Моделирование взаимосвязей в факторном анализе кратко

Обновлено: 04.07.2024

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения. [c.33]


Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. [c.92]

Как производится моделирование взаимосвязей в экономическом анализе Назовите основные типы детерминированных факторных моделей и способы их преобразования. [c.65]

В первой части дисциплины изучаются общие вопросы теории экономического анализа. Рассматриваются такие понятия как предмет и объект анализа. Достаточно глубоко и подробно изучаются моделирование факторных систем в детерминированном анализе, виды факторных моделей и способы их построения. Большой объем времени уделяется методам факторного анализа. Прорабатываются такие вопросы как функционально-стоимостной анализ, методика подсчета резервов, способы изучения стохастических (корреляционных) взаимосвязей в экономическом анализе, организация и информационное обеспечение экономического анализа. Что касается типов задач, решаемых на практических занятиях, то это различные ситуационные задачи на усвоение студентами теоретического материала. [c.7]


Моделирование — один из важнейших методов научного познания, с помощью которого на основе предварительного изучения объекта исследования и выделения его основных характеристик конструируется модель (условный образ) объекта исследования. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторным выражается в форме конкретного математического уравнения. В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). [c.218]

Корреляционно-регрессионный анализ — классический метод стохастического моделирования хозяйственной деятельности. Он изучает взаимосвязи показателей хозяйственной деятельности, когда зависимость между ними не является строго функциональной и искажена влиянием посторонних, случайных факторов. При проведении корреляционно-регрессионного анализа строят различные корреляционные и регрессионные модели хозяйственной деятельности. В этих моделях выделяют факторные и результативные показатели (признаки). В зависимости от количества исследуемых показателей различают парные и многофакторные модели корреляционно-регрессионного анализа. [c.279]

При определении границ пространства альтернатив действия субъекта хозяйствования с помощью компонентного анализа исследовались взаимосвязи управляемых факторов, в результате чего формировалось упорядоченное представление данного пространства через независимые компоненты исходной факторной системы (раздел 2.2). Аналогично происходит упорядочение количественного представления внешней среды (пространства неуправляемых факторов), так как методика мате-матико-статистического моделирования экономических показателей не зависит от уровня управляемости факторов, отражаемых посредством данных показателей. [c.163]

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

Различают следующие типы факторного анализа:

детерминированный и стохастический;

прямой и обратный;

одноступенчатый и многоступенчатый;

статический и динамический;

ретроспективный и перспективный.

Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.

Стохастический анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем в отличие от функциональной является неполной, вероятностной (корреляционной). При стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим.

Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня без их детализации на составные части. При многоступенчатом производится детализация факторов на составные части с целью изучения их поведения.

Статический анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Динамический анализ представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике.

И, наконец, факторный анализ может быть ретроспективным, который изучает причины изменения результативных показателей за прошлые периоды, и перспективные, который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторными, которые определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей:

1. Аддитивные модели, используются, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели, применяются, когда показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

3. Кратные модели, используют, когда результативный показатель получают делением одного фактора на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели – это сочетание в различных комбинациях аддитивных, мультипликативных и кратных моделей.

2.6. Способы измерения влияния факторов в экономическом анализе

Определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей является немало важной задачей комплексного экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Используют следующие способы изменения влияния факторов в анализе: цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, индексный, интегральный, пропорционального деления и долевого участия, способ логарифмирования.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности находятся во взаимосвязи. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие – косвенно.

Если тот или иной показатель рассматривается как следствие, как результат действия одной или нескольких причин и выступает в качестве объекта исследования, то при изучении взаимосвязей его называют результативным показателем. Показатели, определяющие поведение результативного признака, называются факторными.

Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Чем детальнее исследуется влияние факторов на величину результативного показателя, тем точнее результаты анализа. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать планы и управленческие решения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативного показателя.

Типы факторного анализа:

- детерминированный - методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер;

- стохастический анализ - методика исследования факторов, связь которых с результативным показателем является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. К примеру, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, формирующих этот показатель.

- статический анализ - изучение на определенную дату;

- динамический анализ - изучение явлений в динамике;

- ретроспективный - изучает причины прироста результативных показателей за прошлые периоды;

- перспективный - изучает причины прироста результативных показателей в перспективе.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативным показателем и факторами, которые определяют их величину. Сущность моделирования заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными выражается в форме конкретного математического уравнения.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

1. Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид y=a+b+c

2. Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой y=a*b*c

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

3. Кратные модели y=a/b

4. Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей.

Дополнительно в аналитической работе используется ряд методов моделирования:

- методы преобразования моделей позволяют перестроить исходную модель одного типа в другой;

- методы удлинения модели используются для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие;

- методы расширения (сокращения) моделей применяются для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей. При этом числитель и знаменатель умножаются (делятся) на одно и тоже число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:

- место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

- модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных, на составляющие;

- при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

Одной из задач факторного анализа является моделирование взаимосвязей между результативными показателями и факторами, которые определяют их величину. Сущность моделирования факторных систем заключается в том, что взаимосвязь исследуемого показателя с факторными передается в форме конкретного математического уравнения. В факторном анализе различают модели детерминированные (функциональные) и стохастические (корреляционные). С помощью детерминированных факторных моделей исследуется функциональная связь между результативным показателем (функцией) и факторами (аргументами).

При моделировании детерминированных факторных систем необходимо выполнять ряд требований.

1. Факторы, включаемые в модель, и сами модели должны иметь определенно выраженный характер, реально существовать, а не быть придуманными абстрактными величинами или явлениями.

2. Факторы, которые входят в систему, должны быть не только необходимыми элементами формулы, но и находиться в причинно-следственной связи с изучаемыми показателями.

3. Все показатели факторной модели должны быть количественно измеримыми, т. е. иметь единицу измерения и необходимую информационную обеспеченность.

4. Факторная модель должна обеспечивать возможность измерения влияния отдельных факторов, т. е. в ней должна учитываться соразмерность изменений результативного и факторных показателей, а сумма влияния отдельных факторов должна равняться общему приросту результативного показателя.

В детерминированном анализе выделяют следующие типы наиболее часто встречающихся факторных моделей.

1. Аддитивные модели. Используются, когда результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

2. Мультипликативные модели. Применяются, когда результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторов.

3. Кратные модели. Используются, когда результативный показатель получают делением одного факторного показателя на величину другого.

4. Смешанные (комбинированные) модели – это сочетание в различных комбинациях предыдущих моделей.

Моделирование аддитивных факторных систем производится за счет расчленения одного или нескольких факторных показателей на составные элементы.

Моделирование мультипликативных факторных систем осуществляется путем последовательного расчленения факторов исходной системы на факторы-сомножители.

К классу кратных моделей применяют следующие способы их преобразования: удлинения, формального разложения, расширения и сокращения. Первый метод предусматривает удлинение числителя исходной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму однородных показателей. Способ формального разложения факторной системы предусматривает удлинение знаменателя исходной факторной модели путем замены одного или нескольких факторов на сумму или произведение однородных показателей. Метод расширения предусматривает расширение исходной факторной модели за счет умножения числителя и знаменателя дроби на один или несколько новых показателей. Способ сокращения представляет собой создание новой факторной модели путем деления числителя и знаменателя на один и тот же показатель.

Таким образом, результативные показатели могут быть разложены на составные элементы (факторы) различными способами и представлены в виде различных типов детерминированных моделей. Выбор способа моделирования зависит от объекта исследования, поставленной цели, а также от профессиональных знаний и навыков исследователя.

Процесс моделирования факторных систем – очень сложный и ответственный в анализе хозяйственной деятельности. От того, насколько реально и точно созданные модели отражают связь между исследуемыми показателями, зависят конечные результаты анализа.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Моделирование себя как трейдера

Моделирование себя как трейдера Вышесказанное объясняет, почему модели идеального трейдера должны возникать на основе собственного торгового опыта, а не фантазий. Изучая свои прошлые результаты торговли, я нашел, что моими самыми успешными сделками были сделки

2. Моделирование инвестиционных проектов

2. Моделирование инвестиционных проектов Цифры управляют миром; по крайней мере нет сомнения в том, что цифры показывают, как он управляется. Иоганн Гете Моделирование инвестиционных проектов по сути является работой с механизмом расчетов различных параметров и

2.5. Моделирование рисков

2.5. Моделирование рисков Определение, расчет и анализ факторов риска – одна из главных частей инвестиционного проектирования. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены

Моделирование поведения простых портфелей

Моделирование поведения простых портфелей Пример с подбрасыванием монеты должен убедить вас в ценности диверсификации активов. В реальном мире инвестиций вы сталкиваетесь с выбором активов, который кажется безграничным. Из этих активов можно создать буквально

Глава I ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава I ДИНАМИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Динамическое моделирование предприятия представляет собой исследование предприятия как информационной системы с обратной связью; оно предусматривает применение моделей для проектирования усовершенствованных форм

27. Экономико-математическое моделирование

27. Экономико-математическое моделирование Применение математики в экономике принимает форму экономико-математического моделирования. С помощью экономико-математической модели изображается тот или иной действительный экономический процесс. Такая модель может быть

68. Моделирование

68. Моделирование Признанной группой расчетных методов является моделирование. В общем случае модель – это допустимо упрощенный аналог реальной или предполагаемой к созданию системы, используемой в процессе исследования. При проведении анализа используются два класса

Моделирование по методу Монте-Карло

Моделирование

Моделирование Моделирование – это метод обучения, сочетающий в себе анализ конкретных ситуаций с ролевыми играми и позволяющий максимально приблизиться к реальности в условиях учебной аудитории. Цель метода заключается в том, чтобы способствовать переносу знаний,

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ

МОДЕЛИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ Моделирование компетенций сводит данные по организационному проектированию и управлению показателями труда, чтобы установить, какие навыки или компетенции требуются для выполнения определенных работ. Оно способствует принятию решений по

Шаг 7. Имитационное моделирование

Шаг 7. Имитационное моделирование Имитационное моделирование – это один из методов определить реализуемость и эффективность предлагаемых вариантов перестроенных процессов. Имитация также может применяться для проверки логики и согласованности процессов перед их

Моделирование

Моделирование Большинство современных моделей науки управления настолько сложны, что применять их можно только с помощью компьютерной техники. Однако сама концепция модели очень проста. По определению Р. Шеннона «Модель – это представление объекта, системы или идеи в

Моделирование успешного коучинга

Моделирование процесса социального предпринимательства

Моделирование процесса социального предпринимательства Социальное предпринимательство можно рассматривать с точки зрения отдельного предпринимателя, предприятия или контекста, в рамках которого они действуют. Однако в любом случае социальное предпринимательство

Моделирование

Моделирование В начале работы над проектом почти всегда возникает ряд важных вопросов, связанных с реализацией той или иной технологии. Моделирование — важная методика, которая поможет получить необходимые ответы.О чём пойдёт речьСоздание прототипа — важный этап,

Моделирование нового средства рекламы

Моделирование нового средства рекламы В то время как Интернет развивался, становясь средством всемирной связи, Yahoo! быстро становилась одним из немногих мест, где множество людей, искавших возможность связаться друг с другом, могли регулярно регистрироваться. Эти люди

Читайте также: