Когда закрыты школы как организовать эффективное дистанционное обучение особых детей

Обновлено: 30.06.2024

Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула педагогическое сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего учебного процесса. Традиционные методы контактного обучения стали недоступны.

Специалисты дефектологического профиля, работающие с детьми с ОВЗ (а это достаточно большая и неоднородная группа, остро понимают, что любой простой в их работе неизбежно приведет к распаду сформированных умений и навыков. Поэтому даже минимальная пауза в занятиях для многих категорий наших подопечных – детей с ментальными и речевыми нарушениями, снижением слуха, аутизмом, сведет наши усилия на нет. В данной ситуации выбор переходить или не переходить на дистанционное обучение не стоит. Мы обязаны поддержать детей и их родителей и продолжить коррекционную работу в том формате, который предлагает нам условие карантина.

У дистанционного обучения достаточно минусов. Главный из которых – не все педагоги владеют дистанционным инструментарием, алгоритмом работы онлайн. Именно поэтому в поддержке и научно-методическом сопровождении нуждаются не только дети и родители, впервые столкнувшиеся с такой формой обучения, но и педагоги, большинству из которых также не хватает опыта организации обучения в дистанционном формате.

Кроме организационных трудностей, в дистанционной работе с детьми с ОВЗ имеются свои особенности.

Учитывая, что пандемия быстро не отступит, что карантинные меры возможно повторятся, надо быть готовым к переходу на онлайн работу в будущем. Более того, дистанционная работа будет актуальна и вне карантина при длительном отсутствии ребенка на занятиях (продолжительная болезнь, если ребенок находится на домашнем обучении в значительной удаленности от образовательного учреждения (особенно в сельской местности). Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).

Дистанционная работа возможна в различных формах

Онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно)

Готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы, мультфильмы и т. п.)

Онлайн консультирование родителей и педагогов

Получение онлайн консультации у других педагогов, в том числе,очень актуальная супервизия для молодых специалистов

Онлайн вебинары и мастер-классы. Например, школа осознанного родительства – лекции педагогов-экспертов по вопросам воспитания и обучения детей с особенностями развития

Трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей)

Онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития

Наиболее благоприятной категорией детей с ОВЗ для дистанционного обучения являются дети с нарушением речевого развития. У таких детей чаще всего в достаточной мере сформированы познавательные процессы и учебное поведение. Даже дошкольники способны активно заниматься от 15 до 30 минут (в зависимости от возраста и особенностей поведения). Для детей с речевыми нарушениями существует множество интерактивных игр, способных мотивировать ребенка и разнообразить работу логопеда в части работы над словарным запасом, грамматическим строем, связной речью. Что касается постановки звуков, то дистанционная работа будет иметь определенные трудности.

Особенности дистанционной работы над произношением можно представить в следующей таблице, которую разработала известный логопед О. С. Жукова

Виды исправлений звукопроизношения

(В. А. Ковшиков) Возможность дистанционного применения

(+ возможно, +/- с ограничениями, - невозможно)

Метод чистой имитации Учитель дает образец подражания, ученик подражает +

Метод показа правильных артикуляций и воспроизведение их по подражанию Показ артикуляций на себе +

Показ артикуляционных профилей +

Слуховой образ (демонстрация правильного звучания) +

Температурный ( по описанию: холодный воздух-теплый) +/-

(только при помощи родителя)

Метод опоры на сохранные звуки Например, Ш от Т -

Метод артикуляторных упражнений Формирование движений, необходимых для произнесения отдельных звуков +

Противопоставление кинестетических особенностей смешиваемых звуков (например, Т и С) +/-

Метод мнестического воздействия Использование зондов и зондозаменителей -

Использование подручных зондозаменителей (ватных палочек, спичек и т. п.) +/-

при помощи родителя

Метод фонематического анализа (синтеза, предъявлений) Например, с использованием специально разработанных приложений, презентаций +

Метод связи звука и буквы На этапе подготовки ребенка к школе, в структуре занятий по обучению грамоте +/ -

При подготовке онлайн занятия важно соблюсти следующие этапы:

1. Планирование занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка)

2. Четкое планирование самого занятия, его этапов, оценка времени на каждый этап занятия

3. Подбор и подготовка игр и заданий

4. Информирование родителей о необходимых во время занятия предметах (карандаши, бумага, дидактический материал, игрушках, распечатках заданий

5. Обговаривание с родителем времени и условий проведения занятий (убрать из комнаты лишних людей, домашних животных, выключить лишнюю технику и т. п.)

6. Проведение занятия

7. Домашнее задание

8. Обратная связь (обязательный этап рефлексии с родителем)

В завершение хочу привести полезные ссылки, которые будут полезны для эффективной организации дистанционного обучения :

4. Как организовать кружок в онлайне | Rukami

Создание рабочих листов в сервисом Wizer

6. Создание викторин и тестов

7. Создание он-лайн тестов

Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики и экономики Орлова Т. М. учитель математики и экономики МБОУ СОШ №5 г. Саяногорск Использование элементов дистанционного обучения на уроках математики.

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда

Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Опыт использования дистанционного обучения в работе логопеда Важность и необходимость непрерывного и системного обучения в работе с детьми,.

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео

Опыты с воздухом в период дистанционного обучения для старших дошкольников. Видео Задачи: закрепить и расширить знания детей о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление, любознательность. Вызвать желание у родителей.

Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.

Положение об организации дистанционного обучения в ДОУ ПОЛОЖЕНИЕ об организации дистанционного обучения I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящее Положение об организации образовательной деятельности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Особенности дистанционного обучения для детей с ОВЗ

Смиркина Елена Александровна

В настоящее время в связи с активным развитием и использованием в образовательной сфере новых информационных технологий дистанционное обучение все более выделяется из заочного обучения и обретает самостоятельную жизнь.

Дистанционное обучение - процесс получения знаний, умений и навыков с помощью интерактивной специализированной образовательной среды, основанный на использовании модульных программ обучения и новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса [4].

Использование дистанционных технологий предполагает специальную организацию образовательного процесса, базирующуюся на принципе самостоятельного обучения. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а зачастую и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Преимущества дистанционного обучения:

Эффективность - улучшение соотношения достигнутого результата к затратам времени и других ресурсов на его достижение.

Гибкость - возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения.

Модульность - возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, отвечающему личным потребностям.

Параллельность - возможность обучения без отрыва от работы.

Новые информационные технологии - использование в образовательном процессе новейших информационных и телекоммуникационных технологий, основанных на компьютерном оборудовании, компьютерных сетях, мультимедиа системах, позволяющих осуществлять контролируемую самостоятельную работу обучаемого.

Новая роль преподавателя - тьютора-консультанта.

Новая роль обучаемого - повышение ответственности за освоение образовательных программ и самоорганизация учебного процесса.

Госдума РФ рассматривает проект поправок к закону об образовании, связанных с дистанционным обучением. (Хуторской А.В, 2006 г., стр. 30-31)

Очевидно, что дистанционное обучение предоставляет большие возможности для детей с особыми потребностями.

Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом или психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды

Дистанционное образование позволяет лицам с ОВЗ:

— Расширить пространство взаимодействия детей с ограниченными возможностями;

— Свободно изучать материал, независимо от времени и места обучения;

— Повысить интенсивность общения с преподавателем при использовании сетевых возможностей современных технологий;

— Составлять индивидуальную учебную программу;

— Использовать все возможности компьютерных технологий, которые помогают в обучении лиц с ОВЗ.

Основное достоинство дистанционных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями состоит в отсутствии строгой привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации уровня и формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных особенностей каждого обучающегося.

Во-вторых, появляется возможность организовать щадящий режим обучения, сокращая количество часов учебной нагрузки, нормируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости. Происходит компенсирование отсутствия некоторых функций, к примеру, если ребенок не может нажимать на клавиши пальцами, он приспосабливается — берет в рот карандаш и с его помощью работает на компьютере.

В-четвертых, у ребенка, обучающегося дистанционно, расширяются возможности пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и увеличиваются способы доступа к ним. Следовательно, расширяется информационно-познавательное поле ребенка, позволяющее поддерживать его мотивацию, интерес и интеллектуальное развитие.

В-пятых, дистанционные технологии ориентированы на использование различных форм самостоятельного обучения. Переход к обучению, где инициативной стороной является не только преподаватель, но и, прежде всего, сам учащийся, ведет к разрушению образовательных стереотипов и к тому, что сам обучающийся может выбирать как формы, так и способы обучения, время и формы взаимодействия с преподавателем. Развитие навыков самостоятельного обучения расширяет возможности ребенка и может в дальнейшем обусловить его профессиональные интересы.

В-шестых, повышается эффективность (скорости, полноты и, главное, объективности) проверки деятельности обучаемых и контроля усвоения благодаря легкореализуемым в сетях различным формам проверки.

При организации дистанционного обучения детей с особыми потребностями возникают и определенные трудности: ограничение возможности развития творческих способностей детей; ограничение информационных и иллюстративных возможностей педагога в учебном процессе; ограничение непосредственного эмоционального влияния педагога на ребенка с целью поддержки его интереса и учебной мотивации; вопросы технического и методического обеспечения процесса обучения.

В целом, основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Помимо этого, не менее важной целью является обеспечить его культурное развитие, социализацию, развивать творческие способности и навыки самостоятельной деятельности. Образовательная среда должна быть нацелена не только (а может быть, и не столько) на собственно образовательные цели, сколько на то, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.

Проблемы и трудности у детей с ОВЗ при домашнем дистанционном обучении связаны с :

1. Дети с РАС особенно легко заражаются общей тревогой и могут формировать стойкие страхи, затрудняющие для них и без того ограниченные контакты с окружением.

2. Такие дети тяжело переживают неожиданные изменения, отмену привычного распорядка и ожидаемых событий.

3. Детям трудно включиться в образовательный процесс в новых, изменившихся, условиях, дистанционно, то есть дома, без непосредственного контакта с учителем и вне привычной обстановки в классе.

4. Вынужденное снижение уровня активности ребенка в учебном процессе, отмена посещения школы, могут иметь отрицательные последствия - привести позднее к трудностям возвращения в школу, к привычному ритму жизни, к школьным нагрузкам, регрессу социальных контактов.

Вот как несколько советов по организации домашнего обучения для детей с ОВЗ :

1. Большое значение имеет поддержание личного контакта самого ребенка с учителем. Не отказывайтесь от онлайн-уроков, они очень важны, прежде всего, для ребенка. Важен контакт с учителем.

Если невозможны онлайн-конференции, можно общаться с помощью телефонных звонков, смс, мессенджеров.

2. Организация целостного распорядка дня.

3. Организация процесса дистанционного обучения.

4. Необходимо оговорить, что овладение учебным материалом ребенком с аутизмом при дистанционном обучении не может быть столь же интенсивным, как при обучении в классе.

5. Как можно использовать современные технические возможности, интернет для расширения кругозора ребенка и формирования учебных процессов.

6. Не вызывает ли эпидемия у школьника с аутистическим расстройством сильной тревоги, страха.

6. Как противостоять разрыву привычных для ребенка с РАС социальных связей.

8. Если ребенок (подросток) до своей вынужденной изоляции был членом детской группы, в которой тренировал навыки общения, важно попытаться сохранить ее.

9. Вынужденное пребывание дома - это еще и возможность совместной хозяйственно-бытовой деятельности с близкими.

10. Совместный досуг с близкими людьми, который можно посвятить:

играм с правилами,

совместное чтение художественной литературы,

совместный просмотр и обсуждение фильмов,

просмотр и обсуждение семейных фотографий,

совместное ведение дневника с важными семейными событиями.

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 2002 г.

3. Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения

4. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.

6. Малитиков Е.М., Карпенко М.П., Колмогоров В.П. Актуальные проблемы развития дистанционного образования в Российской Федерации и странах СНГ // Право и образование. – 2005. – №1 (2). – С. 42–54.

9. Хуторской А. Дистанционное обучение и его технологии // Компьютерра. – 2008. - №36. – С. 26-30.

10. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. – 2006. - №2. – С.30-35.

11. Хуторской А.В. Пути развития дистанционного образования в школах России // Всероссийская научная конференция Relarn. Тезисы докладов. - М., 2009.

Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться.


Ольга
Лысенко

В школах дистанционное обучение — не такая уж и новинка. Еще до карантина приблизительно 600 000 российских школьников учились из дома. Причины у всех были свои: кто-то жил за границей, кому-то здоровье не позволяло ходить в школу. А многие родители просто решили, что такая система подходит им гораздо больше, чем традиционная школа. Так что в обучении онлайн нет ничего принципиально нового и необычного.

Но для учителей необходимость переходить в удаленный режим работы — настоящая головная боль. Ведь никто не дал им четких инструкций: при помощи каких инструментов проводить домашний урок и как организовать работу с классом. Рассказываем, где можно найти курсы по дистанционному обучению школьников, где брать учебный материал для проведения занятий и почему дистанционное обучение открывает огромные возможности как для преподавателей, так и для детей.


Как перейти на дистанционное обучение

Преподаватели онлайн-школы Skysmart успешно работают онлайн и добиваются поразительных успехов со своими учениками. В дистанционном обучении нет ничего сверхсложного и тем более невозможного. Главное — хорошо подготовиться. Вот несколько организационных советов для школьных учителей от тех, кто может считаться экспертом в организации удаленных уроков.

  1. Проверьте все доступы. Убедитесь, что ваше интернет-соединение достаточно устойчиво, компьютер соответствует требованиям приложений, что на него установлены все нужные программы.
  2. Продумайте альтернативы. В классе может оказаться ребенок, который по каким-то причинам не может учиться вместе со всеми онлайн. Заранее разработайте несколько вариантов для самостоятельной работы.
  3. Выделите время на организацию. Поначалу вам потребуется время на решение технических проблем, общение с учениками и их родителями, освоение новых сервисов и платформ, переформатирование обычных уроков в онлайн-уроки. Это требует времени, поэтому заложит в своем расписании часы на подобные дела. Не волнуйтесь о том, что нагрузка возрастет: на самом деле многие сервисы разгружают преподавателей. Например, некоторые платформы автоматически проверяют домашние задания и формируют статистику по классу.
  4. Продумайте взаимодействие с учениками. Сегодня нам доступны десятки инструментов для организации видеосвязи: групповые скайп-уроки, стримы в соцсетях, Zoom, функция связи на некоторых образовательных платформах, о которых мы расскажем ниже. Обратная связь очень важна: учитель не чувствует, что говорит в пустоту, а ученикам не кажется, что их никто не контролирует.
  5. Организуйте групповую работу. Онлайн это совсем несложно: дети могут работать над совместными проектами в Google Docs и обсуждать их в чате в WhatsApp. Помимо всего прочего, это поможет ребятам преодолеть последствия изоляции и не утратить контакт с классом. Не забывайте и про родителей — создайте чат для мам и пап учеников, если у вас такого еще нет (хотя кого мы обманываем, они есть почти везде). Родители помогут вам с техническими сложностями, проконтролируют подключение школьников к образовательным ресурсам, а вы, в свою очередь, сможете ответить на все вопросы про домашнюю работу, программу и подготовку к экзаменам.
  6. Не беспокойтесь. Сейчас всем приходится срочно обучаться новому. Но программа на самом деле меняется очень мало, а онлайн-инструменты для удаленной работы с учениками проще, чем многим кажется. Совсем скоро все стороны процесса увидят, что обучаться дома можно не менее эффективно, чем в стенах школы.

И, хоть учителям никто и не предоставил универсальных и идеально комфортных решений, они всегда могут воспользоваться современными сервисами по своему выбору и оценить их удобство.


Какой закон регламентирует дистанционное обучение в школах

Он предусматривает две формы организации процесса — электронное обучение и дистанционное обучение. Электронное обучение предполагает использование информационных технологий и баз данных, а дистанционное — прямое взаимодействие ученика и учителя посредством телекоммуникационных сетей.

По этому закону школа составляет расписание и учебный план, регламентирует порядок оказания учебно-методической помощи и проведения тестирований по всем учебным дисциплинам, обеспечивает учет результатов учебного процесса в электронной форме.


Ресурсы и инструменты для дистанционного обучения

Несмотря на то, что количество школьников, обучающихся дистанционно, и так росло с каждым годом, а во время карантина приблизилось к 100%, министерство просвещения так и не разработало единого портала для дистанционного образования, где обучающийся и учитель могли бы найти все, что нужно для учебы.

Но существуют интернет-платформы, организующие удаленное обучение для школьников и рекомендованные министерством. Каждый такой сайт позволяет более или менее удобно осуществить переход с обычного обучения на удаленное. В их число входят две государственных платформы:

Российская электронная школа — интерактивные уроки по большинству предметов школьной программы, а также задания, видеолекции, концерты и многое другое.

Московская электронная школа — библиотека электронных учебников и пособий. Здесь также можно найти сценарии уроков.

Но для организации классной работы на расстоянии имеются и частные платформы:

МосОбр ТВ — образовательный ресурс, где проводят уроки в прямом эфире.

Яндекс.Учебник — задания по русскому, математике и окружающему миру для учеников 1-5 классов.

Учи.ру — по сути, интерактивный онлайн класс с уроками и заданиями по основным школьным дисциплинам. С его помощью можно организовывать образование на дому, следить за прогрессом в личном кабинете и выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Организация учебы на дому не ограничивается просмотром уроков. Учителю могут помочь и другие ресурсы — для проведения олимпиад в режиме онлайн, для контроля и самопроверки, профориентации и поддержки мотивации. Министерство просвещения рекомендует:

Мои достижения — известный российский онлайн-сервис для самопроверки, где можно протестировать знания по школьным предметам.

Билет в будущее — видеокурсы для развития полезных soft-skills — личных качеств, которые пригодятся во взрослой жизни. Тут можно найти лекции о развитии креативности, основах командной работы, принятии решения. А также профориентационные тесты для учеников средней и старшей школы.

Платформу новой школы — многофункциональный инструмент для формирования индивидуальной траектории обучения.

Платформу для проведения олимпиад Олимпиум.


Пользоваться Skysmart Класс очень просто — учитель выбирает задание по теме и отправляет ученикам ссылку на него любым удобным способом — через чат или по e-mail. Учащийся переходит по ссылке и выполняет задание, а учитель видит результаты на той же странице в реальном времени. Ничего проверять не нужно: система сама автоматически все проверяет и анализирует ошибки. Все предельно просто и, главное, в свободном доступе на время карантина.

Трудности дистанционного обучения

В РФ дистанционное преподавание пока не развито, и потому некоторые трудности неизбежны.

И главное — даже не техническая сторона процесса, а сама организация занятий. Учителя уже сейчас предвидят, что им предстоит столкнуться с целым рядом проблем.

  1. Мотивация учеников. При обучении на дому у многих детей может возникнуть иллюзия каникул, которые начались на несколько месяцев раньше срока.
  2. Контроль. Учитель, который привык ходить между партами и смотреть, все ли ученики работают, не всегда понимает, как организовать контроль за классом при дистанционной работе.
  3. Проблемы с технологическими решениями. Преподавателям приходится в сжатые сроки осваивать онлайн-платформы и интерактивные инструменты — да еще и объяснять принципы их работы ученикам и их родителям. К тому же, не все сайты работают стабильно и надежно, и это лишь добавляет стресса.
  4. Управление временем. Преподавателям приходится заново переизобретать расписание и осваивать тайм-менеджмент, чтобы поддерживать строгий школьный распорядок даже при дистанционном обучении.


Заменит ли дистанционное обучение учителя

Но этот аргумент не принимает во внимание один важный момент: система и не должна заменять учителя. Она разработана для того, чтобы облегчить его работу и снять с него часть рутинной нагрузки — работы, которая не требует ни творческого подхода, ни умения находить общий язык с детьми. Например, проверка домашних заданий и формирование статистики класса — все это система может сделать за секунды, освободив учителю время на решение по-настоящему интересных задач.

Работа учителя — не сидеть вечерами над горой домашек. Его миссия — вдохновлять учеников, мотивировать их, находить индивидуальный подход к каждому в классе. Ни одна система пока на это не способна. Но она может облегчить работу преподавателя и помочь ему сделать уроки интереснее, увлекательнее и современнее. Дистанционное обучение — это форма, которую каждый преподаватель может наполнить содержанием.


В статье рассматриваются особенности организации дистанционного обучения в инклюзивном образовании.

Ключевые слова: дистанционное обучение, инклюзия, инклюзивное образование

Основные идеи новой школы

Новая школа — это школа для всех, которая должна обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.

Новая школа — это учителя с высоким уровнем профессиональной подготовки, готовые к инновационной деятельности, глубоко знающие детскую психологию и особенности развития школьников, также при наличии ограничений здоровья, чуткие и внимательные к интересам и потребностям школьников.

Новая школа — это центр взаимодействия как с родителями, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы, что имеет значение для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья может стать также центром научно-методической поддержки учителей, работающих в условиях инклюзивного образования, или центром психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях инклюзии.

Новая школа — это современные материально-технические условия реализации образовательных программ, которые включают: доступность безбарьерной среды для всех обучающихся, современное высокотехнологическое учебное оборудование, интерактивные учебные пособия и учебники.

Инклюзивное образование предполагает обеспечение равного доступа к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Принципы инклюзивного образования гласят:

‒ каждый ребенок имеет право на образование и должен иметь возможность получать и поддерживать приемлемый уровень знаний;

‒ каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности;

‒ необходимо разрабатывать системы образования и выполнять образовательные программы таким образом, чтобы принимать во внимание широкое разнообразие этих особенностей и потребностей;

‒ лица, имеющие особые потребности в области образования, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые должны создавать им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей, с целью удовлетворения этих потребностей;

‒ обычные школы с такой инклюзивной ориентацией являются эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями построения инклюзивного общества и обеспечение образования для всех. [2]

Инклюзивное образование включает в себя идеологию, исключающую любую дискриминацию детей, обеспечивающая равные отношения ко всем людям, создающая особые условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Малофеевым Н. Н. сформулированы следующие задачи инклюзивного образование:

‒ создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

‒ развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками;

‒ организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

‒ освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом;

‒ коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития;

‒ формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями;

‒ охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей;

‒ оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения;

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Эффективным средством организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья является дистанционное обучение. Дистанционное обучение представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ограниченными возможностями здоровья с помощью информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья желательно осуществлять индивидуально. В организации дистанционного обучения нами были выделены следующие особенности:

‒ учет уникальных особенностей, интересов, способностей и потребностей обучающихся;

‒ необходимость в специальном мультимедийном оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера, наушники, колонки);

‒ активное включение в образовательный процесс родителей обучающихся;

‒ использование в обучение современных информационно-коммуникационных технологий.

В ходе образовательного процесса проходит как общение педагога с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение обучающимися заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов по почте. При организации дистанционного обучения можно выделить следующие направления:

‒ свободный темп работы, не ограниченный временными рамками;

‒ удобное для обучающегося место занятий, домашняя обстановка;

‒ модульность обучения, где каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной области знаний;

‒ разнообразие педагогических технологий, использование различных методов, форм и средств взаимодействия в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения знаний и умений. [1]

Дистанционное обучение предполагает составление на каждого ученика индивидуального календарно-тематического планирования и проведение дистанционных уроков, которые проходят по заранее составленному расписанию. Проходит дистанционный урок следующим образом:

1) педагог находится в дистанционной оболочке, а именно в классе, по материалам которого планируется проведение урока;

3) педагог инициирует контакт с ребенком в начале урока, объявляет цель и задачи урока, план проведения, приглашает обучающегося к общению в программах для онлайн взаимодействия;

4) в течение всего урока, независимо от выбранной формы его проведения, педагог находится в классе и доступен в программе для оперативного он-лайн взаимодействия (чат, скайп);

5) при отсутствии обучающегося в дистанционной оболочке педагог старается выяснить причину его отсутствия (индивидуальный форум ребенка, телефонный звонок).

Необходимым условием организации дистанционного обучения является активное включение в деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, обучение родителей информационно-коммуникационным технологиям. В начале обучения ребенку нужно помочь освоить работу на компьютере по выполнению учебных действий, освоению умений работы в электронной оболочке, поэтому необходима заинтересованность родителей к урокам в дистанционном режиме. [1]

Образование для всех является неотъемлемой составляющей благополучного общества. Реализацию такого образования можно осуществить с помощью дистанционного обучения, необходимо только создать максимально доступное и эффективное образовательное пространство, при организации которого будут учитываться индивидуальные особенности обучающихся и включаться не только ученики, но и педагоги, родители и специалисты помогающего профиля.

Основные термины (генерируются автоматически): ограниченными возможностями здоровья, дистанционного обучения, организации дистанционного обучения, инклюзивного образования, Инклюзивное образование, Новая школа, инклюзивного образование, Дистанционное обучение, реализации инклюзивного образования, Принципы инклюзивного образования, условиях инклюзивного образования, процесса инклюзивного образования, обеспечение инклюзивного образование, задачи инклюзивного образование, организации образования детей, особенности организации дистанционного, дистанционной оболочке, воззрениями построения инклюзивного, нервно-психического здоровья детей, Дистанционное обучение детей.

Читайте также: