Что такое картирование в доу

Обновлено: 05.07.2024

Карта процесса — визуальный инструмент, который помогает членам команды сформировать единое понимание основных шагов процесса, его границ, потерь, дублирующих функций и узких мест. Картирование (составление карты или блок-схемы) выполняется на основе того, как процесс происходит в реальной жизни, а не по документам (см. раздел 6); даже если в целом процесс соответствует документу, на практике обнаруживается множество тонкостей, которые в итоге делают процесс неэффективным (рисунок 4.4).

Рисунок 4.4
Процесс, каким он кажется, в сравнении с тем, что происходит в этом процессе на самом деле

  • изучить существующие нормативные документы по процессу;

Картирование используют с разными целями. Во-первых, это один из этапов внедрения процессного управления, который позволяет визуализировать все процессы в организации. Ошибки, незаметные в текстовом представлении, становятся видны на карте, а информацию легче воспринимать в графическом виде. Во-вторых, к картированию обращаются при оптимизации процесса. В этом случае составление карты процесса — обязательная часть работы команды наряду с разбором текущего состояния процесса, поиском идей для его улучшения, формированием целевой схемы. Тип карты зависит от того, с какой целью ее будут использовать. Для имеющихся процессов подходят кросс-функциональные карты или карты событийных цепочек; иногда блок-схемы заменяют на таблицы. Для оптимизации применяют диаграмму спагетти или карту потока создания ценности. Компоненты, которые учитывают при составлении карты процесса, показаны на рисунке 4.5.

Бережливые технологии в школах и детских садах призваны облегчить труд педагогов, оптимизировать и сократить время на работу с документами. Рациональность и разумность трат, экономия ресурсов – не пустые слова, а основа успешной деятельности любого предприятия.

В рамках реализации проекта по бережливому управлению в нашем учреждении начат кропотливый, сложный и, в то же время, интересный процесс реструктуризации всей работы, начиная от документации, заканчивая навигацией и маркировкой опасных участков, что позволит сократить риск возникновения опасных ситуаций с сотрудниками, воспитанниками детского сада и их родителями и законными представителями. В дальнейшем планируется преобразить групповые ячейки и работу всех, без исключений, сотрудников нашего учреждения.

Данные технологии должны помочь минимизировать время поиска необходимого документа, книги или другого предмета, высвободив его для главного - в нашем с вами случае, воспитания и обучения детей.

Одним из действенных инструментов рационализации процессов стало картирование. Картирование процесса является одним из первых шагов для понимания и усовершенствования процессов. Собирая информацию, мы можем построить модель – картину деятельности в процессе. Картирование процессов представляет собой определение и графическое отображение шагов по предоставлению тех или иных услуг. Визуальная информация всегда воспринимается лучше вербальной. Как показывают исследования, более 80% всех потерь как раз заключены в неэффективной организации процесса создания ценности.

Ценностью, в нашем случае, может выступать, к примеру: закрытый табель, планирование, рабочая программа, продуктивное взаимодействие медика и логопеда с воспитателями, родителями, детьми, проект и т. п.

Картирование, как любой другой процесс, имеет свои этапы:

1. Определение проблемного процесса. Как правило, это не требует чрезмерных усилий, т. к. идеальные процессы картировать нет необходимости;

2. Определение течения потока информации и лиц, задействованных в определённом процессе;

3. Наблюдение и подтверждение процессов : очерёдность, затраченное время, прочие ресурсы и количество задействованных лиц, т. к. люди, в нашей сфере деятельности, весьма значимый ресурс;

5. Создание плана осуществления изменений для улучшения качества выполняемой работы и сохранения времени.

Какие процессы ДОУ подлежат картированию и реструктуризации? Да, практически все! Вот, на мой взгляд, лишь некоторые из них:

• Процесс взаимодействия с медиком;

• Процесс взаимодействия с логопедом и психологом;

• Закрытие электронных табелей;

• Процесс организации приёма пищи;

• Процесс приёма продуктов на пищеблоке;

• Процесс подготовки к занятиям и т. п.

Бесспорно, картирование процессов занимает определённое количество времени, но его потеря в дальнейшем компенсируется, благодаря исключению моментов, провоцирующих потери.

Труд в детском саду

Труд в детском саду Труд в природе способствует экологическому развитию и воспитанию детей. Задача педагога - сделать его содержатель­ным, творческим, интересным,.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Оригами в детском саду.

Оригами в детском саду. Оригами для детей - отличный способ развить логическое и пространственное мышление, стимулировать творческую активность путем активации.

Особенности развития процессов запоминания ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССОВ ЗАПОМИНАНИЯ Понятия и виды памяти Если мы обратимся к трудам Б. М. Теплова, то увидим, что говоря о памяти,.

Туризм в детском саду

Туризм в детском саду От души поздравляю с Днём России всех, кто ко мне заглянул! Пусть цветёт наша Родина! Пусть под мирным голубым небом растут наши дети!.

Выпускной в детском саду

Выпускной в детском саду Ведущая (Звучит музыка) Вот от чего –то зал притих, В глазах восторг и грусть немного Пусть зал сейчас запомнит их : Кокетливых и озорных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Использование технологии интеллектуального картирования с детьми среднего дошкольного возраста.

Технология интеллектуального картирования, можно использовать как основную в работе воспитателя, так как в дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление. Благодаря этой технологии дети имеют возможность увидеть главную мысль в выбранной теме, рассмотреть ее до мелочей и работать над ней в соответствии с возрастом дополняя и изменяя ее.

Хочется отметить преимущество данной технологии и в том, что все дети включаются в образовательный процесс одновременно, даже если ребенок по какой-либо причине отсутствовал, он легко и непринужденно подключается к работе и не испытывает затруднений. Интеллектуальные карты можно рисовать, развивая творческие способности, собирать из готовых картинок и фигурок, что будет являться мобильным вариантом интеллект-карты, который легче трансформировать и можно составлять в любом месте, привязав к любой теме. Эта технология повышает мотивацию к познавательной деятельности, уровень развития детей, в результате чего у них возникает множество новых идей, они свободно высказывают свое мнение, а главное, самостоятельно учатся добывать знания.

Деятельность педагога:

1. Создание образовательной среды, связанной с выбранной тематикой;

2. Работа с индивидуальным познавательным интересом ребенка;

3. Поддержка детской инициативы, если таковая возникла, или побуждение его к проявлению инициативы;

5. Осуществление ребенком задуманного;

6. Представление результата работы/продукта детской деятельности (творческая работа – карта выполненная ребёнком, рассказ-описание, интерес

Инструменты:

наборы тематических картинок и без тематики;

карандаши, фломастеры, клей с кисточкой для материализации интереса; на дальнейшую работу с последующим представлением своего опыта)

Организуется как в непосредственно- образовательной деятельности так и в совместной деятельности в течении дня.

Рефлексия деятельности проходит с помощью вопросов: У тебя всё получилось, что ты хотел сделать?, Что ты чувствовал когда угощал ребят своим салатом?, Ребята, а вам понравилось наблюдать за изготовлением салата? Какие желания у вас возникли?

Дети включаются в обсуждение своих эмоций. Кто хочет узнать про другие профессии? Про какие? В следующий раз я принесу вам другие картинки и вы сможете выбрать какие захотите или принести свои.

Педагоги в детских садах и других дошкольных образовательных учреждениях используют на занятиях с малышами так называемые интеллект-карты (другие названия: умные карты, карты ума, схема мышления, карта памяти и другие). Схемы, представленные в виде картинок, помогают детям лучше усваивать материал и развивать мыслительные навыки.

Как интеллект-карта стимулирует активность ребенка, как ее создать и правильно использовать, рассказываем в нашей статье.

Что такое интеллект-карта и для чего она нужна

Использовать карты ума в работе с дошколятами предложила кандидат педагогических наук Валентина Акименко.

Интеллект-карты создают для отображения в рисунках и схемах эффективных способов запоминать, ассоциировать, активизировать способности к запоминанию информации и решению различных интеллектуальных задач. Другими словами, mind maps — это представление информации в рисунках. Запоминать новые сведения в таком виде намного проще, чем в любом ином.

Преимущества использования интеллект-карт в ДОУ

Правое полушарие головного мозга отвечает за эмоции, интуицию, помогает охватывать картину мира целиком (создавая образ из разных явлений и деталей). У детей развито именно правополушарное мышление. Левополушарное мышление позволяет изучать мир последовательно, пошагово (сначала одно, потом второе, а лишь потом третье). Такое линейное восприятие растянуто во времени.

Правополушарное мышление доминирует у детей примерно до 10-летнего возраста. Поэтому большинство дошкольников относится к художественному типу, а не мыслительному. Однако важную роль играет развитие особых полушарий для единого психического процесса. Достичь этого помогают интеллектуальные карты.

Когда ребенок составляет или изучает интеллект-карту, у него активны оба полушария головного мозга. К тому же карта ума выглядит красиво, активизирует творческие начала (поиски ассоциаций и изображений при составлении), легко запоминается после зрительного изучения и устного проговаривания, предоставляет возможность корректировки. Творческие и игровые моменты в составлении карт делают занятия для дошколят легкими и увлекательными. Совместное составление и изучение карт мышления помогает ребенку учиться общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Использование интеллект-карт также помогает развить:

  • мелкую моторику рук;
  • любознательность;
  • способность к творческой самореализации.

Интеллект-карта напоминает клетку головного мозга (нейрон) с ответвлениями. Человек мыслит не линейно, а структурно и разветвленно. Каждое понятие ассоциативно связано с другим понятием. Поэтому именно интеллект-карты с разветвленной структурой помогают качественно изобразить материал, отразить связи между понятиями и, соответственно, усвоить новую информацию.

Mind maps основаны на ассоциативном мышлении — связи между отдельными и разными представлениями.

Актуальность интеллект-карт

Карты ума помогают педагогам проводить интеграцию речевого, познавательного и социально-коммуникативного развития.

Интеллект-карты развивают у детей такие навыки, как:

  • активность;
  • любознательность;
  • овладение средствами общения;
  • овладение способами взаимодействия.

Для чего создают интеллект-карты в ДОУ

Цель составления mind maps — собрать информацию о предмете, объекте или явлении. Во время составления карты педагоги с дошкольниками рассуждают, пополняют словарный запас, анализируют, синтезируют и обобщают сведения.

Интеллект-карты помогают детям развивать связную, логичную, грамотную речь, а также самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять главную из них и запоминать изученный материал.

Как правильно делать интеллект-карту

Для создания максимально эффективной, привлекательной, интересной и запоминающейся карты ума следует придерживаться следующих простых правил:

  • Располагать главную идею, предмет в центре листа. Лист лучше развернуть горизонтально, так останется больше места для рисунка.
  • Использовать только цветные карандаши (ручки, маркеры). Каждая ветвь от центрального объекта должна иметь отдельный цвет.
  • С центральной идеей следует соединять главные ветви интеллект-карты, а с ними соединять ветви второго и последующих порядков. Лучше рисовать изогнутые ветви (как у дерева), чем прямые линии. Ветви не должны переплетаться с соседними ветвями.
  • Над каждой ветвью нужно писать только одно ключевое слово.
  • Использовать рисунки, картинки, аппликации и ассоциации. Это поможет детям лучше запомнить и усвоить новую информацию.
  • Деталей на карте может быть бесконечное множество – столько, сколько нужно для полного понимания темы.

Варианты создания интеллект-карт

Карты ума можно создавать несколькими способами, но в каждом из них главная роль отводится детям. То, что дети делают сами, запоминается проще и лучше:

  • ребенок делает ее графически со взрослым или самостоятельно;
  • педагог составляет карту, а дети придумывают рассказ и обобщают информацию;
  • дети делают интеллектуальные карты с родителями как домашнее задание.

Использование карт ума детьми с нарушениями речи

Работа с дошкольниками, которые имеют нарушения речи, требует от педагога навыков организации образовательного процесса с особенными детьми. Педагог корректирует все компоненты речи, коммуникативную и познавательную деятельность для оптимальной и эффективной адаптации детей к условиям социума.

Интеллектуальные карты как раз способствуют облегчению, систематизации и усвоению детьми знаний, а также развитию речевых способностей.

При работе детей с проблемами речи прежде всего формируются фонематические умения: правильное произношение, овладение звуковым синтезом. Интеллектуальные карты являются помощниками при отработке поставленного звука. С помощью карт дети на индивидуальных занятиях закрепляют правильную артикуляцию звука, автоматизируют его произношение в словах и предложениях, составленных с помощью символов на интеллект-картах.

Карты играют большую роль в соотнесении звука, слова и образа. Ребенок усваивает значение слова в его связке с чувственным восприятием свойств объекта, а овладение обобщенным значением базируется на обобщении чувственных данных. Только так дошкольники овладевают значением слов в любых ситуациях.

Интеллект-карты объединяют в сознании детей с проблемами речи факторы: зрительные образы, помогающие воспроизведению словарного запаса; план высказывания (каждая ветвь на карте) и желание рассказать о том, что наглядно и понятно изображено на карте.

Применение карт ума в дошкольных образовательных учреждениях способствует интеллектуальному развитию дошкольников. Дети улучшают словарный запас, развивают связную речь, развивают фантазию. С помощью интеллектуальных карт ребенок идет в развитии от простых логических операций к сложным и умению анализировать.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Читайте также: