Кратко опишите какие основные изменения внес сп484 в проектирования системы апс

Обновлено: 05.07.2024

Системы противопожарной защиты

СИСТЕМЫ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ

Нормы и правила проектирования

Fire alarm systems and automation of fire protection systems. Designing and regulations rules

Дата введения 2021-03-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 июня 2016 г.* N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", а правила применения сводов правил - Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

Сведения о своде правил

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский ордена "Знак Почета" научно-исследовательский институт противопожарной обороны Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (ФГБУ "ВНИИПО МЧС России")

4 ВВЕДЕН ВЗАМЕН СП 5.13130.2009 в части требований к системам пожарной сигнализации и аппаратуре управления установок пожаротушения

Информация о пересмотре или внесении изменений в настоящий свод правил, а также тексты размещаются в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.gost.ru)

Введение

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил устанавливает нормы и правила проектирования и последующего содержания систем пожарной сигнализации и автоматизации противопожарной защиты для зданий, сооружений, оборудования, наружных установок различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 3.13130 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности

СП 6.13130 Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности

СП 7.13130 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности

Примечание - При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и сводов правил в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться заменяющим (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены термины и их определения, установленные техническими регламентами и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности, нормативными документами по пожарной безопасности, нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, документами по стандартизации, а также следующие термины с соответствующими определениями и сокращениями:

3.1 алгоритм: Порядок приема, обработки, регистрации, логика формирования, отображения и выдачи сигналов, определяемые событиями (комбинацией и/или последовательностью) по контролируемым входным и выходным сигналам.

3.2 водяное и/или пенное пожаротушение с принудительным пуском: Пожаротушение водой или пенным раствором, подаваемыми на очаг пожара из спринклерных оросителей (распылителей) с принудительным пуском.

3.3 выносное устройство индикации: Техническое средство, предназначенное для дополнительного извещения о режиме работы пожарного извещателя.

3.4 дежурный режим: Состояние прибора, не находящегося в тревожном режиме и способного к выполнению своего функционального назначения.

3.5 единичная неисправность линий связи: Единичное нарушение работоспособности одной из линий связи.

3.6 зона контроля пожарной сигнализации: Территория или часть объекта, контролируемая пожарными извещателями, выделенная с целью определения места возникновения пожара, дальнейшего выполнения заданного алгоритма функционирования систем противопожарной защиты.

3.7 зона оповещения о пожаре: Территория, часть или части здания или объекта, в которой осуществляется одновременное оповещение людей о пожаре.

3.8 зона пожаротушения (направление пожаротушения): Часть здания или объекта, в которую управление подачей огнетушащего вещества осуществляется независимо от других частей здания или объекта.

3.9 зона противодымной вентиляции: Часть здания или объекта, в которой процесс создания подпора воздуха или удаления продуктов горения осуществляется независимо от других частей здания или объекта.

3.10 извещатель пожарный: Техническое средство, предназначенное для обнаружения пожара посредством контроля изменений физических параметров окружающей среды, вызванных пожаром, и/или формирования сигнала о пожаре.

3.11 извещатель пожарный автоматический: Извещатель пожарный, реагирующий на один или несколько факторов пожара.

3.12 извещатель пожарный автономный: Автоматический извещатель пожарный, в корпусе которого конструктивно объединены автономный источник питания и все компоненты, необходимые для обнаружения пожара и звукового оповещения о нем.

3.13 извещатель пожарный мультикритериальный: Автоматический извещатель пожарный, контролирующий два или более физических параметра окружающей среды, изменяющихся при пожаре, обеспечивающий самостоятельно либо во взаимодействии с приемно-контрольным прибором формирование сигнала о пожаре на основании результатов обработки контролируемых данных по заданному алгоритму.

3.14 извещатель пожарный ручной: Извещатель пожарный, предназначенный для ручного формирования сигнала о пожаре.

3.15 извещатель пожарный сателлитный: Автоматический пожарный извещатель, оснащенный устройством управления спринклерным оросителем с принудительным пуском.

3.16 извещатель пожарный с видеоканалом обнаружения: Автоматический пожарный извещатель, выполняющий функцию обнаружения возгорания посредством анализа видеоизображения в контролируем поле зрения.

3.17 изолятор короткого замыкания: Техническое средство, предназначенное для установки в проводную линию связи, обеспечивающее изоляцию участка линии, в котором произошло короткое замыкание.

3.18 исполнительное устройство: Техническое средство, предназначенное для применения в системах пожарной автоматики в качестве активного элемента защиты людей и/или материальных ценностей при пожаре (оповещатель, электропривод насоса, вентилятора, задвижки, клапан противодымной вентиляции, модуль пожаротушения и т.п.).

3.19 канал обнаружения: Совокупность узлов или компонентов извещателя пожарного, контролирующих один из физических параметров окружающей среды, изменяющихся при пожаре.

3.20 линия связи: Проводная, радиоканальная, оптическая или иная линия, расположенная вне корпусов технических средств пожарной автоматики, обеспечивающая взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной автоматики и другими системами, исполнительными устройствами и их электропитание, если применимо.

3.21 ложное срабатывание (о пожаре): Извещение о пожаре, сформированное при отсутствии опасных факторов пожара.

3.22 пожарный пост: Специальное помещение, оборудованное приборами приемно-контрольными пожарными и/или приборами пожарными управления (или их выносными панелями индикации и/или управления), с круглосуточным пребыванием обученного дежурного персонала.

3.23 сигнализатор потока жидкости: Сигнальное устройство, предназначенное для формирования сигнала об изменении контролируемого значения расхода.

3.24 системная ошибка: Неисправность прибора, вызванная полным или частичным отказом (сбоем) процессора(ов) или устройства хранения информации о конфигурации прибора.

3.25 система пожарной автоматики: Совокупность взаимодействующих систем пожарной сигнализации, передачи извещений о пожаре, оповещения и управления эвакуацией людей, противодымной вентиляции, установок автоматического пожаротушения и иного оборудования автоматической противопожарной защиты, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности объекта.

3.26 система пожарной сигнализации: Совокупность взаимодействующих технических средств, предназначенных для обнаружения пожара, формирования, сбора, обработки, регистрации и выдачи в заданном виде сигналов о пожаре, режимах работы системы, другой информации и выдачи (при необходимости) инициирующих сигналов на управление техническими средствами противопожарной защиты, технологическим, электротехническим и другим оборудованием.

3.27 состояние "Автоматика включена": Состояние прибора пожарного управления, при котором пуск (активация) исполнительных устройств (объектов управления) может осуществляться как автоматически при получении сигнала о пожаре, так и вручную.

3.28 состояние "Автоматика отключена": Состояние прибора пожарного управления, при котором пуск (активация) исполнительных устройств (объектов управления) возможен только вручную.

3.29 спринклерный ороситель с контролем срабатывания: Спринклерный ороситель (распылитель), обеспечивающий выдачу сигнала о срабатывании своего теплового замка.

3.30 спринклерный ороситель с принудительным пуском: Спринклерный ороситель (распылитель) с запорным устройством выходного отверстия, вскрывающимся при подаче внешнего управляющего воздействия.

3.31 тревожный режим: Режим работы, при котором зафиксирован прием сигнала от пожарных извещателей и/или других устройств, принимающих сигналы о пожаре, и/или начат алгоритм управления исполнительными устройствами.

3.32 устройство дистанционного пуска: Техническое средство, предназначенное для ручного пуска (активации) систем противопожарной защиты (пожаротушения, противодымной защиты, оповещения, внутреннего противопожарного водопровода и т.д.), выполненное в виде конструктивно оформленной кнопки, тумблера, переключателя или иного средства коммутации и обеспечивающее взаимодействие с прибором пожарным управления по линии связи.

3.33 функциональный модуль: Компонент блочно-модульного прибора, выполняющий его отдельную функцию или набор функций.

4 Сокращения

В настоящем своде правил применены следующие сокращения:

АСУ ТП - автоматизированная система управления технологическим процессом;

При чтении СП 484 и 485 возникает впечатление, что проведена большая работа, но эта работа не доведена до конца, так как остается много пунктов, которые, зная любителей писать предписания, будут трактоваться исходя не из правил соблюдения максимальной безопасности объекта защиты, а из совсем других целей.

Ключевые моменты в СП 484

Пунктом 5.4 введено требование к устойчивости от единичной неисправности линий связи. Похоже, что теперь производителям необходимо дублировать функции основных приемно-контрольных приборов, так как требование касается и их линий связи.

Пунктом 5.7 запрещается использовать шкафы и боксы, если об этом нет информации в ТД изготовителя технического средства. Надеюсь, производители оперативно добавят эту информацию. Что плохого в том, что приборы размещаются организованно без доступа третьих лиц и в пределах шкафа, непонятно.

Пунктами 5.15. и 5.16 обозначены требования к пожарному посту – 25 м до выхода, только на первом или цокольном этаже.

Пункт 5.17 говорит о том, что все линии формирования сигналов управления инженерными системами объекта нужно выполнять с условием обеспечения автоматического контроля их исправности. Теперь необходимо использовать только специализированные устройства управления оборудованием 220 В; к счастью, они уже выпускаются.

Пунктом 5.21 определено, что никакие не связанные с противопожарной защитой функции АПС выполнять не должна.

Пунктом 6.1.6 четко определено, что тип СПС (адресная или безадресная) должен указываться в соответствии с приложением А (Таблица А.1). В частности, адресная система должна быть установлена в:

  • жилых домах выше 28 м;
  • гостиницах более 3,5 тыс. кв. м;
  • школах и больницах более 3 тыс. кв. м;
  • театрах, клубах, вокзалах, поликлиниках,
  • столовых более 800 кв. м;
  • офисах более 5 тыс. кв. м;
  • иных зданиях с пребыванием 50 и более человек.

Всем указанным категориям необходимо готовиться к повторному монтажу АПС, если у них безадресный тип системы.

Пунктом 6.3.3 определены отдельные зоны контроля АПС (ЗКПС):

  • квартиры, гостиничные номера и иные помещения, которые находятся во временном или постоянном пользовании физическими или юридическими лицами;
  • лестничные клетки, кабельные и лифтовые шахты, шахты мусоропроводов, а также другие помещения или пространства, которые соединяют два и более этажей;
  • эвакуационные коридоры (коридоры безопасности), в которые предусмотрен выход из различных пожарных отсеков;
  • пространства за фальшпотолками;
  • пространства под фальшполами.

Требование распространяется на случаи, когда контроль системой пожарной сигнализации (СПС) данных помещений и пространств
необходим в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В пункте 6.3.4 прописаны требования к зонам контроля АПС – максимум 2 тыс. кв. м, не более чем 32 ИП и не более пяти смежных и изолированных помещений площадью 500 кв. м. Плюс вынос ручных извещателей в отдельные шлейфы для исключения потери связи при неисправностях в линии автоматических ИП.

Очень интересно, что ограничения для зон прописаны таким образом, что невозможно отнести их к адресной или безадресной системе.
Для безадресной системы, действительно, требования к локализации выглядят логично, но уточнения отсутствуют. Каким образом и зачем нужно будет выполнять никому не нужное требование по организации зон контроля для системы, которая может с точностью до извещателя указать место сработки?

Алгоритм С – сработка от двух автоматических извещателей пожарных (ИП) адресных или нет. В каждом помещении должно быть два адресных или безадресных ИП.
Алгоритм В – сработка после перезапроса одного и того же или сработка двух разных ИП. В каждом помещении должен быть один адресный или два безадресных ИП.
Алгоритм А – сработка по одному сразу и без перезапросов.

ИПР, естественно, в любом алгоритме вне конкуренции (сработка сразу от одного). По сути, все осталось без изменений, просто другими словами изложены те же требования.

Пунктом 6.6.5 уточняется, что каждая точка считается контролируемой, если габариты помещения не выходят за рамки зоны контроля ИП, где зона контроля – это круг (для точечных ИП).

Пунктом 6.6.27. изменены расстояния для ИПР:

  • не более 45 м друг от друга внутри зданий (было 50);
  • не более 100 м друг от друга вне зданий (было 150);
  • не более 30 м от ИПР до выхода из любого помещения.

Пунктом 7.1.5 накладывается обязательство по совпадению ЗКПС с зоной защиты (пожаротушения, оповещения и т.д.). Это странно, так как оповещение должно осуществляться для всего здания в целом, а не для отдельной зоны контроля.

При этом в пункте 7.2.1 прописано, что СОУЭ 1–2-го типов запускается из любой зоны контроля АПС. СОУЭ 3–5-го типов запускается по зонам, определяемым при проектировании. С одной стороны, это хорошо: проектировщик определит, что оповещение будет везде при сработке ИП. Но с другой стороны, откуда проектировщику узнать, каким образом разработать оптимальный позонный алгоритм оповещения? Это серьезная научная работа, требующая анализа перемещения потоков людей при эвакуации, которую необходимо выполнять совместно с моделированием в программах расчета пожарного риска, учитывающих, что вверх пожар распространяется быстрее, одновременное оповещение в крупных зданиях создаст давку и затруднит эвакуацию и т.д.

Пунктом 7.7.6 наконец-то четко определено, что активация противодымной вентиляции (СПДВ) должна осуществляться согласно первому поступившему сигналу от СПС, АУПТ или УДП СПДВ в определенной зоне противодымной защиты и должна продолжать работу в этой зоне. Ранее это было неоднозначно.

Пунктом 7.7.7 определено, что АПС должна осуществлять управление и контроль исполнительных устройств общеобменной вентиляции и устройств противодымной защиты. Здесь мало что изменилось, разве что, скорее всего, речь про огнезащитные клапаны, а звучит так, как будто необходимо управлять контроллерами системы общеобменной вентиляции.

1. Децентрализованные VS централизованные АУПС

2. Адресные VS безадресные АУПС

3. Алгоритмы и размещение ИП

Для начала напомним, что любая система пожарной сигнализации обязательно содержит в составе центральный обработчик и хранитель информации — прибор приемно-контрольный пожарный (ППКП) или прибор приемно-контрольный и управления пожарный (ППКУП), который, согласно ГОСТ Р 53325-2012, предназначен для приема, обработки и визуализации сигналов от извещателей пожарных (ИП) и иных взаимодействующих с головным прибором устройств, а также для контроля целостности и функционирования линий связи между всеми элементами системы. В случае с ППКУП (или ППУ) на головной прибор также возлагается функция управления исполнительными устройствами автоматических систем противопожарной защиты (СППЗ).

Кстати, все еще разрешается функционально совмещать ППКУП с охранной сигнализацией, но в новом нормативно-техническом документе появились определенные ограничения. В пункте 5.21, в частности, недвусмысленно сказано, что система пожарной автоматики не должна выполнять функции, не связанные с противопожарной защитой, за исключением функций, выполняемых одними и теми же исполнительными устройствами. Ведь при включении в систему противопожарной автоматики устройств без сертификата пожарной безопасности, транслирующих входные сигналы в ППКУП, — тех же охранных ИП — нет никаких гарантий, что они не нарушат работоспособность АУПС. А вот трансляция сигналов приборами АУПС в другие системы не запрещена, поскольку выходные сигналы работоспособность не нарушат.

В соответствии с пунктом 5.7 свода правил СП 484.1311500.2020, специализированным организациям, выполняющим заказ, теперь можно использовать исключительно те монтажные устройства и аксессуары, которые прямо прописаны в технической документации производителя оборудования, а значит, им протестированы. То есть, для размещения тех же ППКУП в пожарном шкафу придется использовать только тот бокс, который разрешен для этой цели предприятием-изготовителем приемно-контрольного прибора. То же касается извещателей и всех других элементов системы…

1. Децентрализованные VS централизованные АУПС

Система пожарной сигнализации централизованного типа характеризуется наличием только одного ППКП, или ППКУП, — независимо от количества пожарных отсеков (секций, зданий, сооружений) на объекте защиты. В сущности, всегда было известно, что чем масштабнее и сложнее такой объект, тем рискованнее на нем использовать централизованный принцип организации АУПС. Однако в новом своде правил СП 484.1311500.2020, в пункте 5.3, появилась норма, в соответствии с которой:

2 отказоустойчивость АУПС.jpg

Рис. 1. Отказоустойчивость системы при централизованном (А) и децентрализованном (Б) принципе организации АУПС

В центральном приборе (ППКП или ППКУП) хранится конфигурация системы и им принимаются решения, а передаточные звенья (контроллеры, расширители, ретрансляторы) необходимы для подключения оконечных устройств, принимающих от ППКП сигнал в пункте централизованного наблюдения (на посту пожарной охраны), и при наличии обратного канала — необходимых также для приема команд телеуправления.

Как можно понять из рисунка 1, если происходит единичная неисправность (нарушение работоспособности) линии связи в одной из секций (пожарном отсеке), то при централизованном (рис. 1А) принципе организации АУПС происходит обрыв связи и данная секция перестает быть видимой для системы, а при децентрализованном (рис. 1.Б) — это исключено, поскольку конфигурация системы сохранена и ППКП принимает решения в автономном от общей системы режиме.

Таким образом, использование на крупном объекте нескольких ППКП, объединенных в единую систему пожарной сигнализации и взаимно дублирующих свои функции, в случае повреждения линии интерфейса не оставит без защиты ни одну часть объекта. Это первый вариант решения, который в полной мере учитывает требования свода правил, изложенного в пункте 5.3.

Кроме того, использование нескольких ППКП — дополнительная страховка от последствий системной ошибки в ППКП — неисправности центрального прибора, вызванной полным или частичным отказом (сбоем) процессоров или устройства хранения информации о конфигурации прибора. Это важно для выполнения требования, изложенного уже в пункте 6.1.5 свода правил СП 484.1311500.2020:

Хотя известны еще 2 способа выполнения рассматриваемого требования:

· применение кольцевой топологии вместе с изоляторами короткого замыкания (ИКЗ).

· сочетание первого и второго метода: применение нескольких ППКП и кольцевого интерфейса с ИКЗ (см. рис.2).

3 децентрализованная АУПС.jpg

Рис. 2. Использование децентрализованной АУПС и кольцевой топологии RS-485

2. Адресные VS безадресные АУПС

Сводом правил СП 484.1311500.2020 в пункте 3.6 введено новое понятие — зона контроля пожарной сигнализации (ЗКПС). Она определяется как территория или часть объекта, контролируемая извещателями и выделенная с целью определения места возникновения пожара, дальнейшего выполнения заданного алгоритма функционирования систем противопожарной защиты. Заметим, что при программировании АУПС для формирования логики и алгоритмов работы пожарной сигнализации эти самые ЗКПС задавались и так, но теперь их понятие зафиксировано в своде правил.

Введенная норма вынуждает заранее определяться с выделением зон контроля и логикой работы АУПС — при проектировании системы пожарной сигнализации. Ведь от этого зависит не просто логическая настройка АУПС, но и применение дополнительного оборудования, и размер бюджета на систему для заказчика.

Согласно пункту 6.3.3, отдельными категориями ЗКПС должны являться:

· помещения, находящиеся во временном или постоянном пользовании (квартиры, гостиничные номера и пр.);

· помещения или пространства, соединяющие 2 и более этажей (лестничные клетки, шахты кабельные, лифтовые, мусоропроводные);

· коридоры эвакуации с выходами из различных пожарных отсеков;

· пространства под фальшполами;

· пространства над фальшпотолками.

При этом зоны контроля пожарной сигнализации должны удовлетворять сразу 4 требованиям (пункт 6.3.4):

· по площади — не более 2000 м 2 ;

· по количеству извещателей пожарных — не более 32 ИП;

· по количеству смежных/изолированных помещений, расположенных на одном этаже, в одном пожарном отсеке и с общим выходом в коридор, совокупной площадью до 500 м 2 — не более 5 пом.;

· по условиям работоспособности линий связи — единичная неисправность линии связи внутри ЗКПС не должна приводить к одновременной потере автоматических и ручных ИП и нарушать работоспособность других ЗКПС (см. рис. 3).

Требования к работоспособности линий связи изложены и в пункте 5.4 рассматриваемого свода правил: система должна быть спроектирована таким образом, чтобы в результате единичной неисправности линий связи был возможен отказ только одной из функций — либо автоматического, либо ручного формирования сигнала управления — не более чем для 1 зоны защиты (пожаротушения, оповещения и т.п.).

4 зоны контроля пожарной сигнализации.jpg

Рис. 3. Адресная АУПС с кольцевой топологией

На рисунке 3 показано, что изоляторы шлейфа устанавливаются между зонами контроля пожарной сигнализации, чтобы в случае короткого замыкания в линии одной из зон другие линии оставались работоспособными. Кстати, для этой цели могут использоваться точечные извещатели со встроенным изолятором шлейфа, выпускаемые некоторыми производителями.

Следует помнить, что в адресные шлейфы допускается включать либо только автоматические, либо только ручные ИП. ЗКПС в адресной системе разделяются логически, а их количество на шлейфе нормативно не ограничивается. В то же время, при радиальной топологии (а также в безадресных АУПС) для каждой ЗКПС придется выделять отдельный шлейф.

Но как обеспечить указанные выше требования для безадресной (пороговой) АУПС? Ведь такие системы не позволяют применять кольцевую топологию и устанавливать изоляторы (ИКЗ) на линии. Возможный вариант показан на рисунке 4.

5 зона контроля безадресной ПС.jpg

Рис. 4. Безадресная АУПС для работы с тремя зонами контроля (ЗКПС)

Предположим, схема на рисунке 4 применятся для жилого многоквартирного дома (МКД). В этом случае отдельными тремя шлейфами подключаются: ИП в прихожих (до 5 помещений), ИП в общем коридоре, а также ручные пожарные извещатели в подъезде.

В особенности, теперь полностью запрещается применение безадресных и требуется использование адресных АУПС:

· в зданиях, сооружениях, помещениях с одновременным пребыванием 50 человек и более;

· в учреждениях с расчетным числом посадочных мест для посетителей в закрытых помещениях — в театрах, кинотеатрах, концертных залах, клубах, цирках, спортивных сооружениях с трибунами, библиотеках (класс Ф2.1);

· в поликлиниках и амбулаториях (класс Ф3.4);

· на вокзалах (класс Ф3.3);

· на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса РФ).

Кроме того, адресные АУПС необходимы:

· при площади объекта от 800 м 2 — в зданиях организаций общественного питания (класс Ф3.2);

· при площади объекта от 1000 м 2 — в зданиях/помещениях музеев, выставок, танцевальных залов (класс Ф2.2), а также для посетителей организаций бытового и коммунального обслуживания с нерасчетным числом посадочных мест для посетителей (класс Ф3.5);

· при площади объекта от 3000 м 2 — в зданиях любых образовательных организаций, в спальных корпусах детских организаций, больницах, интернатах, неквартирных домах престарелых и инвалидов (классы функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, Ф4.2);

· при площади объекта от 3500 м 2 — в зданиях организаций торговли (класс Ф3.1) и в спальных корпусах и помещениях гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий, пансионатов, санаториев и домов отдыха общего типа (класс Ф1.2);

· при площади объекта от 5000 м 2 — в зданиях банков, контор, офисов, а также организаций и учреждений, в которых размещаются органы управления, научные и проектно-конструкторские бюро, информационные и редакционно-издательские коллективы (класс Ф4.3);

· при высоте объекта от 28 м — многоквартирные жилые дома (класс Ф1.3).

Во всех остальных типах зданий, сооружений и помещений допускается применение безадресных АУПС, но одновременно рекомендуется использование адресных систем пожарной сигнализации.

3. Алгоритмы и размещение ИП

Таких алгоритмов предусмотрено три (см. рис. 5):

· либо минимум 2 автоматическими безадресными ИП;

· либо минимум 1 автоматическим адресным ИП.

В подразделе 6.4 при выборе любого из алгоритмов не предъявляются дополнительные требования к оборудованию. Поэтому ИП с расширенным функционалом (дополнительная сигнализация, кратковременный обрыв шлейфа связи и пр.), вероятно, потеряют свою актуальность.

6 алгоритм работы АУПС.jpg

Рис. 5. Условия использования алгоритмов принятия решения ППКУП о пожаре

· для точечных ИП — круг;

· для аспирационных ИП — совокупность зон контроля воздухозаборных отверстий, которые аналогичны дымовым точечным ИП;

· для тепловых линейных ИП — протяженный участок шириной, равной двум радиусам согласно пункту 6.6.15 свода правил;

· для дымовых линейных ИП — протяженный участок, равный 9 метрам;

· для линейных многоточечных тепловых ИП — совокупность зон контроля чувствительных элементов, которые аналогичны тепловым точечным ИП.

7 правила размещения пожарных извещателей.jpg

Рис. 6. Изменения в правилах размещения извещателей

Итак, какие выводы можно сделать из рассмотренных положений нового свода правил? Децентрализованные и адресные системы будут набирать популярность, становясь все более востребованными, а безадресные (пороговые) АУПС и охранно-пожарные сигнализации — постепенно останутся в прошлом, хотя определенный уровень спроса на них из-за низкой стоимости сохранится. Новый нормативно-технический документ четко разграничивает области применения адресных и безадресных АУПС, подчеркивая более высокую эффективность первых.

СП 5.13130.2009

Пункт 5.4 содержит требования к стойкости от единичной неполадки линий связи. Вероятно, изготовителям понадобится дубляж функций главных приборов приема и контроля, так как их линии связи также попадают под новое правило.

Пункт 5.7 запрещает применение боксов и шкафов, если это не указано в документации изготовителя техсредства. Однако не совсем ясна негативная сторона организованного размещения приборов без влияния посторонних лиц.

В 5.15 и 5.16 содержатся требования к пожарному посту: 25 метров до выхода, исключительно на нижних этажах.

5.17 содержит сведения о том, что все линии образования сигналов управления инженерными системами объекта должны контролироваться автоматически.

5.19 не разрешает кабелям и проводам находиться на потолке подвесного типа. 5.21 определяет невозможность выполнения АПС функций, не имеющих отношения к защите от пожаров.

Из 6.1.5 следует, что ИП, присоединяемых к одному прибору приемно-контрольному пожарному (ППКП), не может быть больше 512. Общая площадь не должна быть больше 12 тысяч м². Присоединение к одному ППКП свыше нормы и расширение площади 48 тысяч м² возможно в случае, если ППКП защищен от системной ошибки или в случае, если при ее появлении ППКП потеряет связь с не более чем 512 ИП.

Из 6.1.6 следует, что тип СПС должен обозначаться в рамках А приложения. К примеру, систему адресного типа должны иметь столовые больше 800 м², офисы более 5 тысяч м², гостиницы более 3,5 тысяч м² и другие объекты в соответствии с приложением.

6.2.16 указывает на необходимость обустройства прихожих, коридоров квартир, жилых комнат дымовыми ИП, работающими в автономном режиме. При этом этажность зданий значения не имеет.

6.3.3 определяет подконтрольные зоны АПС, к которым относятся лестничные клетки, мусоропроводные шахты, гостиничные номера, квартиры, эвакуационные коридоры, а также места за фальшпотолками и фальшполами. Требование актуально при условии необходимости контроля в соответствии с нормативными документами.

6.3.4 посвящен требованиям к зонам контроля АПС: до 2 тысяч м² и не более 32 ИП, а также не более 5-и изолированных и смежных помещений площадью 500 м². Ручные извещатели выносятся в отдельные шлейфы с целью недопущения потери связи при неполадках в линии автоматических ИП.

Новые алгоритмы относительно действий по определению пожара вводятся в 6.4.1-6.4.5.

6.6.5 уточняет, что каждую точку можно считать подконтрольной, если параметры помещения не превышают рамки зоны контроля ИП.

В 6.6.15 и 6.6.16 появились сведения о возможных радиусах до стены в размере 6,4 м, а также о 100% покрытии помещения зоной обнаружения. 6.6.27 изменил расстояния для ИПР: максимум 45 м друг от друга в здании, максимум 100 м вне здания и не более 30 м от ИПР до выхода.

7.1.5 требует, чтобы ЗКПС и зона защиты (пожаротушения и др.) совпадали. В то же время в 7.2.1 есть данные о том, что СОУЭ 1-го и 2-го типов активируется из любой зоны контроля АПС. А СОУЭ 3-5 типов запускается по зонам, определенным во время проектирования.

7.7.6 вносит ясность в активацию противодымной вентиляции (СПДВ). Последняя должна производиться с первым сигналом СПС, УДП СПДВ или АУПТ в выделенной зоне противодымной защиты и работать там же.

7.7.7 определяет, что АПС должна управлять исполнительными устройствами и контролировать их работу. Это касается элементов противодымной защиты и элементов общеобменной вентиляции. По сравнению с предыдущей версией этот пункт изменился незначительно.

Читайте также: