Краеведческая деятельность в школьной библиотеке

Обновлено: 04.07.2024

Представленный материал является лишь частью многолетней работы среди учащихся гимназии по пропаганде краеведческих знаний. Для этого использую как индивидуальную, так и различные формы массовой работы. Особенно прижились в нашей гимназии краеведческие игры-путешествия, или как сейчас говорят- квесты. Вопросы ежегодной игры для учащихся определённой параллели, чаше всего это среднее звено, готовлю вместе с учителями истории, руководителем музея, обязательно использую материалы фонда музея школы на одной из станций. Также ребята всегда готовят домашнее задание, соответствующее тематике путешествия. В конце игры жюри награждает победителей дипломами и книгами о нашем городе, суммировав все баллы, заработанные командами, прошедшими все станции маршрута.

ВложениеРазмер
о работе школьной библиотеки Гимназии по теме краеведения 61.53 КБ
сценарий игры-квеста "Большой России- малый уголок" 25.38 КБ
вопросы для болельщиков игры "Большой России- малый уголок" 65.48 КБ
кадр из презентации 161.29 КБ
кадр из презентации 289.37 КБ
кадр из презентации 311.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема краеведения в работе школьной библиотеки

Выбор данной темы, над которой я работаю уже более 15 лет, обусловлен тем, что приходится часто сталкиваться с элементарным незнанием истории своего города. С моей стороны было бы непоправимой ошибкой не попытаться заполнить эти пробелы и привлечь учащихся к изучению культурного наследия родного края, и в частности, богатейшей истории древней Владимирской земли.

сказал наш земляк, известный писатель Сергей Никитин.

Для достижения этой цели проводится постоянная работа.

Сформирован и пополняется, к сожалению в последнее время не регулярно, фонд краеведческой литературы( и чаще подаренными читателями книгами и журналами).

Вся работа ведётся в тесном контакте с преподавателями истории, педагогами дополнительного образования, учителями начальной школы и завучем по учебно воспитательной работе - Захаровой Е.М. Огромную помощь постоянно оказывает руководитель школьного музея - Бузыкова Вера Сергеевна. Ни одно наше мероприятие по краеведению не обходится без использования архивов и материалов экспозиций нашего музея. (о нём надо писать отдельно)

Проводятся массовые мероприятия с использованием различных форм библиотечной работы:

Д.С. Лихачёв сказал:

Хочется надеяться, что эти слова никогда не будут относиться к ребятам нашей Гимназии и читателям нашей библиотеки.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

hello_html_43363eca.jpg

Краеведение в школьной библиотеке

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо при помощи книг” - эти слова М.В.Ломоносова являются девизом деятельности школьной библиотеки в области краеведения. Но, по словам историка С.О.Шмидта, “подлинное краеведение – всегда краелюбие. Оно подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопамятностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края, о сохранении его культурного и природного наследия”

Поэтому среди основных задач краеведческой работы школьной библиотеки рассматривается не только воспитание любви к родному краю, но и содействие пробуждению познавательных интересов детей, организация поисково-собирательской, исследовательской и творческой деятельности учащихся школы. Успешное же выполнение намеченных планов невозможно без поиска новых путей и методов в работе.

Любить и знать свой край, свой город, в котором живешь, свой дом, свою родную школу, свою улицу, свою семью – это и есть проявление патриотизма и гражданственности. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Краеведческая работа - это система фундаментальных знаний о своем народе, об особенностях быта и трудовой деятельности, национальном характере, психологии, мировоззрении, культуре, а также о семье, своей родословной, о родном крае и всем, что связано с ним. Освещение роли и места известных личностей в истории края позволяет осуществить учащимся идентификацию себя с конкретными историческими деятелями. Примеры героизма земляков, помогают воспитанию патриотизма и гражданственности учащихся.

Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально-территориальных образований. Историческое краеведение, также решает и актуальную во все времена задачу: - сохранения культурного и духовного наследия родного края, учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, культурой, повышать свой культурный уровень. Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой может осуществляться процесс воспитания гражданственности учащихся. Изучение малой родины играет и консолидирующую роль. Край - это не только географическое образование. Это то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами.

Любовь к Родине, чувство ответственности за судьбу родного края, потребность в "нравственной осёдлости" (по Д.С. Лихачёву) не возникают сами по себе, а воспитываются. Таким образом, осуществление краеведческой работы в школьной библиотеке является актуальным направлением современного образования, т. к. главной его функцией является воспитание гражданственности и патриотических чувств у молодого поколения. Краеведческие знания сегодня необходимы обучающейся молодежи, и получить эти знания возможно через воспитательную деятельность, она дает возможность обратиться, прежде всего, к истории повседневности. Это значит – к близкой истории страны , той, что заключена в судьбах рядом живущих людей, семей, зданий, учреждений, предприятий, города. Так как любая судьба неразрывно связана с судьбой страны.

Таким образом, краеведение - это форма общественного движения, и науки интегрирующего характера, методология и методика которой используется широкими слоями общественности, и освоения культурного и природного наследия. Краеведение - это созидательная деятельность по сохранению природы, памятников истории и культуры, улучшение социально-культурных и экологических условий жизни в своем крае. Краеведением в современном его понимании занимаются специалисты самых разных областей знания. Нередко, говоря о краеведении, понимают его как географическое изучение края. Действительно, краеведение имеет ярко выраженный географический характер. Но было неверным сужать его границы на этой основе, ведь оно на практике тесно связано и с изучением других сторон жизни края: истории, местного литературного творчества, искусства и др. В зависимости от того, какое направление преобладает, различают природное, экономическое, историческое, искусствоведческое, литературное краеведение.

В школьном краеведении главная роль в краеведческой работе принадлежит учащимся, участвующим в этой деятельности под руководством учителя, в соответствии с учебными и воспитательными задачами школы.

Краеведение - одно из приоритетных направлений в деятельности школьной библиотеки. Библиотеки систематически выявляют источники, рассказывающие об истории края и составляют рекомендательные списки литературы о нем, календари знаменательных и памятных дат, выполняют большое количество запросов читателей по краеведению.

Для этого библиотеки:

1. Тщательно собирают и сохраняют литературу по местной историко-культурной жизни.

2. Наиболее полно отражают местную тематику в справочно-поисковом аппарате.

3. Составляют тематические картотеки, оформляют папки-накопители, рекомендательные списки литературы по краеведению.

4. Совместно с другими организациями создают летописные и биографические описания местных достопримечательностей, истории отдельных семейств, знаменитых деятелей, наиболее ярких событий.

На современном этапе краеведческая деятельность присуща библиотекам всех типов. Именно библиотеки становятся центрами распространения краеведческих знаний, изучения истории, традиций и культуры.

Рукавишникова Светлана Георгиевна

Заведующая библиотекой сш №5 города Атырау

Краеведение

2 Естественные науки

5 Здравоохранение. Медицинские науки

6/8 Общественные и гуманитарные науки

6/8 Общественные и гуманитарные науки

30 Техника и технические науки в целом
31 Энергетика
32 Радиоэлектроника
32.97 Вычислительная техника
33 Горное дело
34 Машиностроение. Приборостроение
35 Химическая технология. Химические производства

36 Пищевые производства
36.99 Кулинария
37 Технология древесины. Производства легкой промышленности. Полиграфическое производство. Фотокинотехника.
37.24 Швейное производство
37.248 Рукоделие
38 Строительство
39 Транспорт

41/42 Растениеводство
43 Лесное хозяйство
44 Защита растений
45/46 Животноводство
47 Охотничье хозяйство. Рыбное хозяйство.
48 Ветеринария

86 Религия. Мистика. Свободомыслие
86.3 Отдельные религии
87 Философия
88 Психология

60.5 Социология
60.6 Статистика
60.7 Демография
63 История. Исторические науки
63.3 История
63.3(0) Всемирная история

63.4 Археология
63.5 Этнография
65 Экономика
65.02 История экономической мысли
65.04 Экономическая география
65.5 Мировая экономика
65.6 Экономика развитых стран
65.7 Экономика развивающихся стран
65.8 Экономика социалистических стран
65.9 Экономика отдельных стран
65.9 (2 Рос) Экономика Российской Федерации
66 Политика. Политические науки
66.0 Политология
66.1 История политической мысли
66.3 Внутренняя политика
66.4 Внешняя политика
66.5 Национальная политика
66.6 Политические партии
66.7 Общественно-политические организации.
67 Право
67.0 Общая теория права
67.3 История права
67.4 Отрасли права
67.7 Органы юстиции
68 Военное дело. Военная наука
71 Культура. Культурология
72 Наука. Науковедение
73 Научно-информационная деятельность
74 Образование. Педагогическая наука
75 Физическая культура и спорт
76 Средства массовой информации. Книжное дело
77 Социокультурная деятельность в сфере досуга
78 Библиотечное дело
79 Охрана памятников природы, истории и культуры. Музейное дело
81 Языкознание
82 Фольклор
83 Литературоведение
83.3(0) Мировая литература
83.3(2Рос=Рус)1 Русская литература до 1917 года
83.3(2Рос=Рус)6 Русская литература XX века (1917 — …)
84 Художественная литература (Как правило, в картотеке этот раздел не заполняется. Новинки художественной литературы отражаются в специальной картотеке)
85 Искусство
85.1 Изобразительное искусство и архитектура
85.12 Декоративно-прикладное искусство
85.3 Музыка и зрелищные искусства
85.7 Художественная самодеятельность

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Работа состоит из 1 файл

УО 4 КУРССС. docx

Кафедра информационно-документной сферы

Выполнила студентка 433гр. ФИДК

Прокопук Юлия Павловна

Бигеза Валентина Миновна

В современных условиях, по утверждению ученых, формируется личность нового типа с высоким уровнем информационных потребностей и запросов. Это обусловлено особенностями исторического развития, изменениями в системе образования.

Все школьные библиотеки ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Школьная библиотека сегодня должна решать полифункциональные задачи в обществе, и, прежде всего, научить ребенка быть функционально грамотным и востребованным в современном мире.

Сегодня информационная среда быстро меняется, меняется и роль школьных библиотек. Развитие образования сегодня невозможно без развития библиотеки образовательного учреждения и в первую очередь – школьной библиотеки.

Воспитание в школе, направленное на развитие всех детей, должно быть построено так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка исходя из неповторимости его индивидуальности.

Знание своего края, его прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

Вопрос интеллектуального и творческого развития школьников в условиях библиотеки актуален на сегодняшний день, так как падение интереса к чтению вызывает беспокойство во всём мире.

В данной курсовой работе рассматриваются вопросы:

Объект - школьные библиотеки.

Предмет – краеведческая деятельность.

Цель: выявить сущность и специфику краеведческой деятельности школьной библиотеки на современном этапе.

Задача: а) выявить литературу по теме исследования;

б) проанализировать выявленную литературу;

в) изучить практику работы библиотек.

Глава 1. Краеведческая деятельность и школьные библиотеки

Краеведческая деятельность библиотек имеет свою историю. Зафиксировано, что первыми библиотеками, которые предприняли попытку краеведческого изучения страны, являются школьные библиотеки, созданные Ефросиньей Полоцкой в XII веке.

Актуальность краеведения в процессе воспитания и обучения подрастающего поколения на сегодняшний день представляется особенно значимой, так как отражает то, что человеку ближе всего.

Повышенный интерес общества к проблемам краеведения способствует активизации этой работы и в библиотеках. Чтобы определить круг проблем и основных вопросов в области библиотечного краеведения для детей, библиотекарям следует четко обозначить свою роль в этом комплексном, многоаспектном деле.

В отличие от других социальных институтов образования и воспитания (школы, музеи, дома культуры, дома творчества, которые занимаются краеведением) библиотека в процессе краеведческой работы выполняет несколько функций: воспитательную, информационно-образовательную, досуговую.

Краеведческие потребности пользователей библиотеки побуждают ее к активной деятельности в области краеведения. Это поиск эффективных форм и средств краеведческой работы, создание краеведческих ресурсов, осуществление обслуживания по краеведению.

Краеведческая работа - одно из ведущих направлений в деятельности библиотек. Настоящее время характеризуется небывалым всплеском краеведческой деятельности. Краеведение переживает процесс поиска новых форм, постановки первостепенных задач. Одной из основных задач краеведения является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание читателя в семье. Это продиктовано необходимостью повышения престижа семьи, родственных связей, семейного чтения.

1.1.Понятие о краеведческой деятельности

В последние годы в образовательных учреждениях нашей области наблюдается увеличение в школьной программе регионального компонента образования. В связи с этим в школах введены новые курсы, связанные с познанием своего края. Вместо понятия “краеведение” в обиход вошло более широкое понятие – “краеведческая деятельность”, которое включает в себя всю сумму знаний о своём крае, его природе, истории, культуре, обществе, а также способы, формы, методы, организации, через которые осуществляется приобретение этих знаний, сведений, наблюдений, т.е. как и кем осуществляется эта исследовательская и поисковая деятельность, как и где, с какой целью используются полученные знания и сведения.

Без комплексного, всестороннего изучения родного края невозможно формирование человека культуры.

Таким образом, краеведческая деятельность – эта такая область человеческого познания, с которой связан каждый человек, живущий на данной территории. Он может быть потребителем этих сведений и знаний, значит, ему легче будет приспособиться к жизни в этой природной и социальной среде, он эффективнее будет строить свою трудовую деятельность. Но он может быть и активным созидателем новых знаний, наблюдений и сведений и о природе, и об обществе, и о культуре этого края. Краеведческая деятельность многогранна, многопланова, в каждой сфере проявляется по-своему, в настоящее время она подразделяется по основным научным областям знаний (историческое краеведение, географическое, литературное, экологическое, геологическое, этнографическое). У каждой области научного знания есть краеведческий аспект. Краеведение имеет свою систему учреждений и организаций и соответствующих учёных или специалистов. Поэтому в краеведческой деятельности в той или иной степени участвует каждый, кто здесь живёт и трудится.

Краеведческая деятельность является одной из приоритетных направлений в работе каждой библиотеки. На протяжении всей истории библиотечного развития, библиотеки занимаются сбором, накоплением, систематизацией документов по краеведению, обеспечивают их библиографическое сопровождение и распространение, осуществляют работу по развитию и удовлетворению информационных и культурно-духовных потребностей пользователей библиотек.

Основными функциями краеведческой деятельности являются:

Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественнонаучных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.

Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.

Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.

Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.

В изучении края могут использоваться разные формы:

Туристско – походная (наиболее распространенная), она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.

Экскурсионная. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края. Популярность и действенность экскурсионной формы обусловлена непосредственным знакомством с подлинными объектами.

Лекционная. Обеспечивает получение или распространение знаний о крае во время лекций или же цикла лекций. Лекции проводятся по определенной теме.

Архивная. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.

Музейная. Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.

1.2. Школьная библиотека и краеведение

Работа школьной библиотеки очень многогранна.
Краеведческая работа, связанная с удовлетворением разнообразных запросов и требований является одним из основных направлений деятельности школьной библиотеки.

Возрождение библиотечного краеведения сегодня вызвано небывалым подъемом национального самосознания, признанием общечеловеческих приоритетов. Оно способно восполнить в детях нравственный вакуум, о котором сегодня много говорится. Невозможно не любить и не беречь эту землю, на которой ты родился и вырос и эта любовь – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры общества, особенно молодежи.

Краеведческий фонд библиотеки – основа основ пропаганды знаний о малой родине, удовлетворения читательских потребностей. К сожалению, краеведческая информационная база школьных библиотек, как правило, не богата; зачастую библиотекари не в состоянии предоставить школьникам и учителям даже самый основной круг краеведческой литературы.

Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, необходимые для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль. Она прививает учащимся потребность в постоянном самообразовании, развивает воображение, воспитывает гражданскую ответственность.

Библиотеки существуют тысячи лет. С незапамятных времен они были хранителями духовных богатств общества, помощниками всех, кто ими пользовался. Со временем меняется человек; развивается наука и техника; усложняются школьные программы; другими становятся дети, но человечество так и не придумало лучшего способа для развития своего же интеллекта, чем чтение. Но сегодня книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео- и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий обзор направлений краеведческой работы школьной библиотеки.

Краеведческая работа школьной библиотеки Подольск, 2018

Краеведческая работа школьной библиотеки

Краеведение – одно из приоритетных направлений деятельности школьных библиотек. Оно прививает учащимся любовь к Родине, уважение к ее истории и культуре, обычаям и традициям, мирному ратному труду дедов и отцов, формирует мировоззрение патриота и гражданина.

Фонд краеведческой литературы входит в состав единого фонда, но в составе основного книги и другие издания, посвященные краю, выделяются на отдельные полки (или стеллажи).

Фонд краеведческой литературы входит в состав единого фонда, но в составе основного книги и другие издания, посвященные краю, выделяются на отдельные полки (или стеллажи).

Развитию краеведческих знаний у учащихся способствует организация мероприятий. Это - книжные выставки, обзоры книг, беседы о родном крае,

Развитию краеведческих знаний у учащихся способствует организация мероприятий. Это - книжные выставки, обзоры книг, беседы о родном крае,

встречи с писателями –земляками ,

встречи с писателями –земляками ,

игры-путешествия, краеведческие викторины, уроки мужества (например, о земляках-героях), краеведческие чтения , часы поэзии,

игры-путешествия, краеведческие викторины, уроки мужества (например, о земляках-героях), краеведческие чтения , часы поэзии,

громкие чтения краеведческих сказок и легенд, экскурсии по литературным местам,

громкие чтения краеведческих сказок и легенд, экскурсии по литературным местам,

конкурсы творчества читателей, посвященные истории родного края.

конкурсы творчества читателей, посвященные истории родного края.

Аладина

Наталья Аркадьевна –

зав.библиотекой, педагог дополнительного образования

Г.о. Подольск

Московской области

Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна - учитель начальных классов

Читайте также: