Деятельность руководителя доу по созданию разработке освоению новшеств

Обновлено: 05.07.2024

Сущность и теоретические основы инновационной деятельности в детском образовательном учреждении. Разработка системы методического сопровождения инновационной и педагогической деятельности в МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 18 "Теремок".

Рубрика Педагогика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 14.02.2017
Размер файла 147,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ

инновационный педагогический детский сад

В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновации, со стремлением человека реализовать себя, и свои идеи.

Желание быть на шаг впереди, всегда находиться в постоянном творческом поиске, прогнозировать образовательные потребности общества, осваивать новые педагогические и информационные технологии - все это условия поступательного развития образования, в основе которого, безусловно, лежит инновационный процесс. Пренебрежение инновациями заводит образование в тупик неразрешенных проблем или в скучное функционирование. Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества.

Переход к полноценному инновационному ДОУ непрост и возможен лишь при условии создания соответствующей прогрессивной модели управления, которая предусматривает организацию работы в инновационном режиме, только в этом случае, возможно, будет перевести ДОУ из функционирующего в развивающееся и развивающее. При этом необходимы особые управленческие действия руководителя по подготовке коллектива к работе в режиме становления, формирования и развития инновационной культуры.

Управлять инновационной деятельностью ДОУ - значит познавать и выявлять закономерности, прогрессивные тенденции в инновационном образовательном процессе, направлять (планировать, организовывать) данный процесс в соответствии с этими тенденциями, с учетом объективных возможностей педагогов. Каждый педагогический коллектив имеет право на инновационную деятельность. Но в этом случае он должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения, так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети.

1. Проанализировать литературные источники по теме.

2. Раскрыть сущность инновационной деятельности в ДОУ.

3. Разработать систему методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ

Предмет исследования - методическое сопровождение инновационной деятельности в ДОУ.

Ожидаемые результаты:

-включение в инновационный процесс 80% педагогического коллектива;

-модернизация организационной структуры управления - создание творческой группы.

-повышение профессионального уровня и методической компетентности педагогов.

-повышение качества образовательного процесса.

1. Теоретические основы методического сопровождения инновационной деятельности в ДОУ

К началу XXI в. человек в процессе своего интеллектуального совершенствования стал активно использовать имеющуюся в себе важную способность саморазвития путем создания новшеств.

Любая инновация - это изменение того, что уже существует. Инновационные процессы не обошли стороной и область педагогической деятельности.

В последние 10-12 лет в связи с изменением социально-экономических условий в России, развитием научных исследований в области образования, вариативности образования, в том числе и дошкольного, резко возросла актуальность поиска новых, более эффективных форм, средств, методов и технологий обучения и воспитания.

Инновационная деятельность -- это особый вид педагогической деятельности. Приведу несколько определений этого понятия.

Инновация (нововведение) -- в социально-психологическом аспекте -- создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. (Словарь практического психолога. Минск, 1998.)

Новый -- впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1978.)

Нововведение (инновация) -- комплексный процесс создания, распространения, внедрения и использования нового практического средства, метода, концепции и т.д. -- новшества для удовлетворения человеческих потребностей. (Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М., 1995.)

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств. (Управление развитием школы. М., 1995.) Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.

Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности образовательной работы с детьми на уровне современных требований. В результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые приведут к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.

Однако, анализ сложившейся ситуации в деятельности нашего дошкольного учреждения работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем:

-отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций;

-недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов;

-отсутствие мониторинга качества и эффективности внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье.

Поэтому мной была спланирована следующая система работы:

Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.

Ш Мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива:

Ш Восприимчивость педагогов к новому;

Ш Подготовленность к освоению новшеств;

Ш Степень новаторства педагогов в коллективе.

Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.

Обучение воспитателей проводится через разные формы:

-курсы повышения квалификации;

-организация работы методических объединений, творческих групп;

-непосредственно образовательная деятельность;

-самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по теме

Создать единую систему мониторинга

-Психолого - педагогический мониторинг

Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.

-Создание материально-технической базы ДОУ

-Создание современной развивающей среды

Выявить и распространить инновационный опыт.

Выявление и распространение инновационного опыта проводится на муниципальном, региональном, Всероссийском уровнях в ходе проведения семинаров-практикумов, конференций, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства, публикаций.

Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

Стимулирование педагогов к инновационной деятельности

В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач, раскроем каждую из них:

1. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности

Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности педагогов к восприятию новшеств.

Важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.

1. Восприимчивость педагогов к новому -- это потребность в постоянном профессиональном росте.

Восприимчивый к нововведениям педагог:

-стремится внедрить передовой опыт в практику;

-постоянно занимается самообразованием;

-привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;

-анализирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными руководителями;

-умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.

2. Подготовленность к освоению новшеств включает в себя:

-информированность о новшествах,

-наличие потребностей в обновлении педагогического процесса,

-имеет знания и умения для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.

3. Степень новаторства педагогов в коллективе.

Ученый К. Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства: новатор, передовик, умеренный, предпоследний, последний.

Педагоги, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, оказывали сопротивление в разной форме. В связи с этим задача старшего воспитателя -- формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.

2. Создать условия для повышения профессиональной квалификации и компетентности педагогов.

Обучение педагогов проводилось через разные формы:

-Организация работы творческих групп.

-Самостоятельная работа педагогов по изучению литературы по опытно-экспериментальной деятельности.

3. Создать единую систему мониторинга.

Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления образовательным процессом. Совместно с руководителем, педагогами и специалистами ДОУ создана единая система мониторинга, которая обеспечивает необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:

Ш Психолого-педагогический - выбран набор психолого-педагогических методик, позволяющих собрать информацию о динамике развития ребенка. Эта информация размещается в индивидуальной карте развития ребенка, которая дает возможность выявить проблемы и наметить пути дальнейшего развития ребенка;

Для родителей проводилось анкетирование, направленное на изучение отношения родителей к инновационной деятельности в ДОУ.

Для педагогов предлагался вопросник для оценки и самооценки профессионализма по организации инновационной деятельности.

4. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.

В связи с инновацией в дошкольном образовательном учреждении повысилась материально-техническая база дошкольного учреждения.

-расширять жизненное пространство детей;

-подбирать игры в соответствии с индивидуальными характеристиками ребёнка и задачами развития;

-способствовать приобретению коммуникативного опыта при общении с людьми разного возраста (взрослыми и детьми).

-определить отдельное пространство со специально организованными зонами и помочь ребенку реализоваться в соответствии с его интересами и наклонностями.

-сделать так, чтобы развивающая предметно-пространственная среда могла носить как универсальный, так и тематический характер. Позволила быстрее и качественнее разрешать проблемы, связанные с возрастными особенностями детей.

5. Выявить и распространить инновационный опыт.

Результаты инновационной деятельности распространялись через: работу городской проблемной группы, публикации и статьи, разработка и защита проектов, рекомендаций, материалов, участие в конкурсах различного уровня

Название темы, вид работы

Где представлен , уровень

В помощь воспитателю по сотрудничеству с семьёй (методические рекомендации).

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения (методическое пособие).

«Успехи, трудности, проблемы реализации программы развития и воспитания детей в образовательной системе

Областной августовский форум

Викторова И.В., Решетняк Е.Н., Кудрявцева О.В.

Образовательный центр IN CEPTUM

II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства, номинация «Предметно - развивающая среда в ДОУ

6. Разработать, и использовать систему стимулирования и поощрения инновационной деятельности педагогов.

Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы. Заведующая ДОУ, старший воспитатель, комиссия по стимулированию и поощрению педагогов составили определенную систему поощрения педагогов.

Данная система управленческих действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации.

Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.

Изменения, которые происходят сегодня в обществе, неизменно влекут за собой преобразования в работе дошкольных образовательных учреждений.

В настоящее время Центр развития ребёнка является:

-сложным организмом, стремящимся к развитию, к новым возможностям;

-создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума;

-обеспечивающим условия для творческой, профессиональной педагогической деятельности, соответствующей самым современным требованиям.

В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она помогает воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности.

На сегодняшний день продолжается поиск новых форм обеспечения качества дошкольного образования.

Поэтому, приступая к инновационной деятельности, старший воспитатель должен хорошо знать каждого педагога, подбирая те формы и методы работы, которые будут способствовать созданию коллектива единомышленников.

-от степени сплоченности коллектива,

-его творческой направленности,

-профессиональной компетентности каждого педагога.

«Чтобы иметь будущее,

нужно быть готовым

Питер Джукер

2.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст]: пособие / Л.М. Волобуева. - М.: Творческий центр, 2004.

6. Урмина, И., Данилина, Т. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: программно - методическое обеспечение / И. Урмина, Т. Данилина. - М.: Линка - Пресс, 2009. - 306 с.

Приложение

Большее число педагогов (63%) активно реализуют свои потребности в саморазвитии.

У 7 педагогов отсутствует сложившаяся система развития, 3 педагога находятся на границе между активным и не сложившимся развитием (их могут выбить из колеи либо возникающие препятствия, либо возрастающая ответственность). Один из педагогов признал, что мало читает, а это один из факторов развития.

Главным стимулирующим фактором является интерес к работе, доверие и желание повышать квалификацию посредством обучения на курсах. Педагоги признали, что методическая работа так же является стимулирующим фактором

Подобные документы

Изучение условий для методического сопровождения инновационной деятельности педагогов в учреждении среднего профессионального образования. Цели и направления мониторинга педагогической работы. Структура способностей учителя к инновационной деятельности.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 19.10.2010

Дошкольная образовательная организация как система. Инновационная деятельность: цель, виды, характеристика. Организация инновационной деятельности в дошкольном учреждении. Опытно-поисковая работа по инновационной деятельности, разработка ее плана.

дипломная работа [189,9 K], добавлен 23.06.2015

Теоретические основы инновационной деятельности педагога: понятие об инновациях в образовании, их классификация. Социально-педагогические аспекты инновационной деятельности в детском оздоровительном лагере. Детский оздоровительный лагерь и его функции.

дипломная работа [108,6 K], добавлен 20.06.2010

Организационно-теоретические основы работы методиста в дошкольном учреждении, его роли и значение для эффективности воспитательного процесса. Направления работы методического кабинета. Основные методы активизации деятельности воспитателей в детском саду.

курсовая работа [32,3 K], добавлен 19.02.2011

Научное обоснование, реализация и исследование процесса подготовки педагога профессионального обучения к инновационной деятельности в вузе. Анализ структуры инновационной деятельности педагогов: педагогическая, техническая, производственная деятельность.

Статья "Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования".

Екатерина Андреевна Шпилёва, старший воспитатель МДОУ – детского сада

Современное дошкольное образовательное учреждение представляет собой

динамически формирующуюся организацию, работающую в режимах

функционирования и развития. Следует подчеркнуть, что в наше время детский сад не

может работать, не реагируя на изменяющиеся запросы к качеству дошкольного

образования.

Развитие образования подчинено закономерностям цикличной динамики.

Ключевую роль в этом процессе играет закон смены поколений образовательных услуг,

методов и средств обучения и воспитания на основе внедрения новшеств и замещения

базовых инноваций. Используемые в образовательном процессе инновации должны

соответствовать насущным потребностям и возможностям детского сада, а также

удовлетворять всех участников образовательного процесса : детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям.

На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является

повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. В

документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации,

отмечается потребность усиления внимания государства и общества к такой важной

подсистеме, как дошкольное образование.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного

стандарта (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155) возникла

необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования, введения

программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения,

направленное на выявление и развитие познавательных способностей детей, а так же

выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных

учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в

Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей

для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в связи с

чем возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного

образования, введения программно-методического обеспечения дошкольного

образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и

познавательных способностей детей.

Инновационная деятельность изменяет традиционную управленческую систему и

во главу угла ставит педагога и воспитанников, руководителей образовательных

учреждений, их профессиональные запросы и потребности. Движущей силой развития

дошкольного учреждения становится творческий потенциал педагогов: их

профессиональный рост, отношение к работе, способности выявить потенциальные

возможности своих воспитанников.

В настоящее время в современном дошкольном учреждении практика инноваций

требует перевода методической работы в её новое состояние – инновационную

методическую работу. Инновационная методическая работа – это часть

профессионально-педагогической деятельности, ориентированной на создание или

освоение новых (инновационных) способов профессионально-педагогической

деятельности. Трактуя инновационную методическую работу как часть

профессионально-педагогической, управленческой деятельности, следует опираться на

следующие её отличительные особенности (В. П. Дуброва, Е. П. Милашевич) :

• обеспечение работы учреждения в режиме развития;

• отбор содержания методической работы, обеспечивающего личностное развитие

ребенка дошкольного возраста, его самораскрытие.

• обеспечение информированности педагогов об инновационных фактах и

явлениях и организации их экспертизы;

• обеспечение дополнительных образовательных услуг в плане развертывания

содержания дошкольного образования по направлениям инновационной деятельности;

• обеспечение непрерывности инновационной поисковой, исследовательской

деятельности педагогов;

• обеспечение индивидуального и дифференцированного подходов к каждому

педагогу в зависимости от его профессиональной компетентности;

• оснащение педагогов способами профессионально-педагогической

деятельности, обеспечивающими эффективное воздействие на личностное развитие

Режим развития ДОУ предполагает использование современных образовательных

комплексных программ, технологий и методов, таких, например, как проектный метод,

метод наглядного моделирования, развивающее обучение, метод поисковой

деятельности, работу в рамках единого образовательного пространства на основе

различных методов планирования, в том числе блочнотематического, календарного с

развернутыми конспектами, однотемного — системная паутинка, сквозного и др. ДОУ

работает в условиях трансформации образовательной и информационной среды,

гибкого вариативного режима работы, новых педагогических приемов работы,

например педагогического сотворчества (проведение занятий одновременно

несколькими педагогами и воспитателями). ДОУ, работающие в режиме развития,

могут осуществлять свою деятельность в инновационном режиме, режиме

эксперимента либо в сочетании того и другого. Используемые в образовательном

процессе инновации должны соответствовать насущным потребностям и возможностям

ДОУ, удовлетворять всех участников образовательного процесса (детей, родителей,

педагогов, способствовать достижению качественных, устойчивых и высоких

показателей развития детей по ведущим направлениям. Экспериментальная

деятельность, как правило, направлена на освоение качественно нового в обра-

зовательной технологии либо нового вида учреждения. режиме функционирования. В

ДОУ, работающем в режиме развития, обязательны индивидуальные образовательные

маршруты, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе к каждому

воспитаннику, и работа с ближайшим социумом

Развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень

не могут осуществляться без разработки инновационных технологий. Педагоги

дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко

всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению

творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного

образования.

В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, в основе

которой лежит личностное и профессиональное развитие педагогов и управленцев.

Процесс обновления образования организуется людьми.

Эффективность профессиональной педагогической деятельности, внедрение

новых педагогической технологий в образовательный процесс ДОУ – всё это является

основными критериями профессионального роста педагогов ДОУ.

Профессиональный рост и развитие начинается с формирования мотивации на

самообразование. Среди мотивов формирования мотивации профессионального

самосовершенствования можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления

профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального

благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Участие воспитателей в методической, инновационной деятельности

способствует, в конечном итоге, формированию личной педагогической системы,

индивидуального стиля педагогической деятельности. Методическая работа в ДОУ

позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его

профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей,

важных как для педагогического коллектива детского сада, так и для педагогического

сообщества в целом, воспитанников и педагогов.

Важно, чтобы задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив в

начале нового учебного года, позволяли получить более высокие результаты при тех же

или меньших затратах физических, моральных сил, материальных, финансовых средств

или времени. Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те

или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения.

Методист должен учитывать индивидуальные качества участников

инновационного процесса, их профессиональный уровень, организаторские навыки,

умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной

Знание методистом своего коллектива, его сильных и слабых сторон, всегда

оценивалось высоко. И в своей работе методисту необходимо опираться, прежде всего,

на личностные, деловые, ведущие (лидерские) или ведомые (исполнительские) качества

Только при непосредственном и активном участии каждого педагога и педаго-

гического коллектива в целом, инновационная деятельность может стать одним из

основных способов модернизации системы образования и условием развития

творческого потенциала всего учреждения.

В настоящее время, когда существует проблема формирования педагога

инновационного дошкольного учреждения, обладающего компетентностью,

креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести

опытно-экспериментальную работу - методическая работа должна занимать особое

место в системе управления дошкольным учреждением так как, прежде всего,

способствует активизации личности педагога, развитию его творческой деятельности.

Инновационная управленческая деятельность, по мнению Давыткиной Е. В., это

деятельность руководителя ДОУ по созданию, разработке, освоению новшеств в

содержании управленческих функций, используемых методов, организационной

структуры, введение нововведений в практику с целью повышения эффективности

управления и развития дошкольного образовательного учреждения.

Инновационная методическая работа в ДОУ – как таковое данное понятие в

педагогической теории отсутствует. В целях разрешения противоречия между

необходимостью развертывания в дошкольных образовательных учреждениях системы

инновационной методической работы для повышения профессиональной

компетентности педагогов, реализующих инновационную деятельность, и отсутствием

в педагогической теории и практики как самого определения понятия «инновационная

исследователями данной проблемы Молчановым С. Г., Яковлевой Г. В., была сделана

попытка обозначить этот феномен.

Инновационную методическую работу они определили как часть

профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на

овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной

деятельности, включающие умения:

определять приоритетные направления инноваций;

отбирать содержание инновационной деятельности;

проектировать реализацию содержания инновации через применение

современных педагогических технологий;

описывать критерии оценки достижений детей по результатам инноваций.

Управление инновационной деятельностью в дошкольном учреждении

осуществляется, согласно прогрессивных тенденций в инновационном

образовательном процессе, с учетом объективных возможностей педагогов, уровня их

профессиональной и методической компетентности, готовности осваивать, внедрять и

разрабатывать инновации, востребованные современной образовательной практикой.

Вопросам использования инновационных технологий в управлении дошкольным

образовательным учреждением посвящены исследования Л. М. Денякиной. С. В.

Савинова, которые показали, что информационное обеспечение управления ДОУ

является необходимым условием обновления дошкольного учреждения; Е. В.

Давыткина обосновала роль исследовательского подхода в управленческой

деятельности руководителя ДОУ, на которые необходимо опираться заведующему при

внедрении инноваций.

Анализ проблем инноваций педагогической деятельности с неизбежностью

выдвигает задачу оценки и разработки теоретических основ формирования

инновационной деятельности заведующих, старших воспитателей. Эта задача имеет

глубокий социально-педагогический смысл, так как от ее решения зависит успех

преобразований в системе образования, перспективы развития дошкольного

Одной из тенденций развития инновационных технологий является также

включение в учебный процесс не только познавательной, но и эмоционально-

личностной сферы человека.

Подготовка заведующих, старших воспитателей к инновационной деятельности

эффективна, если она разворачивается в адекватных учебных формах и решает две

взаимосвязанные задачи: формирование инновационной готовности к восприятию

новшества и обучение умениям действовать по-новому.

Таким образом, реформирование дошкольного образования с целью более

полного удовлетворения запросов родителей и интересов детей предъявляет новые

требования к ДОУ. Внедрение инноваций в работу образовательного учреждения -

важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного

образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по

определенным этапам и позволяет учреждению перейти на более качественную ступень

развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению

новшеств (новых методов, методики, технологии, программы). Развитие ДОУ, переход

в новое качественное состояние не может осуществляться иначе, чем через освоение

Поэтому цель управления инновационными процессами в ДОУ, которая

возлагается на заведующего и методиста, заключается в обеспечении реализации

инновационных стратегий, функционирования инновационных структурных

подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой

эффективности образования и повышения его качества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. Методическое пособие. М. :

2. Карелина И. О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое

пособие. — Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. — 71с.

3. Яковлева Г. В. Условия эффективности инновационной методической работы

в дошкольном образовательном учреждении : — Известия Самарского научного центра

Российской академии наук, т. 12, № 5, 2010.

4. Давыткина Е. В. Аттестация педагогических работников // Управление ДОУ. -

5. Учебное пособие для средних педагогических учебных

заведений / В. П. Дуброва,Е. П. Милашевич. - Москва : Академия, 1998. - 160с. -

(Педагогическое образование).

6. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении

федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Формирование социокультурной среды ДОУ, как условие повышения качества образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №280 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из условий повышения качества образования Партнёрское взаимодействие взрослого и ребёнка в изобразительной деятельности как одно из составляющих условий повышения качества образования.

ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования ТРИЗ технология в образовательном процессе ДОУ как фактор повышения качества дошкольного образования. Егорова Н. Г., старший воспитатель.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ, как средство повышения качества образования Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013.

Взаимодействие с социальными партнёрами как фактор повышения качества образования в ДОУ Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует от коллектива детского сада не просто функционирования, а постоянного развития. Это развитие подразумевает качественные изменения в содержании и организации образовательной деятельности, в обеспечении современных условий труда педагогов и обслуживающего персонала, в финансово-хозяйственной деятельности, в установлении партнерских взаимоотношений с родителями (законными представителями) детей и с социальными партнерами.

Задача руководителя - продуктивно управлять развитием образовательной организации: объективно выявлять особенности профессиональной компетентности работников и их готовность к преобразованиям, изучать прогрессивные тенденции современной дошкольной педагогики, проектировать внедрение инноваций, востребованных практикой и соответствующих социальному заказу.

Составляющими инновационной деятельности заведующего детским садом могут быть:

  1. Разработка программно-методического обеспечения инновационных процессов: Программы развития ДОО, бизнес-плана, образовательной программы, комплексного годового плана.
  2. Организация внедрения в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.
  3. Внедрение новых форм дифференциации специального образования: временной логопедической группы, логопункта.
  4. Создание сети дополнительных бесплатных образовательных и оздоровительных услуг для воспитанников: кружки, студии, секции и др.
  5. Расширение спектра образовательных услуг для детей, не посещающих детский сад: платные образовательные услуги, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста, группа предшкольной подготовки для старших дошкольников.
  6. Создание консультативного пункта для родителей (законных представителей) и детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях семьи для оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям), поддержки всестороннего развития личности детей, не посещающих ДОУ и обеспечения равных стартовых возможностей при переходе в школу.
  7. Внедрение инновационных подходов к физкультурно-оздоровительной работе (обучение плаванию, танцевально-ритмическая гимнастика, игровой самомассаж и т.п. )
  8. Применение социальных технологий гармонизации детско-родительских отношений.
  9. Размещение разработок и методических материалов педагогов на сайтах сети Интернет; участие в вебинарах, научно-практических конференциях, Интернет-сообществах, форумах, педсоветах.
  10. Работа творческих и проблемных групп, проведение мастер-классов.
  11. Информатизация образовательного процесса: организация работы сайта ДОУ, использование медиаматериалов в образовательной деятельности с применением персональных компьютеров, интерактивной доски, цифровой лаборатории "Наураша".
  12. Переход на финансовую самостоятельность учреждения, привлечение внебюджетных средств, организация платных образовательных услуг.

Таким образом, на современном этапе заведующий должен овладеть основами управления, разбираться в современных эффективных стратегиях и методах руководства, технологиях работы с коллективом, основанных на позитивном конструктивном подходе и лидерских качествах.

Проект долгосрочный, рассчитан на 3 года и имеет результаты.

Обоснование разработки

Внедрение инноваций в работу дошкольного учреждения является важным условием реформирования и совершенствования системы дошкольного образования. Развитие детского сада не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, новшеств, при этом содержание образования должно ориентироваться на индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост, развитие способностей (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.). А воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития.

Актуальность темы.

В последние годы происходят существенные изменения в системе

дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет:

Ø приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 об

утверждении федерального государственного образовательного

стандарта дошкольного образования;

В современном мире ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с мировыми стандартами. Огромными способностями повышения качества образования обладает организация и внедрение в педагогическую практику образовательных организаций инновационной деятельности, направленной на проектирование стратегии обновления управления дошкольной организацией, а так же организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами.

Анализ ситуации.

SWOT-анализ по введению инноваций

Сильные стороны

микроклимат в коллективе;

- педагогические кадры, владеющие

технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду;

- удовлетворённость родителей работой ДОУ;

-связи с организациями социума;

- имеется опыт разработки основной

общеобразовательной программы дошкольного образования;

- соответствие учреждения требованиям

СанПиН и правилам безопасности.

Слабые стороны

-малоактивная позиция родителей

в образовательном процессе,

связанная с дефицитом времени.

- отсутствие мотивации педагогов на повышение личной активности в процессе инновационного развития образовательной деятельности и ОО в целом.

Возможности

- увеличение уровня доходов

- повышение конкурентоспособности и

результативности ДОУ, обусловленное

улучшением качества образовательного

- поиск педагогических идей по обновлению

компетенции, необходимой для создания

условий развития детей в соответствии с современными вызовами педагогическому сообществу.

Угрозы (риски)

- сопротивления некоторых педагогов нововведениям;

- личностные особенности отдельных участников образовательного процесса (родители, дети), препятствующие достижению оптимально результата.

- увеличение временных затрат на

Самообразовательную деятельность педагогов;

педагогов могут превышать

-широкий спектр деятельности

для педагогов может снизить

качество предъявляемых образовательных услуг.

Цели и задачи.

Цель проекта: Совершенствование системы управления дошкольным образовательным учреждением путем внедрения инновационных технологий.

ü Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства руководителя и педагогов ДОУ;

ü осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.

Новизна проекта заключается в том, что определены объективные направления и этапы внедрения управленческих инноваций, доказана их необходимость для повышения эффективности управления ДОУ.

Гипотеза проекта.

Гипотеза проекта: Внедрение инноваций в управленческую деятельность руководителя ДОУ будет успешно при реализации следующих условий:

ü Организована работа по повышению профессиональной квалификации педагогов;

ü создан мониторинг образовательного процесса;

ü ведется планомерная работа по укреплению материально-технической базы.

Принципы реализации проекта: гуманизм, демократизация, научность, системный подход, перспективность, ритмичность, реальность поставленных целей.

Реализация инновационного проекта предполагает вовлечение участников образовательного процесса: воспитанники, педагоги детского сада, родители (законные представители).

Ожидаемые результаты

  • Повышение качества образовательного процесса и научно-методической работы в ДОУ.
  • Повышение профессионального уровня и квалификации педагогов, владеющих современными образовательными технологиями.
  • Активное участие педагогов в обобщении и распространении инновационного педагогического опыта работы в городском, республиканском и российском масштабе.
  • Развитие материально-технической базы ДОУ, совершенствование предметно-развивающей среды
  • Формирование позитивного имиджа ДОУ; повышение его престижа и конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций, расширение партнерских связей.

Ресурсное обеспечение

· разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

· договора о сотрудничестве с соц.партнерами

· функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ;

· разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;

· внедрение системы методических мероприятий по ходу реализации проекта;

· Обеспечение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию инноваций в работе с детьми.

· Критерии результативности реализации проекта

· Отчетные материалы методических мероприятий

· Методическое обеспечение образовательного процесса

· создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;

· привлечение необходимых специалистов извне;

· создание творческих групп;

· участие педагогов в профессиональных конкурсах

· договор на ППК № от 17.11.2017

· участие педагогов ДОУ в вебинарах

· приказ № 79-А от 05.08.2017

· дипломы победителей, сертификаты участников

· формирование банка данных по реализации проекта;

· организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

· данные по реализации проекта

· открытые мероприятия на город,

район, для родительской общественности

· приобретение интерактивных и дидактических средств обучения;

· оснащение ДОУ оргтехническими средствами: ноутбуками;

· наличие технических и дидактических средств обучения

· наличие оргтехники и плана их пополнения

· смета расходов ДОУ;

· спонсорская и благотворительная помощь;

Этапы и сроки реализации проекта

I ЭТАП: выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации; формулирование идей и возможностей инноваций в ДОУ, планирование этапов работы;

Срок: в течение 2016-2017 учебного года

II ЭТАП: мотивация и стимулирование педагогических работников к инновационной деятельности; исследовательская, творческая, рефлексивная деятельность педагогов; содержание образовательной деятельности.

Срок: в течение 2017-2018 учебного года

III ЭТАП: разработка презентационных материалов; обобщение опыта работы на городском и российском уровнях.

На данный момент реализуется 2 этап проекта.

Практическая деятельность.

Направления реализации проекта:

1. Инновации в управленческой деятельности

2. Инновации в работе с педагогическими кадрами

3. Инновации в содержании образования

4. Укрепление материально – технической базы

1. Направление - Инновации в управленческой деятельности предполагает программно-целевой педагогический менеджмент и маркетинг. Инновационный менеджмент – это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом. Как и для любой другой области менеджмента, для него характерно следующее: постановка цели и выбор стратегии; планирование, определение условий и организация, исполнение, руководство.

Инновационный менеджмент в ходе реализации проекта предполагает разработку программы и планов инновационной деятельности; наблюдение за ходом разработки инновационного проекта и его внедрением; финансовое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение инновационных процессов; управление персоналом, осуществляющим инновации; создание целевых групп для комплексного решения инновационных проблем; формирование структуры управления ДОУ (Модель системы управления детского сада); создание нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в ДОУ.

2. Направление - Инновации в работе с педагогическими кадрами

Целевая группа: педагоги ДОУ

В ДОУ созданы условия для профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; консультативной поддержки педагогических работников по вопросам образования и охраны здоровья детей; организационно-методического сопровождения образовательного процесса, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Инновационные формы работы с педагогическими кадрами:

Ответственные: члены творческой группы, срок реализации: постоянно

- Система повышения квалификации педагогов.

Современное дошкольное образование не может обойтись без профессионального менеджмента и новых технологий развития персонала. Одно из таких направлений — коучинг. В деятельности ДОУ данная идея используется в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций наставников. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть, сессия не предполагает только решение проблемы, выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения. Применительно к педагогической деятельности это даёт очень привлекательные результаты: в реальном времени разрабатываются действенные педагогические стратегии, придумываются новые методы для быстрого решения тех или иных проблем в процессе обучения и воспитания. Преимуществом коучинг-сессий является гибкость этой организационной формы.

Ответственные: Заместитель заведующего по ВМР и специалисты, Срок реализации: в течение учебного года

- Мастер-классы проводятся с целью обучения педагогов. Открытый показ даёт возможность устанавливать непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя. В рамках проекта в 2017 году проведены мастер-классы для педагогов города:

Ответственные: члены творческой группы, срок реализации: в соответствии с годовым планом МКДОУ и по результатам контроля ОД

В ДОУ активно используются следующие самореализационные формы повышения профессиональной квалификации:

Ответственные: педагоги. Срок: в соответствии с положением конкурсов

- участие педагогов в ГМО. Данное направление реализации педагогических талантов и опыта ещё только начинаем осваивать.

Педагоги дошкольного учреждения активно пользуются приложением instagram , где имеют возможность представить опыт инновационной деятельности.

Ответственные: педагоги. Срок: в течение реализации проекта

3. Направление - Инновации в содержании образования

Целевая группа: воспитанники ДОУ

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Педагогами ДОУ активно проводятся в образовательной деятельности техники:

¾ творческого решения изобретательных задач (ТРИЗ) – автор Г.С.Адьтшуллер;

¾ развития творческого воображения (РТВ) - автор Л.С. Выготский и последователи А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, а в дальнейшем Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, Б.П.Никитин

¾ Развивающие игры с палочками Кюизенера

Совместное участие в конкурсах, совместное творчество. Дети участвуют в конкурсах вместе с родителями. Творческие конкурсы уровня образовательной организации, муниципального и городского уровня.

на городском уровне:

4. Направление - Укрепление материально-технической базы

ФГОС определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, к развивающей предметно-пространственной среде. В детском саду создана прекрасная предметно-развивающая среда, которая служит интересам и потребностям каждого ребенка. Организация помещений детского сада педагогически целесообразна, создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

В течение 2017 года обновилась и материально-техническая база учреждения. Сделан косметический ремонт; проведены мероприятия по созданию доступной среды в ДОУ. Детский сад стал ещё более уютным, появилась новая удобная и красивая мебель, оргтехника, игровой и развивающий материал.

Контроль

Составлен план контроля порядка выполнения проекта.

По итогам каждого этапа реализации составляется справка.

Результаты

По итогам реализации 1этапа проекта, задача которого:

- выявление инновационных потребностей ДОУ и создание информационного фонда путем сбора и анализа информации

Читайте также: