Методическое пособие проектная деятельность в детском саду

Обновлено: 02.07.2024

Проектная деятельность дошкольников, Деркунская В.А., 2012.

При всей своей актуальности проектная деятельность дошкольников остается малоизученным видом совместной деятельности взрослых и детей. Предлагаемое пособие ставит своей задачей объяснить воспитателям и специалистам дошкольного образования специфику работы в методе проектов, показать его существенные отличия от других методов и форм работы с детьми в детском саду, оснастить педагогов технологией организации проектной деятельности детей разного дошкольного возраста. Разнообразная тематика проектов, представленных в пособии, охватывающих все возрастные периоды детей детского сада, учитывающих психические и физические возможности малышей, методические рекомендации по их реализации делают пособие доступным для использования всеми педагогами, увлеченными своей работой, осознающими свою ответственность перед нынешним и будущим поколением, желающими дарить радость детям.
Пособие адресовано воспитателям детских садов, студентам педагогических специальностей, может быть полезно родителям дошкольников.

САМОЕ ГЛАВНОЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Проектная деятельность — это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Методические рекомендации для педагогов по организации проектной деятельности в ДОУ

Проектная деятельность в ДОУ

Этапы работы над проектом. Классификация проектов

Основные этапы метода проекта. Виды проектов в ДОУ

Задачи развития детей в проектной деятельности

Алгоритм проведения проектов

Литература по проектной деятельности

Подготовила: Тютенькова Е.Н.

Проекты в дошкольном образовательном учреждении.

1. Этапы работы над проектом. Классификация проектов.

Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников- иллюстраторов.

- Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.

- Полная интеграция (экологическое воспитание с художественной литературой, ИЗО, музыкальным воспитанием, физическим развитием).

- Частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности).

- Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

Первый этап:

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

Второй этап:

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

Третий этап:

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

Четвертый этап:

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов:

В настоящее время проекты в детском саду классифицируют по следующим признакам:

- По тематике и способам реализации результатов: творческие, информационные, игровые или исследовательские

- По составу участников: индивидуальные, групповые и фронтальные.

- По срокам реализации: краткосрочные (1-3 занятий), средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год).

2.Основные этапы метода проектов. Виды проектов.

Выделяются несколько этапов:

1.Выбор цели проекта.

Педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполняется практическая часть проекта.

Проводится оценка результатов и определение задач для новых проектов.

По видам проекты подразделяются на следующие:

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности.

3.Задачи развития детей в проектной деятельности.

В педагогике выделяются следующие задачи определяющие развитие детей в проектной деятельности:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

4. Алгоритм проведения проектной деятельности в ДОУ

Этапы реализации проекта

Содержание работы

Обдумывание идеи проекта, сбор информации, материала для реализации идеи.

Педагоги детского сада, специалисты, родители, воспитанники.

Составление плана проекта, определение сроков реализации и ответственных за отдельные этапы проекта. Проведение круглых столов с родителями и педагогами, консультаций по теме проекта и реализации задач.

Разработка положений смотров, конкурсов, конспектов занятий, сценария итогового мероприятия.

Проведение занятий с детьми специалистами и педагогами (комплексные, тематические, бинарные), посещение выставок в экспоцентре, музее и т.д.

Проведение конкурсов и смотров в рамках проекта. Совместная работа детей, родителей и педагогов по созданию и оформлению выставок совместных работ, фото выставок и фотоколлажей по теме проекта.

Педагоги, специалисты детского сада, родители.

Педагоги, специалисты детского сада, родители, воспитанники

Проведение итогового мероприятия (праздника, развлечения). Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами. Анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Педагоги и специалисты детского сада, родители.

Правила проведения круглых столов с родителями.

На заседание приглашаются специалисты детского сада, воспитатели возрастных групп.

Дается познавательная информация для родителей, раскрывающая подходы к реализации данного проекта.

По итогам заседания определяются пути взаимодействия между родителями, детьми и педагогическим коллективом, определяется содержание работы и сроки реализации.

Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов детского сада, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.

Рекомендуемая литература по проектной деятельности

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.

Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.

Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.

Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.

// Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.

// Дошкольное образование. № 8, 12 2008.

// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 — с. 58.

// Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 — с. 69.

// Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.

// Обруч № 4, 2009. 13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008.

В настоящее время в ДОО активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Проект (от лат. рrojectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) – это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени и направленная на достижение заранее определённого результата или цели. Результатом проектной деятельности является создание уникального продукта, к качеству которого предъявляются определённые требования.

Уникальность деятельности при работе по педагогической технологии заключается в свободном выборе формы работы с детьми (в том числе и нетрадиционных, в использовании разнообразных методических и педагогических приёмов, направленных не столько на развитие определённых навыков работы с различными материалами, сколько на объединение общих усилий для достижения единой цели.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

В настоящее время проекты классифицируются по разным признакам: по составу участников; по целевой установке; по тематике; по срокам реализации.

Наиболее существенным является доминирующий вид деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие виды проектов :

- исследовательский - осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна и пр.).

- ролево-игровые - проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы;

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, витражи и т. п. ;

- творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников.

Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.

Кроме того, используются и такие виды проектов, как:

Другими признаками классификации являются:

- состав участников (групповой, подгрупповой, личный, семейный, парный и пр.);

Основной целью проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Линии развития личности.

стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;

обогащение и расширение представлений об окружающем мире;

расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;

развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;

В старшем дошкольном возрасте – это :

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

- стимулирование желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Линии развития личности.

развитие самопознания и положительной самооценки;

овладение способами внеситуативно-личностного общения;

высокий уровень коммуникативной компетентности;

развитие осознанного отношения к своему здоровью;

формирование потребности в здоровом образе жизни;

систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;

углублённое приобщение к искусству, многообразию художественных образов;

овладение различными видами худ. деятельности;

В процессе внедрения проектного метода в ДОУ воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Воспитатель - основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д. ;

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов, как форма организации образовательного пространства; как метод развития творческого познавательного мышления.

План работы воспитателя по подготовке проекта может быть такой :

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (обсуждается план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план проекта занятий, игр и др. видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие [3].

Основные этапы метода проектов включают :

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели :

- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта - практическая часть.

4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов [4].

Этапы работы над проектом :

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формулирует проблему (цель). Определяется продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность, организует деятельность.

Объединение детей в рабочие группы.

Практическая помощь (по необходимости). Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений навыков.

Подготовка к презентации.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Этапы реализации проекта

Деятельность педагога Деятельность детей

Формулирует проблему Вхождение в проблему

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию Вживание в игровую ситуацию

Формулирует задачу (не жёстко) Принятие задачи

Дополнение задач проекта

Помогает в решении задачи Объединение детей в рабочие группы

Помогает спланировать деятельность Распределение амплуа

Организует деятельность

Практическая помощь (по необходимости) Формирование специфических знаний, умений и навыков

Направляет и контролирует осуществление проекта

Подготовка к презентации Продукт деятельности готовят к презентации

Презентация Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности

Список используемой литературы

1. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ / Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. - 64 с.

2. Прокофьева Л. Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода. Сборник научных трудов / Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина; под ред. И. М. Осмоловской. - М. : ИТиИП РАО, 2004. - С. 503.

4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и доп. – М. : АРКТИ, 2011. – 96 с.

7. Проблемы дошкольного образования на современном этапе: Выпуск 5 / Сост. О. В. Дыбина, О. А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

8. Солодянкина О. В. Система проектирования в дошкольном учреждении. // методическое пособие. - М. : АРКТИ, 2010. - 80с.

9. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.

Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии Методические рекомендации по созданию и организации деятельности детской телестудии на базе учреждения дополнительного образования. Раздел.

Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации Организация деятельности Лекотеки на базе дошкольной образовательной организации (из опыта работы) В образовательной ситуации в России.

Организация работы по оказанию дополнительных платных услуг в дошкольной образовательной организации Развитие образовательного рынка идёт параллельно с процессами социального и экономического развития, и для удовлетворения возрастающего.

Управление внедрением профессионального стандарта педагогической деятельности в дошкольной образовательной организации Выполнила: Полевая Светлана Николаевна Старший воспитатель, МБДОУ № 50 г. Апатиты Актуальность Развитие современного общества диктует особые.

Проектная деятельность в ДОУ. Методическое сопровождение (алгоритм построения проекта, библиография).

Проектная деятельность в ДОУ.

Методическое сопровождение

(алгоритм построения проекта, библиография).

Дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, принимают на себя роль основного помощника родителям в переходе ребёнка из семьи в более широкое социальное пространство, и, естественно, при этом необходимо идти в ногу со временем. Это позволяет осуществить использование инновационных педагогических технологий.

Инновационные технологии в ДОУ открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. Это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

Метод проектов дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнений, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является необходимыми составляющими разностороннего развития личности.

По продолжительности проекты бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 недели), и долгосрочные (на учебный год).

По составу участников - индивидуальные, групповые, фронтальные.

По тематике - творческие, информационные, игровые, исследовательские. Темой проектов могжет стать определенный раздел образовательной программы. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых.

В практике работы ДОУ используют такие виды проектов:

Исследовательско–творческие. Дети экспериментируют, а результаты оформляют в виде газет, драматизаций, детского дизайна.

Ролево–игровые. С элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.

Информационно-практико-ориентированные. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы. (Оформление группы и ее дизайн, витражи и др.)

Творческие. (Оформление результата в виде детского праздника, детских дизайнерских решений.)

Структура проекта:

- Актуальность темы проекта (обоснованность выбора темы).

- Методологическая база проекта (указать методики, основную литературу, которая использовалась при составлении проекта).

Этапы работы над проектами:

I. Подготовительный этап. (На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.)

II. Организация проектирования. (На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) воспитатель помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.)

III. Проектирование. (Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.)

IV. Презентация. (Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её. Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.)

Методическое сопровождение проектной деятельности. Список литературы по организации проектной деятельности в ДОУ.

Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации носит комплексный характер и сформулировано на базе исследований К.Ю.Белой, Н.А.Виноградовой, Л.М.Волобуевой, Н.В. Микляевой, Л.В.Поздняк, Л.Д.Морозовой, Битюковской Н.П., Н.Е.Веракса, В.А.Деркунской и др.

Предлагаем здесь список рекомендуемой по освещаемой теме литературы:

1. Близнецова, В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ [Текст] / В.С. Близнецов справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2009. №9. С.33-40.

2. Виноградова, О.В. Исследовательская проектная деятельность в ДОУ [Текст] Управление ДОУ. Научно-практический журнал.2009. №1. С.63-65.

3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей [Текст] / Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

5. Давыдова, Л.Ю. Проектирование образовательного пространства в условиях инновационной деятельности [Текст] / Сост. О.В. Дыбина, О.А. Еник. – Тольятти: ТГУ, 2007. – 116 с.

6. Евдокимова, Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова – М,: ТЦ Сфера. 2006 – с. 64.

8. Бутенко, Н. Полихудожественные проекты как средство сотворчества педагога и ребенка // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 11. – С. 35-42

10. Гладковская, Л. М. Проектная деятельность логопедической работе с дошкольниками 6-7 лет // Логопед. – 2013. - № 5. – С. 26-31

11. Горбунова, И. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей (подготовительная группа) // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 3. – С. 24-28

12. Евграфова, Е. И., Корчагина Н. В. Проектная деятельность в ознакомлении дошкольников с родным краем // Воспитатель ДОУ. – 2013. - № 5. – С. 24-27

15. Лопатина, О. Г. Особенности организации проектной деятельности в современном детском саду // Управление ДОУ. – 2013. - № 2. – С. 42-47

16. Пономарева, О. Н. Социальный проект – форма взаимодействия детского сада и социума // Управление ДОУ. – 2013. - № 4. – С. 114-118

17. Салпыкова, И. Проектная деятельность как средство развития музыкально-творческих способностей дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2013. - № 8. – С. 65-69

18. Сердитова, А. С., Сердитова, С. С. Проектная деятельность во взаимодействии детского сада с родителями // Воспитатель ДОУ. – 2014. - № 2. – С. 101-104

19. Шатверян, Т. С., Финк А. В. Семейные проекты в работе педагога-психолога // Управление ДОУ. – 2013. - № 6. – С. 63-67

Читайте также: