Участок доу как база эколого педагогической работы с детьми

Обновлено: 08.07.2024

Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности каждого человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического образования является дошкольный возраст. Немаловажным фактором в формировании экологического сознания детей является правильная организация экологической развивающей среды в ДОУ.

Прежде всего, это растения, как в помещении сада, так и на площадке прилежащей е нему. Красивая и уютная, ухоженная территория детского сада радует глаз и будто приглашает детей и родителей в гости, в сказку, которая должна отвечать требованиям безопасности для здоровья и жизни маленьких граждан, а также служить их экологическому воспитанию.

Согласно СанПиНу для детских садов, на территории таких учреждений не должно быть никаких плодоносящих деревьев и кустарников, а также растений с колючками, острыми листочками и ядовитыми частями.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок - это одно из важнейших условий организации работы с детьми по их экологическому образованию, рассматривается как условие для воспитательной и образовательной работы с детьми, для решения задач умственного, трудового, нравственного и эстетического характера. Особое значение имеет грамотно организованный участок в детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой. Развивающую экологическую среду на участке составляют следующие зоны:

Клумбы: цветущие растения создают прекрасную визуальную среду : развивают восприятие, благотворно влияют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции. Клумбы не должны быть сложными по форме. Лучше всего выглядят клумбы круглые, овальные и четырехугольные. Не нужно делать их большими. Они должны быть удобными для детей, которые ухаживают за растениями, открытыми для обзора, должны располагаться в стороне от игровой зоны. Поэтому клумбу лучше располагать в углу участка или вдоль его периметра.

Для клумбы используют однолетние и многолетние цветы не ядовитые, не колючие, не привлекающие пчел и ос.

В зависимости от величины земельного участка и количества детей, огород может быть общим для всех групп и отдельным для каждой из них.

Место для него выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками, забором или живой изгородью. На огороде разбивают грядки длиной 2,5-3 м. Такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, выращивания рассады и т. д. Ширину грядки следует делать не больше 70 см, чтобы дети могли во время работы достать рукой до ее середины. Высота гряд зависит от особенностей почвы и климата данной местности. Расстояние между грядками – 50-60 см, а ширина главных дорожек огорода – 1 м. Можно украсить огород фигурками пугалами, рассказать детям сказочную историю о том, что они охраняют огород от вредителей, отпугивают птиц и дружат с полезными насекомыми, радуются, когда дети ухаживают за растениями. Каждое растение сопровождается табличкой – названием. Для выращивания на огороде, следует брать такие культуры, которые неприхотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, интересны для наблюдения: для детей младшего дошкольного возраста подбирают культуры, у которых семена и луковицы достаточно крупные - чтобы дети могли сажать их сами, например, лук, горох, бобы, редис, для детей среднего дошкольного возраста подбирают те же овощные культуры, но различных сортов лука, салата, редиса, кабачков: для детей старшего дошкольного возраста подбирают разнообразные культуры: зелёные культуры (щавель, укроп, салат, ревень, спаржа, пряно-вкусовые (мята перечная, тмин, любисток и т. д., луковые : (лук - батун, лук репчатый, шнитт-лук, чеснок, капустные (капуста белокочанная, кольраби, цветная и т. д., плодовые (кабачок, тыква, огурец, томат, дыня и т. д., корне- и клубнеплодные (морковь, репа, редис, свёкла, брюква, картофель, бобовые и кукуруза, горох, фасоль сахарная кукуруза, хлебные злаки (пшеница, рожь, ячмень, овёс).

Зона сенсорного развития : дорожки из различного природного материала, оснащенного элементами неживой природы – камни различной величины, песок, кора деревьев, керамзит, бревнышки различной величины. Зоны для экспериментирования с песком: столики с песком с закругленными углами, позволяющими рисовать узоры и фигуры на песке, оборудование для экспериментирования с песком – ведерки,, фильтры для воды.

Экологическая тропинка.

В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительные функции.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Она может быть расположена в удаленном от игровых площадок месте. Содержать различные зоны: участок с деревьями хвойных пород, участок деревьев лиственных пород, участок кустарников, различных цветов, участок мини фермы с домиками и фигурками животных, участок дикой природы, участок пряных трав, огород. Тропинка должна иметь план – маршрут, выполненный красочно с подробным изображением участков и картинками обитателей. Если запланирована ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же поставлена конкретная цель, например, выяснить, кто обитает на пне, то можно ограничиться только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, физкультуре.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной экологической содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Опыт работы по организации экологической развивающей предметно-пространственной среды в группе и на участке Одним из важных условий реализации.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ Введение ФГОС ДО предъявляет ряд высоких требований к условиям реализации общей образовательной программы в ДОУ. Образовательная система.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды для физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ – одна из ключевых в системе дошкольного образования. Ведь только здоровый ребёнок способен на.

Организация развивающей предметно-пространственной среды на участке детского сада в летний период Организация развивающей предметно - пространственной среды на участке детского сада в летний период. Актуальность: Участок группы является.

Организация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ Развивающая среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее.

Правильно спланированный и хорошо озелененный участок — это одно из важнейших условий организации работы с детьми по ознакомлению их с природой. Особое значение имеет хороший участок в городском детском саду, так как нередко он продолжительное время является единственным местом общения детей с природой.

Благоприятный микроклимат получается, если вся территория хорошо озеленена: по периметру вдоль забора посажены высокие деревья и кустарники, являющиеся преградой для пыли, выхлопных газов, сильного ветра, уменьшающие шум улицы и создающие тень в жаркие летние дни.

На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в их памяти, способствуют формированию любви к природе, естественного интереса к окружающему миру.

Дети всех возрастных групп имеют возможность трудиться в цветнике, на огороде, в саду. Одновременно они узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

Участок — это и место для разнообразных игр детей с песком, водой, глиной и т. д., что необходимо предусмотреть при его организации.

Участок детского сада должен отвечать определенным гигиеническим и педагогическим требованиям. Его размеры зависят от числа детей, посещающих дошкольное учреждение. Норма площади на ребенка 35—45 м2. В сельской местности размеры участка могут быть уменьшены. При этом следует учитывать характер рельефа, а также климатическую зону, в которой находится детский сад.

На участке располагаются игровые площадки для каждой возрастной группы, общая физкультурная площадка, плескательный или плавательный бассейн, хозяйственная территория; выделяется место для огорода, цветника, сада и для содержания животных и птиц.

На территории дошкольного учреждения, особенно если она большая, могут быть созданы самые различные "экологические пространства", которые используются для оздоровления и экологического воспитания детей.

Фруктовый сад и огород традиционны для дошкольного учреждения, но они способны выполнять иную, чем ранее, функцию в экологическом воспитании детей. Урожай, который можно собрать в огороде и саду в городе, не пригоден для питания детей из-за почвенного загрязнения, но он вполне пригоден для кормления животных, которые содержатся в дошкольном учреждении. На огороде следует отдать предпочтение кормовым корнеплодам, кукурузе, быстро растущему салату, хотя для того, чтобы обучить детей выращивать, подходят любые растения. Целесообразно устроить миниполе со злаковыми культурами, прежде всего овсом, который в больших количествах необходим в зимнее время для кормления животных. Фруктовый сад - это всегда красивое зрелище; кроме того, его плоды привлекают птиц, поэтому с детьми круглый год можно проводить познавательные и трудовые мероприятия.

На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, небольшой домик-сарай с выгулом для летнего содержания каких-либо животных, бассейн или ручеек с водой для игр и опытов, композиции из цветущих растений. Птичий столб высотой 3-4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба утрамбованная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, т.е. движение солнца. Дошкольники небольшими группами могут приходить на площадку для наблюдений, спокойных игр с водой, выгула и пастьбы животных.

В каждом дошкольном учреждении в зависимости от возможностей помещения и территории зеленую зону можно организовать по-своему. Но обязательными для любого детского сада должны быть цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом.

Цветников должно быть много:

- при входе на территорию (бордюры, клумбы, газоны), чтобы у всех приходящих сразу поднималось настроение;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

- на каждом групповом участке, чтобы дети видели, как растут цветы, ухаживали за ними и собирали семена, украшали ими свое помещение;

- на свободных местах газона, особенно тех, которые видны из окон, чтобы дети имели возможность наблюдать цветущий пейзаж. Если пространство небольшое, предпочтительнее вертикальное озеленение: например, декоративная фасоль, цветущий горошек подходят для оформления беседок на групповых участках.

Автор: Роменская Наталия Николаевна

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и окружающим людям. Умение любить природу не приходит само, в основе сознательного отношения детей к ней лежат знания, которые в яркой эмоциональной форме преподнесли взрослые. Наибольший результат достигается через непосредственное наблюдение в живой природе, восприятие всеми органами чувств. Наблюдая, как из семечка вырастает растение, ребенок учится беречь и любить природу, видеть ее красоту и неповторимость.

Цель экологического воспитания детей — формирование начал экологической культуры. Оно включает в себя:

  • развитие у дошкольников и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира;
  • воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящего вред экологии.

Согласно ФГОС дошкольного образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы относятся: сформированность у дошкольников уважительного отношения к семье, населенному пункту, познавательного интереса к природе родного края, элементарных представлений в области живой природы и естествознания.

Говоря о специфике методики экологического воспитания дошкольников, следует отметить, что характерной чертой ее является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения. Опосредованное познание природы (через книги, слайды, сказки, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное значение: его задача – расширить и дополнить те впечатления, которые ребенок получает от непосредственного контакта с объектами природы. Становится ясной та роль, которая отводится в экологическом воспитании созданию зоны природы, – рядом с дошкольниками должны быть сами объекты природы, произрастающие в нормальных (с экологической точки зрения) условиях.

Дошкольники познают все долго – при многократном повторении одних и тех же явлений и событий в течение учебного года, в течение 3 – 4-летнего пребывания в ДОУ. Постоянно растущие в доступной близости растения позволяют воспитателю правильно организовать два вида взаимодействия детей с ними. Во-первых, общение как специфический вид деятельности, при котором зарождаются чувства ребенка (сочувствие, сопереживание, любовь, восприимчивость к красоте и хрупкости жизни). Во-вторых, познание явлений и закономерностей жизни природы через конкретные примеры растений детского сада.

Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в ДОУ позволит дошкольникам увидеть:

– неразрывную и самую общую связь растительного организма с внешней средой;

– морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

– появление нового растительного организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

– специфику растительного организма, его отличие от предмета.

Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:

– проводить многоразовые наблюдения объектов природы;

– фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

– осуществлять различные виды деятельности: уход за растительными обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;

– отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Экологически правильные организация и оборудование зоны природы – это первое и чрезвычайно важное условие для успешной работы по экологическому воспитанию дошкольников в ДОУ: оно позволяет проводить содержательную работу по формированию начал экологической культуры дошкольников и взрослых.

Озеленение участка ДОУ должно быть разнообразным и красивым, что создает благоприятную визуальную среду. При выборе растений и места их расположения нужно учитывать их биологические особенности. Деревья и кустарники надо сажать жизнестойкие в данных климатических условиях, с красивыми листьями или цветами со съедобными для птиц плодами. Нельзя озеленять участок деревьями и кустарниками с ядовитыми плодами и колючками. Вдоль забора хорошо сделать живую изгородь из низкорастущих деревьев или кустарников. Это украсит участок и будет защищать его от ветра, пыли и копоти автомобилей. Зеленый щит из деревьев и кустарников позволит создать территорию с особым – улучшенным микроклиматом, то есть хорошую среду для пребывания дошкольников. Из высоких деревьев следует посадить березу, тополь, липу, рябину, иву, дуб, клен. Из кустарников можно выделить спирею, жасмин садовый (чубушник), сирень, гортензию метельчатую. Если территория большая, то на каком-либо отдаленном участке может быть заложен небольшой хвойный лесок: посадки ели, сосны, кедра и лиственницы интересны в познавательном отношении и полезны в оздоровительном плане. Все эти деревья выделяют фитонциды, которые подавляют болезнетворные микробы. Гуляя в таком бору, легко проводить разные мероприятия: наблюдения за елью, сравнение ее с другими деревьями.

На участке ДОУ может быть много цветов – на центральном входе, вдоль основных дорожек. ДОУ должно стать действительно цветущим садом. Планировка цветников зависит от условий каждого ДОУ. При достаточной земельной площади, устраивают большой цветник, за которым обычно ухаживают взрослые и старшие дошкольники, и разбивают по одной-две клумбы или рабатки на участках каждой группы. Не мешая играм детей, они должны вписываться в каждый групповой участок. Цветущие растения создают прекрасную визуальную среду: развивают восприятие, благотворно действуют на психику, улучшают настроение, вызывают положительные эмоции – радость и умиротворение. В разных местах участка могут расти и многолетники, и однолетники. У центрального входа, подъездов, вдоль основных дорожек лучше посадить легко растущие многолетники – ирисы, лилии, пионы, флоксы. Однолетники целесообразнее сажать на групповых участках – воспитатель с детьми будет выращивать рассаду, высаживать ее в грунт, а затем вместе прослеживать развитие растений до созревания и сбора семян. Растения должны быть простыми в уходе, долгоцветущими: ноготки, бархатцы, космея, петуния, анютины глазки, лобелия, астры, портулак.

Не следует забывать про вертикальное озеленение: прекрасно выглядят стены и заборы, увитые диким виноградом, хмелем, а беседки на игровых площадках – душистым горошком, декоративной фасолью.

Огород в ДОУ является одним из условий, которое необходимо для осуществления экологического воспитания детей в детском саду, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями. Традиционный огород и фруктовый сад в настоящее время можно создавать лишь в сельской местности, где экологическое загрязнение почвы, грунтовых вод и воздуха меньше, чем в городе. В большом городе плоды, выращенные на огороде и в саду, не пригодны для употребления в пищу детям, но они могут быть использованы как корм для животных – обитателей зеленой зоны ДОУ. На огороде городского детского сада можно выращивать кормовые корнеплоды, кукурузу, злаковые культуры (особенно овес). Огород следует рассматривать, прежде всего, как условие содержания животных, как их кормовую базу. При этом к традиционному педагогическому назначению огорода (месту, где дети обучаются трудовым операциям по выращиванию овощных культур) добавляется экологический фактор – заготовка кормов для обитателей уголка природы.

Место для огорода выбирают открытое, солнечное, защищенное с северной стороны постройками или живой изгородью. Площадь под огород (грядки, дорожки, междурядья) отводится из расчета примерно 0,5 кв. м на каждого ребенка 3 – 4 лет и 1 – 1,5 кв. м на ребенка 5 – 6 лет. Ширина грядки не должна превышать 70 см, а длинна 2,5 – 3 м. такая длина позволяет размещать вдоль них всех детей во время посева, рассматривания всходов, высаживания рассады, прополки и рыхления. Площадь, отведенную под огород, обносят забором или живой изгородью из кукурузы, подсолнечника или кустарником высотой 1- 1,5 м. Для выращивания на участке ДОУ следует брать такие культуры, которые не прихотливы к почве и просты в уходе, быстро всходят, растут и поспевают, имеют съедобные части и интересны для наблюдения. Хорошо зарекомендовали себя огородные культуры: лук, сахарный горох, бобы и фасоль, репа, свекла, огурцы, салат, помидоры, капусты, тыква, кабачок, морковь, петрушка и укроп. Овощные растения имеют много сортов. Необходимо брать те из них, которые лучше других приспособлены к местным природным условиям.

Огород в ДОУ – это ещё и возможность видеть результаты своей работы. Совместный труд на огороде даёт возможность дошкольникам научиться ответственности, способствует формированию трудовых навыков и объединению детского коллектива. И, конечно, огород в детском саду, труд на свежем воздухе способствуют сохранению и укреплению здоровья ребят.

На площадку природы в ДОУ дошкольники могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое насладиться красотой растений. На территории ДОУ для площадки природы выбирают спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиком, установленным на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, и в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.

На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, красивый домик-сарай для инвентаря. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, насекомыми, водоемом. Здесь они будут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными.

На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения, розарий, экзотические растения (не характерные для данной местности). Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе, особенно если воспитатель сумеет использовать это место для приобщения детей к познавательной или практической деятельности.

Перечень источников

1. Веретенникова А. В. Ознакомление дошкольников с природой: Учебное пособие для учащихся пед. училищ. М.: Просвещение, 1980 г. – 272 с., ил.

2. Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. М.: Просвещение, 1993 г.

3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-снтез, 2010 г. – 66 с.

4. Пантелеев Г. Н. Эстетика участка дошкольного учреждения. – М.: Просвещение, 1988 г.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровы, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

Изучите литературу, выберите тему, актуализируйте тему и содержание данного праздника, структурируйте содержание сценария.

Литература

1. Гирусов Э.В, Широкова И.Ю. Экология и культура М. 1983г.

2. -Глазачёв С.Н. Экологическая культура М. 1997г.

3. -Сластёнин В.А. Воспитательная деятельность педагога М. 2006г.

4. -Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

5. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

По разделу №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ

Тема 5.1 Экологические пространства в помещении ДОУ –важное условие экологического образования

Практическое занятие:

Составить аналитическую справку условий экологического образования в ДОУ(база практики).

Количество часов–2 часа

Цельработы:Формирование умений составлять аналитическую справку экологической среды ДОУ, в соответствии с программой, которую реализует данное образовательное учреждение.

Средства

видеоряд, отображающий экологическую среду, оформленную в соответствии с общеобразовательной программой, вопросы для составления аналитической справки.

Задание

Определите критерии, на основе которых создаётся экологическая среда в ДОУ, с учётом предложенных вопросов.

Методические указания

Изучите литературу по теме, образовательную программу экологический раздел, познакомтесь с вопросами для составления аналитической справки.

Вопросы:

-Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

-Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях помещения ДОУ, удовлетворения потребностей и др.)?

-Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

-Имеются ли объекты природы, обеспечивающие реализацию программы в области экологического образования?

Литература

1. -Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 5.1. . Экологические пространства в помещении ДОУ –важное условие экологического образования

Практическое занятие

Упражнять в пересадке комнатных растений

Количество часов–4 часа

Цель работы: Формирование умений определять сроки и последовтельность пересадки растений

Комнатные растения, земля, цветочные горшки и др. оборудование

Задание

Определить комнатные растения требующие пересадки: тесный (великий) горшок, растение долго не пересаживали, не ухоженый внешний вид.

Методические рекомендации

Разработать параметры, по которым определяется необходимость пересаживания растения и упражнение в пересадке.

Литература

1. -Теушев И.С. Всё о комнатных растениях. М., 2000г.

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

3. -Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

Тема 5.2. Участок ДОУ- база эколого-педагогической работы с детьми

Практическое занятие

Упражнять в распознавании цветочных семян и их посеве.

Количество часов–4 часа

Цельработы: Формирование умений определять сроки посева семян, выбирать семена цветов для украшения участка и освоение правил выращивания рассады обеспечивающие средства

Семена цветов, ящики с землёй и др. оборудование.

Задание

Разработать проект озеленения участка колледжа с включением цветов.

Посев семян и обеспечение ухода за ними.

Литература

1. Вихрова Л.Т. Озеленение участка детского сада. М., 1992

2. Заливский И.Л. Приусадебный цветник. М., 1999




Планы семинарских занятий

Тема1 Я.А. Коменскии, К.Д. Ушинский, Е.Н. Водовозова,

Составить сценарий экологического праздника, способствующеговоспитанию экологической культуры ребёнка

количество часов–4 часа

Цель работы:Формирование умений написания сценариев экологических праздников

Средства

Сценарии праздников, литература по теме

Задание

Разработать сценарий праздника

Методические указания

Изучите литературу, выберите тему, актуализируйте тему и содержание данного праздника, структурируйте содержание сценария.

Литература

1. Гирусов Э.В, Широкова И.Ю. Экология и культура М. 1983г.

2. -Глазачёв С.Н. Экологическая культура М. 1997г.

3. -Сластёнин В.А. Воспитательная деятельность педагога М. 2006г.

4. -Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. - Минск, 1997.

5. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

По разделу №5 Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в ДОУ

Тема 5.1 Экологические пространства в помещении ДОУ –важное условие экологического образования

Практическое занятие:

Составить аналитическую справку условий экологического образования в ДОУ(база практики).

Количество часов–2 часа

Цельработы:Формирование умений составлять аналитическую справку экологической среды ДОУ, в соответствии с программой, которую реализует данное образовательное учреждение.

Средства

видеоряд, отображающий экологическую среду, оформленную в соответствии с общеобразовательной программой, вопросы для составления аналитической справки.

Задание

Определите критерии, на основе которых создаётся экологическая среда в ДОУ, с учётом предложенных вопросов.

Методические указания

Изучите литературу по теме, образовательную программу экологический раздел, познакомтесь с вопросами для составления аналитической справки.

Вопросы:

-Отвечает ли подбор объектов общим педагогическим требованиям (дидактическая ценность, безопасность для здоровья, типичность объектов, доступность уходу и др.)?

-Учтены ли биологические особенности растений и животных при подборе (возможность осуществления биологического цикла в условиях помещения ДОУ, удовлетворения потребностей и др.)?

-Учтены ли при размещении объектов дифференцированные потребности растений и животных?

-Имеются ли объекты природы, обеспечивающие реализацию программы в области экологического образования?

Литература

1. -Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

Тема 5.1. . Экологические пространства в помещении ДОУ –важное условие экологического образования

Практическое занятие

Упражнять в пересадке комнатных растений

Количество часов–4 часа

Цель работы: Формирование умений определять сроки и последовтельность пересадки растений

Комнатные растения, земля, цветочные горшки и др. оборудование

Задание

Определить комнатные растения требующие пересадки: тесный (великий) горшок, растение долго не пересаживали, не ухоженый внешний вид.

Методические рекомендации

Разработать параметры, по которым определяется необходимость пересаживания растения и упражнение в пересадке.

Литература

1. -Теушев И.С. Всё о комнатных растениях. М., 2000г.

2. -Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников М., 1999

3. -Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. - М., 1989.

Тема 5.2. Участок ДОУ- база эколого-педагогической работы с детьми

Практическое занятие

Упражнять в распознавании цветочных семян и их посеве.

Количество часов–4 часа

Цельработы: Формирование умений определять сроки посева семян, выбирать семена цветов для украшения участка и освоение правил выращивания рассады обеспечивающие средства

Читайте также: