Анализ ванька чехов кратко

Обновлено: 15.05.2024

Этот небольшой рассказ А. П. Чехова повествует о нелегкой и трагичной судьбе простого крестьянского мальчишки. Центральное место в произведении занимает сцена, когда сиротка пишет письмо своему горячо любимому дедушке. Меж строк его мы читаем воспоминания Ваньки, героя рассказа, о своих лучших днях.

Был канун Рождества, когда мальчик решил написать это письмо. Для этого ему пришлось дожидаться времени, когда хозяев не будет дома. С первых же строк Ваня начинает умолять дедушку забрать его назад в деревню. Жизнь его очень тяжела.

взваливается немало забот. Мальчик должен нянчить господского ребенка. Если же что он делал не так, то его били за это.

Причем, хозяевам было все равно, что перед ними был всего лишь девятилетний ребенок.

Мальчику много доставалось. В добавок еще он был лишен возможности высыпаться, да и кормили его скудно. Из строк, написанных им деду, видно, насколько мрачна и непосильна для него такая жизнь.

В противопоставление его нынешним хозяевам, упоминает автор о тех господах, у которых жил он прежде. Мать Вани умерла. А при жизни своей она, по-видимому, пользовалась расположением хозяев.

Ведь пока она была

жива и служила горничной, к ее сыну относились хорошо. Барышня кормила его конфетами и даже обучила немного грамоте и танцам.

А после смерти матери и выдворили Ваню в начале в кухню к деду, а затем в Москву на обучение к сапожнику.

Немало горьких моментов видим мы, читая это рассказ. В нем описана судьба никому неизвестного крестьянского ребенка. Таких судеб было множество тогда в царской России.

Герой произведения – всего лишь один из того множества несчастных детей, лишенных и детства, и права выбора в чем бы то ни было. Это был удел крепостничества. Судьба этих людей полностью зависела от воли их господ.

И, познавать свою долю начинали они еще с ранних детских лет.

Примером этого и является несколько эпизодов из жизни героя рассказа. Их вполне достаточно для того, чтобы судить о всей его жизни. И, вряд ли она будет другой.

Что еще хуже, так это то, что далеко не все дети простолюдин доживали до зрелого возраста, измученные такими обстоятельствами.

И сам Ванька пишет дедушке о том, что помрет он, коль тот его назад не заберет. Он готов был бы и пешком уйти из ненавистного ему дома. Да у бедняги не было даже сапог, а ведь зимой по морозу босым не уйдешь далеко.

Между всем этим, стоит отметить, что Ваня – мальчик наблюдательный и любопытный. Живя такой нелегкой жизнью, он успевал разглядывать московские лавки с ружьями и удочками. Да и, по всей видимости, к обучению был он способен.

Не будь предрешена его судьба, он мог изменить свою жизнь. Однако, пути ему все закрыты.

Наибольшую грусть вызывает самый финал рассказа. Опустив письмо в почтовый ящик и вернувшись в дом, Ванька засыпает спокойным сном. Он счастлив. Ведь дедушка, прочитав о всех его горестях, непременно приедет за ним.

Во сне видит мальчик своего деда, читающего кухаркам письмо от внука. Но, только одному Ваньке неизвестно, что оно не может прийти по адресу “на деревню дедушке Константину Макарычу”.

Вариант 2

А. П. Чехов (А. Чехонте) много произведений посвятил описанию жизни обычных людей. Он рассказал об их не легком существовании. Одно из таких произведений рассказ “Ванька”.

Антон Павлович описал тяжелую жизнь маленького человека – девятилетнего крестьянского мальчика Ваньки Жукова. Он с грустью вспоминает прошлую жизнь в доме господ Живаревых. Барышню Ольгу Игнатьевну, которая угощала мальчугана леденцами, научила его писать, читать, считать и танцевать кадриль.

Но все изменилось после смерти матери, работавшей в доме прислугой, Ванька был отдан в обучение сапожнику Аляхину.

В Рождество, когда хозяева уходят в церковь, Ванька решает написать письмо деду и рассказать о своей нелегкой судьбе. Он жалуется на тяжелую жизнь в доме сапожника. Кормят плохо: утром хлеб, в обед каша, вечером хлеб, а чай и щи хозяева “трескают сами”.

Мальчика бьют, над ним насмехаются подмастерья и посылают в кабак за водкой. Ночами ему приходится качать люльку с плачущим ребенком. Однажды Ванька заснул над люлькой, и хозяин устроил “выволочку”.

Последней каплей было наказание хозяйки за то, что мальчуган неправильно чистил селедку.

В письме, кроме жалоб он рассказывает о жизни в Москве, о торговых лавках, о рыболовных крючках, дорогих ружьях, которыми там торгуют, об изобилие мясных продуктов в лавках. Чехов рисует Ваньку как наблюдательного и любознательного мальчика.

Сидя над письмом, Ванька вспоминает деда, невысокого, худощавого, юркого старикашку шестидесяти пяти лет. С вечно пьяными глазами и смеющимся лицом. Он служит сторожем в хозяйском доме. Ночью, укутавшись в тулуп, стуча колотушкой, он обходит поместье.

За ним по пятам следуют постаревшая Каштанка и юркий, черный, ласковый Вьюн. Днем он либо спит на кухне, либо шутит с кухарками.

Мальчуган обещает деду, тереть табак, молиться богу за его здоровье. Готов терпеть наказания, чистить сапоги приказчику, работать подпаском. Лишь бы дед приехал и забрал его из ненавистного дома.

Дописав письмо, Ванька сложил листок, вложил в конверт. Немного подумав, написал адрес:

На деревню дедушке.

Письмо отнес в почтовый ящик. Успокоившись, убаюканный надеждами, он уснул. Во сне он увидел деда, читавшего кухаркам письмо, Вьюна, крутившегося у ног и виляющего хвостом.

Читая рассказ, понимаешь, что письмо с таким адресом никогда не дойдет до адресата. Константин Макарыч не приедет. Жизнь мальчика сироты не изменится.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

В рассказе чередуется авторское повествование (от третьего лица) и повествование Ваньки в письме (от первого лица). Таким образом, сочетается объективный взгляд автора и субъективный взгляд героя, при этом даже в отсутствие прямой речи письма мальчика Чехов порой смотрит на ситуацию с точки зрения Ваньки.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Идея: нельзя калечить детство ребенка, он должен расти в заботе и любви.

Проблематика: Жестокость и равнодушие взрослых людей к обездоленному ребёнку.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

В то же время Ванька с тоской и теплотой вспоминает деревню, весёлого деда, его собак. Он вспоминает, как хорошо было ему в деревне на Рождество, перед его мысленным взором встаёт картина, как выбирали они с дедом в лесу за рождественскую ёлку для господского дома. В душе Ваньки живёт тёплое чувство к барышне Ольге Игнатьевне, которая выучила его читать, писать, помогла ему освоить счёт и даже танец кадриль.

7. Система образов произведения.

Ванька Жуков — главный герой рассказа. Круглый сирота девяти лет. Жил в деревне, в помещичьем имении с матерью, горничной в господском доме. Когда она умерла, его отправили сначала в людскую, а затем — в Москву, в ученики к сапожнику. В доме сапожника ему очень плохо: бьют, плохо кормят, не дают выспаться.

Дедушка Константин Макарыч — маленький, юркий старик лет шестидесяти пяти. Он состоит на службе у господ сторожем, всегда навеселе, с нюхательным табаком, любит заигрывать с прислугой противоположного пола.

Сапожник Аляхин и его жена. Эти люди благочестиво идут к заутрене. Вроде бы они православные христиане, но по сути это фарисеи, которые следуют букве закона, а не духу Евангелия. Относятся они к мальчику не по-христиански, не сострадают его сиротству, нещадно эксплуатируют и жестоко наказывают.

8. Композиция произведения.

Экспозицией рассказа можно назвать подготовку Ваньки к написанию своего послания. Начало письма с поздравления — завязка. Кульминация — рассказ Ваньки о его невыносимой жизни в Москве, просьба забрать его в деревню. Развязка — в окончании письма, запечатывании его в конверт, написании адреса, ставшего крылатым выражением. Эпилог — счастливый сон, как дед получил письмо и зачитывает его, сидя на печи.

9. Художественные средства. Приёмы, раскрывающие идею произведения.

Ванькины воспоминания деревни Чехов украшает эпитетами, метафорами, которые подчёркивают отрадность картины для Ваньки: прозрачен и свеж (воздух), Млечный путь вырисовывается ясно, небо, усыпанное звёздами, ярко-красные окна деревенской церкви.

Речь Ваньки полна фразеологизмов, что характеризует его принадлежность к простому народу: кланяться в ножки, сделай божескую милость, сечь как сидорову козу, бога молить.

10. Отзыв о произведении.

В то же время финал рассказа Чехова остаётся открытым. Возможно ли для Ваньки спасение? Счастливый сон мальчика приходится на Рождество, он не может быть обманным. Чудо как раз и может произойти неведомыми путями, и письмо каким-то образом пьяный извозчик доставит на деревню дедушке.

Название: Ванька

Жанр: Рассказ

Год написания: 1886 год


Главные герои

Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.

Константин Макарыч – дед Ваньки, весёлый, очень добрый, работает ночным сторожем.

Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и принялся писать письмо любимому дедушке – весёлому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селёдку или как хозяин выпорол его ремнём, когда он уснул над люлькой хозяйского ребёнка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить ёлку к Рождеству и выбрали самое красивое, стройное и пышное деревце.

Затем Ванька принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было и собаки вовсе не злые.

План пересказа

  1. Ночь перед Рождеством.
  2. Ванька пишет письмо деду.
  3. Мальчик описывает свою горькую жизнь у сапожника.
  4. Счастливые воспоминания Ваньки.
  5. Описание Москвы.
  6. Ванька умоляет деда забрать его.
  7. Мальчик подписывает письмо и отправляет его.
  8. Безмятежный сон Ваньки.

Главная мысль

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться.

Чему учит

Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Отзыв

Любой ребёнок, независимо от его происхождения, достоин счастливого, беззаботного детства. Ванька Жуков был этого лишён и очень страдал. Он не понимал, почему должен мучиться у злого сапожника, когда совсем рядом живёт его любимый дедушка. Хочется верить, что чудо произойдёт, и на Рождество приедет старик-сторож и заберёт внука домой.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька

Рисунок-иллюстрация к рассказу Ванька.

Пословицы

  • Счастье скоро покидает, а надежда никогда.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.
  • Всякому терпенью бывает конец.

Что понравилось

Понравилось, с какой любовью и нежностью Ванька обращался к любимому дедушке, как он вспоминал счастливые деньки в родной деревне.

Ванька читательский дневник

Читательский дневник

Анализ произведения

Есть мнение, что прообраз главного героя был взят автором с самого себя, так как у него тоже было непростое детство. В другой версии портрет мальчика-сироты был взят с близкого родственника писателя. Жанр произведения — рассказ.

Краткий пересказ

Ваня Жуков — девятилетний сирота. Его отдали к сапожнику на обучение. До этого мальчик жил в деревне с дедушкой. Сапожник был жестоким человеком.

В канун Рождественских праздников сирота дождался ухода хозяев и сел за написание письма. Мальчик хотел рассказать дедушке про свои злоключения. Дед Ваньки был веселым и добрым, работал сторожем.

Ванька

Мальчик в письме поведал про то, как ему попало от хозяйки за неправильную чистку селедки, про порку ремнем, которую ему устроил сапожник, когда сирота уснул над люлькой хозяйского малыша. Ванька стал вспоминать, как ему хорошо жилось в деревне, когда была жива мама, как он вместе с дедушкой ходил рубить елку к празднику. Далее мальчик стал описывать Москву. Столица поразила его своими размерами, множеством красивых домов и лошадей. Только овец там не было, а собаки вообще не злые.

Основная мысль

Автор на примере Ваньки показывает, что любое горе или неприятность можно пережить, если им с кем-нибудь поделиться. Тогда печали не кажутся невыносимыми.

В рассказе есть чему поучиться. Чехов поднимает такие важные вопросы:

Произведение Ванька

  • любовь;
  • милосердие;
  • добро;
  • хорошее отношение к людям, особенно к маленьким детям.

Нужно научиться терпению, надеяться на светлое будущее. Все дети, так же как и любой человек, достойны счастья, независимо от происхождения. У каждого ребенка должно быть беззаботное детство, любовь, забота. Мальчик не понимал, зачем мучиться и жить со злым человеком, когда есть любимый и добрый дедушка, с которым хорошо.

Порой жестокость взрослых людей приводит к несчастью в жизни ребенка.

Важно воспитывать в себе благородные качества, нравственность. Именно отношения в семье влияют на жизнь будущего поколения. Родители должны вкладывать в свое чадо только лучшие качества, показывать ему своим примером достойное поведение. Тогда общество сможет измениться в лучшую сторону. Не будет обездоленных детей и несчастных людей.

Действующие лица

В произведении один герой — Ванька. Другие персонажи необходимы для раскрытия сюжета и характеристики Ваньки и его жизни. Среди всех действующих лиц выделяют:

Ванька Чехов

  1. Ванька Жуков — сирота, попавший к злому сапожнику. Мальчик все время голодает, не видит добра, сталкивается только со злостью. Это несчастный и забитый ребенок.
  2. Константин Макарыч — дедушка мальчика. Ему 65 лет. Это очень веселый, добрый старик. Он работает ночным сторожем в доме господ, заигрывает с прислугой и нюхает табак.
  3. Ольга Ивановна — женщина, которая обучала Ваньку грамоте, угощала леденцами. Только в момент отправки ребенка в столицу она не замолвила за него слово.
  4. Сапожник Аляхин и его жена — эти люди забрали к себе сироту. Они православные христиане, но при этом ведут отнюдь не евангельский образ жизни, не имеют милосердия. К Ваньке ужасно относятся: бьют по любому поводу, не кормят толком, не заботятся о нем и не уделяют должного внимания, а только нещадно эксплуатируют.

Отзывы читателей

Когда я прочитал жизнь мальчика в деревне и у сапожника, перед глазами сразу возникла картинка, которая описывает два противоположных сюжета. В книге сталкиваются добро и зло, жестокость и милосердие. Всем рекомендую почитать, даже взрослым. Рассказ научит правильному отношению к людям.

Читайте также: