Круг проблем школы на решение которых направлена инновационная деятельность очертите

Обновлено: 05.07.2024

Прежние пути, где организованное, систематическое самообразование осуществлялось в основном во всевозможных курсах, в кружках, народных университетах и т. п., оказываются недостаточными. Их место все больше и больше занимает самостоятельная индивидуальная работа человека над различными источниками получения знаний лишь при небольшой консультации специалистов той или иной области науки и практики.

Можно предложить специальный курс для подготовки учителя к творчеству на базе инновационных процессов, который реализуется в условиях реальной школьной практики и предполагает освоение учителем при консультативной помощи ученого или методиста профессионально-педагогических модулей.

В начале совместной работы важно вияснить ожидания педагогов от включения в данную деятельность по подготовке к ИД. Учителям можно предложить вопросы, целью которых является выявление имеющихся представлений о современной школе, учителе, инновационных процессах:

1. В современной школе я больше всего ценю…

2. В современной школе я не принимаю…

3. Своеобразие современной образовательной ситуации, на мой взгляд, состоит в следующем…

4. Какой учитель, по вашему мнению, соответствует современной школе?

5. Какая грань деятельности педагога выступает сегодня на первый план?

6. Сегодняшнюю школу называют развивающейся. Что Вы под этим понимаете?

7. Что, на ваш взгляд, изменилось в школе за последние 2-3 года?

Суждения учителей оцениваются по содержанию, полноте информированности и качеству аргументации.

Суждения педагогов школы о роли инноваций в современной школе:

Полные Неполные Фрагментарные

Очертите круг проблем школы, на решение которых направлена ИД.

Какова роль инновационных процессов в современном образовании?

Каким должен быть учитель инновационного типа?

Попробуйте определить, что поможет избежать негативных последствий

инновационных процессов. Как можно их устранить?

Реализуя задачу стимулирования интереса к инновационной деятельности в современной образовательной реальности, руководитель курса совместно с учителями выстраивает программу его освоения, вносит необходимые изменения и дополнения.

• инноватика рассматривается как область знаний, необходимая для эффективного решения задач развития общества в зависимости от потребностей практики;

• педагогическая инноватика является разделом общей инноватики; это специальная научная дисциплина, раскрывающая общие основы теории педагогических инновационных процессов;

• инновационный процесс — это процесс целенаправленного изменения, вносящего в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы в новое качественное состояние;

• содержание инновационного процесса составляет инновационная деятельность, то есть деятельность по созданию, использованию и распространению новшеств; в связи с этим выделяются три этапа инновационного процесса: создание нового, его освоение и оценка, внедрение;

• инновационная деятельность в области педагогики характеризуется такими особенностями, как ценностный характер инноваций, существенная зависимость поведенческих процессов от социальной ситуации, размытость границ педагогического феномена как нововведения и др.

• нововведения встречают сопротивления, обусловленное психологическими и социальными причинами; поэтому в развитии инновационной деятельности важнейшим фактором становится отношение к ней субъектов, включенных в инновационный процесс;

• экспериментальная работа является одним из путей освоения нововведений.

Включение учителей в диагностику и анализ инновационой деятельности.

В качестве задач второго модуля самообразовательной деятельности учителя выделяются: активное включение педагогов в преобразовательную деятельность на занятиях и в процессе самостоятельной работы; понимание сущности ИД, изучение основных направлений и форм ИД в образовательной системе; формирование у педагогов ориентации на ИД как ценность.

Данные задачи могут быть успешно реализованы при условии систематического ознакомления педагогов с инновационными процессами, происходящими в практике школы; при включении учителей в информационную деятельность с правом свободного выбора аспектов ИД; при обогащении их мотивации профессионально-личностного самообразования.

1. Развитие в школе в современной образовательной ситуации осуществляется через инновационный процесс.

3. Системность видения перспектив развития образования, понимания возможностей и условий становления и развития новых образовательных систем.

4. Изменения в педагогической деятельности: новые цели, корректировка образовательных учебных планов и программ в соотношении с базовым стандартом, новые типы и системы школ и других образовательных учреждений — этот сложный противоречивый процесс преобразований невозможен без хорошо продуманной и тщательно организованной ОЭР на каждой экспериментальной площадке.

5. ОЭР в школе (или другом образовательном учреждении) представляет целостный процесс, включающий в себя обоснование и актуальность тематики эксперимента, основной замысел, исходные позиции, предмет, гипотезу, цель, задачи ОЭР; логика и этапы, диагностика и конструирование педагогического процесса определяются с учетом достигнутого уровня педагогической деятельности и реальной готовности к преобразованиям.

Для самостоятельной работы учителей разработаны специальные вопросы и задания.

Систематизация заданий обусловлена их целевой направленностью: первый блок заданий ориентирует педагогов на получение информации, связанной с содержанием ИД; второй блок — на ее организацию; а третий — на самооценку уровня информированности об инновациях, умений намечать пути самостоятельной подготовки к ИД, на самооценку личностных качеств, необходимых в процессе профессиональной практики. Такое деление на блоки носит условный характер, так как в каждом из заданий присутствует содержательный, технологический и личностный аспект.

2. Подготовить реферат по проблемам современной школы (использовать не менее 5 источников).

3. Провести сравнение суждений нескольких педагогов школы, касающиеся проблемы инновационного процесса и научного определения категорий педагогической инноватики (на основе использования справочной и специальной литературы).

4. Подобрать научно-педагогическую литературу по выбранной проблеме: дать краткую аннотацию прочитанного, составить тезисы, план выступления, реферат.

5. Составить словарь понятий по педагогической инноватике:

a. На основе устного или письменного интервьюирования учителей, учащихся, родителей подготовить письменное обоснование актуальности необходимости преобразований в образовательной системе.

b. Проанализировать рекламные проспекты инновационных школ и определить соответствие целей школы проектируемым и достигнутым результатам.

Предложить вопросы для оценки педагогического результата учителям, родителям, учащимся (по вашему усмотрению). Сделать выводы в форме письменного анализа.

c. Тезисно проанализировать одну из предложенных концепций школ и сформулировать цели и задачи ведущегося в ней эксперимента. Подготовить устное выступление. Оценить практическую значимость проведеного исследования в плане профессионально-личностного самообразования.

2. Провести анкетирование (интервью, диалог) с авторами ОЭР, составить аналитическое описание и обсудить его в ходе работы в группах. Оценить собственные умения использовать различные методы педагогического исследования.

3. Создав группу из трех человек, провести экспертизу образовательного учреждения, ознакомьтесь с определенным типом школы (своего города, района), собрать информацию о том, какие преобразования в образовательной системе планируются, предполагается ли уточнение целей, обновление системы образования, введение новых технологий. Что будет означать дифференциация и индивидуализация образовании? На основе полученных данных составить письменное заключение экспертизы школы как объекта ОЭР.

2. Разработать конспект статьи по проблеме инновационной деятельности. Обосновать свой выбор материала, оценить возможность его практического применения в вашей профессиональной деятельности.

1. Социокультурные особенности района, в котором находится школа.

2. Цели и задачи образовательной системы школы.

3. Реализуемые образовательные программы, их особенности.

4. Образовательные маршруты учащихся (ступень образования, варианты

образовательных программ и т.д.).

5. Режим функционирования образовательной системы школы.

6. Особенности управления внутри школы.

7. Примеры инновационных форм, методов работы учителей.

8. Особенности школьного коллектива (учителя и учащиеся).

9. Особенности оценивания результатов работы школы.

a. Что привлекает вас в образовательной системе школы? С чем не согласны? — Аргументируйте ответ.

b. В чем вы испытывали затруднения в ходе выполнения задания? В каких знаниях Вы испытывали потребность?

c. Удовлетворены ли Вы результатами выполнения задания? — Аргументируйте ответ.

Подготовка и защита инновационных проектов. Акцент на третьем этапе самообразовательной деятельности учителей сделан на исследовательской стороне подготовки учителя к ОЭР и выражает следование принципу взаимодействия педагогической науки и практики. Поэтому в системе работы, через которую реализуется данный модуль, в первую очередь уделяется внимание формированию исследовательских умений и навыков в логике ОЭР. В этих целях был разработан план микрозаданий исследовательского характера, включающий три блока:

Знакомство с основными направлениями и проблемами педагогических исследований на современном этапе. Актуальность тематики педагогических исследований для теории и практики.

1. Познакомьтесь по авторефератам кандидатских и докторских диссертаций с актуальными проблемами исследований педагогической науки и практики. Зафиксируйте несколько заинтересовавших вас тем.

2. На основе знакомства с актуальными темами научных исследований классифицируйте их по проблемам.

3. По возможности проведите интервью с автором исследования, выясните его мнение о ситуации в педагогической науке и современной школе. Проведите подобную беседу с кем-либо из учителей. Соотнесите и проанализируйте полученные сведения.

Объект, предмет, цели и задачи педагогического исследования.

1. Изучите 4-5 авторефератов по педагогике. Выделите объект, предмет, цели и задачи исследований. Оцените их с точки зрения практической значимости.

3. Выделите объект и предмет творческой работы по избранной вами теме.

Логика, этапы, методика педагогического исследования.

1. На основе авторефератов педагогических исследований составьте общую логическую схему их содержания, выявите их структуру, логику построения.

2. Назовите основные методы педагогических исследований, пользуясь авторефератами и специальной литературой. Соотнесите выбранные авторами методы с целями и задачами исследования.

3. Представьте методы вашего инновационного проекта, обоснуйте их выбор.

Критерии оценки качества педагогического исследования. Их научная новизна и значимость.

1. По материалам авторефератов составьте таблицу, отражающую научную новизну и практическую значимость научного педагогического исследования, охарактеризуйте механизм взаимодействия науки и практики.

2. Обозначьте, очертите круг теоретических научных положений, служащих базой инновационного проекта по избранной вами теме.

Реализация модуля, помимо системы заданий, направленных на формирование и развитие исследовательских умений, включает организацию профессионально-педагогической деятельности по проектированию учителями ИД. Идет интенсивная работа над созданием авторского проекта инновационной деятельности, используется весь багаж знаний и умений, приобретенных на первых двух этапах.

Опишем один из проектов ИД, где показателями личностной ориентации на инновационную деятельность являются актуальность темы проекта для современной (конкретной) школы, уровень владения исследовательскими умениями, профессионально-личностная заинтересованность, направленность на творческое решение педагогической проблемы, установка на развитие самообразования для личностного и профессионального роста.

В приложении дана развернутая программа опытно-экспериментальной работы по созданию школы инновационного типа.

После защиты инновационных проектов целесообразно проведение комплексного анкетирования, выясняющего сущность и характер самооценки готовности учителей к ОЭР в результате освоения трех модулей. Ответы на вопросы дадут общую картину уровня самоанализа самообразовательной деятельности и профессиональную самооценку продвижения личности педагогов на всех трех этапах освоения модулей по ориентации на педагогическое творчество на базе инновационных процессов. Педагоги оценивают мотивацию выбора темы творческой работы, описывают процесс ее осуществления, прослеживают логику смены этапов и определяют причины и сущность возникающих по ходу проблем, анализируют собственные возможности участия в инновационной деятельности, оценивают себя как учителя-инноватора.

• макромодуль – традиционный, представляющий программу воспитательной работы образовательного учреждения и систему обеспечения качества ученого процесса;

• микромодули , т.е. пять микромодулей формирования социальных компетентностей: модуль формирования компетентности гражданственности, модуль формирования компетентности здоровьесбережения, модуль формирования компетентности общения, модуль формирования компетентности социального взаимодействия, модуль формирования информационно-технологической компетентности.

Воспитывая отношение, формируем компетентность как способность реализовать это отношени е, т.е. мы должны формировать такие компоненты компетентностей, как знания (когнитивная основа компетентности), готовность к актуализации компетентности, опыт использования знаний, отношение к процессу, содержанию и результату компетентностей, эмоционально-волевую регуляцию ; показать, какие умения формируются; отразить готовность и т.д.

• цель; содержание воспитания; методы воспитания; формы воспитания; социальные ключевые компетенции; средства оценки воспитанности; программа самовоспитания.

• цель модуля, задачи модуля, содержание модуля, формы реализации модуля; требования к уровню освоения модуля; методтческое обеспечеие модуля; формы его реализации и оценка освоения модуля.

Каждый из микромодулей имеет следующую структуру:

• наименование микромодуля; цель микромодуля; объем занятий: 12–14 учебных часов; содержание

o а) ключевые слова;

o б) тематический план;

o в) содержание тем;

o г) литература для обучения по микромодулю;

• задания для самостоятельной работы (упражнения, творческие задания, решение ситуаций, тренинги);

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальные проблемы инновационной деятельность образовательных организаций в современных условиях.

Школа в современном мире - это целый путь в реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим, характерной особенностью развития образования России и отдельных ее регионов является наличие инновационных процессов, стремление педагогических коллективов преобразовать образовательные учреждения и учебно-воспитательный процесс в целом. Главной задачей педагогического коллектива на сегодняшний день стало введение новых технологий, форм и подходов к организации и содержанию учебных занятий, внеурочной деятельности, направленных не только на обучение, но и на развитие учащихся.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособность экономики в целом. В ходе осуществления и распространения инноваций в сфере образования формулируется и развивается современная образовательная система — глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни.

Эта система представляет собой единство производственных инноваций в сфере образования: новых технологий (технологических инноваций), новых методов и приемов преподавания и обучения (педагогических инноваций); управленческих инноваций, включая экономические механизмы в сфере образования (экономические инновации) и институциональные формы в области образования (организационные инновации).

Инновационный образовательный процесс обеспечивает педагогическое проектирование субъект-субъектной системы качества профессионального образования педагога и студента. Именно педагогические инновации свидетельствуют о творческом потенциале субъектов педагогической деятельности и их готовности к работе в режиме развития.

Актуальные проблемы инновационной деятельности образовательных организаций в современных условиях присутствуют в любой области профессиональной деятельности человека. Внедрение инновационных идей в образование относительно и применительно к педагогическому процессу означает введение всего нового в цели, содержания, методы и формы обучения и воспитания.

В России новейшие педагогические технологии создаются на исследованиях многолетнего педагогического опыта учителей, разрабатываются новые научные разработки, используя основу методик освоенных и используемых уже долгое время.

Инновационная деятельность преподавателя, подразумевает как непосредственного носителя знаний не только по предметной дисциплине, но и охватывая область психологии, педагогике, методам обучения и воспитания. В связи с этим учителя реализуют себя в инновационных проектах, разрабатывая и исследуя педагогические технологии.

В связи с внедрением нового возникают проблемы. Одна из них является обобщение и распространение педагогических технологий. Учителя выступают в качестве исследователя, автора и разработчика. Следующая проблема заключается во внедрении результатов и достижений инновационных проектов в образовании на практике. В такой ситуации высоко ценится роль и авторитет педагогических знаний.

Поэтому важным направлением в работе школ, органов управления образования становится оценка вводимых учителями педагогических инноваций.

Актуальным также становится вопрос о том, что современная система образования требует от учащихся школ и выпускников осуществления инновационной деятельности, однако отсутствуют специальные методы и приемы готовности к инновационной деятельности. В связи с этим возникают противоречия между отсутствием систематической программы готовности к инновационной деятельности обучающихся уже на этой ступени школьного образования. Существует и растет потребность в разработке условий обеспечивающих формирование способности и готовности учащихся к новым видам и формам деятельности, носящей инновационный характер.

Опираясь на мнение и многолетний исследовательский опыт М.В. Кларина, Н.И. Лапина, В.Г. Суворнина можно утверждать, что инновационная деятельность рассматривается как деятельность, направленная на создание новшества, как творческий процесс, направленный на достижение поставленной цели, реализуемый активной, самостоятельной, целеустремленной и творческой личности.

Инновации также связаны с духовными потребностями человека, социальными и политическими преобразованиями, новыми явлениями общественной жизни. Их появление свидетельствует о растущей потребности общества в новом качестве жизни, новом качестве образования. Эффективность инновации выступает признаком её результата и позволяет делать вывод о том, насколько она принята образовательной системой.

М.В. Богуславский считает, что вообще следует отказаться от сведения содержания образования к учебным предметам или их модификациям (интегрированные, изолированные курсы и т.д.). Содержание образования - это все виды деятельности, которые программируются в рамках классной, общешкольной, внеклассной, внешкольной работы. Такое видение содержания образования обеспечивает широту понимания общего образования, многопрофильность интересов и общения с макросредой, участие в социальной жизни разного типа.

Инновационные процессы, обеспечивающие развитие школы, требуют особого управления, вследствие того что школа, развивающаяся на основе инноваций, значительно отличается от тех школ, целью которых является поддержание раз и навсегда установленного порядка работы (М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). Поскольку инновации в образовании подразумевают введение нового в цели, содержание, методы и формы работы, в школе, работающей в инновационном режиме, объектом управления становятся цели, содержание, методы и формы осуществления учебно-воспитательного процесса.

И в заключении хочется отметить, что решение проблем модернизации образования невозможно без углубления и расширения фронта научных исследований и комплексных инновационных разработок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2004. - № 3 (дата обращения: 21.02.2017)

Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков// Профильная школа. - 2005. - № 6. - с. 33. (дата обращения: 21.02.2017)

Ильенкова С.Д., Шумпетер Й. Инновации в образовании: Учебник. М.: Юнити, 2008. (дата обращения: 24.02.2017)

7.Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание, – М.: Изд. УНЦ ДО, 2005. (дата обращения: 16.02.2017)

8. Пугачёва, Н. Б. Источники инноваций общеобразовательного учреждения/ Н. Б. Пугачёва// Завуч. - 2005. - № 3 (дата обращения: 18.02.2017)

Под инновацией понимают что-то новое, какое-то изменение или усовершенствование. Исходя из этого, инновация понимается и как средство, и как процесс. Вне зависимости от того в качестве чего применяется инновация (средство или процесс), основным является то, что вводится что-то новое.

Непосредственно в педагогическом процессе инновация применяется для введения новых целей, методов, средств, приемов и технологий обучения и воспитания, а также с целью совершенствования совместной деятельности педагога и детей.

Основная цель инновационной деятельности в системе обучения – подготовка полноценного члена общества, готового продуктивно существовать в постоянно изменяющихся современных условиях.

Сущность инновационной деятельности в обучении заключается в переориентации обучения, во главу образования ставится потенциал личности и его успешное развитие.

В настоящее время образование должно быть направлено на развитие механизма инновационной деятельности, поиска разнообразных творческих и креативных путей решения практических и жизненных задач (ситуаций).

Таким образом, инновационная деятельность в системе обучения направлена на качественное изменение личности ребенка, в сравнении существующими традиционными системами воспитания и обучения.

Достижение цели становится возможным при внедрении в образовательную деятельность инновационных технологий. Инновации внедряются в дидактические и воспитательные программы, реализуемые в образовательных учреждениях. Они призваны для того, чтобы мотивировать детей на получение образования, развитие самостоятельности, формирование нестандартного мышления, творческого подхода к решению практических задач и жизненных ситуаций, максимальное раскрытие природных способностей и врожденных задатков.

Готовые работы на аналогичную тему

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения достигается посредством введения новейших достижений науки и практики в учебную (воспитательную) деятельность.

Значимость инноваций в образовании заключается в том, что благодаря им, можно не только раскрыть потенциал ребенка, но и достичь его нравственного совершенства, способного обеспечить эффективную социализацию и последующую жизнедеятельность в рамках современного социума.

На сегодняшний день инновационная деятельность в системе обучения является одним из приоритетных направлений развития государства и его экономики, науки и техники. Существующий застой в системе образования оказывает негативное влияние на развитие общества и государства в целом.

Проблемы образования накапливаются во всех его сферах – методологии, технологии и стандартизации. Тем самым подготовка современных членов общества осуществляется в рамках морально устаревшей системы образования.

Выделяют следующие актуальные проблемы существующей системы образования:

  1. Образовательные стандарты и учебные программы не всегда полностью соответствуют интереса и способностям учащихся, а также тем запросам к подрастающему поколению, которые предъявляются к нему со стороны общества.
  2. Значительно различие в темпах развития науки и техники, и их процессу внедрения в учебную деятельность.
  3. Конфликт между сторонниками концепции многостороннего развития и узкой специализации.

Таким образом, указанные проблемы требует пересмотра существующей системы образования, внедрения в нее новых, современных и актуальных технологий обучения. В первую очередь это касается совершенствования системы подготовки педагогических кадров.

Проблемы инноваций в образовании

Внедрение инновационной деятельности в систему обучения столкнулось с рядом проблем, буквально на первых этапах разработки и внедрения.

Основные проблемы инновационной деятельности в системе обучения:

  1. Невозможность предсказать эффективности внедряемой инновации.
  2. Недостаточная оснащенность образовательного учреждения необходимыми методическими и техническими средствами для реализации внедряемой технологии.
  3. Недостаточная профессиональная подготовка педагога, отсутствие у него практического опыта работы с инновационной технологией.

Однако, несмотря на существующие проблемы, попытки внедрения инновационной деятельности в обучение проводятся постоянно. В настоящее время инновационную деятельность принято классифицировать и подразделять на несколько видов. Каждая из инноваций имеет свои проблемы.

Классификация видов инновационной деятельности и их актуальные проблемы применения в системе обучения:

  • Аналоговая инновация – основана на изменении оценочной шкалы учащихся (1000 бальная шкала). Проблема введения данной инновации заключается в том, что по итогу обучения учащимся выдают аттестаты, в которых согласно законодательству должны стоят оценки, установленные государственным стандартам по пятибалльной шкале.
  • Комбинированная инновация – объединяет между собой несколько образовательных блоков, которые при объединении выдают совершенно новый подход к обучению. Проблема внедрения заключается в том, что не все общеобразовательные школы имеют необходимую техническую и методическую оснащенность и обеспеченность кадрами, способными данную инновацию реализовать.
  • Ретро инновация – внедрение в процесс образования исторических подходов. Чаще всего организуются на базе лицеев и гимназий, так как они обладают всеми необходимыми ресурсами.
  • Сущностная инновация – внедрение в процесс обучения инноваций, которые ранее не использовались и являются тестовыми. Проблема внедрения такой инновации состоит в том, что невозможность дать гарантированной ответ на то, будет ли она эффективна в обучении.

Таким образом, инновации в образовании должны внедряться во всех четырех перечисленных областях. И чтобы проверить их эффективность важно не бояться риска. В противном случае образование России рискует надолго застрять в устаревших моделях обучения и воспитания, что снизит интерес подрастающего поколения к российским учебным заведениям, а также приведет к нарушению развития, воспитания и степени обученности, современной молодежи.

Прежде чем говорить о том, что такое инновационная деятельность в школе, нужно определить, что такое инновация вообще в сфере образования.

Говоря проще, ученик овладевает такими знаниями и умениями, которые позволяют ему не просто транслировать накопленный опыт в практическую деятельность, но и обладают определенным творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Инновации в образовании проявляют себя как ответ на социальный запрос на изменяющиеся социокультурные, политические и технократические изменения.

инновационная деятельность в школе

Причины внедрения инноваций в школе:

  1. распространение цифровых технологий;
  2. широкое информационное поле в свете развития глобальной сети и СМИ;
  3. личностный подход в обучении и воспитании ребенка, формирование у него позитивной, гуманистической картины мира;
  4. ритм современной жизни, требующей определенной успешности и конкурентоспособности.

инновации в школе, инновационные методы обучения в школе

Инновационная деятельность школы

Инновационная работа в школе сегодня уже достаточно разнообразна, в нее входят:

  • применение мультимедиа в учебной деятельности (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, планшеты и т. п.);
  • новые источники информации (электронные библиотеки, ресурсы сети, обновление фонда учебной литературы новыми пособиями, отражающими реалии современной науки);
  • активное применение цифровых технологий и ПК (видео-презентации и мастер-классы, освоение специальных обучающих программ и программ, призванных помогать учителю в планировании урока и экономии времени);
  • внедрение новых видов урока и поиска информации (урок компьютерная игра, урок презентация своих проектов, урок мозговой штурм), а также новых творческих заданий и методов оценки.
  • методы, призванные беречь здоровье ученика (причем как физическое, так и психическое, участие психолога в оценке психологического состояния детей в школе).

Инновационные педагогические методы должны отражать общую тенденцию инновационной деятельности в школе, т. е. ориентироваться на творческое начало в ученике и на самостоятельный поиск решения задачи или проблемы.

современные методика преподавания в школе

Инновационные формы обучения

Классификацию инновационных технологий нельзя назвать строгой, однако стоит выделить наиболее удачные и используемые технологии.

Проблемно-поисковое обучение.

Постановка проблемы и самостоятельный поиск ее решения – принцип этой инновационной деятельности в школе.

Модульное обучение.

В модульном обучении объем знаний разбивается на значимые блоки (модули), которые осваиваются по схеме: учитель выдает определенный блок информации, потом происходит его применение на практике (лабораторные работы, семинары, практикумы, уроки-диспуты и т. д.), затем идет блок оценки (контрольные, зачеты).

Модульная технология особенно перспективна при дистанционном обучении, когда необходима четкая система массивов знаний и их оценки.

Модульная технология видится особо полезной в современном перенасыщенном информационном поле именно за счет своей строгой структурированности.

инновационные формы обучения, инновационная работа в школе

Портфолио как технология инновационной школы.

Суть этого подхода заключается в самостоятельном сборе учащимся его значимых работ, проектов, отзывов, дипломов, похвальных листов и грамот. Портфолио имеет значимость именно как образовательная технология, ее конечная цель не собрать материалы для портфолио, а разработать методы и приемы поиска нужных знаний и умений, а также оценивания своей учебной деятельности.

В процессе сбора портфолио, ученик, во-первых, учится оценивать, насколько хорошо выполнен тот или иной проект, насколько он завершен и полон, как раскрыта поднимаемая проблематика; во-вторых, ученик сам выбирает состав своего портфолио, тем самым позволяя раскрыться одаренности в той или иной сфере.

Собственная оценка плодов своей деятельности также работает на развитие самостоятельности процесса обучения.

Все эти подходы развивают критическое мышление и ставят во главу угла самостоятельную поисковую деятельность ученика. Процесс познания при такой современной методике преподавания в школе опирается на исследование, на самореализацию.

новые современные методы обучения, инновационная деятельность школы

Инновационные методы обучения

  • Метод кейсов. При этом подходе учащимся не предоставляются пути решения проблемы, ученики вынуждены действовать максимально эффективно в поиске таких решений. Пример такого урока в домоводстве для девочек: разделить класс на группы, каждой группе дать одинаковый набор продуктов, снабдить выходом в интернет, кулинарными книгами, предложить приготовить вкусное блюдо с учетом имеющегося времени. Желательно, объявить победившую группу.
  • Урок-экскурсия. Особо интересным может быть для начальной школы ввиду того, что дети младшего школьного возраста еще сильно ориентированы на спонтанное запоминание и оценивание чего-то яркого и запоминающегося. Например, в городах России проходили 3-d выставки Ван Гога на огромных экранах под классическую музыку, хорошей идеей было бы дать ученикам перед экскурсией задания запомнить и описать понравившуюся картину и свои чувства при одновременном аудио- и визуальном ряде. Явление синестезии (единство чувств восприятия) также стоит активно использовать при внедрении инновационных методик.
  • Урок-дебат, дискуссия. Ученики в группах выдвигают решение какого-то вопроса, ни один вариант не отвергается, из множества мнений рождаются самые невероятные гипотезы.
  • Мастер-класс. Особенно хорош будет на уроках труда, рисования, лепки и т. д.
  • Урок-спектакль, посвященной какой-то остросоциальной проблеме.

Перечисленными методами инновационная деятельность в школе, конечно, не ограничивается. Их гораздо больше, все они характеризуются активным включением обучаемого в поиск новых знаний и умений, развитием его творческого начала и прагматичности.

Инновационная школа в современных, быстро меняющихся условиях жизни, в густом информационном потоке видится перспективной отраслью образовательной сферы.

Читайте также: