Как организовать дистанционное обучение в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Организация дистанционного обучения в начальной школе.

Из опыта работы

Профессия учитель предполагает постоянное движение вперёд, осваивание новых методов, приёмов, технологий.

В марте 2020 года нам всем пришлось осваивать новую для нас форму обучения - дистанционное обучение.

Использование дистанционного обучения наряду с традиционным обучением становится нормой, требованием времени. Опыт работы на дистанционном обучении у всех и разный и результат разный, поэтому очень важно проанализировать, поделиться опытом, который наработан за это время.

При подготовке к дистанционному обучению, было много вопросов. И самый актуальный вопрос был родителей класса: а как мы будем объяснять новую тему? Поэтому я выбрала платформу нашего лицея Информационно Ресурсную Площадку лицея, созданную в системе дистанционного обучения Moodle. Это самая популярная из таких платформ, широко используется многими государственными и частными учебными организациями мира и открывает новые перспективы для обучения школьников, студентов и взрослых. Сочетая в себе грамотную структуру, гибкость и множество функций для организации дистанционного обучения, система Moodle очень проста в использовании.

Moodle – это современное программное обеспечение, позволяющее учителю и студенту эффективно взаимодействовать онлайн.

Предназначение цифрового образовательного ресурса – организация удаленного обучения. Это инновационная модель получения образования в режиме online из любого удобного обучающемуся места, где есть Интернет.

На каждую тему урока был запланирован урок, в котором была ссылка на видео урок, презентация, в которой был сжат учебный материал, тренажер на отработку материала и тест, созданный по материалам данного урок. Если это был урок литературы, то там был видеоматериал и аудиоматериал. Сама Площадка лицея дает хорошую возможность учителям создавать методическую базу для уроков, учащимся самостоятельно изучать материал нового урока.

Кроме вышеназванного, учащиеся класса были ориентирован на работу на сайте Учи. Ру, где они решали карточки, и где процесс работы был уже автоматизирован.

сложнее и интереснее, содержит более 45000 уникальных заданий по основным предметам по ФГОС.

Проработав недели три в данном режиме, я поняла, что 40% обучающихся просто не заходят ни на ИРП, ни в Яндекс. Учебник, ни на Учи.ру. Мотивировали они просто: не можем зайти.

И тогда, я пришла к выводу, что надо работать в другом формате, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

1) Они ещё только учатся учиться. Учатся работать с учебником, правильно оформлять записи в тетради, учатся работать по образцу.

2) Только формируются навыки чтения и письма.

3) Низкий уровень самостоятельности, самоконтроля.

4) Велика роль учителя в обучении.

5) Нет готовности к самообразованию.

Я поняла, что моя задача осталось прежней: учить учиться: формирование навыков чтения, письма, навыков работы с учебником, работа в тетради, формирование умения работать по образцу. И в мае 2020 года я перешла на уроки в формате конференции на платформе ЗУМ. Программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета с телефоном. К видеоконференции может подключиться любой, имеющий ссылку, или идентификатор конференции. Мероприятие можно запланировать заранее, а также сделать повторяющуюся ссылку, то есть для постоянного урока в определенное время можно сделать одну и ту же ссылку для входа.

Преимущества:

+ Видео и аудио связь с каждым участником. У организатора есть возможность выключать и включать микрофон, а также выключать видео и запрашивать включение видео у всех участников. Можно войти в конференцию как участник с правами только для просмотра

+ Можно делиться экраном (screensharing) уже со звуком. Демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Более того, можно делится не всем экраном, а только отдельными приложениями, например, включить демонстрацию браузера. В настройках можно дать всем участникам возможность делиться экранам, либо включить ограничения, чтобы делать это мог только организатор

+ В платформу встроена интерактивная доска, можно легко и быстро переключаться с демонстрации экрана на доску

+ Можно производить запись урока как на компьютер, так и на облако. Удобно, что можно настроить автовключение записи, а также ставить ее на паузу.

+ Во время конференции можно назначить со-организатора, у которого будут такие же возможности, как и у организатора.

В платформу встроена интерактивная доска, на которой можно вести записи. Также есть функция демонстрации экрана – таким образом можно показывать презентации, видеофрагменты, работу в изучаемых программных средствах.

Теперь подготовка к урокам стала занимать много времени, ведь необходимо было удержать внимание учащихся в течении тридцати минут, не дать им устать, и быстро, доступно объяснить новый материал.

Принципы организации дистанционного обучения в моём классе.

1. Урок на дистанционном обучении максимально приближен к обычному уроку.

Я объясняю, даю образцы, ученики выполняют в соответствии с моим объяснением и моими образцами выполнения.

2. Максимальная работа с учебником, печатными тетрадями, рабочими тетрадями.

Работа с учебником совершенствует навык чтения, работа в тетради формирует навык письма.

3. Моё живое объяснение присутствует в уроке.

Я считаю, что объяснение учителя ничем заменить нельзя. Моя задача: максимально облегчить для родителей ситуацию, дать своё грамотно объяснение материала, дать образцы выполнения заданий.

4. Функция родителей: контроль.

Оставить для родителей привычную для них нишу: контроль за выполнением моих заданий.

5.Объём работы ученика = объёму обычных домашних заданий.

Кроме того, я решила, что объём заданий будет не больше, чем обычные домашние задания при классной системе обучения.

Система оценивания при дистанционном обучении:

Главная проблема оценивания на дистанционном обучении – необъективность.

В условиях дистанционного обучения привычные проверочные и контрольные работы в необходимом объеме провести фактически невозможно. Кроме того, их результаты не всегда будут показательными, ведь появляется множество дополнительных факторов: дома ученики отвлекаются, появляется масса возможностей списать. Поэтому лучше сократить объем текущего контроля. Можно проводить текущий контроль с отметкой не чаще одного раза в неделю. Это позволит накапливать отметки, не перегружать учеников и уделять больше времени подготовке заданий для контроля.

Для этого выделяю 3–5 минут урока на фронтальную, преимущественно устную работу с учениками. За это время можно задать вопросы нескольким ученикам или попросить прокомментировать то или иное задание. Чтобы выставить отметку такой работы единоразово недостаточно. Но работу можно накапливать.

· Создание тестов, где надо выбрать только букву, или записать одно слово. Тесты фотографируют и отправляют сразу учителю.

· Скрины тетрадей, работа в классе оценивание.

Я отказалась от использования всех интернет площадок по нескольким причинам:

1. Их использование не помогает мне выполнить поставленную задачу, формирование навыков чтения и письма, работать с учебником, красиво грамотно писать в тетради.

2. Самостоятельность большинства учеников моего класса при выполнении домашних заданий очень низкая, без помощи и контроля родителей они ничего сделать не могут.

3. Информационная компетентность детей, а часто и их родителей на низком уровне,

Результат работы.

Что в результате? Я сделала дистанционное обучение максимально комфортным для всех участников образовательного процесса.

Комфортным для учителя: я объясняла, давала образцы, видела результаты работы в классе.

Комфортным для родителей, так как оставила их привычную нишу: контроль за выполнением моих заданий, дала образцы в виде презентаций, прикрепленных в ЭлЖуре.

Комфортным для ученика: он так и привык учиться, слушать моё объяснение и по образцам выполнять задания.

Грамотно организованное дистанционное обучение позволило мне:

Максимально приблизить урок на дистанционном обучении к уроку в школе.

Может показаться, что сложнее всего сейчас выпускникам или тем детям, которые выбирают профильные классы. Но, конечно, ситуация с удалённой учёбой сказывается и на начальной школе. Рассказываем, как помочь младшим классам адаптироваться к дистанционному образованию и сохранить интерес к учёбе.

Но не забывайте, сейчас в таком положении все педагоги. Один из главных вопросов для всего образовательного сообщества — как помочь детям сохранить желание учиться, которое так усердно взращивалось офлайн. Конечно, в первую очередь важен фактор технического оснащения: не у каждого ребенка есть доступ в интернет, а также ноутбук или планшет, чтобы присутствовать на онлайн-уроке. А если и есть — часто это рабочий инструмент родителей, который необходим им для удаленной работы.

Но если эта проблема уже решена, пришло время конкретных шагов.

Шаг первый — письмо

Нужно наладить связь и с детьми, и с родителями — убедиться в их готовности к переходу на новый формат. Относитесь к этому как к новому учебному году, успокойте всех участников учебного процесса. Например, начать можно так:

Можно даже сделать небольшое видео, чтобы заинтересовать детей. Это отразит новые возможности онлайн-образования и ослабит страх детей (а скорее даже родителей) перед ним.

Шаг второй — атмосфера

Шаг третий — коммуникация

Двухсторонняя часть коммуникации с детьми — важная составляющая онлайн-урока (вы уже наверняка слышали про платформы Zoom или Skype). Общайтесь с учениками как можно чаще. Попробуйте сымитировать школьную обстановку на фоне или заставке, чтобы дети увидели что-то знакомое и немного расслабились. Предложите им поделиться фотографиями или видео с любимой игрушкой, показать домашнее хобби, домашних животных или любимые книги. Если ученики стесняются, они могут отправлять это вам лично, а вы с их позволения поделитесь самым интересным со всем классом.


Дистант: школа умерла, да здравствует школа!

Обязательно внедрите систему SEL — социально-эмоционального общения (когда дети учатся понимать свои чувства и рассказывать о них). Учиться этому лучше в начале и в конце занятий. Например, используйте следующие наводящие вопросы:

  • Какого цвета твое настроение?
  • Что ты сделал сегодня, чтобы чувствовать себя хорошо?
  • Какая погода у тебя внутри?

Шаг четвёртый — личный контакт

Шаг пятый — работа с учебными материалами

Учебный процесс лучше начать с чего-то простого и интересного, даже если это будет идти врозь с методическим планом. Дети будут чувствовать себя увереннее, если с легкостью выполнят первое электронное задание и не потратят на него весь день. Помните, что у каждой семьи сейчас полно забот и родителям также нужно время, чтобы привыкнуть к новому формату.

Все мы хотим извлечь максимальную пользу из дистанционного обучения. Да, ученики будут испытывать трудности, но они узнают больше о технологиях, о самостоятельной работе, об ответственности и общении. И абсолютно нормально, что каждому, в том числе и вам, потребуется разное время для адаптации.

Ошибка при онлайн-обучении - учиться в мессенджерах

В интернете завирусились скрины школьных уроков из WhatsApp, Viber и других мессенджеров — так проводили даже занятия по физкультуре. Конечно, это обучение неэффективно: мессенджеры предназначены для переписок, а не проведения учебных занятий.

❌ Ошибка 2. Воспринимать дистанционку как халяву

Ошибка при онлайн-обучении - воспринимать дистанционку как халяву

✅ В онлайне можно организовать учёбу, например, в Trello — создать доски по классам, внести расписание, а проверку знаний проводить в гугл-формах.

❌ Ошибка 3. Пытаться повторить обычный урок

Ошибка при онлайн-обучении - пытаться повторить обычный урок дистанционно

Обучение в онлайне отличается от обычных уроков в школе. Чтобы оно прошло эффективно, педагог должен уметь работать через интернет. Большинство учителей в обычных школах никогда не сталкивались с онлайном и не знают, как правильно провести дистанционное обучение.

✅ Чтобы урок на удалёнке прошёл успешно, нужно задействовать электронные ресурсы: например, презентации и интерактивные онлайн-доски.

❌ Ошибка 4. Задавать тонны домашки

Ошибка при онлайн-обучении - задавать тонны домашки

Пытаясь компенсировать отсутствие обычных занятий и не зная, как правильно организовать дистанционное обучение в школе, администрация заваливала учеников горами заданий. Детям приходилось осваивать программу практически самостоятельно, пытаясь поспеть за бесконечными домашками.

✅ Если грамотно выстроить онлайн-занятие с применением электронных ресурсов, успеть раскрыть новую тему или повторить старую, то домашнее задание может быть небольшим. Задача ребёнка — закрепить полученные знания, а не изучить учебник за месяц.

❌ Ошибка 5. Традиционная система оценок

Ошибка при онлайн-обучении - традиционная система оценок

В любом случае можно постараться сделать обучение дома комфортным для ребёнка.

Как правильно организовать дистанционное обучение

  1. Определите рабочее место для ребёнка, где на заднем фоне не будут видны личные вещи или не будут проходить люди.
  2. Договоритесь, как вы будете проверять домашние задания и оценки, если речь идёт о массовой школе, которая вынужденно проводит занятия в онлайне.
  3. Составьте расписание, чтобы ребёнок мог самостоятельно ориентироваться в делах на день. Не забудьте учесть время для домашек и отдыха.
  4. Проверьте оборудование и умение ребёнка подключаться к занятию.

Организация дистанционного обучения

Резюме

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

В организации дистанционного обучения отражены основные требования ФГО НОО: системно-деятельностный подход, уровневый подход к оценке результатов, дифференциация целей и задач для индивидуализации образовательного процесса, возможности для формирования УУД, самостоятельности и самоконтроля.


Оценить 18612 1

Организация дистанционного обучения в начальной школе

Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.

ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся – школа должна предоставить все условия, чтобы учащийся смог легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, уметь самостоятельно получать знания, обладать целым рядом компетенций, в том числе информационной и коммуникативной. Учебная деятельность в дистанционной форме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач, с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет. В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Для дистанционного обучения организовывается доступ педагогов образовательной организации к компьютерной технике с выходом в Интернет. При недостаточном техническом оснащении образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с выходом в Интернет.Важно: у каждой семьи должен быть куратор (учитель), который практически всегда на связи.У ребёнка имеется ноутбук с камерой и доступ в Интернет. Предусмотрена организация дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажных носителях, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, у которых нет компьютера или Интернета. В расписании класса в дополнительном столбце необходимо отражать траекторию обучения таких детей при их наличии.

Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные. Возможен такой вариант:

-1 классы через Мессенджеры — это программы, которые можно устанавливать как на

для звонков и видео звонков (Вайбер, Вацап);

-2-4 классы через Сетевой Город. Образование. В электронном дневнике ежедневно будут выдаваться домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя будут отправлять номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовать чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Учителя также будут отправлять образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.

При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:

Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.

С помощью видеосервиса Skype удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на занятии. Учитывая популярность Skype, каждая аудитория вероятно уже имеет установленное приложение. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.

Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.

Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к

которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.

уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.

Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.

Для организации совместной деятельности учеников начальных классов, контроля знаний уже возможно использование возможностей сервисов Google (Google диск, документы, таблицы, формы и т.д.), сервиса Onlinetestpad, сервиса для создания электронных газет и использование ресурсов блога учителя.

При организации дистанционного обучения учитель разрабатывает для каждого класса ежедневное расписание с цветовым отображением способов организации:

Онлайн занятия – синий цвет.

Занятия с ЭОР – красный цвет.

Самостоятельная работа с учебным материалом – зелёный цвет.

В расписании предусмотрены различные способы организации дистанционного обучения; достаточные перерывы на организацию онлайн-подключения класса и принятие пищи ребенком; чередование видов деятельности учеников. Предметное содержание каждого урока определяется учителем самостоятельно.

Продолжительность урока 30 минут:

1 урок: 9.00 — 9.30

2 урок: 9.40 — 10.10

3 урок: 10.20 — 10.50

4 урок: 11.00 — 12.30

5 урок: 12.45 — 13.15

6 урок: 13.25 — 13.55

7 урок: 14.00 — 14.30

В расписание внеурочной деятельности классов включаются онлайн-мероприятия по формату мероприятий, проведенных в период каникул. Публикуется расписания всех классов на официальном сайте образовательной организации и в АСУ РСО в определенные сроки.

Читайте также: