Интонация как сложное явление единицы интонации кратко

Обновлено: 05.07.2024

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, силу звучания, его длительность и тембр. Что же собой представляют слагаемые интонации?

Прежде чем ответить на вопрос, вспомним, что собой представляет звук человеческой речи.

Звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука — количество колебаний голосовых связок. Оно из

меряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависит от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряется в децибелах. Тембр — совокупность основного тона и обертонов. Обертоны (разночастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации — единый артикуляционно-акустический процесс.

Теперь рассмотрим акустические компоненты интонации.

Используется этот термин в разных науках. В физике — звук, порождаемый периодическим колебанием воздуха; в музыке — музыкальный звук определенной высоты; в живописи — оттенок цвета или светотени; в медицине — звук работающего сердца, его клапанов.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука, важнейший компонент речевой интонаций.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85— 200 Гц, а женщины — 160—340 Гц.

А сколько колебаний в секунду совершают голосовые связки певицы с самым высоким женским голосом (колоратурное сопрано), когда она поет на самой высокой ноте (фа третьей октавы)? Частота колебаний поразительна. Одна тысяча триста девяносто семь! Такая частота голосовых связок — не только дар природы, но и результат долгого изнурительного труда певицы.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи. Не только ораторы, но и каждый, кто стремится донести свои мысли до слушателя, должен уметь тонировать речь, придавать ей мелодическое разнообразие.

Большим недостатком считается монотонность. Она возникает в том случае, когда высота звука остается неизменной на всем протяжении речи.

Не украшает речь и слишком высокий или слишком низкий тон. Предельно высокий тон физически утомляет, вызывает усталость, а низкий тон зачастую раздражает, поскольку требует от слушателя большего напряжения.

Высота тона определяется состоянием говорящего, его отношением к речи, к собеседникам. Эмоциональные ораторы, увлеченные и энергичные, чаще всего говорят в повышенном тоне. Так же поступают разгневанные люди или спорящие между собой. Робкие, пассивные говорят, наоборот, низким тоном.

Задача оратора: определить диапазон своего голоса и стараться разнообразить его тональность.

Поль Сопер рекомендует проверить диапазон своего голоса по роялю или напевая гамму до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Он пишет:

Сила звучания зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок.

На слух различают уровень интенсивности. Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняется: увеличивается или уменьшается и это может происходить резко или плавно.

Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, каким тоном он будет говорить речь, вести разговор. Так, на митинге, параде, на вокзале (к примеру, когда один находится в вагоне, а другой на перроне), если собеседники разделены расстоянием, а необходимо сказать что-то важное, в таких ситуациях позволительно говорить громко. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи (итал. tempo, от лат. tempus — время) — скорость произнесения речевых элементов. Темп речи измеряют двумя способами: числом звуков (или слогов), произносимых в единицу времени (например, в секунду), или средней длительностью звука (слога). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды — миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах — от 60—70 мс при беглой речи до 150—200 мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего [8, 556].

Нормальный темп речи русских около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через полтора интервала, должна читаться за две или две с половиной минуты.

Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации.

Не сложно, например, определить, от чего зависит темп произнесения предложений: Скорей бежим к лесу! Он идет медленно, нога за ногу заплетается. Ползет, как черепаха. Какой долгий и пасмурный день сегодня!

Темп речи в данном случае определяется содержанием предложений. Первое призывает к скорой реакции, к быстрому действию, поэтому произнесение убыстряется. Второе и третье предложения характеризуют замедленное действие. Чтобы это подчеркнуть, говорящий растягивает произношение звуков, темп речи замедляется. В последнем предложении акцент падает на слова долгий и пасмурный. Замедление речи при произнесении позволяет как бы изобразить предмет, интонационно подчеркнуть его протяженность.

Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье — замедляют его.

Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжело больного, очень старого человека. В замедленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга, торжественное обещание.

Темп речи имеет большое значение для успеха выступления.

Быстрая речь, особенно если это лекция, требует усиленного внимания, что вызывает утомление и желание передохнуть, т. е. перестать слушать выступающего.

Быстрая речь не всегда бывает понятной. Причины этого могут быть различными: Выступающий по неопытности намечает много вопросов и считает необходимым в отведенное ему время успеть все изложить.

Лектор, оратор пренебрежительно относится к аудитории и стремится поскорее закончить свое выступление. Иногда быстрая речь бывает обусловлена робостью выступающего, страхом перед аудиторией.

Замедленная речь расхолаживает слушателей, ослабляет внимание и тоже утомляет аудиторию.

Лектору важно уметь изменять темп речи. Если требуется что-то подчеркнуть, выделить (определение, выводы), то темп необходимо замедлить. Когда же речь произносится с подъемом, внутренним пафосом, темп ускоряется.

Обратим внимание еще на одно явление.

Чем различаются приветствия? Стилем произношения.

Когда мы находимся в официальной обстановке, выступаем перед большой аудиторией, когда хотим, чтобы все нас слышали и понимали, тогда замедляем темп речи, стараемся выговаривать каждый звук, каждое слово. Такой стиль произношения называется полным.

В неофициальной обстановке, в семейном кругу чаще всего используется неполный, разговорный стиль. Стиль речи, а точнее ее темп, может свидетельствовать о пренебрежительном отношении говорящего к тому, с кем разговаривает. Именно это показывает И.С. Тургенев, рисуя образ генерал-майора Вячеслава Илларионовича Хвалын- ского:

Последний компонент интонации — тембр. Это — дополнительная артикуляционно-акустическая окраска голоса, ее колорит.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства. Такое значение приобретает иногда и термин тон. В таком случае тембр и тон становятся терминами-дублетами.

Характер тембра настолько бывает разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие то зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий), то слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый скрипящий, шепотной), то осязательное (мягкий, острый, твердый, тяжелый, холодный, горячий, легкий, жесткий, ci/- яой, гладкий), то ассоциативное (бархатный, медный, золотой, серебряный, металлический), то эмоциональное (i/з- рюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, ликующий, резвый, восхищенный, насмешливый, пренебрежительный, сердитый, благодушный).

Действительно, очень трудно дать точное описание тембру, если у каждого человека своя тембровая окраска.

В мемуарах, различных воспоминаниях, в литературоведческих статьях имеется немало описаний манеры чтения своих произведений тем или иным автором, особенностей его голоса.

Так, в октябре 1966 года, по свидетельству реставратора звукозаписи Л.А. Шилова, была получена первая магнитная копия фонограммы одного из валиков с голосом А. Блока.

Восторженно принимали слушатели рассказы И.А. Бунина в его исполнении. У него был великолепный голос. Он с удивительным мастерством, используя все разнообразие и богатство русской интонации, передавал тончайшие нюансы мысли, создавая звуковые портреты своих героев; то замедляя, то убыстряя речь, повышая и понижая голос, рисовал картины природы. Он завораживал всех своими непередаваемыми интонациями.

Кому довелось слышать выступление К.И. Чуковского, тот никогда не забудет его молодой, высокий, удивительно звонкий голос. Чуковский имел свою манеру говорить — живую, полную юмора и какого-то юношеского задора. Создавалось впечатление, что он не читает произведение, а ведет доверительную беседу. Высокий, стройный, удивительно обаятельный, он умел с первых слов очаровать, покорить всех.

Однако, как бы ни разнились голоса людей, как бы ни различалась их манера интонировать свою речь, есть какие- то общие для всех интонационные правила, есть типичные интонационные конструкции. Иначе невозможно было бы общаться, невозможно было бы понять друг друга.

Элементы интонации, сочетаясь друг с другом, видоизменяясь, создают интонационный рисунок речи. Из-за разнородности функций интонаций трудно выделить единый критерий выявления интонации.

Единицей интонации считается интонема (фонема тона, интонационная конструкция (ИК), интонационный контур) - совокупность интонационных признаков (параметров), достаточных для дифференциации значения высказывания или его части и передающих коммуникативный тип высказывания, смысловую важность синтагм, членение на тему и рему.

Термин интонема был введён в лингвистику Реформатским в 40-ые годы 20-ого века. Артёмов характеризует интонему как функциональное единство с типичным рисунком из различных интонационных элементов. Он различает интонему и интонационный инвариант, понимая под первым термином общественно отработанную единицу языковой системы, а под вторым - относительную структуру акустических характеристик, необходимо присутствующих в речи говорящего, правильно, на данном языке.

Интонема (ИК) - это единица интонации, модель интонации, результат обобщения интонационных качеств, связанных со значением высказывания. Интонему можно сравнить с интонационной постоянной, помогающей отождествлять интонационносмысловые отрезки в речи. Физическая структура интонема образуется из интонационных элементов, в интонему могут войти один или несколько таких элементов. Физическая характеристика интонемы - обобщение множества реальных интонационных звучаний с одним и тем же элементом. Предполагается, что набор интонем хранится в памяти носителей языка и служит эталоном для порождения и восприятия интонации конкретных высказываний.

В лингвистике существует семантическая классификация интонем, согласно которой выделяются четыре группы.

1. Интеллектуальные интонемы (интонема актуального членения, интонема степени связи, интонема степени важности, интонема вопроса, интонема утверждения) служат для различения синтаксических значений и категорий, членят речевой поток, противопоставляют вопрос утверждению.

Значения интеллектуальных интонем представляют собой отраженные в языке моменты мыслительной деятельности, связанной с порождением высказываний, то есть с помощью интонации приходится реализовать одну из двух выбранных форм высказывания: утверждение (передача информации) или вопрос (выражение желания получить информацию).

Интонема актуального членения служит для разделения текста на абзацы, абзацы на предложения, предложения на синтагмы и оформляется паузой.

Интонема связи выражает связь между единицами актуального членения по содержанию. Она состоит часто из повышающейся мелодики и часто замедленного темпа. Интонема актуального членения и интонема связи часто взаимодействуют в потоке речи.

Интонема важности используется для подчеркивания наиболее значимых компонентов в речи. Для нее характерны замедленный темп и сильная интенсивность, в качестве второстепенных - диапазонная высота. Интонема важности обычно сосредоточена на одном или нескольких словах синтагмы (логическое ударение).

2. Волюнтативные интонемы относятся к сфере речевой деятельности человека. С их помощью говорящий осуществляет воздействие на психику или действие собеседника, выражает какую-то волю, побуждает к чему-либо. По выражению Л.С. Выготского, речевая деятельность протекает "в порядке сложного волевого действия, то есть с обдумыванием, борьбой мотивов, выбором и проч.). Мелодика волюнтативных интонем лежит в диапазоне выше среднего. Трудно своей речью побуждать к чему-то, при этом хотя бы слегка не повышая голоса.

Выделяют две группы волюнтативных интонем:

- интонации констатации в высказываниях, сообщающих о существовании факта или суждения, но не выражающих интонационно волю или эмоциональное состояние говорящего;

- интонации пожелания, выражающие констатацию желаемого факта, но без интонационно выявленного стремления осуществить его;

- интонации совета, если высказывание имеет целью подсказать какое-нибудь действие, но не содержит принуждения исполнить его;

2) побудительные интонемы:

- приказа - сильная интенсивность, высокий диапазон. Приказ произносится твердо, слова четко разделены и подчеркиваются, в мелодике широкий восходящий интервал.

Варианты реализации интонемы приказа: разрешение, стремление заинтересовать, убеждение, предупреждение;

- просьбы. Эта интонема характеризуется волнообразной мелодикой. Мелодика размещена в высокой полосе диапазона. Говорящий как бы приспосабливается к собеседнику.

В речевом общении мы можем произносить любые фразы с волюнтативными интонемами, если ставим задачу побудить к чему-нибудь: действию, мысли. Если мы что- то доказываем, объясняем, интонация произнесенных нами в грамматическом отношении непобудительных предложений приобретает все черты волюнтативной интонации.

3. Эмотивные интонемы. Служат для выражения эмоционального состояния говорящего. Обозначают выражение эмоций интонационными средствами: интонацией гнева, испуга, нежности, печали, презрения, равнодушия, обиды, радости, стыда, удивления.

Эмотивные интонемы приобрели самостоятельность языковых знаков, соотнесенных с эмоциями и для выражения этих знаков наличие соответствующего эмоционального состояния говорящего не обязательно. Важно знать отличительные признаки каждой эмотивной интонемы.

- для интонемы гнева характерно увеличение интенсивности, замедление темпа;

- интонема печали - малая изменчивость мелодики. Речь протекает толчками, начало синтагма интенсивное, затем интенсивность снижается;

- интонема равнодушия - тембр сухой, холодный, сниженная интенсивность. Состояние равнодушия констатируется не столько по интонации, сколько по поведению: внимание говорящего направлено не на то, что он говорит;

- интонема удивления - сочетание восходящей и нисходящей мелодики на каждом

4. Изобразительные интонемы. Выражают экспрессивные коннотации, служат для воспроизведения интонационными средствами физических свойств явлений, предметов. Семантика этих интонем связана с такими психическими процессами, как восприятие, ощущение, воображение.

Среди изобразительных интонем выделяются:

К изобразительным интонемам прибегают тогда, когда ставят целью изобразить что-то средствами интонации. Например: состояние или поведение человека или животного.

1. Что такое интонема?

2. Дайте развернутый ответ в плане классификации интонем. Охарактеризуйте

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Шепот

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это.

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Определение

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Виды

Какие бывают предложения по интонации

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Без интонации даже самая умная речь будет казаться монотонной и скучной, да человек и не может говорить без интонаций, хотя читать с выражением стихи не каждому дано.

С помощью интонации можно передать даже больше информации, чем через слова. Но, важно чтоб собеседник был расположен воспринять посыл.

У родителей часто в общении с детьми и дома, и на улице одна интонация — крик. Это очень печально. Я вот вспоминаю, как повышала голос на сына, и мне стыдно(((

Чтобы интонация была, нужно точно понимать суть того о чем говоришь, ну и верить в то о чем говоришь.

В роли элементарной единицы просодии выступает синтагма, т.е. отрезок высказывания, объединенный интонационным и смысловым значением. Она имеет физиологическую целостность и отграниченность и выступает как ритмический период устной речи. Синтагма связана со смыслом, а значит с синтаксисом и интонацией. В прозе синтагма в среднем включает 2-4 слова, а в стихе — 2-3 слова. Она произносится на одном речевом выдохе и представляет единый артикуляционный комплекс.

Синтагму, произносимую на одном речевом выдохе, без пауз в процессе беспрерывной артикуляции, можно связывать с понятием плавности речи. Другими словами, плавная речь характеризуется единым артикуляционным комплексом произнесения синтагмы на одном речевом выдохе. (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

С интонации начинается речь ребенка. В дословесный период, который считается подготовительным к речевой деятельности, просодическая сторона языка напрямую связана с его эмоционально-экспрессивным аспектом, играющим в данный период ведущую роль.

Интонация передает разнообразную информацию, позволяет опознать говорящего как индивида, судить о его эмоциональном состоянии, об оценке им ситуации, об отношении к сообщаемой и воспринимаемой информации и т. д.

Мы придерживаемся понимания системы основных языковых функций интонации, разработанной Н.Д. Светозаровой. В ее работах эта система представлена как трехчастная, включающая в себя членение, оформление и выделение.

Интонационное членение и объединение осуществляется на различных уровнях. В связи с этим допустимо говорить об определенной интонационной цельности текста, о фоноабзацах, о членении их на фразы, а их, в свою очередь, на синтагмы. Получившиеся при членении некой последовательности слов отрезки могут быть различно оформлены (по тону -нисходящий, нисходяще-восходящий и др.; по темпу — относительно быстрый, замедленный и т. д.).

Если высказывание содержит не одно, а несколько знаменательных слов (а значит и понятий), его интонационная структура характеризует одновременно и его цельность, и его смысловую расчлененность. Это обеспечивается функцией интонации, называемой выделением, функцией выражения отношений между элементами целого через акцентирование этих элементов. Таким образом, при одном и том же типе членения и оформления разные высказывания могут противопоставляться с помощью выделения различных слов и характера этого выделения.

Характеристика звуковых средств, использующихся в сфере интонации (компонентов интонации), с точки зрения их физиологической, акустической природы и восприятия приводится в работах многих исследователей (В.А. Артемова, Л. В. Бондарко, Л.А. Вербицкой, Л.Р. Зиндер, Е.А. Брызгуновой, Н.Д. Светозаровой, А.К. Цеплитис и др.).

Большинство отечественных ученых традиционно понимают русскую интонацию как комплекс средств (в отличие от зарубежных исследований, сводящих интонацию преимущественно к ее высотному компоненту — мелодике).

В сложной структуре мелодического контура можно выделить его ядро (центр), характеристики которого в наибольшей степени определяют интонационный тип фразы. Рассматривая мелодику как важнейший компонент интонационных средств, можно утверждать, что она участвует в реализации всех трех функций интонации, указанных выше, причем в каждой из них по-своему.

Отдельные характеристики просодии объединяются и координируются между собой темпо-ритмической организацией речевого потока.

Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту.

Темп играет значительную роль в передаче эмоционально-модальной информации. Резкие отклонения темпа речи от средних величин — как ускорение, так и замедление — мешают восприятию смысловой стороны высказывания.

Темп речи во многом определяет своеобразие другого параметра речи — ритма. Ритм речи представляет собой звуковую организацию речи при помощи чередования ударных и безударных слогов. Темп и ритм находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости.

Различают ряд компонентов ритма. Основным свойством речевого ритма является регулярность. Метрические признаки ритма составляют его “скелет”, что отражено в метрических схемах (количество и порядок ударных и безударных слогов). Различают еще и неметрические признаки ритма, которые входят в понятие мелодики речи.

Темпо-ритмическая организация устной речи является тем стержнем, который объединяет и координирует все составляющие устной речи, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно-дыхательную программу и весь комплекс просодических характеристик.

В настоящее время можно говорить о таких понятиях, как темпо-ритмо-интонационное членение речи, которое возникает не в результате звуковой аранжировки, готовой лексико-синтаксической структуры высказывания, а в процессе текущего формирования мысли и ее вербализации. Темпо-ритмо-интонационное членение пронизывает все фазы построения высказывания, начиная от намерения говорящего (интенция) и включая лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание) (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Динамический (энергетический) компонент интонации (интенсивность) во многом соотносится с темпоральными средствами: важное, новое произносится с большей интенсивностью, менее важное и уже известное — с меньшей. Интенсивность (или сила звука) характеризуется как плотно потока звуковой энергии. В специальной литературе им описание различных форм интенсивности в зависимость уровня, направления и характера изменения. Так, С. Волконский (1913) различает шесть форм интенсивности с точки зрения направления ее изменения: уменьшение, увеличение, уменьшение с последующим увеличением, увеличение с последующим уменьшением, постоянный уровень, многократное уменьшение и увеличение.

По характеру изменения интенсивности выделяют три формы: эффузивную, характеризующуюся равномерной напряженностью абдоминальных мускулов, обеспечивающую спокойный, равномерный, постепенный выдох; экспульсивную, для которой характерно кратковременное, энергичное напряжение абдоминальных мышц и вследствие этого выдох оказывается оборванным, кратким; эксплозивную, когда абдоминальные мышцы напрягаются чрезмерно, прерывисто, создавая краткие пульсации выдоха.

Такой же подход в определении форм интенсивности представлен и в исследовании М. В. Давыдова (1965), который по характеру интенсивности выделяет резкий, плавный, ровный, а по уровню интенсивности - средний, высокий и низкий. Кроме того, Т. М. Николаева (1969) предлагает учитывать еще и направления движения интенсивности: восходящие и нисходящие.

Анализ лингвистической литературы позволяет выделить три значения интонационной интенсивности: интеллектуальное, волюнтативное, эмотивное. Интеллектуальное значение - значение относительной важности содержания какого-либо сегмента высказывания: в более значимых сегментах интенсивность увеличивается, в менее значимых уменьшается. Волюнтативное значение достигается повышением уровня интенсивности высказывания, содержащего побуждение. Эмотивное значение характеризует изменение интонационной интенсивности под влиянием эмоционального состояния.

Таким образом, интенсивность интонации, как и ее длительность, в большей степени обеспечивает интонационное членение, передачу типа связи единиц членения, в меньшей - оформление интонационного типа высказывания.

Можно выделить любую часть высказывания. Такое участие интенсивности в оформлении высказывания связывают с логическим ударением. Средствами выражения логического ударения являются усиление словесного ударения, повышение или понижение тона на ударном слоге выделенного слова, увеличение длительности, которое достигается усилением напряженности артикуляции ударного слога, тембр. Логическое ударение (в отличие от синтагматического) никак не связано с синтаксической структурой языка, местом во фразе, так как может выделять в синтагме по смыслу любое слово или ритмическую группу, выражая различные смысловые оттенки. В зависимости от коммуникативной ситуации оно может быть утвердительным, вопросительным (вопрос без вопросительного слова), побудительным, восклицательным.

Таким образом, разумно предположить, что лексическое значение слова может играть решающую роль при восприятии ударения. Учитывая фонетически организующую роль русского словесного ударения, выделяют его основные функции с подфункциями:

1) словопознавательная: дифференциально-опознавательная, интегрально-опознавательная;

2) социально-характеризующая: диалектно-характеризующая; просторечно-характеризующая; профессионально-характеризующая;

3) прагматическая: эмоционально-регулятивная, оценочно-регулятивная, эстетическая (Г. М. Богомазов).

Наиболее значимой является словопознавательная функция, поскольку именно она обеспечивает процесс коммуникации. Другие функции проявляются в этом процессе лишь при определенных условиях.

Принимая во внимание эту точку зрения, мы ограничимся рассмотрением ударения как просодической модели целого слова в синтагматическом плане, т. е. на уровне фонологического анализа, и рассмотрим особенности его словопознавательной функции. (Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова 2006.).

В русском языке произношение логически выделенного слова сопровождается увеличением внутриглоточного давления, возрастанием частоты основного тона и длительности логически выделенного слова.

Мы рассматриваем логическое ударение как явление, относящееся к группе явлений акцентуации, служащих для выделения тех или иных сегментных единиц в речевом потоке.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации.

Паузу принято определять как перерыв в звучании голоса на определенное время. При этом акустическим коррелятом паузы является падение интенсивности голоса до нуля, а физиологическим — перерыв в работе артикуляционных органов. Самые короткие паузы связаны с особенностями произношения смычных согласных. Они характеризуются отсутствием голоса на тот период, пока органы артикуляции находятся в сомкнутом состоянии перед “взрывом”. В среднем они длятся около 0,1 сек.

В процессе устной речи периодически появляется необходимость сделать вдох для удовлетворения биологических потребностей и для поддержания оптимального подсвязочного давления в процессе речи. Это происходит в момент так называемых “дыхательных пауз”. Их частота и длительность зависит от общего темпа речи и границ синтагм. Эти паузы несут на себе также и смысловую нагрузку, так как членят текст на смысловые отрезки. Продолжительность этих пауз составляет в среднем 0,5-1,5 сек.

В контекстной устной речи, в отличие от чтения, паузы встречаются не только на границах синтагм, но и внутри них. Их продолжительность очень вариабельна. Эти паузы получили название пауз хезитации. Существует несколько гипотез относительно пауз хезитации. Считается, что эти паузы характеризуют период напряженной умственной деятельности, связанной с решением мыслительной задачи (“что сказать?”), а также с осуществлением планирования высказывания на лексико-грамматическом уровне, т.е. длительность пауз отражает мыслительную активность говорящего в процессе внутреннеречевого планирования высказывания (Белякова Л.И., Дьякова Е.А. 2003).

Мы придерживаемся понимания паузы, принятого в теории интонации, где пауза рассматривается как собственно перерыв в звучании, так и воспринимаемый перерыв речевого потока, возникающий вследствие изменения других компонентов интонации (мелодического, темпорального, динамического).

Дополнительной артикуляционно-акустической окраской голоса является тембр. Если тон голоса может быть общим для многих людей, то тембр голоса является таким же индивидуальным, как отпечатки пальцев. Одним из компонентов интонации, служащим только для выражения ее эмоционального аспекта, является тембр. Вопрос о рассмотрении в структуре интонации такого компонента, как тембр в современной лингвистике относится к спорным (Т.Г. Медведева 1984). Просодический тембр включают в сферу интонации далеко не все авторы.

Интонация выступает в качестве средства оформления высказывания как целого, независимо от его размера и структуры. Интонационно может быть оформлено и отдельное высказывание, и текст. При исследовании интонации детей, относящейся к лингвистике текста, необходимо выявить ее функции в тексте. Выделение этих функций зависит от того, какое определение текста выбрано как исходное. Текст представляет собой снятый момент языкотворческого процесса, представленного в виде конкретного произведения, отработанного в соответствии со стилистическими нормами данного типа письменной (устной) разновидности языка, произведения, имеющего заголовок, состоящего из взаимообусловленных частей и обладающего целенаправленностью и прагматической установкой (Гальперин И.Р. 1977).

И.Р. Гальперин выделяет два вида категорий информативности: содержательно-фактуальную (СФИ) и содержательно-концептуальную (СКИ). Интонация текста непосредственно связана со СКИ и опосредовано с СФИ. Интонация текста, с одной стороны, определяется этими категориями, а с другой — зависит от того, к кому обращен текст, на кого он ориентирован.

Глубина текста выражается в соответствии или несоответствии лексического наполнения текста его интонационному оформлению. Таким образом, можно сделать заключение о том, что интонация связана с данной категорией текста. Связь интонации с лексическим наполнением текста гораздо очевиднее, чем в изолированном высказывании.

Проследить связь интонации с категорией проспекции можно в тех случаях, когда слушающего заранее готовят к тому, что будет сказано позднее. Категория проспекции тесно связана с категорией ретроспекции, что прослеживается при сопоставлении двух или более отрезков текста.

В качестве категории континума интонация представляет текст как единое целое, образующееся вследствие рекуррентности интонационных структур.

Категория сцепления выражается посредством лексико-грамматических средств, межфразовых интонационных связей (например, интонационным контрастом, ритмической организацией текста, различными формами пауз и т. д.).

Обобщая все сказанное в данном параграфе, можно сформулировать следующие выводы:

Читайте также: