Игровая деятельность в детском саду картотека с целями

Обновлено: 07.07.2024

Развитие игровой деятельности.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Всестороннее воспитание и гармоническое развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.
Оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.
Оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.
Возраст: 4–5 лет.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций.

Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.
Оборудование: халат для парикмахера, накидка для клиента, инструменты парикмахера - расческа, ножницы, флакончики для одеколона, лака, фен и т. д.
Возраст: 4–5 лет.
Ход игры: стук в дверь. В гости к детям приходит кукла Катя. Она знакомится со всеми детьми и замечает в группе зеркало. Кукла спрашивает детей, нет ли у них расчески? Ее косичка расплелась, и она хотела бы причесаться. Кукле предлагают сходить в парикмахерскую. Уточняется, что там есть несколько залов: женский, мужской, маникюрный, в них работают хорошие мастера, и они быстро приведут прическу Кати в порядок. Назначаем
Парикмахеров, они занимают свои рабочие места. В салон идут другие дети и куклы. Катя остается очень довольной, ей нравится ее прическа. Она благодарит детей и обещает в следующий раз прийти именно в эту парикмахерскую. В процессе игры дети узнают об обязанностях парикмахера – стрижке, бритье, укладке волос в прическу, маникюре.

Цель: учить культуре поведения в общественных местах, уметь выполнять обязанности повара, официанта.
Оборудование: необходимое оборудование для кафе, игрушки-куклы, деньги.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: в гости к детям приходит Буратино. Он познакомился со всеми детьми, подружился с другими игрушками. Буратино решает пригласить своих новых друзей в кафе, чтобы угостить их мороженым. Все отправляются в кафе. Там их обслуживают Официанты. Дети учатся правильно делать заказ, благодарят за обслуживание.

Цель: дать детям знания о необходимости занятий спортом, совершенствовать спортивные навыки – ходьбу, бег, метание, лазание. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, координацию движений, глазомер, ориентировку в пространстве.
Оборудование: медали победителям, рекламный щит для демонстрации количества заработанных баллов, спортивный инвентарь – мячи, скакалки, кегли, канат, лесенки, скамейки и т. д.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: воспитатель предлагает детям провести соревнование по разным видам спорта. По желанию детей выбирают судей, организаторов соревнования. Остальные дети – спортсмены. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают баллы за выполнение задания. Игра заканчивается награждением победителей.

Цель: расширять тематику строительных игр, развивать конструктивные умения, проявлять творчество, находить удачное место для игры, познакомить с новой ролью – слесарем по ремонту автомашин.
Оборудование: строительный материал для постройки гаража, слесарные инструменты для ремонта машин, оборудование для мойки и покраске автомобилей.
Возраст: 6–7 лет.
Ход игры: сообщить детям о том, что на дорогах города очень много автомобилей и эти автомобили очень часто ломаются, поэтому нам надо открыть станцию технического обслуживания автомобилей. Детям предлагают построить большой гараж, оборудовать место под мойку автомашин, выбрать сотрудников, обслуживающий персонал. Их знакомят с новой рабочей специальностью – слесарем по ремонту машин (мотора, рулевого управления, тормозов и т. д.).

Нажмите, чтобы узнать подробности

В картотеке подобраны игры для детей старшего дошкольного возраста. Игры в первую и вторую половину дня, игры на участке и т.д.

Картотека игр

(указать возраст дошкольников)

Игры, проводимые в группе в первую половину дня

Название игры

упражнять детей в знании геометрических фигур.

развивать логическое мышление детей, упражнять в знании цветов и геометрических фигур.

упражнять детей в узнавании и назывании геометрических фигур, развивать логическое мышление детей.

познакомить детей с формой "треугольник", развивать мышление.

Материал: сюжетная картинка с изображением лодочек из геометрических фигур, карточка с геометрическими фигурами.

развитие логического мышления детей, закрепление знания геометрических фигур.

развивать логическое мышление дошкольников.

развивать наглядно- образное мышление детей.

развитие логического мышления дошкольников.

закреплять умение зрительно соотносить форму предмета с эталоном.

закреплять у детей умение зрительно узнавать в окружающем пространстве цвет, форму, величину предметов, развивать зрительное внимание, память.

развивать умение зрительно соотносить предметы по цвету, развивать цветоразличение, внимание.

закреплять ориентировку по направлениям, на листе бумаги, зрительное внимание, зрит. память.

развитие ориентировки в микро-пространстве, по направлениям (право, лево, верх, низ).

развивать ориентировку во времени (названиях месяцев), временах года, слуховое внимание

развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя

Добиваться умения слитно, на одном выдохе, произносить фразу из пяти-шести слов. Развитие длительного речевого выдоха.

Учить детей делать вдох ртом, а выдох носом. Выработка дифференцированного дыхания.

Учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе. Развитие умения определять на слух изменение темпа речи

Учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым ее произносят. Развитие остроты физического слуха.

акцентировать внимание детей на своих умениях и физических возможностях своего организма; воспитывать чувство собственного достоинства.

помочь детям запомнить основную группу опасных предметов, развивать внимание.

развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.

Игры, проводимые в группе во вторую половину дня

Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.

Расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада.

Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

расширять знания детей о диких животных: воспитывать доброту, отзывчивость, чуткое, внимательное отношение к животным, культуру поведения в общественных местах.

Вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ознакомление детей с трудом взрослых работающих на хлебозаводе.

Расширить и закрепить знания детей о работе в фотоателье, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу.

Расширить и закрепить знания детей о работе парикмахера, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, вежливое обращение к старшим и друг к другу, учить благодарить за оказанную помощь и услугу

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек; расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте; знакомить с правилами пользования книгой; пробуждать интерес и любовь к книгам, воспитывать бережное к ним отношение.

Формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закреплять знания о рабочих профессиях; воспитывать уважение к труду строителей; формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о цирке и его работниках.

Знакомить детей с работой транспорта, трудом транспортников: шофер, оператор, диспетчер, автослесарь и др.

Знакомство с первопроходцами, покорившими Вселенную.

Расширять у детей представления о труде работников столовых, кафе. Развивать интерес и уважение к профессиям повара, официанта. Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Закрепление названия транспортных средств; формирование положительного взаимоотношения между детьми; развитие диалогической речи; расширение кругозора детей.

Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, познакомить с новой ролью – регулировщик, воспитывать выдержку, терпение, внимание на дороге.

Игры со строительным материалом

Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Игры со строительным материалом

Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Игры со строительным материалом

Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Игры со строительным материалом

Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям

Игры со строительным материалом

Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Игры со строительным материалом

Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Игры со строительным материалом

Закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Игры со строительным материалом

Учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Игры со строительным материалом

Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Закрепляет знания о геометрических фигурах и цветах, развивает внимание, восприятие, логического мышления.

Игра знакомит детей со всеми цветами радуги, учит считать от 1 до 7. Развивает навыки классификации предметов, самопроверке.

Эта игра направлена на социально-эмоциональное развитие воспитанников. В процессе дошкольник учится разрешать проблемные ситуации и взаимодействовать с другими детьми в ходе обсуждения и поиска решения.

Игра, способствующая развитию связной речи у детей. Также она позволяет расширить словарный запас.

Используются карточки с изображениями зверей и птиц, помогающие усвоить названия животных, развивать внимание и память.

Упражняться в различении характерных признаков отдельных времён года.

Упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания: где что растёт; закрепить знания детей об овощах и фруктах и цветах.

Упражнять детей в сравнении предметов, изображённых на картинках, в нахождении сходства и в отборе одинаковых изображений; воспитывать умение выполнять правила игры.

Что растёт в лесу?

Закрепить знания о лесных и садовых растениях.

Закрепить и проверить культурно – гигиенические навыки.

Развивать фантазию, диалогическую речь.

Совершенствовать образные исполнительские умения. Развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Научить детей владеть своим телом, свободно и непринуждённо пользоваться движениями своих рук и ног. Формировать простейшие образно-выразительные умения.

Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

играют старшей группе

Игра уникальна тем, что объединяет интересы и ребёнка, и педагога. Она соответствует естественным потребностям дошкольника и помогает ему овладевать знаниями и навыками без принуждения. Играя, ребёнок формируется как личность. Однако игра постепенно вытесняется из системы дошкольного образования при работе со старшими группами. Приоритетными становятся обучающие занятия, а педагоги ориентированы на подготовку детей к школе, используя современные образовательные достижения. Игра начинает рассматриваться лишь как развлечение, способ организации досуга, в лучшем случае как средство обучения. Самоценность игры утрачивается, игры примитивизируются, что, по оценкам специалистов, отрицательно влияет на развитие детей в дальнейшем.

Значение игровой деятельности для детей старшей группы ДОУ

Игра — ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Она характеризуется следующими особенностями:

  • символизм, в детских играх часто реальные предметы и ситуации заменяются символическими, имитирующими реальные — обычная палочка может быть и ложкой, и самолётиком, и много чем ещё;
  • реализм, поскольку дети сами участвуют в играх, согласуют друг с другом план реальных действий, договариваются о правилах, распределяют роли;
  • подражание, в игре ребёнок воссоздаёт другие виды деятельности, которые наблюдает (лечит, как доктор, и т. п.);
  • свобода, очевидно, что ребёнок выбирает игру и играет без принуждения;
  • игра — это деятельность, которая несёт в себе радость.

Организуя игровую деятельность, воспитатель должен быть ориентирован на гармоничное развитие и воспитание детей в игре, это его главная цель. В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развитие ребёнка должно охватывать социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое направления (п.2.6.). Следовательно, все эти направления должны находить своё отражение и в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Дети строят из конструктора загоны для животных

В играх у дошкольников развиваются творческие способности

Задачи организации игры

Известный российский психолог, специалист по психологии дошкольного образования, Н. Е. Веракса, дифференцируя задачи игровой деятельности в зависимости от возраста детей, определяет следующие важные моменты для старшей группы дошкольников (детей 5–6 лет):

  • развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;
  • формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься;
  • умение самостоятельно находить общие интересные занятия;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающим;
  • формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
  • воспитывать скромность, умение проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
  • формировать умение оценивать свои поступки и поступки сверстников;
  • развивать стремление детей выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
  • расширить представления о правилах поведения в общественных местах, об обязанностях в группе детского сада, дома;
  • обогащать словарь детей вежливыми словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т. д.);
  • побуждать к использованию в речи фольклора (пословицы, поговорки, потешки и др.);
  • показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Виды игр в старшей группе детского сада

Организуя игровую деятельность в группе, воспитатель обязательно задаётся вопросом о том, какие виды игр существуют. От этого зависит подход к организации игры: проектирование игрового пространства, подбор материала, планируемые образовательные результаты и др. Классифицировать игры детей пытались многие учёные-педагоги, начиная с отца-основателя дошкольной педагогики Ф. Фрёбеля.

Таблица: классы и виды игр (по Новосёловой)

  • Самостоятельные творческие игры:
    • сюжетно-ролевые,
    • режиссёрские,
    • театрализованные;
    • Обучающие:
      • дидактические,
      • подвижные;
      • игры-забавы,
      • игры-развлечения,
      • интеллектуальные,
      • театрально-постановочные.

      Удобна в практическом применении общепринятая в современной дошкольной педагогике классификация игр, в которой выделяется 2 основные группы: творческие и игры с правилами.

      Таблица: современная классификация игр дошкольников

      • Сюжетно-ролевые,
      • режиссёрские,
      • театрализованные,
      • игры-драматизации,
      • строительно-конструктивные.
      • по содержанию:
        • речевые,
        • математические,
        • природоведческие и др.;
        • игры с предметами,
        • настольно-печатные,
        • словесные.
        • по степени подвижности:
          • малой,
          • средней,
          • высокой.
          • с перебежками,
          • прыжками и др.;
          • с мячом,
          • обручами и др.

          Дошкольники старшей группы — это дети в возрасте 5–6 лет. Психофизическое развитие, соответствующее этому возрасту, позволяет ребятам участвовать во всех видах игр.

          В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, это период овладения ребёнком активным (продуктивным) воображением. Дошкольник начинает чётко различать реально существующее и вымышленное. Формируется способность к саморегуляции, ребёнок готов к соблюдению правил, в игровом взаимодействии лидирующие позиции начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Старший дошкольник в значительной степени ориентирован на сверстников, испытывает потребность во взаимодействии, у него появляется чувствительность к мнениям и оценкам сверстников. Свои предпочтения во взаимодействии с другими детьми ребёнок объясняет их успешностью в игре.

          Творческие игры в старшей группе ДОУ

          Творческие игры ещё называют свободными. Это забавы, в которых ребёнок мобилизует и реализует свою выдумку, фантазию, творческий потенциал. Старший дошкольный возраст — период расцвета фантазирования. Свободная игровая деятельность детей не исключает участия в ней взрослого, воспитатель может выступать как в роли активного участника, так и в роли наблюдателя, а также неявного помощника.

          Сюжетно-ролевые игры

          Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, в которой ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке. Дети самостоятельно выбирают тему игры, организуют игровое пространство, обеспечивают себя необходимыми материалами. Главное, что такая игра, как зеркало, отражает отношение воспитанников к тому событию, которое разыгрывается.

          Играть в сюжетно-ролевые игры дети начинают примерно с трёхлетнего возраста. Ребята шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и придерживаться выбранного ролевого поведения до её конца, их действия все более разнообразны и содержательны. Этот возраст предполагает готовность к выполнению неприятных, но обязательных действий, например, приводить игровое пространство в исходное состояние.

          Дошкольники играют в магазин

          В сюжетно-ролевых играх дошкольники приобретают новые модели поведения

          Старшие дошкольники начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость определённых позиций, поэтому ведущие роли (врач, учитель и т. п.) становятся для них более привлекательными, чем подчинённые (пациент, ученик и т. п.). Воспитатель должен помнить, что в этом возрасте дети крайне неохотно принимают роли, не соответствующие их полу. Актуальна для этого возраста проблема распределения ролей и возникновение на этой почве конфликтных ситуаций. Отсюда закономерно вытекает ключевая роль воспитателя — регулировать контакты в совместной игре: учить мириться, приходить к компромиссу, убеждать и т. д. Помимо этого, педагог может способствовать обогащению знакомой игры новыми вводными, например, путём расширения состава ролей, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.

          Таблица: картотека сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников (фрагмент)

          Режиссёрские игры

          Режиссёрские игры часто рассматриваются как разновидность сюжетно-ролевых, их реализация происходит через роли, которые ребёнок передаёт игрушкам. В такой игре малыш выступает в качестве режиссёра, сценариста и актёров, действует от имени разных персонажей-игрушек, перемещает их в игровом пространстве, управляет игровой ситуацией в целом.

          Как правило, такая игра появляется на третьем году жизни и имеет индивидуальный характер. К старшему дошкольному возрасту режиссёрская игра модифицируется. Во-первых, изменяется состав участников, ребёнок играет не в одиночку, а совместно с другими детьми. Во-вторых, изменяется сложность игры, если в младшем дошкольном возрасте активных персонажей режиссёрской игры обычно не более 2–3, то количество персонажей увеличивается не только в коллективной игре, но и в индивидуальных режиссёрских играх старших дошкольников.

          В некоторых ДОУ внедряются архитектурно-дизайнерские новации в виде многоярусных игровых зон, уединённых пространств в виде ниш, используется крупное игровое оборудование (домики, вагончики, ширмы).

          Мальчик в жёлтой каске играет в строителя

          Крупное игровое оборудование очень нравится детям и создает условия для разнообразных игровых ситуаций

          Театрализованные игры

          Театрализованные игры обычно представляют собой сценки из литературных произведений, в которых дети занимают позицию актёров, показывающих спектакль. Ребята 5–6 лет способны принимать активное участие в оформлении декораций и костюмов, пригласительных билетов. Старшие дошкольники, в отличие от малышей, способны и готовы самостоятельно выбрать произведение и распределить роли. Такие игры ориентированы на зрителя, в их подготовке могут принимать участие родители.

          Педагогическое руководство театрализованной игрой заключается в координации и организации деятельности детей, помощи в оформлении игрового пространства (сооружение сцены, решение технических вопросов), поощрении творческой инициативы ребят, целенаправленном усложнении за счёт постановки перед дошкольниками всё более перспективных (с точки зрения драматургии) художественных задач. Педагог учит детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности. Важным моментом является рефлексия. Чтобы её осуществить наиболее предметно, можно проводить видео- и фотосъёмку.

          Мальчик в костюме гриба и двое ребят с корзинками

          Для театрализованных игр потребуются соответствующие атрибуты, к изготовлению которых привлекаются воспитанники

          Воспитатель ДОУ

          Светлана Зорина

          Светлана Зорина

          Воспитатель ДОУ

          Воспитатель ДОУ

          Воспитатель ДОУ

          Вероника Перевертайлова

          Вероника Перевертайлова

          Вероника Перевертайлова

          Вероника Перевертайлова

          Вероника Перевертайлова

          Вероника Перевертайлова

          Светлана Зорина

          Наталья Травникова

          Воспитатель ДОУ

          Картотека сюжетно-ролевых игр (подготовительная группа) от Ирины Тиховой

          Воспитатель ДОУ

          Картотека предметных картинок "Животные жарких и северных стран, животный мир океана".

          Читайте также: