Инновационная деятельность в начальной школе орфографический словарь

Обновлено: 04.07.2024

Использование словарей как способ решения орфографических задач

1. Словари в обучении и воспитании младших школьников.
2. Повышение эффективности работы с орфографическим словарем.
3. Грамматический словарь как средство формирования грамотного письма.

Хорошо известно, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но можно ли знать написание всех слов, находящихся в нашем употреблении?! Конечно, нет. Наверное, у каждого бывали случаи, когда в процессе записи своих мыслей, каких-то сведений и т.д. возникало сомнение: что написать – о или а, е или и.

Сегодня выпущено и продолжает выпускаться довольно большое количество разных по своему назначению словарей. Например, старшеклассник имеет возможность воспользоваться не только орфографическим словарем, но и толковым, словообразовательным, словарем иностранных слов, словарями синонимов, антонимов, омонимов и т.д. Но. обратится ли он к словарю по собственной инициативе?!

По нашим, учителей-словесников, наблюдениям, редкий ученик воспользуется имеющимся в его распоряжении богатством – даже в том случае, если все необходимые словари стоят рядом с ним на полке. Одно из объяснений такого факта скрыто в хорошо известной фразе: все начинается с детства. Если на более ранних этапах обучения ребенку не привита потребность обращаться к словарям, если у него не сформировалось умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию, то едва ли он станет полноценным пользователем всего существующего богатства словарей. Вот почему давно стало понятным, что работа со словарями должна начинаться в начальных классах.

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.

Что же, на наш взгляд, следует включать в учебники для начальных классов, чтобы выполнить имеющийся социальный заказ? Прежде всего, в них должны быть представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи. Кроме того, необходима система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий.

Непосредственно с решением орфографических задач связаны два типа словарей (из названных): орфографический и грамматический. О возможностях использования каждого из них далее поговорим подробнее.


В словаре учебника для каждого класса слов значительно больше, чем предполагает обязательный минимум для этого класса. Если вы посмотрите тот или иной словарь на страницах учебника ([5, с. 137; 6, ч. 2, с. 132–133; 7, ч. 2, с. 112–113; 8, ч. 2, с. 115–116]), то заметите, что часть слов отмечена звездочками. Это и есть обязательный минимум. Среди других слов имеются разные: одни входили в минимум предыдущего класса, другие станут обязательными в дальнейшем, третьи вообще не включены в минимум, но могут понадобиться в какой-то письменной работе.

Практическую работу со словарем на первых порах лучше вести в парах: один смотрит слово с первой буквой, другой – со второй; вместе, взявшись за руку, показывают, что готовы дать ответ. В дальнейшем введенная памятка должна направлять самостоятельные действия учащихся. Только в том случае, если ученик знает, как искать слово в словаре, и умеет достаточно быстро его отыскивать, словарь будет находить применение в его личной практике письма.

Еще в конце 50-х годов создатель наиболее распространенного и сегодня орфографического словаря для начальной школы П.А. Грушников писал о том, что такой словарь, кроме своего основного назначения – служить справочником, может иметь и еще одно: использоваться как специальное пособие по орфографии, как дидактический материал, на основе которого могут быть созданы различные виды орфографических, грамматических, лексических и других упражнений. Выполняя их, учащиеся будут думать над теми или иными вопросами языка или речи, а одновременно запоминать написание конкретных слов и в целом оттачивать умение пользоваться орфографическим словарем, ориентироваться в нем.

Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает всё большую актуальность. Наиболее важным является системная и разнообразная работа со словами с непроверяемыми написаниями орфограмм. Своевременной остаётся задача сделать процесс изучения словарных слов интересным и познавательным.

Цель моей работы показать, что использование инновационных технологий способствует эффективному развитию учебной деятельности учащихся.

Отсюда вытекают следующие задачи:

Раскрыть возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами инновационных технологий;

Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка средствами инновационных технологий при изучении словарных слов;

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД (ФГОС).

Ведущим в уроке русского языка, несомненно, является работа со словом,

поэтому вся работа проводится в определённой взаимосвязи фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, лексики и синтаксиса, чтобы все стороны слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.

1. Игры со словариками.

Обеспечивая учеников багажом базовых (теоретических) знаний, российская система обучения не способствует развитию у них ситуативного навыка (практических знаний). В связи с этим с еще большей остротой встает вопрос повышения эффективности образования, в частности, целью уроков русского языка должны стать не только расширение словарного запаса учеников, не только изучение написания новых слов, но и развитие у школьников умения мыслить, анализировать, развивать способности к собственному творчеству с использованием богатства устной и письменной речи. Необходимо найти технологию обучения, которая позволила бы максимально задействовать коммуникативные и творческие способности учеников.

Правильным решением, на мой взгляд, было бы отсутствие на страничках учебника словарных слов, обведенных в рамочку. Считаю важным, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемыми написаниями учились сами обнаруживать орфограмму, решали орфографическую задачу.


На данном примере видно, что идет развитие логических УД (анализ, синтез, построение логической цепи рассуждения и т.д.); общеучебных УД (понимают информацию в изобразительной форме, формулируют задачу, пользуются словарём). Здесь ученик – субъект, это и есть деятельностный подход к обучению.

Провожу интересные игры со словариками.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.



Немного о словарно-орфографической работе на основе этимологического анализа. Знакомство младших школьников с этимологией вызывает у них интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, способствует формированию правильного понимания лексического значения слов и, как следствие, избавляет от большого количества орфографических ошибок. Работа проходит по следующему плану: отгадывают загадку, затем выясняют этимологию слова, далее подбирают однокоренные слова, знакомятся с пословицами и поговорками, где смысл заключен в изучаемом слове.


Развиваются следующие общеучебные УУД


2. Метод ярких ассоциаций или мнемоника.

Пальто—Шапка, Завод—Труба, Капуста-Заяц, Пенал—Учебник и т. д.

Такая работа способствует формированию фонематического слуха, необходимого для развития орфографической зоркости.

ТРЕБОВАНИЕ к ассоциативному образу:


Нельзя навязывать ученику свой ассоциативный образ.

ЦЕННОСТЬ—наличие у КАЖДОГО ученика СВОЕГО ассоциативного образа, при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Словарную работу с непроверяемыми гласными используя ассоциативный образ я провожу следующим образом:

- знакомство со словом через загадку ,кроссворд и т.д.

- проговаривание орфоэпически ,т.е. так как говорим

- запись слова—возможно кто-то знает как писать орфографически?

- проверка по словарю.

- запись , под диктовку (орфографически).

- определение ударения, корня, подбор однокоренных слов.

- применение правила- безударная гласная в корне слова—НЕ МОЖЕМ

- Что же делать? Запомнить, а может кто-то из детей предложит как лучше, интереснее запомнить? Выслушиваем версии.

К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово.



Применяя прием ассоциативных связей процент запоминания словарных слов повысился с 54% до 77%, детям очень нравится такая работа, вызывает интерес к родному языку, развивает речь, активизирует мыслительную активность, способствует формированию учебных универсальных действий, особенно познавательных.

3. Приёмы критического мышления.

Для закрепления написания некоторых слов использую приёмы критического мышления. Под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации. Определения КМ обычно включает в себя умение наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.

Синквейн - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Каркает, клюёт, летает

Очень хитрая персона, а зовут её ворона.

Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения.

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники. Получаем большое количество информации. Прием "Кластеры" использую как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. Даю задание: составьте кластер к словам с –оро-. Сначала данную работу они выполняют самостоятельно, основываясь на тех знаниях, которые они имеют, затем проверяют по словарю.


4. Использование кейс технологий.

В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) целесообразность выбора. Благодаря данному методу у детей развиваются не только учебно-познавательные действия, но и коммуникативные, и творческие способности. Кейс метод – одна из форм, способных положительно повлиять на процесс обучения, поскольку традиционные методы ориентированы на изучение чего-либо, а кейс технологии – на овладение навыками применения имеющихся знаний к конкретной ситуации, для решения проблем, имеющих практическое значение.

Мы можем заметить, что здесь в основном идёт развитие логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез — составление целого из частей; выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие; построение логической цепочки, рассуждения и доказательства.

5. Использование словарных физминуток.

Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Поэтому для выявления уровня усвоения и запоминания словарных слов я использую словарные физминутки, которые развивают не только мыслительные процессы (анализ, синтез, обобщение, классификация), но и познавательные: память, внимание, мышление, а также выполняют здоровьесберегающую функцию, а именно, служат для профилактики близорукости, т.к. все изображаемые предметы в презентации двигаются благодаря анимациям. Работу можно проводить как индивидуально, так и парами, и даже группами. Отсюда идёт развитие и коммуникативных УУД.

Работу провожу по следующему плану: дети смотрят презентацию, глазки тренируются, а память работает, т.е. запоминает изображаемые предметы, которых от 8 до 10 штук. Когда презентация закончится, дети записывают название предметов, которые видели. Затем меняются тетрадями (взаимопроверка) и сравнивают свою запись с верной - на следующем слайде.









На своём опыте я убедилась, что такие приёмы работы дают возможность значительно повысить эффективность обучения словарным словам. Такая работа способствует более качественному усвоению материала, умению находить свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД.

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо чтобы ребенок использовал одно и тоже слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике, такая работа способствует обогащению словарного запаса учащихся, вырабатывает орфографическую зоркость, развивает речь, а в целом, способствует формированию навыков грамотной письменной речи.

Крупные ученые –методисты К.Д.Ушинский, Д.Т.Тихомиров, И.И.Срезневский связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику способствуют обостренному вниманию к слову, развитию языкового чутья и языкового мышления.

Чтобы доказать эффективность обучения через систему развивающих заданий и узнать на каком уровне учащимися усвоены словарные слова, мы провели диагностику обучения словарным словам в 4 а классе.

При составлении тестов для выявления уровня развития познавательных универсальных учебных действий у младших школьников была использована методика, разработанная кандидатом психологических наук Л.А.Ясюковой, пособие "Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка" В.И. Овсянниковой, Н.Ю.Яшиной.

Цель: изучение уровня развития познавательных (общеучебных и логических) УУД.

Необходимые материалы: регистрационный бланк, ручка.

1. Определить верно ли установлены этимологические связи слов и проверить утверждение по словарю.

Верно ли, что слово газета образовано от слова газ?

2. Прочитай, замени развернутое понятие одним словом

Лиственное дерево с белой корой - …

Командная игра на льду на коньках - …

Человек, совершающий подвиги, необычайно храбрый - …

3. Прочитай слова, допиши цепочку слов

Дорога, воробей, сорока, …, … .

4. Прочитай слова. Найди ошибки в словах. Спиши исправляя ошибки.

Вогзал, васкресене, пошол, вчира, гарячий, залатой, жолтый.

5. Прочитай,убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.

а) картофель, капуста, огурец, малина

б) петух, лисица, топор, медведь

в) сорока, корона, ворона, воробей

6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.

7. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.

1) пр. студа, б. лезнь, хол. д;

2) м. л. ко, к. рова, тр. ва;

8. Какие слова имеют такую же орфограмму как в слове корова?

9. Выделите слово, которое не подходит к данному ряду.

1) Земля, щавель, трава
2) Километр, длина, ширина
3) Март, апрель, май

Выходная работа

1. Определить верно ли установлены этимологические связи слов и

Верно ли, что слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?

2. Прочитай, замени развернутое понятие одним словом

Всё видимое вокруг наблюдателя пространство - …

Состояние атмосферы в данном месте в данное время - …

Водитель автомобиля. Слово из французского языка. - …

3. Напиши 5 слов с сочетанием –оро-

4. Прочитай слова. Найди ошибки в словах. Спиши исправляя ошибки.

Питух, пабеда, сдесь, вакруг, библеотека, зовод, окресность.

5. Прочитай, убери лишнее слово, обоснуй свой выбор.

а) город, корона, топор, ворона

б) лестница, вкусный, чувствовать, праздник

в) собака, ребята, учитель, медведь

6. Прочитай транскрипции. Запиши слова данного задания буквами.

[вараб,эй], [л,эсн,ица], [р,иб,ата]

7. Прочитайте. Напишите слова в каждом ряду в смысловой последовательности. Вставьте пропущенные буквы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед педагогами в начальной школе всегда стояла задача формирования орфографических умений и навыков, способствующих развитию грамотной речи на всех последующих этапах образовательной деятельности детей. В настоящее время мы наблюдаем, к сожалению, тот факт, что орфографическая грамотность младших школьников не достигает высокого уровня в период обучения в начальной школе.

Ученые-педагоги Д. Н. Богоявленский, М. Р. Львов, С. Ф. Жуйков, Г. Г. Граник, М. М. Разумовская, Н. С. Рождественский, Е. Г. Шатова в своих работах высказываются о зависимости результатов обучения орфографии от степени развитости у обучающихся способности обнаруживать в тексте орфограммы. Основной причиной орфографических ошибок является отсутствие или недостаточная сформированность данного умения [3].

Орфограмма – это буква или знак в слове, написание которой можно определить благодаря изученным правилам или принципам (то есть нельзя установить на слух). Орфограммы в начальной школе условно можно разделить на два вида. Первый вид орфограмм – это те орфограммы, которые можно проверить. Они подчиняются правилам русского языка. Второй вид орфограмм – это те орфограммы, написание которых нельзя проверить, можно только запомнить написание слов. Данные орфограммы в школьном курсе русского языка принято называть словарными словами.

активизацию умственной деятельности и памяти учащихся;

обучающий характер учебной деятельности;

регулярность в работе над словами с орфограммами.

Для эффективной работы по формированию орфографического навыка младших школьников мы предлагаем использовать на уроках русского языка орфографические словари. При работе со словами с непроверяемыми орфограммами необходимо опираться на дидактический материал, который включает в себя, в первую очередь, наиболее часто употребляемые слова. Не маловажным фактом является и то, что работа с орфографическим словарем должна иметь циклический характер и осуществляться из урока в урок.

Приведем несколько примеров использования орфографического словаря на уроках русского языка:

При написании обучающих изложений и сочинений. В случае затруднения написания неизвестного раннее или забытого слова учащиеся могут уточнить его по словарю.

Личный словарик учащегося является эффективным средством запоминания словарных слов. Это небольшой блокнот или тетрадь, куда обучающиеся записывают изученные слова под контролем учителя. Другими словами, ученики самостоятельно заполняют свой орфографический словарик и используют его не только на уроках русского языка, но и в случае любой необходимости.

Игровые приемы при закреплении, проверке изучения словарных слов. Можно предложить детям составить вопросы или загадки для кроссворда, в котором правильно записанные ответы (слова с непроверяемыми орфограммами) помогут найти новое, еще неизученное, словарное слово.

Словарно-орфографические минутки в начале урока. Например:


Чтобы не допускать ошибок при употреблении слов с непроверяемыми орфограммами, необходимо усваивать подобные слова путем запоминания буквенного состава с привлечением эффективных приемов работы над словарными словами.

Таким образом, систематическое использование орфографического словаря на уроках русского языка в начальной школе является эффективным средством работы по формированию правописания младшего школьника.

Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков: пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М. : Просвещение, 2014. – 158 с. – Текст: непосредственный.

2. Граник, Г. Г. Секреты орфографии: книга для учащихся / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М. : Просвещение. – 1991. – 222 с. – Текст: непосредственный.

3. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии (теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах) / П. С. Жедек; под. ред. М. С. Соловейчик. – М. : Просвещение. 2014. – 306 с. – Текст: непосредственный.

4. Львов, М. Р. Правописание в начальных классах / М. Р. Львов. – М. : Просвещение, 2015. – 307 с. – Текст: непосредственный.

5. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе / Н. С. Рождественский – М. : Просвещение, 2015. – 328 с. – Текст: непосредственный.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка[1].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника.

Цель работы: Рассмотреть использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

1. Рассмотреть особенности преподавания русского языка в начальной школе.

2. Изучить возможности использования орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе.

3. Провести анализ словарно-орфографической работы на уроках русского языка в начальной школе.

4. Сделать выводы.

Объект исследования – орфографические словари.

Предмет исследования – орфографические словари на уроках русского языка в начальной школе.

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Анализ практической работы с орфографическими словарями на уроках русского языка в начальной школе.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

1.2 Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.


1.3 Современные проблемы в преподавании русского языка

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему. Только школа, только учитель не могут переломить эту ситуацию. Требуются государственные меры, чтобы защитить язык страны от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся[5].


2. Использование орфографических словарей на уроках русского языка в начальной школе 2.1 Содержание, методические проблемы и принципы организации словарной работы при обучении русскому языку

Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления[6].

С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:

1. Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.

2. Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.

3. Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.

4. Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка[7].

На уроках грамматики при объяснении нового материала обычно вводится (как и по другим предметам) новая специальная терминология, а в примеры, иллюстрирующие грамматические правила, вводятся новые слова, обогащающие речь учащихся, перед контрольным диктантом учитель объясняет непонятные для учащихся слова; давая задание на дом по учебнику, он обязательно проверяет, всё ли понятно, все ли слова, встречающиеся в тексте, известны учащимся.


2.2 Система методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарным богатством русского языка

В методике различают словарно-семантическое и словарно-орфографические направления словарной работы. Рассмотрим словарную работу, как единство этих двух видов.

На уроке учителя должны интересовать не только собственно словарные слова, незнакомые учащимся, но и обычные наши родные слова, о которых Вадим Шефнер писал так:

«Сотни слов, родных и метких,

Сникнув, голос потеряв.

Взаперти, как птицы в клетках,

Дремлют в толстых словарях.

Ты их выпусти оттуда,

В быт обыденный верни,

Чтобы речь – людское чудо –

Объединив словарно-семантическое и словарно-орфографическое направления в словарной работе, связанные соответственно с обогащением словарного запаса и формированием навыков правописания, на уроках учитель рассматривает слово одновременно в четырёх аспектах: орфоэпическом, лексико-семантическом, орфографическом и синтаксическом.

Работа на смыслом слова начинается с его лексического значения, то есть с его семантизации. Для этого используются два основных приёма:

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 43998
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Читайте также: