Фрэнсис бэкон педагогические идеи кратко

Обновлено: 04.07.2024

Несмотря на интенсивное развитие воспитательной теории, педагогика вплоть до начала XVII в. продолжала оставаться частью философии. Впрочем, и в настоящее время все сколько-нибудь значительные философы так или иначе разрабатывают проблемы воспитания, что, естественно, говорит об исключительно важном общественном и научном значении этих проблем.

Вслед за Коменским в историю западноевропейской буржуазной педагогики вошли имена таких ее виднейших деятелей, как Джон Локк (1632-1704) в Англии, Жан-Жак Руссо (1712-1778) во Франции, Генрих Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, Иоганн Гер-барт (1776-1841) и Адольф Дистервег (1790-1866) в Германии и др. Какие же основные идеи они развивали?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Бэкон считает целью всякого образования помочь ученику достичь понимания этого самого достоверного знания. Однако чтобы стать достойным учёным, необходимо сначала стать достойным человеком. Для Бэкона это никакая не абстракция, а вполне конкретный процесс, метафорически сравниваемым им с обстругиванием и обтесыванием неровной дощечки. Иными словами, в каждом человеке есть достоинства, которые необходимо развить в ходе предстоящего обучения, и недостатки, которые следует искоренить.

По мнению Френсиса Бэкона, вопрос о воспитании имеет совершенно иную форму. Для начала, автор повествует о двух подходах к науке. Первая группа учёных утверждает, что мир уже по большей части изучен, другие, напротив, высказывают мнение, что само по себе изучение невозможно. Бэкон же избирает некий "срединный" путь в данном вопросе, провозглашая, что главное в исследовании и образовании - это знание, а главное в знании - его достоверность.

Соответственно с этим утверждением, Бэкон считает целью всякого образования помочь ученику достичь понимания этого самого достоверного знания. Однако чтобы стать достойным учёным, необходимо сначала стать достойным человеком. Для Бэкона это никакая не абстракция, а вполне конкретный процесс, метафорически сравниваемым им с обстругиванием и обтесыванием неровной дощечки. Иными словами, в каждом человеке есть достоинства, которые необходимо развить в ходе предстоящего обучения, и недостатки, которые следует искоренить. Бэкон предостерегает также от ложного знания, а также "идолов". Знание для Бэкона неразделимо связано с методом, а сам процесс образования, как и наука, неразрывно соединено с децствительностью. Знание получают непосредственно из переработки чувственного опыта, и главная цель обучения максимально структурировать этот процесс во имя избежания ложных идей, мнений и неверных знаний о предмете (недостоверных). От идей Бэкона происходит так называемая натуралистическая педагогика, целью которой, как уже было упомянуто, является получение достоверного знания, полученного при изучении действительности. И применяется оно, соответственно, к той же самой действительности, для улучшения качества жизни и качества ума обучаемого, что, в принципе, является безусловным благом во все времена.

Таким образом, в идеях Бэкона есть много полезных знаний, которые можно почерпнуть современному педагогу, переработав их под реалии нынешней жизни. Однако идея о неких достоинствах и недостатках является несколько субъективной, поскольку невозможно определить точно, какие качества помогают развитию человека и какие мешают. Потому личностно-ориентированный подход, зарождающийся в труде Монтеня, кажется нам несколько ближе и полезнее для современной педагогики.

Программа Просвещения в концепции Я. Коменского

Коменский увязывал закономерности формирования личности с глобальными изменениями в природе, соотнося с природными циклами продолжительность учебного года и урока. Им впервые была введена привычная сейчас классно урочная система с конкретной темой и задачей урока, ежедневной проверкой знаний и последующими экзаменами. Соответственно возрасту человека он строит и четыре ступени обучения, выполняющие три главные задачи: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание), стремление к Богу (религиозное воспитание).

24 года) в каждом государстве или большой области. После обучения языку Коменский рекомендовал переходить к изучению реальных наук – естествознания, математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая курс изучением риторики. Только на завершающем этапе риторика будет, по его мнению, не схоластическим оружием, а позволит сочетать красоту и образность речи с ее содержательностью и глубиной. Обучаясь, ученик научится излагать усвоенный материал, делать из него умозаключения. Пытаясь передать свои знания другим, он заодно и закрепит их.

Значение институциализации науки

Механико математическое естествознание как идейная база Просвещения

1. Английский ученый Френсис Бэкон (1561 - 1626) целью научного познания считал освоение сил природы путем последовательных экспериментов.

Провозгласив власть человека над природой, Ф. Бэкон вместе с тем видел его частью окружающего природного мира, т. е. фактически признавал принцип природосообразного познания и воспитания.

2. Одним из основоположников педагогики Нового времени в Германии был, несомненно, Вольфганг Ратке (1571 - 1635), известный также под латинизированным именем Ратихий, или Ратихиус.

Он стремился сделать обучение иностранным языкам легким и приятным для учащихся. От методов обучения иностранным языкам В. Ратке перешел к общим вопросам организации школьного дела и дидактики, высказывая нередко соображения социально-политического характера.

Поставив вопрос о приоритете в школах родного языка, В. Ратке предложил методику одновременного обучения чтению и письму, что было для того времени большим новшеством.

В. Ратке настоятельно предлагал сделать основой всей школьной системы "немецкую школу" - школу родного языка.

В своей работе "Мемориал" В. Ратке затронул вопросы взаимоотношений школы и общества и набросал в общих чертах программу достижения национального, политического, культурного и религиозного объединения Германии.

В книге "Всеобщее обучение по способу Ратихия" (1619) и дополнениях к ней, а также в ряде учебников (новых языков, логики, метафизики, Священного писания и др.) он изложил свои общедидактические и методические идеи, а также предложения относительно как содержания образования с акцентом на реальные знания, так и новых методов обучения, новой организации школы в целом.

В. Ратке сумел вывести важнейшие общедидактические принципы, которые практически одновременно с ним, но гораздо обоснованнее сформулировал великий чешский педагог Ян Амос Коменский.

Эти общие принципы обучения В. Ратке сводятся к следующим основным положениям, которыми должен руководствоваться каждый учитель:

✓ обучение должно протекать в соответствии с ходом природы, не нарушая его;

✓ обучение должно быть последовательным, нельзя изучать одновременно разные вещи;

✓ в обучении следует постоянно использовать повторение;

✓ первоначальное обучение должно обязательно вестись на родном языке учащихся;

✓ обучение должно вестись без принуждения;

✓ заучивать ученики должны только то, что ими понято;

✓ в обучении следует идти от частного к общему, от известного к неизвестному;

✓ в ходе обучения всегда нужно опираться на индукцию и опыт.

3. Новый взгляд на природу и человека с особой силой выразил французский философ Рене Декарт (1596 - 1650). В отличие от сенсуализма

Ф. Бэкона и Я.А. Коменского, Р. Декарт воспринимал природу как некий механизм, законы которого можно постичь лишь разумом. Он считал, что в процессе воспитания необходимо преодолевать издержки детского воображения, при котором предметы и явления видятся не такими, какие они есть на самом деле.

Будучи убежденным в нравственном и интеллектуальном вреде детского эгоцентризма, Декарт советовал прилагать максимум усилий для развития у учащихся способности к суждениям - самостоятельному и верному осмыслению собственных поступков и окружающего мира. Использованные источники:

Джуринский А.Н. История педагогики. С. 170 - 172. История педагогики и образования. С. 179 - 181.

Читайте также: