Смычок и струны анненский анализ стихотворения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Поэзия стиха сложная, витиеватая. Анненскому довелось в работе переводчиком прочесть довольно много трудов французских мастеров пера. Обогатившись новыми изысканными оборотами речи, метафорами и литературными приемами, он создал в итоге шедевр изумительного стиля.

Символизм произведения – в теме главного сходства и противопоставления. Мир предметной природы описан в соотнесении с человеческой жизнью. Скрипка со струнами и смычок рисуются в стихотворении как образы женщины и мужчины, сперва связанные судьбой, а после – разорванные.

Трагизм и надрыв читается в строках, будто слышится отрывистая игра скрипача. Как для встречи струн со смычкой решающим является желание музыканта, так, по мнению автора, судьбой двух влюбленных сердец волен управлять только Бог, или случай, но никак не они сами. Если человек вправе сжалиться над дуэтом музыкального инструмента и играть хоть до самого утра при свете свеч. То любовью людей высшие силы часто пренебрегают, заставляя расставаться связанные сильными чувствами души.

Размер стихотворения определяется как четырехстопный ямб. Рифмовка избрана традиционная – перекрестная. С применением ассоциативного метода и звуковых повторов автор строит каркас произведения. Сочетания слов звучат плавно и мелодично. Утверждение и противопоставление создает смысловое напряжение в четвертой строфе.

Неизбежность расставания после случайности встречи и тонкая мелодия бьющихся в унисон сердец в отведенное Богом время – вот зарисовка стиха, прекрасная, но трагическая.

Анализ стихотворения Смычок и струны

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.

Возвращение к исходной ситуации одиночества, раздельности подчеркнуто в тексте стихотворения чередой многоточий. Сигнализируемые ими паузы готовят к финальной картине рассветной тишины.

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

Прежде чем проанализировать стихотворение этого поэта, хочу отметить, что смысловое строение стихов у Анненского сложное. Образы “вещного мира”, как и фигуры людей, их голоса, доносящиеся извне, вступают в постоянную перекличку с внутренним миром поэта, вызывают в нем глубокие отзвуки, “я” переплетается с “не я”, одно из них просвечивает сквозь другое, и поэтическое целое создается благодаря лишь этому проникновению. Сложновато, но проще поэзию Анненского и не объяснишь.

Итак, я выбрал стихотворение “Смычок и струны”:

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Какой тяжелый, темный бред!

Как эти выси мутно-лунны!

Касаться скрипки столько лет

И не узнать при свете струны!

Мгновенное впечатление читателя, впервые впитавшего своим воображением эти строки, таково: в мрачной комнате скрипач — со своей скрипкой. На душе печально. Впервые предмет любви, скрипка, в лунном свете, показалась чужой. Столько лет была частью души музыканта, и вдруг… Он, оказывается, совсем ее не знал… Она, оказывается, только притворялась, что они одно целое… Просто была молодость, надежды на лучшую жизнь, благодаря его таланту и ее любви к нему. И вот… все рухнуло. Он талантлив, в этом сомненья нет, значит, причина несостоявшегося счастья — в ней, в этой вещице, от которой только и требовалось, что любить, и все… Оказалось, она была все эти годы так же далека от него, как эти мутные небесные светила. Они хороши, когда на душе светло, и моментально тускнеют, если в душе сумрачно…

Кому ж нас надо? Кто зажег

Два желтых лика, два унылых…

И вдруг почувствовал смычок,

Что кто-то взял и кто-то слил их.

Вторая строфа совершенно неожиданна: оказывается, не музыкант, а смычок выступает в роли лирического героя, а музыкант — лишь сила и воля, которая их свела со скрипкой. Но так как он (смычок) полностью зависит от воли музыканта, то все равно в драме участвуют трое, и всем в данной ситуации одинаково сложно разобраться в чувствах

О, как давно! Сквозь эту тьму

Скажи одно: ты та ли, та ли?

И струны ластились к нему,

Звеня, но, ластясь, трепетали.

Но здесь явно вопрошает музыкант. Он обращается к скрипке, как бы посредничая между ней и смычком. Он, оставаясь пока в стороне, тем не менее с упреком в голосе констатирует факт иных прошлых отношений между смычком и скрипкой. Но читатель уже чувствует еле уловимую лукавинку, ноту превосходства музыканта над смычком и одновременно — нотку растерянности, потому что музыкант понимает свою первостепенность. Значит, и вина за отчуждение, по сути, вся на нем.

Не правда ль, больше никогда

Мы не расстанемся? Довольно.

И скрипка отвечала да,

Но сердцу скрипки было больно.

Опять я слышу попытки смычка восстановить отношения. Но скрипка понимает, что это зависит не от них, а от музыканта.

Смычок все понял, он затих,

А в скрипке эхо все держалось…

И было мукою для них,

Что людям музыкой казалось.

Смычок понял то, что скрипка разлюбила его навсегда и что не признается ему в этом лишь из жалости к нему. Он понял также, что всегда его счастье зависело от музыканта, от чужой воли. Он понял, что этот момент рано или поздно должен был наступить, потому что первым разлюбить мог только музыкант, и в тот же миг нелюбовь обрушилась на бедный смычок. Страдания смычка и скрипки усиливаются еще и тем, что музыкант, сближая их, не понимает, что это уже не музыка, а мука двух чужих существ, сводимых против их воли в одно целое. Они вынуждены искать выхода друг у друга, да не в их это силе…

Но человек не погасил

До утра свеч… И струны пели…

Лишь солнце их нашло без сил

На черном бархате постели.

То, что смычок и скрипка понимают и находят в себе силы принять судьбу, вызывает бурный протест у музыканта. Он не может смириться с таким отчуждением против его воли. Он пытается восстановить, найти музыку прошлого, ту самую… Но тщетно. Лишь физическое бессилие прекращает эти муки.

Музыкант — бог для смычка и скрипки, он не может смириться с таким финалом. А выход лишь один: музыкантдолжен вновь полюбить. Ибо без любви нет ничего — ни Бога, ни человека.

Я сделал монографический разбор стихотворения Анненского, пойдя по ассоциативному пути. Вывод таков: смысловая связь между звеньями стихотворения не прерывается, внутренне и внешне все психологические переходы четко мотивированы, создано особое эмоциональное напряжение, обусловленное приведенной житейской ситуацией, ответ на вопрос найден.

Скидка 100 рублей на первый заказ!
Акция для новых клиентов! Разместите заказ или сделайте расчет стоимости и получите 100 рублей. Деньги будут зачислены на счет в личном кабинете.

Узнать стоимость Гарантии Отзывы

Итак, из этого следует, что И. Анненский — поэт большой психологической силы и тонкости. Он не надеется только на интуицию. У него, как показал разбор стихотворения, идет четкий психологический анализ. Анненский — поэт-исследователь, певец и философ “вещного” мира, в котором он ищет нравственный путь к своему подлинному “я”.

Вриант №2

Стихи Иннокентия Анненского похожи на кружево – они изящны и замысловаты. Как все символисты, он был мастером написания сложных лирических образов. К сожалению, он оставил не так много стихов. Зато их можно назвать образцом символизма, настолько идеально стилистически они написаны.

Стихотворение пропитано тоской и горечью. Оно написано так, словно кто-то действительно играет на скрипке в тёмной комнате, тускло освещенной лишь парой свечей и блёклой луной. Инструмент в руках музыканта плачет. Что впереди? Горечь разлуки? Одиночество?

Поэт не верит в счастливый исход. Печальный опыт его отношений раз за разом убеждал его: гармония не вечна, это всего лишь мгновение, тонкий луч света. Он исчезнет и опять наступит мрак. Осознание этого причиняет боль. Хотя любовь редко обходится без страданий. Иногда из этих переплетений рождается музыка.

Стихотворение долго держит под впечатлением. Но, несмотря на пессимизм в нём поэта, понятно, что счастье – вещь хрупкая, его надо беречь. Кто знает, сколько времени отпущено влюбленным? Какие испытания ждут их впереди? Но пока два сердца вместе, надо наслаждаться волшебной музыкой любви.

Картинка к стихотворению Смычок и струны

Смычок и струны Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

А.А. Блок написал знаменитое произведение "Вхожу я в тёмные храмы. " в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева.

Вот и подошли к концу летние деньки. Эти каникулы я провел в деревне, у дедушки с бабушкой и могу с уверенностью сказать, что это были мои самые лучшие каникулы. А все потому что,

Анна Ахматова в своей любовной лирике смогла отобразить множество женских судеб. Можно отметить, что для своих читателей писательница предоставила на обозрение целую книгу женских душ. Описываемая любовь в стихах довольно часто

Анализируемое произведение относится к любовной лирике, но есть в нем и признаки лирики философской. Тема – рассказ о смычке и струнах, под образами которых подразумеваются влюбленные мужчина и женщина. Автор показывает, что любовь – это не только радость, но и боль расставания.

Главные герои стихотворения указаны в его заглавии – это смычок и струны. Второстепенным героем является скрипач. Все образы символичны. В первом катрене рассказывается о том, что смычок много лет касался скрипки, а при свете не узнал струны. Такое странное явление поэт называет «тяжелым, темным бредом. После прочтения всего произведения понимаем, что речь идет о человеке, который так и не познал тайны души второй половины.

На какое-то время смычок и скрипка расстались, но вдруг кто-то вновь слил их. Между ними завязался нежный разговор, в котором они клялись, что больше не допустят расставания. Читая их диалог, снова-таки легко проводить параллель между образами смычка и струн и людьми.

Поэзия стиха сложная, витиеватая. Анненскому довелось в работе переводчиком прочесть довольно много трудов французских мастеров пера. Обогатившись новыми изысканными оборотами речи, метафорами и литературными приемами, он создал в итоге шедевр изумительного стиля.

Символизм произведения – в теме главного сходства и противопоставления. Мир предметной природы описан в соотнесении с человеческой жизнью. Скрипка со струнами и смычок рисуются в стихотворении как образы женщины и мужчины, сперва связанные судьбой, а после – разорванные.

Трагизм и надрыв читается в строках, будто слышится отрывистая игра скрипача. Как для встречи струн со смычкой решающим является желание музыканта, так, по мнению автора, судьбой двух влюбленных сердец волен управлять только Бог, или случай, но никак не они сами. Если человек вправе сжалиться над дуэтом музыкального инструмента и играть хоть до самого утра при свете свеч. То любовью людей высшие силы часто пренебрегают, заставляя расставаться связанные сильными чувствами души.

Размер стихотворения определяется как четырехстопный ямб. Рифмовка избрана традиционная – перекрестная. С применением ассоциативного метода и звуковых повторов автор строит каркас произведения. Сочетания слов звучат плавно и мелодично. Утверждение и противопоставление создает смысловое напряжение в четвертой строфе.

Неизбежность расставания после случайности встречи и тонкая мелодия бьющихся в унисон сердец в отведенное Богом время – вот зарисовка стиха, прекрасная, но трагическая.

История создания и публикации

Анализ стихотворения Смычок и струны

Сюжет стихотворения основан на взаимоотношениях двух предметов – смычка и скрипки. Однажды чья-то невидимая рука соединила их, и они почувствовали волнующую близость друг друга. Они были счастливы вместе, и от их слияния рождалась музыка, но душа скрипки при этом испытывала боль, так как им было суждено расстаться. Смычок понял её чувства и остановился, но струны скрипки продолжали звенеть, пока не иссякли последние силы.

Используя эти образы, автор раскрывает перед нами сложный мир человеческих отношений и переживаний. Он показывает, что счастье не бывает совершенным и всегда сопровождается болью от сознания его скоротечности. Но люди всё равно стремятся к высшей радости и гармонии, не останавливаясь ни перед какими мучениями, и от этого в мире рождается что-то прекрасное.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом с перекрёстными рифмами и состоит из шести строф. В первых строках автор изображает сумрачный фон, на котором происходит действие:

Какой тяжёлый, тёмный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

При чтении этих строк воображение рисует картину: в мрачную комнату пробиваются тусклые лучи света, посредине стоит скрипач со своей скрипкой, которая кажется ему чужой. Но далее оказывается, что настоящим лирическим героем является не музыкант, а смычок:

Кому ж нас надо? Кто зажёг Два жёлтых лика, два унылых. И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Мы видим, что человек выступает лишь как та сила, которая помогла встретиться и соединиться смычку со струнами. И между ними происходит драматический диалог, в ходе которого раскрываются их взаимные чувства:

Звучание этих строк напоминает прикосновение смычка к струнам, а преобладающие короткие слова ассоциируются с его прерывистыми движениями. Такими выразительными средствами поэт подчёркивает противоречивые чувства радости и боли, владеющие героями. Этот внутренний конфликт достигает наивысшей силы в следующей строфе:

Смычок всё понял, он затих, А в скрипке это всё держалось. И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч. И струны пели. Лишь солнце их нашло без сил На чёрном бархате постели.

Технология игры смычком[3]

Расположение смычка на струне, сила его давления и скорость движения

Место контакта струны с волосом смычка называется игровой точкой

. В зависимости от скорости движения, силы давления и игровой точки на струне определяет характер звучания: громкость и тембр. В таблице приведены основные зависимости[3]:
Соотношение игровой точки, давления на струну и скорости движения смычка

12345678910111213
pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-pv-p
sul ponticello
pp1 7-1 6-1 5-1 4-1 3-1 2-11-12-13-14-15-16-17-1
p2 6-2 5-2 4-2 3-2 2-21-22-23-24-25-26-27-2 6-2
mp3 5-3 4-3 3-3 2-31-32-33-34-35-36-37-3 6-3 5-3
mf4 4-4 3-4 2-41-42-43-44-45-46-47-4 6-4 5-4 4-4
f5 3-5 2-51-52-53-54-55-56-57-5 6-5 5-5 4-5 3-5
ff6 2-61-62-63-64-65-66-67-6 6-6 5-6 4-6 3-6 2-6
fff71-72-73-74-75-76-77-7 6-7 5-7 4-7 3-7 2-7 1-7
sul tasto
ГобойКларнетФлейта

Обозначения в таблице:

  • В первом столбце обозначена сила звука (пианиссимо, пиано, меццо-пиано, меццо-форте, форте, фортиссимо, форте-фортиссимо).
  • В первой строчке номера игровых точек, если струну разметить на 14 равных частей, с 1-й, что соответствует ближайшей точке к подставке, по 13-ю — самой дальней, находящейся у верхнего порожка при открытой струне, или у пальца при зажатой.
  • Во второй строке показаны соотношения v
    и
    p
    , означающие соотношения скорости движения смычка и силы его давления на струну соответственно. Соотношения, изображённые чёрным цветом, соответствуют наиболее качественному звучанию, а серым соответствуют звучанию с полностью или частично потерянным качеством тона, в нотной записи обозначается
    sul ponticello
    (для левой части таблицы) или
    sul tasto
    (для правой части таблицы). Параметры v и p представлены по 7-балльной системе, так: p=1 и p=7 соответствуют минимальному и максимальному давлению, при котором музыкант может произвести устойчивый звук;
  • v=1 и v=7 соответствует минимальной и максимальной скорости, при которой музыкант может удерживать постоянное давление и скорость.
    Чем ближе к центру струны (игровая точка № 7, выделенная серым), тем больше энергии передаётся основному тону (высшей гармонике), и тем меньше энергии отдаётся обертонам (1-й и более высоким гармоникам);

Использование струн

В выше приведённой таблице значения приведены относительные, и необходимо вносить поправки в зависимости от:

  • жёсткости струны,
  • толщины струны,
  • игрового пространства струны.

Жёсткость струны

Более жёсткая струна

  • Даёт возможность дальше от подставки извлечь благозвучные ноты, так как она оказывает достаточное сопротивление смычку и не зажимается до хрипоты и скрипа.
  • Уменьшает возможность извлечении нежных и тихих звуков, способствуют срыву звукоизвлечения, что ограничивает художественную палитру музыканта.

Наклон смычка

Наклон смычка в сторону грифа делают для:

  • Изменения ширины ленты волоса, что способствует проявлению более высоких гармоник; используется чаще всего при игре ближе к грифу на нюансе пиано или при исполнении флажолетов.
  • Регулировки направления силы пружины трости смычка, что необходимо для различных артикуляционных эффектов, например: смягчения атаки звука, уменьшение прыгучести смычка и др.

Возможны два случая:

  • Если плоскость пружины смычка перпендикулярна плоскости струны, то упругие свойства смычка используются в максимальной степени (sin(90)=100 %). Направление силы руки всегда перпендикулярна. Отсюда геометрическое воздействие упругих качеств смычка относительно давления на струну руки равно Sin(смычка^струны)/Sin(руки^струны)=Sin(90)/Sin(90)=100 %/100%=100 %.
  • При наклоне смычка к грифу, эти две плоскости составляют между собой некоторый острый угол, тогда синус этого угла меньше 100 %. Тогда упругие качества смычка реализуются в меньшей степени при неизменном давлении на струну рукой. Это уравновешивает напряжения в струне по обе стороны от смычка (используется при игре в форте).

Какой тяжелый, темный бред! Как эти выси мутно-лунны! Касаться скрипки столько лет И не узнать при свете струны!

Кому ж нас надо? Кто зажег Два желтых лика, два унылых… И вдруг почувствовал смычок, Что кто-то взял и кто-то слил их.

Смычок все понял, он затих, А в скрипке эхо все держалось… И было мукою для них, Что людям музыкой казалось.

Но человек не погасил До утра свеч… И струны пели… Лишь солнце их нашло без сил На черном бархате постели.

Содержание

  • 1 Параметры смычка 1.1 Скрипичный смычок
  • 1.2 Альтовый смычок
  • 1.3 Виолончельный смычок
  • 1.4 Контрабасовый смычок
    3.1 Расположение смычка на струне, сила его давления и скорость движения

Смычок для виолончели Струна скрипки во время игры на ней
Состав смычка:

  • Деревянная трость
    (древко), переходящая в
    головку
    с одной стороны, с другой прикрепляется
    колодка
    ; Для изготовления трости используется дерево фернамбук (Pernambuco) или Бразильское дерево (Brazilwood).
  • Колодка делается из чёрного дерева со вставками из перламутра. В колодку с внутренней стороны, прилегающей к трости, ввернута небольшая медная гайка, а в основание трости вставлен восьмигранный винт с длинной резьбой, с помощью которого можно регулировать натяжение волоса. Встречаются смычки, в которых колодка изготовлена из слоновой кости, с использованием гарнитуры из золота, что делает смычки более дорогими. Пластинки из слоновой кости в подавляющем количестве смычков используются на кончиках смычков.

Для каждого струнного смычкового инструмента предусмотрен свой тип смычка, соответственно смычки бывают скрипичными, альтовыми, виолончельными и контрабасовыми. А для каждого размера инструмента соответствующий размер смычка, так, например, смычок для скрипки 3/4 для соответствующего инструмента. Также существует так называемый барочный смычок, применяющийся для исполнения музыки в стиле Барокко. Его отличает форма головки, напоминающая стручок гороха. Традиционно в смычок вставляют конский волос белого цвета, но иногда можно встретить и смычки с чёрным волосом, который более грубый по структуре, что способствует большему его трению со струной, но менее ровному и гладкому звуку. Чёрный волос используется для контрабасовых и иногда виолончельных смычков, а также для дешевых скрипичных смычков, предназначенных для использования в музыкальных школах и дворцах культуры.[2]

Современная школа игры на смычковых инструментах предусматривает следующее положение руки на смычке: смычок держится правой рукой, при этом кисть находится над колодкой, большой палец придерживает колодку снизу, остальные пальцы лежат на трости сверху. В то же время, при игре на контрабасе сохраняется, наравне с вышеуказанным, и старый способ, при котором кисть руки находится под колодкой, а сама колодка удерживается хваткой большого, указательного и среднего пальцев.

Качество волоса и канифоли имеют огромное влияние на извлекаемый звук. Канифоль используется для натирки волоса смычка, чтобы повысить силу сцепления его со струной. Обычно это производится перед каждой игрой. Основные показатели качества волоса и канифоли заключаются в хорошем сцеплении между ними и малом распылении последней при игре на инструменте.

Читайте также: