Развитие личности в деятельности психология кратко

Обновлено: 28.04.2024

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Кто такая сформированная личность

Взаимодействие с миром

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

План жизни

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

Личность — индивид, рассматриваемый как совокупность психологических характеристик, личностных качеств, обусловленных влиянием общества, социальной и культурной среды.

Понятие личности в философском смысле состоит в определении ее как наивысшей ценности, благодаря которой и ради которой происходит развитие общества.

Основные компоненты личности:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • мировоззрение — внутренние установки человека, его взгляды;
  • мотивы — движущие силы развития, стимул действовать;
  • эмоции — чувства и переживания по отношению к окружающему миру и себе;
  • воля — способность добиться поставленной цели;
  • характер — набор личностных качеств, влияющих на поведение по отношению к себе и социуму;
  • темперамент — совокупность врожденных психофизиологических особенностей индивида, влияющих на его социальное взаимодействие;
  • способности — набор индивидуальных качеств, определяющих склонность к успешной деятельности.

Формирование и развитие личности — это процесс, происходящий на протяжении всей жизни человека. Он состоит в приобретении индивидом социальных и личностных качеств. Развитию помогает разносторонняя деятельность и условия социального и культурного окружения человека.

Среди видов деятельности, оказывающей влияние на развитие личности, можно выделить 3 группы. Каждая из них является определяющей в зависимости от этапа жизни:

  1. Игровая деятельность является частью системы учебно-воспитательного процесса, тренирует навыки, умения, знания, подготавливает к другим видам деятельности.
  2. Учебная деятельность ориентирована на целенаправленное получение знаний, навыков, умений. Цель — подготовка человека к трудовой деятельности.
  3. Трудовая деятельность — преобразование человеком материальных и духовных объектов для их дальнейшего применения в удовлетворении различных нужд. Она может быть как духовной (связанной с интеллектуальным и творческим трудом), так и практической — направленной на изменение природных объектов или общества.

Влияние общества, экономики, морали и других факторов на личность человека

На формирование и становление личности оказывают влияние:

  1. Генетика, наследственные особенности. Каждый человек с рождения является носителем индивидуального набора генов, которые влияют на внешность, здоровье, темперамент, врожденные способности и некоторые другие компоненты индивидуальности.
  2. Индивидуальный опыт. Это совокупность всех событий, происходящих с человеком. Некоторые из них способны коренным образом поменять направление развития жизни, изменить процесс формирования личности, направив его по другому пути. Сталкиваясь с различными трудностями, человек закаляет волю и характер, пересматривает жизненные ценности и ориентиры, развивает способности, теряет старую мотивацию и находит новые стимулы для самосовершенствования.
  3. Влияние социума (или общества). На формирование свойств личности огромную роль оказывает его социальное окружение — родители, близкие, друзья, одноклассники, коллеги, соседи.
  4. Влияние культурной среды (морали). Каждый народ выработал собственную культуру с характерными для нее нравственными ценностями и нормами морали, которые зачастую связаны с религиозным воспитанием. Они прививаются детям с рождения и таким образом задают вектор развития личности.
  5. Влияние окружающей среды. Помимо культурных особенностей, разные страны отличаются менталитетом, на который оказывают влияние климат и другие условия окружающей среды. В южных странах люди более открытые, темпераментные, эмоциональные, стремительные. Северяне отличаются спокойствием, выдержанностью, невозмутимостью, неспешностью.
  6. Влияние экономики. Связано с противоречием между потребностями индивида и его возможностями. Чем больше у человека материальных возможностей, тем больше растут его потребности. Зачастую в гонке за высокими доходами и удовлетворением потребностей, он перестает развиваться духовно, деградирует. И наоборот — умение жить по средствам приносит индивиду удовлетворение, появляется возможность и желание уделять время саморазвитию.

Сочетание факторов дает удивительные результаты, что не раз подтверждалось на примере близнецов, выросших в разных культурных, социальных, природных условиях.

Процесс развития личности

Формирование личности происходит в результате поочередного вхождения в новую для него культурную и социальную среду и приобретения в ней определенных качеств и свойств.

Попадая в новую социальную общность, человек в своем развитии проходит последовательность из 3 фаз:

  1. Адаптация. Индивид изучает новую общность, знакомится с правилами, порядками, нормами, формами деятельности. Старается приспособиться, вести себя соответственно принятым нормам.
  2. Индивидуализация. После того как субъект приспособился к новым условиям и был принят обществом как равноправный член, он начинает проявлять свои индивидуальные особенности, которые могут быть общественно полезными, стремится выделиться среди остальных.
  3. Интеграция. Индивид активно вливается в общество, интегрируется с ним, проявляя лучшие уникальные качества, отличительные черты, использование которых приносит пользу обществу. Занимаясь общественно-полезной деятельностью, человек духовно развивается.

Если какой-то из этапов или все 3 не были пройдены, происходит процесс отторжения индивида общностью:

  1. Дезинтеграция. Человек или сам отстраняется от общества, стараясь избегать контактов, либо общество изолирует его от себя.
  2. Деградация. Развитие личности не только останавливается, но и может повернуть вспять — субъект возвращается на предыдущую стадию.

Основные стадии развития личности

Существует несколько теорий, описывающих стадии развития личности. Наиболее популярной из них является теория Эриксона, которая выделяет этапы в зависимости от кризисного возраста. Это три дошкольных этапа, два школьных (отрочество и юность), этап взросления (начальной зрелости), средней зрелости и поздней зрелости.

Характеристики дошкольного этапа

  1. 1 год жизни. Ключевую роль в развитии личности играют родители, особенно тот, кто проводит с ребенком больше времени (как правило, это мать). Через отношение к нему родителей малыш познает мир, у ребенка формируется базовое отношению к окружающему миру — это либо доверие, либо недоверие. Последнее может случиться, если ребенка часто оставляют одного, не реагируют на его плач, не кормят вовремя.
  2. 2 и 3 год жизни. Ребенок пробует все делать сам — ходить, есть, совершать несложные действия с предметами, учится говорить. На этом этапе формируется его самостоятельность, он обретает уверенность в себе. Если ребенку не позволять проявлять самостоятельность, он ощутит зависимость от взрослых, неуверенность в собственных возможностях.
  3. Период между 3 и 6 годами жизни. На этом этапе закладывается любопытство и любознательность либо безразличие по отношению к миру, формируется активное или пассивное поведение. Ребенок начинает проявлять инициативу в помощи по хозяйству. Очень важно поддерживать подобное стремление, так как в этот момент закладывается основа будущего характера. В этом же возрасте ребенок начинает испытывать чувство стыда.

Школьный этап

Этап взросления, зрелости с 20 до 50 лет

На этапе ранней зрелости человек стремится к созданию семьи. Повзрослев, он ощущает в себе способности и желание передать накопленный опыт детям. В этот же период он испытывает потребность самореализоваться в профессиональной сфере, приносить пользу обществу, заявить о себе, как о сформировавшейся личности, достойной общественного признания и уважения.

При положительном развитии событий наступает удовлетворенность жизнью, в том числе ее интимной стороной и общением с близкими, друзьями, коллегами.

При негативном развитии событий человек может изолироваться от общества, избегать дружеских и любовных привязанностей или вступать в неразборчивые связи. В критической ситуации может наступить депрессивное состояние, понадобятся психотерапевтические средства.

Этап от 50 до 65 лет

Это этап средней зрелости человека, один из самых прекрасных в жизни, когда дети уже взрослые, и есть возможность уделять больше времени собственному саморазвитию. Также есть силы и средства для реализации своих желаний и отложенной до лучшего времени мечты.

Если формирование личности на предыдущих этапах проходило благополучно, индивид продолжает продуктивно работать над собой. Человек ведет активный образ жизни, достигает высот в профессиональной деятельности, занимается творчеством, спортом, имеет различные увлечения. Он испытывает уважение со стороны общества, семьи, друзей, коллег.

Если же в развитии личности были сбои, он может погрузиться в себя, уйти от реальности. Обычно это люди, которые не смогли реализоваться в профессиональном плане, создать и сохранить семью. Они не ощущают себя нужными семье, друзьям, обществу, не испытывают уважения со стороны социума.

Зачастую это бывает связано с алкоголизмом, в результате чего человек может потерять работу и стать асоциальным элементом. Многие из тех, кто не смог самореализоваться до 50 лет, становятся озлобленными на весь мир и эгоистичными, рано теряют трудоспособность и приобретают инвалидность.

Этап от 65 лет

Период поздней зрелости. Человек подводит жизненные итоги. В зависимости от того, происходило ли развитие его личности гармонично, возможны 2 варианта:

Признаки формирования личности в разные периоды жизни

На первом году жизни признаком формирования личности служит проявление доверия или недоверия по отношению к миру. Младенец либо улыбается незнакомым людям и охотно взаимодействует с ними, либо пугается и заливается плачем.

В период от года до 3 лет ребенок демонстрирует стремление к самостоятельности, независимости от взрослых и уверенность, что он все сможет сам.

В возрасте от 3 до 6 лет он проявляет любознательность по отношению к окружающему миру, усидчивость, способность выполнять простые задания, желание помогать взрослым по хозяйству.

В возрасте с 13 до 20 лет происходит половое самоотождествление и жизненное самоопределение. Юноши и девушки решают, чем хотят заниматься, кем быть, какими быть. У них вырабатывается собственное устойчивое мировоззрение.

В период с 20 до 50 лет проходит основной этап самореализации личности. Человек совершенствуется в профессиональном плане, обзаводится семьей, воспитывает детей, развивается в духовном и нравственном направлении.

В возрасте от 50 до 65 лет человек видит итоги самореализации. Он добился высот в карьере, пользуется уважением коллег и общества. Вырастил детей, успехами которых по праву гордится. Человек заслужил любовь и уважение близких, родных, друзей. Продолжает активно трудиться на благо общества, занимается саморазвитием.

После 65 лет человек проводит переоценку своей жизни, успехов, прошлых решений и поступков. Испытывает чувство удовлетворения, если жизнь была яркой, насыщенной, общественно значимой. Мысли о смерти его не пугают.

doroga-v-nebo

Человек становится тем, что он есть, благодаря делу, которое он делает своим (К. Ясперс)

Под развитием личности обычно понимается обретение и развитие внутренних качеств, которые позволяют говорить о зрелой личности. Например, ответственность или самоуважение. Но вопрос - каким образом практически их обретать? Непонятно даже, как их разглядеть, эти качества - есть они или нет?

Часто мы думаем, что Личность человека - это эфемерное нечто, обитающее в труднодоступных глубинах его души и не поддающееся описанию. Здесь мы совершаем ошибку, решая, что для понимания своей личности или ее изменения необходимо просто "погрузиться в себя". Услышав свои сокровенные глубины и поняв там причины своих проблем, мы якобы сможем таинственным образом преобразиться в зрелую личность. Именно так нам предлагает "развиваться" эзотерика, кстати.

Однако, если наше развитие будет ограничиваться путешествиями по сознанию или подсознанию, то это будет не более чем погружение в иллюзию. В реальности мы останемся прежними людьми, возмечтавшими о себе, что изменились. Конечно, понимание своих ошибок, пересмотр выборов и принятие ответственности большей частью осуществляется внутри нас через размышление. Но само по себе - без реализации в жизни - это ничего не стоит.

Даже увидеть себя ясно невозможно, не отразившись в зеркале своих реакций. Лишь встретившись с опасностью и позорно сбежав, мы узнаем о своей трусости. Лишь упорно идя навстречу своим страхам снова и снова, и побеждая их, мы можем обрести другое качество - смелость. Иного пути нет. Невозможно, просто погрузившись в медитацию, взять и преобразиться в зрелую личность, если при этом мы будем продолжать занимать себя тем же, что и раньше. Даже если погружаться каждый день и подолгу, мы научимся только медитировать, разовьем только навык отстранения от реальности.

Чтобы остаться в инфантильности или стать невротиком, мы потратили годы, в течение которых наша душа была занята серьезным делом: практиковала и совершенствовала инфантильные реакции, выстраивала психологические защиты. Логично, что и выздоровление, и развитие личности происходит через какое-то занятие.

Личность формируется, познается, развивается и проявляется в деятельности. Под деятельностью я имею в виду не бытовые рутинные дела, выполняемые часто механически, а дела сознательные, где мы совершаем выбор и где занята наша душа - что занимает мысли, рождает чувства, что нам интересно и важно.

Если наши мысли и чувства заняты, например, тем, что мы думаем об объекте нашей зависимости или о своих страданиях от мужа-тирана, то именно эти черты и становятся в нас ведущими - зависимость или комплекс жертвы. У нас невротическое расстройство личности. Если мы все время заняты "женскими радостями" типа шопинга, ухода за собой и болтовни с подружками, то мы инфантильны. А если говорить о развитии личности в сторону здоровья и личностной зрелости, то как этого достичь?

Один из универсальных инструментов для развития личности, то есть обретения целого комплекса качеств зрелой личности - занятие своим делом. Дело может быть любое - разведение экзотических бабочек, стряпание шедевральных тортов, занятие наукой или юридическая фирма. Это может быть и онлайн-проект, типа ведения своего блога. Но есть некоторые условия для того, чтобы это дело способствовало развитию личности:

  • Дело должно быть такое, чтобы у нас была там необходимость учиться, повышать свой квалификацию и узнавать новое
  • Оно должно быть таким, чтобы мы проявляли свой творческий потенциал - создавали что-то, находили новые решения
  • Дело должно быть как-то представлено в социуме, иметь какую-то значимость не только для нас. Мы должны получать по нему обратную связь (признание и критику) и доход от него (хотя бы в перспективе)
  • Предыдущий пункт предполагает, что это дело - не хобби, которым можно заниматься просто "для души". Его представление другим людям налагает на нас ответственность. А также дисциплинирует. Это важно, потому что рост и развитие проходит через преодоление, а совсем не через получение удовольствия. А для преодоления нам зачастую необходим такой дополнительный дисциплинирующий фактор, как необходимость

Качества личности, развиваемые делом

  • Во-первых, свое дело - это прекрасная возможность самореализации. Есть большая разница между тем, чтобы в дневнике писать стихи и, скажем, вести свой публичный блог, посвященный стихам. Здесь ты ты не просто делаешь то, что тебе нравится, но и производишь некий законченных продукт, который представляешь большому количеству людей. И это продукт представляет тебя в обществе. Возможность обратной связи очень важна для адекватной оценки и коррекции своей деятельности. Тут не получится утешаться тем, что ты "непризнанный гений" - если ты не интересен никому из всего мира, то вряд ли ты гений.
  • Развитие - учеба и познание нового. Приходиться постоянно учиться. Изучать материалы по своей тематике, постигать технические премудрости и основы строительства бизнеса, даже самоорганизации и общению приходится учиться. Происходит расширение кругозора, увеличение как количества, так и качества разнообразных знаний. Нет ничего ужаснее, чем когда ты варишься годами в одних и тех проблемах, в узеньких рамках своей ограниченности. И решить их не можешь, не отказавшись от предубеждений, страхов и комплексов, и ужиться с ними тоже не можешь - по причине тех же мешающих факторов.
  • Творческий и личностный рост. Само собой, что он неминуемо происходит, когда ты каждый день работаешь над своим делом. Ответственность перед людьми и забота о развитии своего дела побуждают тебя расти постоянно, отметая все отговорки и лень. Привычные однообразные действия - что на работе, что дома угнетают и ведут в деградации. Отдых у нас, как правило, тоже однообразен. Конечно можно просто учиться: читать книги, искать в интернете новую информацию по интересным темам. Но быть потребителем информации и ее создателем - это очень разные вещи.
  • Финансовая независимость. Свое дело - это бизнес. Именно для этого многие берутся за него - логично получать деньги за свои труды. Конечно, желание заработать не может быть единственным смыслом всего дела - это было бы большой ошибкой. Хотя бы потому, что чтобы достичь этой цели, сначала придется очень много и долго работать за бесплатно. Настолько много и долго, что гораздо проще заработать обычным путем. Но если эта цель не главное, а вы занимаетесь любимым дело, то сознание того, что вы еще и строите свой бизнес, работаете на себя, что в будущем позволит вам не работать "на дядю", - очень греет душу!
  • Общение на основе интересов. В процессе ведения своего дела ты неминуемо общаешься, встречаешь массу интересных людей. Все-таки мы - социальные существа, нам необходимо общение и наш круг общения оказывает на нас большое влияния. Общаясь по делу мы будем учиться плодотворному взаимодействию, партнерству и сотрудничеству вместо привычного многим общения, основанного на психологических играх.
  • Интерес и занятость, что способствует душевному здоровью. Человеку, который занимается интересным делом, некогда страдать от скуки, от отсутствия смысла в жизни, от несчастной любви. Ему будет некогда и неинтересно завидовать, плести интриги, вынашивать планы мести, скандалить, предъявлять претензии, изводить друзей и домашних жалобами и придирками. Он не будет жалеть себя, пить, смотреть тупые сериалы или играть. Это не говоря уже о том, что даже небольшие, но реальные успехи в деле, очень поднимают настроение и самооценку - гораздо ощутимее, чем аффирмации пред зеркалом.

В общем, погружение в свое дело избавит вас от массы проблем - от страданий по поводу недостаточного внимания мужчины или от одиночества, от недостатка общения и впечатлений, если вы домохозяйка, от скуки, если у вас однообразная работа. На пустые переживания у вас просто не останется времени, а качества, которые будут развиваться в процессе деятельности, помогут стать зрелой личностью. До новых встреч !

Понятие личности и условий ее психологического развития

Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.

Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.

Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.

Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.

Источники развития личности

Основными источниками развития личности являются - ведущая деятельность, ведущий тип общения и основные кризисы развития.

Ведущая деятельность – это деятельность индивида (ребенка) при выполнении которой активно происходит формирование основных и необходимых на данном возрастном этапе психологических новообразований.

Ведущий тип общения – это общение, результатом которого является формирование и закрепление основных положительных черт личности.

Кризис развития - это процесс изменения и перелома личности ребенка, переходный момент в развитии, результатом которого становится выход на качественно новую ступень развития личности. Кризис ознаменует окончание одного возрастного периода и наступление нового, более высокого уровня.

Готовые работы на аналогичную тему

Механизмы развития личности

Процесс развития личности, его закономерности и движущие силы всегда интересовал исследователей. В результате изучения хода развития личности были выявлены определенные механизмы развития личности:

  • присвоение;
  • идентификация;
  • обособление.

Рассмотрим их более подробно.

Присвоение – это процесс развития личности через присвоение индивидом своей неповторимости и уникальности благодаря общественным отношениям вокруг и непосредственному участию в них человека.

Человек является источником развития не только для себя, но и для окружающих его людей и это взаимообратный процесс. Окружение и люди создают определенные обстоятельства и друг друга.

Обособление - это процесс отстаивания индивидом своих границ, своей сущности, своеобразное выделение себя среди других людей, процесс индивидуализации.

Выделяют внешнее и внутреннее обособление:

  • внешнее обособление – это данные человеку от рождения физические параметры, внешность, пол, национальная принадлежность;
  • внутреннее обособление – это врожденные и приобретенные индивидуальные психологические особенности, темперамент, характер, интеллект.

Идентификация – эмоциональное отождествление человека самого себя с другими людьми, образцом поведения, переживание своей похожести или отличия от желаемого объекта подражания.

Идентификация – это процесс, который происходит с личностью на протяжении всей жизни. Источниками идентификации выступают окружающие люди, которые являются носителями эталонных для индивида качеств и форм поведения.

Закономерности развития личности

Помимо условий, источников и механизмов развития личности существуют определенные закономерности, которые она проходит в своем развитии. К ним относятся:

  • неравномерность и гетерохроннгость;
  • кумулятивность;
  • неустойчивость;
  • дивергентность;
  • ковергентность.

Неравномерность - это процесс неравномерного развития психических свойств и функций личности. Данные процесс носит волнообразный характер: за подъемом следует спад, примером неравномерности могут выступать стабильные и кризисные периоды развития личности.

Гетерохронность – это процесс несовпадения во времени процессов развития органов и функций.

Примером можно считать тот факт, что изначально у человека формируются древние анализаторы, а только после них более молодые. Также гетерохронность выявляет закономерность того, что чем более важна та или иная функция для человека, тем ранее и более активно она развивается.

Неустойчивость развития – ярче всего проявляется в кризисные периоды развития личности и те6сно связана с вышеописанными закономерностями неравномерности и гетерохронности.

Сензитивность развития – закономерность, учитывающая наиболее благоприятные периоды для развития личности.

Сензитивный период развития – это период наиболее благоприятных условий для формирования психических свойств и поведения личности в процессе развития.

Сензитивные периоды развития имеют ограничения по времени протекания, в связи с этим следует обратить особое внимание тому, что если в данные период не заниматься развитием того или иного качества в дальнейшем процесс его развития будет усложнен и более длительным по времени.

Кумулятивность (накопление) - данная закономерность развития личности заключается в том, что результаты развития имеют накопительный характер. Результат развития предыдущей возрастной ступени вплетается в последующий этап развития видоизменяясь при этом. Примером может выступать мышление, в процессе развития которого сначала активно развивается наглядно - действенное мышление, затем оно переходит в наглядно – образное и итогом развития выступает словесно – логическое мышление.

Дивергентность – конвергентность – диаметрально противоположные, но при этом неразрывно связанные между собой закономерности. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Понятие личности и условий ее психологического развития

Определений понятия личность великое множество, если собрать их воедино, то можно представить личность как человека, взятого в системе социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в общественных связях, устойчивы и определяют характер нравственных поступков индивида, значимых как для него самого, так и для его ближайшего окружения.

Развитие ребенка это процесс, происходящий в определенных условиях, в окружении культурного и материального наследия человечества, в системе сложившихся отношений между членами того или иного общества. Таким образом, можно уверенно сказать, что развитие личности ребенка всецело зависит от социальной ситуации.

Именно она предопределяет все изменения, которые будут происходить с личностью на протяжении периода взросления. Благодаря социальной ситуации, возможно, определить пути и формы развития, виды деятельности, новые психические качества и свойства, приобретаемые ребенком.

Именно это и составляет условия для психического развития личности ребенка, и в связи с этим следует обращать максимум внимания на социальные условия, которые окружают ребенка.

Источники развития личности

Основными источниками развития личности являются - ведущая деятельность, ведущий тип общения и основные кризисы развития.

Ведущая деятельность – это деятельность индивида (ребенка) при выполнении которой активно происходит формирование основных и необходимых на данном возрастном этапе психологических новообразований.

Ведущий тип общения – это общение, результатом которого является формирование и закрепление основных положительных черт личности.

Кризис развития - это процесс изменения и перелома личности ребенка, переходный момент в развитии, результатом которого становится выход на качественно новую ступень развития личности. Кризис ознаменует окончание одного возрастного периода и наступление нового, более высокого уровня.

Готовые работы на аналогичную тему

Механизмы развития личности

Процесс развития личности, его закономерности и движущие силы всегда интересовал исследователей. В результате изучения хода развития личности были выявлены определенные механизмы развития личности:

  • присвоение;
  • идентификация;
  • обособление.

Рассмотрим их более подробно.

Присвоение – это процесс развития личности через присвоение индивидом своей неповторимости и уникальности благодаря общественным отношениям вокруг и непосредственному участию в них человека.

Человек является источником развития не только для себя, но и для окружающих его людей и это взаимообратный процесс. Окружение и люди создают определенные обстоятельства и друг друга.

Обособление - это процесс отстаивания индивидом своих границ, своей сущности, своеобразное выделение себя среди других людей, процесс индивидуализации.

Выделяют внешнее и внутреннее обособление:

  • внешнее обособление – это данные человеку от рождения физические параметры, внешность, пол, национальная принадлежность;
  • внутреннее обособление – это врожденные и приобретенные индивидуальные психологические особенности, темперамент, характер, интеллект.

Идентификация – эмоциональное отождествление человека самого себя с другими людьми, образцом поведения, переживание своей похожести или отличия от желаемого объекта подражания.

Идентификация – это процесс, который происходит с личностью на протяжении всей жизни. Источниками идентификации выступают окружающие люди, которые являются носителями эталонных для индивида качеств и форм поведения.

Закономерности развития личности

Помимо условий, источников и механизмов развития личности существуют определенные закономерности, которые она проходит в своем развитии. К ним относятся:

  • неравномерность и гетерохроннгость;
  • кумулятивность;
  • неустойчивость;
  • дивергентность;
  • ковергентность.

Неравномерность - это процесс неравномерного развития психических свойств и функций личности. Данные процесс носит волнообразный характер: за подъемом следует спад, примером неравномерности могут выступать стабильные и кризисные периоды развития личности.

Гетерохронность – это процесс несовпадения во времени процессов развития органов и функций.

Примером можно считать тот факт, что изначально у человека формируются древние анализаторы, а только после них более молодые. Также гетерохронность выявляет закономерность того, что чем более важна та или иная функция для человека, тем ранее и более активно она развивается.

Неустойчивость развития – ярче всего проявляется в кризисные периоды развития личности и те6сно связана с вышеописанными закономерностями неравномерности и гетерохронности.

Сензитивность развития – закономерность, учитывающая наиболее благоприятные периоды для развития личности.

Сензитивный период развития – это период наиболее благоприятных условий для формирования психических свойств и поведения личности в процессе развития.

Сензитивные периоды развития имеют ограничения по времени протекания, в связи с этим следует обратить особое внимание тому, что если в данные период не заниматься развитием того или иного качества в дальнейшем процесс его развития будет усложнен и более длительным по времени.

Кумулятивность (накопление) - данная закономерность развития личности заключается в том, что результаты развития имеют накопительный характер. Результат развития предыдущей возрастной ступени вплетается в последующий этап развития видоизменяясь при этом. Примером может выступать мышление, в процессе развития которого сначала активно развивается наглядно - действенное мышление, затем оно переходит в наглядно – образное и итогом развития выступает словесно – логическое мышление.

Дивергентность – конвергентность – диаметрально противоположные, но при этом неразрывно связанные между собой закономерности. Дивергентность заключается в повышении разнообразия в процессе психического развития, конвергентность – в усилении избирательности.

Читайте также: