Кто из известных социологов является представителем белорусской социологической школы

Обновлено: 06.07.2024

Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры.
Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной

Содержание

1. Социологическая наука 20-30х годов в Беларуси
2. Белорусская социология на современном этапе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

сурс.doc

УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

“МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ТРУДОВЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ”

Кафедра профсоюзного движения и гуманитарных наук

Самостоятельная управляемая работа студента

По дисциплине: ”Социология”

На тему: “Основные этапы развития социологической науки в Беларуси”

Ф-т МЭО и М, 1 курс

1. Социологическая наука 20-30х годов в Беларуси

2. Белорусская социология на современном этапе

ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В 1920 – 1930 ГОДАХ

Одной из форм существования социологии в Беларуси в этот период стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры.

Эмпирические социальные исследования 1920 - 1930-х в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. Социологические анкеты включали, главным образом, открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Социология в этот период развивалась в русле академических традиций. Важную роль в развитии социально-экономических исследований сыграла система статистической информации. Статистика и конкретная социология взаимно дополняли друг друга. Появляется все больше социологических работ, построенных на статистических данных или полученных специальными эмпирическими методами.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрениями и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жизни, оказавшееся весьма далеким от коммунистических идеалов, начинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится нежелательным, поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под контроль идеологической цензуры. Социологические исследования как в Союзе в целом, так и в Беларуси стали резко сокращаться. В конце 30-х годов социология как самостоятельная наука перестала существовать.

С середины 1930-х и до середины 1960-х собственно социологическая мысль в Беларуси и СССР практически полностью отсутствовала.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ ( 90-е годы)

В 1989 г. открывается отделение социологии и кафедра социологии (А.Н. Елсуков) в БГУ. В Академии наук БССР в этом же году создается Республиканский центр социологических исследований, на базе которого в 1990 г. создается Институт социологии АН БССР.

Позитивные перемены не снимают с повестки дня вопроса о том, что социологическая наука в Беларуси пока не избежала недостатков, присущих обществознанию в целом. Социологи "не заметили" многих серьезных общецивилизационных проблем, не дали убедительного прогноза событий, не предложили обществу более рационального и менее болезненного и разрушительного пути развития.

Системный кризис, развившийся с конца 80-х годов, предъявляет новые требования к социологии. Из науки, объясняющей явления, она превращается в науку, активно содействующую созиданию новой социальной реальности. Сущность новой научной парадигмы состоит не в осознании этой новой роли социологии, а в усвоении новой философии смысла и цели человеческого развития, поскольку потребительские подходы выявили свою полную непригодность.

Прошедший исторический период, обогащенный практикой произошедших перемен, выявил принципиальные недостатки в подходе к реформационным процессам, обозначил глубокие противоречия современного социального процесса. Кризис, а затем последовавший за ним разрушительный вал системных изменений в постсоветских государствах резко усилили интерес социологов к исследованию социальных изменений белорусского общества, ценностных ориентиров различных социальных групп населения.

В начале 90-х годов в экономической социологии и социологии труда произошел резкий тематический сдвиг исследований. Среди новых проблем, которые активно изучаются социологами, - трудовые конфликты и забастовочное движение рабочих, экономическая преступность и ее социальные последствия, многообразие форм собственности на производстве, проблемы занятости и безработицы, переход к рыночным отношениям, предпринимательство, приватизация. По-прежнему актуальны вопросы оплаты труда и материального стимулирования, участия работников в управлении

Переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии (Ю.Г. Юркевич, С.Д. Лаптенок, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.К. Воднева, Ю.М. Бубнов, М.М. Урбан, Н.А. Местовский, С.Ф. Сидоренко). С начала 90-х годов растет интерес к гендерной проблематике в социологии (С.Н. Бурова, З.М. Юк, Л.Г. Титаренко).

Системный кризис, породивший процесс глубоких социальных изменений, усилил интерес социологов к исследованию главного объекта и субъекта социологической науки - человека. Нынешнее состояние дел в социологии свидетельствует о появлении достаточно разнообразных теоретических подходов, основной смысл которых состоит в том, чтобы за видением целостной системы, общества как такового, кризисного социума, трансформационных процессов и т.д. не потерять человека.

Вступая в XXI в., человечество столкнулось во всех сферах своей жизнедеятельности с нарастающими кризисами и угрозами. Преодолеть их можно, только опираясь на силу человеческого разума и его познания окружающего мира, и прежде всего - на возможности науки и образования. Поэтому, начиная со второй половины ХХ в., научная мысль во всех отраслях знания - в естественных, технических, гуманитарных науках - все более заинтересованно, целенаправленно и масштабно занимается исследованием сущности и особенностей фундаментальной науки как специального социального феномена; получила новое развитие система образования.

В области социологии культуры - традиционном для Беларуси научном направлении - рассмотрены проблемы развития белорусской нации, социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национального своеобразия, национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период (Е.М. Бабосов, А.Н. Елсуков, С.В. Лапина, Э.К. Дорошкевич, И.Г. Игнатович, А.Н. Покровская, Е.В. Патлатая, И.Н. Красавцева). Со второй половины ХХ в. социологи Беларуси изучают проблемы массовой культуры, ориентированной своим содержанием и формами выражения на усредненный уровень развития массовых потребностей духовных (псевдодуховных) и материальных ценностей. При этом предметом исследований социологов все чаще становится такой специфический социальный феномен, каковым является субкультура (Н.А. Барановский, Л.Г. Новикова, И.Н. Андреева, Н.Я. Голубкова, Е.А. Барковская).

Новая ситуация в постсоветских государствах стала предметом постоянного интереса социологов, так как информация о сущности трансформационных социальных явлений, тенденций и направлений их развития оказалась востребованной руководством политической и экономической сферами деятельности, а также широкими слоями общественности. Стимулом развития такого рода исследований помимо отечественных заказов стали и зарубежные фонды и фирмы. Этот интерес не мог не повлечь за собой формирование обширного рынка социологических услуг.

Движимым желанием получения более точного результата с наименьшими затратами времени, социологи существенно расширили диапазон использования оперативных массовых опросов населения с целью изучения общественного мнения, особенно в сфере управления, идеологии и политики. Широкое применение в социологических исследованиях компьютерной техники, развитие современных информационных технологий позволило во второй половине ХХ в. значительно усовершенствовать систему сбора и обработки социологических данных, привело к существенному развитию математических методов социологического анализа (О.Т. Терещенко, Н.Н. Леонова, Е.А. Кечина, Л.В. Соловьева). В Беларуси удалось сформировать методологию социологических исследований "жестко практической направленности" - оперативные социологические исследования (Д.Г. Ротман).

На этот период приходится становление политической социологии. Богатый эмпирический материал, полученные теоретические выводы убедительно свидетельствуют, что в социологической науке обозначилась новая, относительно самостоятельная область научных исследований, широко использующая общесоциологические методы, но имеющая свой предмет, свои исследовательские задачи, свою концептуальную базу.

На протяжении ХХ в. социология претерпела значительные изменения, менялось общество - изменялась и наука его изучения. Главное достижение ХХ в. - научно-технический прогресс вывел социологическую науку на новый более высокий уровень своего развития, обогатил ее уникальным опытом социального созидания, подвел к необходимости разработки новой парадигмы жизнедеятельности в гармонии с природой. Преобразования общественных отношений последнего десятилетия в постсоветских странах оказались настолько глубокими, что во многом изменили облик планеты, вызвали гигантские геополитические смещения, и новое равновесие мир обретет не скоро.

Таким образом, мы видим, что белорусская социологическая наука прошла достаточно длинный путь развития, который начался с того, что социологическая мысль в Беларуси формировалось под влиянием представителей русской социологической мысли.
В дальнейшем история советской социологии становится зеркальным отражением изменений внутриполитической ситуации в СССР. К середине 30-х годов социологические исследования идут на спад, социология попадает в категорию наук, полностью исключенных из официальной научной среды.
В настоящее время в республике создана многоступенчатая система подготовки высококвалифицированных социологических кадров (социологическое отделение факультета философии и социальных наук БГУ, аспирантура и докторантура по социологическим специальностям). В Национальной академии наук Республики Беларусь функционирует Институт социологии, сотрудники которого проводят научно-исследовательскую работу по разным социологическим направлениям.
Таким образом, белорусская социологическая школа активно заявляет о себе фундаментальными и прикладными исследованиями, участием в международных конференциях, разветвленной сетью социологических служб, подготовкой молодых специалистов высокого класса и вносит существенный вклад в развитие социологии – одной из важнейших наук современного общества.

Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Условно можно выделить следующие этапы становления и развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода.

2. Социологическая мысль советского периода.

3. Постсоветский (современный) период развития социологии [1,
с. 48 – 49].

Первый период – это предыстория социологии. Некоторые социальные проблемы освещены в произведениях белорусских общественных деятелей и литераторов различных эпох: К. Туровского, Ф. Скорины, А. Волана, Н. Гусовского, Л. Сапеги, Я. Борщевского, А. Рыпинского, В. Дунина-Марцинкевича, В. Ластовского, К. Калиновского, А. Гаруна, Я. Коласа,
Я. Купалы и др. Процесс институционализации социологии в Беларуси начался в 20-х. гг. ХХ ст. [1, с. 49].

Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытие Белорусского государственного университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии [13].

На базе Института белорусской культуры (1922 г.), позднее преобразованного в Академию наук Беларуси (1929 г.), проводились исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Карский, С. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. Игнатовский, М. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Вольфсон, Б. Быховский), образования и воспитания (С. Василевский, А. Гайваровский, С. Риверс). Работы этих учёных получили широкую известность в республике и за ее пределами.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима. Социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси, стали резко сокращаться. Фактически к 1937 – 1938 гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать [16, с. 37]. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

Вновь оживляется интерес к социологической проблематике в 50 – 60 гг. ХХ в., хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.




Таким образом, советский период в развитии белорусской социологии характеризовался противоречивыми тенденциями. С одной стороны, господство коммунистической идеологии сдерживало развитие социологии, с другой стороны, наличие социальных проблем приводило к потребности в социологических исследованиях и центрах.

В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными, существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М. Бабосов). В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В. Котляров [17, с. 34]. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опубликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем [16, с. 41].

В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера [3, с. 1220].

При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например, Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.

В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г., возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологии посвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов [15]. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографий, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях) [13].

В республике осуществляется подготовка кандидатов и докторов социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике, стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий,
А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель –
Д.Г. Ротман ) [4, с. 1221]. Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:

– исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);

– мониторинг политической и экономической ситуации в стране;

– изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;

– изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;

– изучение рынка и рекламы.

Центром осуществляются и фундаментальные разработки, и оперативные социологические замеры.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они не замыкаются в узких рамках местных интересов, активно участвуют в реализации международных проектов с учёными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Екадумова, И.И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 175 с.

3. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1997. – 381 с.

4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Книжный дом, 2003 – 1312 с.

5. Макс Вебер за 90 минут / сост. Д. Митюрин. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 95 с.

8. Бабосов, Е.М. Практикум по сциологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003 – 416 с.

9. Кармадонов, О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 3 – 13.

10. Романова, С.П. Теория структурации Энтони Гидденса / С.П. Романова // Социология. – 2002. – № 2. – С. 40 – 48.

12. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

14. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. – Минск: Право и экономика, 2009. – 209.

15. Кафедре социологии БГУ – 20 лет: 1989 – 2009: сборник научных трудов / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 390 с.

16. Бабосов, Е.М. Институт социологии НАН Беларуси: история создания и становления / Е.М. Бабосов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 37 – 41.

17. Данилов, А.Н. Флагману белорусской социологической науки – Институту социологии НАН Беларуси – 20 лет! / А.Н. Данилов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 34.

Становление социологии в Беларуси происходило под влиянием географических, социально-политических и национально-культурных особенностей социальных процессов на белорусских землях. Условно можно выделить следующие этапы становления и развития социологии в Беларуси:

1. Социологическая мысль дореволюционного периода.

2. Социологическая мысль советского периода.

3. Постсоветский (современный) период развития социологии [1,
с. 48 – 49].

Первый период – это предыстория социологии. Некоторые социальные проблемы освещены в произведениях белорусских общественных деятелей и литераторов различных эпох: К. Туровского, Ф. Скорины, А. Волана, Н. Гусовского, Л. Сапеги, Я. Борщевского, А. Рыпинского, В. Дунина-Марцинкевича, В. Ластовского, К. Калиновского, А. Гаруна, Я. Коласа,
Я. Купалы и др. Процесс институционализации социологии в Беларуси начался в 20-х. гг. ХХ ст. [1, с. 49].

Значимым для социологии в Беларуси оказалось открытие Белорусского государственного университета (1921 год) и образование кафедры социологии и первобытной культуры, которой руководил С.З. Каценбоген. В преподавании социально-политических и социологических дисциплин активно участвовали профессора В.И. Пичета, С.З. Каценбоген, В.И. Ивановский, С.М. Василевский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры и т.д. Уже в 1923 году был опубликован первый отечественный курс лекций по социологии [13].

На базе Института белорусской культуры (1922 г.), позднее преобразованного в Академию наук Беларуси (1929 г.), проводились исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Карский, С. Некрашевич), динамики социальной структуры белорусского общества (В. Игнатовский, М. Довнар-Запольский), проблем семьи, религии (С. Вольфсон, Б. Быховский), образования и воспитания (С. Василевский, А. Гайваровский, С. Риверс). Работы этих учёных получили широкую известность в республике и за ее пределами.

В 30-е годы ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима. Социологические исследования как в СССР в целом, так и в Беларуси, стали резко сокращаться. Фактически к 1937 – 1938 гг. социология как самостоятельная наука перестала существовать [16, с. 37]. Накопленные в предшествующие годы материалы стали достоянием архивов и специальных фондов библиотек.

Вновь оживляется интерес к социологической проблематике в 50 – 60 гг. ХХ в., хотя каноны исторического материализма долго еще определяли идеологическую и методологическую парадигму обществознания.

Таким образом, советский период в развитии белорусской социологии характеризовался противоречивыми тенденциями. С одной стороны, господство коммунистической идеологии сдерживало развитие социологии, с другой стороны, наличие социальных проблем приводило к потребности в социологических исследованиях и центрах.

В современный (постсоветский) период в Республике Беларусь существуют научно-исследовательские учреждения, занимающиеся разработкой теоретико-методологических и методических вопросов социологии, проведением конкретных социологических исследований, подготовкой социологических кадров, в том числе высшей квалификации. Социологические центры функционируют в виде специализированных структур социологического профиля – институтов, лабораторий, факультетов и кафедр вузов, отделов, секторов и т.д. Наряду с государственными, существуют общественные, акционерные, частные социологические службы. Наиболее крупным социологическим учреждением страны является Институт социологии НАН Беларуси, созданный в 1990 г. на базе Республиканского центра социологических исследований (первый директор: профессор, академик НАН Беларуси Е.М. Бабосов). В настоящее время Институт социологии возглавляет И.В. Котляров [17, с. 34]. Институт ежегодно осуществляет выпуск научных трудов, ведёт подготовку аспирантов. За 20 лет деятельности его сотрудниками защищено более 20 докторских, около 40 кандидатских диссертаций, опубликовано более 150 монографий, учебников и учебных пособий. В институте проводятся конференции по широкому кругу актуальных социологических проблем [16, с. 41].

В 1997 г. был создан Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь, в структуре которого функционирует центр социологических исследований, объединяющий отделы оперативных и мониторинговых исследований. Институт проводит оперативные социологические опросы общественного мнения по актуальным проблемам социально-политического характера [3, с. 1220].

При государственных органах исполнительной власти также существуют научные подразделения, которые занимаются изучением общественного мнения, например, Научно-исследовательский институт социально-экономических и политических проблем Мингорисполкома; Могилёвский областной социологический центр.

В Белорусском государственном университете в составе факультета философии и социальных наук существует отделение социологии, осуществившее первый выпуск специалистов в 1994 г. Кафедру социологии, которая открылась в 1989 г., возглавил профессор А.Н. Елсуков. Сегодня кафедра социологии является крупным научным подразделением факультета философии и социальных наук Белорусского государственного университета. С 2005 г. кафедрой социологии заведует член-корреспондент НАН Беларуси, доктор социологических наук, профессор А.Н. Данилов. В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 18 штатных сотрудников. За период работы кафедры ее сотрудниками подготовлены фундаментальные издания по различным проблемам социологии, а также учебные пособия по основным и специальным курсам социологии. Публикации преподавателей кафедры социологии посвящены актуальным проблемам современного общества; вопросам истории, методологии и методики социологии; отражают результаты крупных социологических исследований и научно-исследовательских проектов. Преподаватели кафедры являются авторами научных монографий, учебных и методических пособий, учебно-методических комплексов, статей в отечественных и зарубежных научных журналах, в сборниках научных трудов [15]. Так, только в 2008 году сотрудниками кафедры издано: 10 монографий, 2 учебных пособия, 2 учебно-методических комплекса, 58 научных статей (в том числе в зарубежных изданиях) [13].

В республике осуществляется подготовка кандидатов и докторов социологических наук. Первыми докторами социологических наук, подготовленными в республике, стали Н.Н. Белякович, А.П. Вардомацкий,
А.Н. Данилов, И.В. Котляров, И.И, Куропятник, К.Н. Кунцевич, С.В. Лапита, И.В. Левко, О.Т. Манаев, Г.А. Несветайлов, Д.Г. Ротман, А.В. Рубанов, В.И. Русецкая, Л.Г. Титаренко, С.А. Шавель и др.

Среди вузовских научно-исследовательских социологических подразделений самым крупным является Центр социологических и политических исследований БГУ, образовавшийся в 1996 г. (руководитель –
Д.Г. Ротман ) [4, с. 1221]. Центр ведет научные социологические разработки по следующим направлениям:

– исследование проблем молодежи (политическое и патриотическое воспитание, отношение к учебе и труду, досуговые проблемы и др.);

– мониторинг политической и экономической ситуации в стране;

– изучение особенностей электорального поведения граждан Беларуси;

– изучение межэтнических и религиозных отношений в обществе;

– изучение рынка и рекламы.

Центром осуществляются и фундаментальные разработки, и оперативные социологические замеры.

Успехи белорусских социологов определяются тем, что они не замыкаются в узких рамках местных интересов, активно участвуют в реализации международных проектов с учёными США, Англии, Франции, Германии, Израиля, Польши. Международное сотрудничество проявляется в совместных публикациях, научных конференциях и совещаниях, в обмене студентами, аспирантами и преподавателями.

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Екадумова, И.И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 175 с.

3. История социологии: учеб. пособие / А.Н. Елсуков [и др.]; под общ. ред. А.Н. Елсукова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Выш. шк., 1997. – 381 с.

4. Социология: энциклопедия / сост. А.А. Грицанов [и др.]. – Минск: Книжный дом, 2003 – 1312 с.

5. Макс Вебер за 90 минут / сост. Д. Митюрин. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 95 с.

8. Бабосов, Е.М. Практикум по сциологии: учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов. – Минск: ТетраСистемс, 2003 – 416 с.

9. Кармадонов, О.А. Откровения и парадоксы символического интеракционизма / О.А. Кармадонов // Социологические исследования. – 2006. – № 2. – С. 3 – 13.

10. Романова, С.П. Теория структурации Энтони Гидденса / С.П. Романова // Социология. – 2002. – № 2. – С. 40 – 48.

12. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

14. Елсуков, А.Н. Предыстория социологии / А.Н. Елсуков, А.Н. Данилов. – Минск: Право и экономика, 2009. – 209.

15. Кафедре социологии БГУ – 20 лет: 1989 – 2009: сборник научных трудов / Белорусский государственный университет. – Минск: Право и экономика, 2009. – 390 с.

16. Бабосов, Е.М. Институт социологии НАН Беларуси: история создания и становления / Е.М. Бабосов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 37 – 41.

17. Данилов, А.Н. Флагману белорусской социологической науки – Институту социологии НАН Беларуси – 20 лет! / А.Н. Данилов // Социология. – 2010. – № 1. – С. 34.

Файлы: 1 файл

социология.doc

Тогда же на крупных предприятиях республики начали широко практиковаться исследования хоздоговорного типа по проблемам научного управления социальными процессами, социальной психологии, социологии труда, идейно-нравственного воспитания трудящихся, социалистического соревнования.

Признанием достижений отечественной социологической мысли стало учреждение в сентябре 1976 г. Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованной впоследствии (в 1994 г.) в самостоятельную Белорусскую социологическую ассоциацию.

Институт проводит широкий спектр исследований. Это динамика социальной структуры, интересы и потребности различных групп и слоев населения, особенности их социального статуса и деятельности в обществе, социальная дифференциация и интеграция, взаимосвязь социальных структур и демографических процессов; структура рынка труда и динамики безработицы, освоение новых технологий, мотивация и стимулирование труда в условиях перехода к рыночной экономике; социодинамика культуры в ее сопряженности с процессами усвоения духовных ценностей и норм этнонациональными, социально-профессиональными и социально-демографическими, религиозными группами; поведение личности, социальных общностей, их взаимодействие в экстремальных условиях кризисов, конфликтов и катастроф, включая Чернобыльскую катастрофу; социально-психологические характеристики личности и трудовых коллективов, социальной активности различных групп населения республики; отслеживание и прогнозирование социально-экономических, демографических и политических процессов общественного развития в условиях становления независимости Республики Беларусь и усиления ее сотрудничества с сопредельными государствами; основные тенденции развития науки как специфической отрасли, связанной с генерированием нового знания.

Осуществленные институтом исследования по социологии конфликтов и катастроф, экономической социологии, социологии религии выполнены на мировом уровне социологической науки, о чем свидетельствуют Государственная премия БССР, публикации и рецензии в социологических журналах Англии. США, Германии, Польши.

Установлены тесные связи с Центром социальных исследований Берлина (ФРГ), где совместно разработана уникальная технология проведения электоральных исследований, рейтинговых предпочтений. С учеными голландского университета в г. Утрехте исследуются проблемы межнациональных отношений в странах Восточной Европы и др. вопросы современных социальных изменений.

В последнее десятилетие социология бурно развивалась вширь, используя при этом, часто некритически, западный опыт. Между тем, следует со всей ответственностью сказать, что категории и средства исследования, сформировавшиеся в рамках западной социологии, не универсальны и часто непригодны для анализа незападных форм социальной реальности, в особенности, в ее кризисных, дестабилизированных формах.

Социологическая наука получила развитие в регионах Беларуси (Н.Е.Лихачев, Ю.М.Бубнов, В.В.Коклюхин, А.Г.Злотников, А.П.Касьяненко, В.В.Кириенко, А.А.Скикевич, Н.И.Глушонок и др.). В настоящее время она преподается во всех вузах страны.

В числе событий уходящего века, которыми во многом определяется лицо современного мира и которые оказывают все возрастающее влияние на проблематику социологической науки, мы называем Конференцию ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992). Мы попытались проанализировать критерии оптимальной модели социально-экономического развития по материалам этого всемирного форума. В совокупности эти критерии прочерчивают образ совершенно новой цивилизации, которая основывается на равноправии народов, ставит в центр перемен новые формы взаимодействия населения, потребления и технологии, указывает на недостаточность критериев прибыли при оценках эффективности экономического и социального развития, подтверждает принципы коллективизма, общинности. Задача состоит в том, чтобы выработать модель социального и культурного жизнедействия, которая бы отвечала одновременно всем критериям, объективно установленным на конференции в Рио-де-Жанейро. Практика настоятельным образом требует сегодня более серьезного осмысления когда-то отвергнутой (как неперспективной) теории социальной антропологии. Современное осмысление научного знания о человеке и воссоздание на этой основе целостного образа его жизни в ладу с природой. Достижение понимания обществом сути предназначения человека и цивилизации - вот что будет, на наш взгляд, стержнем развития социологической науки Беларуси в ХХІ веке.

Принимала участие с докладами в работе X-го (Мексика, 1982), XI-го (Индия, 1986), XII-го (Испания, 1990), ХШ-го (Германия, 1994), ХIV-го (Канада, 1998) Всемирных Социологических Конгрессов, а также в работе I-го (С.-Петербург, 2000), II-го (Москва, 2003) и III-го (Москва, 2006) Всероссийских социологических конгрессов.

Научная деятельность связана с разработкой теоретико-методологических основ социологии труда и экономической социологии как специальных социологических теорий с присущими им объектом, предметом и системой категорий, анализируемых в контексте основных социально-экономических законов, что позволяет разрабатывать в рамках этих наук современную проблематику трансформационных процессов в обществе, а также с исследованием проблем формирования и социальных механизмов регулирования рынка труда, занятости и безработицы.

В рамках школы, под научным руководством проф. Г.Н. Соколовой, подготовлено и защищено 29 кандидатских и 7 докторских диссертаций.

СОКОЛОВА Галина Николаевна

• Рынок труда г. Минска: проблемы функционирования и развития. — Мн., 2008 (под науч. ред.).
• Социальные проблемы становления инновационной экономики в Беларуси. — Мн., 2008 (под науч. ред.).
• Социальные сети в системе трудовых отношений. — Мн., 2008 (под науч. ред.).

• Интеллектуальные ресурсы белорусского общества: социологический анализ. — Мн., 2007 (под науч. ред.).

• Белорусский рынок труда: тенденции развития и социальные механизмы регулирования. — Мн., 2006.
• Рынок труда Республики Беларусь: экономические вызовы и социальные ответы. — Мн., 2006.

• Гендерные проблемы в переходной экономике Беларуси // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 4-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (7—8 декабря 2001 г.). — Мн., 2002.
• Гендерные проблемы в транзитивной экономике Беларуси // Иной взгляд. — 2002. — Май.
• Информационные технологии экономического анализа: Теория и практика. — Мн., 2002.
• Концептуальная модель и реальные тенденции социальной политики в Республике Беларусь // Проблемы управления. — 2002. — № 3.
• Политика в области занятости населения // Проблемы развития национальной экономики Беларуси: теоретические и практические аспекты. — Мн., 2002.
• Ричард Сведберг как один из создателей экономической социологии. Сведберг Р. Рынки как социальные структуры (авторский перевод с англ.) // Личность. Культура. Общество. — Т. 4. — Вып. 1—2. — 2002.
• Сацыялогiя // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыялогiя працы // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыялогiя эканамiчная // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Сацыяметрыя // Беларуская энцыклапедыя: У 18 т. — Т. 14. — Мн., 2002.
• Состояние и тенденции социально-экономического развития в оценках населения Республики Беларусь // Социологическая наука и современность. Тезисы Международной научной конференции (2 октября 2002 г., Минск). — Мн., 2002.
• Экономическая социология: Курс лекций. — Мн., 2002 (в соавт.).
• Экономико-социологический словарь. — Мн., 2002 (науч. ред. и соавтор).

• Безработные женщины: особенности трудоустройства разных социальных категорий // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-ей Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8—9 декабря 2000 г.). — Мн., 2001 (в соавт. с О.В. Кобяком).
• Гендерные проблемы формирования науки в советском обществе // Иной взгляд. — 2001. — № 2.
• Жилищные условия молодых граждан и молодых семей // Молодежь, демография, жилище. Материалы Международной научно-практической конференции (1—2 июня 2001 г.). — М., 2001.
• Инновации и модернизация промышленности // Инновации в постсоветской промышленности / Под ред. В.И. Кабалиной. — Ч. 2. — М., 2001.
• Инновационные процессы в модернизации постсоветской промышленности // Социологические исследования. — 2001. — № 9.
• Молодежь, демография, жилище. — Мн., 2001 (науч. ред. и соавтор).
• Научно-техническая политика в региональном контексте: возможности управления инновационными процессами // Социология. — 2001. — № 4.
• Социальная политика в Республике Беларусь: концептуальная модель и реальные тенденции // Вопросы управления. — 2001. — № 2.
• Социально-экономическая ситуация в оценке населения Республики Беларусь // Социальные и социокультурные процессы в современной Беларуси: социологический анализ. — Мн., 2001.
• Социально-экономические механизмы регулирования нерегистрируемой безработицы // Белорусский экономический журнал. — 2001. — № 4 (в соавт. с О.В. Кобяком).
• Рынок труда и механизмы его регулирования. — Мн., 2001 (науч. ред. и соавтор).
• Экономическая социология // Всемирная энциклопедия: Философия. — М.—Мн., 2001.

• Социология труда. — Мн., 2000; 2002.
• Экономическая социология: Практикум. — Мн., 2000; 2001 (в соавт.).
• Экономическая социология: Хрестоматия. — Мн., 2000, 2001 (в соавт.).

• Новейший философский словарь. — Мн., 1999 (соавтор).
• Экономическая социология: Вопросы и ответы. — Мн., 1999; 2000; 2001 (в соавт.).

• Социальные механизмы регулирования рынка рабочей силы. — Мн., 1998 (в соавт. с О.В. Кобяком, И.И. Куропатник).
• Экономическая социология: Учебник для вузов. — Мн., 1998; 2-е изд., дораб. и доп. — М.—Мн., 2000.

• Экономическая социология. — Мн., 1995.

• Экономический образ мышления: реальность и перспективы. — Мн., 1994 (в соавт. с Л.А. Агеевой, С.А. Шавелем).

• Выборочная совокупность; Выборочный метод; Генеральная совокупность; Гипотеза прикладного социологического исследования; Логика экспериментального анализа; Наблюдение (в соавт. с Ротманом Д.Г.); Объем выборки; Ошибка репрезентативности; Проблемная ситуация; Социальное объяснение; Социальное описание; Социальный эксперимент; Социологический анализ; Социология труда (в соавт. с Макаровым С.П., Титаренко Л.Г.); Теоретическая типологизация; Эмпирическая типологизация // Социологический словарь. — Мн., 1991 (науч. ред.).

• Культура труда в социальном развитии технической интеллигенции. — Мн., 1989.

• Инженерно-техническая интеллигенция и ускорение научно-технического прогресса (в соавт. с Л.А. Агеевой) // Великий Октябрь и социальная структура советского общества: интеллигенция. — Мн., 1988.

• Культура труда в социальном развитии рабочего класса. — Мн., 1984.
• Словарь прикладной социологии. — 1984 (соред. и соавтор).

• Научно-техническая революция и труд в обществе развитого социализма. — Мн., 1982.

Читайте также: