Как в 17 веке изменилось общественное положение служилых людей и духовенства 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Юридический статус дворянства, духовенства, городского населения и крестьянства в 18 веке

Именно по этой причине многие монархисты предлагает узаконить сословное разделение общества.

Так будет проще во всех отношениях. Так будет честнее и справедливее называть вещи своими именами. Имперор предположил, какими могут быть сословия в современной России, учитывая исторический опыт столетней давности.

Ближайший исторический опыт, связанный с сословным разделением общества, документально зафиксирован в Своде законов Российской Империи, которые действуют на территории Суверенного государства Императорский Престол.

Анализ исторического опыта сословий в Российской Империи

Последняя сословная структура общества, которая существовала в России, происходит из XIX века, когда в законодательстве Российской Империи общество делилось на четыре сословия: дворянство, духовенство, крестьянство, городских жителей.

Дворянская семья начала ХХ века

Дворянство в XIX веке, как и в предшествующий период, являлось экономически и политически активным классом.

Дворяне владели большей частью земли, являлись собственниками предприятий, инфраструктуры. Дворяне служили в армии Государю Императору, и поэтому не облагались налогами. До 1861 года им принадлежало монопольное право на владение крепостными людьми. Они составляли основу государственного аппарата, занимая в нём все ключевые должности.

Духовенство в начале ХХ века

Духовенство в XIX веке, как и всегда, делилось на чёрное и белое.

Однако правовое положение духовенства окончательно превратилось в служилое. С одной стороны, сами служители церкви получили ещё большие привилегии. С другой стороны, к духовному сословию относились люди, непосредственно несущие службу в церкви. Церковь была частью государства, и её делами управлял Священный синод во главе с чиновником высокого уровня — Обер-прокурором.

Также в XIX веке получила распространение практика наделения отдельных представителей духовенства дворянскими привилегиями.

Лучшим служителям церкви давали личное и потомственное дворянство.

Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства.

За XIX- начало XX века духовенство практически не изменилось количественно.

Не претерпевал изменений его социальный и правовой статус.

Крестьяне в начале ХХ века

До 1861 года феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения Российской Империи.

Они подразделялись на помещичьих, государственных, посессионных и удельных, то есть, принадлежащих царской фамилии. Особо тяжёлым и неэффективным для уровня развития сельского хозяйства XIX века было положение помещичьих крестьян, которых помещики считали своей собственностью, и распоряжались их жизнями так, как хотели.

Государство на протяжении многих лет принимало ряд мер по улучшению положения помещичьих крестьян.

20 февраля 1803г был принят указ о вольных хлебопашцах. По этому указу, помещики получали право отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. Однако, по факту, закон оказался недееспособным. Освободилось не более 1% крепостных крестьян. С 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев.

Они должны были заниматься сельским хозяйством и нести военную службу. В 1837 году проведена реформа управления государственными крестьянами. Для управления ими было учреждено Министерство государственных имуществ. Было упорядочено оброчное обложение, несколько увеличены наделы государственных крестьян, регламентированы органы крестьянского самоуправления. В 1842 году появился указ об обязанных крестьянах. Помещики могли предоставлять крестьянам в пользование землю, за что крестьяне должны нести определённые повинности.

Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, вследствие чего в промышленности стало всё больше увеличиваться применение наёмного труда. В 1840 г. заводчикам было разрешено освобождать посессионных крестьян.

После крестьянской реформы Императора Александра II крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, и крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями с наделением их гражданскими правами.

Крестьяне должны были платить подушную подать, другие налоги и сборы, давали рекрутов, могли быть подвергнуты телесным наказаниям.

Земля, на которой работали крестьяне, принадлежала помещикам, и пока крестьяне не выкупали её, они назывались временнообязанными, и несли в пользу помещиков различные повинности. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне каждого села объединялись в сельские общества. В целях управления и суда, несколько сельских обществ образовывали волость.

В сёлах и волостях крестьянам было предоставлено самоуправление.

Купцы начала XX века

Городское население в первой половине XIX в. делилось на пять групп: почётные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму.

Особая группа именитых граждан, к которой относились крупные капиталисты, владевшие капиталом свыше 50 тыс. руб. оптовые торговцы, владельцы кораблей с 1807 г. назывались первостатейным купечеством, а с 1832 г. — почётными гражданами.

Почётные граждане подразделялись на потомственных и личных. Звание потомственного почётного гражданина присваивалось крупной буржуазии, детям личных дворян, священников и дьяков, художникам, агрономам, артистам имперских театров и т.д. Звание личного почётного гражданина присваивалось лицам, которые были усыновлены потомственными дворянами и почётными гражданами, а также окончившие технические училища, учительские семинарии и артистам частных театров.

Почётные граждане пользовались рядом привилегий: они освобождались от личных повинностей, от телесных наказаний и т,д.

Купечество делилось на две гильдии: к первой относились оптовые торговцы, ко второй розничные торговцы. Как и в предыдущий период, купцы сохраняли свои привилегии. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам. Они делились на мастеров и подмастерьев. Цеха имели свои органы управления. Большинство городского населения составляли мещане, значительная часть которых работала на фабриках и заводах по найму.

Их правовое положение не изменилось.

В России а начале XX в. продолжает действовать Свод законов Российской империи, определявший положения сословий.

Закон различал четыре главных сословия: дворянство, духовенство, городское и сельское население. Из городских обывателей была выделена особая сословная группа почётных граждан.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

  • Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

ДУХОВЕНСТВО

Сословные права духовного чина были определены нечетко. В Др. Руси по своей подсудности одному только священноначалию Д. было привилегированным состоянием, но по обязанности нести всякого рода повинности оно не отделялось от податных классов. При имп. Петре I от подушного оклада были освобождены священнослужители, их дети и церковнослужители. Дети же церковнослужителей остались в окладе. Но на Д. возлагались др. повинности — пожарная, постойная, подводная, караульная. В Комиссию по новому уложению при имп. Екатерине II подан был проект причислить Д. к податному мещанскому сословию, и лишь благодаря вмешательству митр. Гавриила (Петрова) Д. было избавлено от этого унижения, сохранив статус особого сословия, которое по степени привилегированности стояло вслед за дворянским.

Отмена крепостного права постепенно отучила помещиков от привычки своевольно и высокомерно держаться со священнослужителями церквей, расположенных в их владениях. Возвышение Д. на сословной лестнице сблизило значительную его часть, особенно городских протоиереев, с представителями академического образования, с дворянской интеллигенцией. Сельское Д., ближе стоявшее к простому народу по житейским условиям, по взглядам на жизнь, по обычаям и нравам, крепче было связано со своей благочестивой, хотя и малосведущей в церковном учении паствой.

В 1863 г. выпускникам семинарий был открыт доступ в ун-ты, и вскоре выходцы из Д. составили почти половину студенчества. По успеваемости обычно это были лучшие студенты, но в силу ряда причин они часто разделяли радикальные и даже нигилистические взгляды. Детям духовных лиц разрешали также поступать в светские средние школы, но в отличие от семинарий в гимназиях и реальных уч-щах образование было платным, поэтому даже те сыновья клириков, к-рые не собирались посвящать свою жизнь Церкви, предпочитали завершать среднее образование в семинарии, а потом идти в ун-т или на гражданскую службу. Окончившие семинарии по 1-му и 2-му разряду получали наравне с выпускниками гимназий право при поступлении на гос. службу на последний, 14-й чин по Табели о рангах. В то же время с кон. 50-х гг. XIX в. шире открывался доступ к церковному служению для лиц из др. сословий.

Содержание приходских причтов в синодальную эпоху, как и в древности, в основном лежало на попечении приходов. При Петре I благосостояние Д. резко ухудшилось: наполовину сокращена была царская руга ружным церквам, причтам запрещены были праздничные славления по приходам, кроме праздника Рождества Христова, и хождение по домам с иконами. Увеличились старые поборы с Д. и появились новые — на школы, на богадельни, на драгунских лошадей; с причетников взималось по 1 р. в год за освобождение от военной службы. При имп. Елизавете Петровне ружным церквам возвратили полную ругу, Д. было освобождено от нек-рых повинностей — постойной, подводной, караульной.

В 1764 г. проведена была секуляризация населенных церковных земель и введены штаты. Но только кафедральные соборы и 105 приходских церквей на всю Россию были включены в штаты, что давало им право получать часть доходов от секуляризованных земель. Хотя приходы стали тогда наделяться незаселенной землей (по 33 дес. на причт), к-рая должна была обрабатываться самими духовными лицами или сдаваться в аренду. В 1765 г. под предлогом противодействия корыстолюбию Д. императрица распорядилась ввести обязательные таксы за требы, причем крайне низкие: 3 к. за крещение (в наст. время соответствует примерно 200 р.), 10 к. за венчание и погребение. В целом приходское Д. в ХVIII в. жило трудно и бедно.

При имп. Николае I и обер-прокуроре Н. А. Протасове материальному обеспечению Д. уделялось больше внимания. Церковные причты щедро наделялись землей. Для священнослужителей и причетников строились церковные дома за казенный счет. В 1842 г. в зап. епархиях, где только что совершилось воссоединение униатов с правосл. Церковью, были установлены оклады для Д. В следующем году казенное жалованье стало постепенно вводиться и в др. епархиях. Священнику выдавался оклад от 100 до 180 р. в год, диакону — 80, дьячку — 40, пономарю — 32, просфорнице — 14 р. (1 р. тех лет в наст. время равен по покупательной способности примерно 500 р.). К концу царствования Николая I почти половина причтов пользовалась казенными окладами.

В 60-70-х гг. XIX в. материальное обеспечение Д. рассматривалось Присутствием из членов Святейшего Синода, обер-прокурора, неск. министров и др. высокопоставленных чиновников под председательством митр. Исидора (Никольского). Положение, выработанное им в 1869 г., предусматривало введение новых, сокращенных штатов приходского Д.: бедные приходы соединялись с более обеспеченными. По новым штатам причт должен был состоять из священника и псаломщика. 2-й священник и 2-й псаломщик допускались в исключительных случаях, а диаконы вообще не входили в состав приходских причтов и могли служить лишь на вакансии псаломщика или без казенного оклада, на попечении прихожан. Закрыто было ок. 2 тыс. приходов. За штат увольняли престарелых и малоподготовленных священников, диаконов уволено было больше трети. По штатам 1869 г. в Русской Церкви состояло 38 075 священников, 11 144 диакона и 68 461 причетник. Сокращение штатов позволило в 2 раза повысить казенное жалованье Д., но, поскольку цены с 40-х гг. к тому времени возросли вдвое, на деле в обеспечении Д. никакого улучшения в сравнении с 40-ми гг. не произошло. В 1866 г. были составлены новые правила пенсионного обеспечения клириков. Священникам, прослужившим не менее 35 лет, назначались пенсии по 90 р. в год, а их семьям при утрате кормильца — по 55-65 р., в 1878 г. пенсионный оклад был повышен до 130 р. для священников и протодиаконов, а с 1860 г. пенсии стали назначаться диаконам и их осиротевшим семьям.

Большие перемены в сословном статусе Д. наступили в кон. 60-х гг. В 1867 г. Присутствие во главе с митр. Исидором выработало положение, к-рым отменялись наследственные права на церковные места, а через 2 года после этого вышел указ, вносивший радикальные перемены: из духовного ведомства были исключены певчие, звонари, церковные сторожа, сверхштатные псаломщики и самое главное — все взрослые дети, а также вдовы клириков. Причем последним присваивались весьма высокие сословные права. Вдовы священнослужителей и церковнослужителей, принадлежавшие к потомственному дворянству по праву рождения или ввиду дарования этих прав мужу, сохраняли и во вдовстве принадлежность к этому высшему сословию. В ином случае вдовы священнослужителей приобретали права личного дворянства, а вдовы церковнослужителей — права личного почетного гражданства. Отчислявшиеся из духовного сословия дети священнослужителей — потомственных дворян получали права потомственного дворянства, а в иных случаях дети священников и диаконов получали права личного дворянства, потомственного или личного почетного гражданства в зависимости от сана и наград отца. Им предоставлялось право поступать на военную или гражданскую службу, а также по желанию и при наличии капитала вступать в купеческие гильдии. Дети церковнослужителей и причетников, певчих, звонарей, церковных сторожей причислялись к податным сословиям, хотя и с пожизненным личным освобождением от податей. В результате этой реформы в духовном сословии остались лишь лица, состоявшие на действительной церковной службе, их жены и несовершеннолетние дети, а также учащиеся духовных школ.

Существование духовного сословия, как и иных российских сословий, прекратилось в 1917 г., когда радикально изменился гос. строй и все сословия были отменены.

Лит.: Барсов. Сборник; Бердников И. С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Каз., 19132. С. 4-12, 941-973; Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви. Рязань, 1893. Вып. 4; Духовный регламент. М., 18974; Рункевич С. Г. Русская Церковь в ХIХ в. // История Русской Церкви в ХIХ в. / Под ред. А. П. Лопухина. СПб., 1901. Т. 2; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 192-209, 236, 419-426; Устав духовных консисторий: С дополнениями и разъяснениями Св. Синода и Правительствующего Сената / Сост.: М. Н. Палибин. СПб., 19122; Суворов Н. С. Учебник церковного права. М., 19135. С. 201, 264-321, 333-348; ОДДС; Карташев. Очерки. 2004. Т. 2. С. 516-558; Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. М., 1993р. Ч. 1; Знаменский П. В. История Русской Церкви. М., 1996. (МИЦ; 10); Собор, 1918. Деяния; Там же. Определения; Смолич И. К. История Русской Церкви: 1700-1917. М., 1996-1997. Ч. 1-2; Римский С. В. Православная Церковь и государство в XIX веке. Р.-н/Д., 1998; Цыпин В., прот. Курс церковного права. Клин, 2004. С. 413-418; он же. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды, 1700-2005. М., 2006.

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались. Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным. Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг. Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

1. Прочитайте эпиграф к параграфу и ответьте на вопросы.

За эту землю они обязаны были нести военную службу. Полученный участок земли с крестьянами (поместье) должен был не только обеспечивать самого дворянина и его семью, но и давать возможность приобретать воинское снаряжение, боевого и запасных коней, вооружать одного или нескольких боевых холопов (военных слуг, отправлявшихся в походы вместе со своими господами — дворянами).

3. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.
Как в XVII в. изменилось общественное положение служилых людей и духовенства?

В. После Смуты наивысшим политическим и экономическим могуществом обладала верховная власть, служилые люди и духовенство полностью подчинялись самодержцу и только по этому имели привилегии и высокое общественное положение.

  • 1. Была ли возможность в XVII в. пройти путь с низшей ступени служебной лестницы для дворян (категория дети боярские) до высшей ступени (категория думные дворяне)?
  • 2. Почему дети боярские становились крестьянами или холопами?

Общественное положение служилых людей и духовенство изменилось в 17 веке после смуты, после избрания Михаила Романова. Верховная власть получило высшее могущество, в государстве усилилась централизация, появился самодержец. Дворянство укрепило собственные позиции и священнослужители стали равны с боярами. Введение крепостного права и усиление крепостного гнета привели к тому, что дворянство усилило свое положение. Их статус был укреплен, как и значимость в государстве. Но дворянство как служилые люди все еще были ниже бояр и духовенства. Но крепостное право уже положило начало тому, что дворянство сотрет боярство из социальной стратификации России. Изменения произошли также из-за того, что дворянство встало на честную службу, то есть царь стал опираться не на боярство, а на дворянство, и боярство стало только помехой.

Если твой вопрос не раскрыт полностью, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти другие ответы по предмету История.

Читайте также: