Проект здоровье на кончиках пальцев в доу

Обновлено: 08.07.2024

Руководители проекта:
Учитель-логопед: О.Н. Клёсова
Воспитатели: Д.А. Дрожжева
С.В. Потапова

2. Виды оздоровительной работы в детском саду

Утренняя гимнастика/ритмопластика
Непосредственно-образовательная деятельность
Закаливание
Зарядка-побудка
Воздушные ванны
Ходьба по дорожкам для закаливания
Обширное умывание
Полоскание зева солевым раствором
Подвижные игры
Спортивные досуги
Пальчиковые игры
Самомассаж кистей рук
Полоскание рук в прохладной воде
Игры на развитие мелкой моторики

Цель занятия: Расширение знаний детей о строении, правилах гигиены и сознательном развитии работы пальцев руки, связях руки с мозгом в ходе развивающих игр, речевой деятельности и общения со сверстниками.

  1. Расширение знаний детей о строении рук человека и правилах гигиены кожи рук;
  2. Формирование сознательного отношения к развитию пальцев рук на фоне положительных эмоций;
  3. Расширение знаний детей о связях руки с мозгом;
  4. Развитие мелкой моторики в ходе общения и взаимодействия в процессе игровой и речевой деятельности.

Ритуал встречи- разминки (работа с палочками, с использованием стихов-потешек)

В гости к нам сегодня пришли сказочные герои, которым мы будем рассказывать об особенностях руки человека и правилах гигиены.

Знакомство со строением рук человека и правилами гигиены кожи рук.

плечо → предплечье → локоть → кисть

ладонь – проекция внутренних органов (сердце, лёгкие, почки др.)

Рисуем кисть руки, называем пальцы и массажируем их.

Наука валеология об уходе за кожей рук

Дети вместе с педагогом-психологом рассказывают сказочным героям о правилах гигиены кожи рук и показывают игру о других гиг-х правилах человека.

Настольная игра-лото «Валеология (здоровый малыш)

Знакомство с правилами гигиены и особенностями ухода за кожей рук

Беседуем на тему - Наша чувствительность на кончиках пальцев

Выпуклый шрифт для слепых (французский учёный Брайль)

ИГРА: Нащупай в мешочке предмет и назови его качества (круглый, с углами, мягкий, твёрдый, гладкий и т.д.)

Беседа – Окружающий мир можно познать разными способами

(Восприятие зрительное, слуховое, тактильное)

Игра – составить красочную картинку из предлагаемого материала (Цветные магниты, мозаика, разноцветные камушки и др.). По картинке составить рассказ.

Составить по заданному цветному образцу (7 цветов) разноцветный заборчик. Пригласи сказочных героев в гости, составь рассказ.

Работа с детьми с использованием песочниц, заполненных пшеном и маленьких фигурок героев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект занятия

1. Развивать мелкую моторику рук и зрительную -двигательную координацию, согласовывать движения пальцев рук, учить подражать движениям взрослого, укрепление мышц пальцев и кистей рук. Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук при пересыпании крупы ложечками

1. Воспитывать аккуратность при раскрашивании, пересыпании. Формировать положительное отношение и вызывать интерес к деятельности ее результатам.

Методы: наглядный, словесный, практический

Материал: грецкие орехи, шишки, массажный мяч, деревянные бусы из геометрических фигур (Монтессори –материал), крупы, прищепки, бирюльки, рамки Монтессори.

Ход занятия:

I – блок (массаж пальцев)

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии нашим пальчикам предстоит большая работа.

Мне ладони покажите правую и левую!

В кулачок скорей сожмите пальчики умелые.

Разожмите, рассмотрите. И скорее мне скажите:

Для чего нужны нам, дети, ловкие ладошки эти?

-Молодцы, вы очень хорошо сделали массаж своим пальчикам. А теперь давайте вспомним, какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, осень. Посмотрите, что у меня в корзинке, конечно – это орехи и шишки. Поздней осенью у нас начинают созревать орехи, шишки. Давайте возьмем сначала орехи и покатаем их между ладонями для лучшего кровообращения. (дети выполняют действие). Теперь возьмем шишки и сделаем тоже самое.

(дети выполняют задание) А, у нас есть еще мячик, мы его покатаем по столу сначала правой рукой, затем левой.

II –блок (раскрашиваем осенние листья)

- А, что происходит с деревьями осенью? (ответы детей) Конечно, они теряют листву и начинается листопад, листочки разные и желтые и красные. Вот и у нас листопад, посмотрите сколь разноцветных листочков. Только вот среди них есть несколько белых. Наверно у осени на них не хватило краски, давайте мы с вами раскрасим эти листочки. Вот вам карандаши, каким цветом будем раскрашивать листочки? (ответы детей) Молодцы, начинайте раскрашивать.

-Здорово у вас получилось! Теперь мы немного поиграем с нашими пальчиками.

Вышли пальчики гулять (шагаем пальцами по столу)

Стали листья собирать (собирают листочки в руку)

Красный листик, желтый листик

Будем их сейчас считать (хлопаем в ладоши на счет)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальцы)

Можно с ними поиграть (подбрасываем дуем)

III –блок (физкультминутка)

-Теперь вставайте из-за стола мы с вами превратимся в осенние листики.

Листья осенние тихо кружатся (кружатся с листиками в руках)

Листья нам под ноги тихо ложатся (опускают руки в низ и наклоняются бросая листья на пол)

И под ногами шуршат, шелестят (ходят по комнате)

Будто опять закружиться хотят (кружатся)

IV –блок (дидактические игры)

-Наши пальчики очень хорошо подготовились, и мы с вами можем сейчас поиграть в игры. (Предлагаю детям заниматься, кто, чем хочет: крупа для пересыпания, рамки – застежки, бирюльки, бусы, прищепки). Затем они меняются.

Статья из опыта работы

Всемирная организация здравоохранения, давая определение понятию здоровье, делает акцент на том, что здоровье является состоянием физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов. Придерживаясь этого определения, в своей работе с детьми мы используем различные методы и приемы, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук, которые оказывают воздействие на речь и мыслительную деятельность. Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Наряду с этим, мы используем различные пальчиковые гимнастики, игры и упражнения с различными предметами: с пробками, со счетными палочками, тесемочками, веревочками; с фасолью и бобами, различной крупой. Упражнения используем в сопровождении со стихами. В результате чего, у детей формируется и совершенствуется чувство ритма. С помощью стихов дети слышат рифму, ударения, делят слова на слоги. В свою очередь, ритм речи способствует развитию координации и произвольной моторики. Для удобства работы составлены комплексы пальчиковых игр:

· Упражнения с легкими пальцевыми движениями: соединение одноименных пальцев руки и поочередное соединение пальцев с большими пальцем;

· Упражнения на обучение плавным движениям в заданном направлении;

· Упражнения, имитирующие животных и птиц.

Материал пальчиковых игр систематизирован по лексическим темам.

Так же, мы продолжаем применять в своей работе с детьми биоэнергопластику, которая способствует привлечению интереса детей и позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь, способствует более быстрому преодолению речевых нарушений.

А систематическое применение кинезиологических упражнений помогает улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, координацию движений, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Положительная динамика прослеживается не сразу, это длительный процесс, но у детей существенно улучшается звукопроизношение, их двигательная активность, координация движений.

Нельзя не обратить внимание на такой вид деятельности, как пескотерапия. Игры с песком развивают мелкую моторику, стимулируют речевую активность, способствуют пополнению и автоматизации лексического запаса. Песочница предоставляет возможность наглядного показа практического применения грамматических форм и категорий, а также позволяет многократно упражняться в их употреблении.

Таким образом, можно сказать, что использование в коррекционной работе, всех вышеперечисленных приёмов способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, активизирует мыслительные процессы, а соответственно развивает и активизирует речь детей.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу в данном направлении, так как эта работа очень нравится детям, доставляет им эмоциональное удовлетворение и помогает достичь желаемого результата.

Читайте также: