Кто из перечисленных педагогов разработал систему школ в соответствии с возрастной периодизации

Обновлено: 03.07.2024

1.Целенаправленный, организованный процесс формирования личности – это:

В) ни одно утверждение не верно

2.Основоположник теории авторитарного воспитания:

А) И.Ф. Гербарт

Б) И.Г. Песталоцци

4.Среди перечисленных произведений выберите те, автором которых является И.Г.Песталоцци:

5.Структура воспитательного процесса включает:

А) пути и способы воспитания, принципы, методы воспитания

Б) трудовое воспитание, физическое воспитание, умственное воспитание

В) цель и задачи воспитания, содержание воспитания, принципы воспитания, методы

Г) цель, пути и способы воспитания, принципы, методы воспитания

6.Пути и способы воздействия на сознание, чувства, волю, поведение воспитанников с целью

формирования определенных качеств – это:

А) приемы воспитания

Б) принципы воспитания

В) ни одно утверждение не верно

Г) средства воспитания

7. К методам формирования нравственного сознания относят:

А) рассказ, приучение, поручение, упражнения

Б) рассказ, беседа, разъяснение, личный пример

В) рассказ, поощрение, наказание, соревнование

Г) беседа, пример, наказание, поручение

8. Исполнение учащимися какого – либо дела – это:

А) поручение

9. Час личного общения классного руководителя со всеми учащимися класса – это:

А) массовый праздник

Б) классный час

Г) ни одно утверждение не верно

10. Этические воспитательные дела имеют цель:

А) формирование нравственного поведения

Б) формирование системы соц. отношений

В) формирование эстетического отношения к природе

Г) формирование научного мировоззрения

11. О ком идет речь? Реализовал идею совместной коллективной жизни в детских приютах:

Б) И.Г.Песталоцци

12. Коллектив, имеющий юридически фиксированный статус, осуществляющий социально значимую деятельность – это:

А) формальный коллектив

Б) неформальный коллектив

В) вторичный коллектив

Г) первичный коллектив

13. Методы воспитания делятся на отдельные элементы, которые называются:

В) воспитательными делами

14. Воздействие на личность с помощью эмоциональных приемов – это:

15. Коллектив, основанный на добровольном объединении людей на основе общих интересов, симпатий.

А) формальный коллектив

Б) неформальный коллектив

В) вторичный коллектив

Г) первичный коллектив

16. Педагогика - это:

А) наука о воспитании, образовании, обучении, развитии и формировании человека

Б) наука о социальной среде формирования личности

В) наука о воспитании ребенка

Г) наука о воспитании, образовании, обучении, развитии и формировании ребенка

17. К категориям педагогики относят:

А) обучение, воспитание, развитие

Б) обучение, воспитание, образование

В) обучение, воспитание, образование, развитие, формирование

Г) обучение, формирование, целеполагание

18. Спартанская система воспитания имела цель:

А) полное послушание старших, закалка, выносливость

Б) формирование гармонически развитой личности

В) подготовить политика

Г) всестороннее развитие личности

19. В 378 году до н.э. он основал в Афинах школу – академию:

Г) ни одно утверждение не верно

20. В возрастной периодизации Коменского было:

А) 3 этапа Б) 4 этапа В) 5 этапов Г) 6 этапов

21. К педагогам-классикам относят:

А) И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский

Б) С.Н.Лысенкова, И.Г.Песталоцци

В) Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци

Г) И.Ф.Гербарт, Ш.А. Амонашвили

22. В академии Я.А.Коменского период от 18до 24 лет назывался:

А) возмужалостью Б) юношеством В) отрочеством Г) зрелостью

23. Я.А.Коменский был против:

А) национальной вражды Б) авторитарного воспитания В) гуманного отношения к ребенку

Г) женского образования

А) ни одно утверждение не верно

Б) двух латинских слов

В) двух чешских слов

Г) двух английских слов

В) искусство направлять воспитание детей

Г) ни одно утверждение не верно

А) М.Монтессори
Б) Я.Корчак
В) И.Г.Песталоцци

27. К.Д.Ушинский написал:

28. Процесс количественных и качественных изменений в организме человека – это:

29. Движущими силами развития являются:

А) противоречия

30. Сознательная и действенная любовь к своей родине – это:

Б) патриотизм

Г) ни одно утверждение не верно

31. Размышление над отдельными качествами своей личности – это:

Б) самоанализ

Г) ни одно утверждение не верно

А) А.С.Макаренко

33. Семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям – это:

Г) ни одно утверждение не верно

34. К типам учебных планов относятся:

А) базисный, типовой, рабочий

Б) базисный, концентрический, спиральный

В) базисный, вариативный, федеральный

Г) вариативный, федеральный, линейный

35. Нормативный документ, очерчивающий круг основных знаний, умений, навыков, которые должны быть усвоены по каждому отдельному учебному предмету – это:

Б) учебная программа

В) базисный план

Г) государственный стандарт

36. Государственный нормативный документ, утвержденный Министерством образования РФ и РД, где раскрывается содержание учебных предметов в соответствии с учебной программой – это:

А) учебное пособие

Г) ни одно утверждение не верно

37. У учащихся расширяется объем знаний за счет:

А) мотивационной функции

Б) информационной функции

В) контрольно-корректирующей функции

Г) социальной функции

38. Установленный порядок поведения где-либо – это:

39. Основные положения, определяющие организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с целями и закономерностями – это:

А) правила обучения

Б) принципы обучения

В) законы обучения

Г) теории обучения

40. А.В.Дистервег впервые выделил принципы:

В) культуросообразности

Г) самодеятельности

41. Я.А.Коменский впервые выделил:

А) принцип природосообразности

Б) принцип культуросообразности

В) принцип самодеятельности

Г) принцип целостности

Б) Я.А.Коменский

43. К символическому виду наглядности относят:

44. Какой из принципов обучения предполагает стойкое закрепление в памяти учащихся усвоенных знаний?

А) принцип доступности

Б) принцип прочности

В) принцип наглядности

Г) принцип систематичности

45. Этот принцип обучения предполагает деление изучаемого материала на логически связанные разделы и блоки:

А) принцип систематичности и последовательности

Б) принцип доступности

В) принцип прочности

Г) принцип систематичности

46. Конкретные указания учителю как надо поступать в типичной педагогической ситуации – это:

А) принципы обучения

Б) правила обучения

В) методы обучения

Г) средства обучения

47. Среди перечисленных произведений выберите те, автором которых является Я.А.Коменский:

48. Метод массового сбора информации с помощью специальных вопросов – это:

Б) анкетирование

49. Человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деятельностью – это:

А) классный руководитель

50. Высокое, постоянно совершенствующееся искусство воспитания и обучения – это:

А) педагогическая деятельность

Б) педагогическое мастерство

В) педагогический такт

Г) педагогическая этика

51. К профессиональным качествам учителя относятся:

А) Ораторское искусство

Б) широкий кругозор

52. Патриархальный тип семьи – это семья, где:

А) главенствует мать

Б) главенствует отец

В) равноправие между отцом и матерью

Г) ни одно утверждение не верно

53.К методам формирования поведения относят:

А) упражнение

В) требование

54. Воспитательный процесс – это:

А) эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели

Б) целенаправленный процесс формирования личности

В)целенаправленный управляемый процесс по формированию знаний, умений и навыков

Г) эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, осуществляемое в определенном режиме

55. Социально – ориентированные воспитательные дела имеют цель:

А) формирование нравственного поведения

Б) формирование системы социальных отношений

В) формирование эстетического отношения к природе

Г) ни одно утверждение не верно

56. Коллектив – это:

Б) общность людей, объединенная совместной деятельностью

В) группа людей, являющаяся частью общества, объединенная общей целью и совместной деятельностью.

Г) группа людей с общими идеями и взглядами

57. Цель воспитания - это:

А) передача социального опыта

Б) создание условий для развития личности

В) формирование всесторонне и гармонически развитого человека

Г) ни одно утверждение не верно

58. Гигиенические требования к учебникам включают:

А) правильная дозировка учебного материала

Б) четкость печати, размеров шрифта

В) распределение по главам

Г) распределение по разделам

59. Какие задачи ставятся перед педагогической наукой? Выберите правильный ответ:

А) воспитание и обучение подрастающего поколения

Б) познание законов воспитания и вооружение педагогов-практиков знаниями теории учебно – воспитательного процесса

В) исследование человеческой природы

Г) ни одно утверждение не верно

60. Ш.А.Амонашвили написал:

61. К педагогам-новаторам относятся:

А) Ш.А.Амонашвили, С.Н.Лысенкова

Б) В.Н.Зайцев, В.Ф.Шаталов

В) В.Ф.Шаталов, И.Г.Песталоцци

Г) Я.А.Коменский, И.Ф.Гербарт

62. Средствами воспитания могут быть:

А) только Интернет

Б) книги, СМИ

В) убеждения, мотивы

Г) природа, телевидение

63. Что из перечисленного относится к принципам обучения?

В) научность

Г) прочность

64. Требование – намек относится к:

А) прямым требованиям

Б) косвенным требованиям

В) общим требованиям

Г) к социальным требованиям

65. О ком идет речь? Родился в Женеве, в семье часовщика, не получил систематического образования:

66. Этот педагог впервые основал дошкольные образовательные учреждения:

67. Педагог-классик, основоположник идеи народности в воспитании подрастающего поколения:

В) К.Д.Ушинский

68. Кто из педагогов разработал следующие принципы обучения: ведущая роль теоретических знаний, быстрый темп изучения материала, обучение на высоком уровне трудности?

Г) ни одно утверждение не верно

69. Выберите способы составления учебной программы:

А) линейный, концентрический

Б) инвариантный, вариативный

В) базисный, типовой

Г) спиральный, смешанный

70. К традиционным методам исследования относятся:

А) анализ
Б) тестирование
В) синтез

Г) наблюдение

71. Система взглядов человека на природу, общество, труд – это:

А) мировоззрение

72. Назовите вид эксперимента, который проводится в специально созданных условиях:

А) лабораторный

73. Средствами эстетического воспитания являются:

А) музыка, природа, искусство

Б) праздники, выставки, конкурсы

В) внеклассная работа, конкурсы

Г) музыка, конкурсы, природа

74. Самым сложным видом труда К.Д.Ушинский считал:

А) физический труд

Б) учебный труд

В) общественно-полезный труд

Г) производственный труд

75. К слагаемым педагогического мастерства относятся:

А) педагогическая техника

Б) знания учителя

76. Этот метод исследования позволяет выявить межличностные отношения в группе:

А) социометрия

77. Отрасль педагогики, рассматривающая вопросы воспитания и обучения детей с физическими и психическими недостатками -это:

А) специальная педагогика

Б) социальная педагогика

В) сравнительная педагогика

Г) превентивная педагогика

78. Результат обучения – это:

А) образование

Г) ни одно утверждение не верно

А) И.Ф.Гербарт Б) А.В.Дистервег В) К.А. Гельвеций Г) Я.Корчак

80. А.С.Макаренко выделил:

Б) этапы развития коллектива

В) ступени обучения

Г) теорию элементарного обучения

81. По содержанию выделяют:

А) трудовое, умственное, физическое воспитание

Б) авторитарное, свободное, демократическое

В) трудовое, свободное, пенитенциарное

Г) трудовое, физическое, свободное

82. По формам различают:

А) семейное, школьное, религиозное воспитание

Б) авторитарное, свободное, демократическое

В) трудовое, свободное, пенитенциарное

Г) трудовое, умственное, физическое воспитание

83. С истема мер, направленная на развитие экономического мышления современного человека в масштабах своего дома, производства, страны –это:

А) экономическое воспитание

Б) семейное воспитание

В) патриотическое воспитание

Г) трудовое воспитание

84. О каком воспитании идет речь? Оно предполагает знание человеком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение

А) правовое воспитание

Б) социальное воспитание

В) свободное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

85. О каком воспитании идет речь? Оно рассматривает воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира.

А) свободное воспитание

Б) правовое воспитание

В) социальное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

86. О каком воспитании идет речь? Целенаправленное и планомерное воспитание верующих с помощью внушения им мировоззрения, норм отношений и поведения, соответствующих принципам определенной конфессии (вероисповедания)

А) свободное воспитание

Б) Нравственное воспитание

В) Религиозное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

87. О каком воспитании идет речь? Оно предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, другим людям, своему народу и Отечеству

А) гражданское воспитание

Б) патриотическое воспитание

В) нравственное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

88. Развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к различным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта-это:

А) трудовое воспитание

Б) нравственное воспитание

В) социальное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

90. Я.Корчак является автором произведений:

93. Кто в 1751 г опубликовал "Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит"?

95. О ком идет речь? В 1911г. Он становится директором Дома сирот и остается им до конца

96. О ком идет речь? Выдающийся педагог, основоположник отечественного дополнительного образования. Свою педагогическую деятельность начал в 1905

А) Шацкий С. Т.

А) П.Ф.Каптерев

98. О ком идет речь? Родился в 1849 году в семье сельского священника. Он писал книги, посвященные психологическому обоснованию дидактики, особенно много он занимался вопросами семейной педагогики и совершенствования школы.

А) П.Ф.Каптерев

99. Это в оспитание ориентировано на развитие интеллектуальных способностей человека, интереса к познанию окружающего мира и себя:

А) умственное воспитание

Б) нравственное воспитание

В) социальное воспитание

Г) ни одно утверждение не верно

100.Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности включают:

А) словесные методы

Б) методы контроля

В) методы мотивации

Г) наглядные методы

101. Автором классификации методов обучения по источнику знаний является:

А) Н.М.Верзилин

102. О ком идет речь? Впервые выдвинул идею объединения производственного труда с обучением:

Б) И.Г.Песталоцци

103. Общая педагогика включает:

А) дидактику, школоведение
Б) основы организации внеурочной деятельности
В) основы учебно-воспитательного процесса, теорию воспитания
Г) основы учебно-воспитательного процесса, теорию развития

104. Януш Корчак – это не только выдающийся педагог, но и:

А) юрист Б) врач В) философ г) политик

105. Какое произведение могло спасти жизнь Я. Корчаку?

106. В систему педагогических наук входят:

А) общая педагогика, пенитенциарная педагогика

Б) занимательная педагогика, возрастная педагогика

В) возрастная педагогика, частные методики

Г) занимательная педагогика, логопедия

107. Специальная педагогика включает:

А) тифлопедагогику, логопедию
Б) олигофренопедагогику, школоведение
В) олигофренопедагогику, сурдопедагогику
Г) сурдопедагогику, дидактику

108. Мария Монтессори- это:

А) врач
Б) педагог
В) политик
Г) юрист

109. В школе Мотессори дети:

А) различали 64 оттенков цвета
Б) подвергались физическим наказаниям
В) ни одно утверждение не верно
Г) обучались без принуждения

110. Мария Монтессори работала с:

А) умственно отсталыми детьми
Б) физически ослабленными детьми
В) психически больными детьми
Г) ни одно утверждение не верно

111. Какое произведение К.Д. Ушинского осталось незавершенным?

112. Отрасль педагогики, которая изучает вопросы воспитания людей в местах заключения-это:

А) пенитенциарная
Б) превентивная
В) социальная
Г) авторитарная

113. К принципам обучения К.Д. Ушинского относятся:

А) принцип воспитывающего характера обучения
Б) принцип культуросообразности
В) принцип прочности
Г) принцип самодеятельности

114. К методам стимулирования относятся:

А) увещевание,требованиие
Б) поощрение, наказание
В) соревнование, субъективно-прагматический метод
Г) приучение, требование

115. К методам самовоспитания относятся:

А) самооценка
Б) самопрограммирование
В) самоанализ

116. Авторами современных концепций воспитания являются:

А) Н.Е.Щуркова
Б) Е.В.Бондаревская
В) О.С.Газман
Г) все ответы верны

117. Особенностями воспитательного процесса являются:

А) процесс воспитания – сложный процесс

Б) процесс воспитания – целенаправленный процесс

В) процесс воспитания – целостный процесс

Г) все ответы верны

118. К принципам воспитания относятся:

А) личностный подход
Б) опора на положительное
В) связь воспитания с жизнью, трудом
Г) все ответы верны

119. К методам формирования поведения относятся:

А) поручение
Б) приучение
В) требование

Г) все ответы верны

120. С момента возникновения педагогической профессии за учителем закрепилась:

Кто из педагогов первый обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, максимально полагаясь на его собственные интересы, его выбор, его действия?

а) И.Г. Песталоцци б) К.Д. Ушинский в) Я.А. Коменский г) Ж.Ж. Руссо

Кто из отечественных педагогов раскрыл роль учителя и требования к нему?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

Кто из педагогов в России разработал цельную дидактическую систему?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

Кто из отечественных педагогов обосновал идею народности воспитания?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

77. Сторона воспитания, которая предполагает целенаправленную и планомерную деятельность людей, способствующую развитию у них интеллектуальных способностей, их вооруженность системой знаний – это …

а) эстетическое воспитание б) нравственное воспитание в) физическое воспитание г) умственное воспитание д) трудовое воспитание

78. Целенаправленная и планомерная деятельность людей, способствующая формированию убеждений, черт характера, норм и правил поведения, определяющих характер их действия по отношению к другим людям и обществу – это .

а) эстетическое воспитание б) нравственное воспитание в) физическое воспитание г) умственное воспитание д) трудовое воспитание

Сторона воспитания, которая предусматривает определенную систему взглядов, убеждений, норм и правил поведения человека в области трудовых отношений – это .

а) эстетическое воспитание б) нравственное воспитание в) физическое воспитание г) умственное воспитание д) трудовое воспитание

80. Целенаправленная и планомерная деятельность по формированию у учащихся способностей полноценного восприятия, правильного понимания и приобщению людей к прекрасному в искусстве, жизни, обществе – это .

а) эстетическое воспитание б) нравственное воспитание в) физическое воспитание г) умственное воспитание д) трудовое воспитание

Процесс целенаправленного воздействия по формированию двигательных навыков и развитию физических качеств, совокупность которых обеспечивает физическую работоспособность людей – это .

а) эстетическое воспитание б) нравственное воспитание в) физическое воспитание г) умственное воспитание д) трудовое воспитание

82. Метод, в основе которого лежит целенаправленное восприятие исследователем определенных сторон и явлений в педагогической практике – это …

Кто из отечественных педагогов разработал теорию воспитания в коллективе, которая успешно применялась в практической воспитательной работе в детских коллективах в 20-30-е гг. XX века?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) Я.А. Коменский г)В.В. Давыдов

Кто из отечественных педагогов обосновал цель обучения как обеспечения саморазвития личности и показал основные пути достижения этой цели на основе использования учебного материала, в плане саморазвития, вызванного и обеспеченного деятельностью учителя?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренков) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

Кто из перечисленных педагогов разработал систему школ в соответствии с возрастной периодизацией?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) Я.А. Коменский г) В.В. Давыдов

Кто из педагогов разработал первое руководство по воспитанию детей дошкольного возраста?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) Я.А. Коменский г) В.В. Давыдов

Кто из педагогов впервые сформулировал принципы обучения?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) Я.А. Коменский г) В.В. Давыдов

Кто из отечественных педагогов ввел в нашу педагогику представление о дидуктивно-систематической логике учебного процесса (от общего к частному)?

а) К.Д. Ушинский б) А.С. Макаренко в) П.Ф. Каптерев г) М.А. Данилов

Кто из педагогов первый обратил внимание на то, что ребенка нужно обучать и воспитывать, максимально полагаясь на его собственные интересы, его выбор, его действия?

а) И.Г. Песталоцци б) К.Д. Ушинский в) Я.А. Коменский

Принцип обучения, который требует, чтобы сообщенные знания в ходе обучения хорошо закреплялись, долго сохранялись в виде умений и навыков и постоянно использовались в практической деятельности – это .

а) принцип связи теории с практикой

б) принцип доступности

в) принцип воспитывающего характера обучения

г) принцип прочности

д) принцип сознательности и активности

е) принцип наглядности в обучении

49. Принцип обучения, который означает вооружение учащихся научно достоверными фактами, знаниями соответствующими современному уровню развития науки – это …

а) принцип связи теории с практикой

б) принцип доступности

в) принцип воспитывающего характера обучения

г) принцип прочности

д) принцип систематичности и последовательности

е) принцип научности

50. И.Т. Огородников, С.И. Перовский предложили классификацию методов обучения по…

а) источнику знаний

б) степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся

в) логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные)

г) степени управления учебной работой

51. М.И. Скаткин, И.Н. Лернер предложили классификацию методов обучения по…

а) источнику знаний

б) степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся

в) логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные)

г) степени управления учебной работой

52. М.А. Данилов предложил классификацию методов обучения по…

а) источнику знаний

б) степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся

в) логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные)

г) степени управления учебной работой

53. В.И. Махмутов предложил классификацию методов обучения по…

а) источнику знаний

б) степени развития самостоятельности в познавательной деятельности учащихся

в) логике передачи и восприятия информации (индуктивные, дедуктивные)

г) степени управления учебной работой

а) метод обучения, при котором дети под руководством педагога и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определённые практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал

б) диалогический метод изложения учебного материала

в) метод повествовательно-сообщающего изложения изучаемого материала педагогом, и активизации познавательной деятельности ребенка

г) метод, с помощью которого педагог в процессе учебной работы использует иллюстрации, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчить восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

То, что развитие, как физическое, так и умственное, тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни. Известен целый ряд разработок, посвященных периодизации развития (Я.А. Коменский, Н.Д. Левитов, Д.Б. Эльконин и др.). Число предложенных периодизаций достигло нескольких десятков и продолжает увеличиваться, так как пока невозможно построить систему, которая опиралась бы только на один критерий и была бесспорной.

В настоящее время большинством педагогов признана периодизация, основанная на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.

Сущность возрастных особенностей наглядно раскрывается на примере физического развития человека. Рост, прибавление веса, появление молочных зубов, а затем их смена, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями.

Поскольку биологическое и духовное развитие человека тесно взаимосвязаны, то соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов развития человека и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные, урезанные) – только ту часть жизни и развития, которая интересует определенную научную область.

Для педагогики школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие человека школьного возраста. В современной науке приняты следующие периодизации детского возраста (табл. 3).

Основу педагогической периодизации составляют стадии физического и психического развития, с одной стороны, и условия, в которых протекает воспитание, – с другой.

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них. Игнорирование или отрицание природных ступеней развития неизбежно приводит к ошибочному утверждению о возможности при подборе и применении соответствующей методики усвоить любой социальный опыт, любые знания, практические навыки и умения в любом возрасте.

Первым, кто настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей, был Я.А. Коменский. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебную нагрузку, устанавливает обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяет наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете, обусловливают выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от того, какие потребности и как удовлетворяются данным предметом, он приобретает для субъекта тот или иной смысл. Источником смысла выступает удовлетворение потребности, представленное субъекту в виде предвосхищаемого эмоционального состояния, связанного с процессом удовлетворения потребности.

Ведущей называется такая деятельность ребенка, которая характеризуется следующими тремя признаками. Во-первых, это деятельность, в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности. Во-вторых, это деятельность, в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы. В-третьих, это деятельность, от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данном возрасте основные изменения личности ребенка.

Вместе с тем детская психология не располагает экспериментальными доказательствами того, что можно выделить один тип деятельности как ведущий для развития личности на каждом возрастном этапе.

У отдельных детей выстраивается опережающий темп развития. Речь в данном случае идет об акселерации – ускорении чаще всего физического развития, которое наблюдается как в детском, так и в школьном возрасте. Акселерация приводит к рассогласованности темпов физического, а иногда и психического развития, с одной стороны, и темпов психологического и социального влияния и становления личности – с другой.

Об акселерации детей и учащейся молодежи много писали в 1950-1970-е гг., когда кривая их физиологического созревания явно опережала темпы умственного и социального развития. Так, к 13 годам у девочек и к 14 годам у мальчиков, живущих в средней и тем более в южной полосе России, физиологическое развитие в своей основе достигает уровня взрослого человека. При этом духовное и социальное развитие акселератов заметно отстает от физиологического, что приводит к явным противоречиям, трудностям и конфликтам в их обучении и воспитании.

Среди причин акселерации называют общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, медицинского обслуживания и ухода за детьми в раннем возрасте, повышение качества питания, искоренение многих тяжких недугов. Указываются и другие причины, в частности радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда, а также уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки, обусловливающее рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация связана с комплексным воздействием многих факторов.

С середины 1980-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Читайте также: