Этапы педагогического исследования в доу

Обновлено: 05.07.2024

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Педагогическое исследование представляет собой особый научно-исследовательский процесс, призванный улучшить систему образования усовершенствовать существующие методики обучения, повысить качество образования на всех ступенях (от ДОУ и школы до СУЗов и ВУЗов).

Каждое научное изыскание обязательно должно быть спланировано, продуманно. Важно чтобы все действия и решения были логичными и последовательными.

Особенности педагогического исследования

Педагогическое исследование обладает рядом специфических черт.

Во-первых, объектом исследования выступают результаты учащихся, поведение или отношения индивидов, задействованных в педагогическом процессе. Практически 90% педагогических научных изысканий призваны решить актуальные проблемы системы образования, педагогики и психологии.

Главные составляющие педагогического исследования

Из чего состоит педагогическое исследование?

Во-вторых, в педагогическом исследовании возможно использование как общенаучных, так и специфических методов. Для сбора информации и проверки гипотезы обязательно проведение эксперимента.

В-третьих, педагогические исследования напрямую затрагивают жизнь учащихся и педагогов. Они устанавливают способы взаимодействия преподавателей и школьников/студентов, методы обучения, достоинства и недостатки каждого способа освоения программы, образовательные стандарты и т.д.

Педагогическое исследование призвано привнести новшества в образовательную среду, улучшить ее отдельные элементы и стороны.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Последовательность проведения педагогического исследования

Педагогическое исследование представляет собой тщательно спланированное мероприятие. Чаще всего оно носит лабораторный характер, когда организатор учитывает максимум факторов, регулирует условия проведения, вмешивается в образовательный процесс, проверяя действие выдвинутой идеи.

Программа педагогического исследования

Основные этапы программы педагогического исследования

В программе педагогического исследования выделяют два основных этапа: методологический и процедурный.

Методологическая стадия предполагает планирование исследования: определение цели, задач, формулирование гипотезы, конкретизацию объекта и предмета, методов изучения и решения проблемы. На данном этапе целесообразно провести предварительный сбор информации, изучить существующие методы решения проблемы, их пробелы.

Процедурная стадия предназначена для проведения эксперимента и сбора доказательной базы, проверки гипотезы. Здесь организатор научного изыскания должен провести конкретные действия: наблюдение за испытуемыми, внедрение новой методики или иного мероприятия. Все полученные в ходе процедурной стадии результаты должны быть моментально зафиксированы, а в дальнейшем проанализированы.

Логика педагогического исследования

Данная категория призвана упорядочить все действия исследователя. Логика педагогического исследования предполагает, что организатор осуществляет все мероприятия в строгой последовательности. Притом каждое из реализованных действий привносит свои особенности, условия и изменения. Все запланированные сценарии должны быть логичными, следовать одно за другим.

Логика педагогического исследования строится по следующему алгоритму:

На этом этапе автор научного изыскания должен определиться с темой, выделить интересующую его и в то же время актуальную проблему, ознакомиться с популярными и действующими методиками, теоретическими аспектами, а затем выдвинуть собственное предположение-решение.

С чего начать педагогическое исследование?

Основные этапы подготовки педагогического исследования

Здесь автор научной работы должен ознакомиться с существующими принципами и теориями, а затем провести собственный эксперимент для подтверждения или опровержения выдвинутой им гипотезы. Важно, чтобы ход исследования был подробно расписан, а все полученные информационные данные приложены к работе в полном объеме.

Здесь организаторы чаще всего прибегают к практическим (эмпирическим) методикам исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, математическое моделирование, статистическая обработка материалов и пр. В некоторых случаях возможно привлечение сторонних экспертов. Например, социальный педагог, психолог и пр. Важно собрать максимально полную теоретическую и практическую базу.

Данный этап предполагает анализ полученных результатов, сравнение с действующими стандартами, подведение итогов относительно проверки гипотезы, а также разработка рекомендаций.

Здесь исследователю важно описать ход научного изыскания, отметить наиболее важные моменты, указывающие на истинность или ложность его идеи.

Педагогическое исследование может носить, как практический, так и теоретический характер. Организатору необходимо тщательно разобраться в изучаемой теме, проблеме и предложить радикальные меры по ее решению, оптимизации образовательного процесса или научной мысли. Все мероприятия в дальнейшем формируются в отдельный проект, который подлежит защите и публикации в виде монографии, диссертации и пр.

МЕТОДОЛОГИЯ - учение о методе (гр.) - занимается теоретическими проблемами путей и средств научного познания и закономерностями научного исследования как творческого процесса.

ЦЕТ0ДЫ - это пути и способы, которыми наука получает факты. Факты - это воздух ученого (И.П.Павлов).

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - совокупность приемов и операций, направленных на изучение педагогических явлений и решений разнообразных научно-педагогических проблем.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса.

Исследование представляет собою процесс, ведущий к формированию новых научных знаний. Существуют различные виды исследования. По продолжительности исследования делятся на краткосрочные и долгосрочные. С познавательной точки зрения исследования можно классифицировать в соответствии с их различием по глубине познания:

а) описательные (диагностические) - например, определяют уровень готовности ребенка к школе;

б) исследования эксплимативные, объясняющие явления и их причины;

в) аксплоративные исследования (открывают новые процессы).

В зависимости от цели и задач исследование может постичь свой предмет с разной мерой полноты: частные (специальные) и комплексные.

Основой научного исслед-я явл-ся следующие положения:

1) объективность рассмотрения явления;

2) необходимость рассмотрения фактов относительно других;

3) важность изучения особенностей поведения, физических качеств, трудовых навыков и т.д. в развитии;

4) необходимость поиска внутренних противоречий;

5) рассмотрение явлений как единство противоположностей;

6) соединение анализа и синтеза.

Психолого-педагогическое исследование включает 5 этапов.

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

IV этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы

дошкольных учреждений, школ, вузов и т.д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

Педагогическое исследование – это специально организованный процесс, основанный на результатах научной деятельности и направленный на получение новых знаний о закономерностях воспитательно-образовательного процесса, выявление и решение проблем его реализации.

Структура педагогического исследования

Педагогическое исследование объясняет и предсказывает факты и явления.

Педагогические исследования подразделяются на фундаментальные, прикладные и разработки. Любое педагогическое исследование предполагает наличие в нем наличие общепринятых методологических параметров. К ним относятся проблема, тема, объект и предмет исследования, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения. Основными критериями качества педагогического исследования являются актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость.

Педагогическое исследование по своему строению имеет сложную структуру. В нем выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Состав методологической части:

  • Актуальность исследования – отражает необходимость и значимость проводимого исследования.
  • Проблема исследования – устанавливается исследователем и отражает противоречие между теорий и практикой.
  • Цель исследования – конечный результат, к которому стремится исследователь.
  • Объект исследования – то, что подлежит исследованию.
  • Предмет исследования – одна из сторон объекта исследования, которая полежит изучению.
  • Задачи исследования – формулируются исходя из поставленной цели, предмета, объекта и проблемы исследования, отражают этапы исследовательской работы.
  • Гипотеза исследования – предположение исследователя о том, что необходимо изменить в педагогическом процессе, чтобы решить обозначенную проблему.
  • Теоретическая значимость исследования – состоит в обобщении трудов различных авторов по проблеме исследования и формулировке обобщающего вывода.
  • Научная новизна – указывает на то, что по проблеме исследования ранее не проводилась научная работа, нет зафиксированных результатов.
  • Практическая значимость – выработка рекомендаций, направленных на решение, либо предотвращение установленной проблемы исследования.
  • Терминологический аппарат – основные термины, по проблеме исследования. Чаще всего данный компонент методологического аппарата приводится в конце работы в виде глоссария.

Готовые работы на аналогичную тему

Правильно сформулированный методологический аппарат исследовательской работы гарантирует качественное и эффективное проведение исследования и получение достоверных результатов.

Состав процедурной части:

  • Разработка плана исследования – составление плана исследовательской работы, составление библиографического списка по проблеме, описание этапов работы и т.д.
  • Описание методик и техник исследования – подбор методик и техник по сбору информации, соответствующих непосредственно проблеме исследования, с учетом особенностей испытуемых (возраст, индивидуальное развитие, половые особенности и т.д.).
  • Подбор способов обработки полученных данных, согласно установленной гипотезе, а также логике и структуре исследовательской работы.

Основные этапы педагогического исследования

Каждое педагогическое исследование является вкладом в научное обоснование практической воспитательно-образовательной деятельности. Именно поэтому очень важно соблюдать логику структуры последовательности организации исследования. Правильно организованное педагогическое исследование способствует переходу отображения теоретической организации педагогического процесса в ее практическое преобразование в виде ряда моделей и их взаимосвязи.

Логика педагогического исследования во многом зависит от правильности задач, решение которых по своей сути является получением промежуточных результатов. Ориентируюсь на данные результаты исследователь, имеет возможность убедиться в правильности течения исследования. Исходя из этого, последовательность педагогического исследования представляется в виде ряда этапов.

1 Этап:

  • ознакомление с проблемой исследования, путем изучения и анализа педагогической литературы по теме исследования;
  • обоснование актуальности исследования;
  • определение степени разработанности темы в трудах отечественных и зарубежных ученых;
  • определение предмета и объекта исследования;
  • формулировка общей (рабочей) цели и промежуточных задач исследования, соотнесение их с поставленной целью;
  • анализ литературы по проблеме исследования, формулировка выводов.

2 Этап:

  • выбор и обоснование методологии исследования;
  • определение хода исследования (описание выборки испытуемых, ход проведения диагностических методик, сбор и регистрация показателей, информации).

3 Этап: формулирование гипотезы педагогического исследования, направленной на обоснование выдвинутого предположения и нуждающегося в её дальнейшей проверке.

4 Этап:

  • выбор диагностических методик, согласно поставленной цели, проблеме и гипотезе исследования, а также с учетом особенностей испытуемых;
  • определение групп испытуемых (деление на две группы: контрольную и экспериментальную), обоснование разделения испытуемых на группы;
  • характеристика каждой из групп выборки;
  • проведение констатирующего эксперимента, цель которого состоит в определении исходного состояния предмета исследования (уровня сформированности, развития и т.д. предмета исследования).

5 Этап: организация и проведение эксперимента, согласно подобранным методикам.

6 Этап:

  • подбор методов и средств обработки полученных данных и информации;
  • анализ и интерпретация результатов исследования;
  • оформление полученных результатов исследования.

7 Этап: на основании полученных в ходе исследования результатов, разработка практических рекомендаций, программы работы и т.д.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическое исследование: принцип, этапы, методы.

"Нет ничего практичнее хорошей теории"

Роберт Кирхгоф (1824–1887)​

Педагогика существует как наука и как практика. Педагогика всегда выступает синтетической наукой и включает в себя несколько направлений. В современной педагогике научные исследования и их практическая реализация осуществляется по следующим направлениям:

педагогическая антропология, то есть развитие человека в обучении и воспитании, в зависимости от возрастных периодов, индивидуальные технологические особенности развития человека, а также изучает содержание сущности и структуры педагогического воздействия;

педагогическая аксиология, то есть нравственное, моральное воспитание, правовое образование, процессы формирования социально- и личностно-значимых, а также жизненно-значимых ценностей;

педагогическая социология, то есть организация и управление учебно-воспитательным процессом, различными педагогическими системами, а также школой, как социальным институтом;

педагогическая культурология, то есть содержание обучения и воспитания человека – основные нормативные документы, пособия, учебники;

педагогическая экология, то есть содержание, структура, сущность, организация процесса учебно-познавательной и педагогической деятельности.

Педагогическое исследование организуется и осуществляется по одному из вышеназванных направлений.

Педагогическое исследование в своей основе имеет концепцию, как систему идей, реализуемых через педагогическую деятельность, то есть этапы:

постановка целей и задач;

определение объекта и предмета зависимых и независимых переменных;

определение принципов исследования, отражающих методологическую основу;

определение этапов и методов исследования.

Проблема исследования формируется согласно внешним и внутренним противоречиям между отдельными компонентами педагогической системы, а также между педагогической системой в целом и внешним фактором, влияющими на педагогическую систему.

Гипотеза – система предположений об изменении зависимых переменных в результате действия независимых.

Зависимые переменные есть педагогические явления, различного рода психические свойства, изменяемые в ходе исследования.

Независимые переменные есть педагогические средства, используемые в исследовании.

Объект – область исследования.

Предмет – конкретная, интересуемая часть области исследования.

Цель исследования – это планируемый результат.

Принципы исследования – система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования.

Методы педагогического исследования – это пути, способы познания объективной реальности. Методы педагогических исследований делятся на следующие:

методы изучения педагогических явлений,

а) теоретический (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, конструирование и т.д.);

б) эмпирический (изучение литературы, наблюдение, анкетирование и т.л.);

2) методы обработки результатов педагогических исследований:

а) качественные (анализ, синтез, обобщение, классификация, моделирование, классификация);

б) количественные (оценка в баллах, преимущественно методы математической статистики).

Особенности педагогических исследований:

характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания;

эксперименты, противоречащие нравственным и этическим нормам запрещены;

в педагогике выводы формируются не иначе как в усредненной, обобщенной форме.

Любое исследование должно отвечать ряду критериев:

- валидность (методы должны измерить какое-то явление);

- репризатотивность (распространенность результатов).

Конечной целью любого педагогического исследования является выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, установление закономерности.

Принципы исследования система регулятивных норм, которые определяют научность и практическую значимость исследования:

принцип формальнологический (характеризует внутренние и внешние противоречия);

принцип историзма (изучение явления в процессе его развития);

принцип сопоставимости теории и практики.

Любая теория должна преломляться в практику, вырабатывая методику и технологию.

Читайте также: