Какими проблемами занимается валеология в школе

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Валеологическое воспитание младших школьников “Уроки здоровья”

Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Решить ее поможет валеология - наука о здоровье. Валеология утверждает, что здоровье каждого человека прежде всего зависит от усилий, которые он прилагает для укрепления своего здоровья, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек нарушает нормы здорового образа жизни (ЗОЖ).

Валеология предлагает нам следующие принципы, на которых строится воспитание здорового образа жизни детей:

1. Системный подход.

- Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально- волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребенка.

-Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий школы и родителей.

2. Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути.

В системе валеологического образования важное значение имеет мотивация, т.е. выработка у школьников интереса к здравосозиданию. В ходе валеологического обучения(в ходе уроков здоровья) могут быть использованы следующие мотивы:

Опознавательные (изучение организма человека и составляющих его здоровья);

Оэстетические (сохранение красивой осанки, хорошего зрения и т.д.);

Осоциальные (профессиональная ориентация школьников);

Огуманистические (проявление заботы о состоянии здоровья в школе и дома) и др.

Ребенок должен хотеть трудиться, не уставая при этом, стараться научиться новому, сохраняя хорошее самочувствие. Решение этой задачи во многом зависит от валеологической подготовки педагогов.

Рассмотрим методы валеологического образования и воспитания в школе.

Первая группа - методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа - методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)

В целом валеология обучения в общеобразовательной школе предполагает учет требований к учебной нагрузке, уровню подготовки учащихся, системе контроля их знаний, умений и навыков. Однако, согласно валеологическим принципам, обучение не должно превращаться в насильственный процесс, способствующий возникновению у школьников дидактоневрозов, хронических заболеваний, усилению уже имеющихся аномалий в здоровье. В этой связи педагог должен отрабатывать практические навыки по формированию, сохранению здоровья учащихся, находить пути, гарантирующие им здоровый образ жизни. Этого он может достичь в ходе правильной, научно обоснованной организации уроков, индивидуализации обучения, личностно-ориентированного подхода к учащимся.

От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Важную роль в сохранении здоровья имеет здоровый образ жизни, основанный на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня, отсутствии вредных привычек.

Дети младшего возраста наиболее восприимчивы к обучающим воздействиям. Поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Опираясь на известные методики Зайцева Г.К. "Расти здоровым"(1-4 кл),мы разработали рабочую программу для проведения уроков здоровья в начальной школе.

Закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки.

Научить детей ответственно относиться к своему здоровью.

Программа валеологического курса для младших школьников “Уроки здоровья”
(I-IV классы).

I класс (8 занятий)

Твоё здоровье – что это?

Я – неповторимый человек.

Твой новый режим дня.

О чём говорят чувства? Твоё настроение.

Кем работает сердечко?

Ешь полезную для здоровья пищу.

Мыло и мыльные пузыри.

Сигнал тревоги (первая помощь).

II класс (12 занятий)

Вкусы и увлечения.

Твоё здоровье и учебная нагрузка.

Как сохранить зрение.

Учусь понимать людей.

Здоровье и питание.

Учусь принимать решение в опасных ситуациях.

Движение – путь к совершенству.

Правда об алкоголе.

Инфекции и их предупреждение.

Как сделать сон полезным. Сон – лучшее лекарство.

Сколько времени можно проводить у телевизора в день?

III класс (16 занятий)

Можешь ли ты уже сам заботиться о своём здоровье?

Влияет ли воздух на моё здоровье?

Мы за здоровой образ жизни.

Когда лень – всё идет через пень.

Чистота и здоровье. Чистота в твоём доме, на твоём рабочем месте.

Чихали мы на простуду. Народные рецепты.

Дружба с природой.

Худощавые дети, избыточный вес.

Умывание и купание.

Почему нельзя пить воду сразу из - под крана?

Здоровье и цветущие растения (аллергия).

Подвижные речевые игры.

Лето красное! Физкульт – привет!

IV класс (20 занятий)

Осанка. Следишь ли ты за своей осанкой?

Хорошее настроение и здоровье.

Улыбка – залог успеха и здоровья.

Хорошее самочувствие: слушаю свой организм.

Цвет и настроение.

Учись сопротивляться давлению

Учись говорить “нет”.

Народные традиции и здоровье.

Что нужно знать о лекарствах.

Аптека на подоконнике.

Остановись – подумай (безопасность).

Знай и будь осторожным.

Витамины рядом с нами.

Почему нельзя ходить без зонта в дождь?

Как правильно загорать?

Экстремальные ситуации. Учусь выбирать правильное решение.

Движение – это жизнь. Учусь распределять физические нагрузки.

Сохраним природу – сохраним здоровье.

В рамках внеурочной деятельности, программа валеологического курса для младших школьников “Уроки здоровья” помогает младшим школьникам

закладывать навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки, задумываться о своём здоровье.

Проводятся беседы, открытые уроки и мероприятия, позволяющие учащимся самим рассказывать и объяснять почему надо смолоду беречь своё здоровье.

hello_html_m659bdd39.jpg

Открытый урок "Сам себе я помогу и здоровье сберегу"

hello_html_530b13ee.jpg

Также нужно не забывать ненавязчиво отрабатывать основы здорового образа жизни и на уроках. Важный момент – это настрой на урок, психологическая установка на работу. Урок можно начать со слов учителя: « Поздороваемся, улыбнемся друг другу, присаживайтесь".Пальчиковые игры. Для младших школьников важно развитие мелкой мускулатуры кистей рук. Перед работой в тетрадях можно проводить небольшой массаж для пальцев.

Задача минуток здоровья – снятие усталости, обретение спокойствия, укрепление позвоночника, стоп, кистей, профилактика близорукости, формирование красивой осанки, снятие застойных явлений, вызываемых долгим сидением за партой, повышение умствен- ной работоспособности и т. д. Это могут быть: двигательно-речевые физкультминутки,

Можно использовать подвижные дидактические игры :

На доске записан пример в 10 или более действий. Все дети считают устно, стоя у доски или в другом, удобном для них месте в классе. Учитель сидит на стуле у противоположной к доске стены. Ученик, решивший пример, подходит к учителю и шепчет ему ответ или записывает на листе бумаги. Если ответ правильный, ученик садится на свое место. Его можно поощрить интересным заданием.

Приёмы включения ваоеологического (здоровьесберегающего) компонента в содержание уроков.

Математика (фрагмент урока)

Математический разбор пословицы (сложение и вычитание).

Учитель приводит как условие задачи русскую народную пословицу:

Вопрос 1. Через сколько часов после подъема рекомендуется завтракать? Ответ : 9 – 5 = 4. Завтракать полезно не ранее, чем через 4 часа после подъема.

Вопрос 2. За сколько часов до сна пословица рекомендует ужинать? Ответ : 9 – 5 = 4. Последний раз нужно есть за 4 часа до сна.

Вопрос 3. Сколько часов составляет нормальная продолжительность сна? Ответ : 9 часов вечера равняется 21 часу; 24 – 21 = 3; 3 + 5 = 8. Учитель напоминает детям, что продолжительность сна в возрасте до 10 лет должна быть 10 часов, т. е. ложиться надо в 9, а вставать можно с 5 до 7. Если выспался, не надо залеживаться в постели.

Данный прием напоминает о соблюдении режима дня и правильном питании, как необходимых условиях здоровья, к соблюдению которых нужно стремиться.

Все вышесказанное приводит к необходимости объединения усилий школы, семьи и здравоохранения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся( что соответствует требованиям ФГОС НОО). На наш взгляд , работа по формированию здорового образа жизни у младших школьников должна проводится во всех учебных заведениях систематически и являться естественным направлением для осмысления учащимися в потребности ведения здорового образа жизни.


Валеология, как наука не стала модной однодневкой, а прочно укрепилась в системе общего образования нашей страны. Хотя не ведется отдельным предметом и не нашла своего места в базе обязательных предметов школы, валеология так или иначе проявляет себя в таких курсах, как ОБЖ, природоведение, биология, экология и даже краеведения.

Уровни жизни и здоровья сегодня рассматриваются как важнейшие условия гуманитарного прогресса и его критерии. Такой подход заставляет рассматривать здоровый образ жизни как сложную динамическую систему, характеризующуюся семейно-бытовой, общественно-трудовой и коммуникативной деятельностью. Сгармонизированность системы зависит от гармонии ее субъектов. Здоровый образ жизни рассматривается как гармония сгармонизированного человека. Здоровый образ жизни не может состоять без знаний человека о себе, о тех закономерных изменениях, которые происходят в физическом и психическом состоянии человека, о влиянии этих изменений на здоровье индивида, его интеллектуальное развитие. Здоровый образ жизни лежит в основе предмета валеологии.

Валеология была задумана как наука, занимающаяся здоровьем человека. В рамках ли медицины или вне ее — покажет будущее, но то, что изучать здоровье, пути возможности его сохранения и укрепления необходимо становиться с каждым днем и желательно с самого раннего возраста. Предмет валеология настолько велик и значим, что заниматься им должны многие специалисты — гигиенисты, физиологи, биологи, психологи, экологи и, конечно, педагоги совместно с родителями.

От ствола общей валеологии уже отделились две ветви. Одна — медицинская валеология, занимающаяся разработкой оздоровительных систем и методов, оценкой их эффективности, вопросами предупреждения старения, активизации резервных и адаптационных возможностей и т. п, вторая ветвь- педагогическая валеология. Находясь в тесной связи с медициной и будучи создана медиками, валеология приняла сейчас очертания педагогической дисциплины. Достаточно задаться вопросом — что же такое валеология: Валеология — это здоровье через образование.

При таком понимании все становится на свои места: заниматься здоровьем надо не только и не столько там, куда люди приходят со своими болезнями, а там, где они обучаются (в детском саду, школе, в колледже, в институте), ибо заботе о здоровье надо научить. И роль учителя отводиться родителям, воспитателям и педагогам.

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения здоровья учащихся еще до того, как они заболеют. И это не исчерпывается профилактическими мероприятиями. Здесь задача более глубокая — выявить тенденции, которые бы поддерживали и развивали стремление человека быть здоровым, реализовать себя наилучшим образом.

Задача педагога — воспитать у ребенка или взрослого потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости. Обучение человека методам восстановления своего здоровья, усилению адаптационных возможностей организма не просто гуманистическая задача. Она имеет и высокое практическое значение поскольку может применяться человеком уже непосредственно в школе, для улучшения усвоения школьного курса.

Итак, содержание предмета валеологии должно быть преимущественно позитивным, то есть в информационно-просветительской работе учителя-валеолога акцент надо делать на разъяснение того, как достичь душевного и физического здоровья, повысить жизнестойкость организма к внешним факторам.

Структура предмета педагогической валеологии.

Педагогическая валеология включает следующие составные части.

I. Теория и практика здорового образа жизни: что надо делать и, в меньшей степени, чего не надо делать, чтобы обрести более крепкого здоровье и сохранить его, максимально используя биологические и психологические возможности.

Стратегия реализации этого раздела: не заставлять человека быть здоровым, не пугать его страшными последствиями вредных привычек, а сформировать желание быть здоровым, воспитать потребность каждодневной целенаправленной деятельности в этом направлении. Если ребенок каждый день занят на тренировках в спортивной секции, на занятиях в музыкальной школе и художественной, то у него не будет времени сидеть в шумной курящей или распивающей спиртные напитки компании.

II. Психологические и педагогические аспекты валеологии. Здесь главная задача — помочь ребенку быть в мире с собой и с другими людьми — это залог и, одновременно свидетельство психического и душевного здоровья. Сейчас справедлива формула: Здоровый дух — здоровое тело. На этом направлении необходимы наиболее тесный контакт и взаимодействие педагога-валеолога и психолога.

III. Приемы и методы саморегуляции процессов и состояний. Неумение владеть организмом уподобляет человека летчику, слабо знающему, как управлять самолетом. Научитесь управлять своим организмом, как самолетом, в котором собираешься полететь: — вот лозунг для этого раздела валеологии. Достигнуть желаемых результатов в состоянии здоровья, обеспечить нужные и полезные психофизиологические реакции принципиально можно следующими способами:

1. Медикаментозно-элементарный способ: с помощью фармакологических препаратов и всего того, что мы съедам или выпиваем. Известно, какое разнообразное воздействие может оказать на человека то, что он ест и пьет. сам прием пищи оказывает на многих успокаивающее воздействие. Этот способ является распространенной причиной избыточного веса и нарушение функций органов.

2. Психорегуляционный способ. Владение способами психической саморегуляции с полным правом должно рассматриваться в качестве неотъемлемого компонента общей культуры человека.

3. Поведенческая саморегуляция. Физические нагрузки, как средство от хандры, водные процедуры замечательно влияют на настроение и общее состояние человека. Отвлечение помогает избавиться от плохого настроения, забыть о боли, провести время с хорошими и интересными людьми, работающими над общей проблемой — укреплением здоровья.

IV. Обязательный раздел педагогической валеологии — влияние обучения на здоровье. Об ухудшающемся от класса к классу состоянии здоровья школьников написано уже много. Поэтому есть необходимость проводить четкую статистику зависимости проведения педагогической валеологии на уроках и вне школы и изменения здоровья ребенка.

Образование должно способствовать укреплению здоровья, а не лишать его.

Ответственность за здоровье и жизнь учащихся в школе несет весь педагогический коллектив. Как избавить детей от информационных перегрузок, от неизбежно и стремительно формирующихся в атмосфере режима и тяжелого психологического климата многих школ, неврозов и психосоматических заболеваний — вот лишь небольшая часть проблем, ответ на которые должны знать педагоги-валеологи.

В течении длительного времени состояние здоровья человека связывали с взаимодействием двух факторов — наследственности и окружающей среды. Изменение среды происходят в направлении, которое угрожает существованию не только самого человека, но и вообще всего живого. Этот вопрос рассматривается на разных уровнях, от локального до глобального.

Основной задачей валеологии в школе является создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни, и естественно, что это возможно сделать лишь с учетом принципов и методов педагогики. С другой стороны, учет валеологических подходов позволяет правильно построить сам педагогический процесс и создать необходимые внешнесредовые условия в школе и дома.

Известно, что система воспитания выступает как механизм и способ воспроизводства общества. Целью валеологического воспитания является формирование здорового человека, способного предельно долго и счастливо жить в обществе. Достижение этой цели возможно при решении как стратегических, так и тактических задач. Стратегическую задачу валеологического воспитания можно представить, с одной стороны, как получение желаемых задатков у ребенка, с другой стороны — как полноценное развитие этих задатков. Тактическая задача валеологического воспитания кроется в формировании у школьника установки на здоровый образ жизни. Перед педагогом стоят очень важные задачи:

- сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам охраны собственного здоровья;

- помочь ребенку осознать, что главная ценность жизни — есть здоровье человека, за которое отвечает сам и сам же обязан поддерживать его в естественном состоянии;

- сформировать профилактическое мышление на здоровый образ жизни;

- дать детям знания по основам личной гигиены, культуры питания, движения, занятиям спорта;

- воспитать чувства ответственности за себя и свою деятельность в Ноосфере;

- включать детей в практическую деятельность, связанную с развитием эмоциональной сферы с изучением основ законов экологии.

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. — М., 1987.

3. Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеолгия в школе. — СПб., 1992.

4. Казначеев В. П. очерки теории и практики экологии человека. — М., 1993.

5. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — Екатеринбург, 1993.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, укрепление здоровья, школа, III, здоровье человека, Основная задача, ребенок.

Похожие статьи

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни.

здоровый образ жизни, культура здоровья, общее образование, формирование, здоровье, формирование культуры безопасности, укрепление здоровья учащихся, укрепление здоровья.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, формирование здорового образа жизни, младший школьник. Одной их важнейших проблем современного образования является проблема сохранения здоровья наций.

Формы и методы работы по формированию у детей здорового.

здоровый образ жизни, Утренняя гимнастика, здоровье сбережения, укрепление здоровья детей, ребенок, Российская Федерация, двигательная деятельность, свежий воздух.

Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях ДОУ

Но реальность такова, что с каждым годом здоровых детей становиться все меньше. Дошкольное образование в своей основе имеет задачи поддержания и укрепления физического здоровья детей.

Составляющие здорового образа жизни младшего школьника

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровье младшего школьника.

Соблюдение комплекса мероприятий, направленных на сохранение, укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.

Укрепление физического и психического здоровья детей.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, здоровым

Этот фундамент состоит из самогофизического здоровья ребенка, из образа жизни семьи: убеждений, стремлений.

– Охрана и укрепление здоровья детей; – Духовное здоровье

Математическая составляющая в формировании здорового.

Здоровый образ жизни — это рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья.

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача.

Ключевые слова: здоровье, здоровьесбережение, здоровый образ жизни. В настоящее время проблемы, связанные со здоровьем, имеют массовый характер и охватывают людей разных возрастов, учащейся молодежи в том числе.

Взаимодействие родителей и детского сада при формировании.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, дошкольный возраст, здоровье.

Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья. Ребенок осознанно и бессознательно копирует свое ближайшее окружение.


Валеологическое воспитание появилось после реформирования отечественной системы образования. Российское законодательство позволило школам самостоятельно внедрять в образовательный и воспитательный процесс инновационные методики. Все чаще меняются учебники, открываются новые возможности для самореализации и самовоспитания подрастающего поколения.

валеологическое воспитание дошкольников

Актуальность проблемы

В последние годы у детей школьного возраста существенно ухудшились острота зрения и осанка. Некоторые родители считают, что их ребенок приходит в образовательное учреждение абсолютно здоровым малышом, а покидает стены школы больным - они думают, что школа является тем местом, где дети лишаются своего здоровья.

На деле есть иные факторы, которые способствуют снижению здоровья детей. Среди них:

  • экономические и социальные проблемы;
  • плохая экология;
  • постоянная работа за компьютером.

Учеными доказано, что внутришкольная среда только на 30% влияет на здоровье детей. Она характеризуется условиями обучения, а также организацией режима рабочего дня и особенностей питания детей.

что такое валеология

Последствия беспечности

Большая часть детей, подростков, взрослых людей несерьезно относится к своему здоровью. Это объясняется установкой на вседозволенность, актуальной в настоящее время в обществе.

Одной из актуальных и серьезных проблем современности является сохранение и укрепление физического здоровья молодого поколения россиян. Огромную тревогу у медицинских работников вызывает состояние здоровья современных детей.

Своевременность использования здоровьесберегающих технологий

Валеологическое воспитание в школе необходимо из-за увеличения количества больных детей. Данная проблема существовала со второй половины восемнадцатого века. В начале прошлого века государство и школа взяли на себя ответственность за здоровье подрастающего поколения, сняв ответственность с общества и с родителей. Именно образовательные учреждения должны были обеспечивать ведение здорового образа жизни. В реальности это невозможно, ведь эта проблема является общественной.

Тема здоровья очень актуальна в наши дни, ведь современные дети не просто ходят в школу за знаниями, они получают там массу болезней, начиная с банальной близорукости и заканчивая гастритом.

эколого-валеологическое воспитание

Научные основы

Валеологическое воспитание - это формирование мировоззрения, которое позволяет детям следить за своим здоровьем. Это является предпосылкой для духовных, материальных и общественных потребностей, то есть здоровье можно считать социальной ценностью.

Воспитание валеологической культуры – проблема государственного уровня, ведь у больной нации нет будущего.

Современные социальные и технические инновации внесли позитивные изменения в существование человека, но они не смогли решить проблем, касающихся здоровья, напротив, они усугубили их.

Эколого-валеологическое воспитание – это одно из важнейших направлений, без которого невозможно сформировать гармонически развитую личность. Из-за недостатка двигательной активности и избыточного высококалорийного питания появляются многочисленные болезни: нарушение обмена веществ, диабет, атеросклероз, невроз, патологии сердечно-сосудистой деятельности. Увеличение объемов информации порождает нервные напряжения, экологические проблемы, создает социальные угрозы.

Все это приводит к росту психологических болезней, наркомании, усугубляет демографический кризис.

Особую опасность вызывает возрастание количества врожденных нервно-психиатрических и физических патологий, так как ухудшение здоровья подрастающего поколения представляет угрозу будущему нации.

Для того чтобы улучшить ситуацию в отношении здоровья населения, важно принимать меры профилактического, экономического и социального характера.

сохранить свое здоровье

Методологические основы здоровьесберегающей стратегии

Необходимо создание оздоровительных общенациональных программ, которые основываются на стратегии здравоохранения, позволяющей совершенствовать механизмы саморегуляции организма.

Валеологическое воспитание - это формирование представлений об укреплении, сохранении, восстановлении здоровья.

Валеология считается одним из 4 направлений науки, которую называют здравоведением. Это интегративная наука, которая появилась на стыке нескольких областей знаний:

  • экологии;
  • биологии;
  • гигиены;
  • медицины.

валеологическое воспитание детей

Объект

Валеологическое воспитание связано с формированием в подрастающем поколении бережного отношения к своему здоровью. Объектом валеологии выступает здоровье человека в любых его проявлениях, в отношениях с окружающей природой и социальной средой. Предметом считают критерии качества здоровья, а также возможности его улучшения. Валеология не ограничивается профилактическими, охранными мероприятиями. Она направлена на созидание здоровья, создание технологий оздоровления и увеличения возможностей организма.

Валеологическое воспитание предполагает повышение адаптации школьников к меняющимся факторам среды.

сохранение здоровья

Основные задачи

Задачи могут быть сформулированы так:

  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, построение на их основе валеологического воспитания и образования;
  • развитие в рамках учебно-воспитательного процесса здоровой личности ребенка;
  • учет наследственности и социальной среды, в которой ребенок развивается и растет;
  • медико-педагогические подходы к ребенку;
  • формирование у школьников интереса к своему здоровью;
  • индивидуализация воспитания и обучения.

Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает обучение их нормам здорового образа жизни. Именно в этот период у малышей формируются четкие стереотипы поведения, которые предопределяют их будущую жизнь.

Воспитание валеологической культуры у дошкольников предполагает знакомство детей с особенностями своего организма.

Предпосылки формирования валеограмотности

Валеологическое воспитание детей позволяет образовательным организациям выполнять социальный заказ общества – воспитывать здоровое поколение россиян.

Плохое здоровье современных детей – результат воздействия не только социальных и экономических факторов, но и ряда организационно-педагогических:

  • несоответствие возрастным и физиологическим особенностям школьников программ и технологий обучения;
  • несоблюдение простейших гигиенических требований к организации воспитательного и образовательного процесса;
  • повышение объема учебной нагрузки и темпа обучения;
  • слишком раннее систематическое дошкольное обучение;
  • невладение педагогами информацией о развитии и охране детского здоровья.

В начале XIX века была выявлена связь между гигиеническими условиями в школе и болезнями: нарушениями осанки, а также близорукостью.

Недостаточное валеологическое воспитание дошкольников, отсутствие удобной мебели в классах, нарушения светового и воздушно-теплового режимов, расписание уроков без учета физиологических особенностей детей - все это приводит к ухудшению здоровья подрастающего поколения.

валеология в детском саду

Методы работы

Валеологическое воспитание дошкольников и детей школьного возраста предполагает применение следующих мотивов:

  • познавательные, касаются изучения человеческого организма;
  • эстетические, способствующие сохранению зрения, красивой осанки;
  • гуманистические, которые связаны с проявлением заботы о состоянии здоровья ребенка дома и в школе/детском саду.

Валеологическое воспитание школьников осуществляется с помощью нескольких методов. Одну группу составляют те приемы, которые способствуют формированию ответственности детей за состояние здоровья. Среди них выделяют убеждение, к примеру, посредством беседы.

Вторую группу составляют практические методы развития динамических стереотипов: соблюдение дисциплины, порядка на уроке, проветривание учебных кабинетов, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

В третью группу включают методы, позволяющие сохранять здоровье детей на занятиях, а также во внеурочное время. К примеру, это могут быть физминутки на уроках, смена деятельности, организация активного отдыха на переменах, проведение дней здоровья, спортивных соревнований и эстафет, туристических походов.

Формирование навыков ЗОЖ

Одной из главных задач педагогического коллектива является укрепление здоровья дошкольников и детей школьного возраста. Для ее выполнения в образовательных организациях должны создаваться специальные программы, направленные на приобщение детей к здоровому образу жизни.

В них выделяют цели, задачи, прописывают методы работы и ожидаемые результаты. В комплексный план, способствующий формированию потребностей у детей в ЗОЖ, можно включать такие разделы:

  • оздоровление детей;
  • функционирование кабинета здоровья;
  • работа оздоровительного летнего лагеря;
  • уроки ОБЖ и ЗОЖ;
  • ведение профилактики вредных привычек;
  • оформление уголков здоровья, выпуск стенгазет;
  • туристические походы, экскурсии;
  • проведение декад здоровья.

Движение – это жизнь и здоровье

Для обеспечения двигательной активности подрастающего поколения в детских садах и школах педагоги проводят физические зарядки до занятий или во время уроков. Обязательными элементами педагогической деятельности являются музыкальные перемены, игры, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения.

На формирование ЗОЖ у детей влияет внеурочная деятельность и работа классного руководителя. Вопросы гигиены и санитарии рассматриваются в рамках классных часов, викторин, конкурсов, тематических декад.

По проблемам, связанным с профилактикой заболеваний школьников, педагоги проводят родительские собрания.

Заключение

Благодаря тесному сотрудничеству учителей–предметников с педагогами физической культуры, медицинскими работниками, психологом, родителями школьников, существенно повышается качество образовательного процесса на базе здоровьесбережения.

Нужно так строить процесс, чтобы, не понижая качество преподавания, сохранить здоровье подрастающего поколения, снизить нагрузку. Внедрение валеологической технологии можно проводить через содержание образования.

Оздоровительная работа в детских садах и школах должна строиться на принципе дифференцированного образования. При этом акценты отдаются мероприятиям, которые направлены на повышение значимости здоровья подрастающего поколения.

Принцип преемственности заключается в оздоровлении дошкольников и детей школьного возраста в течение учебного года, осуществляемом с чередованием разных методов.

Учет здоровьесберегающих факторов при продумывании и проведении воспитательного и образовательного процесса позволяет создавать такой уклад жизни, который способствует комфортному и безопасному нахождению детей в образовательных учреждениях.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии ("валео" - быть здоровым, "логос"- наука) начиная с дошкольного и младшего школьного возраста" поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни . Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось: увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья - с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания - с 15,9 до 17,3%

Валеологию нельзя воспринимать как сугубо медицинский или спортивный курс оздоровления. Рамки ее возможности намного широки , чем эти два, конечно, тоже необходимых направления. Школьная валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и, т.д.

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.

Программа по валеологии включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Методика работы с детьми строится в направлении личностно-юриентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий Уроки содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки - упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.

Содержание уроков наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении. При этом обеспечивается развитие свойственных возрасту видов деятельности и познания и через них постепенно формируются у учащихся качества, присущие школьнику.

Игры, задания, упражнения будут способствовать развитию умений и навыков, которые позволят успешно взаимодействовать с окружающей средой и людьми Дети научатся понимать, при каких условиях среда обитания (жилище, улица) безопасны для жизни и для здоровья. Младшие школьники будут рассматривать свой рост, свое развитие как жизненный процесс, который зависит от разумности и правильности поведения, то есть от того, насколько их образ жизни является здоровым.

Данное планирование составлено в 1-2-х классах в количестве 30 часов, (всего в двух классах 60 часов), по 1 часу в неделю в течение учебного года.

Знания и умения первого года обучения

Краткое содержание уроков первого года обучения.

"Дружи с водой" (2 ч.)

"Забота о глазах" (2 ч.)

Глаза - главные помощники человека. Изучается строение глаза (радужка, роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка.) Проводится опыт по изменению размера зрачка. Выполнение оздоровительной минутки "Гимнастика для глаз".

Слух - большая ценность для человека. Проводится опыт по установлению слуховой чувствительности. Изучается строение уха (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, среднее ухо). Выполнение оздоровительной минутки "Самомассаж ушей".

Зуб - это живой орган. Беседа о молочных и коренных зубах, о зубной щетке. Изучается строение зуба (коронка, корень, шейка). Проводится практикум "чистка зубов".

"Наши руки и ноги" (2 ч)

Проведение бесед о "рабочих инструментах" человека. Знакомство с пословицами и поговорками, в которых говорится о пользе рук и ног. Проведение практических занятий по определению плоскостопия, по срезанию ногтей. Выполнение специальных упражнений при плоскостопии.

Беседа по теме Изучение строения кожи (эпидерма, сальные железы, поры, потовые железы. ). Проведение опыта по проверке чувствительности. Знакомство с правилами ухода за кожей. Проведение оздоровительной минутки: "Солнышко", "Этюд души". Проводится практикум "Первая помощь при ранах, ожогах".

"Наши мышцы, кости и суставы" (2 ч.)

Беседа по теме Объяснение при помощи рисунков, что такое скелет, череп, грудная клетка, мышцы, суставы выполнение упражнений по укреплению мышц, по определению силы мускулов. Знакомство с оказанием первой помощи при повреждении мышц и костей.

"Как следует питаться" (2 ч.)

Изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой Закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды.)

"Как сделать сон полезным?" (2 ч.)

Проводится беседа о пользе здорового сна. Даются советы о восстановлении сна, если нарушился сон.

"Вредные привычки" (4 ч.)

Беседа по теме. Проведение анализа разных ситуаций. Знакомство с помощью наглядных пособий о вреде табака, алкоголя, наркотика. Разыгрывание ситуаций.

"Случайные повреждения и несчастные случаи" (3 ч.)

Беседа о том, отчего могут возникнуть кровотечения, ожоги, мелкие раны. Знакомство с медицинскими вещами, лекарствами и т д Проведение практической работы по оказанию первой помощи при ранах, ожогах.

"Если хочешь быть здоров" (3 ч.)

Беседа о закаливании, обтирании и обливании, о виде микробов. Знакомство с признаками здорового и закаленного человека. Выполнение оздоровительных пауз. Рисование на тему "Мы дружим с физкультурой и спортом"

"Народные игры" (2 ч.)

Знакомство с якутской национальной и русской народной игрой. Игры могут проводиться на свежем воздухе, в зависимости от погоды, в легкой одежде. Повторение оздоровительных пауз.

Читайте также: