Диагностика организации проектной деятельности в начальной школе

Обновлено: 15.05.2024

Диагностика степени сформированности проектной деятельности младшего школьника. Компоненты проектной деятельности. Степень сформированности. Самостоятельный выбор реальной цели, самостоятельное планирование, навыки самостоятельной работы, способность анализа результатов, оформление и представление своей работы, объективная самооценка. Высокая. Отсутствие одного из компонентов (например: неумение выбрать цель или объективно оценить результаты). Средняя. Наличие одного-трех компонентов (например: способность работать с литературой, выбрать материал для доклада, оформить и представить его). Низкая. Наличие одного не полностью сформированного компонента (например, навыков работы с инструментами и материалами) Отсутствие компонентов ПД в работе ребенка. Нулевая.

Проектная деятельность

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС . А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.

ВложениеРазмер
na_orenburg_2_variant.doc 114 КБ

Предварительный просмотр:

В условиях внедрения и реализации новых образовательных стандартов в системе образования произошли глобальные изменения: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения, а наиболее востребованной в современной начальной школе становится проектно – исследовательская деятельность.

Под проектно-исследовательской деятельностью подразумевается специально организованная совместная учебно-познавательная деятельность педагога и учащихся по проектированию индивидуального или коллективного исследования, которая предполагает:

  1. Постановку личностно значимых образовательных задач;
  2. Планирование хода и способов исследования в рамках каждого этапа;
  3. Определение ожидаемых результатов и продуктов;
  4. Развёртывание деятельности по решению образовательных задач (инициатив);
  5. Создание конкретного продукта;
  6. Рефлексию относительно результатов деятельности.

Каждый этап в организации проектно – исследовательской деятельности предполагает формирование определённых универсальных действий, которые помогают ребёнку организовывать процесс познания самостоятельно.

Важными и возможно самым сложным в проектно- исследовательской деятельности является диагностика сформированности УУД младших школьников. Учитель, вовлекая ребенка в исследовательскую деятельность, должен быть нацелен на результат прописанный в ФГОС . А чтобы увидеть результаты, педагогу необходимо не только знать методы диагностики, но и уметь ими пользоваться, знать их плюсы и минусы, использовать различные методы в совокупности.

  1. Самоопределение, мотивация к учебной деятельности.

- Какие мысли возникают?

(Исследование- это поиск истины, познание неизвестного.)

- Какими качествами обладает настоящий исследователь? (наблюдательность, умение рассуждать, задавать вопросы, выделять главное…)

- Какими из этих качеств обладаете вы?

- Какие качества в себе хотите сформировать.

- Что для этого нужно?

Упражнения для исследователя.

1.Задания для развития умения видеть проблемы.

- Продолжите рассказ, представив себя в роли

- Почему получились разные рассказы?

2. Развитие умений выдвигать гипотезы.

- Что такое гипотеза?

Опорные слова для гипотезы:

Может быть…. Предположим….

Допустим…. Возможно…. Что если …..

III. Постановка цели занятия.

На данном этапе урока задаю следующие вопросы:

- Чему посвящены занятия ?

- Прочитайте тему нашего занятия.

- Что предстоит исследовать?

- умение видеть проблемы;

- умение ставить вопросы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение давать определение понятиям;

- умения и навыки проведения экспериментов;

- умение делать выводы и умозаключения;

- умение структурировать материал;

- умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Также можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений:

-заинтересованность в исследовательской деятельности;

Интерпритация результатов наблюдений по сформированности исследовательских умений и навыков основывается на исследованиях А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова. Ими выделено 3 уровня сформированности исследовательских умений и соответственно сформированности познавательных и регулятивных УУД у младших школьников:

1 уровень: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

2 уровень: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

3 (высший) уровень: ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И задача учителя довести ребенка именно до этого уровня.

Но можно ошибочно приписать высокий уровень исследовательских умений ребенку с невысоким уровнем, так как ему могут помогать родители, учитель. Поэтому следует очень тщательно проводить наблюдение за ребенком. Ведь из-за предписания не соответствующего уровня ребенку, он может оказаться в ситуации не успешности, когда учитель даст ему задание, не соответствующее его уровню развития исследовательских умений.

Уровень развития исследовательских умений у младших школьников так же определяется возможностью совершения учеником действий определенной сложности. У ученика, у которого исследовательские умения сформированы достаточно хорошо, не возникает следующих трудностей:

- неумение выбирать объект исследования, адекватное решение;

- недостаточное умение работать с гипотезами;

- несформированность общеучебных умений и навыков (чтение, письмо и др.);

- недостаточность деятельностного подхода и принятие учебной задачи как внешней.

(Буклет) Диапазон развития исследовательских умений.

Начальный уровень развития

Высокий уровень развития

Умение видеть проблему

Умение осознать некоторые противоречия, умение рассматривать предмет с разных точек зрения

Умение увидеть, осознать и сформулировать проблему

Умение распределять предметы на группы по определенным признакам

Умение составлять классификационные и структурные таблицы, схемы

Умение задавать вопросы

Умение задавать описательные, каузальные, субъективные вопросы

Умение ставить корректные воображаемые, оценочные и ориентированные на будущее вопросы

Умение определить понятие

Умение дать описание предмета, разъяснить посредством примера

Умение сознательно применять логические приемы мышления: аналогию, сравнение, анализ, синтез

Умение представить понятие на языке символов

Умение придумать понятный значок для обозначения предмета

Умение найти и представить различными образными средствами смысловую идею изучаемого объекта

Умение сформулировать цель исследования

Разработка личной иерархии целей во всех областях жизни и деятельности

Умение назвать этапы собственной деятельности, определить успехи, трудности, примененные способы деятельности

Умение строить разноуровневую рефлексивную модель различных видов деятельностей, происходящих в индивидуально-комплексном образовательном процессе

Для того, чтобы определить уровень сформированности исследовательских умений, учащимся предлагается критериально-ориентированный тест, направленный на проверку степени достижения ими исследовательских умений. Тест состоит из 3-х частей и представляет собой ряд заданий, имитирующих учебное исследование, поэтому выполнять их необходимо в строго определенной последовательности.

Ребятам был предложен тест, состоящий из 3-х частей:

1часть – позволяет выявить умение выводить следствия;

2 часть – умение находить проблему;

3часть – умение представлять последствия событий.

Тест № 1: Дай полные и оригинальные ответы:

1.Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая?

2.Что произойдёт, если все животные начнут говорить человеческим голосом?

3.Что произойдёт, если все . горы вдруг превратятся в сахарные?

4. Что произойдёт, если у тебя вырастут крылья?

5. Что произойдёт, если солнце не зайдёт за горизонт?

Тест № 2: Поставь необычную проблему, связывающую два указанных

Компас – клей. Синица – сестра. Мухомор – диван. Учитель – ветер. Шляпа –пчела.

Тест № 3: Продолжи предложения:

В горах нельзя громко кричать потому, что…

Птицы начали вить гнёзда потому, что…

Ласточки начали летать низко над землёй потому, что…

Зимой у деревьев образуется более плотная древесина, чем летом, потому, что…

Птицы полетели на юг потому, что…

Оценка: каждый удачный ответ оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма

баллов, переводится в проценты.

Критериями результатов теста послужили:

- умение выводить следствия,

- умение находить проблему.

- умение представлять последствия событий.

В соответствии с критериями выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80-100 % - высокий уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.

60-80 % - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.

Менее 60 % - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

На основе полученных результатов составляется сводная таблица, по которой выясняется уровень сформированности проверяемых умений каждого ученика класса.

В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по психологии исследовательской деятельности, общих и специальных способностей. Изучены генетические предпосылки индивидуальных различий. Вместе с тем до сих пор не существует методик для комплексной диагностики развития навыков исследовательской деятельности.

Ученые пришли к выводу, что творческие и исследовательские способности являются тождественными способностями к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение IQ. На данном этапе интерес исследователей вызывает не столько личность (осмотрительного, точного и критически мыслящего человека, сколько личность изобретателя (нестандартного, оригинального и остроумного человека). Данная методика была разработана на основе субтестов Гилфорда и Торренса.

Батарея тестов на выявления уровня развития навыков исследовательской деятельности :

Большинство современных диагностик являются модификацией субтестов Гилфорда и Торренса.

В нашем исследовании мы опираемся на следующие факторы, установленные в исследованиях Гилфорда.

4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Высокий уровень – от 50 баллов и выше.

Средний уровень – от 30 до 50 баллов.

Низкий уровень – от 25 до 30 баллов.

Показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов развития навыков исследовательского мышления достаточно велики и равны 0,8—0,9, а коэффициент надежности, определенный методом взаимозаменяемых форм, равен 0,7—0,9, то с факторным анализом дело обстоит сложнее.

Факторный анализ выполнения тестов Торренса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструктов. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста были выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например, беглости) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления, дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А. Анастази, нецелесообразно рассматривать один и тот же показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности.

Данная батарея тестов была предложена автором этой работы. Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в индивидуальной форме).

Следует отметить, что субтест 3 имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 7 до 10 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет.

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание. Результаты выполнения теста оценивались в баллах.

Имеются три показателя.

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покупку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т. д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г — показатель гибкости,

m — число использованных категорий.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р — показатель оригинальности,

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т1 = Б1 + Г1 + Ор1 = n + 3 m + 5 k.

Т1 — суммарный показатель первого субтеста,

Б1 — беглость по 1 субтесту,

Г1 — гибкость по 1 субтесту,

Ор1 — оригинальность по 1 субтесту,

m — число категорий,

Субтест 2. Последствия ситуации

Перечислить различные последствия гипотетической ситуации.

Инструкция для испытуемого

Время выполнения субтеста — 7 минуты.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оценивались в баллах.

Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных гипотез, идей.

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

1 оригинальный ответ — 5 баллов.

0р — показатель оригинальности,

Т2 — суммарный показатель второго субтеста.

Субтест 3. Взволнованный Кеша

Модификация для детей 7—10 лет.

Субтест проводится индивидуально.

Задача - достроить вопросы.

Инструкция для испытуемого

У мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Ребенку предлагается достроить вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай:

На ответ дается 7 минут.

Оценивание. Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах.

Имеются два показателя.

1) Беглость — общее число приведенных слов.

1 слово — 1 балл.

Б — показатель беглости,

n — общее число слов.

Как и ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся слова, а также не учитывать неадекватные слова.

2) Оригинальность — число оригинальных слов, приведенных один раз на выборку всей группы.

1 оригинальное слово — 5 баллов.

Ор — показатель оригинальности,

k — число оригинальных слов.

Т3 — суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет).

Задание 1. Использование предметов

Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

Задание 2. Последствия ситуации

Представь, что. Что бы произошло?

Воробьи стали размером с больших орлов

Слоны стали меньше кошек

Люди стали в несколько раз меньше

Муравьи стали больше верблюдов

Задание 3. Взволнованный Кеша

У мальчика Сережи в клетке живет большой говорящий попугай Кеша. Но попугай умеет говорить только вопросительные слова. Однажды в гости к Сереже пришла Лена. Попугай увидел ее и сильно разволновался — так она ему понравилась. От возбуждения Кеша стал выкрикивать известные ему слова. Но Лене самой приходилось догадываться, о чем он хочет ее спросить. Дострой вопросы, которые не сумел задать взволнованный попугай.

Взволнованный Кеша Помоги Кеше продолжить вопрос

Диагностика уровня овладения действием замещения представлений о нерукотворном мире Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Лукояновский детский сад №6 Тема: «Диагностика уровня овладения действием.

Реализация интегрированного подхода в проектной деятельности младших школьников Реализация интегрированного подхода в проектной деятельности младших школьников Цель : определить психолого-педагогические условия реализации.

Тревожность младших школьников в учебном процессе как одна из проблем их эмоционально-личностного развития Согласно исследованиям различных авторов, в настоящее время растет число детей, с повышенным беспокойством, тревожностью, неуверенностью,.

Экспериментальное изучение уровня развития умений и навыков творческого рассказывания у детей 5–6 лет Основной целью нашего исследования являлось выявление уровня развития творческих умений и навыков рассказывания у детей 5–6 лет. В ходе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Цель мониторинга - отслеживание процесса развития и формирования проектных умений обучающихся 5 классов.

Функции мониторинга:

Диагностическая – определение уровня развития проектных умений обучающихся, отслеживание динамики развития проектных умений обучающихся.

Оценочная – наличие критериев отслеживания проектных умений обучающихся.

Контрольная – наличие критериев успешности работы учителя по развитию проектных умений обучающихся.

Задачи мониторинга:

1. Определение уровня сформированности проектных умений каждого ученика на разных этапах обучения в 5 классе.

2. Отслеживание индивидуальной динамики продвижения обучающихся к образовательным результатам, определение проблемных зон в решении задач образования обучающихся и разработка на этой основе стратегии помощи обучающимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных проектных умений.

3. Определение успешности работы педагога по формированию проектных умений обучающихся 5 классов, постановка на этой основе задач по совершенствованию образовательного процесса в классе и подбор педагогических и управленческих средств их достижения.

Периодичность:

В 5 классе проводится две диагностические процедуры: в сентябре – с целью выявить начальный уровень проектных умений, и в апреле - первый срез. На основе анализа данных оценивается успешность работы за прошедший период и ставятся задачи работы с обучающимися на предстоящий год. Затем мониторинг будет проводиться в конце 6 класса, чтобы увидеть динамику развития проектных умений у каждого ученика, поставить задачи работы на 7 класс. И так до конца 9 класса.

Проектные умения

1. Формулировать проблему

3. Ставить задачи

4. Выбирать методы и способы решения задач

5. Планировать работу

6. Организовать работу группы

7. Участвовать в совместной деятельности: выслушивать мнение других; высказывать своё мнение и, доказывая, отстаивать его; принимать чужую точку зрения и др.

8. Выбирать вид конечного продукта проекта

9. Выбирать форму презентации конечного продукта

10. В проделанной работе видеть моменты, которые помогли успешно выполнить проект

12. Видеть, что мне лично дало выполнение проекта

Для каждого участника расставлены свои акценты при планировании и организации проектной деятельности учащихся.

1) Для руководителя образовательного учреждения:

 Что дает проектная деятельность учащимся наряду с традиционным способом обучения?

 Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе?

 Как научить учителей руководить работой учащихся?

 Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения?

 Как оценивается успешность работы учащегося в проектной деятельности?

2) Для заместителей директора по учебно-воспитательному процессу и научной работе:

 Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ

 Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, кадровых)?

 Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

 Как организовать мониторинг формирования проектных умений?

 Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

 Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта?

3) Для учителя:

 Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект?

 Как подобрать учебные проекты, соответствующие специфике предмета, особенностям класса, задачам УВП?

 Как выстроить серию проектов учащихся для последовательного формирования проектных умений?

 Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная деятельность учащихся?

 Как адаптировать известный учебный проект к особенностям своего класса, предмета и условиям имеющегося обеспечения?

 Как разработать учебный проект?

 Как осуществить учебный проект? Какие формы образовательной деятельности применять?

 Как подготовить учащихся к работе над учебным проектом?

 Как оценить выполнение педагогических задач в ходе выполнения проекта?

 С кем консультироваться по вопросам организации проектной деятельности?

Оценивание успешности учащихся в выполнении проекта или исследования

При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него
является общественное признание успешности и результативности. Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, который должен оценить:

 степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

 степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

 практическое использование ЗУН;

 количество новой информации использованной для выполнения проекта;

 степень осмысления использованной информации;

 оригинальность идеи, способа решения проблемы;

 осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта или исследования;

 уровень организации и проведения презентации;

 творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

 значение полученных результатов.

И именно поэтому мы считаем особенно важным проявлять объективность в оценке качества проектной деятельности.
Целесообразно использовать такую схему оценивания, которая даёт наиболее объективную оценку проектной деятельности учащихся,
что побуждает учащихся к активной созидательной, творческой деятельности.

Анализ работы над проектом в течение проектного урока

Выполнен кем (укажите ФИ) ________________

Где и как вы искали информацию для ответа на этот вопрос _____________________

Какие гипотезы выдвигали: ________________________________________________

Как вы обобщали полученные данные: _______________________________________

К каким выводам вы пришли: ______________________________________________

КАРТА ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

проектных работ учащихся

ФИО обучающегося _______________________________________________________

Тема учебного проекта __________________________________________________________

1. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели и задач проекта

1.1. Проблема

Объясняет выбор проблемы

Назвал противоречие на основе анализа ситуации

Назвал причины существования проблемы

Сформулировал проблему, проанализировал ее причины

1.2. Целеполагание

Формулирует и понимает цель

Задачи соответствуют цели

Предложил способ убедиться в достижении цели

Предложил способы решения проблемы

1.3. Планирование

Рассказал о работе над проектом

Определил последовательность действий

Предложил шаги и указал некоторые ресурсы

Спланировал текущий контроль

1.4. Оценка результата

Сравнил продукт с ожидаемым

Сделал вывод о соответствии продукта замыслу

Предложил критерии для оценки продукта

Оценил продукт в соответствии с критериями

Предложил систему критериев

1.5. Значение полученных результатов

Описал ожидаемый продукт

Рассказал, как будет использовать продукт

Обосновал потребителей и области использования продукта

Дал рекомендации по использованию продукта

Спланировал продвижение или указал границы применения продукта

Количество баллов – _________________(максимальное кол-во – 25)

2. Работа с информацией (количество новой информации, использованной для выполнения проекта, степень осмысления использованной информации)

2.1. Поиск информации

Задает вопросы по ходу работы

Называет пробелы в информации по вопросу

Назвал виды источников, необходимые для работы

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

Выделил вопросы для сравнения информации из нескольких источников

2.2. Обработка информации

Воспроизвел аргументы и вывод

Привел пример, подтверждающий вывод

Сделал вывод и привел аргументы

Сделал вывод на основе критического анализа

Подтвердил вывод собственной аргументацией или данными

Количество баллов – ________ (максимальное кол-во – 10)____

3. Оформление работы

Не соблюдает нормы

Неточное соблюдение норм

Соблюдает нормы, заданные образцом

Использует вспомогательную графику

Изложил тему со сложной структурой, использовал вспомогательные средства

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 5)___

4. Коммуникация

4.1. Устная коммуникация

Речь не соответствует норме

Речь соответствует норме, обращается к тексту

Подготовил план, соблюдает нормы речи и регламент

Использовал предложенные невербальные средства или наглядные материалы

Самостоятельно использовал невербальные средства или наглядные материалы

4.2. Продуктивная коммуникация

Привел дополнительную информацию

Привел объяснения или дополнительную информацию

Апеллировал к данным, авторитету или опыту, привел дополнительные аргументы

4.3. Владение рефлексией

Высказал впечатление от работы

Назвал сильные стороны работы

Назвал слабые стороны работы

Указал причины успехов и неудач

Предложил способ избегания неудач

Количество баллов – _____________(максимальное кол-во – 15)____________

5. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом

Самостоятельно не справился с работой, последовательность нарушена, допущены большие отклонения, работа имеет незавершённый вид

Самостоятельно не справился с работой, последовательность частично нарушена, допущены отклонения

Работа не выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением последовательности

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением последовательности, допущены небольшие отклонения

Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

6. Оформление, оригинальность представления результатов (продукта)

Количество баллов –_______ _______(максимальное кол-во – 5)____________

Для быстрого подсчёта баллов и их оперативного перевода в оценочные нормы используются следующие листы оценки проектной деятельности учащихся.

ЛИСТ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ

Проектных работ учащихся

Фамилия и имя учащегося

Критерии оценки проекта

Перевод сумм баллов в оценочные нормы

Осмысление проблемы проекта и

формулирование цели и задач проекта исследования

Работа с информацией

Степень самостоятель-ности в выполнении различных этапов работы над проектом

Читайте также: