Кого и чему учили в монастырских школах что считалось главной целью обучения

Обновлено: 02.07.2024

Монастырские школы (латинский: Scholae monasticae) были вместе с соборные школы, наиболее важные высшие учебные заведения в Латинский Запад от раннее средневековье до 12 века. [1] С Кассиодоробразовательная программа, стандартная учебная программа включала религиоведение, Тривиум, а Квадривиум. В некоторых местах монастырские школы превратились в средневековые университеты которые в конечном итоге в значительной степени вытеснили оба вуза как центры высшего образования. [2]

Содержание

История

Поскольку общежитие правило Пахомий (ум. 348 г. н.э.) и шестой век Правило Мастера и Правило из Святой Бенедикт, монахи и монахини были обязаны активно заниматься чтением. [1] Это чтение приобрело черты школы, в которой преподавались как религиозные, так и светские предметы. [3] Начиная с V века различные настоятели взяли на себя ответственность воспитывать тех, кто поступил в монастырь в молодом возрасте. Самые ранние из этих монашеских школ имели больше духовной и аскетической направленности, чем библейские или богословские, но было высказано предположение, что именно эти качества привели многих монахов, обучавшихся в монастырской школе в Леринс быть избранными епископами. [4]


Римский государственный деятель Кассиодор оставил политику в 537 году и позже в этом веке основал монастырь на своей земле в Виварии на юге Италии. Кассиодор оговорил, что его монастырь будет местом учебы, предоставив руководство для этого исследования в его Введение в Божественное и человеческое чтение (Учреждения), в который вошли как религиозные тексты, так и работы по гуманитарные науки. Кассидор изложил эту программу обучения как замену христианской школе, которую он и Папа Агапет надеялся обосноваться в Риме. [5] В любом случае учебная программа, которую изложил Кассиодор, включала литературное изучение хорошо известных текстов, которые он перечислил в своей книге. Учреждения, следуя правилам, изложенным в его Де Орфография. [6]

Центры обучения были также обнаружены в Испании седьмого века, как в крупных монастырях, так и в епископальных центрах. Студенты монастыря Святые Косма и Дамиан, в Агали около Толедо, изучил такие научные предметы, как медицина и основы астрономии. [7]

В период расцвета монастырских школ в IX и X веках учения важных ученых, таких как Алкуин, Храбанус Маврус, Наследник Осера и Notker Balbulus поднял престиж своих аббатства и привлекали учеников издалека посещать свои курсы. [1]

Хотя некоторые монастырские школы внесли свой вклад в зарождающиеся средневековые университеты, их рост не остался незамеченным. Некоторые монашеские фигуры, такие как Бернар Клервоский рассматривал поиск знаний с использованием приемов схоластика быть вызовом монашескому идеалу простоты. [8] Подъем средневековых университетов и схоластика в Ренессанс 12 века предлагали ученикам альтернативные места и новые возможности обучения, что привело к постепенному упадку монастырских школ. [1]

Вклад в науку в средние века

Монастырь играл большую роль в сохранении и продолжении науки на протяжении всего средневековья. Наибольшая часть их вклада заключалась в сохранении текстовых традиций философов, подобных Аристотелю и Платону, в период перехода от расцвета классической науки к средневековью. В перерывах между молитвой, приемом пищи и сном монахи занимались различной трудовой деятельностью в соответствии с правилами бенедиктинцев. Эти виды деятельности варьировались от садоводства до копирования текстов. Благодаря последнему, монахи стали изучать классические греческие тексты, а позже начали вносить свои знания в более практические и повседневные тексты. Большая часть больших библиотек и скрипторий, выросших в монастырях, была обязана монахам обучать мальчиков, которые приходили к ним, будучи преданными их родителям к монашеской жизни. [9]

Кассиодор (ок. 480-575) написал руководство для своего монастыря, в котором он рекомендует многочисленных языческих авторов для изучения монахами. Хотя понятно, что Кассиодор рекомендовал те исследования, которые улучшали духовное обучение или служили какой-то священной цели, [10] Важно помнить, что изучение классических и светских текстов существовало в монастырях. Идея о том, что многие великие тексты классического периода были бы потеряны без посвящения монахов, вполне реальна. Можно даже сказать, что они спасли от исчезновения многие классические греческие тексты. [11]

В средневековых монастырях большое значение имела медицинская практика. Забота о больных была важной обязанностью. Об этом свидетельствует монастырь Виварий, монастырь Кассиодора, монахи которого были проинструктированы читать медицинские труды греческих писателей, таких как Гиппократ, Гален и Диоскорид. Есть также свидетельства использования светских текстов по медицине. Вполне вероятно, что большинство монастырей обладали большим опытом медицинской практики. [12] Несмотря на очевидную ориентацию монастырской школы на богословское обучение, в ней действительно находили место классические и светские медицинские тексты. Именно благодаря медицинскому наставлению в монастырях классические медицинские тексты сохранились до раннего средневековья. [13]

Herbals - один из крупнейших и наиболее известных вкладов монастырских школ в науку, предлагающий одни из наиболее полных исторических свидетельств. Монастыри были и остаются изолированными центрами. Это означало, что они должны были иметь возможность лечить себя, в том числе лечить монахов, которые заболевали. Поскольку содержание больничного крыла было необходимостью, неудивительно, что монахи тратили много времени на лечение. В то время это было почти исключительно с помощью фитотерапии. Многие свидетельства их вклада в эту область можно найти в виде заметок на полях травяных текстов средневекового периода времени. Некоторые из их вкладов были в общее сельское хозяйство по выращиванию трав, например, какие растения можно или нужно выращивать в одной и той же местности, и какое лучшее место в саду для оптимального количества солнечного света для достижения любого данного растения. . Большая часть знаний об экзотических растениях, которые можно найти в травах, связана с торговлей самими растениями и знаниями между монастырями. [14] Пока не монах, Хильдегард Бингенская, монахиня, которая вела уединенную жизнь с монахами, хорошо известна своим вкладом в медицинские традиции Средневековья. [15]

Хотя средневековые монастыри наиболее известны своим вкладом в медицинские традиции, они также приложили руку к другим наукам. Одна из этих наук, которая имела важное значение для жизни в монастыре, - это астрономия. Хотя они не представили новой информации или достижений в этой области, они продолжили ее использование. Если они не собирались добавлять астрономию, то почему это было важно? Как указывалось ранее, монастыри должны были быть самодостаточными. Это означало, что для выполнения своих религиозных обязанностей они должны были знать время. Это варьировалось от ежедневных молитв до ежегодных наблюдений. Астрономия была особенно важна для годового религиозного календаря и соблюдения таких праздников, как Рождество и Пасха.

В великой схеме интеллектуального развития монастыри и монастырские школы составляют небольшую часть большого целого. Однако они были важны сами по себе в своем вкладе в сохранение текстуальной философской и научной традиции. Монастыри обеспечивали стабильную среду для обучения в средневековой Европе. В то время как большая часть обучения ограничивалась стенами монастыря, знания распространялись за пределы относительно изолированных центров через путешественников и паломников, которые оставались в монастырях.

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебные заведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишь выборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь — латынь) , именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшая разные эпохи. Около трёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначала на покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером на пергаменте (особо обработанной коже) . Кроме чтения и письма учились изображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения, тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основами католического вероучения.

в средневековой школе учились только мальчики, а в современной учатся все ; в средневековой били розгами, а сейчас ставят оценки и т. д.

По ме­ре ста­нов­ле­ния в III-IV веках ин­сти­ту­та мо­на­ше­ст­ва и рас­про­стра­не­ния прак­ти­ки приё­ма в мо­на­хи мо­ло­дых лю­дей или де­тей воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость пре­по­да­ва­ния им ос­нов хри­сти­ан­ско­го ве­ро­уче­ния, зна­ния и по­ни­ма­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, бо­го­слу­жеб­ных тек­стов и т. п. Су­ще­ст­во­ва­ние школ при мо­на­сты­рях пре­ду­смат­ри­ва­ли уже ус­та­вы прп. Па­хо­мия Ве­ли­ко­го и свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го (IV век), од­на­ко в ис­то­рии Ви­зан­тии монастырские школы в це­лом не иг­ра­ли за­мет­ной ро­ли.

На За­па­де монастырские школы, из­вест­ные с IV-V веков (в аб­бат­ст­вах Ле­рин, Ли­гу­же и др.), в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье ста­ли круп­ней­ши­ми об­ра­зо­вательными цен­тра­ми. Зна­че­ние монастырских школ осо­бен­но воз­рос­ло с VI века в свя­зи с унич­то­же­ни­ем ан­тич­ной сис­те­мы об­ра­зо­ва­ния, а так­же с рас­про­стра­не­ни­ем мо­на­ше­ско­го ус­та­ва св. Бе­не­дик­та Нур­сий­ско­го, оп­ре­де­ляв­ше­го чте­ние ре­лигиозных книг как од­ну из главных обя­зан­но­стей мо­нахов.

Вы­даю­щую­ся роль в со­хра­не­нии ан­тич­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия сыг­ра­ли шко­ла и скрип­то­рий, дей­ст­во­вав­шие в VI-VII веках в ос­но­ван­ном Кас­сио­до­ром мон. Ви­ва­рий; круп­ны­ми цен­тра­ми учёно­сти и об­ра­зо­ва­ния бы­ли многие мо­на­сты­ри в Ир­лан­дии (Кло­нард, Келс, Ар­ма, Бан­гор), Анг­лии (Уир­мот, Джар­роу, Лин­дис­фарн, Уит­би, Кен­тер­бе­ри), Ита­лии (Мон­те­кас­си­но, Боб­био, Фар­фа). В свя­зи с по­сте­пен­ной ут­ра­той ла­ты­нью функ­ций жи­во­го язы­ка важ­ное ме­сто в монастрских школах ста­ло за­ни­мать пре­по­да­ва­ние латинской грам­ма­ти­ки, для че­го ак­тив­но при­вле­ка­лись тру­ды ан­тич­ных ав­то­ров.

В этот пе­ри­од окон­ча­тель­но офор­ми­лось де­ле­ние монастырских школ на внут­рен­ние (scho­lae interiores) - за­кры­тые, ин­тер­нат­но­го ти­па, где обу­ча­лись мо­на­хи и бу­ду­щие слу­жи­те­ли Церк­ви, и внеш­ние (scholae exteriores), как пра­ви­ло, рас­по­ла­гав­шие­ся вне мо­на­стыр­ских стен, ко­то­рые пред­на­зна­ча­лись для ми­рян, не все­гда впо­след­ст­вии стре­мив­ших­ся по­лу­чить ду­хов­ный сан.

В монастырских школах при­ни­ма­лись де­ти 5-7 лет, как пра­ви­ло, вне за­ви­си­мо­сти от их со­слов­ной при­над­леж­но­сти, что обу­сло­ви­ло раз­но­об­раз­ный со­ци­аль­ный со­став уча­щих­ся. Во внеш­них монастырских школах об­уча­ли гра­мо­те (чте­ние, пись­мо, счёт), бо­го­слу­жеб­но­му пе­нию, ре­же на­чат­кам се­ми сво­бод­ных ис­кусств (пред­ме­ты три­виу­ма - грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ри­то­ри­ка). Внут­рен­ние монастырские школы обыч­но да­ва­ли бо­лее вы­со­кий уро­вень об­ра­зо­ва­ния: в них изу­ча­ли три­ви­ум, а час­то и квад­ри­ви­ум (ариф­ме­ти­ку, гео­мет­рию, ас­тро­но­мию, му­зы­ку), и бо­го­сло­вие.

В луч­ших шко­лах пре­по­да­ва­ли так­же ме­ди­ци­ну, ка­но­ническое пра­во; пре­ду­смат­ри­ва­лось чте­ние ду­хов­ных и свет­ских со­чи­не­ний, в том числе ан­тич­ных ав­то­ров. Прак­тическими по­треб­но­стя­ми бы­та мо­на­сты­рей бы­ло про­дик­то­ва­но обу­че­ние во мно­гих монастырских школах (как внут­рен­них, так и внеш­них) ре­мёс­лам и на­чат­кам аг­ро­но­мии; с их дея­тель­но­стью свя­зы­ва­ет­ся по­яв­ле­ние пер­вых сельско-хозяйственных школ. В жен­ских мо­на­сты­рях об­ра­зо­ва­ние де­во­чек обыч­но ог­ра­ни­чи­ва­лось чте­ни­ем, пись­мом, пе­ни­ем; они обу­ча­лись так­же ру­ко­де­лию и жен­ским ре­мёс­лам.

Зна­че­ние монастырских школ на­ча­ло па­дать в XI-XII веках в свя­зи с мас­со­вым по­яв­ле­ни­ем школ при круп­ных со­бо­рах, а за­тем и средне-вековых уни­вер­си­те­тов. В XIII веке боль­шее зна­че­ние по срав­не­нию с тра­диционными бе­не­дик­тин­ски­ми монастырские школы ста­ли при­об­ре­тать эле­мен­тар­ные шко­лы для де­тей из бед­ней­ших сло­ёв на­се­ле­ния, ко­то­рые от­кры­ва­ли в го­ро­дах мо­на­хи-фран­ци­скан­цы. К концу XII - началу XIII веков обу­че­ние со­сре­до­то­чи­лось в основном во внут­рен­них шко­лах и ори­ен­ти­ро­ва­лось на по­треб­но­сти мо­на­сты­рей - тем са­мым ог­ра­ни­чи­вал­ся круг уча­щих­ся. Од­на­ко монастырские школы со­хра­ня­ли своё об­ра­зо­вательное зна­че­ние вплоть до XIV-XV веков, а в южно-славянских стра­нах - до XVI века.

В Древ­ней Ру­си с XI века мо­на­сты­ри иг­ра­ли ве­ду­щую роль в раз­ви­тии об­ра­зова­ния и пись­мен­но­сти, од­на­ко монастырские школы не бы­ли ре­гу­ляр­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ем, а воз­ни­ка­ли по ме­ре не­об­хо­ди­мо­сти для обу­че­ния мо­на­хов или бу­ду­щих кли­ри­ков и мог­ли со­сто­ять из 1-3 уче­ни­ков, при­кре­п­лён­ных к на­став­ни­ку. Од­ним из пер­вых цен­тров литературной ра­бо­ты (ле­то­пи­са­ние, агио­гра­фия) стал Кие­во-Пе­чер­ский монастырь.

В XII веке при жен­ских мо­на­сты­рях от­кры­ва­ли шко­лы для де­во­чек, од­на­ко они не по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ния. В XIV веке раз­ви­ва­лись шко­лы московских и под­мос­ков­ных мо­на­сты­рей: Чу­до­ва в Крем­ле, Бо­го­яв­лен­ско­го, Ни­коль­ско­го, Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­ва, Трои­це-Сер­гие­ва. По­ми­мо эле­мен­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния и из­уче­ния цер­ков­но­сла­вян­ско­го языка, в них мно­го вни­ма­ния уде­ля­лось кни­го­пи­са­нию. В XVIII веке бла­го­да­ря дея­тель­но­сти московских про­све­тите­лей Си­ме­о­на По­лоц­ко­го, Епи­фа­ния Сла­ви­нец­ко­го, Ар­се­ния Са­та­нов­ско­го круг изу­чае­мых пред­ме­тов рас­ши­рил­ся до три­виу­ма и час­тич­но до квад­ри­виу­ма (из пред­ме­тов ко­то­ро­го изу­ча­лась, как пра­ви­ло, ариф­ме­ти­ка). Пре­по­да­ва­лись древ­ние язы­ки, бо­го­сло­вие, по­эти­ка. В 1649 году боя­ри­ном Ф.М. Рти­ще­вым бы­ло ос­но­ва­но училище при Ан­д­ре­ев­ском монастыре под Мо­ск­вой, в ко­то­рое для пре­по­да­ва­ния сво­бод­ных ис­кусств бы­ли при­гла­ше­ны ино­ки из ки­ев­ских мо­на­сты­рей.

С соз­да­ни­ем брат­ских школ, Кие­во-Мо­ги­лян­ской и моcковской Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ской ака­де­мий, раз­ви­ти­ем в XVIII веке профессионального об­ра­зо­ва­ния мо­на­сты­ри час­тич­но ут­ра­ти­ли своё про­све­ти­тель­ское зна­че­ние.

2) Учеб­ные за­ве­де­ния при буд­дий­ских мо­на­сты­рях.

В середине первого тысячилетия до н. э. в буд­дий­ских мо­на­сты­рях Ин­дии воз­ник­ли сво­его ро­да шко­лы, обу­че­ние в ко­то­рых со­стоя­ло из нрав­ст­вен­ных бе­сед о жиз­ни Буд­ды и его уче­ни­ков, за­учи­ва­ния гим­нов Вед и кол­лек­тив­ных спе­вок.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Главный Попко

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Монастырские и церковные школы представляли собой самые первые учебныезаведения средневековья. И хотя христианская церковь сохраняла лишьвыборочные, нужные ей остатки древней образованности (в первую очередь —латынь), именно в них продолжалась культурная традиция, связывавшаяразные эпохи.

Низшие церковные школы готовили в основномприходских священников. Платное обучение велось на латинском языке.Школу посещали дети феодалов, богатых горожан, зажиточных крестьян.Учёба начиналась с зубрёжки молитв и псалмов (религиозных песнопений).Затем учеников знакомили с латинским алфавитом и учили читать те жемолитвы по книге. Часто эта книга была единственной в школе (рукописныекниги стоили очень дорого, а до изобретения книгопечатания было ещедалеко). При чтении мальчики (девочек в школу не брали) заучивалинаиболее употребительные слова и выражения, не вникая в их смысл. Немудрено, что далеко не все, научившиеся читать латинские тексты, далёкиеот разговорной речи, могли понимать прочитанное. Зато вся этапремудрость вколачивалась в сознание учеников с помощью розги.

Околотрёх лет требовалось для обучения письму. Ученики упражнялись сначалана покрытой воском дощечке, а затем учились писать гусиным пером напергаменте (особо обработанной коже). Кроме чтения и письма училисьизображать числа с помощью пальцев, заучивали таблицу умножения,тренировались в церковном пении и, конечно же, знакомились с основамикатолического вероучения. Несмотря на это, многие воспитанники школынавсегда проникались отвращением к зубрёжке, к чуждой им латыни ивыходили из стен школы полуграмотными, умеющими кое-как читать текстыбогослужебных книг.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: