Чехов чайка план урока

Обновлено: 02.07.2024

Основные положения вводной лекции учителя

Моя душа больна весь день,
Моя душа больна прощаньем,
Моя душа в борьбе с молчанием,
Глаза мои встречают тень.
И под кнутом воспоминанья
Я вижу призраки охот.
Полузабытый след ведет
Собак секретного желанья.
Во глубь забывчивых лесов
Лиловых грез несутся своры,
И стрелы желтые — укоры —
Казнят оленей лживых снов.
Увы, увы! везде желанья,
Везде вернувшиеся сны,
И слишком синее дыханье.
На сердце меркнет лик луны.

Основные положения рассказа учителя

LE BATEAU IVRE
Poème d’Arthur Rimbaud, 1871

Comme je descendais des Fleuves impassibles,
Je ne me sentis plus guidé par les haleurs:
Des Peaux-rouges criards les avaient pris pour cibles,
Les ayant cloués nus aux poteaux de couleurs.

J’étais insoucieux de tous les équipages,
Porteur de blés flamands ou de cotons anglais.
Quand avec mes haleurs ont fini ces tapages,
Les Fleuves m’ont laissé descendre où je voulais.

Пьяный корабль (1—2-я строфы)

Перевод В. Набокова

В стране бесстрастных рек спускаясь по теченью,
хватился я моих усердных бурлаков:
индейцы ярые избрали их мишенью,
нагими их сковав у радужных столбов.

Есть много кораблей, фламандский хлеб везущих
и хлопок английский, — но к ним я охладел.
Когда прикончили тех пленников орущих,
открыли реки мне свободнейший удел.

Перевод П. Антокольского

Между тем как несло меня вниз по теченью,
Краснокожие кинулись к бичевщикам,
Всех раздев догола, забавлялись мишенью,
Пригвоздили их намертво к пестрым столбам.

Я остался один без матросской ватаги.
В трюме хлопок промок и затлело зерно.
Казнь окончилась. К настежь распахнутой влаге
Понесло меня дальше, — куда все равно.

Перевод В. Головина

Я спускался легко по речному потоку
Наспех брошенный теми, кто шел бичевой.
К разноцветным столбам пригвоздив их жестоко,
Краснокожие тешились целью живой.

И теперь я свободен от всех экипажей,
В трюме только зерно или хлопка тюки.
Суматоха затихла. И в прихоть пейзажей
Увлекли меня волны безлюдной реки.

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов начала

Справка о псевдонимах Чехова

Шампанским наполнен бокал.
Июльская ночь на ущербе.
Прощай, Баденвейлер, ich sterbe!
И допит последний глоток.
Немецкий уснул городок.
Подумай, какая досада!
Лишь ветки вишневого сада
Белеют в июльской ночи.
Колеблется пламя свечи.
Актриса известная плачет.
Не знаю, зачем она прячет
Последние слезы свои.
К чему здесь сейчас соловьи!
Последние слезы горючи.
Шиповника стебли колючи.
Крыжовника иглы остры.
И будут рыдать три сестры
И многие сестры иные,
Немногие братья родные
И множество братьев иных.
. Немецкий уснул городок.
Но он уже скоро проснется.
Его это тоже коснется,
Но только потом и не там.
Зачем эти розы цветут?
Как все в этом мире похоже.
И на Новодевичьем тоже
Такие же розы, как тут.
Я тоже уеду туда,
К тем розам, к березам и к вербе.
Ich sterbe,
Ich sterbe,
Ich sterbe —
И это уже навсегда.

3. Почему героиню называют душечкой?
4. Как автор относится к ней?
5. Хорошо ли, что она живет чужими интересами?
6. Можно ли уважать Ольгу Семеновну?
Итог урока. Рассказы этого периода неоднозначны, трудно определить авторскую позицию, оценку героев и решение основной проблемы. Автор ставит перед нами вопросы, а решать придется самим, в этом весь Чехов — он дает свободу выбора. Но все герои не находят своего счастья.

А.П.Чехов. "Чайка" - первая пьеса русской новой драматургии. Тема служения искусству, выбора жизненных целей, творческого успеха, назначение человека. Мировое значение творчества писателя.

формировать представление студентов о личности и творчестве Чехова - драматурга; познакомить с историей создания "Чайки", проследить сценическую судьбу пьесы; отразить особенности драматического конфликта в пьесе; помочь студентам осознать идейно - художественные особенности произведения, драматического конфликта и развития сценического действия в пьесе;

Развивающая :

развивать образное и аналитическое мышление, вырабатывать навыки анализа драматического произведения, умение характеризовать героев и драматический конфликт; анализировать развитие сценического действия в пьесе; выражать свои мысли по поводу прочитанного, обосновывать их; развивать интерес ко всему творчеству А.П.Чехова.

Воспитательная:

воспитывать целеустремленность, гуманизм, порядочность, эстетический вкус.

Методическая:

совершенствовать методику преподавания нового материала с элементами новейших технологий.

Вид занятия: практическое

Форма проведения занятия:

словарная работа, доклады студентов, проблемная беседа, работа с текстом, литературный диктант, инсценировка отрывков из пьесы, мозговой штурм.

обеспечивающие: история, география, этика, украинская литература;

обеспечиваемые: всемирная литература, культурология, русский язык.

рабочая программа, методическая разработка, план занятия, методическая доклад, опорные конспекты для студентов, хронологическая таблица, портрет писателя, издание произведения, иллюстрации к нему.

1 Зарубежная литература XIX в. под. ред. Н.Л. Ковалевой - Донецк, 1998 г.

2 Зарубежная литература 10 кл. под. ред. Л.М.Дудка, Л.В.Нежурка - Запорожье , 1998 г.

3 Исаева А.А, Куцевол А.Н. Зарубежная литература 11 класс. - Донецк: ПКФ, БАО , 2001.

4 Чиркова А.С. Зарубежная литература. Киев. Башня, 1998 .

1 Молиенко Н.М. Русская литература 11 кл., 1990.

3 Хрестоматия. Литература 10 кл. Центр подготовки абитуриентов , 2004.

Технические средства обучения: мультимедийный проектор

Ход занятия № 17

1 Организационный момент (1 мин.)

1.1 Перекличка студентов.

1.2 Подготовка студентов к занятию.

2 Ознакомление студентов с ходом занятия (1 мин.)

- вначале выяснить ваши возможности самостоятельной подготовки к раскрытию проблем, связанных с жизненным и творческим путем писателя;

- отразить связь писателя с Украиной;

- подвести итог всего творчества писателя.

3 Мотивация обучения (1 мин.)

Сегодня на занятии мы и попробуем разобраться, в чем же заключается, по Чехову, человеческое счастье, а в чем - причина несчастий людей, их разбитой жизни.

4 Актуализация опорных знаний (30 мин.)

4.1 Фронтальный опрос по биографии А.П.Чехова.

Работа с опорным конспектом (знакомство с афоризмами писателя).

4.3 Интервью с писателем.

5 Изложение и изучение нового материала (50 мин).

5.1 Запись темы, плана и проблемного вопроса занятия. (3 мин.)

1 Драматургия писателя.

3 Образы и развитие действий в пьесе. Особенности драматического конфликта.

4 Художественные особенности пьесы.

5 Последние годы жизни А.П.Чехова.

6 Значение творчества писателя.

Что такое чайка в одноименной пьесе Чехова, какое место этот образ занимает в произведении?

5.2 Объяснение преподавателя по плану.

1 Драматургия писателя.

3 Образы и развитие действий в пьесе. Особенности драматического конфликта.

Ответ на проблемный вопрос.

4 Художественные особенности пьесы.

5 Последние годы жизни А.П.Чехова.

6 Значение творчества писателя.

6 Закрепление знаний студентов 8 хв.

1 Раскройте черты характера А.П.Чехова.

2 Какие произведения Чехова вам известны?

4 Назовите черты характера Нины Заречной.

6 Какие афоризмы писателя особенно вам понравились?

7 Что нового вы узнали о писателе?

8 Какой след оставила в жизни Чехова Украина?

9 В чем состоит новаторство Чехова-драматурга?

11 Как расшифровывается в пьесе символ чайки?

12 О чем мечтал великий русский писатель?

Оценка результатов работы студентов, которые принимали участие в обсуждении темы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аудитория: 10-11-ый классы.

Время: 45 мин. (1 урок)

Цель: формирование мотивации для самостоятельного ознакомления с произведениями современного отечественного писателя посредством демонстрации связи его творчества с высокой русской литературой; а также стимуляция интереса к творчеству классика при помощи произведения популярного современника.

Конспект урока

Аудитория: 10-11-ый классы.

Время: 45 мин. (1 урок)

Цель: формирование мотивации для самостоятельного ознакомления с произведениями современного отечественного писателя посредством демонстрации связи его творчества с высокой русской литературой; а также стимуляция интереса к творчеству классика при помощи произведения популярного современника.

Задачи:

1) дать представление о творчестве Бориса Акунина;

3) проанализировать, чем различаются финальная сцена пьесы Чехова и первая сцена пьесы Акунина;

1. Подготовительный этап

2. Организационный этап

Ученики приветствуют учителя, садятся

3. Установка на восприятие

Понравилась ли вам пьеса Б.Акунина? Какой текст – Чехова или Акунина – было легче читать? Почему?

Отвечают на вопросы.

Было легче читать текст Акунина, так как он упрощает конфликт, делает ставку на детективный сюжет. Интересно было проследить, каким образом автор подбирает мотив для каждого возможного убийства. По мнению Акунина, застрелить Треплева мог любой из героев пьесы / Легче было читать текст Чехова, так как он оправдывает ожидания читателя, уже знакомого с произведениями этого автора.

4. Основной этап

Назовите эти фильмы.

Для поддержания внимания учащихся рекомендуется задавать вопросы, касающиеся творчества писателя:

Можете ли вы назвать другие знаменитые серии книг Б.Акунина?

Слушают учителя, смотрят презентацию, делают записи в тетради (по указанию учителя).

Отвечают на вопросы.

Называют произведения. Акунин пишет для самой широкой аудитории, однако его книги в действительности предназначены для людей с большим читательским опытом, способных оценить не только стилизацию и мастерство детективной интриги, но и обилие литературных аллюзий, включенных в текст.

1.Обращение к проблеме интерпретации Акунина (слайд 7).

Как вы думаете, какова была цель Б.Акунина при переработке текста? Какие примеры необычной интерпретации чужих текстов вы можете назвать?

2. Анализ отрывка из пьес Чехова и Акунина: сцена последней встречи Треплева и Нины (слайд 8).

В чем основные различия между сопоставляемыми отрывками? При помощи каких средств Акунин переносит акценты? Охарактеризуйте своими словами персонажей Чехова и Акунина, исходя из данных текстов.

Учитель может отталкиваться от вопросов на восприятие: какой вариант продолжения показался вам наиболее правдоподобным? Какой – самым абсурдным? Какой из вариантов развития событий связывает пьесу с другими произведениями Акунина?

Наименее правдоподобным показался тот вариант, в котором Треплева застрелила Аркадина, так как предположение о любви Тригорина к Треплеву в контексте чеховского текста выглядит абсурдным (вероятно, автор того и добивался).

Оценить 10385 0

(система уроков).

Составитель: Самсонова Майя Васильевна

учитель русского языка и литературы

с. Сайды – 2013 г.

1. Проверка домашнего задания.

Вопросы для проверки домашнего задания

1. Охарактеризуйте расстановку литературных сил в 80—90-е годы ХIХ века. В чем заключается своеобразие чеховского пути в литературе?
2. Вспомните основные вехи творческой биографии писателя. 3.Какие жизненные обстоятельства оказали влияние на формирование художественных принципов А. П. Чехова?

III.Беседа с учениками.

Вопросы для беседы с учениками

II. Беседа с учениками.

Вопросы для беседы с учениками

II. Беседа с учениками.

Вопросы для беседы с учениками

Читайте также: