Токарева кошка на дороге план урока

Обновлено: 07.07.2024

Исабаева Базар Тайлақбаевна, учитель русского языка и литературы, ГКУ "Средняя школа имени Мусабек Сенгирбаева с МДШО", Алматинская область, Балхашский район, село Баканас.

Корни поступка в сердечности и доброте (по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге")

Живой мир вокруг нас

Дата: 9.10

ФИО учителя: Исабаева Базар Тайлакбаевна

Класс: 6 Б

Участвовали:

Корни поступка в сердечности и доброте

(по рассказу В.Токаревой "Кошка на дороге")

Учебные цели для достижения на этом уроке

С.5. прогнозировать содержание текста по ключевым словам;

Г.4. создавать высказывание (описание, повествование, рассуждение) с опорой на ключевые слова или план

ИЯЕ.2.2 использовать простые и сложные предложения, выражающие определительные, изъяснительные, временные, целевые, причинно-следственные отношения.

Языковые цели

Термины: ПОПС-формула, сложные предложения.

Слова и словосочетания урока: прилаг.: тощая, свирепое лицо

голодный желудок, короткие передышки, благородная личность; глаголы: орать, морду извлекла, перегружать желудок, заробел

насмешливо восхитился, опустила морду, насмешливо восхитился, перегружать желудок; сущ.: морда, совесть, сук, бессовестность

Привитие ценностей

На основе лексического материала урока способствовать воспитанию нравственных качеств, пробудить желание к добрым и ответственным поступкам

Межпредметная связь

Виды запланированных упражнений на уроке

Орг. Момент. Приветствие, психологический настрой на урок.

Обьявление темы урока и ее цели.

До прослушивания текста.

Мы познакомимся с рассказом Н. Токаревой "Кошка на дороге", где автор на примере поступка одного персонажа помогает раскрыть суть данного выражения .

  • Можно ли догадаться о содержании рассказа по заголовку? (о кошке на дороге, которой нужно было помочь)

Соответствует значению

свирепое лицо

честный, правилный, справедливый

голодный желудок

пустой желудок

короткие передышки

благородная личность

очень худая

соответствует значению

извлекла морду

вытащил морду

перегружать желудок

Застеснялся, засмущался

восхитился насмешливо

удивился с насмешкой

соответствует значению

боковой отросток ствола

передняя часть головы животного

нечестность,

бессовестность

ответственноть за сое поведение

ФО. Самооценивание групп по верному варианту на слайде.

Прослушивание текста с остановками и прогнозирование его продолжения по ключевым моментам.

  • Прослушайте внимательно текст;
  • После каждой остановки, дайте свои предположения о дальнейщем развитии действия.

1-часть. Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, раздумывая, какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаза и принялась орать. Не мяукать, а именно орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше. - Чего это она? - удивленно спросил Климов у проходящей мимо старушки. - Жрать хочет, спокойно объяснила старушка, не останавливаясь. - Что же мне с тобой делать? - вслух подумал Климов.

- Так, что же Климов сделал с кошкой?

( КР. учащиеся высказывают свои предположения)

- Что же мне с тобой делать? - вслух подумал Климов и вслух же решил: - Ну ладно. Пошли. -Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Возле корпуса Климов обернулся к кошке и сказал: - Подожди, я сейчас. Кошка села и стала ждать. Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю с едой . Кошка опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока все не съела . Наконец кошка извлекла морду из кастрюли и посмотрела на Климова. - Еще? - спросил Климов. Кошка молчала. Продолжала глядеть. Климов принес вторую кастрюлю. Из корпуса вышла старушка, соседка Климова. - Вторую кастрюлю ест, насмешливо восхитился Климов.

Как вы думаете, что на это ответила старушка Климову? Почему?

- Вторую кастрюлю ест, насмешливо восхитился Климов. - Она же лопнет. -Старушка удивленно раскрыла глаза. - Разве можно так перегружать голодный желудок?

- Чья кошка? - строго Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка. - Ничья. - А как она сюда попала? - Я принес,- сознался Климов и почему-то заробел. - Не вздумайте оставлять ее здесь. Ее собаки разорвут. И не вздумайте брать ее в номер. У нас в помещении животные запрещены.

Как поступит Климов, что он сделает с кошкой ? Почему вы так думаете?

4 -часть: Климов вздохнул, поднял кошку с земли, посадил ее на плечо и пошел обратно.. На развилке трех дорог он снял кошку с плеча, поставил ее на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал: - Не ходи за мной. Ты же все слышала. - Он ускорил шаг, она тоже ускорила шаг. - А ну иди отсюда! - Климов сделал свирепое лицо и затопал ногами, как бы побежал на кошку, хотя оставался на месте. Климов прекратил бег на месте, повернулся и пошел. Кошка подумала и пошла за Климовым, соблюдая, однако, дистанцию. Климов оглянулся и заключил: - Ни стыда, ни совести. А еще кошка. Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого. Климов поднял с земли небольшой черный сук и метнул в кошку. Кошка отскочила, давая дорогу летящему предмету. Посмотрела на сук, потом на Климова, и ее в глазах легко было прочитать: "Какой же ты под л ец!". - И очень хорошо,- сказал Климов и пошел дальше. Д еликатная старушка уже сидела за столом. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску. - А где ваша кошка? - спросила старушка. - Я ее обратно отнес,- ответил Климов. - Куда? - не поняла старушка. - На дорогу. - Вы бросили ее на дороге? - удивилось старушка. - А куда я ее дену? - в свою очередь удивился Климов. - Что значит "дену"? Вы говорите о живом существе, как о вещи. Климов перестал есть. - Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку?

- Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца, или не участвовать совсем. - Да. Но это не имеет отношение к кошкам. - Вы не правы. Кошка - очень личностный зверь. Климов понял, что ему не хочется сидеть со старушкой, поднялся из-за стола и пошел в свою комнату. Он посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе послеобеденный сон. Когда он открыл глаза, было три часа. Климов встал, оделся и вышел на улицу. Он остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась. Сердце Климову сильно стучало. Ему стало жарко от прилива горячей благодарности. Значит, кошка верно оценила его душевные ресурсы. Значит, это действительно личностный зверь: ведь чем благороднее личность, тем больше добра предполагает она в других. Благородство одного рождает благородство в партнере. Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь.

Почему, из-за чего такая реакция?

5-часть: Это была не кошка. Это был сук - тот самый, который он в неё бросил. Климов стоял и слушал в себе опустошение. В этом опустошении трудно, будто вхолостую, билось сердце.

После прослушивания

ИЕЯ-5. Использовать простые и сложные предложения, выражающие причинно-следственные отношения.

Задание Ответьте на вопросы, использовав сложные предложения

І гр.: Почему Климову пришлось отвести кошку обратно в лес?

ІІІ гр. Вспомните, когда и сколько раз Климов оказывался на перекрестке трех дорог? Как вы думаете, почему автор возвращает своего героя к этому перекрестку?

Дифференциация: А – ученикам с низким уровнем обученности предлагаются ключ.слова и образец; Б – со средним уровнем - только ключевые слова; С – нет поддержки

ОС. Пары отвечачают на свой вопрос, аргументируя свои ответы.

Г4. .Задание Создавать высказывания (рассуждение) по ПОПС-формуле с опорой на ключевые слова: Как вы понимаете выражения:

І гр.: Отсутствие совести у одного рождает бессовестность у другого.

ІІ гр.: Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца, или не участвовать совсем.

ІІІ гр.: Благородство одного рождает благородство в партнере.

Действия учащихся, их ответы на вопросы формативно оцениваются учителем, учащимися; дается обратная связь.

Критерий оценивания

Дескрипторы

Создают высказывание (рассуждение) по ПОПС-формуле

1.Называют позицию;

2.Объясняют, называет причины;

3.Приводят пример;

4.Делают вывд, следствие

Ответы учащихся свидетельствует о степени восприятия текста, понимание авторского замысла.

при встрече с кошкой,. во время кормления кошки

после замечания старушки-соседки во время кормления кошки, после замечания сестры-хозяйки Елены Дмитриевны, когда он кошку отвел обратно в лес, после встречи с соседкой за столом, когда он второй раз оказался на перекрестке трех дорог, когда сук он принял за кошку, когда он увидел, что это была не кошка

Какие чувства и настроение возникли у вас после знакомства с этим рассказом?

Цель урока: побуждение учащихся по-новому взглянуть на проблемы доброты, благородства по отношению к окружающим.

Задачи урока:

  • развить у учащихся умения «талантливого читателя: а) умение прогнозировать содержание произведения по заголовку; б) умение вести диалог с автором;

самостоятельно формулировать вопросы по ходу чтения; высказывать предположение о дальнейшем развитии действия;

— воспитать потребность наслаждаться процессом чтения, внимание к авторскому слову.

Материал для учителя

Методические рекомендации

Работа над текстом важна как с точки зрения воспитания, так и обучения. Текст рассчитан на то, чтобы вызвать у ученика эмоциональный отклик, согласие (или несогласие) с изложенным. Поэтому заметное место в беседе должно быть отведено обсуждению содержания рассказа, его основной мысли, выводов. В этом и проявится воспитательный смысл работы над текстом.

Примерное содержание работы, связанной с анализом текста:

(анализ структуры текста состоит из 3-х частей)

На пороге текста.

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на довольно сложные вопросы: почему так важно понимать другого человека? В чем проявляется это умение?

Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая. Какую из трех дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаз, еле умещающиеся на треугольнике морды, и принялась орать. Не мяукать, а именно орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше.

  • Чего это она?- удивленно спросил Климов у проходящей мимо бабы.
  • Жрать хочет,- спокойно объяснила баба, не останавливаясь.
  • Что же мне с тобой делать? — вслух подумал Климов и вслух же решил:
  • Ну ладно. Пошли.
  • Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Подошла к санаторию. Возле корпуса Климов обернулся к кошке и сказал:
  • Подожди, я сейчас.

Кошка села и стала ждать.

Климов вошел в столовую и разыскал официантку Лиду.

Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю, волнуясь и одновременно ликуя от предстоящей кошкиной радости. Но кошка никакой радости не обнаружила. Она деловито опустила морду в кастрюлю и не подняла ее до тех пор, пока все не съела и не вылизала кастрюлю до стерильной чистоты.

Кошка молчала. Продолжала глядеть. Климов пошел к Лиде.

Из корпуса вышла старушка, соседка Климова.

  • Вторую кастрюлю ест,- насмешливо восхитился Климов.
  • Она же лопнет…- Старушка удивленно раскрыла глаза.- Разве можно так перегружать голодный желудок?
  • Чья кошка?- строго спросила Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка.
  • Ничья.
  • А как она сюда попала?
  • Я принес,- сознался Климов и почему-то заробел.
  • Не вздумайте оставлять ее здесь. Ее собаки разорвут. И не вздумайте брать ее в номер. У нас в помещении животные запрещены.

Климов вздохнул, поднял кошку с земли, посадил ее на плечо и пошел обратно. На развилку трех дорог. На развилке он снял кошку с плеча, поставил ее на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал:

  • Не ходи за мной. Ты же все слышала.

Он ускорил шаг, но кошка тоже ускорила шаг.

  • А ну иди отсюда! – Климов сделал свирепое лицо и затопал ногами, как бы побежал на кошку, хотя оставался на месте.

Климов прекратил бег на месте, повернулся и пошел. Кошка подумала и пошла за Климовым, соблюдая, однако, дистанцию.

Климов оглянулся и заключил:

  • Ни стыда, ни совести… А еще кошка.
  • И очень хорошо,- сказал Климов и пошел дальше.

Деликатная старушка уже сидела за столом. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску.

Климов перестал есть.

  • Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку?
  • Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем.
  • Да. Но это не имеет отношения к кошкам.
  • Вы не правы. Кошка – очень личностный зверь. Вы даже не представляете себе, что такое кошка. Она связана с Луной. Как море.

Климов понял, что ему не хочется сидеть со старушкой, поднялся из-за стола и пошел в свою комнату.

Климов посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе послеобеденный сон. Когда он открыл глаза, было три часа ночи. Климов встал, оделся и вышел на улицу.

Климов остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Он стал смотреть по сторонам, ощупывая глазами каждый метр светлой от снега земли. Сердце его сильно стучало.

Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась.

Климову стало жарко от прилива горячей благодарности. Значит, кошка верно оценила его душевные ресурсы. Значит, это действительно личностный зверь: ведь чем благороднее личность, тем больше добра предполагает она в других. Благородство одного рождает благородство в партнере. Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь.

Это была не кошка. Это был сук – тот самый, который он в нее бросил.

Климов стоял и слушал в себе опустошение. В этом опустошении гулко трудно, будто вхолостую, билось сердце.

Прочитайте название рассказа. Можно ли догадаться о содержании рассказа по заголовку? ( Вероятно, это рассказ о кошке, которая по каким-то причинам, по чьей-то вине оказалась на улице, в незнакомой стороне).

Читая рассказ, мы будем по ходу чтения задавать вопросы, отвечать на них и высказать свои предположения о содержании следующих частей произведения.

Итак, нам помогут вопросы:

О чем можно догадаться?

Почему автор так говорит?

Как помогают нам следить за развитием действия авторские комментарии, оценки? Что из этого следует?

(вопросы записаны на доске).

Методический комментарий:

Текст делится на 7 смысловых частей. После чтения каждой части учащиеся задают вопросы и отвечают на них. При необходимости вопросы может задавать и учитель. После этого высказываются предположения о развитии действия. Ниже приводятся фрагменты дидактического этапа урока.

Диалог с автором

  1. После чтения учащимся были предложены задания, связанные с психологической интерпретацией произведения на уровне определения чувств, настроений, переживаний, которые возникли у них в ходе чтения. Например: — какие чувства и настроение возникли у вас после чтения? ( Жалость, грусть, сожаление).

Над чем заставил задуматься этот рассказ? ( Над тем, как важно понимать других, иметь свое суждение и мнение).

Как автор относится к своему герою? Как относитесь к нему вы? ( Автор не проявляет особых чувств по отношению к герою, он ему предоставляет в двух случаях право выбора, испытывает его).

Ответы учащихся свидетельствуют об их способности глубоко вчитываться в текст, проникать в авторский замысел.

В качестве домашнего задания можно предложить написать эссе, мини-сочинение по теме: Климов глазами кошки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Разработка урока по родной литературе в 5 классе

Цель : создать условия для понимания смысла рассказа и сопоставления позиции автора с собственной, формирования ответственности за принятые решения.

- учащиеся смогут развить навыки анализа, прогнозировать действия героев, сопоставлять позиции героев, сравнивать и обобщать, аргументировать позиции;

- при работе в парах, группе ученики смогут развивать коммуникативные навыки, умения слушать и слышать друг друга, соблюдать правила дискуссии, выскажут свои аргументы в защиту своих позиций.

Проблема: Надо ли принимать участие в другой судьбе?

Ожидаемый результат :

В процессе работы над текстом обучающиеся сделают:

- анализ текста через применение различных стратегий чтения и письма;

-составят таблицы, дневник двойной записи, дискуссионную карту, диаграмму Венна;

-составят прогноз развития действия.

Материалы к уроку:

Индивидуальные тексты с обозначением частей для поэтапного чтения, бумага для занесения результатов группового обсуждения, маркеры, возможно музыкальное сопровождение для эффективного письма, видеоматериалы к уроку.

1. Мотивация ( Evocation ).

- Работа над эссе от имени любимого домашнего животного . Лучшие эссе от группы или по желанию обучающихся зачитываются на авторском стуле.

(Методика реализации приёма : Текст разбивается учителем на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают текст и останавливаются в определённом месте (по усмотрению учителя это может быть многоточие в середине предложения или конец абзаца). Затем учитель задаёт вопросы о дальнейшем развитии мысли. (Как вы считаете, о чём пойдёт речь в тексте дальше?). Ученики высказывают свои суждения, читают текст дальше и сопоставляют свои предположения с прочитанным. Здесь следует выслушать всех, так как это своего рода анализ произведения. (Текст, с которым работают ребята, можно прикрыть чистым листом, чтобы ученики не видели продолжение). Учителю следует продумать вопросы, чтобы учащиеся смогли сделать самые разные предположения).

Инструкция учителя по чтению частей.

Чтение 1 части (см.Приложение).

Конференция по чтению:

-В чем суть рассказа?

-Что вы увидели, услышали и почувствовали при чтении этой части?

- Как вы думаете, как поступит герой? Что дает вам право так думать?

( Каждый вопрос обдумывается поэтапно индивидуально, в паре, в группе).

Чтение 2 части.

- Анализ части через составление таблицы сравнения.

Чтение 3 части.

Конференция по данной части.

- Почему Климов повел себя так?

-Что плохого и что хорошего в этом поступке? Что дает вам право судить так?

-Какие вопросы вы задали бы автору, героям рассказа?

Чтение 4 части.

* Конференция по прочитанному .

-В чем суть рассказа сейчас?

-Изменился ли ваш взгляд?

Дискуссионная карта заполняется учителем или его помощником на доске после выступления спикеров по позициям.

Вопрос для обсуждения в группах:

-Как поступит герой? Что даёт вам право судить об этом?

Чтение 5 части.

Во время чтения или после него (это зависит от уровня подготовки класса) ученики заполняют ДНЕВНИК ДВОЙНОЙ ЗАПИСИ и после обсуждения в группах выносят для общего слушания .

Творческое задание ученикам:

- Допишите концовку рассказа. После индивидуальной работы, обсуждения в парах и группу, выбирается от группы наиболее интересное решение и читается на авторском стуле.

Чтение 6 части рассказа.

Конференция по прочитанному.

-Совпало ли ваше предположение с концом рассказа? Что совпало и что не совпало? (работа в группах по основному принципу), выступление спикеров.

-В чем теперь суть рассказа?

Выяснение отношений автора к герою и позиции уч-ся через Диаграмму Венна.

Мое Совпало Автор

Диаграммы обсуждаются в группах и результаты выносятся на общий макет. Акцентируется внимание учащихся на центр, показывающий общее в позициях.

Домашнее задание по группам (или индивидуальное) .

- В каких произведениях вы сталкивались с этой проблемой? Сопоставьте в таблице свои идеи.

-Выразите свое отношение к выражениям и афоризмам о кошках.

Оценивание деятельности учащихся: групповое и индивидуальное .

Отправляясь в санаторий, Климов поклялся себе, что будет худеть – мало есть и много двигаться.

После завтрака Климов пошел гулять, чтобы израсходовать лишние калории.

Климов отправился в лес. Возле высокой сосны дорога разветвлялась на три рукава. Климов остановился, как русский богатырь, раздумывая, какую из трёх дорог ему выбрать, и в это время из-за деревьев вышла кошка. Она была такая тощая и злая, что просто потеряла кошачий вид. Кошка подняла на Климова огромные глаза, еле умещающиеся на треугольнике морды, и принялась орать. Не мяукать, а именно – орать, делая короткие передышки, чтобы набрать воздух и орать дальше.

- Чего это она? – удивленно спросил Климов у проходящей мимо бабы.

- Жрать хочет,- спокойно объяснила баба, не останавливаясь.

- Что же мне с тобой делать. - вслух подумал Климов и вслух же решил: - Ну ладно. Пошли.

Климов повернулся и зашагал обратно, в сторону санатория. Кошка замолчала и двинулась следом. Подошли к санаторию. Возле корпуса Климов обернулся к кошке и сказал:

- Подожди, я сейчас.

Кошка села и стала ждать.

Климов вошел в столовую и разыскал официантку Лиду.

- Там кошка, голодная, как собака…

Климов вернулся к кошке, поставил перед ней кастрюлю, волнуясь и одновременно ликуя от предстоящей Кошкиной радости. Но кошка никакой радости не обнаружила. Она деловито опустила морду в кастрюлю и не подняла её до тех пор, пока все не съела и не вылизала кастрюлю до стерильной чистоты.

- Ещё? – спросил Климов.

Кошка молчала. Продолжала глядеть. Климов снова пошел к Лиде.

Из корпуса вышла старушка, соседка Климова.

- Вторую кастрюлю ест,- насмешливо восхитился Климов.

- Она же лопнет…- старушка удивленно раскрыла глаза.- Разве можно так перегружать голодный желудок?

- Чья кошка?- строго спросила Елена Дмитриевна, сестра-хозяйка.

- Я принес, - сознался Климов и почему-то заробел.

- Не вздумайте оставлять её здесь. Её собаки разорвут. И не вздумайте брать её в номер. У нас в помещении животные запрещены.

Климов вздохнул, поднял кошку с земли, посадил её на плечо и пошел обратно, на развилку трех дорог. На развилке он снял кошку с плеча, поставил её на дорогу и пошел в глубину леса. Кошка зашагала следом. Климов обернулся и сказал:

- Не ходи за мной. Ты же всё слышала.

Он ускорил шаг, но кошка тоже ускорила шаг.

- И очень хорошо,- сказал Климов и пошел дальше.

Старушка уже сидела за столом. Климов успел проголодаться и с удовольствием принялся за холодную закуску.

- А где ваша кошка?- спросила старушка.

- Я её обратно отнес,- ответил Климов.

- Куда?- не поняла старушка.

- Вы бросили её на дороге?- удивилась старушка.

- А куда я её дену? – в свою очередь удивился Климов.

Климов перестал есть.

- Я не понимаю, что вас не устраивает? То, что я накормил голодную кошку?

- Если вы начали принимать участие в другой судьбе, то вы должны участвовать до конца. Или не участвовать совсем.

- Да. Но это не имеет отношения к кошкам.

- Вы не правы. Кошка – очень личностный зверь. Вы даже не представляете себе, что такое кошка. Она связана с луной. Как море.

Климов поднялся из-за стола и пошел в свою комнату.

Климов посидел в кресле, и ему пришло в голову разрешить себе после обеденный сон. Когда он открыл глаза, было 3 часа ночи. Климов встал, оделся и вышел на улицу.

Климов остановился и вдруг заметил, что стоит на перекрестке трех дорог. Он стал смотреть по сторонам, ощупывая глазами каждый метр светлой от снега земли. Сердце его сильно стучало.

Кошка сидела под деревом, ждала его и не шевелилась. То ли уснула, то ли приготовилась ждать долго и задумалась о своем.

Климову стало жарко от прилива горячей благодарности, Климов устремился к дереву, проваливаясь почти до подмышек. И вдруг стал, будто его толкнули в грудь.

Это была не кошка. Это был сук, тот самый, который он в неё бросил.

Климов стоял и слушал в себе опустошение.

Работа по тексту:

- высказать первое впечатление по каждой части (по отдельности);

- определить проблематику рассказа;

- найти, определить микротемы в рассказе (н-р, отношение человека и животных; мы в ответе за тех, кого приручили…)

На текстовом этапе обучения учащиеся читают текст, определяют тему текста. Соотносят предлагаемые слова с содержанием текста.

Абылкасова Лайля Дастановна , 11.02.2020

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока

Сквозная тема:

Живой мир вокруг нас

ФИО учителя: Абылкасова Лайля Дастановна

Количество присутствующих:

Отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на этом уроке (ссылка на учебную программу):

6.3.5.1.составлять простой план;

6.4.2.1.излагать подробно содержание текста на основе прослушанного, прочитанного /или аудиовизуального материала;

6.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, выражающие определительные отношения

Все учащиеся смогут:

- разделить текст на структурные части (вступление, основную часть и заключение);

- выделить в каждой части главную мысль;

- составить простой план;

- изложить содержание текста на основе прочитанного материала;

- использовать простые предложения.

Большинство учащиеся смогут:

- составить план, отражая в названии каждого пункта главную мысль микротемы текста;

- изложить содержание текста, передавая мысль автора последовательно и логично.

Некоторые учащиеся смогут:

- составить план, используя синонимические понятия в названии каждого пункта,

-изложить содержание текста, используя авторские обороты речи и сложные предложения.

Критерии оценивания:

- составляет простой план;

-излагает подробно содержание текста на основе прослушанного материала;

- использует простые и сложные предложения.

Привитие ценностей

На этом уроке прививаются любовь и бережное отношение к домашним животным

Межпредметные связи

Предшествующее обучение

Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущих классах, в том числе на тех, которые направлены на восприятие и оценку аудио материалов, на анализ текста, на формирование грамотности речи.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Психологический настрой.

Цель: создать атмосферу доброжелательности для поднятия работоспособности учащихся.

Подведение к теме урока

Цель: подготовка к восприятию картины

Форма: коллективная работа

Задание: посмотрите на картину и ответьте на вопросы.

Беседа по вопросам:

-Как вы думаете, о каком герое будет идти речь сегодня на уроке?

- Что интересного вы увидели?

-Какие впечатления сложились у вас о кошке?

Ученики делятся своими впечатлениями. Отвечают на заданные вопросы.

ФО: словесное поощрение.


Предтекстовая стадия.

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

Форма : коллективная

Задание: Закончив чтение текста, определите, как данные слова соотносятся с темой текста.

Слова: лес, дорога, кошка, тощая, орать, санаторий, друзья, упрямый, старый, столовая, герой.

Ф.О . комментарий учителя

Текстовая стадия

Форма: групповая работа

Деление на гомогенные группы

Дифференцация по степени и характеру помощи учителя

Задание : заполнить денотатную схему

Для учащихся с высокими учебными возможностями: дается денотатная схема, где обозначены пустые овалы и прямоугольники. Количество овалов и прямоугольников четко соответствует количеству слов и словосочетаний.

Алгоритм работы:

2.Дайте названия денотатной схеме

3.Найдите денотаты, которые раскрывают тему текста.

4.Подчеркните в тексте слова, которые объясняют денотаты.

5.В овал напишите денотаты(имя), в прямоугольники –слова, которые их объясняют (глагол, причастия, деепричастия,наречия)

Встреча с кошкой















Для учащихся со средними учебными возможностями дается схема с указанием ее названия и обозначением денотатов

Алгоритм работы:

2.Впишите в прямоугольники слова из текста, объясняющие денотаты.

Встреча с кошкой










Для учащихся с низкими учебными возможностями дается схема, в которой указано название, обозначены денотаты и приведены примеры некоторых поясняющих слов.

2. В незаполненные прямоугольники впишите слова, объясняющие денотаты.

Встреча с кошкой

Отправился в лес





Выступление групп

Форма: коллективная работа

Работа над грамматикой

Форма работы: индивидуальная, коллективная

-найдите сложное предложение, соответствующее данной схеме:

ФО: комментарий учителя

Послетекстовая стадия

Индивидуальная работа

Читайте также: