Вариативность учебного плана учебников и технологий образовательного процесса в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Тема: Опыт использования вариативных учебно-методических комплектов в начальной школе.

учителей начальных классов

г. о. Саранск, 2013 год

От того, как будет чувствовать себя ребёнок,

поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать,

зависит весь его дальнейший путь к знаниям.

Поступление ребенка в первый класс - одно из важнейших и волнующих событий. Поэтому необходимо серьезно подойти к решению этого вопроса: выбрать хорошую школу, обязательно познакомиться с учителем и очень важно обратить внимание еще на такой вопрос - программа обучения или учебно-методический комплект (УМК), по которому будет учиться ребенок. Именно в начальной школе формируется желание учиться и узнавать новое, умение усваивать материал, умение находить общий язык со сверстниками, происходит дальнейшее развитие определенных способностей (технических или гуманитарных) и многое другое.

Все мы знаем, что в настоящее время начальная школа находится на этапе модернизации и обновления содержания образования. В связи с этим в трех системах начального обучения (традиционная начальная школа, система Л. В. Занкова, система Д. Б. Эльконина - Давыдова) интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплектов. Были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников.

В настоящее время к целостным моделям относятся:

7. Образовательная система Л. В. Занкова.

8. Система начального образования Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова.

Наша школа – одна из самых больших в республике. Только в начальной школе обучается 545 человек. В прошлом учебном году функционировало 20 класс – комплектов.

Обучение шло по следующим программам:

4. Образовательная система Л. В. Занкова.

Ежегодно на заседаниях МО мы рассматриваем все УМК, обращаем внимание учителей, которые будут работать в 1 классах, на следующие моменты:

1. Концептуальные положения комплекта.

2. Принципиальные отличительные особенности данного комплекта от других УМК, используемых на 1 ступени обучения.

3. Особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики, ИЗО, технологии.

4. Особенности формирования у младшего школьника УУД и способов деятельности при реализации на практике выбранного УМК.

Поскольку каждый УМК имеет свои приоритеты, особенности, значит, и обучение по конкретному УМК будет иметь свои акценты к отдельным аспектам образования.

В новом учебном году в начальной школе по – прежнему 20 класс – комплектов. Обучение в начальной школе будет осуществляться по традиционной системе и системе развивающего обучения Л. В. Занкова.

Развивающая система Л. В. Занкова предусматривает развитие познавательных, эмоционально – волевых, нравственных и эстетических возможностей каждого ребенка на интенсивном уровне с повышенными учебными и интеллектуальными нагрузками.

В рамках традиционной системы дети начальных классов в этом году будут обучаться по следующим УМК:

Качество образования на современном этапе – это не только уровень воспитанности, сформированности общечеловеческих ценностей, но и традиционно основные составляющие качества образования – это успешность обучения и качество знаний.

В течение последних лет в начальной школе отмечается рост качества знаний обучающихся по основным предметам.

Сравнительный анализ результатов (качество знаний)

Предметы/ уч. год

2010-2011 уч. год , %

2011-2012 уч. год, %

2012-2013 уч. год, %

Результат обученности в 2012-2013 уч. г. стабилен относительно трех предыдущих лет и составляет 99,7%, качество знаний – 72%. Большинство учащихся начальной школы в 2011-2012 уч. г. показали хорошую степень усвоения учебного материала. Использование вариативных УМК в начальной школе дают свои результаты.

Хочется отметить, что центральной фигурой в образовании всегда был и будет Учитель. Вариативность, о которой мы говорим, не будет успешной и востребованной, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях – важнейшее качество педагога - профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства. Наши педагоги не только готовят учеников, но и сами принимают активное участие в различных творческих конкурсах, конференциях и семинарах различного уровня. Довольно часто статьи учителей начальной школы можно увидеть в межрегиональных и Всероссийских научных сборниках.

Сегодня школа просто не может обойтись без научно-исследовательской деятельности, участие в которой становится залогом инновационного развития. Мы поддерживаем и развиваем интерес обучающихся к научно-техническому творчеству, научным знаниям, проектной и исследовательской деятельности.

Использование вариативных УМК, несомненно, способствует повышению эффективности школьного обучения, поскольку на первом плане оказывается ребенок как субъект деятельности, у ребенка формируется целостное представление об окружающем мире, основные педагогические усилия направляются на его познавательное и личностное развитие.

Позвольте мне от всей души поздравить вас с наступающим Днем знаний! Здоровья, профессионального роста, успехов! Пусть ваши мечты, желания, планы исполнятся!

Давно замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития. Так пусть же в новом учебном году у вас будут благоприятные условия!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Вариативность – новый принцип образования в РФ, который возник в период коренных общественных изменений в России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Вариативность отражает принципы государственной политики в области образования, которые представлены в статье Закона РФ “Об образовании.

В программе "Литературное чтение" Л.Ф.Климановой и В.Г. Горецкого говорится: "Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений"

Основным недостатком современных программ является отсутствие системного подхода к содержанию литературного образования. Внимание авторов сосредоточено не на том, что происходит с ребенком, какие сдвиги и за счет чего должны произойти в восприятии художественного произведения и в речевом развитии ребенка, а на том, какие виды работ можно предложить ученикам.

З.И. Романовская пишет: "Детям младшего школьного возраста свойственно радостное восприятие мира и стремление познавать мир, удивляться его открытию". Этими качествами детского восприятия определяется отбор материала для чтения. Программа в целом строится на идее доступности для младших школьников восприятия и понимания литературы как искусства при использовании методики, согласующейся со спецификой искусства.

Принцип преемственности и перспективности заявлен только в программе 1988 года, а его содержание не раскрывается ни в одной из программ, однако все программы содержат положения о том, что начальное обучение является основой для дальнейшего изучения литературы в старших классах. Принципиальные отличия современных программ от традиционной в определении круга чтения проявились в полном отказе от произведений, связанных с революционной, политической тематикой, расширением круга чтения за счет введения зарубежной литературы, произведений русской классической поэзии и современных детских писателей. Я думаю, что произведения военно-исторического значения обязательно должны присутствовать в программе литературного чтения.

Ещё одна проблема современной школы -развитие речи младших школьников. Оно предусмотрено в той или иной степени всеми анализируемыми программами, однако как принцип построения развитие речи заявлено только в программах 1988 года, где указывается, что выделение развития речи в качестве ведущего принципа "придает всему курсу русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию начальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг". Работа по развитию речи во многом повторяет ту, что велась в начальной школе в восьмидесятых годах, поэтому в плане речевого развития детей современным программам не удалось сделать шаг вперед по сравнению с традиционной.

В ходе исследований экспериментально доказано, что эффективность усвоения учебного материала школьниками, развитие их творческой активности и познавательной деятельности, уровня воспитанности учащихся в системах вариативного обучения значительно выше, чем в традиционной системе обучения.

Как справедливо отмечает академик Н.Ф. Виноградова: “Педагогическая общественность с оптимизмом приняла вариативность как принцип российской системы образования. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Но в реализации принципа вариативности не все оказалось простым и ясным. Главная трудность в том, что “массовый” учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю”.

За последние десятилетия педагогическая система претерпела ряд преобразований. В практику работы школ введены новые формы и методы обучения, обновлено содержание образования, пересмотрены его цели и критерии успешности. Это повлекло внедрение систем обучения. Педагогических технологий, учебных программ, учебников и пособий, типов и видов образовательных учреждений.

Закон РФ об образовании (1992 г.) определил принципы государственной политики в области образования, дал возможность развиваться альтернативным и вариативным форма получения образования. Школы получили возможность перехода на новые формы организации учебного процесса, введения новых учебных планов, свободного выбора учебных предметов и объемов их изучения, выбора учебных программ, альтернативных учебников, отбора содержания учебного материала и методов его преподавания. Процесс обновления образования сопровождался массовой апробацией в школах России альтернативных и вариативных систем обучения.

В Государственных стандартах школ России регламентированы обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников каждой школьной ступени вне зависимости от типа школ и программ обучения.

Цель:

познакомить с ролью растений в экосистеме и назначения каждого органа растения, систематизировать знания детей об частях цветкового растения ; рассмотреть способы размножения цветковых растений, формировать навыки групповой работы , экологической компетентности, способствовать формированию у детей естественнонаучной целостности картины мира;

развивать самостоятельность, внимание; формировать навыки с/р , анализа, обобщения, интерес к предмету, формировать самооценку; ассоциативное мышление;

воспитывать бережное отношение к природе своего края , формировать экологическую компетентность.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы:по познавательной деятельности – пояснительно иллюстративный, репродуктивный,

проблемной подачи материала, эвристический (частично-поисковый); методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоению учебного материала - индуктивный, дедуктивный, синтеза и анализа, сравнения, обобщения, систематизации сравнительный,

методы, обеспечивающие передачу учебной информации – ловесные, наглядные, практические, иллюстративно - объяснительный; методы контроля – фронтальные, групповые, индивидуальные, письменные, самопроверки.

М. И. Моро и др. является направленность на формирование сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений. В соответствии с современными требованиями особое внимание в новых учебниках уделено созданию условий, необходимых для развития познавательных способностей каждого ребенка.

Обновлена тематика задач, введен разнообразный геометрический материал, даны занимательные задания, развивающие логическое мышление и воображение детей. Большое значение придается сопоставлению, сравнению, противопоставлению связанных между собой понятий, задач, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах.

Геометрический мат – Р многоуг, угол, виды углов, прямоугольник, квадрат, Рпрямоуг

Миллиметр, мерт, час, минута, уравнения

Школа 2000..Разработана система дидактических принципов деятельностного метода обучения, а именно:
а) принцип деятельности, заключающийся в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений;
б) принцип непрерывности, означающий преемственность между всеми ступенями обучения на уровне технологии, предметного и надпредметного содержаний и методик их усвоения;
в) принцип целостного представления о мире, предполагающий формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, социокультурном мире и мире деятельности, о себе самом, о роли различных наук и знаний);
г) принцип мимнимакса, заключающийся в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний, умений, способностей);
д) принцип психологической комфортности, предполагающий снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;
е) принцип вариативности, предполагающий формирование у учащихся способностей к принятию решений в ситуациях выбора в условиях решения задач и проблем;
ж) принцип творчества, означающий максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности учащихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Для формирования духовно- нравственных ценностей на уроках математики использую следующие приемы:

· воспитание моральных качеств учащихся на основе личностных отношений;

· введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых- математиков;

· использование высказываний выдающихся ученых: педагогов, математиков, философов и других;

· использование интересных фактов, решение задач с практическим содержанием.

Использование ИКТ На таких уроках можно много говорить о прекрасном. Например, на своих уроках я очень часто использую стихи разных авторов, связывая их с музыкой во время математической паузы, чтение стихов о прекрасном всегда завораживает детей, они внимательно слушают и в тоже время отдыхают, приводят свой ум в порядок. На уроках математики мы часто отправляемся в путешествие и по страницам сказок, и по Вологодчине, и даже в космос. Перед праздником Победы я стараюсь настроить детей на героический лад, с помощью военных стихов и песен. Обычные тренировочные задания связываю с рассказом о тех великих испытаниях, которые прошел наш народ, защищая свою Родину. Глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключенного в научных знаниях, являются важнейшим звеном формирования интереса к учению. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который является для учащихся новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Удивление - сильный стимул познания. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперед. Он находится в состоянии ожидания чего-то нового.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, ставится в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Качество изображения, выполняемого мелом на доске, не выдерживает никакого сравнения с аккуратным, ярким, чётким и цветным изображением на экране. Урок получается насыщенный, красочный, а главное развивает мировоззрение у детей.

4.Укажите темы, при изучении которых можно использовать ценностные установки по развитию нравственных качеств младших школьников на уроках русского языка. Современный урок должен оказывать разностороннее воздействие на личность ребенка, а значит, быть развивающим, т. е. способствующим изменению качественных характеристик личности школьника (интеллектуальных, физических, физиологических, психологических и духовных).

Современная парадигма образования ориентирует школу на реализацию личностно-ориентированного обучения. В центр школьного образования поставлено развитие и воспитание человека культуры, способного на собственную образовательную траекторию, соотнося ее с национальными и общечеловеческими ценностями. Одним из приоритетных принципов построения личностно-ориентированного начального образования является вариативность первого звена школы.

Вариативность – новый принцип образования в РФ, который возник в период коренных общественных изменений в России в начале 90-х гг. прошлого столетия. Вариативность отражает принципы государственной политики в области образования, которые представлены в статье Закона РФ “Об образовании”: адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; свобода и плюрализм в образовании; демократический характер образования.

Как справедливо отмечает Н.Ф. Виноградова: “Педагогическая общественность с оптимизмом приняла вариативность как принцип российской системы образования. Учитель получил свободу выбора, возможность проявлять инициативу и творчество. Но в реализации принципа вариативности не все оказалось простым и ясным. Главная трудность в том, что “массовый” учитель не готов к вариативному выбору, затрудняется в оценке предлагаемых педагогическим рынком программ, учебников, дидактических материалов. Этому еще предстоит учиться российскому учителю”.

Каждая модель начального образования построена на единых психолого-педагогических концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. К целостным моделям относятся: модель “Начальная школа 21 века” (научный руководитель профессор Н.Ф. Виноградова), “Школа 2100” (научный руководитель академик А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон), “Гармония” (научный руководитель профессор Н.Б. Истомина), система Л.В. Занкова и система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

  • в системе развивающего обучения Л.В. Занкова;
  • в традиционной системе обучения реализуем следующие УМК: “Школа 2100”, “Начальная школа 21 века”, “Гармония”, “Школа России”.

Следует отметить, что во всех УМК на данный момент сохранено единство и целостность.

  • разработка технологий и методик сбора информации,
  • сбор информации,
  • создание информационного банка,
  • обобщение, классификация и анализ информации,
  • выявление тенденций развития,
  • создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов,
  • выделение наиболее типичных признаков успеха,
  • выявление сферы распространения передового педагогического опыта.

Для плодотворной работы по УМК вариативного начального образования учителями нашего МО созданы временные творческие группы, руководителями которых являются наиболее опытные инициативные и творческие коллеги. По каждому реализуемому в школе УМК созданы эстетично оформленные папки, в которых собран весь информационно-аналитический материал.

Далее представлены материалы, которые помогают осуществлять разноаспектное отслеживание результативности реализации вариативного начального образования.

Реализация вариативного начального образования

УМК 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся Кол-во классов Кол-во учащихся
Школа 2100
Начальная школа 21 века
Гармония
Школа России
РО Л.В.Занкова

Сводная таблица качества обучения по программам вариативного начального образования.

Программа/год 2003/2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Школа 2100
Начальная школа 21 века
Гармония
Школа России
РО Л.В.Занкова

Рейтинговая таблица по итогам 2006/07 учебного года:

место УМК
1 Начальная школа 21 века (86%)
2 Школа 2100 (85%)
3 Гармония (84%)
4 Школа России (68%)

Рейтинговая таблица качества знаний по УМК “Школа 2100”:

Такие рейтинговые таблицы составляются по каждому УМК.

Также мы ведем отслеживание результативности обучения по каждому предмету в рамках вариативных УМК по годам обучения и по четвертям в течение учебного года, что позволяет выявить западающие темы, причины спада, затруднений педагогов и простроить соответствующую методическую работу.

Сводная таблица качества обученности по предметам

2003\2004 2004/2005 2005/2006 2006/2007
Школа 2100 Школа России Школа 2100 Школа России Школа 2100 Начальная школа 21 века Школа России Школа 2100 Начальная школа 21 века Школа России Гармония
Рус.яз.
Рус.литер.
Матем.
Естествоз.

Сводная таблица качества знаний по УМК Школа 2100

Учебный предмет 2004/2005 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Рус.яз.
Рус.литер.
Матем.
Естествоз.

Такие сводные таблицы заполняются по всем УМК, реализуемым в начальной школе.

С целью отслеживания результативности работы педагогов МО учителей начальных классов составляется сводная таблица качества обучения по каждому учителю.

Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК

УМК ФИО учителя 2005/2006 2006/2007 2007/2008
Школа 2100
Начальная школа 21 века
Гармония
РО Занкова
Школа России

Сводная таблица качества обучения педагогами начальной школы по вариативным УМК.

УМК ФИО учителя 2005/2006 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010
Школа 2100 -
Начальная школа 21 века
Гармония
Школа России
РО Занкова

Оснащение методическими рекомендациями, разъясняющими учителю концептуальные идеи УМК, позволяет рассматривать все системы обучения как средство повышения уровня профессиональной компетентности учителя и формирование у него нового педагогического сознания, адекватного современным тенденциям развития начального образования. Это одна из положительных тенденций в использовании разных методических систем в учебном процессе начальной школы.

В течение всего учебного года руководители творческих групп, созданных с учетом вариативных УМК, реализуемых в начальной школе, анализируют прохождение учебного материала и заполняют таблицы, записывая дидактические единицы по основным учебным предметам, вызывающим затруднения при изучении:

Русский язык Математика
1 класс
2класс
3класс
4класс

На основании собранного и проанализированного материала выстраивается работа временной творческой группы в частности и методического объединения учителей начальных классов в общем.

Таким образом, у заместителя директора по начальному образованию имеется общая достоверная картина реализации вариативных УМК, что позволяет повышать эффективность функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для этой системы решений.

Читайте также: