Юные музееведы программа внеурочной деятельности начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" ,

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 ­ р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года",

Приказами Министерства общего и профессионального образования Ростовской области.

2. Направленность программы

Она предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Занятия строятся с учетом сочетания работы в классе, посещение экспозиций школьного музея и музеев города, а так же самостоятельной творческой работы учащихся.

3. Вид программы

4. Новизна

Для развития, обучения и воспитания подрастающего поколения исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

5. Актуальность программы

Актуальность данной программы заключается в том, что осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

6. Педагогическая целесообразность

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Главная цель: осуществление воспитания, обучения, развития и социализации школьников средствами музея.

- Создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность;

- Помочь школьникам, проявляющим стремление к освоению профессионального мастерства в музейном деле.

Образовательные: знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области; расширение и углубление знаний учащихся по истории родного края и страны в целом на основе знакомства с материалами музеев;

Формирование исторического сознания;

Формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

Развивающие: приобщение школьников к поисково-исследовательской, творческой деятельности, самостоятельному получению знаний на основе сбора и изучению краеведческого материала; развитие самостоятельности и инициативы, познавательного интереса учеников к изучению истории, развитие культуры речи и увеличение словарного запаса;

Развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

Воспитательные: воспитание у учащихся уважения к историческому прошлому своего народа, ответственности за судьбу родного края и страны; формирование толерантности, уважения к истории, культуре, традициям различных народов, активной жизненной позиции.

Воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

9. Адресат программы

Данная рабочая программа носит научно-познавательный характер и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с учащимися 7 класса. Занятия проходят во внеурочное время два раза в неделю, и осуществляют взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования.

10. Объем программы

Общее количество часов в год – 72 часа

Количество часов в неделю – 2 часа.

Периодичность занятий – 2 раза в неделю по 45 минут.

11. Форма организации образовательного процесса.

Данная программа предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и др.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

12. Ожидаемые результаты

В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний основам музейного дела, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере: воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.

3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

В результате изучения курса ученики

Должны знать:

Быт и нравы XIX века, историю музейного дела, ведущие музеи города и области, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Должны уметь:

Общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации, диагностики, контроля

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Беседа, поиск информации в сети Интернет

Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев.

История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Просмотр видеофильмов, поиск материала

История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Просмотр видеофильмов, поиск материала

Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный музей боевой славы

Беседа, поиск материала

Фонды музея. Работа с фондами.

Работа с экспонатами

Составление учетной карточки фондов музея

Музейная экспозиция и её виды

Распределение экспозиций и поиск материала

Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее;

Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

Работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

Организация краеведческой работы в экспедициях

Самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

Подготовка и проведение итогового мероприятия

Подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

2. Что такое музей? Музееведение как научная дис­циплина

Права и обязанности юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социаль­ные функции музеев

Школьный музей боевой славы на современном этапе развития. Структура школьного музея боевой славы и дея­тельность его подразделений.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краевед­ческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекцио­нирование (от Античности до конца XVIII в.)

Начало коллекционирования древностей. Коллекциониро­вание в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное кол­лекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Каби­неты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты XVI—XVI] вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в XVIII в. Формирование кон­цепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Вели­кобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях мира;

5. История музейного дела в России. Коллекциони­рование (конец XVII — первая половина XIX в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 — первой четверти 18 в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и науч­ных учреждений.

Коллекционирование в России в конце XVIII — первой половине XIX в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об из­вестных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство че­рез них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей), защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школь­ный музей боевой славы.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы клас­сификации музеев в Российской Федерации. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодей­ствие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный музей боевой славы как специфическая обра­зовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного музея (планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о дея­тельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании дея­тельности школьного музея и составлении отчёта о выполне­нии плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами

Практическая работа : знакомство с фондами школь­ного краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея.

8. Музейная экспозиция и её виды

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисто­рические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-запо­ведники, музеи под открытым небом и т. д.) Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиций школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа : участие в подготовке тематичес­кой экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятель­ность музея

Музеи как современные научные и поисково-исследова­тельские центры. Основные направления научно-исследова­тельской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-психологические исследования; исследо­вания в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного музея боевой славы.

Практическая работа: участие в поисково-исследова­тельской деятельности школьного музея боевой славы в со­ответствии с тематикой и планом его деятельности; выполне­ние индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематичес­кой выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание; посещение совместно с родителями выставки в своём городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея Культурно-образовательная деятельность музея и её основ­ные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образова­тельной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и зани­мательность, учёт возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятель­ности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсовода и т. д.).

12. Научно-исследовательская и поисковая деятель­ность музея

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы; экспедиции; работа в библиотеке, государственном музее, архиве; встречи с участниками исто­рических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Тре­бования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и её проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками истори­ческих событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов: документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполне­ния индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуально­го краеведческого исследования непосредственно в экспеди­ции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия Подведение итогов обучения. Совместный анализ дея­тельности каждого участника экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и на­выков обучающихся; подготовка докладов; оформление экс­позиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конфе­ренции по итогам летней экспедиции

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Юрьевская средняя общеобразовательная школа.

Программа внеурочной деятельности

Возрастная категория 2-4 классы.

Войтюховская Лидия Александровна.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория.

Пояснительная записка.

Цель программы: приобщить детей к миру прекрасного, познакомить их с историческими ценностями, с особенностями музейной работы, содействовать приобщению детей к историческому наследию села, края, Отечества.

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области (краеведческим, художественным, историческим);

- развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

- развитие самостоятельности и инициативы;

- развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей;

- воспитывать любовь и уважение к прошлому своего региона, к истории своей семьи, своего народа, Отечества.

Помочь подрастающему поколению в решении этих задач сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Особое место в современных образовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания этой программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознания, литературы, географии, биологии, экологии, и др…

В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей , оформление экспозиций и выставок должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой деятельности руководителя школьного краеведческого музея и учащихся.

Значительное число занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая собственный творческий проект ( выставку, маршрут экскурсии. Научно- исследовательскую работу), школьник раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Обучение может осуществляться в форме сюжетных игр, музейных уроков, экскурсий, практической работы с фондами школьного музея, экспедиций. Особая музейная среда расширяет и оживляет процесс познания истории, а занятия, проходящие в форме игры, дают возможность детям совершить увлекательное путешествие в прошлое страны, познакомиться с бытом и нравами наших далёких предков, погрузиться в атмосферу сказок, старинных обрядов и фольклора.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностные УУД:

формирование основ гражданской идентичности личности:

сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированность учебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

Регулятивные УУД:

целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

— работать с источниками разных типов: как с вещественными, так и с письменными, устными и информационными источниками;

— находить и осуществлять отбор нужной информации;

— анализировать источники по заданным критериям;

— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

— наблюдать, описывать, строить тексты, отвечать на вопросы;

— находить причины и следствия событий, происходящих в историко-географическом пространстве;

— сравнивать свой образ жизни с образом жизни людей, живших в другом времени или в другом географическом пространстве;

— выделять общее и частное в поведении людей и явлениях культуры;

— вести записи при работе с документами.

По окончании курса дети должны знать: историю музейного дела, ведущие музеи мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внёсших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны уметь: общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Ожидаемые результаты:

-школьники получат опыт научно-исследовательской работы, возможность включиться в социально значимую деятельность по сохранению историко-культурного наследия школы.

- примут участие в реализации социально-значимых проектов, проводимых в учебном учреждении.

- умение вести экскурсии и организовывать музейную работу.

Содержание программы.

Поисково-исследовательская работа в музее.

Планирование, подготовка и проведение поисково - собирательской работы. Основные формы поисково - исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование, поиск и сбор экспонатов). Поиск, изучение по первоисточникам. Общие правила оформления и заполнения документов.

Музейные фонды и работа с ними . Знакомство со школьным музеем или экспозицией. Виртуальная экскурсия по музеям России, мира. Определение понятий фонды, изучение музейных фондов, музейный предмет, экспонат. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Знакомство с фондами школьного музея; составление учётной карточки экспоната школьного музея. Научная организация фондов музеев. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Исторические источники в музее. Часы программы даны условно, так как многие разделы программы даются интегрированно. Шифрование предметов. Основной и вспомогательный фонды музея. Включение материалов в фонд музея. Сохранность предметов в экспозиции школьного музея. Хранение предметов в фондах.

Экспозиционно-выставочная работа. Тезаурус: вернисаж, музей, выставка, выставочная деятельность музея, экскурсия, экскурсовод, экспозиция, экспонат, документ, реликвия, музейная экспозиция, экс

позиционный материал. Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, указатели и др.). Экспозиции (постоянные, временные, тематические) в музеях.

Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинами памятным датам. Проектирование и подготовка экспозиции для класса, для школы. Какие бывают экспонаты? Экспонат в экспозиции музея. Задачи и функции выставки школьного музея и классных экспозиций. Классификация выставок. Организация выставок в школьном музее и классе (стационарные, переносные).

Формы творческих работ (отзыв, рисунок, сочинение, доклад, реферат, презентация и др.). Планирование, подготовка и реализация творческой работы. Представление творческих работ, проектов, оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильмов; проведение школьной конференции по итогам музейной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса Музейные уроки. Программа “Юные музееведы ” рассчитана для обучающихся 7-11 лет. Срок реализации 4 года: 1 класс- 33 часа в год (1 час в неделю), 2-4 классы - 34 часа в год (1 час в неделю).

Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Особое место в современных общеобразовательных учреждениях России отводится школьным краеведческим музеям, которые призваны комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы, расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов изобразительного искусства, природоведения, литературы и др. В условиях партнёрского общения обучающихся и педагога , открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлечённых общим делом. Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной мере повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико - экспозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу ), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

Программа определяет основной круг музееведческих вопросов и предлагает их как предмет специального изучения для актива школьного музея, что расширяет общий кругозор и знания, дает представление о музейной деятельности. Позволяет получить начальные профессиональные навыки музейного дела.

Программа исходит из положения о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности. Каждый активист школьного музея должен знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы. Программа предусматривает изучение данных вопросов как необходимого условия для углубления расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.

Большое внимание в программе уделено экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в коллективе музея, в их деятельности находит концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная пропаганда в школе тесно связана с экспозицией музея, с поисковой работой, с другими видами внеклассных мероприятий.

Актуальность данной программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

Новизна данной программы заключается в том, что, работая по ФГОС второго поколения, главным направлением которого является развитие потенциала личности, одной из проблем для современного подростка является проблема выбора будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

познакомить учащихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России;

дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;

побудить учащихся к созидательной деятельности;

Курс будет способствовать расширению кругозора школьников и социализации личности.

Принципы построения программы:

Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)

Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)

Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)

Принцип интеграции и дифференциации обучения

Принцип взаимодействия человека с музейной средой (краеведческий принцип)

Задачи программы:

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города

и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

развитие самостоятельности и инициативы.

составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.

воспитание патриотизма, гражданственности;

формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

способствование формированию коммуникативной культуры;

развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.


Настоящая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с обучающимися 8 класса. Срок реализации программы 1 год, количество часов – 34 (1 час в неделю).

- знакомство с историей музейного дела и с основными музеями города и области ( краеведческим, художественным, историческим, мемориальным и др.);

развитие способностей к поисково - исследовательской, творческой деятельности;

развитие самостоятельности и инициативы.

составление целостного представления о многогранности музейного мира и профессии музеолога;

исследование на практике собственных познавательных интересов, способностей;

интегрирование полученных в школе знаний на качественно новом уровне.

воспитание патриотизма, гражданственности;

формирование чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;

способствование формированию коммуникативной культуры;

развитие навыков самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;

совершенствование умений в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

У учащихся будет формироваться:

- чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и

потребность сохранить для других поколений исторические, материальные,

художественные и культурные ценности;

- интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

– ценностно-смысловых установок, отражающих их индивидуально-личностные

позиции, социальные компетенции, личностные качества;

– способности к саморазвитию, готовности к обучению через всю жизнь.

– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со

сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,

использовать разные способы взаимодействия учащихся и общие методы работы;

– находить и обрабатывать информацию;

– анализировать объекты, выделять главное;

– работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать

партнёра, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

– использовать разнообразные формы работы с информацией: поиск (включая

дополнительные источники), обобщение, выделение главного.

Учащиеся получат возможность научиться:

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

прогнозировать и оценивать конечный результат;

- описывать конкретные экспонаты и события;

- правильно задавать вопросы респондентам;

- ориентироваться в музейной терминологии;

- определять особенности становления музеев в России и в мире в различные

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- заполнять бланки музейной документации по работе с фондами;

- проектировать простую экспозицию;

- комплектовать материал для выставки;

- составлять текст экскурсии к выставке;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие

Учащиеся получат возможность научиться:

- формировать и оформлять экспозицию семейного (классного) музея;

- готовить и проводить экскурсии по своему семейному (классному) музею.

Формы проведения занятий:

- викторины на знание понятий и терминов музееведения;

- экскурсии в музеи, архив;

- виртуальные экскурсии по известным мировым музеям;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- проектная деятельность (защита индивидуального краеведческого проекта);

- разработка и проведение мини-экскурсии по одному из разделов музейной

экспозиции или рассказ об одном экспонате;

- работа в библиотеке;

- встречи с интересными людьми города, района, школы;

Словесный: объяснение нового материала, обзорный рассказ для раскрытия новой темы, беседы с учащимися в процессе изучения темы.

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов музейного значения, технических средств.

Практический: работа с бланками (постановка на учет, хранение, движение

музейных предметов), с письменными и вещественными источниками из музейного фонда; создание музейных экспонатов своими руками.

Игровой: создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой ребятам предлагается найти выход.

Исследовательский: выполнение детьми определенных исследовательских заданий во время занятия.

Проектный: работа учащихся над индивидуальным краеведческим проектом.

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти.

Чтобы ребенок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты.

Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.

Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

Программа имеет интегрированный характер.

При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, изобразительного искусства, обществознании, литературы, географии, биологии, экологии, химии, физики и д.р.

В условиях партнерского общения обучающихся и педагога открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Широкое использование аудиовизуальной и компьютерной техники может в значительной степени повысить эффективность самостоятельной работы детей в процессе поисково-исследовательской работы в школьном краеведческом музее.

Разработка наглядных пособий, различных моделей и муляжей, оформление экспозиций и выставок, музейного оборудования должны производиться с привлечением возможностей информационных компьютерных технологий, что может быть предметом совместной творческой работой руководителя школьного краеведческого музея и детей.

Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой и художественным оформлением, а также просмотр видеофильмов, содержащих информацию о крупнейших музейных собраниях России и Европы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематическо-экпозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу) школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.

По окончании обучения по программе дети должны ЗНАТЬ историю музейного дела, ведущие музей мира, жизнь и деятельность выдающихся людей, внесших вклад в развитие музейного дела, основы музееведческой деятельности, методику проведения поисково-исследовательской работы, основные термины, применяемые в музейном деле.

Выпускники должны УМЕТЬ общаться с людьми, вести музейные краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный краеведческий материал, оформлять его и хранить, вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу.

Содержание курса.

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Основные понятия и термины в музейном деле (музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и др.). Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений.

Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина.

Современное понимание термина «музееведение. Законодательные акты, регулирующие музейное дело в РФ. Положение о музее в образовательном учреждении. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов.

3. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев.

Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей своего города или района; домашнее задание: по итогам экскурсии определить в своей рабочей тетради социальные функции музея.

4. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования древностей. Коллекционирование в античную эпоху. Древняя Греция: святилища, храмы, пинакотеки. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование).

Исторические предпосылки возникновения музеев. Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры). Естественно-научные кабинеты 16-17в.в. Художественное коллекционирование в 17 веке. Зарождение науки музеографии.

Западноевропейские музеи в 18 веке. Формирование концепции публичного музея. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Италии, Франции.

5. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.в.)

Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 - первой четверти 18 в.в. Кунсткамера в Санкт-Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Иркутский музеум.

Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.в.

Практическая работа: просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны; поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями; домашнее задание: самостоятельная подготовка проектной работы об одном из известных музеев России (по выбору детей). Защита проекта.

6. Музейная сеть и классификация музеев. Школьный краеведческий музей.

Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в РФ. Частные музеи и музеи, созданные на общественных началах. Взаимодействие государственных музеев с частными и общественными.

Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея. План работы школьного краеведческого музея (планы образовательной, экскурсионной , воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея.

Практическая работа: участие в планировании деятельности школьного музея и составление отчета о выполнении плана работы.

7. Фонды музея. Работа с фондами.

Практическая работа: знакомство с фондами школьного краеведческого музея; составление учетной карточки экспоната школьного музея.

8. Музейная экспозиция и ее виды.

Особенности экспозиций разных групп музеев (общеисторические музеи, исторические отделы краеведческих музеев, художественные музеи, этнографические музеи, музеи-заповедники, музеи под открытым небом др.)

Экспозиции постоянные, временные, тематические в школьном краеведческом музее. Обновление экспозиции школьного краеведческого музея. Тематические экспозиции музея по учебным дисциплинам и к памятным датам.

Практическая работа: участие в подготовке тематической экспозиции школьного музея по учебным дисциплинам (предметная неделя) и к памятной дате.

9. Поисково-исследовательская и научная деятельность.

Музеи как современные научные и поисково-исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, социально-педагогические исследования; исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

Поисково-исследовательская деятельность школьного краеведческого музея.

Практическая работа: в поисково-исследовательской деятельности школьного краеведческого музея в соответствии с тематикой и планом его деятельности; выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания.

10. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

Практическая работа: участие в подготовке тематической выставки в школьном краеведческом музее; домашнее задание: посещение совместно с родителями выставки в своем городе или районе, составление паспорта выставки.

11. Культурно-образовательная деятельность музея.

Культурно-образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели, задачи, и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников, опора на экспозицию.

Экскурсия как основная форма образовательной деятельности. Объекты образовательных экскурсий. Особенности культурно-образовательной деятельности школьного музея.

Практическая работа: выполнение индивидуальных поисково-исследовательских краеведческих заданий в ходе экскурсии в музей (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции, формирование вопросов по проблеме для экскурсоводов и т.д.)

12. Научно-исследовательская и поисковая деятельность музея.

Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской работы учащихся (краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, государственном музее, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов).

Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования.

Практическая работа: составление программы поисково-собирательской деятельности и ее проведение; овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, архиве; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

13. Организация краеведческой работы в экспедициях.

Требования по обеспечению личной гигиены и техники безопасности в экспедиции.

Практическая работа: составление программы выполнения индивидуального краеведческого задания в экспедиции; оформление (ведение, заполнение) дневника индивидуального краеведческого исследования непосредственно в экспедиции; самоанализ результатов выполнения индивидуального краеведческого задания.

14. Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого ученика экспедиции, его вклада в общее дело.

Практическая работа: проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов; оформление экспозиций и выставок; подготовка презентационных материалов и видеофильма; проведение школьной краеведческой конференции по итогам летней экспедиции.

Читайте также: