Почему общество можно охарактеризовать как систему кратко

Обновлено: 08.07.2024

Общество – это система, которая развивается на собственной социальной основе – социуме. Общественная система – это структурированный состав общества, который включает его взаимосвязанные компоненты.

Среди характеристик общественной системы выделяют функциональную согласованность компонентов ее структуры и их самостоятельность. Исторически то, как развивалось общество определялось в зависимости от того, какие в нем сложились экономические отношения, политическое господство, а также тем, какие у данного общества социальные особенности и региональные черты. Приоритет различных структурных компонентов общественного развития проявляется во взаимосвязи социальных, естественных, материальных, демографических и других факторов бытия.

Системообразующие факторы общественного развития и формирования социума

Ввиду того, что под обществом понимают людей, которые функционируют в рамках системы общественных отношений и институтов, созданной их собственной деятельностью, можно выделить человека, личность, индивидуальность, персону и социум в целом как базовый элемент общества. Антропогенез (становление человека) и социогенез (становление общества) – являются двумя сторонами одного и того же процесса, который происходит в социальном времени и пространстве.

Если говорить о факторах, образующих систему, которые влияют на процесс развития и формирования общества, то учеными выделяют следующие:

  • Естественные;
  • Социальные;
  • Материальные;
  • Экологические.

Учитывая этого, необходимо обозначить конкретнее и то, в чем состоит сущность разнообразных сфер жизни общества вместе с традициями, нормами, принципами и культурой, которые им соответствуют. Они формируются на основе базовых форм деятельности общества в качестве сложившихся исторически самостоятельных системообразующих институтов общественной жизни.

Рассмотрим некоторые особенности системообразующих факторов, в первую очередь – естественные.

Человек является специфической частью природного мира, его сущностным элементом. Процесс его эволюции был постепенным, он менял факторы зависимости от природы, становясь при этом самостью с помощью общения, труда, улучшения способа ведения совместного хозяйства, условий быта (системы социально-ориентированных отношений). Становление (развитие и выживание) человека происходило путем естественного отбора, при котором он опирался на свою собственную силу, выносливость, здоровье, умение противостоять природе, размножение. Социальный отбор требовал наличия разнообразных индивидуальных характеристик, уже сформированных способностей, а также реализацию интеллектуальных качеств личности, умение адаптироваться к условиям, которые предъявляет социальная среда.

Все социальное, имевшее социальную значимость, закреплялось посредством житейского образа и теоретического закрепления накопленных установок, умений и знаний. Если говорить предметно, то человек в процессе своего природного становления и развития постепенно выстроился сам и сумел попасть в сферу социальных законов, соответствующих собственной естественной природе и общественному бытию. Все это происходило в процессе труда, который требует постоянного совершенствования навыков, передачи опыта между поколениями как в ремесленном, так и в профессиональном режиме в процессе воспитания и обучения, т.е. в процессе социализации.

Первичным естественным фактором становления и развития общества с помощью человеческого труда и деятельности была природная среда.

Наши древние предки постоянно пользовались предметами природного мира, которые случайно попадались им на глаза (палками, камнями, костями) как простейшими орудиями труда, а также использовали их для защиты и охоты. Данная прикладная направленность относилась к инстинктивным животным формам реагирования. Однако данная способность наших предков к совершению примитивных операций положила мотивированное начало для осуществления труда в форме, в которой он будет составлять человеческое исключительное достояние, являться целеполагающей деятельностью.
Наши предки осознанно переходили от банального использования различных предметов, которые были обнаружены в природе, вроде скорлупы крупного ореха, которую использовали в качестве ёмкости для воды или же камня, который служил ударным или охотничьим инструментом, к целенаправленному изготовлению орудий труда, которое затем становилось потребностью. Данная потребность послужила толчком к формированию собственно человеческого – ремесленного, наполненного смыслом труда, который в дальнейшем перешел в деятельность.

Последствия перехода к труду были следующие:

  • Организм приматов начал адаптироваться к только к условиям окружающей среды, но и к трудовой деятельности. Все специфические, свойственные человеческому существу особенности физической организации, а именно прямохождение, дифференциация функций задних и передних конечностей, взаимосвязанная работа головного мозга и рук – были выработаны в процессе длительной адаптации организма к тому, чтобы научиться выполнять операции, необходимые для жизни;
  • В связи с тем, что труд был не только индивидуальным, но еще и совместным, он стимулировал формирование и развитие оповестительных сигналов, что впоследствии привело к тому, что зародилась членораздельная речь и язык как средства общения, а также накопления и передачи необходимой информации;
  • Потребности человека расширялись благодаря труду, что не могло не сказаться на человеческих способностях к осуществлению различных действий – как совместных, так и индивидуальных. Таким образом, начиная с первобытной общины, зародилась система отношений в обществе.

От животных человека отличают различные биотические признаки вроде особенностей его тела, отсутствия сплошного волосяного покрова, прямохождение, строение опорно-двигательного аппарата и т.д.). Однако, самыми основными отличительными признаками являются наличие речи, способности к абстрактному мышлению, умение ставить цели в процессе своей деятельности, присутствие социальных связей, социализация, наличие менталитета.

Среди отличий труда от рефлексорных действий, свойственных животному миру, ученые выделяют следующие:

  • Человеческий труд целеориентирован;
  • Труд человека – это его активное воздействие на окружающий мир (природу), которое не является адаптацией к ней;
  • В процессе труда человек использует не только предметы природного мира, но и способен сам произвести себе орудие труда;
  • Человеческий труд будет способствовать осознанному удовлетворению потребностей человека;
  • Труд несет в себе как индивидуальный, так и коллективный характер и способствует становлению общества, созданию и развитию общественных институтов.

Под работой понимают выполнение человеком или группой людей каких-либо определенных функций.

Трудом называют сознательный способ удовлетворения человеческих и коллективных потребностей. Он бывает физический, интеллектуальный и смешанный.

Деятельностью называют целесообразный труд личности или социальной группы. В ней обязательно должно присутствовать целеполагание, т.к. именно оно является ее основой.

Данное понятие шире определения труда и его невозможно уложить в определенные четкие параметры, к примеру, выкопать яму размером на два метра, на два метра и на два метра. Деятельность несет в себе и индивидуальную, и институциональную нагрузку – может быть деятельностью ученого, руководителя, правительства, в сфере искусств, обороны или же общественной безопасности.

Творчеством называют креативную деятельность, которая направлена на создание чего-то, не существовавшего ранее, нового.

Все приведенные выше определения являются социальными константами, которые имеют широкое общественное значение.
Если проанализировать понятия работы, деятельности, труда и творчества, то можно увидеть, как социальное развитие отличается от биологического, несмотря на то, что человек как субъект функционирует в рамках своей собственной биотической природной сущности. В связи с этим предполагается важным упомянуть о том, как различаются характер и темп биотических и социальных процессов. Серьезные изменения в жизни общества происходят в такое краткое время, которого будет недостаточно для того, чтобы произошли какие-либо значительные изменения в развитии биологических видов. Во многих случаях биологическое развитие становится еще более медленным, в зависимости от того, как конкретный вид организмов адаптируется к среде, в которую попадает. Общественное развитие, с другой стороны, наоборот ускоряется на протяжении всей своей истории. Древний мир существовал и развивался на протяжении нескольких тысячелетий, средневековое общество развилось за тысячу лет, общество Нового времени и эпохи Просвещения – в 300 лет, а Новейшее общество, основной особенностью которого является информационная насыщенность, потратило на свое развитие всего лишь чуть больше века. Таким образом, можно заметить, что социальная динамика развития во многом движется быстрее, чем биотическая. Это стало возможным в связи с возникновением новым механизмов преемственности в общественном развитии в сравнении с биологической эволюцией.

Накопление и передача информации между поколениями в биотическом мире происходит с помощью механизма наследственности, на котором базируются прирожденные инстинкты. Высшим животным также свойственен путь передачи своим детям индивидуальных навыков, которые приобрели их родители.

Важную роль в жизни общества играют управленческие и производственные навыки, духовные и социальные нормы, опыт социума, воплощающийся в мышлении, языке, традициях, знаниях, творчестве, деятельности и культуре. Все эти навыки также наследуются каждым из поколений.

Биологическую передачу тех или иных свойств ограничивает запас информации, заложенный генетически (в аппарате наследственности). Наследование социального опыта непрерывно и безгранично. Освоение данного опыта и принятие созданных людьми ценностей происходит путем социализации человека в рамках процесса образования, воспитания и обучения (получения знаний, установок и умений). Каждое новое поколение будет привносить в культуру что-то новое, обогащать ее достижениями. В отличие от стихийности и бессознательности изменений биологического мира, человеческое общество получает возможность целенаправленно и сознательно изменять все условия своей материальной жизни, а также воздействовать и регулировать отношения с природой.

Физико-химические процессы отличаются от социальных формой отношений, которые присуща данным явлениям. Природные или материальные образования абиотического и биотического уровней будут развиваться вне зависимости от человеческого вмешательства, являются объективными. Общественные же отношения являются социальными образованиями, которые были созданы людьми на конкретных этапах развития истории. Они являются социальными.

В то же время, общество никогда не изолируется в своем развитии от природы. Его развитие невозможно представить без важных естественных предпосылок, в число которых входит географическая среда и демографическая.

Во-первых, общество состоит из отдельных индивидуумов и общественных групп, которые между собой находятся в отношениях. Отношения могут быть межличностными , т. е. касаться конкретных индивидуумов. А также отношения могут быть общественными , т. е. затрагивать большие общественные (социальные) группы.

Общественные отношения — это разнообразные связи между социальными группами, а также внутри них, которые возникают в процессе жизни и деятельности общества.

Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации деятельности людей, которая направлена на удовлетворение важнейших потребностей человека.

  • семья;
  • производство;
  • государство;
  • образование;
  • религия.

Все эти социальные институты находятся во взаимосвязи между собой, поддерживают друг друга, решают общие задачи, помогают человеку социализироваться, т. е. приобщиться к обществу.

В-третьих, общество, представляя собой систему, состоит из подсистем — сфер общественной жизни. Это области, в которых удовлетворяются потребности людей. Учёные выделяют \(4\) главные сферы:

  • экономическую;
  • политическую;
  • социальную;
  • культурную.

Деление общества на сферы условно, но зато оно помогает хорошо ориентироваться во всём многообразии общественных явлений.

Каждая сфера объединяет различные социальные институты, направленные на решение конкретных общественных задач и удовлетворение важнейших потребностей человека и общества.

Копия Таблицы_История (1).jpg

С одной стороны, жизнь общества невозможна без удовлетворения материальных потребностей. Так, прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, человек должен быть сыт, одет, иметь жильё. Здесь идёт речь о важности экономической сферы, которая обеспечивает общество материальными благами, необходимыми для нормального существования.

С другой стороны, прежде чем что-либо создавать (например, продукты, одежду, дома), человек обдумывает, строит модель в своём сознании, оценивает результат, совершенствуется и развивается. В этом случае речь идёт о приоритете духовной сферы над всеми остальными.

ot1

Общество является системой.

Значит, если речь идёт об обществе как системе, то имеется в виду, что общество состоит из отдельных, но взаимосвязанных, взаимодобавляющих и развивающих частей, элементов. Такими элементами являются сферы общественной жизни ( подсистемы), которые, в свою очередь, являются системой для составляющих их элементов.

ПОЯСНЕНИЕ:

Находя вариант ответа на вопрос об обществе как системе, необходимо найти ответ, в котором содержатся элементы общества: сферы, подсистемы, социальные институты, то есть части этой системы.

Общество – динамическая система

ot11

ПОЯСНЕНИЕ:

Правильным вариантом ответа на вопрос об обществе как динамической системе будет тот, в котором речь идёт о любого рода движении, взаимодействии, взаимовлиянии каких-либо элементов в обществе.

Сферы общественной жизни (подсистемы)

Сферы общественной жизни Определение Элементы сферы общественной жизни
Экономическая создание материальных благ , производственная деятельность общества и отношения, возникающие в процессе производства. экономические блага, экономические ресурсы, хозяйствующие объекты
Политическая включает отношения власти и подчинения, управления обществом, деятельность государственных, общественных , политических организация. политические институты, политические организации,политическая идеология,политическая культура
Социальная внутреннее устройство общества, социальные группы в нём, их взаимодействие. социальные группы, социальные институты, социальное взаимодействие, социальные нормы
Духовная включает в себя создание и освоение духовных благ, развитие общественного сознания, науки, образования, религии, искусства. духовные потребности, духовное производство, субъекты духовной деятельности, то есть кто создаёт духовные ценности, духовные ценности

Признаки общества как динамической системы:

  • динамизм (возможность изменения с течением времени как общества, так и отдельных его элементов),
  • саморазвивающаяся система (способность самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, производить все необходимое для жизни людей) ,
  • состоит из взаимосвязанных и взаимовлияющих друг на друга подсистем, социальных институтов,
  • открытость,
  • самоуправляемость (реагирование на изменения в природной среде и мировом сообществе) .

Пути развития общества:

  • прогресс-регресс,
  • эволюция, революция, реформа.

Тенденции развития сфер общественной жизни:

ПОЯСНЕНИЕ

На ЕГЭ будет представлено два типа заданий по данной теме.

1.Необходимо по признакам узнать, о какой сфере идёт речь (запомните данную таблицу).

  1. Более сложным является второй тип задания, когда необходимо , проанализировав ситуацию, определить, связь и взаимодействие каких сфер общественной жизни здесь представлены.

В данном случае речь идёт о взаимосвязи политической сферы Государственная Дума) и экономической ( закон касается конкуренции).

Общество - это основная и самая фундаментальная категория, вокруг которой выстраиваются все наши знания в курсе обществознания.

Что такое общество?

Начнём с определения общества в узком смысле. Их несколько

Здесь можно привести огромное количество примеров, это и ученики в школьном классе, и рабочий коллектив, и игроки футбольной команды, и компания друзей и т.д.

Это определение очень схоже по смыслу с предыдущим. Очевидно, что ученики в классе, объединившиеся для совместной учебной деятельности и для общения, имеют общие цели и интересы - например, получить аттестат об основном общем образовании и успешно сдать ОГЭ по выбранным предметам. Но если мы берём в качестве примера дворянское общество в России XIX века или интеллигенцию начала XXI века, очевидно, что это большая по количеству частников социальная группа (если сравнивать со школьным классом) и непосредственного взаимодействия (общения или деятельности) между всеми её участниками нет. Участники группы связаны общим происхождением, местом в сословной структуре общества, интересы и цели дворян или интеллигенции также схожи. Поэтому относительно данных примеров имеет смысл применять второе определение понятия общество.

Это определение также вытекает из предыдущего. Это ещё более "многочисленное" понятие общества, чем дворянство или интеллигенция, здесь связующим звеном является факт проживания в какой-то географической местности. Между всеми жителями Екатеринбурга или даже россиянами не существует непосредственного взаимодействия, однако общие условия жизни и быта, особенности культуры, менталитета, языка позволяют отличить российское общество от французского или немецкого, жителей Екатеринбурга от жителей Москвы, Краснодара, Пензы и т.д.

Примерами общества в данном случае будут являться первобытное, рабовладельческое общество, современное общество и т.д. Здесь мы говорим уже об историческом контексте выделения общества, о протяжённости во времени. Для каждого этапа развития человечества также характерны свои особенности - уровень развития науки и техники, преобладающий способ ведения хозяйства, особенности протекания политических процессов и т.д.

Все приведённые до этого определения понятия общества относятся к категории "общества в узком смысле".

Теперь понятие общества в широком смысле .

Простое и понятное определение, которое очень любят ученики.

Получается общество - это всё население планеты Земля, которое живёт на ней сейчас, жило ранее и будет жить в будущем. Определение замечательно своей простотой, но для понимания общества (в чём суть общества, что делает людей обществом) недостаточно. Здесь нам поможет второе определение понятия общества в широком смысле.

Общество - это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Небольшая схема для дальнейшего разбора определения

Весь материальный мир мы можем разделить на две большие сферы - природа и общество. Это очень важный момент. Общество не является частью природы (типичная ошибка, которую часто допускают в этом вопросе). Причина этой ошибки в принципе понятна: если общество - это люди, а человек существо не только социальное, но и биологическое (биологический вид homo sapiens), значит человек - это часть природы, тогда и всё общество тоже часть природы. Но это не так. Сущность общества не в самом человеке, а в отношениях и взаимодействиях, в которые люди вступают в процессе своей жизни и деятельности .

Двигаемся далее по определению. Почему мы говорим о том, что общество обособилось от природы? Речь идёт о том, что человек буквально отгородился от природы - города, деревни, здания, сооружения, транспорт и т.д. Это всё объекты материальной культуры, которые обособляют нас от естественной природной среды. О том, что общество тесно связано с природной средой, не будем говорить здесь подробнее, это интуитивно понятные вещи, тем более, что у нас для этого есть отдельная тема.

Далее, общество действительно состоит из индивидов (из людей), но здесь мы снова возвращаемся к ключевому моменту. Общество - это не механическая сумма людей, а люди, которые объединяются и взаимодействуют друг с другом непосредственно или опосредованно. Люди могут дружить, конфликтовать, конкурировать - это способы взаимодействия. Они объединяются в семьи, классы, этносы и т.д. - это формы объединения людей.

Учитывая все эти важные аспекты мы и приходим к развёрнутому определению понятия общества.

Следующий важный момент. В кодификаторе ЕГЭ тема сформулирована как Системное строение общества. Значит, мы должны рассмотреть общество как сложную, динамичную систему.

Любая система - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые образуют определённую целостность, единство. Это единство обеспечивается тем, что все элементы системы связаны определёнными отношениями и постоянно взаимодействуют друг с другом. Общество также представляет собой систему. Из каких элементов состоит общество?

Индивиды объединяются в социальные группы. Например ребята, которые учатся в одном классе, объединяются в школьный класс. Все классы одного учебного заведения также объединяются в единую группу. Множество социальных групп, связанных с системой образования объединяются в социальный институт образования. Этот социальный институт наряду с наукой, религией, искусством и т.д. входит в состав духовной сферы (подсистемы) общества.

Какими свойствами обладает общество как система?

1. Целостность. Это означает способность общества обеспечивать единство всех своих элементов. Берём самые крупные элементы - сферы общества. Все сферы общества взаимосвязаны и образуют единое целое. Например, государство принимает решение об открытии специального музея для людей с ограниченными возможностями. Государство представляет политическую сферу, деятельность музея относится к духовной сфере, для открытия музея требуется финансирование, это экономическая сфера, ну и государство в нашем примере проявляет заботу относительно конкретной социальной группы - люди с ограниченными возможностями, взаимодействие различных социальных групп и их положение в обществе относится к социальной сфере. Этот пример показывает постоянное взаимодействие различных сфер общества, их единство.

2. Устойчивость. Это означает, что общество способно сохранять в определённых пределах достигнутый уровень развития. Например, устойчивость общества в политической сфере (политическая стабильность). В государстве Z установился демократический политический режим. Политическая устойчивость в данном случае будет заключаться в том, что на протяжении десятилетий сохраняется доверие населения к органам власти, существует легальная (основанная на законе) процедура формирования этих органов власти через систему выборов, государственная политика на протяжении этих десятилетий соответствует ожиданиям народа.

3. Способность к саморегуляции. Это означает способность общества регулировать протекающие в нём процессы через систему правил (социальных норм), прав и обязанностей. Например, современное российское общество регулируется нормами права (федеральные законы, указы Президента, локальные нормативно-правовые акты), нормами морали (представлениями о добре и зле), для некоторых - нормами религии (заповеди), нормами делового этикета и т.д. Социальные нормы многообразны и все они обеспечивают способность общества самостоятельно регулировать свою внутреннюю жизнь.

4. Динамичность. Это означает способность общества меняться и при этом сохранять свою сущность. Например, российское общество постоянно развивается на протяжении столетий, современная Россия и Киевская Русь - это разные миры, настолько сильно они отличаются, но это всё равно единое общество, которое прошло длительный путь исторического развития (где-то плавного и постепенного, где-то радикального через революции) и продолжает существовать. Или возьмём социальный институт - образование. Первые школы на Руси появились ещё при князе Владимире Великом после крещения Руси в 988 году. Тогда появилось "Книжное учение" - школа, в которой детей бояр обучали книжному делу. При монастырях также стали открываться учебные заведения, учителями в которых были монахи. В наши дни, поскольку РФ является светским государством, большинство школ не имеют никакого отношения к монастырям или каким-либо другим религиозным объектам, преподают в школе учителя, получившие профессиональное образование, да и сам процесс обучения (предметы, образовательные программы) очень сильно отличается от древнерусских времён. Тем не менее это по-прежнему институт образования, хотя и сильно поменявшийся с тех пор.

5. Незавершённость. Это свойство тесно связано с предыдущим. Общество - динамично, оно постоянно развивается, и конечной точки развития общества не существует. Никто не знает, каким будет общество спустя сто или двести лет. Мы можем строить прогнозы, но гарантированного точного образа никто дать не может. Может быть, человечество покинет планету Земля и будет колонизировать Марс, может быть на Землю упадёт метеорит и человечество будет стёрто с лица земли.

6. Открытость. Это означает, что общество постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, общество в широком смысле (в масштабах человечества) взаимодействует с природой: берёт полезные ископаемые и необходимые для жизни человека вещества, загрязняет окружающую среду или наоборот принимает меры для её защиты и очищения. Если мы берём общество в узком смысле как жителей государства, здесь мы также видим постоянный обмен во всех сферах общества с остальным миром (международная торговля, подписание международных конвенций, культурный обмен и т.д.).

Есть ещё несколько свойств общества, которые называются в разных источниках, однако они или вытекают из предыдущих или частично их повторяют, поэтому я помещаю их в конец списка.

7. Автономность. Это означает своего рода независимость общества. Что здесь имеется в виду. Легче всего пояснить на примере политической сферы общества. Мы выяснили, что общество является открытой системой, т.е. постоянно взаимодействует с внешней средой. Например, в политической сфере происходит постоянное взаимодействие общества с другими государствами - принятие каких-то совместных решений по борьбе с международным терроризмом, заключение политических союзов, военная помощь и т.д. При этом каждое государство сохраняет свой суверенитет - т.е. оно самостоятельно определяет основные направления своей внешней политики. Оно действует независимо и принимает решения, отталкиваясь от своих интересов - устанавливает или разрывает дипломатические отношения, вступает в международные организации, заключает международные договоры.

Есть и ещё одна вариация раскрытия свойства "автономности" общества. Здесь говорится о том, что общество сохраняет свою автономность (т.е. независимость) за счёт того, что оно устанавливает относительно прочные социальные связи, способные интегрировать все входящие в него социальные группы. Например, существует множество социальных групп в зависимости от критериев их выделения - это могут профессиональные, возрастные, религиозные группы и т.д., но так или иначе все они находятся в едином социальном пространстве, т.е. принадлежат к одному обществу за счёт постоянного взаимодействия друг с другом.

8. Социальность. Это означает наличие взаимодействия людей во всех сферах их жизнедеятельности. Поскольку общество, как мы выяснили, это и есть не индивиды сами по себе, а их взаимодействие, это свойство общества кажется очевидным и не нуждается в отдельной констатации.

9. Самодостаточность ". Самодостаточность общества отчасти заключается в его способности к саморегуляции, т. е. функционирование общества обеспечивается без вмешательства извне , о чём мы уже говорили. Кроме того, самодостаточность понимается как способность общества удовлетворить потребности индивида и общества в целом.

Возвращаемся к строению общества в целом и теперь более подробно поговорим про каждую из сфер общества.

B основе разграничения сфер общественной жизни - базовые потребности человека. Характеризуя ту или иную сферу общества, следует указать, какой тип отношений лежит в основе каждой из сфер (это важно, потому что, как мы выяснили, общество - это не просто люди, а взаимодействия и отношения между людьми) и какие социальные институты мы можем выделить в каждой из сфер (это отсылает нас к системному строению общества, потому что сферы общества - это самые крупные его элементы, социальные институты - это более мелкие единицы).

Читайте также: