Методы поиска информации 9 класс план урока

Обновлено: 30.06.2024

Разработка урока по информатике по обновленной программе. содержит приложения с активными и интерактивными приемами и стратегиями.

Бейсенбаева Куралай Тулегенкызы , 19.12.2019

Содержимое разработки

Краткосрочный план урока

Раздел долгосрочного плана:

ФИО учителя:

Бейсенбаева Куралай Тулегенкызы

Участвовали:

Отсутствовали:

Методы поиска информации

Учебные цели для достижения на этом уроке

9.2.2.3 осуществлять поиск, сортировку и фильтрацию данных

Для всех учеников: умеют осуществлять поиск информации в базе данных с применением фильтра и проводить сортировку данных.

Для большинства учеников: объясняют принципы поиска, применяют способы сортировки и фильтрации данных .

Для некоторых учеников: анализируют различные методы поиска информации и различия между сортировкой и фильтрацией данных.

Критерий оценки

Учащиеся используют различные методы поиска данных, сортировку и фильтрацию данных.

Языковые цели

Формирование у учащихся языковых навыков слушания и говорения.

Предметная лексика и терминология :

Поиск информации, критерий, сортировка, фильтрация ;

Полезная серия фраз для диалога / письма:

Поиск информации в базе данных затрудняется тогда, когда .

Поиск информации можно выполнить с помощью .

Отличие фильтрации от сортировки в том, что .

Подстановочные знаки можно использовать при .

Привитие ценностей

Межпредметная связь

На уроке просматриваются межпредметные связи с английским языком через предметную терминологию и проведение физминутки на английском языке, с математикой при организации вычислений в MS Excel , с экономикой через содержание задания.

Предшествующие знания по теме

Создание базы данных в электронных таблицах

Запланиро-ванные этапы урока

Виды запланированных упражнений на уроке

Деление на группы

Каждый ученик вытягивает смайлик и по номеру рассаживаются по группам. В течение всего урока лидер группы заполняет лист оценивания.

Опрос домашнего задания. (И, Ф)

Ученикам раздаются задания с текстом по предыдущей теме. Задания дифференцированы по уровням сложности:

Уровень А. Вставить предложенные слова или словосочетания на места пропусков (максимально 4 балла);

Уровень В. Вписать слова или словосочетания на места пропусков в предложениях (максимально 5 баллов);

Уровень С. Написать ответ на предложенный вопрос (максимально 6 баллов);


Ученики выполняют задания.

Проверка осуществляется по шаблону, предоставленному лидеру группы. Баллы заносятся лидером в лист оценивания участников группы.



(К, Ф) Подведение к теме урока:

- Электронные таблицы помогают нам разобраться в наших данных. Существует два лучших способа это сделать – упорядочить данные или сделать выборку основных значений или типов данных.

- Как вы ищите нужную информацию в повседневной жизни?

- Представьте, что у вас есть база данных, состоящая из десятков тысяч объявлений о продаже и аренде квартир в нашем городе за определенный период времени. Как вы планируете разобраться в этих данных?

- Каковы пути поиска информации на компьютере?

- Как можно найти нужную информацию в Excel ?

- Чему мы должны научиться на уроке?

Учащиеся формулируют с помощью учителя тему урока и определяют цель урока.

рубашка, пиджак, брюки и галстук.

Каждая группа должна подготовиться по схеме, используя учебник, интернет-ресурсы, дополнительный материал по следующим темам:

Учащиеся, работая в группах, создают постер в со o тветствии с идентифицированной проблемой исследования. Результаты своей работы предст a вляют в виде публичн o го выступления по установленному порядку.



Физкультминутка

(И, Ф) Индивидуальная работа.

Выполнение практического задания на компьютере.

Для закрепления нового материала учитель выдает индивидуальное дифференцированное задание на карточках. Прежде чем приступить к работе повторяют ТБ и правила поведения в компьютерном классе.

В разных городах страны цены на овощи различаются в зависимости от их географического положения и их экономического потенциала. Используя данные из приведенной ниже таблицы, выполните следующие действия:

1) Наберите таблицу по приведенному образцу [1б];


Создайте форму поиска, указав название города и название продукта. Запишите команду создания формы поиска

Найдите цену на капусту в г.Усть-Каменогорске и запишите ответ.


4) На следующем листе книги разместите данные первой таблицы и представьте их в виде таблицы2

Какие действия вы выполнили, чтобы добиться нужного результата? Каким образом отсортированы данные? Ответ запишите ниже:

5) На следующем листе книги разместите данные первой таблицы и представьте их в виде таблицы3


Запишите команду, которая приведет к данному результату _______________________________

 Дополнительное задание для учащихся с высоким уровнем мотивации и темпом работы:

Проанализируйте и ответьте, в чем заключается основное отличие фильтрации от сортировки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ [3 б];

Обучающийся

Набирает таблицу по приведенному образцу - 1балл;

Записывает команду создания формы поиска – 1балл;

Определяет цену на капусту в г.Уст-Каменогорске – 1 балл;

Записывает действия выполнения сортировки по образцу – 1 балл;

Определяет способ сортировки данных – 1 балл.

Определяет способ фильтрации данных – 1 балл.

 Дополнительное задание – определяет отличия фильтрации от сортировки – 3 балла.

После выполнения работы лидер группы выставляет баллы учащимся в листы оценивания, согласно установленным критериям. Эталонные ответы демонстрируются на экране интерактивной доски.

Парная работа

Учащимся выдаются карточки с терминами на русском и английском языке по данной теме. В паре один произносит термин на английском языке, а второй должен найти и сказать вслух термин на русском языке. Затем пары меняются ролями.



Учащиеся за каждый правильный ответ ставят себе 1 балл. Общее количество набранных баллов заносится лидером группы в лист оценивания.

Раздаточный материал, учебник информатики под редакцией С.Мухамбетжановой, интернет-источник

для подготовки постера, маркеры

Рефлексия:

Рубашка – твой багаж знаний до начала урока;

Костюм (Пиджак + Брюки) – что у тебя получилось, что ты узнал (теория + практика);

Галстук – что не получилось или требует дополнительных занятий.

Костюмчики размещают на магнитной доске

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация по заданиям и вопросам

Дифференциация по темпу работы. Дополнительные задания для учащихся с высокой мотивацией и темпом работы.

Диалог и поддержка .

В каждой группе лидеры оказывают помощь менее мотивированным учащимся. Со стороны учителя оказывается дозированная поддержка и поощрение .

Дифференциация по источникам информации. Для работы используют учебник, дополнительный материал, видео.

Уровень С. Написать ответ на предложенный вопрос (максимально 6 баллов);

ают разные выводы .

по видам работы Индивиду a льные, п a рное, групповое ;

Творческое дифференцированное домашнее задание.

Оценивание лидером, запись в Листе оценивания

Итоги групповой работы при выполнении проекта ( записи итогов работы в Листе оценивания )

Формативное оценивание

Учитель в течение урока оценивает работу учащихся и заносит результаты в лист наблюдения.

Частая смена видов учебной деятельности.

Выполнение правил ТБ при практической работе за компьютером.

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Общая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (касающиес преподавания и обучения)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (касающиеся преподавания и обучения)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников на что обратить внимание на следующем уроке?

Стратегия ИДЕАЛ

И – Идентифицируйте проблему. Проблема определяется в самом общем виде.

Е – Есть варианты решения. Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы осуществляется посредством мозговой атаки. Любая критика здесь запрещена. Важно количество: чем больше решений, тем лучше (для графической организации идей можно использовать кластер).

Л – Логические выводы. Анализ действий, предпринятых для решения проблемы, логические выводы. На последнем этапе анализируются проделанная работа.




Лист оценивания Класс 9 Тема урока: 9.2.2.1. Методы поиска информации

Группа ____ Лидер ________________

Проверка домашнего задания

Изучение нового материала

Закрепление

Термино-логия

практикум


Pair work “Discuss in a pair” strategy. Card № 1

Perform the task. Find the relevant translation of the terms in English.

Pupil А ______________________________

Pupil А → Pupil B

База данных - Database

Форма данных – Form of data

Подстановочные знаки –

Pupil А← Pupil B

drop down lists

A two-dimensional table

For every correct answer 1 point. Maximum 6 points.

Pair work “Discuss in a pair” strategy. Card № 2

Perform the task. Find the relevant translation of the terms in English.

Pupil B ______________________________

Pupil B → Pupil А

Pupil B ← Pupil А

Поиск информации –

Двухмерная таблица - A two-dimensional table

Раскрывающиеся списки -

For every correct answer 1 point. Maximum 6 points .

Этап урока: П роверка домашнего задания ФИО ____________________________

Уровень А. Вставьте выделенные слова: поля, форма данных, записи, база данных на места пропусков.

Таблицей _____ ____ является обычная двухмерная таблица Excel , созданная с соблюдением определенных правил. Столбцы электронной таблицы Excel - _____ базы данных, а строки – это ____ базы данных. В электронной таблице Excel можно автоматически создавать встроенную ___ ___ для диапазона или таблицы.

Уровень В . Заполните места пропусков.

Форма данных упрощает ____ между столбцами, ___, ____ с помощью навигации, а также ______ и _____ строк.

Уровень С. Напишите ответ на вопрос: Для чего нужны формы?

Этап урока: П роверка домашнего задания ФИО ____________________________

Уровень А. Вставьте выделенные слова: поля, форма данных, записи, база данных на места пропусков.

Таблицей базы данных является обычная двухмерная таблица Excel , созданная с соблюдением определенных правил. Столбцы электронной таблицы Excel - поля базы данных, а строки – это записи базы данных. В электронной таблице Excel можно автоматически создавать встроенную форму данных для диапазона или таблицы.

Уровень В . Заполните места пропусков.

Форма данных упрощает перемещение между столбцами, ввод , поиск с помощью навигации, а также изменение и удаление строк.

Уровень С. Напишите ответ на вопрос: Для чего нужны формы?

Например : так как для качественной базы данных необходимо правильно сформулировать задание – четко понимать, что должна делать таблица, то в электронных таблицах Excel можно автоматически создавать встроенную форму данных для диапазона или таблицы.

Цель урока : формирование знаний, умений и навыков обучающихся осуществлять поиск информации в сети Интернет.

- познакомить обучающихся со средствами поиска информации в наиболее популярных поисковых порталах Yandex, Rambler, Google;

- научить быстро находить нужную информацию в сети Интернет;

Развивающая
- развивать память;

- развивать умение сравнивать и анализировать, систематизировать информацию, умение быстро дифференцировать большой объем информации;

- развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательная
- формировать культуру использования Интернет;

- стимулировать развитие познавательного интереса

Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная (при изучении нового материала);

- индивидуальная (при выполнении практической работы, теста).

Формы организации работы учителя:

Перечень средств ИКТ, используемых на уроке :

- подключение к сети Интернет;

- ПК для учащихся (10 – 12 шт).

1) ученик должен знать :

- наиболее популярные поисковые портылы: Yandex, Rambler, Google;

- способы поиска информации в сети Интернет;

2) ученик должен уметь :

- сравнивать и анализировать, систематизировать информацию;

- быстро дифференцировать большой объем информации;

- оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий

На уроке используются информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий на данном уроке определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационно-коммуникационные технологии эффективны для оперативного получения достоверной информации при диагностике знаний, умений и навыков учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые на данном уроке, позволяют сохранить здоровье обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии на данном уроке — это совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, проведение физкультминутки

Методические рекомендации для учителей :

При использовании данного конспекта необходимо:

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Использование интерактивной доски

Настраиваются на урок

Проверка домашнего задания

Учитель показывает, где находится ссылка на тест, управляя с интерактивной доски

Постановка цели урока

Презентация (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Мир виртуальная сетка окутала
Судьбы связала, сплела, перепутала.
Сети электронной большое сплетение
Двинемся мы на его покорение.
Мысли уверенных станут движением
Всюду, всегда будем в ногу со временем
Компьютер для всех и компьютер всегда!
Хорошая истина очень проста.

Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Слушают учителя, отвечают на вопрос

Актуализация опорных знаний

Презентация (слайд 2)

  • Как называются программы для просмотра веб-страниц? (Браузер)
  • Назовите самый распространенный браузер? (Internet Explorer)
  • Покажите основные элементы браузера и поисковых систем (адресная строка, строка запроса, тип искомой информации)

Отвечают на вопросы

На 3 вопрос обучающиеся выходят к интерактивной доске и показывают основные элементы браузера и поисковых систем (соединяют стрелками основные понятия окна браузера, используя карандаш)


Изучение нового материала

Работа с Интернет

Прежде чем приступить к поиску информации необходимо открыть браузер

1. Обращение по адресу.

Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта.
Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (как уже говорили числовой и доменный).

2. Использование поисковых серверов.
Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.

Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.

Упражнение: определить ключевые слова для запроса: назовите улицу Челябинска, протяженность которой на 5300 м превышает протяженность центрального проспекта нашего города.

Записывают тему урока, слушают учителя,

Записывают в тетрадь Алгоритм поиска информации

Выполняют поиск сайта

Переход от слайда к слайду осуществляется простым прикасанием к интерактивной доске.


При работе с 5 слайдом используется инструмент Выделение

Затем учитель открывает браузер и приглашает одного из обучающихся для загрузки сайта

Один из обучающихся выходит к доске и, используя инструмент выделение, показывает ключевые слова


Следующий обучающийся заменяет слова на более понятные для поисковика, используя инструмент Ручка


Слушают учителя, затем рассаживаются за ПК и выполняют задания

Учитель на доске записывает адрес сайта, используя инструмент Карандаш

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Выполняют упражнения для глаз

Практическая самостоятельная работа

Презентация (слайд 9)

2. Самостоятельная практическая работа.
Выполнение практической работы.

Ключевые слова для поиска определяем самостоятельно

3) У истоков легендарной компьютерной компании Apple Inc, созданной в 1976 году, стоят три основателя – Стив Джобс, Стив Возняк и Рон Уэйн. Первый логотип придумал Рональд Уэйн, на котором был изображен сидящий под яблоней Исаак Ньютон. На фотографии изображен дизайнер, придумавший логотип Apple в современном варианте. Назовите его фамилию.

Выполняют практическую работу за ПК

Подведение итогов урока


Формировать у учащихся представление о способах поиска информации в Интернете.

Формировать навыки работы с поисковыми системами, навыки самостоятельной работы по алгоритму.

Формировать умение переформулировать задачу для ее решения

Развивать познавательный интерес учащихся

Развивать у учащихся способности анализировать, сравнивать, выбирать главное, умение делать выводы.

Развивать память, внимание, мышление учащихся

Воспитывать информационную культуру учащихся

Воспитывать умение работать в группе

Воспитывать культуру поведения на уроке

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

Базовый учебник Н. Д. Угринович

Формы работы учащихся индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование компьютеры, интерактивная доска, проектор

Ход урока (подробный, со словами учителя и примерными ответами учащихся, с указанием действий учителя и учащихся)

Организационный момент

Доброе утро, садитесь, мне приятно видеть вас всех.

На интерактивной доске изображены фотографии поисковых систем. (Приложение 1)

- Ребята, как Вы думаете, какая тема нашего урока?

- Всегда ли вы удовлетворены результатом поиска в сети?

Сегодня на уроке мы с вами разберемся, как рациональнее всего искать информацию в Интернете.

На доске вы сейчас видите план нашего урока:

Способы поиска информации в Интернете

Типы поисковых систем

Характеристики популярных поисковых систем

- Мы будем работать с вами по оценочным листам, подпишите его. (Приложение 2) В течение урока вы будете оценивать работу друг друга и сами себя.

Проверка пройденного материала

Поменяйтесь работой с вашим соседом и выполните проверку в соответствии с представленными на доске ответами, а также оцените работу вашего соседа по таблице оценивания. Сдайте работы.

Актуализация знаний

Способы поиска информации совершенствовались и менялись с развитием форм хранения информации. Еще ваши мамы и папы, будучи в вашем возрасте, искали информацию в самом распространенном на то время источнике – печатной продукции (книги, журналы, газеты). В современном мире главным источником информации признан, конечно, Интернет. Количество информации, хранящейся на веб - страничках невероятно, как же среди этого огромного моря сведений найти те, которые нам так необходимы? На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня.

Теоретическая часть

Первый способ: набор адреса конкретной веб - странички. Какие есть плюсы у этого способа, по - вашему?

А какие минусы? (Запишите в таблицу)

В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Что нужно знать, чтобы пользоваться этим способом?

Второй способ: переход по гиперссылкам. Посмотрите на картинку, какое количество гиперссылок мы с вами сейчас видим! Какие же минусы можно отметить?

А какие плюсы? (Запишите в таблицу)

В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Третий способ: поиск с помощью поисковых систем Поисковая система — веб - сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую - то узкую тему, нетрудно найти список web - страниц, ей посвященных. Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет - ресурсов или просто интернет - каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web - страницы, содержащие указанные термины.

Как же работают поисковые индексы? Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб - пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

План-конспект

Автор урока Клус Людмила Сергеевна

Тема урока Поиск информации в Интернете

Цель урока научить учащихся рациональному поиску в сети Интернет

Формировать у учащихся представление о способах поиска информации в Интернете.

Формировать навыки работы с поисковыми системами, навыки самостоятельной работы по алгоритму.

Формировать умение переформулировать задачу для ее решения

Развивать познавательный интерес учащихся

Развивать у учащихся способности анализировать, сравнивать, выбирать главное, умение делать выводы.

Развивать память, внимание, мышление учащихся

Воспитывать информационную культуру учащихся

Воспитывать умение работать в группе

Воспитывать культуру поведения на уроке

Тип урока урок обобщения и систематизации знаний

Базовый учебник Н.Д. Угринович

Формы работы учащихся индивидуальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование компьютеры, интерактивная доска, проектор

Ход урока (подробный, со словами учителя и примерными ответами учащихся, с указанием действий учителя и учащихся)

Название используемых ЭОР: тип ЭОР, вид ЭОР, форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Кто использует ЭОР и для какой цели?

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доброе утро, садитесь, мне приятно видеть вас всех.

На интерактивной доске изображены фотографии поисковых систем. (Приложение 1)

-Ребята, как Вы думаете, какая тема нашего урока?

-Всегда ли вы удовлетворены результатом поиска в сети?

Сегодня на уроке мы с вами разберемся, как рациональнее всего искать информацию в Интернете.

На доске вы сейчас видите план нашего урока:

Способы поиска информации в Интернете

Типы поисковых систем

Характеристики популярных поисковых систем

-Мы будем работать с вами по оценочным листам, подпишите его. (Приложение 2) В течение урока вы будете оценивать работу друг друга и сами себя.

-Интернет, браузеры, поиск информации

Подписывают оценочные листы

Проверка пройденного материала

Поменяйтесь работой с вашим соседом и выполните проверку в соответствии с представленными на доске ответами, а также оцените работу вашего соседа по таблице оценивания. Сдайте работы.

Способы поиска информации совершенствовались и менялись с развитием форм хранения информации. Еще ваши мамы и папы, будучи в вашем возрасте, искали информацию в самом распространенном на то время источнике – печатной продукции (книги, журналы, газеты). В современном мире главным источником информации признан, конечно, Интернет. Количество информации, хранящейся на веб-страничках невероятно, как же среди этого огромного моря сведений найти те, которые нам так необходимы? На этот вопрос мы с вами и ответим сегодня.

Тип – информационный, вид – электронный учебный модуль

Использует учитель для формирования навыков поиска информации в сети Интернет и управления возможностями браузера, умения генерировать точный поисковый запрос

Тип – информационный, вид – электронный учебный модуль

Использует для демонстрации видов поисковых систем

Первый способ: набор адреса конкретной веб-странички. Какие есть плюсы у этого способа, по-вашему?

А какие минусы? (Запишите в таблицу)

В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Что нужно знать, чтобы пользоваться этим способом?

Второй способ: переход по гиперссылкам. Посмотрите на картинку, какое количество гиперссылок мы с вами сейчас видим! Какие же минусы можно отметить?

А какие плюсы? (Запишите в таблицу)

В каких ситуациях мы можем применять этот способ?

Третий способ: поиск с помощью поисковых систем Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием.

Каталог, в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов, называется рейтинг (или топ).

Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины.

Как же работают поисковые индексы? Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ (веб-пауков), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных.

В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.

Какие плюсы вы можете отметить для данного способа?

С какими трудностями связан поиск информации через поисковую систему, кроме того, что количество ссылок огромно?

У вас на столе находятся правила составления запроса, прочитайте их. (Приложение 5) Я надеюсь, что в дальнейшей работе они вам помогут.

Посмотрим, какие должны быть правильные запросы. (ЦОР)

На третьем месте Google. Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках. Корпорация основана в 1998 году аспирантами Станфордского университета Ларри Пейджем и Сергеем Брином

По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете.

Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.

-Вот мы и познакомились со способами

поиска информации в Интернете.

Давайте вспомним их, а также еще раз вспомним положительные и отрицательные стороны каждого.


Конспект учеников по теме Информатики "".

Поиск информации. Поисковые системы

Код ОГЭ по информатике: 2.4.1. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов

Поиск информации (информационный поиск) — это информационный процесс, цель которого — получение информации из информационного объекта или из хранилища информационных объектов. Поиск информации является разновидностью процесса обработки информации. Для ускорения информационного поиска создают и используют информационно-поисковые системы.

Информационно-поисковая система (ИПС) — система, выполняющая функции хранения больших объёмов информации, быстрого поиска требуемой информации и её вывода в удобном для человека виде.

Информационно-поисковые системы позволяют добавлять, удалять и изменять хранимую информацию. Существуют информационно-поисковые системы двух видов:

  • документальные (в результате поиска выдаётся документ);
  • справочные (в результате поиска информация предъявляется или сообщается).

Справочные ИПС, в свою очередь, делятся на:

  • фактографические (в результате поиска предъявляется искомая информация, факт);
  • адресные (в результате поиска предъявляется адрес, где информация хранится).

Документальные и фактографические ИПС. Документальными ИПС являются книжные фонды, открытые для доступа в читальных залах библиотек или в магазинах. Однотипные информационные объекты (книги) стоят на стеллажах чаще всего в порядке отраслей знаний (философия, математика, физика и т. п.). Читатель (покупатель), проходя вдоль стеллажей, ищет сначала названия отраслей знаний, а затем книги в разделах.

В словарях однотипные информационные объекты (слова и связанные с ними описания) расположены в алфавитном порядке, что существенно ускоряет поиск нужного слова или словосочетания. В энциклопедиях в аналогичном порядке расположены другие однотипные информационные объекты — статьи с описанием понятий. По такому же принципу организованы алфавитные книжки для записи телефонов и адресов, а также список учеников класса в классном журнале.

В другом порядке — хронологическом — организованы фактографические ИПС, которые называются расписаниями. Имеются в виду расписания занятий, расписания движения поездов, самолётов и т. п.

Адресные ИПС в документах. Адресные ИПС распространены гораздо шире документальных и фактографических. Каждый бумажный документ, исключая словари и энциклопедии, имеет собственную адресную ИПС в виде оглавления (содержания). В оглавлении записаны названия разделов документа и указаны их адреса — номера страниц, на которых эти названия находятся.

Поиск информации в документе состоит из трёх этапов:

  • поиск в оглавлении подходящего названия раздела с адресом (номером страницы);
  • поиск в документе страницы по адресу (номеру);
  • поиск информации в разделе.

Адресные ИПС в хранилищах информационных объектов. В хранилищах бумажных документов (библиотеках, архивах) создаются адресные ИПС, которые называются каталогами.

Традиционные каталоги содержат бумажные карточки с описаниями документов и их адресов в хранилище (номер хранилища, номер стеллажа и т. д.). Адрес документа в хранилище называется шифром. Аналогичным образом организуется хранение и адресация звуко-, кино- и видеозаписей.

Поиск информации в хранилище информационных объектов состоит также из трёх этапов:

  • поиск в каталоге карточки подходящего информационного объекта с адресом (шифром);
  • поиск в хранилище информационного объекта по адресу (шифру);
  • поиск информации в информационном объекте.

Оценка результатов поиска информации. Поиск информации в информационных объектах или в хранилищах информационных объектов редко бывает однократным. Результат поиска всегда оценивается с точки зрения полноты требуемой информации. Если информации недостаточно, поиск других источников информации проводят снова и снова, пока результат не станет удовлетворительным.

Поиск внутри компьютера

Для запуска процесса поиска в поле поиска вводят символы из имени файла или его содержимого. В области просмотра появляется список файлов и папок, которые отвечают запросу. В строке каждого файла указан реальный путь к нему.

Список с результатами поиска анализируется пользователем самостоятельно. Одно можно сказать точно: если файл на самом деле находится в компьютере, то его имя непременно окажется в списке результатов поиска.

Чтобы просмотреть файл в содержащей его папке, по строке файла щёлкают левой, потом правой клавишей мыши, а затем в контекстном меню щёлкают по пункту Расположение файла. В области просмотра открывается папка, содержащая файл.

Поиск в Интернете

Существует несколько сайтов, которые представляют в Интернете поисковые системы (поисковые машины), в том числе русскоязычные:


Поисковые системы представляют собой адресные информационно-поисковые системы. Они обычно включают два компонента:

  • базу рефератов электронных документов, которые размещены на серверах Интернета, вместе с гиперссылками на эти документы;
  • поисковый механизм, который позволяет автоматически по запросу найти информацию в этой базе данных (базе рефератов).

Процедура поиска информации. Для проведения автоматического поиска вводят текстовый запрос в поле поиска поисковой системы.


По умолчанию поисковые системы настроены на поиск в Интернете веб-страниц, которые содержат ключевые слова. Иногда требуется сузить область поиска, чтобы, например, найти новостную страницу или страницу-словарь, либо изменить объект поиска, чтобы, например, найти картинку, музыку, видео.


Для выбора объекта и области поиска поисковые системы в Интернете предлагают меню. После ввода данных щёлкают по кнопке Найти (или аналогичной). Через некоторое время окно браузера обновляется и в нём появляются результаты поиска в виде списка гиперссылок на документы. Этот список может содержать тысячи гиперссылок. По первой двадцатке списка всегда видно, точным ли был запрос. Иногда запрос следует уточнить и запустить поисковую систему ещё раз. В любом случае для получения ответа достаточно просмотреть первую сотню документов, обращаясь к ним с помощью гиперссылок из списка.

Поисковые каталоги. Многие поисковые системы на своих веб-страницах имеют поисковые каталоги, которые построены в виде меню, пунктами которого являются разделы каталога. Принцип построения поисковых каталогов аналогичен принципу построения дерева папок в компьютере. Выбор пункта каталога открывает новое меню, в котором также делают выбор. И так до тех пор, пока на экран не будет выведен список ссылок, входящих в конечный пункт каталога. В процессе поиска следует только правильно определяться с выбором пунктов каталога.

Сохранение информации из Интернета. Просмотр веб-страниц может сопровождаться сохранением информации с этих страниц.

Именно так в Интернете можно собрать информацию для подготовки реферата практически на любую тему.

Читайте также: