Могут ли люди с аутизмом работать в школе

Обновлено: 02.07.2024

Вопрос только для людей, которые имели опыт общения с такими людьми!
Взрослая девочка 24 лет.
Внешне почти обычная - выглядит на 17-18 лет максимум.
Форма заболевания - практически не видна на первый взгляд.
Люди, при более личном общении, кто не знает - думают, что у нее или не все в порядке с головой или стадия крайней педагогической распущенности.
Друзей и знакомых никогда не было и нет. Все время сидит в своей комнате, уже много лет.
При этом полностью сама себя обслуживает - и даже еду готовить, если ей что то конкретное хочется (торт спечь или еще что), или помогать в готовке. С этим вообще нет никаких проблем, и не было. В магазины продуктовые всегда ходит сама - покупает себе, что хочет. Одежда ее вообще не интересует (покупает мама).
Спокойно ходит в суши-бар (если денег кто даст).
Малообщительна, замкнута, односложно отвечает на все вопросы, общаться ей не нравится (при этом от людей не шарахается).
С обучением все очень сложно (еле еле закончили 9 классов, можно сказать авансом проставили тройки), есть образование колледжа (можно сказать, что купили).
Коммуникативные навыки ниже минимального. При общении явно видно, что "что то не так".
Пытались трудоустраивать - везде просят через 2 недели максимум уволиться по собственному желанию. Один раз была временная работа в ЖЭУ от ЦЗ. и там результат тот же.
На работу с документами и людьми - бесперспективно.
Никто не хочет брать на работу такого сотрудника.
Что можно сделать в такой ситуации? Куда и кем пристроить?
Может у кого то был опыт, что посоветуете?
И еще вопрос - если кто знает - куда можно обратиться за помощью в адаптации для взрослого?



работе с детьми с аутизмом меня буквально привели новые ботинки — и отчасти кино. Предчувствуя, что купленные накануне лоферы наверняка натрут, по пути на работу я зашла в аптеку за пластырем. В очереди со мной стояла иностранка, мы разговорились, и оказалось, что она работает с детьми с аутизмом. Аутизмом

Символ аутизма — пазл: у меня возникло чувство, словно сложился мой личный пазл, и я поняла, в каком направлении двигаться

Руководительница центра Анна предложила мне несколько вариантов: я могла пройти тренинг, прежде чем работать, либо же делать это параллельно, устроившись в школу с инклюзивной программой. Ко второму я была не готова, хотя задумывалась о смене деятельности: к тому моменту я два года трудилась в международной компании и поняла, что офис — это не моё. При этом преподавание и волонтёрство приносили мне намного больше морального удовлетворения, чем очередной выполненный проект, — так я записалась на курс.


урс обучения основан на АВА (applied behavior analysis) — прикладном анализе поведения. АВА-терапия — научная методика, которая используется при обучении людей с аутизмом. Её эффективность подтверждают результаты исследований, хотя некоторые специалисты относятся к ней скептически. АВА-терапия основана на анализе причин того

Занятия проводятся по индивидуальной программе. Сначала ребёнка тестируют, чтобы выяснить, что он уже умеет и чему его нужно будет научить в процессе терапии. Важно и мнение родителей — чему, по их мнению, должны обучить ребёнка. Например, если ребёнок в девять лет не может себя обслуживать и не умеет делить дроби, то его будут сначала обучать навыкам самообслуживания. Куратор составляет программу, в которой указывает подходящие упражнения, последовательность действий и методику работы — по ней с ребёнком будет заниматься инструктор (тьютор). Родители тоже должны следовать рекомендациям программы. Периодически проводится супервизия: куратор наблюдает за ходом занятия, говорит тьютору, что нужно улучшить, и анализирует, нужно ли обновлять программу.



скренне порадовало, что эту профессию выбирают и женщины, и мужчины. Часть АВА-специалистов — это родители, которые обучились методике, чтобы помочь своим детям, а затем продолжили работать в этой сфере. Нужно отдать им должное: они не сдавались и искали возможность улучшить жизнь своих детей, именно их

усилиями АВА-терапия наконец появилась в России. С другой стороны, это помогает осознать масштаб проблемы в российском обществе. Представьте: вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию самому, потому что больше помочь некому. Примерно такой путь должны были пройти многие родители ещё несколько лет назад, когда вместо аутизма детям диагностировали шизофрению: катастрофически не хватало квалифицированных специалистов. В моей группе было около десяти человек: родители детей с аутизмом, те, кто получал образование для работы в инклюзивных классах, и те, кто планировал работать тьютором в центре. Двухнедельный курс включал в себя теоретические онлайн-уроки и практические занятия по выходным. В онлайн-уроках мы изучали терминологию, смотрели видеолекции, разбирали кейсы и тесты.

Представьте, вашему близкому человеку нужна помощь, но сначала вас вводят в заблуждение неверным диагнозом, а затем вам приходится осваивать новую профессию — потому что больше помочь некому

Благодаря свободному английскому и базе педагогического образования, теоретическая часть курса далась мне легко. А вот практическую — различные упражнения и правила их проведения — нужно было изучать с нуля. Было не столько трудно, сколько ново. Во время отработки каждого упражнения инструктор сразу же должен записывать результаты в специальную таблицу — при этом нужно сохранять достаточно быстрый темп, чтобы ребёнок не потерял интерес. Дать задание и, если нужно, подсказку, проследить, как ребёнок его выполнит, поощрить, сразу записать результат в таблицу, а затем перейти к другому заданию, не сбавляя темп — это настоящая многозадачность. При этом каждое действие должно быть выполнено по правилам: например, есть девять видов подсказок, которые делятся на две категории, и вы должны знать, какую именно нужно применить в отдельно взятой ситуации. Мы отрабатывали упражнения друг с другом и обсуждали ошибки. В конце курса нужно было сдать экзамены.



Игорь за работой Фото: Такие дела

По разным оценкам в России от 1 до 2,5 миллиона людей с РАС [расстройства аутистического спектра]. Сколько из них работают — неизвестно. Некоторые скрывают свой диагноз, другие, закончив колледж или даже университет, устраиваются курьерами. Так происходит не только в РФ. В США, например, в 2017 году были трудоустроены только 14% процентов людей с аутизмом, в Великобритании — 15%. Причины объяснил Георгий Гунтер, основатель DistingTec — российской компании, которая занимается трудоустройством людей с аутизмом в IT-сфере.

По словам Гунтера, 60% людей с аутизмом могут успешно работать, если рано поставить диагноз и с детства развивать эмоциональную сферу, учить коммуникации и самостоятельности. Но в России программы адаптации в основном проводят профильные благотворительные фонды, а они есть далеко не в каждом городе.

DistingTec помог Игорю устроиться на новую работу. Сейчас он стажер в поставщике систем безопасности на дорогах. Игорь отсматривает изображения с камер фото и видеофиксации и проверяет данные регистратора — марку машины, адрес владельца. Работа рутинная, но сложная и важная: иногда для того, чтобы найти адрес, нужно покопаться в налоговых и картографических базах, но каждая находка исправляет ошибки нейросети и добавляет ей новый навык.


Наталья Марьина Фото: Такие дела

У людей с аутизмом есть несколько сильных сторон, особенно ценных для работы в IT: фотографическая память и внимание к деталям, способность хорошо концентрироваться на рабочем процессе, четко следовать логике и правилам, долго выполнять рутинные, повторяющиеся операции, например — тестировать программное обеспечение или обрабатывать данные. С рутинной работой они справляются лучше нормотипиков: она не утомляет и не тяготит, а успокаивает.


Рабочий график Игоря Фото: Такие дела

Подстройка — взаимовыгодный процесс. Освоившись, люди с аутизмом редко уходят с работы — в 8% случаев против нейротипичных 47%. Часто адаптация — это то, чего на новой работе не хватает многим нейротипикам. Например, нескольких недель в небольшом кабинете вместо мгновенного погружения в хаос незнакомого опенспейса.


Наталья и Игорь за работой Фото: Такие дела

По закону право на помощь в трудоустройстве и сопровождение на работе есть только у людей с инвалидностью. Но в МВС Груп, например, она оформлена только у части стажеров с аутизмом. Сейчас концепция сопровождаемого трудоустройства существуют только в виде локальных методичек в регионах. Такую методику для IT-компаний создает МВС Груп, а Георгий Гунтер вместе с министерством социального развития Московской области работают над масштабным руководством по сопровождаемому трудоустройству людей с аутизмом.


Игорь Фото: Такие дела

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Операции для тяжелобольных бездомных животных

Кислородное оборудование для недоношенных детей

Службы помощи людям с БАС

Хоспис для молодых взрослых

Спортивная площадка для бездомных с инвалидностью

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

Профилактика ВИЧ в Санкт-Петербурге


Игорь возвращается домой после рабочего дня


Игорь за работой



Рабочий график Игоря


Наталья и Игорь за работой


Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Исключительные права на фото- и иные материалы принадлежат авторам. Любое размещение материалов на сторонних ресурсах необходимо согласовывать с правообладателями.

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Нашли опечатку? Выделите слово и нажмите Ctrl+Enter

Благотворительный фонд помощи социально-незащищенным гражданам "Нужна помощь"

Адрес: 119270, г. Москва, Лужнецкая набережная, д. 2/4, стр. 16, помещение 405
ИНН: 9710001171
КПП: 770401001
ОГРН: 1157700014053
р/с 40703810701270000111
в ТОЧКА ПАО БАНКА "ФК ОТКРЫТИЕ"
к/с 30101810845250000999
БИК 044525999


Говоря об аутизме, мы чаще всего говорим о детях и их обучении. Однако есть и другой аспект – взрослые люди с аутизмом и их готовность к работе, их способность устроиться на работу, готовность работодателей их принять и ожидания работодателей от такого работника. Несколько тезисов о современном состоянии проблемы в Канаде и Австралии.

Аутичные люди очень разные. Изучение их конкретных проявлений очень важно, в том числе и для понимания, какая именно поддержка нужна человеку.

Работа в обычной компании, а не закрытая среда

Среди канадцев от 15 до 65 устроены на работу 93% здоровых и только 14,3% людей с аутизмом. В Австралии порядка 60% людей с аутизмом полностью финансово зависят от семьи.

Когда человек с аутизмом живёт на содержании семьи, финансовая и социальная поддержка нужна уже всей семье. Для государства это дорого.

Чтобы человек с аутизмом нашёл работу и удержался на ней, нужно работать не только с ним самим, но со всем окружением – семьёй, работодателем, коллегами, инфраструктурой. Нужно, по сути, создать среду, куда он со временем впишется.

При этом есть данные исследований, что работа в обычной компании воспринимается более положительно и влияет на самого человека с аутизмом лучше, чем создание изолированной среды типа специальных мастерских для инвалидов.

Для какой работы нормотипики хуже аутистов


Устроившись на подходящее место с созданной инфраструктурой, работник с аутизмом способен работать очень хорошо и приносить своей компании огромную пользу.

Аутичные люди обладают целым рядом преимуществ перед нейротипиками. У них больше способностей к воспроизведению, лучше память, навыки визуального поиска и распознавания паттернов.

Правда, более высокая способность к повторяющимся заданиям не означает более высокого желания их выполнять. Так что злоупотреблять этой особенностью не стоит.

Часто люди с аутизмом оказываются в компаниях на низших позициях, где им приходится много общаться с незнакомыми людьми – клиентами, посетителями, покупателями. Туда их берут из опасения, что с более тяжёлой работой такие люди не справятся.

Однако такая работа совершенно не подходит людям с этим диагнозом, кроме того, обычно не соответствует уровню их образования (и в Канаде, и в Австралии люди с аутизмом успешно оканчивают университеты). Неподходящая работа приводит к тому, что человек теряет мотивацию.

На способность человека к работе могут влиять плохой сон, слишком жёстко выставленные дедлайны – это для всех сложно, но людьми с аутизмом эта нагрузка может восприниматься более остро.

Трудность неписаных правил

Тяжело воспринимаются некоторые правила офисной культуры, которые не озвучиваются вслух (все особенности эмоциональных взаимоотношений внутри коллектива, местные негласные традиции, группировки и коалиции, получение информации по неофициальным каналам и прочие особенности эмоционально-личных отношений).

Часто найти контакт с сослуживцами аутистам мешают пустяки. Например, если утром в лифт стоит очередь, человек с аутизмом может пройти мимо этой очереди сразу в лифт. Он пришёл на лестницу в назначенное время, лифт пришёл – с его точки зрения, всё в порядке. Коллеги, понятно, обижались.

Проблема решилась беседой: коллеги узнали о том, что рядом с ними работает человек с конкретными особенностями. Человеку с аутизмом подробно объяснили, что следует стоять в очереди.

Что нужно знать другим сотрудникам о работнике с аутизмом


Задача сопровождающих сделать так, чтобы коллектив был максимально дружелюбен к работнику с аутизмом, а его рабочее место было максимально приспособлено для него, чтобы были разработаны механизмы, которые помогут человеку ориентироваться в коллективе.

Сотрудникам и работодателю необходимо объяснить специфику работника, и что многие проявления необычного человека – следствие диагноза, а не злонамеренного характера. Например, нередко аутисты слишком прямолинейны по сравнению с обычной офисной культурой, где работники одного уровня общаются друг с другом не много, и многие вещи не говорят прямо, или где могут быть сплетни, человеку с аутизмом совершенно неинтересные.

Стратегии по раскрытию диагноза

Отдельная проблема состоит в том, раскрывает ли человек свой диагноз. С одной стороны, человек, не раскрывший диагноз при приёме на работу, может столкнуться со множеством проблем. Но в некоторых случаях раскрыть диагноз – означает поставить себя вне коллектива, заявить о себе как о слишком особенном.

Человек, сразу раскрывающий диагноз, иногда рискует остаться совсем без работы. Так что возможна другая стратегия – рассказывать о диагнозе постепенно, будучи уже принятым.

Большинство интервью при приёме на работу рассчитано на первое впечатление, которое соискатель производит на рекрутера. Понятно, что первое впечатление и эмоциональный контакт – не самая сильная сторона людей с аутизмом.

В Австралии проводили эксперимент – показывали нанимателям небольшие фрагменты интервью соискателей. При этом оценка увиденного была разной в зависимости от сопровождающей информации.

Если работодателям просто говорили, что среди соискателей есть аутисты, аутисты получали более низкую оценку, чем нормотипичные актёры, включённые в интервью для сравнения.

Если же информация о диагнозе содержалась в представлении конкретного человека, его оценки были хоть и ниже нормотипиков, но выше, чем у него самого, представленного без диагноза.

При этом, когда работодателей просили составить общий рейтинг сотрудников, которых на работу всё-таки отобрали, оценки аутистов были незначительно ниже, чем у нормотипиков.

Как ставить задачу сотруднику с аутизмом


Нужно постоянно поддерживать работника с аутизмом, мотивировать его на выполнение новых заданий. Задания должны быть чёткими, прописанными в деталях, а их результаты – измеримыми.

Кроме того, коммуникация такого работника с руководством должна быть открытой – каждая из сторон должна иметь возможность сообщить, что работает, а что – нет.

Сотрудникам с аутизмом нужно больше времени на восприятие визуальной информации и её обработку. В некоторых случаях улучшить ситуацию помогают ролевые игры. В других случаях человеку нужно переформулировать задачу, пригласить ассистента. Разумеется, всё это возможно лишь в том случае, когда диагноз открыт.

Нужно, чтобы в моменты кризисов у работника была возможность консультации с работодателем; нужно понимать, что кризисная ситуация на работе совершенно не означает немедленного увольнения.

Сообщество дружественных работодателей

Полезно сформировать кружки дружественных работодателей, чтобы они обсуждали проблемы и рассказывали другим работодателям о пользе, которую могут приносить сотрудники с аутизмом.

Поддержка не должна прекращаться после окончания учебы

В Канаде родители определяют причину неуспешности своих детей при устройстве на работу так: в колледжах для людей с аутизмом есть очень много разных видов поддержки, но после окончания учебы всё это обычно заканчивается.

Взрослым с аутизмом нужно сопровождение при устройстве на работу.

В США, Канаде и Великобритании есть программы, которые позволяют взрослым с аутизмом получить навыки работы в коллективе. В том числе прорабатывают общение с людьми внутри рабочего коллектива, самооценку. Программы занимают около 12 недель, занятия 2 раза в неделю. Процент успешно устраивающихся после них гораздо выше.

Нужен куратор

Среди здоровых канадцев многие уже во время учёбы начинают подрабатывать на неполный день. Таким образом, они заранее получают некоторый рабочий опыт, которого люди с аутизмом, как правило, лишены.

Хорошим подспорьем оказываются специальные сотрудники, своеобразный гибрид hr и социального работника, которые в первое время после трудоустройства помогают человеку с аутизмом освоиться на рабочем месте. Также в роли сопровождающего может выступать соцработник или родитель.

Опросники и тесты, чтобы понять, какая поддержка нужна сейчас


В Австралии сопровождение людей с аутизмом включает поиск подходящих рабочих мест, опросник навыков, который заполняет соискатель, и с которым знакомится работодатель. Кроме того, сопровождающая команда прилагает характеристику, где подробно описывает сильные стороны соискателя, а также вопросы, в которых понадобится сопровождение.

Часть опросников доступна онлайн, на них человек продолжает отвечать, уже устроившись на работу, чтобы его группа поддержки была в курсе его проблем. Цель опросников – не оценить качество работы, а определить, какая поддержка нужна.

Удержаться на работе – этому тоже надо учить

Учёные выделили несколько типов навыков, которыми должен обладать человек, чтобы устроиться на работу. Во-первых, нужно уметь писать резюме и проходить собеседование. Во-вторых, навыки, необходимые в самой работе, – и профессиональные, и социальные. В-третьих, умение удержаться на работе.

Многие люди с аутизмом, столкнувшись с первыми проблемами в коллективе, с необходимостью поддерживать связь с другими людьми, теряются.

Нужно развивать для работника – мотивацию остаться на работе, а для работодателя – доступ к знаниям об особенностях диагноза.

Цель – не работа, а осмысленная занятость

Усилия по социализации людей с аутизмом не должны ограничиваться работой, ею заканчиваться и в неё упираться. Целью должно быть улучшение качества их жизни, причём качество жизни подразумевает и самореализацию, и социализацию, и психологический комфорт.

Люди с аутизмом должны принадлежать сообществу. Работа, занятость не всегда равна осмысленной карьере, а мы должны стремиться к тому, чтобы жизнь человека была осмысленной. Соответственно, настоящая цель сопровождения человека с аутизмом – это его осмысленная, ценная и устойчивая занятость.

Иллюстрации: Оксана Романова

Читайте также: