Философия как потребность человеческого духа кратко

Обновлено: 05.07.2024

Лосев А.Ф. Дерзание духа/ А.Ф. Лосев. – М.: Наука, 19988. С. 5-113.

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 10-11.

Преподавание философии в мире (обзор ЮНЕСКО)// Вопросы философии. – 2008. - №10.

Место и роль философского мировоззрения в формировании личности врача.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 373-379.

Амосов Н.В. Мое мировоззрение// Вопросы философии – 1994 - №9.

Афанасьев О.В. Нужна ли философия современному специалисту// Социально-гуманитарное знание – 2008. - №5.

Философская, научная и религиозная картины мира.

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 515-531.

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 27-33.

Основная учебная литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000. С. 4-89.

Канке В.А. Философия: Учебник / В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. С. 4-18

Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 2004. С. 5-27.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 5-27.

Хрусталев Ю.М. Введение в философию/ Ю.М. Хрусталев.- Р-на-Д.: Феникс,1999. С. 13-26.

Дополнительная литература

Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.:ФАИР – ПРЕСС, 2001. С. 5-53

Касавин И.Т. Проблема и контекст. О природе философской рефлексии// Вопросы философии. – 2004. - №11.

Хайдеггер М. Что же такое – философия?// Вопросы философии. – 1993. - №8.

Мамардашвили М.К. Появление философии на фоне мифа/ М.К. Мамардашвили. Философские чтения. – СПб.: Азбука – классика., 2002. С. 11-26.

Ясперс К. Истоки истории и ее цель/ К. Ясперс. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994.С.32-38.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ Перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-15.

Тема 2. Античная философия как первый опыт рационального постижения мира (6 часов)

Семинарское занятие №1

1. Социокультурные предпосылки становления античной философии.

2. Эволюция греческой мысли от Фалеса до Демокрита: основные проблемы и основные идеи.

4. Учение о методе познания у Сократа.

Семинарское занятие №2

1. Философский поиск Платона: проблема идеального и теория идей.

2. Аристотель: построение метафизики как системы абсолютного знания и оформление структуры философского знания.

3.Этические и политические идеи Стагирита.

Семинарское занятие №3

1. Эллинистический космополитизм. Этическая направленность эллинистической мысли.

2. Основные идеи этических учений школ киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков.

Ключевые понятия

Архэ, Логос, бытие, диалектика, майэвтика, софизм, интеллигибельность, идея, энтелехия, материя и форма.

Методические рекомендации

Семинарское занятие №1

1. Греческая философия, ее возникновение не может быть понята вне представлений о географических, культурных (речь идет о религии греков, об особенности греческого восприятия мира) и социально-политических особенностях Греции. Прежде всего, необходимо прояснить, каким образом социально-политическое (полисное) устройство сказалось на формировании греческой философской мысли, поскольку полисное устройство, полисные ценности и само понимание полиса во многом определено географической и культурной спецификой. (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности./В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 53-59; Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001. С. 5-12).

Важно отметить, что в этих поисках первые философы обращают свой взор на мир природы не случайно. Дело в том, что последний символизировал неистребимость жизни, скрыто присутствующий залог вечного существования для всего, в том числе и для человека.

Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парменид Элейский (основатель школы элеатов). Если в основе мира лежит неизменная первооснова (архэ), то как можно понять изменения, существующие в мире; обладают ли эти изменения подлинностью или нет? Иначе говоря, если первое поколение признает движение как существенную черту всего существующего, то второе поколение критически осмысливает изменение/всеобщий динамизм, присущий природе и ставит проблему истинного познания изменяющегося, находящегося в постоянном движении мира (каков путь к познанию Итины). Так впервые предметом размышления стала сама мысль, процесс мышления как путь к Истине.

Рассматривая позицию Гераклита, обратите внимание на ее диалектичность. Что утверждает Гераклит о мире? Каково подлинное состояние мира (вечно живой огонь – образ, с помощью которого философ описывает это состояние)? Что такое Логос и как он связан с существующим миром, его состоянием?

Сравните позицию Гераклита и Парменида на порядок вещей в мире: насколько они противоречат друг другу, в чем состоит отличие? Обратите внимание на то, что Парменид доказывает логическую невозможность движения, впервые утверждает законы мышления (один из них – запрещение противоречий. На законах мышления основаны и известные апории Зенона, опровергающие возможность мыслить движение, а значит, ставить под вопрос истинность последнего).

Семинарское занятие №2

Мир идей структурирован, иерархически организован, все идеи взаимосвязаны, а венчает этот мир идея Блага. Поясните, что такое идея Блага? Обратите внимание на то, что Платон заново определяет понятие Единого: для него Единое не есть то, что исключает множественность, Единого нет без многого и наоборот.

Объясните, в чем состоит значение теории идей и учения о познании Платона?

Семинарское занятие №3

1. Классическая эпоха в истории античности закончилась с началом правления Александра Македонского. Важно понимать, что этот исторический факт во многом определил дальнейшие развитие философии. Наступившая эллинистическая эпоха – время, когда эллинская культура трансформируется под воздействием ее контакта с традициями и верованиями Востока, в результате знаменитого Восточного похода Александра. В принятой периодизации античной философии к эпохе эллинизма относят и древнеримскую философии, которая продолжила традиции эллинизма.

В каждом из этических учений мы обнаруживаем определенные ценности и понятия, посредством которых раскрываются этические идеалы каждой школы. Обратите внимание на такие понятия, как автаркия (самодостаточность), аскесис (усилие, образ жизни), апония (отсутствие телесного страдания), атараксия (невозмутимость души), апатия (бесстрастие), адоксия (воздержание от каких-либо определенных суждений), афасия (молчание по поводу природы вещей). Поясните, взаимосвязь данных ценностей с той или иной моделью счастливой жизни, обращаясь к философскому учению каждой школы в отдельности.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Как древние греки воспринимали Космос? Какими качествами они наделяли его? Есть ли связь между мифологическим восприятия Космоса и его пониманием досократиками?

5. Какой смысл вкладывали греки в понятие меры? В чем заключалась с их точки зрения ценность меры?

8. Как Пифагор понимает сущность ЧИСЛА (какова идея числа)?

9. В чем, на ваш взгляд, состоит особенность медицинского знания Античности по сравнению с современной медициной? Насколько они взаимосвязаны или, напротив, отличны друг от друга?

11. Как вы считаете, чем этические взгляды Сократа, Платона и Аристотеля отличаются от этических взглядов представителей эллинистических школ?

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Основателем скептицизма является

  1. Пиррон
  2. Гераклит
  3. Секст Эмпирик
  4. Зенон из Китиона
  5. Демокрит
  1. представители мегарской школы
  2. представители школы киников
  3. представители пифагорейской школы
  4. представители милетской школы
  5. представители эпикурейской школы

3. Античный философ, впервые заявивший, что истинное знание всегда связано с добродетелью

4. Анаксимен является представителем

1. элейской школы

2. милетской школы

3. пифагорейской школы

4. школы стоиков

5. не принадлежат ни к одной из перечисленных школ

5. Отрицание собственной национально-государственной идентичности, характерное для представителей философских направлений поздней Античности, нашло свое выражение в такой системе взглядов, как

  1. национализм
  2. космополитизм
  3. антитрадиционализм
  4. глобализм
  5. этноцентризм

6. Разместите в соответствии с исторической последовательностью появления в философском языке следующих понятий античной мысли

7. Важнейшим признаком человеческой натуры Сократ называл

  1. тело
  2. страсти
  3. общественный долг
  4. душу
  5. язык
  1. Сократ
  2. Аристотель
  3. Эпикур
  4. Платон
  5. Гераклит
  1. бесстрастие
  2. отсутствие волнений
  3. отказ от радости
  4. отказ от умозаключений
  5. молчание

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.015)

Философия удовлетворяет определенную потребность человечес­кого духа — потребность к всеохватности и единству на рациональной (разумной) основе. Философия одновременно является выражением этой потребности.

Человек стремится осмыслить весь мир в целом и при этом обна­ружить и рационально сформулировать взаимосвязь и взаимозависи­мость его частей. Откуда возникает такая потребность? Почему чело­век не удовлетворяется знанием отдельных секторов реальности, т.е. знанием, характерным для частных наук? Почему он оказывается не удовлетворен представлением о мире в целом, которое на основе веры и художественного образа могут давать религия и искусство?

Человек должен рационально упорядочить свою личность для того, чтобы успешно осуществлять избранный вид деятельности. Деятель-

Зеньковскии В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 14.

ность по своей сути рациональна. Она предполагает умение соотно­сить между собой цель деятельности, ее предмет и средства. Когда цель, предмет и средства правильно соотнесены, деятельность ста­новится рационально организованной. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение запланированного результата.

В частности, характер современного общества таков, что, для того чтобы соответствовать ему, человек не может не быть деятельным. Для этого важна самодисциплина духа. Кроме того, многие виды деятель­ности непосредственно связаны с использованием достижений на­уки — наиболее рациональной из всех форм культуры. Многие сферы деятельности буквально пропитаны наукой. По этой причине совре­менный человек ищет рациональности во всем. Он с трудом мирится с тем, что не поддается рациональному объяснению.

Философия удовлетворяет определенную потребность человечес­кого духа — потребность к всеохватности и единству на рациональной (разумной) основе. Философия одновременно является выражением этой потребности.

Человек стремится осмыслить весь мир в целом и при этом обна­ружить и рационально сформулировать взаимосвязь и взаимозависи­мость его частей. Откуда возникает такая потребность? Почему чело­век не удовлетворяется знанием отдельных секторов реальности, т.е. знанием, характерным для частных наук? Почему он оказывается не удовлетворен представлением о мире в целом, которое на основе веры и художественного образа могут давать религия и искусство?




Человек должен рационально упорядочить свою личность для того, чтобы успешно осуществлять избранный вид деятельности. Деятель-

Зеньковскии В.В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1. С. 14.

ность по своей сути рациональна. Она предполагает умение соотно­сить между собой цель деятельности, ее предмет и средства. Когда цель, предмет и средства правильно соотнесены, деятельность ста­новится рационально организованной. Только в этом случае можно рассчитывать на достижение запланированного результата.

В частности, характер современного общества таков, что, для того чтобы соответствовать ему, человек не может не быть деятельным. Для этого важна самодисциплина духа. Кроме того, многие виды деятель­ности непосредственно связаны с использованием достижений на­уки — наиболее рациональной из всех форм культуры. Многие сферы деятельности буквально пропитаны наукой. По этой причине совре­менный человек ищет рациональности во всем. Он с трудом мирится с тем, что не поддается рациональному объяснению.


Оглавление

  • Предисловие. Философия как потребность человеческого духа
  • Раздел I. Философия в исторической динамике культуры

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Философия предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Философия как потребность человеческого духа

Попытки ответить на эти вопросы неизбежно приводят любого мыслящего человека к заключению о том, что философия в силу своей специфики ставит и решает такие проблемы, с которыми приходится сталкиваться каждому новому поколению и от осмысления которых оно не может уклониться. При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что специфика философии — это теоретическое осмысление общечеловеческого опыта и всей совокупности знаний с целью выработки целостного теоретического мировоззрения. Что такое мир? Откуда он произошел? Кто мы? Почему и зачем существуем? Куда идем? Что представляют собой жизнь, смерть, счастье? Это вечные вопросы, и на них приходится снова и снова искать ответы каждому человеку и каждому новому поколению. Эти вопросы являются глубинной потребностью человека как такового. Отсюда — неуничтожимость философии.

У философии всегда есть будущее, поскольку ни отдельный человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без формирования смысложизненных идеалов и ценностных установок. Поиски правильного мировоззрения, окрыляющие успехи и трагические заблуждения, столкновение взглядов и непримиримые дискуссии — все это не только искания и находки, муки и радости, злоключения и достижения отдельных философствующих индивидов: это важнейшее измерение интеллектуальной биографии человечества, его духовные драмы и коллизии.

Речь идет о самоопределении человека в мире, о поисках им своего пути в обществе, о потребности осмыслить свою жизнь и судьбу. Все эти проблемы чрезвычайно важны для человека, затрагивают самую суть его бытия. Однако из того, что каждый из нас может и должен решить эти проблемы самостоятельно, вовсе не следует, что всякий раз надо заново изобретать средства их решения. Эти средства создавались в ходе развития различных сфер культуры человечества. В наиболее концентрированном виде они представлены в философии, которая профессионально была сориентирована на их поиск. Отсюда и возникает необходимость при решении всех этих проблем опираться на уже накопленные знания, на предложенные мыслителями всех эпох и народов варианты их понимания и интерпретации.

Особенно важна и заметна роль философии, философско-обобщающего взгляда на мир в период кризисов культуры, в переходные эпохи, когда прежние идеалы, принципы и нормы уже не действуют, а новые еще не сложились. Роль философии в переломные моменты истории, когда обеспокоенное человечество ищет ответ на животрепещущие вопросы современности, уникальна. В таких ситуациях люди искали в философии ответы на важнейшие вопросы человеческой жизни, стремились с ее помощью обрести новый смысл своего бытия, найти ценности, ради которых стоит жить, зажечь фонарь надежды, при свете которого рассеется мрак безысходности и отчаяния. Именно с такой ситуацией мы столкнулись сегодня.

В настоящее время мир, в котором мы живем, вступил в полосу непредсказуемых перемен. Современная, полная противоречий и неожиданностей фаза развития человечества, открывая людям немало новых перспектив и возможностей, в то же время кардинальным образом изменила нашу маленькую планету, поставила перед людьми трудноразрешимые, не имеющие аналогов в прошлом проблемы и грозит им всевозможными потрясениями и катаклизмами. Неопределенность и альтернативность исторического развития ставит нас перед необходимостью оглядеться и задуматься над тем, что же происходит с людьми, куда идут человечество, цивилизация.

Люди в этой ситуации все чаще и чаще стали задавать вопрос: к каким социальным последствиям может привести совершающийся на их глазах научно-технический прогресс? Почему колоссальные силы, созданные и приведенные в движение людьми, все чаще оборачиваются против самих же людей?

Отсюда понятно, что перед интеллектуальными элитами народов мира встали весьма нетривиальные и сложные проблемы. Их решению и должны максимально содействовать общественные науки и социогуманитарное образование. Сегодня сама жизнь требует противопоставить негативным тенденциям в развитии современной цивилизации, ее инструментальному агрессивно-потребительскому отношению к миру гуманистическую альтернативу, направленную на гуманизацию человеческих отношений к природе, всему живому.

Полнокровное, успешное развитие социогуманитарного образования является необходимой предпосылкой гуманитарного развития общества в целом. Правда, здесь следует иметь в виду одно важное обстоятельство: социогуманитарное образование предполагает не просто углубленное познание тех или иных фактов и явлений из жизни общества, расширение эрудиции студентов и т. д. Сама по себе эрудиция в области социогуманитарного знания автоматически не ведет к формированию духа гуманитарности, т. е. к органическому принятию личностью гуманистических ценностей. Главное в социогуманитарном образовании состоит все же в том, чтобы оно имманентно содержало в себе мировоззренческую направленность, осуществлялось в соответствии с некоторым образом, идеалом. Формирование человека может вполне успешно и органично реализоваться на основе того социального идеала, который является концентрированным выражением мировоззрения, доминирующего в той или иной культуре (в данном случае в культуре восточнославянских народов в целом и в культуре Беларуси в частности).

Иначе говоря, философия требует от человека таких переживаний и размышлений, которые определенно выходят за рамки его повседневных, жизненно необходимых забот и непосредственно не касаются проблем, связанных с материальным достатком, с видимым экономическим эффектом, практической пользой и выгодой разного рода. Философия требует от человека почти невозможного — бескорыстия духа и отвечает лишь на те духовные запросы, которые возникают только после удовлетворения всех физических, материально-земных потребностей.

Говоря о специфике изучения философии в высшей школе, следует обратить внимание на то, что выход культуры того или иного народа на философский уровень духовного развития является его величайшим достижением, неоспоримым фактом зрелости. Без развитой философской мысли, без философских школ духовная культура общества не может считаться достигшей высшего уровня развития, быть зрелой. Другое дело, что не каждая культура, не каждый народ в своем развитии поднимаются до уровня философского выражения своего бытия в мире и формирования своей оригинальной национальной философии как отдельной сферы умственной деятельности. Немногие народы на нашей планете могут гордиться всемирно признанными философскими достижениями. Даже невсякий язык подходит для выполнения такой задачи. (Из этого, однако, нельзя делать выводы о культурной неполноценности или неразвитости народов, которые не преуспели в профессионально-философском освоении мира.) Духовные и гуманистические потенциалы культур различны. Сформировавшиеся в глубине веков архетипы народного сознания, ментальные структуры, в том числе и коллективное бессознательное, определяют направленность и траекторию культурных эволюций.

При разработке данного учебного пособия авторский коллектив опирался на наиболее значимые достижения мировой философской мысли и современной науки. При этом были предприняты попытки дать свое видение целого ряда актуальных проблем философского знания, ответить на множество актуальных вопросов.

Мы будем считать свою задачу выполненной, если сможем внести хотя бы незначительный вклад в формирование новой объяснительной модели развития современной цивилизации, а также в подготовку нового поколения учебных пособий и учебников по философским дисциплинам для студентов высших учебных заведений.

По нашему мнению, основная задача всех мыслящих и совестливых людей состоит в том, чтобы противодействовать опасностям нашего века и пытаться по возможности остановить деструктивные процессы в современном мире, повернуть развитие человечества в созидательное, гуманистическое русло. Общество должно мобилизовать рефлексию — особого рода социокультурную реакцию самозащиты от надвигающихся потрясений и угроз. Всем этим угрозам и опасностям человеческий разум должен противопоставить принцип долгосрочных целей и идеалов. Человечество, его коллективный разум обязаны взять на себя сознательную ответственность за дальнейшее развитие отношений природы и общества, за сохранение биосферы, а соответственно и за обеспечение в будущем своего собственного существования.

Размышления о судьбах мировой культуры, о путях развития локальных цивилизаций и человечества в целом, о глобальных перспективах и смысложизненных задачах всегда необходимо дополнять конкретными поступками, способствующими улучшению как собственной, так и общественной жизни. Несмотря на все трудности и испытания, философия позволяет человеку оставаться на позициях взвешенного оптимизма: будущее человечества не может быть безальтернативно плохим — за сегодняшним кризисом цивилизации, если люди смогут мобилизоваться и не будут бездействовать, наступит более светлая полоса. Перед лицом опаснейших глобальных проблем именно философия может дать человеку ничем не заменимую духовную поддержку. Широкие философские обобщения и верная методология в гуще ветвящихся дорог исторической эволюции помогают выявить те пути движения социума, которые открывают для человеческой цивилизации длительную историческую перспективу и вместе с тем дают ценностно-мировоззренческие ориентиры, помогают избавиться от духовной растерянности и страха перед будущим.

В заключении добавим, что, осознавая всю сложность поставленных задач, выбора и содержания излагаемых проблем, авторы с благодарностью примут замечания и пожелания читателей.

Отдельные главы и параграфы подготовили:

А.А. Бородич (1,1; 1,2; 2,7,1; 2,7,2; 5,1,1–5,1,3; 5,3,1; 7,1,1–7,1,4; 7,2,1–7,2,3); И.В.Бусько (2,1,1; 2,1,2; 4,1,1–4,1,4); B. В. Карпинский (3,1; 6,1,1–6,1,6); Ч.С. Кирвель (Введение, 1,1; 1,2; 2,1,2; 2,3,1; 2,3,2; 4,2,1; 5,3,1; 5,3,2; 6,2,3; 7,1,1–7,1,4 7,2,1; 7,2,2; 8,1,2–8,1,4; 8,2,2; 8,3,3; 8,4,1–8,4,3; 9,1; 9,2) Л.Л. Мельникова (2,6,1; 2,6,2; 3,1–3,3; 5,2,1–5,2,3; 6,2,1; 6,2,2) О.А. Романов (4,2,1–4,2,6; 8,1,1; 8,1,5; 8,2,2; 8,3,1; 8,3,2) C.З. Семерник (2,2,1; 2,2,2; 2,3,1; 2,3,2; 2,4,1; 2,4,2; 2,5,1 2,5,2); Л.И.Цыганкова (2,7,2;)

Но какое же место занимает философия в жизни человека и современного общества? Честно, взгляд в современном обществе на философию не совсем однозначный. Кто-то считает ее очень интересной и содержательной, а кто-то считает ее чрезвычайно сложной и оторванной от реальности. Но на самом деле роль и потребность философии в нашей жизни безгранична.

Во – первых, философия, важна прежде всего, тем, что человек, ни общество в целом не могут обойтись без мировоззренческих ориентиров, без ценностных установок. Философия всегда ориентируется на достижение добра, преодоление в человеке всего животного. Высокие моральные качества человека, не возникают сами по себе, стихийно, они являются результатом философии.

Читайте также: