В чем ответственность обидчика в школе

Обновлено: 04.07.2024

Конфликтные ситуации в школьной среде — отнюдь не редкость. Иногда дело доходит и до кулаков. Разбираемся во всех нюансах школьных драк.

После жестокого избиения иркутским подростком своей одноклассницы только за то, что та облила его водой, мы еще раз убедились в том, что детские конфликты могут иметь серьезные последствия.

Если ваш ребенок — жертва школьной драки

Как только вы узнали, что ваш сын или дочь пострадали от рук одноклассников, начинайте принимать меры:

• Посетите школу и выясните, кто, когда и при каких обстоятельствах избил вашего ребенка. Сообщите о произошедшем в комиссию по делам несовершеннолетних, в задачи которой как раз и входит обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Как минимум инспектор ПДН должен провести профилактическую беседу с обидчиком.

• Если вы оказались в школе непосредственно после серьезного конфликта, вызывайте полицию и медицинскую скорую помощь. При необходимости первую помощь может оказать и школьный врач.

• Если ваша цель — получение компенсации за физический и моральный вред, то нужно обратиться в суд с иском о возмещении вреда.

Если ваш ребенок — зачинщик школьной драки

Что грозит виновнику школьной драки? Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно учитывать возраст ребенка, особенности его правового статуса и степень причиненных им побоев другому несовершеннолетнему. От этих факторов зависит, кто будет признан виновным: родители, опекуны, попечители или работники школы, которые пустили ситуацию на самотек.

Оба родителя — как мать, так и отец — несут ответственность за воспитание своих детей: физическое, духовное и нравственное (ст. 38 Конституции РФ и ст. 63 Семейного кодекса РФ).

• За вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажут отсутствие своей вины (ст. 1073 ГК РФ).

• Если вред причинен учащимся в возрасте от 14 до 18 лет, то отец и мать отвечают только в том случае, если у их ребенка нет своего дохода или имущества, которое могло бы использоваться для возмещения вреда и если они не смогут доказать отсутствие своей вины.

• При эмансипации несовершеннолетнего (ст. 27 ГК РФ), когда он признан полностью дееспособным и уже работает по трудовому договору, ситуация сильно меняется: эмансипированные сын или дочь обязаны расплатиться с теми, кого обидели, самостоятельно.

И если мамы и папы могут нести ответственность только за материальную сторону вопроса, то за свои противоправные действия ребенок отвечает сам.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Оскорбления, унижение детьми и подростками своих сверстников и не только :причины и последствия, ответственность (из опыта работы) .

К сожалению, конфликтные ситуации среди детей младшего школьного возраста и подростков – не редкость. Не редкость оскорбительные выражения и действия, обидные слова, намеренно или случайно, высказанные в адрес собеседника - обидчика, написанные на школьных стенах, подъездах домов, в лифтах, иногда на спине одноклассника и.т.д. Многие говорят, что современная молодежь очень жестока. Так ли это? И можно ли компенсировать обиду и наказать оскорбителя?

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети всего мира нуждаются в специальной правовой защите. Но иногда бывает нужна защита от самих детей.

Случай из опыта работы: однажды на профилактическую беседу пришел младший школьник, во время разговора, он неожиданно сказал:

-Хочу записаться в какой-нибудь кружок. Предложенные мной направления его совсем не интересовали, как вдруг он решил сам, сказав: -Хочу пойти на борьбу, чтобы всех бить. Я поинтересовалась, а бить то зачем? - ведь в единоборствах не принято использовать силу и различные приемы просто так. И тогда мальчик проговорился, что его периодически обижает подросток, который старше на один класс, оскорбляет, может подкараулить у дома и накинуться. Было очевидно, что ребенок переживает по этому поводу, испытывает повышенную тревожность и страх перед тем, что будет по дороге домой, будут его поджидать или нет. Но из-за страха, что станет еще хуже, чем уже есть младший школьник не захотел указать на обидчика и даже не навал его имени.

Мальчик находиться в психотравмирующей ситуации, в постоянном состоянии стресса, когда он говорит о данной проблемной ситуации и невозможности ее решить самостоятельно, он сильно волнуется, и у него проявляются мимические тики и невротические симптомы.

Как помочь такому ребенку? Как оградить его от обидчика?

Еще один случай из опыта работы: однажды мы получили видео съемку одного доброжелателя, в которой четко было видно небольшую группу обучающихся пятых классов, которые явно издевались и оскорбляли дворника (используя не цензурную брань), закидывали его снежками, громко смеялись, и было видно, что все эти действия доставляют им небывалое удовольствие. Какие чувства испытал, этот униженный подростками человек, не сложно догадаться. Попробуем себя поставить на место пострадавшего, наверняка никто не захочет оказаться на его месте, не каждый сможет себя защитить. Почему такое поведение у детей? Неужели их этому учат дома, в школе? Задав вопрос этим детям: - Знаете ли Вы, что такое толерантность? Услышала, четкий ответ современной молодежи. - Нет!

Нет. – школа только и говорит об этом, проводит профилактические мероприятия и флеш-мобы в поддержку то одних, то других, социальные педагоги показывают различные видеоролики детям, но видимо этого недостаточно. Семье, родным и близким ребенка, нужно также уделять огромное внимание этой проблеме. Если, мы не учим детей терпимости к другим людям, не развиваем их духовно и нравственно, не говорим о правовой культуре и ответственности, о толерантности, о сострадании в конце концов, как ребенок должен вырасти достойным человек, соблюдающим все правила и нормы поведения в обществе.

В последнее время все чаще в сети интернет, в СМИ говорят о том, что участились случаи нарушения несовершеннолетними общественного порядка, совершения правонарушений, среди учащихся образовательных учреждений увеличилось количество подростков, нарушающих устав школы, регламентирующий основные правила поведения в учреждении, оскорбления и унижение детьми учителей. Нередки случаи употребления в речи нецензурной брани в общественных местах. Также вызывают опасения участившиеся противоправные деяния, связанные с причинением вреда здоровью, например, нанесение побоев либо использование средств гражданской обороны (газовых баллончиков). Данное поведение нередко является результатом ненадлежащего исполнения родителями обязанностей по воспитанию своих детей. Скажу лишь одно, пусть фраза избитая, но точно в яблочко: -Помните наши дети - это зеркальное наше отражение!

Что такое оскорбление личности?

Оскорблением личности считается умышленное унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме. Оскорбление может быть нанесено не только устно или письменно, но и выражено действием, например, пощечиной, плевком, неприличным жестом.

При этом совершенно не имеет значения, соответствуют ли оскорбительные слова действительности. Оскорбление в отличие от клеветы не связано с изложением недостоверных фактов или измышлений. Это негативная оценка человека, его действий, поступков и воззрений, выраженная в неприемлемой нормами поведения форме.

Какая ответственность предусмотрена законом за оскорбление личности?

Какого-то отдельного закона об оскорблении личности в российском законодательстве нет. Более того, в 2011 году из Уголовного кодекса удалена статья 130, предусматривавшая ответственность за оскорбление, и теперь оно не относится к уголовным преступлениям. Однако это не означает, что подобные действия остаются безнаказанными.

В действующем законодательстве оскорбление личности рассматривается как административное нарушение, наказание за которое предусмотрено статьей 5.61 Кодекса об административных правонарушениях.

Ответственность в форме штрафа предусмотрена и за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления в средствах массовой информации или в публично демонстрируемых произведениях.

Как защитить себя от оскорбления личности и наказать обидчика?

В соответствие со статьей 150 Гражданского кодекса РФ достоинство личности, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни относится к нематериальным благам, принадлежащим гражданам по рождению. Это дает основания для обращения в суд с целью защиты прав, наказания оскорбителя и возмещения морального вреда. Обращаясь в суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства, следует опираться на положения статей 12, 150-152, 1099-1101 Гражданского кодекса.

Требования по оформлению любого иска, подаваемого в суд, изложены в статье 131 Гражданского процессуального кодекса. Среди прочих формальных правил, кодекс требует изложения в исковом заявлении обстоятельств, на основании которых истец считает, что ему нанесен вред, и доказательств обстоятельств.

В современном обществе распространенный способ нанесения оскорблений – публикация их в сети Интернет. Чтобы аргументировано доказать наличие таких публикаций, целесообразно обратиться к нотариусу для совместного осмотра сайта, содержащего оскорбительный контент. Составленный по результатам осмотра протокол можно приложить к заявлению.

Как правило, поиск и представление доказательств по искам о защите личного достоинства для обычных граждан представляет определенную проблему. Лучше всего привлечь для этих целей профессиональных юристов, что значительно повысит шансы успешного рассмотрения иска.

Привлечь к административной ответственности за оскорбление личности можно, обратившись в прокуратуру с заявлением по факту оскорбления, по которому будет проведена соответствующая проверка.

Следует учесть, что если даже обидчик привлечен к ответственности и наказан штрафом за оскорбление личности, это не может служить причиной отказа от подачи в суд иска с требованием возмещения морального вреда, нанесенного оскорблением.

Причины и последствия…

Причинами такого поведения несовершеннолетнего, может стать как неблагополучие в семье у ребенка, так и детско-родительские конфликты, любые виды насилия над ребенком (психические, физические), жесткая диктатура, вседозволенность, попустительский стиль воспитания родителями, т.е. уклонение и пассивность в воспитании своего школьника, нарушение отношений с одноклассниками, не умение общаться, устанавливать контакты как со взрослыми, так и детьми, не умение находить компромиссы, сотрудничать, уступать, частая смена эмоций подростка, эмоциональная возбудимость, озлобленность, агрессивность и многое другое. Ребенок с таким проявлениями склонен к девиантному поведению.

Последствия могут быть самые разные, но чаще всего ни к чему хорошему оскорбления, унижения подростком в чей либо адрес не приводят. Задержка несовершеннолетнего-мера исключительная, часто ответственность за детей несут законные представители, т.е. родители. Часто противоречивые поступки подростков не выходят за рамки образовательных учреждений, в таком случае по проблеме активно работают специалисты: социальные педагоги, психологи, администрация, учителя и они ставятся в известность о произошедшем родителей. Все это делается для того, чтобы малолетний нарушитель не чувствовал себя безнаказанно, и попытался понять и осознать неправильность своих действий. Важно родителям понять, что их обязанность не только содержать несовершеннолетних: кормить, одевать, лечить и т.п., но и воспитывать, и развивать, и показывать на своем положительном примере как нужно правильно поступить в том или ином случае, объяснить на доступном языке для ребенка, что такое хорошо и что такое плохо, как можно решить конфликтную ситуацию без драки, оскорбления или вовсе избежать конфликта, научить ребенка контролировать свои эмоции, способам работы с гневом (как можно спустить пар, не обижая при этом невиновных), а также способам саморегуляции, рефлексии и толерантности.

Важно не только для родителей, но и для педагогов:

Настоятельно рекомендуем Вам в системе:

проводить беседы с несовершеннолетними детьми о соблюдении правил и норм поведения в общественных местах;

проводить сознательно-профилактическую и последовательно-воспитательную политику в школе и дома:

о недопущении совершения противоправных деяний, в том числе связанных с причинением вреда здоровью себе и другим гражданам;

оскорблении и унижении человеческого достоинства, издевательств над слабыми, малоимущими, лицами иных национальностей;

дать практические рекомендации, советы направленные на предупреждение конфликтов за счет компетентного общения; научить детей, как вести себя в конфликте, разобрать способы разрешения конфликтов, давать вовремя полезные советы и рекомендации

знакомить с законами, статьями, правами и обязанностями несовершеннолетних, говорить на классных часах и не только об ответственности за противоправные действия, в том числе оскорбления, унижение, насилие, воровство и прочее.

Родители обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей, обеспечить получение ими основного общего образования, и вырастить достойных и уравновешенных людей.

Насмешки и издевки одноклассников вполне заурядное, хотя не сказать, что нормальное явление. Одно дело, когда подтрунивание происходит изредка, в шутливой форме и ребенок при этом не ощущает дискомфорта. Хотя о последнем точно может знать только сам школьник.

Для многих взрослых, в том числе и для педагогов такое положение вещей зачастую не является чем-то таким, на что нужно было бы обратить серьезное внимание. Но, давайте посмотрим на некоторые итоги такого школьного обращения:

  • Дорогомиловская школа, февраль 2019 года – драка между школьницами закончилась тем, что две из них были госпитализированы с закрытой травмой живота, еще одна с сотрясением головного мозга и черепно-мозговой травмой. Дети учатся только в третьем классе.
  • Москва, ноябрь 2018 года – 15-летнего школьника жестоко избили 3 сверстника, и засняли все на видео.
  • Подмосковье, школа в Ивантеевке, 2017 год – школьник из пневматического оружия открыл стрельбу по одноклассникам. Пострадали 4 ученика и учительница.

Это самая малая часть случаев, которые происходят в учебных заведениях. Возможно, не везде причиной грубого поведения школьников становится их травля сверстниками, но зачастую именно психологическая травма приводит к столь ужасающим последствиям. А ведь предотвратить все это можно взрослым – родителям, которые будут внимательно относится к своему ребенку и учителям, которые добросовестно будут выполнять свои обязанности.

Что делать, если ребенка обижают в школе, какова ответственность несовершеннолетних за издевательства и как не допустить трагического развития событий – об этом далее и поговорим.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

Вообще, любые изменения в поведении ребенка не должны оставаться без внимания родителей. Чем раньше будет обнаружена проблема и предприняты меры для ее устранения, тем лучше.

Что делать, если ребенка действительно обижают в школе?

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Далее нужно начинать предпринимать меры:

  • Собираем доказательную базу: скриншоты переписки в соцсети, мессенджере, аудио и видео записи (если есть), свидетельские показания. Также нужно сохранить испорченные вещи ребенка. Если есть побои (даже если это мелкие ссадины), получить подтверждающую справку из медицинского учреждения.
  • Обращаемся в школу – к классному руководителю, директору. Оповещаем их о ситуации, требуем вызвать в школу родителей обидчиков. С ними также нужно провести беседу, но делать это надо только в присутствии учителя, директора.

Если такие мероприятия не помогли, и ситуация не разрешались, то:

  • Пишем официальную жалобу на имя директора школы.
  • Подаем жалобу в комиссию по делам несовершеннолетних и инспектору по делам несовершеннолетних.

Если и при этом дело не решилось должным образом, то обращаемся с заявлением в:

  • Департамент образования.
  • Прокуратуру.
  • Уполномоченному по правам человека в городе.

Последние мероприятия необходимы, когда ситуация уже более, чем серьезная и речь идет не об обычном школьном конфликте. Поэтому, на данном этапе:

  • Собираем доказательную базу самого инцидента и того, что были предприняты меры до суда: копии жалоб на имя директора школы, заявления в КДН, инспектору.
  • Обращаемся к юристу – с адвокатом вести такие дела гораздо эффективнее.
  • Подаем иск в суд.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Не лишним будет в таких ситуациях перевести ребенка в другую школу.

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

С 16 летнего возраста в силу вступает ответственность и по таким статьям УК РФ:

  • Статья 110 – доведение до самоубийства вследствие жесткого обращения, систематического оскорбления, унижения чести и достоинства. – унижение человеческого достоинства, возбуждение ненависти или вражды.
  • Статья 116 – нанесение побоев.
  • Статья 119 – угроза убийством.
  • Статья 128.1 – клевета, распространение заведомо ложных сведений.
  • Статья 117 – истязание физическое или психологическое.

Стоп буллинг: что делать, если ребенка оскорбляют в школе?

Если обидчику меньше 14 лет – за его действия будут отвечать родители, статья 5.35 КоАП РФ.

Ответственность могут понести и учителя, если будет установлено, что они халатно относились к свои должностным обязанностям. Статья за халатность также есть в УК РФ.

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Мы много писали о школьной травле, о разных ее сторонах — почему она происходит, как действовать родителям жертв и обидчиков, как отличить травлю от других конфликтов, как проводить профилактику. Теперь пришло время коснуться и правовых аспектов. Ведь зачастую то, что происходит в стенах школы между детьми, является нарушением закона, и тут необходимо действовать. А как? Попробуем разобраться.

1.

Это, к сожалению, не всегда понимают как родители жертв буллинга, так и родители обидчиков, не говоря уж о самих детях. Они думают, что все происходящее не более чем межличностный конфликт. Но на самом деле травля очень часто перерастает в то, что на языке закона называется правонарушением. Правонарушения эти описаны в разных статьях Уголовного и Гражданского кодексов. Например, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111, причем психическое здоровье сюда также относится), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), кража (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 213), вандализм (статья 214).

Второе заблуждение, которое свойственно многим людям: тут некого привлекать к ответственности, дети же неподсудны. На самом деле ответственность за правонарушение существует всегда, а вот кто ее конкретно понесет, действительно зависит от возраста обидчиков.

Если детям, которые травят ребенка, еще нет 14 лет, всю ответственность за их действия несут родители и учреждение, где эти дети находятся. Обидчику уже исполнилось 14 лет? С этого момента наступает его личная ответственность по некоторым статьям Уголовного кодекса. По остальным ситуациям все еще отвечают его родители. С 16 лет ответственность наступает в полной мере. Подростка могут осудить по серьезным уголовным статьям: доведение до самоубийства (статья 110 УК РФ), склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства (статья 110.1), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282, сюда попадает кибербуллинг), клевета (статья 128.1), побои (статья 116), истязание, причинение физических или психических страданий (статья 117).

Вывод: если вашего ребенка травят, нужно трезво оценить ситуацию — есть ли тут что-то явно противоправное. И если есть — надо действовать, используя те возможности, которые предоставляет закон.

Но это лишь на словах просто — а в реальности, чтобы привлечь обидчиков (или их родителей) к ответственности, нужно действовать грамотно. Лучше всего обратиться за помощью к профессионалам-юристам.

2.

Школьная администрация обязана реагировать на жалобы родителей о травле, не вправе их игнорировать

В любом случае, независимо от того, будете ли вы жаловаться в правоохранительные инстанции, первое, что нужно сделать, как только вы узнали о травле своего ребенка, — обратиться к администрации школы и потребовать принять меры.

То есть руководство школы обязано реагировать на ваши обращения. Но — важный момент! — эти обращения должны быть письменными. Слова — это только слова, сотрясение воздуха, их к делу не подошьешь. Поэтому надо писать официальное обращение на имя директора школы. Обязаны ответить.

Помните: обращаясь к школьной администрации, нужно не просто описывать ситуацию, а приводить доказательства. В самом деле, не могут же педагоги начать действовать, опираясь только на ваши слова! Нужно обосновать и факт травли, и то, что ее участниками являются конкретные дети.

Иногда родители пострадавших от травли детей предубеждены против школьного начальства, заранее уверены, что никто ничего делать не будет, что никому этого не надо. Но это тоже опасный стереотип. Сейчас ситуация лучше, чем несколькими годами ранее, руководство школ в большинстве случаев осознаёт серьезность проблемы буллинга. Тем более что в прежние годы пассивность школы зачастую объяснялась не столько даже равнодушием, сколько непониманием, а как же действовать-то? Сейчас алгоритмы действий хорошо известны и доводятся до сведения педагогов.

3.

Обращаться в полицию нужно, только если ребенку нанесен физический ущерб

Достаточно ли только обратиться к руководству школы, или надо еще и задействовать полицию?

Ответ на этот вопрос прост: в полицию нужно обращаться, если ребенку нанесен физический вред. Причем речь не только о побоях, но еще и о краже или порче его вещей. Причем способ обращения — вызывать полицейских по телефону, идти в отделение или писать заявление — зависит от конкретной ситуации. К примеру, если ребенок в слезах звонит вам из школы и говорит, что его избили, вы туда примчались и видите, что он действительно избит, — нужно сразу звонить и вызывать наряд. А вот если у него, допустим, сломали смартфон, причем выяснилось это не сразу, вызывать полицию бессмысленно, тут надо писать заявление.

Бессмысленно обращаться в полицию, когда травля только начинается. А ведь начинается она обычно с мелочей — насмешек, подколок. Случайно толкнули, дернули за одежду, спрятали портфель, испортили учебник или тетрадь с контрольной работой. С точки зрения закона, криминала в этом нет, и подобные факты полицию не заинтересуют.

4.

Если все же обращение к руководству школы не помогло, надо обращаться в другие инстанции. Но — обязательно последовательно, а не веерной рассылкой по всем адресам

Допустим, вы написали заявление директору школы, дни идут, ответа нет. Возможно такое? Маловероятно, но в принципе возможно. Выше говорилось, что чаще всего школа реагирует адекватно, но не в ста же процентах случаев!

Писать нужно именно официальные письма. Лучше всего бумажные, заказные. Но можно и электронные обращения по тем адресам, которые опубликованы на официальных сайтах соответствующих инстанций.

Помните, ваша основная задача — защитить интересы ребенка, а не причинить максимум неприятностей школе. Жаловаться выше имеет смысл, только если вы четко видите, что школа не решает проблему. К счастью, почти всегда школы подключаются и стараются помочь.

5.

Защищая своего ребенка, важно держать себя в руках, чтобы самим не оказаться нарушителем закона

Понятно, что держать себя в руках непросто. Любой нормальный родитель, когда узнаёт, что над его ребенком издеваются, ощущает бурю эмоций, у него включается инстинкт защиты семьи. И если в таком состоянии он начнет совершать глупости (например, придет в школу и набросится с кулаками на обидчиков), то дело может закончиться для него уголовной статьей, а травля как была, так и останется. Кроме того, помните: инстинкт защиты семьи включается и у родителей обидчиков тоже, они грудью встают за своих чад и тоже могут на эмоциях заварить такую кашу, которую всем придется потом расхлебывать.

Имейте в виду: не только физическое воздействие, но и словесные угрозы тоже с точки зрения закона могут считаться правонарушениями. Представьте: вы в гневе кричите на одноклассников своего ребенка, грозите им головы оторвать, а они записывают ваши слова на диктофон, их родители обращаются в полицию, и формально ваши слова подпадают под статью 119 Уголовного кодекса — угроза убийством.

Поэтому вывод: во-первых, изучите закон, почитайте хотя бы Уголовный кодекс. Во-вторых, действуйте только легальными путями. Все разговоры с детьми-агрессорами и их родителями — только в школе, в присутствии педагогов. В-третьих, посмотрите памятку, специально составленную для родителей, чьи дети подверглись буллингу, и следуйте этим рекомендациям.

6.

Если факт буллинга официально подтвержден, родители жертв имеют право в судебном порядке требовать от родителей обидчиков денежные компенсации — на оплату лечения, за моральный вред

Допустим, травля в конце концов прекратилась — либо школа приняла меры, либо вы перевели ребенка в другую школу или на домашнее обучение. Но травмы — психические, а может, и физические, остались. И вы хотите восстановить справедливость, привлечь обидчиков (точнее, их родителей) к материальной ответственности. То есть собираетесь обращаться в суд. Это надо делать грамотно.

Прежде всего, необходимо собрать доказательную базу, экспертные заключения. Сохраните чеки:

  • на медикаменты, прописанные психологом/психиатром;
  • чеки на самого психолога/психиатра и других врачей, если были побои, физические травмы и лечение;
  • чеки на юриста;
  • чеки на репетиторов из-за пропуска школы;
  • чеки на имущество, которое испортили (или ссылки на стоимость идентичной вещи из магазина).

Также оцените моральный ущерб. Тут главное не увлечься — можно выставить и миллион, но суд снизит в десятки раз точно. Рассчитывайте, что в случае буллинга без тяжелого вреда здоровью суд постановит заплатить 100–200 тысяч рублей. Это по одному эпизоду, с одного родителя. Вы можете требовать компенсации за все эпизоды. Ребенок-агрессор может обойтись родителям в серьезные траты, и осознание этого очень быстро приведет их в чувство.

7.

Поднимать шум в соцсетях можно, но осторожно. И лишь в том случае, когда без общественного резонанса инстанции не шевелятся

Часто родители, чьи дети подверглись травле, пишут об этом в соцсетях. Нужно ли это делать? Ведь тут есть и плюсы, и минусы. Важно понимать, что шум в соцсетях — это инструмент, с которым нужно уметь обращаться. Если уж писать в соцсетях, то с целью привлечь внимание общества к проблеме и тем самым подтолкнуть бездействующих чиновников, а не просто излить накопившиеся эмоции.

Поэтому будьте осторожны, вовремя остановите обсуждение, если видите, что оно перестает быть конструктивным.

Намного полезнее привлекать внимание журналистов и общественных организаций, которые профессионально занимаются проблемами профилактики буллинга. К ним можно и нужно обращаться за советом, помощью, оглаской. Важно не хайповать, а открыто рассказывать о ситуации без лишних эмоций, не нарушая закон.

Помимо этого, на сайте есть форма обратной связи, куда родители московских школьников могут написать об эпизодах травли. Информация оперативно передается в школы и вместе с психологами и специалистами каждый случай отдельно разбирается и прорабатывается.А в школах столицы проходит работа с родителями и педагогами: их учат действовать в конфликтах определенным образом, сглаживать их, пытаться решать их позитивно. Разрешать сложные ситуации в школе помогают специальные службы — школьная медиация.

Читайте также: