Что такое рифма 4 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Но наличие рифмы подчеркивает и усиливает эту законченность, а в стихах более свободного ритмического строения, где соизмеримость ритмических единиц выражена с меньшей отчетливостью (строки различны по числу слогов, местам ударений и т. п.), ритмическое значение Р. выступает с наибольшей отчетливостью (в свободном и вольном стихе, в раешнике и т. д.), напр.:

Наоборот, в том случае, если звуковой повтор не опирается на паузу, ударение и клаузулу, Р. не возникает даже при последовательном применении звукового повтора, т. к. в этом случае нет той законченности ритморяда, в связи с которым и возникает Р.; напр. в следующем стихотворении Брюсова:

Это различие конечно есть различие стилевое. Р. входит как один из элементов в общую систему данного литературного стиля и лишь в этой системе, т. е. исторически, может быть осмыслена. Самое возникновение Р. в европейских литературах, как можно думать, связано с звуковой организацией стиха. Неорганизованные вначале звуковые повторы в том случае, если они совпадали с наиболее отчетливо выделенными на конце ритмической единицы словами, звучали наиболее резко и заметно; благодаря этому и создавалось определенное тяготение их к концам строк или полустиший. Это тяготение усиливалось и благодаря синтаксическому параллелизму, т. е. повторению однородных частей речи со сходными окончаниями. В то же время переход от устных стихотворных систем с музыкально-ритмической организацией к стиху письменному, ослабляя четкость ритмической организации стиха, вызывал поиски новых ритмообразующих элементов, к-рым в частности и явилась Р., неизвестная по существу ни античному ни народному стихосложению (хотя спорадически она в них и появлялась). Комплекс этих условий, в каждом данном случае исторически своеобразный, и лежит в основе появления Р. в новой поэзии.
В России Р. эпизодически появлялась в былинах, напр.:

а также в письменных памятниках XVII в. как результат совпадения (при параллелизме стихов) грамматических окончаний:

Библиография:
Ehrenfeld A., Studien zur Theorie des Reims, 2 Bde, Zurich, 1897—1904; Delaporte P., De la rime francaise, ses origines, son histoire. P., 1898; Schmidt E., Deutsche Reimstudien, Berlin, 1900; Saintsbury G. E. B., History of English prosody from XII-th century to the present day, 3 vv., L., 1906—1910; Saran F., Deutsche Verslehre, Munchen, 1907; Schipper J., A history of English versification, L., 1910; Grammont M., Le vers francais, 2-e ed., Paris, 1913; Neumann F., Geschichte des neuhochdeutschen Reimes von Opitz bis Wieland, Berlin, 1920; Pretzel A., Geschichte des Reims, Diss., Gottingen, 1930; Lanz H., The physical basis of rime, An essay on the Aesthetics of Sound, Stanford, Calif., 1931; Thieme H. P., Bibliographie de la litterature francaise, t. III, P., 1933 (дана литература о Р.); Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (M.), 1933 (см. по предметному указателю).

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Расхождение между евфонической направленностью звукорядов и объединяющих их рифм можно наблюдать в тех случаях, когда в рифмах появляются новые звуки, не имеющиеся в звукоряде, или когда затушеванные в последнем звуки выдвигаются в рифме на первый план. Композиционное значение рифмы от этого, кончено, увеличивается.

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925

Рифма и ритм ‒ это основные особенности стихотворения. Конечно, существуют стихотворения без рифмы или без ритма. Существуют даже стихотворения и без рифмы, и без ритма ‒ это белые стихи.

Но по‒настоящему красивым можно назвать стихотворение, в котором можно увидеть и почувствовать ритм и рифму.

Ритм ‒ это повторение и чередование в стихотворении каких-либо элементов. Чаще всего ритм создает повторение ударных и безударных звуков, а также повторение похожих слов и даже рифм.

Рифма ‒ это совпадение окончаний строк стихотворения. Рифма может объединять соседние строки, или строки, которые находятся далеко друг от друга.


РИ́ФМА, -ы, ж. Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающих стихотворные строки или части строк. Перекрестная рифма. Глагольная рифма.Он сочинял сонеты, хоть порою По часу бился с рифмою одною. Лермонтов, Сашка.

[От греч. ‛ρυθμός — соразмерность, согласованность]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

РИ'ФМА, ы, ж. [греч. rhythmos] (лит.). В стихосложении — созвучие концов стихотворных строк. Мужская р. (с ударением на последнем слоге), женская р. (на предпоследнем), дактилическая р. (на третьем от конца). Богатая, бедная р.

ри́фма

1. созвучие в окончании двух или нескольких стихов

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: агатовый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «рифма»

Синонимы к слову «рифма»

Предложения со словом «рифма»

  • По ночам я писала стихи, по правде сказать, писала их и раньше, но тогда я старалась тщательно подбирать рифмы, каждую, как мне казалось, мудрую мысль непременно обрамляла в тонкие словесные кружева.
  • Кольцов совершенно увлекся стихотворством и даже почти перестал читать книги, написанные прозою; ему все хотелось прислушиваться к гармонии стихов, любоваться игрою созвучий в рифме и плавностью поэтической речи.

Сочетаемость слова «рифма»

Женская клаузула — разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов.

Афоризмы русских писателей со словом «рифма»

  • Но сила поэта
    не только в этом,
    Что, вас
    вспоминая,
    в грядущем икнут.
    Нет!
    И сегодня
    рифма поэта —
    ласка
    и лозунг,
    и штык,
    и кнут.

Дополнительно

Предложения со словом «рифма»

По ночам я писала стихи, по правде сказать, писала их и раньше, но тогда я старалась тщательно подбирать рифмы, каждую, как мне казалось, мудрую мысль непременно обрамляла в тонкие словесные кружева.

До примитивности просто, к тому же автор позволяет себе глагольные рифмы и тавтологию – а по спине мурашки бегут.

– Придётся поискать рифму, – сказал фукрукец. – У города уже есть название.

Что такое рифма в литературе, рифмующиеся слова, виды рифм?

Рифмованные строки человек обычно начинает воспринимать даже раньше, чем прозу или обычную разговорную речь. Ребенок от самого рождения слышит от взрослых колыбельные песенки, став чуть постарше, ему читают детские стихотворения, а, едва научившись читать, многие дети уже самостоятельно с упоением зачитываются детской поэзией Самуила Маршака и другими поэтами, пишущими для детей.

Многие рифмованные строки из этих, в общем-то, незамысловатых творений, врезаются в человеческую память на всю жизнь. Давайте поговорим подробнее о рифме.

Что такое рифма и как она воздействует на человека?

Как должны рифмоваться слова?

Рифма в литературе: виды рифм

Всем профессиональным поэтам известно, что рифмы различаются между собой:

О способах рифмовки

  • Классическое стихосложение представляет собой тексты, как бы разделенные четверостишиями – эта строфика наиболее распространена в поэтической русской литературе.
  • Строки с рифмами поэты имеют право располагать в четверостишиях, используя параллельный (парный), кольцевой (опоясывающий) и перекрестный приемы.

Примеры всех 3 видов четверостиший:

Рифмовка

Рифмовка

Нынешние поэты все чаще стали прибегать к белым стихам, или, как их еще называют, верлибрам – в них существует ритм, а рифма обычно не используется.

Читайте также: