окружающих. Подойдут детские дни рождения, праздники.

Поиск хобби. Постараться найти себя очень важно. Для этого можно записаться в различные кружки по творчеству, рукоделию или со спортивным уклоном. В большинстве случаев уже скоро появится любимое дело, в котором можно будет проявить себя и получить от этого массу удовольствия. Одним из наилучших вариантов является театральная студия. В таком месте можно развить огромное количество положительных качеств, а также избавиться от застенчивости, нерешительности и стеснительности.

Бороться со страхами. Для этого нужно решится сделать то, что пугает больше всего, отважиться на сложные поступки и переступить через свою боязнь. Это всегда составляет много трудностей и препятствий. Но по устранению хотя бы одного страха приходит чувство гордости и радости за себя самого.

Принять застенчивость. Отрицание собственной личности рушит жизни многих людей. С проблемами легче бороться, если их не бояться и принимать. Нужно осознать свою особенную черту и не стыдиться её, а преображать, изменять или избавляться от неё. Как только такое чувство придет, это принесет облегчение в эмоциональной сфере.

Воспользоваться помощью. Близкие люди существуют для того, чтобы помогать нам. Самостоятельность хороша лишь там, где способна уничтожить проблему. В данном случае принять советы со стороны будет правильным решением и поможет быстрее адаптироваться к непонятному.

Заняться спортом. В большинстве случаев такой подход помогает быстрее всего. Физические упражнения не только оказывают общеукрепляющее действие на организм, но и утверждают позиции такого ребенка среди остальных (особенно если это мальчик). Появляются новые навыки и возможности, которыми можно только восхищаться.

Застенчивость у ребенка — это проблема, которая возникает довольно часто и может привести к серьезным последствиям. Большая часть ответственности за детей с такой чертой принадлежит родителям, которые должны не только знать о ней, но и уметь предотвратить. Методы избавления от такого качества также достаточно просты и не требуют применения дополнительных методов лечения, если использованы вовремя. Поэтому следить за детьми — самый главный и полезный совет в данном случае.

Таким образом, детская застенчивость вполне естественна, но она не должна становиться препятствием в развитии личности. Также необходимо помнить о том, что к детской застенчивости у родителей часто двойственное отношение. С одной стороны, эта черта в ребенке умиляет, но все же нередко родители сокрушаются: каково будет такому стеснительному во взрослой жизни, где умение расталкивать других локтями – чуть ли не гарантия успеха.

Иногда вопрос детской застенчивости остается без внимания родителей. Их малыша не ругают учителя или воспитатели, он не хулиганит, от него нет шума, но и успехов он не достигает. Его одобряют взрослые, но это не делает меньше его проблемы с патологической застенчивостью. Дело в том, что такая застенчивость мешает ребенку заводить дружбу с другими детьми, общаться с людьми, а в результате вырастают люди с низкой самооценкой и неадекватными навыками общения в социуме – это отражается на их учебе, карьере и семье. Низкая самооценка не дает им полностью раскрыться и проявить себя в полной мере – они так и остаются на одном и том же месте.

С годами застенчивость у большинства детей уменьшается, однако, может сохраниться чувство обиды из-за того, что, робея, они упустили возможности в жизни. Именно поэтому, если ребенок застенчив, ему нужна своевременная помощь, и чем раньше она будет оказана, тем полноценнее будет жизнь человека в дальнейшем, и он не будет сожалеть о бесцельно прожитых годах.

Некоторая застенчивость у детей всё-таки идет им на пользу, не говоря уже о том, что застенчивыми и скромными детьми легче управлять. Но, как и любые комплексы, ребенку нужно перерасти это, иначе излишняя скромность может серьезно затормозить развитие личности. Крайне застенчивые дети позднее становятся одинокими взрослыми со слабыми навыками. Именно поэтому так важно, вовремя обратить внимание на эту проблему.

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма

Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Картотека игр на преодоление двигательного автоматизма Игры рекомендуются гипер- и гипоактивным детям, а также тем, у кого снижены внимание.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.


Стеснительность как врожденная черта характера присуща детям-меланхоликам — тихим, спокойным, погруженным в себя. В этом случае любые попытки насильно поменять натуру малыша могут обернутся для него неврозами. Но если стеснительность стала следствием промахов в воспитании, помогите ребенку стать смелее.

Детский психолог и специалист по раннему развитию Елена Владимировна Ушачёва поясняет: «Когда ребенок застенчив, нужно понять, что он сам чувствует.

«Застенчивость детей проявляется уже в 3-4 года, — добавляет психолог Инна Александровна Мальцева. — Для таких малышей проблематично познакомиться с новым человеком. Они испытывают страх и тревожность, ощущают отсутствие безопасности для себя в присутствии незнакомых людей. У стеснительных детей слабо развиты адаптационно-приспособительные механизмы. Они напряжены и тревожны, скованны в движениях, излишне сдержаны, им трудно выразить свое мнение и поздороваться первыми.

Поощряйте самостоятельность

Дайте ребенку шанс проявить самостоятельность и силу своего характера, ослабьте контроль. Не делайте за него то, что он вполне способен сделать сам. Гораздо лучше, если вы научите малыша завязывать шнурки на кедах, а не будете до старшей школы делать это сами.

Не формируйте картину мира, полную опасностей

Постарайтесь не формировать у малыша опасную картину внешнего мира. Да, ребенка можно и нужно предупредить о возможных последствиях его действий и поступков. Но убеждать малыша в том, что кругом враги, — большая ошибка.

Объясните ребенку, что ошибки — это нормально

Дети часто стесняются что-то делать, поскольку боятся совершить ошибку. Корень проблемы в завышенных ожиданиях и требованиях со стороны родителей.

«Застенчивые дети, как правило, оценивают себя достаточно высоко, но уверены, что другие ими постоянно недовольны, — поясняет Инна Александровна. — Они постоянно ожидают положительной оценки своих действий от окружающих, чтобы стать увереннее в себе. Внутри себя малыш формирует оценку на критическое отношение со стороны взрослого. Это парализует деятельность малыша, убивает его инициативность.

Объясните ребенку, что ошибка — не поражение. Это не повод опускать руки и замыкаться в себе, бросать начатое. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Когда ребенок научится не воспринимать свои промахи как конец света, он станет смелее и увереннее в собственных силах. Начните с малого: не ругайте и не наказывайте малыша за случайные ошибки — развитую чашку, испачканные на прогулке вещи.

Хвалите вместо необоснованной критики

Ребенок, постоянно сталкиваясь с критикой со стороны мамы и папы, непременно начинает верить в свою несостоятельность. Отсюда стеснительность, неуверенность в себе и многочисленные страхи не оправдать ожидания родителей.

Похвала мамы и папы — вот, что нужно ребенку для гармоничного развития. Хвалите малыша за успехи, грандиозные и не очень, поощряйте все его начинания, подбадривайте. Но как говорят психологи, похвала может быть разной — правильной и неправильной. Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это?

Дайте ребенку право слова

Ребенок уже в 5-7 лет может иметь собственное мнение. Ему нравится одежда определенного фасона, он бывает не доволен решениями мамы и папы. Дайте ребенку высказаться, у него тоже есть право слова в семье.

Во-первых, так он тренирует красноречие и умение формулировать свои мысли, что важно для стеснительных детей. А во-вторых, вы сами лучше узнаете своего малыша — что его беспокоит и тревожит.

Практикуйте с ребенком социальные сценарии

«Простейший инструмент психокоррекции — устроить домашний кукольный театр. Так ребенок отрепетирует разные личностные качества в игре. Он сам выберет, быть ему смелым или трусливым, не получая критики со стороны других людей. Ребенок научится переносить личностные качества, которые были отрепетированы в кукольном театре, в жизньч, — советует Инна Александровна.

Помогите ребенку расширить круг общения

Даже если ваш ребенок ходит в детский сад, помогите ему расширить круг общения. Важно, чтобы он понял: новое знакомство — это не страшно, а интересно.

Не сравнивайте ребенка с другими детьми

ВложениеРазмер
kak_pomoch_zasten_reb.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Игра в "жизнь" или как помочь застенчивому ребенку.

Консультация для родителей.


Как помочь застенчивому ребенку?

Рекомендации для родителей.


как помочь застенчивому ребенку адаптироваться в мире сверстников

в статье рассматриваются причины застенчивости, советы по преодолению, представлены игры, помогающие застенчивому ребенку адаптироваться в мире сверстников.


Как помочь застенчивому ребенку?

Соответствуют ли способности и сильные стороны ребенка вашим ожиданиям? А может быть, несоответствие вашим ожиданиям как раз и способствует развитию у ребенка неуверенности в себе? Может быть, вам сле.

Консультация для воспитателя "Как помочь тревожному ребенку в детском саду"

Тревожность - это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к это.


Как родителям помочь застенчивому ребенку?

Родители занимают в жизни ребенка основное место. Кто, как не они, должны помочь своим детям в преодолении застенчивости.

КАК ПОМОЧЬ ЗАСТЕНЧИВОМУ РЕБЕНКУ ПОВЕРИТЬ В СЕБЯ?

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА НИЗКАЯ САМООЦЕНКА?КАКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮТ У РЕБЕНКА АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ?Уровень развития речи влияет на открытость и общительность ребенка. Речевые недостатки пре.

Как помочь адаптироваться в детском саду робкому и застенчивому ребенку

Как помочь адаптироваться робким и застенчивым детям в детском саду?

Семейный психотренинг для робких и застенчивых детей.

По сути, вся наша жизнь — игра, и играть в нее нуж­но с азартом, неравнодушно. Иначе фортуна, а вместе с ней и хорошее настроение отвернутся, подведут. Необходимо уметь самому создавать себе праздник, причем из привычных вещей, банальных повседневных ситуаций. Научите кроху именно такому ощущению жизни. Тогда ему будет гораздо проще адаптироваться к любой ситуации. Воспринимая все новое как веселый эксперимент, новую игру, которую предлагают нам жизненные обстоятельства, малыш наверняка захочет блеснуть своими способностями. Грех не воспользоваться заманчивым предложением показать себя с лучшей стороны.

Работаем играючи

Все необходимо делать играючи, чтобы дело спорилось, и ваш заразительный настрой передавался малышу. По дороге в детский сад поддерживайте с малышом веселый тон общения, подбадривайте кроху веселым стишком или песенкой, когда он будет переодеваться, мыть ручки, садиться за стол, чтобы порисовать. Таким образом, ощущение праздника будет сопутствовать всему, что связано с детским садом в сознании малыша. А на празднике, как мы знаем, все веселятся, и никто не позволяет себе грустить и переживать из-за пустяков.

Атмосфера, которую создадите ребенку в группе вы и которую поддержит воспитатель, очень важна для маленького ребенка. Она должна быть душевной, мудрой с одной стороны и, конечно же, веселой с другой.

Повеселитесь в компании ребенка. Пока он сам не составил себе устойчивого впечатления о новом месте, предложите ему свой вариант: тут весело, и всегда есть чем заняться. Работайте над закреплением этого ощущения. При этом все негативные моменты, которые ребенку незнакомы или непонятны, сведите до минимума, обращая их в антураж новых игр.

Веселые четверостишия, которые вы можете рассказывать малышу между делом, чтобы подбодрить кроху:

Перемазался в компоте.

— Боже, Вова, что за майка?

— Это новая фуфайка!

(имя ребенка) надевал колготы —

Это детские заботы!

Мама подле восседала,

Васе словом помогала.

(имя ребенка) зайку рисовала,

(имя ребенка) Вика помогала:

Рисовали все ребята,

Вышел кролик и крольчата.

На прогулке (имя ребенка) роет

Из песка туннель.

Придет в группу — руки моет,

Даня выхватил машинку и забрал авто.

(имя ребенка) плакать не намерен,

Ведь машин здесь сто!

Выбирай любую: на веревке, заводную.

В группе игр миллион, и ругаться не резон!

Надо выбрать (имя ребенка) пару,

Все идут в спортзал,

Он берет за руку Лapy,

Он для мамы слишком мал.

Аня, Маша, Вася, Света,

Берем в руки карандаш,

Нарисуем солнце, лето,

За столы садитесь,

Физкультура нам полезна,

Ноги шире, руки вверх —

Выполняем мы прилежно,

Песню звонкую веселую,

Мы поем все время новую,

Разучить ноты непросто,

Нужно слух иметь мне острый,

Помогают мне соседи,

Им не мяли уши медведи!

Разучивайте веселые строки. Для облегчения запоминания ребенком, например, последнего стихотворения нарисуйте на листе бумаги малышей, поющих на уроке музыки песню, отдельно изобразите пару нот и медведя. Пускай малыш вспоминает стихотворение по вашей подсказке.

Читайте также: