Профориентационная деятельность в школе

Обновлено: 05.07.2024

На главную Профориентация старшеклассников Просвещение педагогов по вопросам профориентации Система профориентационной работы в школе

Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики Беларуси в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни.

Поэтому профориентация молодежи по своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В связи с этим огромное внимание в школе необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работе среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных компонентов, определяющих формирование потребностей, профессиональных намерений и готовности личности к труду.
Сегодня профессиональной ориентации отводится новая роль – это необходимость создания условий для психолого-педагогической поддержки молодежи в ее профессиональном самоопределении, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим существенно возрастает значение допрофильной подготовки и профильного обучения, где профессиональная ориентация является одним из важных компонентов.
Реализация Концепции профильного обучения актуализирует проблему профессионального самоопределения старшеклассников, однако современное профильное обучение еще традиционно ориентировано на внутрисистемные образовательные задачи, допрофильная подготовка имеет низкий профориентационный характер, ограничивается допрофильной курсовой подготовкой для сдачи экзамена по учебному предмету и практически не связана с содержанием будущей профессии.
В результате школьники оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных факторов:

Будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении

Школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься

Художественная литература, кино- и видеофильмы, СМИ

Собственный практический опыт профессиональной работы

Примеры и опыт друзей, знакомых

Советы родителей или других родственников

Уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах

Профильное образование в 10-11-х классах

Интуитивное принятие решений

Выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы

Все это неважно, так как всё определяет случай

Престиж профессии в обществе

Основные компоненты системы профориентации школьников

Система профориентации школьников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения школьников в интересах личности и общества.
В профориентации, являющейся комплексной проблемой, выделяют экономический, социальный, психологический, медико-физиологический аспекты.
Экономический аспект профориентации направлен на изучение демографической структуры трудовых ресурсов рынка труда, условий, повышающих его производительность, причин брака, аварийности, ущерба производству в результате низкого интереса, отсутствия мотивации, профессиональной непригодности работников.
Социальный аспект профориентации связан с выявлением общественного мнения, касающегося популярности, привлекательности, престижа различных профессий в глазах молодежи и других возрастных категорий, удовлетворенностью (неудовлетворенностью) работой, выбранной профессией.
Психологический аспект профориентации предполагает изучение психологических сторон профессиональной пригодности, выявление профессионально значимых свойств личности. Медико-физиологический аспект профориентации связан с определением психофизиологических особенностей человека, состояния его здоровья, позволяющим выполнять определенную профессиональную деятельность.
Педагогический аспект профориентации предполагает поиск решения воспитательных задач, путей и методов ее проведения.
Профориентация как целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору профессии основывается на идее концептуального характера – взаимосвязи диагностического и воспитательного подходов. Она исходит из следующих принципов: сознательности, соответствия, активности, развития и ставит задачи сформировать готовность к общественно-полезному труду и готовность к выбору профессии. В систему профориентации входят следующие основные компоненты: цель и задачи, основные направления, формы и методы профориентационной работы с учащимися.
Общая цель системы профориентационной работы – подготовка учащихся к обоснованному зрелому выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности и запросы рынка.

Задачи:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для осознанного определения профиля обучения;
  • обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы;
  • дополнительная поддержка групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
  • выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
  • Генетический сегмент: биотехнолог, эмбриолог, селекционер, инженер-генетик, генетик, биоэтик, геронтолог, микробиолог.
  • Эволюционный сегмент: палеонтолог, археолог, антрополог, зоолог, ботаник, систематик, вирусолог, альголог, миколог, энтомолог, ихтиолог, гидробиолог, орнитолог, маммолог.

Структура деятельности членов педагогического коллектива
по реализации задач профориентации

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно-полезной, коммуникативной, игровой). С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации (см. Приложение 2).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной работе, как координатор профориентационной работы в школы реализует следующие направления:

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

  • составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
  • организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:

  • регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Социальный педагог:

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
  • осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Школьный психолог:

  • изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;
  • осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
  • приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Медицинский работник:

  • способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни, используя разнообразные формы, методы, средства;
  • проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • организует консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе

Основные ступени и этапы управления системой профориентации в школе

I ступень общего среднего образования
I.1. Начальная школа (1-4 классы).
С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

III ступень общего среднего образования
III.1. Старшие классы (10-11(12) классы).
Профессиональное самоопределение осуществляется на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у учеников проявляется устойчивый интерес и способности. Основное внимание обращается на формирование профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

Педагогический коллектив школы (директор Ханецкий В.В.) поставил перед собой цель оказание психолого-педагогической помощи учащимся в их профессиональном самоопределении.
В ходе реализации проекта решаются следующие задачи:

  • оказание психологической помощи учащимся и их родителям в построении индивидуальной образовательной траектории ребенка;
  • формирование у учащихся навыков самопознания, социального и профессионального опыта.

Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе

В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Сейчас эффективность профориентационной работы школы нередко определяется по тому, сколько учащихся (в процентах) выбрали профессии, на которые их ориентировали, но если это сделать главной целью и самоцелью профориентации, притом без серьезной диагностической и воспитательной работы с учащимися, то вся работа приобретает своеобразный уклон, мешающий в первую очередь самой профориентации, подрывающий доверие к ней со стороны учащихся и их родителей. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям города, района, села, в котором они живут, общества в целом.
Вот почему с педагогической точки зрения эффективность выбора профессии означает меру соответствия индивидуального выбора профессии рекомендациям педагога. При этом предполагается, что педагогические рекомендации основаны на учете как личных, так и общественных потребностей. Соответственно, чем больше число учащихся избирают рекомендованные им профессии, тем выше действенность профориентационной работы педагогов, школы.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII-XII классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего на разностороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Головинская основная общеобразовательная школа

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Программа
профориентационной работы

"Я выбираю профессию"

Пояснительная записка

Проблема выбора профессии является одной из главной в жизни каждого человека. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего учащихся выступает как неотъемлемая часть образовательного процесса. Особо значимой является проблема приобретения учащимися адекватных представлений о профессиональной деятельности и собственных возможностях, проблема формирования умения включаться в общественно производительный труд и социальные отношения трудового коллектива.

Цель: формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному определению в выборе профессии, корректировке и реализации своих профессиональных планов.

формирование общей готовности учащихся к самоопределению;

активизация проблемы выбора профессии;

выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, профессиональных первичных намерений;

уточнение соответствия выбранной профессии своим склонностям и особенностям;

расширение представлений учащихся о мире профессий и их особенностях;

информирование учащихся о профессиональных учебных заведениях и рынке труда.

Профессиональная ориентация учащихся – многоуровневая система. В её структуре можно выделить:

Профориентационная работа в школе организована на трех уровнях:

Работа педагогических работников по профессиональному самоопределению учащихся.

Цель: Ориентация деятельности педагогического коллектива на реализацию Концепции модернизации российского образования

(предпрофильная подготовка, работа по профориентации) по созданию благоприятных условий для профессионального развития личности школьника.

1. Активизация интереса учащихся к профориентационным вопросам, к планированию своего будущего, ориентация учащихся в мире профессий.

.2. Поддержка и развитие творческой общественно - значимой деятельности участников образовательного процесса.

3. Создание условий для личностного роста учащихся.

Основные направления работы:

1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

Профориентационная работа может осуществляться на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии

2. Диагностическое направление. Это направление реализуется в следующих планах:

- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды деятельности

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

4. Обучающее (или формирующее). В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:

· умение анализировать мир профессий;

· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора

Компоненты педагогической деятельности по профориентации:

1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная подготовка.

2. Профориентационные минутки на уроках.

3. Дискуссии, беседы, классные часы, трудовому воспитанию.

4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.

5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.

6. Консультации специалистов по вопросам самоопределения (психолог)

7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.

8. Налаженная экскурсионная работа

9. Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.

10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации; профориентационные игры

11. Школьная печать (выпуск стенгазет, буклетов, реклам)

12. Встречи с людьми разных профессий, приглашение специалистов профконсультантов, просмотр видеофильмов.

Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.

Цели и задачи:

Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.

Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.

Информационное обеспечение:

- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;

- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;

- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;

- о перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные заведения.

Практическое направление:

1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы о своих профессиях.

2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, организация экскурсий на предприятия города, заполнение профессиональных дневников.

3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности.

Классные родительские собрания:

1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.

2 класс - Воспитание желания трудиться.

3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших школьников.

4 класс – Профили трудового обучения в среднем звене. Экскурсия в школьные мастерские.

5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков

6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.

7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.

8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.

9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.

Общешкольные родительские собрания:

В современном мире требования к психофизиологическим индивидуальным особенностям человек неуклонно растут, а цели и характер труда, благодаря рыночным отношениям, предъявляют людям необходимость всё более высокого профессионализма в выбранной профессии, готовности к постоянному повышению квалификации и личностному развитию. В подобной ситуации школьная профессиональная ориентация становится актуальной как никогда и должна обеспечивать качественную подготовку для школьников всех возрастов.

Профориентация в школе – это комплекс действий для выявления у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также система действий, направленных на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Подготовка учащихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Цели и задачи профориентации в школе

Цели школьной профориентационной работы

    Формирование у детей готовности к труду.
  • Воспитание качеств, способностей, свойств для дальнейшей профессиональной деятельности.
  • Профориентационная поддержка школьников во время выбора профессии.

Задачи школьной профориентационной работы

  • Ведение информационной работы с учащимися: знакомство с профессиограммами, информацией о текущих и будущих потребностях на рынке труда, условиями и труда и возможной заработной платы, дальнейшим развитием в рамках выбранной профессии
  • Получение, изучение и использование информации о возможностях, склонностях, интересах школьников с целью помощи им в самостоятельном выборе профессии.
  • Разработка и внедрение большого количества различных вариантов профильного обучения: программ, уроков, форм, методов, экскурсий и т.д.
  • Поддержка школьников группы риска, у которых могут возникнуть проблемы с трудоустройством: отстающих в обучении, из коррекционных классов.
  • Совместно с заведениями высшего или среднего профессионального образования обеспечивать подготовку и плавный переход учащихся на следующий уровень обучения.

Основные компоненты профессиональной ориентации учеников школ

Так как профессиональная ориентация в целом это большая, комплексная система, включающая в себя множество аспектов и направлений, то можно выделить пять основных компонентов: экономический, медико-физиологический, педагогический, психологический и социальный.

Экономический компонент – состоит в изучении структуры трудовых ресурсов рынка труда с демографической точки зрения, условий труда, профнепригодности получившихся работников, путей повышения мотивации к труду. Также является процессом помощи и мягкого направления к выбору той или иной специальности, учитывая как интересы ребёнка, так и планируемые потребности рынка.

Медико-физиологический компонент – помощь в выборе профессии с учётом индивидуальных физических возможностей или медицинских противопоказаний школьника. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми различными профессиями.

Педагогический компонент – заключается в воспитании у школьников общественно значимых причин и мотивов выбора профессии.

Психологический компонент – достоверное изучение, выявление психологических аспектов профессиональной пригодности, структуры личности и формирование определённой профессиональной направленности.

Социальный компонент – состоит в исследовании различной информации связанной с профессиями или рынком труда в целом: популярность, престижность, доходность, общественное мнение, степень удовлетворённости выбранной профессией. Также в социальном компоненте профориентации ведётся работа по формированию ценностных ориентаций у школьников для осознанного выбора будущей профессии.

Школьная профориентация

Этапы профориентации в школе

Профориентация в школе, несомненно, является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности учащихся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей.

В школьной профориентации целесообразно выделять 4 больших этапа, отличающихся по целям, задачам и используемым методикам в зависимости от возраста учеников:

Начальная школа, 1-4 классы

Профориентация в школе

На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Средняя школа, 5-7 классы

С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

Старшеклассники, 10-11 классы

Формы профориентационной работы в школе

Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

Формы профориентационной работы в школе

Работа с учениками

  • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
  • Экскурсии на предприятия, ВУЗы.
  • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
  • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
  • Анкетирование учащихся.
  • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

  • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
  • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
  • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
  • Анкетирование родителей.
  • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
  • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.
  • Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

  • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
  • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

Оценка эффективности профориентационной работы в школе

Этапы профориентации в школе

Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школе можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных. К результативным критериям относятся:

Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

Потребность осознанного выбора будущей профессии

Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

Осознание школьником общественной значимости труда

Осознание школьников своих возможностей и интересов

Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

Цели и задачи профориентации в школе

Индивидуальный характер профориентации

Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

Ожидаемые результаты школьной профориентации

При наличии действующей системы школьной профориентации, сопровождающей ученика на протяжении всего времени обучения, у учащихся будет успешно сформировано сознательное отношение к труду и логически завершён процесс выбора профессии с учётом своих интересов, возможностей и требований, предъявляемых рынком труда. Результатом станет дальнейшая успешная социализация выпускников и их лёгкое вступление в профессиональный мир.

Сегодня тема космического масштаба. Поговорим о том, как школа помогает в выборе профессии. На какие варианты профориентационной помощи может рассчитывать обычный школьник? И что он может сделать, чтобы эту помощь получить? Дадим свой ответ на вопрос, а кто отвечает за профориентацию подростка сейчас.


Чтобы разобраться, кто и за что отвечает в школьной профориентации, заглянем в законодательство: Федеральный закон об образовании, профессиональный стандарт для педагога-психолога и ФГОСы (Федеральные государственные образовательные стандарты), которые регламентирует требования к образовательному процессу.

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) о профориентации говорится в Ст.42 и Ст.66. В этих статьях сказано, что одна из целей школьного образования - это профориентация, подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
И помощь в профориентации оказывают:
А. Специальные Центры для такой помощи (их может создавать каждый субъект РФ по своему усмотрению).
Б. Психологи, педагоги-психологи "организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются", то есть школа, а в дальнейшем колледж и вуз.

Таким образом, по федеральному закону школа выступает одним из важнейших действующих лиц в профориентации. Но более точно что, как и когда должна делать школа, чтобы выполнять такую функцию помощника в профессиональном самоопределении, в законе не написано.

В 2015 году утвердили профессиональный стандарт для педагога-психолога (психолога в сфере образования), то есть, документ, который конкретнее описывает функции психолога в школе, а также, что он должен знать и уметь. Из всех его функций по профориентации определено только то, что педагог-психолог для профориентации школьников проводит "диагностические мероприятия по изучению способностей, склонностей, направленности и мотивации, личностных, характерологических и прочих особенностей в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОСами)".

Хорошо, теперь заглядываем во ФГОСы для 5-9 и 10-11 классов. Тут мы увидим, что они предписывают школе вырастить "идеально профориентированного" человека. После 9 класса школьник должен выйти "ориентирующимся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы". Выпускник 9 или 11 класса должен хотеть выбирать профессию и хотеть работать. Школе рекомендуется проводить мероприятия по профессиональной ориентации по каждому из направлений (ярмарки профессий, дни открытых дверей, экскурсии, предметные недели, олимпиады, конкурсы). Таким образом, во ФГОСах собран список глобальных целей, к которым должна стремиться школа при формировании учебных программ. Давайте посмотрим, что есть на практике.



Как обстоят дела с профориентацией в школе на самом деле

За профориентацию в школах отвечают психологи (если они есть в школе), социальные педагоги или заместители директоров по внеучебной работе (дополнительному образованию). Причем далеко не в каждой школе есть все эти должности. В конкретной российской школе вообще может не быть человека, который помогает школьникам в профессиональном самоопределении, просто потому, что у школы есть более насущные задачи, а ресурсы ограничены.

В российских школах нет единого стандарта, как нужно помочь подростку в выборе профессии и образования, нет утвержденных методик. А что есть в российских школах?

✔ Бывает психодиагностическое или профориентационное тестирование, которое предлагает педагог-психолог. Например, некоторые педагоги дают ссылки на наши бесплатные тесты, а потом обсуждают со школьниками результаты.
✔ В некоторых школах есть уроки профориентации, например, 1 час в неделю. Мы знаем, что такие уроки проводят психологи и педагоги, которые прошли обучение у нас в Центре (Узнать про бесплатные семинары для психологов).
✔ Школа может подключиться к региональным или федеральным проектам по профориентации. Подробнее об этих проектах ниже в статье.
✔ Некоторые школы в партнерстве с госкомпаниями создают "корпоративные классы" для подготовки будущих специалистов. Например, так делают Алроса, Газпром, Роснефть и т.д.
✔ Иногда школы подписывают партнерские договоры с колледжами и работодателями, чтобы учащиеся могли проходить профессиональные пробы.
✔ Бывают экскурсии на предприятия и в компании.
✔ Школьник может поговорить о выборе профессии с классным руководителем, психологом, педагогом.

Вероятно, только на 2 последние пункта может повлиять сам школьник или родители. Реализация остальных держится на энтузиазме педагогов, психологов и директора школы.

Расспросили школьных психологов


Светлана Яшина
Психолог в частной школе и профконсультант ЦТР "Гуманитарные технологии".

"Я работаю в частной школе, руковожу психологической службой. В школе 3 психолога, 200 детей, около 15 человек в каждом классе. У нас, конечно, почти тепличные условия для психологической работы, в отличие от общеобразовательных школ. У меня много разной, часто сезонной работы. Например, май - это диагностика готовности детей к школе, собеседования детей. В сентябре адаптация 1, 5 и 10 классов. В октябре я начинаю профориентационную работу с разными классами. В среднем профориентация - это 10-15% моего рабочего времени. Я иногда провожу конкурсы, мастер-классы и тренинги для разных классов, чтобы они могли больше узнать о профессиях. Веду кружок по психологии для 6-8 и 9-11 классов.

Часто использую бесплатные профтесты Центра - тестирую детей. Родителям даю онлайн-анкеты, которые я составляю. Их проще потом анализировать, чем бумажные. У родителей спрашиваю, какие сильные стороны ребенка они видят, какой будет их реакция, если им не понравится профессиональный выбор ребенка и т.д. Большинство детей и родителей открыто для такого разговора.

Я веду статистику для каждого учащегося. С 8 по 10 класс каждый год провожу профдиагностику и пишу им рекомендации: что почитать и посмотреть о профессиях, какие направления, предметы ОГЭ и ЕГЭ, по моему мнению, им подходят. 80% детей потом следуют моей рекомендации по экзаменам.

В частной школе действительно благоприятные условия, здесь можно многое сделать, чтобы помочь ребенку с выбором профессии. Но все равно по глубине и качеству это не сравнится с индивидуальной профконсультацией в нашем Центре".


Анна Сухановская
Психолог, тренер ЦТР "Гуманитарные технологии", 1 год проработала школьным психологом в московской общеобразовательной школе.

"После слияния московских школ у нас было 4 психолога на комплекс, то есть, примерно 1 психолог на 600 детей. Я курировала 2 корпуса (1 школу полностью и часть детей из другой). 85% рабочего времени я и мои коллеги посвящали работе с детьми с ОВЗ. Такие занятия должны проходить индивидуально или в микрогруппах, они требуют не только времени на занятие, но и ведения документации, подробных планов, отчетов и индивидуальных характеристик. Оставшееся время у психолога уходит на работу с родителями, решение конфликтных ситуаций, проверку психологической готовности детей к ГИА (очень формальное тестирование, которое должно измерять уровень тревожности), адаптацию 1, 5 и 10 классов в сентябре. И только 0,001% времени можно было уделить профориентации.

Говорить о системной профориентации в общеобразовательной школе не приходится, нет наставничества, профтестирования и индивидуальной помощи в самоопределении. На это просто нет ресурсов.

Хотя могу сказать, что в нашей школе действовали партнерские отношения с колледжами и работодателями, где ребята могли пройти профессиональные пробы и научиться чему-то новому. Детям предлагали записаться, и те, кто хотели, шел на профпробы".

Мнение профориентологов

Если в вашей школе есть какие-то профориентационные мероприятия, это, вроде, неплохо, правда? Это значит, что профориентационная работа ведется… И несколько старшеклассников все-таки выберут подходящую профессию благодаря усилиям школы. Но некоторые профориентологи со стажем, кандидаты и доктора наук видят опасность несистемного подхода.


Игорь Сергеев
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

Опубликовал пост в Livejournal, который озаглавил О наших лучших практиках. Не называя конкретные проекты, он описывает примеры авторских методик, которые победили в региональных конкурсах как лучшие профориентационные практики, и при это очень далеки от помощи в профориентации. Они представляют собой набор ярких мероприятий без четкой цели и без опоры на профориентационную методику. В конце статьи он делает парадоксальный вывод: "Начинает казаться, что если мы отменим такую "профориентацию", то ситуация с самоопределением выпускников даже несколько улучшится".


Кирилл Кузнецов
Руководитель отдела профориентации ЦТР "Гуманитарные технологии", кандидат психологических наук.

"Главная проблема в том, что в школе нет ресурсов и методик для системной помощи в профессиональном самоопределении. И даже если профориентационная работа ведется, то она не всегда предполагает итоговый результат. Получается просто кружок по интересам, повальное тестирование "для галочки" и без обратной связи. Или экскурсия, в которой весь класс идет на хлебокомбинат. А если 20% детей не хотят идти на хлебокомбинат? Я считаю, что, если строить систему профориентации, то нельзя перекладывать всю ответственность за профессиональное самоопределение подростка только на школу. Желательно, чтобы школа была одним из элементов системы профориентации, например, своеобразным координационным центром для всех участников процесса профориентации".

Профориентационные проекты

За последние 5 лет тема профориентации поднялась на государственный уровень и шагнула далеко за рамки школьного образования. Проекты стали федеральными и "надшкольными", и каждая школа может к такому проекту присоединиться. Возможно, проведение масштабного конкурса проще, чем выстраивание профориентационной среды в каждой отдельной школе, а возможно, это дает лучшие результаты.
Перечислим государственные профориентационные проекты, в которых можно участвовать индивидуально или от школы.

✎ Проектория - ежегодный форум, на котором обмениваются опытом педагоги и психологи в области профориентации, а подростки участвуют в мастер-классах и готовят проекты по разным профессиональным направлениям.
✎ Билет в будущее - проект создается союзом World Skills Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия). Проходит 1 раз в год. Рассчитан на школьников 6-11 классов. Одна из его целей - популяризация рабочих профессий и поиск талантливых ребят, которые хотят развиваться в профессиях производственно-технологического профиля.
✎ Профессиональное обучение без границ (Москва), Путевка в жизнь школьникам Подмосковья (Московская область), МастерОК (Республике Башкортостан) - взаимодействие школ с колледжами, благодаря которому учащийся еще во время обучения в школе получает свидетельство о профессии рабочего или служащего с присвоением квалификации.
✎ Школа реальных дел - это конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей.
✎ Всероссийская ПрофДиагностика - комплексное профтестирование учащихся 9-11 классов с обратной связью и рекомендациями для родителей и детей.
✎ Большая перемена - развивающий проект 2020 года для школьников, педагогов и школ, который помогает подростку раскрыть свои способности и поработать в профессиях.

Вместо выводов

Ежегодно публикуются научные статьи и собираются конференции на тему того, какой должна быть идеальная профориентационная среда для подростков. Мы, как и многие специалисты по профориентации, считаем, что в ней должно быть разнообразие точек входа: одного ребенка цепляет секция или кружок, другого школьный преподаватель, третьего - история успешного профессионала, четвертого - экскурсия в IT-компанию и т.д. Для того, чтобы помощь доходила до наибольшего числа подростков, важно развивать профориентационный нетворкинг – систему актуальных и перспективных связей между учебными заведениями и работодателями, которая нужна для профессионального самоопределения и будущего профессионального продвижения учащихся и к которой имеет доступ каждый ребенок и родитель.

Но, если говорить о том, кто сейчас действительно координирует профориентацию подростков, кто сейчас "главное действующее лицо" профориентации, то мы уверены, что это родитель. Только он может помочь своему ребенку с выбором секций, конкурсов, олимпиад, колледжа, вуза, а в конечном счете и профессии.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР "Гуманитарные технологии"


Если вы хотите получать свежие о выборе профессии и образования, подпишитесь на нашу рассылку.

Читайте также: