Как правильно отвечать на вопросы в школе

Обновлено: 07.07.2024

Ребенок приходит домой, мы спрашиваем его "Как дела в школе?" А он всегда отвечает одно и то же "Хорошо". Хотя на самом деле всё наоборот. В чем причина? Как узнать, что происходит в его школьной жизни, не задавая вопрос: "Как дела?" Как сделать так, чтобы ребенок доверял нам, родителям, и обо всём рассказывал, ничего не утаивая?

Ответы на эти вопросы и будем искать вместе с вами в этой публикации.

Первый вопрос: в чем причина? Ребенок не может нам доверить всё, что он чувствует, и боится получить нашу негативную реакцию.

  • Если он скажет: "Там всё плохо", что вы будете делать?
  • Если он скажет: "Там всё плохо", вы действительно его услышите или вам важно узнать только о его оценках?

Что вы первым делом спрашиваете у ребенка, когда он приходит из школы домой?

  • Как дела?
  • Как в школе?
  • Как делишки?
  • Что получил?
  • Спрашивали сегодня?
  • Что нового в школе?

Это всё шаблонные фразы, которые дети уже не слышат. Они отвечают на автомате: "хорошо", и ничего не чувствуют. Лишь бы отстали с расспросами. А тем более, если мама ещё и в телефоне при этом, даже не смотрит на ребенка.

Что делать родителям?

Если вы хотите доверительных отношений с ребенком, нужно уходить от шаблонных фраз и автопилотных выражений.

Ребенок зашёл, обратите внимание на его настроение: "Ты сегодня такой радостный пришёл!" Или на его внешний вид: "Голова вспотела. Ты бежал по улице?" Или "Весело ты до дома добрался, я вижу", "Не замерз? Так холодно стало", "Надо же, какой ты аккуратный!". То есть побыть с ребенком в моменте, здесь и сейчас.

Не стоит первым делом спрашивать про дела в школе и тем более про оценки. Этим вы сразу даёте неправильный сигнал. Представьте, что ребенок в школе вдали от вас, а когда он приходит, вы спрашиваете про оценки. Тогда он думает: "Не Я важен, а Оценки важны".

Уделяем сначала внимание ребенку , чтобы он почувствовал себя родным и любимым. А про оценки можно поговорить чуть позже. Спросите про его настроение, про друзей. Можно начать так: "Привет! Я по тебе соскучилась".

При этом надо избегать автопилотных фраз, не смотреть в телефон, не играть с младшим ребенком, не доделывать отчет по работе, не варить суп в тот момент, когда вы говорить с ребенком-школьником. Смотрите ему в глаза, дайте ему понять, что вам ОН интересен и важен, а не ваши дела.

Только тогда, когда ребенок улыбнется от ваших фраз, расслабится, пообедает, он сам расскажет о своей школьной жизни. А если не расскажет сам, можно у него об этом спросить. Но спрашивать без грубости, без сухости, без повышения голоса. Вам важно, чтобы ребенок вам доверял, значит, меняйте свою реакцию на его плохие отметки или плохое поведение в школе. Спокойно выслушайте, дайте ему какой-нибудь совет о том, как надо было поступить в конфликтной ситуации, или как надо учить уроки так, чтобы не получать плохих отметок.

Тогда ребенок будет всегда доверительно и легко рассказывать вам о своей школьной жизни.

И помните главное правило - ваш ребенок важнее его отметок .

Как-то я взяла себе за правило: никогда не спрашивать сына с порога о его отметках и о школе. Мы говорили о чем угодно, пока он не выдержал: "Ну что же ты не спрашиваешь, какие отметки я получил?" И дальше он сам мне всё о них рассказывал без лишних вопросов.

*Прежде чем отвечать, придумай план ответа, который может логически верно раскрыть тему.

*Отвечай чётко, ясно, громко, чтобы ученику, сидящему на последней парте, было слышно.

*Если учитель задал вопрос – внимательно выслушай, осмысли и дай краткий, но полный ответ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения.



Приложение к уроку "Виновен-отвечай"
Развернутый план-конспект урока по обществознанию На тему: Виновен - отвечай

Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного.


Конспект урока "Виновен - отвечай"

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока комбинированный с использованием презентации. Основные этапы урока: 1. Повторение темы прошлого урока. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового .


Как управлять вопросами в классе?

Когда дети длительное время учились дистанционно, возвращение в класс к ежедневным школьным рутинам потребует адаптации. Неважно, работаете вы с 3-м или с 9-м классом, главный совет: напомните о культуре задавать вопросы:


Для эффективного менеджмента вопросов американский педагог Майкл Линсин в своем блоге дает несколько советов, чего не стоит делать:

  • не принимайте вопросы, пока вы даете объяснение или инструкции к заданию;
  • не обращайте внимания на вопросы, которые выкрикиваются из класса или перебивают вас;
  • не отвечайте на вопрос, который только что звучал, и вы уже на него ответили.

Что сказать, если не знаешь правильного ответа?

Во-первых, учитель — не google search, чтобы знать все. Во-вторых, чего-то не знать — это ок. Поэтому никакого смущения, если ученик задает вопрос, на который у вас нет ответа. Как выйти из ситуации? Британская учительница и онлайн-тьютор Дженни Фогс советует несколько последовательных шагов:

Как реагировать на личные вопросы от учеников?


Как отвечать на эмоциональные вопросы родителей?

Общение учителей с родителями — отдельная наука или скорее искусство, требующее немалых усилий. Однако общие правила можно и нужно устанавливать. Прежде всего, договоритесь с родителями, что ваше общение будет проходить на уровне конкретных фактов или потребностей ребенка, а не на уровне эмоций, чувств, обобщений, слухов и т.д. Если несмотря на эту договоренность к вам обращаются родители с эмоциональными вопросами-упреками, мол, вы поставили несправедливую в оценку/вы даете слишком много домашнего задания/вам следует изменить методы преподавания, эксперты советуют придерживаться такой инструкции:

Как учителю отвечать на вопросы учеников и родителей: советы


Эксперты подготовили универсальную инструкцию, которая поможет управлять вопросами учащихся и спокойно реагировать на них.

Как управлять вопросами в классе

Дети довольно долго учились дистанционно, поэтому возвращение в классы потребует адаптации. Поэтому здесь психологи советуют напомнить ученикам о культуре задавать вопросы. Как это сделать:

  • применяйте принцип "вопросы по руке": если учащийся хочет задать вопрос, он должен поднять руку и подождать, пока до него дойдет очередь;
  • выделяйте отдельное время для вопросов на уроке: это может быть после инструкций к определенному заданию, в конце урока, на перерыве и т. д;
  • поддерживайте культуру уважения и тишины во время вопросов: пусть во время того, как один ученик спрашивает, другие внимательно слушают ваши ответы, чтобы вопросы не повторялись;
  • заведите традицию "спроси о чем угодно": это может быть время в конце дня, во время классного часа или на перерыве (такие вопросы необязательно должны касаться учебы или текущих тем, но они могут интересовать детей).

Американский педагог Майкл Линсин дал несколько советов, чего не стоит делать учителям:

  • не принимайте вопросов, пока вы даете объяснения или инструкции к заданию;
  • не обращайте внимания на вопросы, которые "выкрикиваются" из класса или перебивают вас;
  • не отвечайте на вопрос, который только что звучал и вы уже дали на него ответ.

Запитання від дітей


Ученики задают вопросы учительнице / Фото УП. Жизнь

Что сказать, если не знаете правильного ответа

Конечно, учитель – не поисковая система, чтобы знать все. К тому же, чего – то не знать – это нормально. Поэтому не стоит смущаться, если ученик задает вопрос, на который вы не имеете ответа.

Как выйти из этой ситуации? Британская учительница Дженни Фогс советует несколько последовательных шагов:

Как реагировать на личные вопросы от учеников? Иногда хорошие отношения с учениками могут стирать границы между рабочим и частным пространством. Поэтому важно определить границы, за которые ученики и учителя не должны заходить.

Но если в классе звучит слишком личный вопрос к учителю, то он может дать ученикам понять, что вы его услышали. Например, можно отреагировать так:"меня радует, что вы так интересуетесь моей жизнью вне работы, но этот вопрос слишком личный, я оставлю его без ответа".

Как отвечать на эмоциональные вопросы родителей

Общение учителей с родителями – это отдельная наука, которая требует немалых усилий. Однако, здесь тоже есть общие правила, и их нужно устанавливать. Прежде всего, договоритесь с родителями, что ваше общение будет происходить на уровне конкретных фактов или потребностей ребенка, а не на уровне эмоций или слухов.



Учитель говорит с родителями / Фото southeast


Но если родители продолжают, несмотря на договоренность, обращаться к учителю с эмоциональными вопросами-упреками, мол, вы поставили несправедливо оценку, даете слишком много домашнего задания и тому подобное, то вот несколько советов:

Читайте также: