Горе шукшин краткое содержание анализ

Обновлено: 02.07.2024

Рассказ начинается с описания героем-рассказчиком летних ночей, которые запомнились ему еще с 12-летнего возраста. Особенно одна, о которой и будет идти повествование.

Во время наблюдения за луной, юный герой услышал тихий плач. Это был старик Нечай – сосед. Он шел тихо, бормоча себе что-то под нос, но даже так герой мог слышать его.

Жена Нечая умерла 3 дня назад, и он до сих пор не мог найти себе места от горя. Бродя в эту ночь, он разговаривал с ней. Описывал как проходили похороны, спрашивал у неё – как дальше быть. Говорил о странных снах, что снились ему. Он не понимал, как она могла оставить его одного, не сказав ни единого слова перед смертью. Он размышлял вслух о том, что возможно это была ошибка и её похоронили живой. Даже начал думать, раскопать могилу чтобы убедиться в этом, ведь были же случаи…

Испугавшись, маленький герой Шукшина побежал к своему дедушке и подробно поведал о происходящем с Нечаем. Дед героя решительно пошёл разбираться с этим делом.

При встрече с Нечаем, начал корить его за бесцельную грусть, утверждая, что так старик и сам сляжет, а от этого прока никакого нет. Соседу в начале очень не понравилось, что его так нахально отвлекают от грусти, но под конец сдался и пошел с дедом Шукшина в дом. По дороге последний успокаивал Нечая, объясняя, что это действительно большое горе, но его надо пережить. Уже дома, расположившись на полу, дед решил поведать старику историю своих военных лет.

В те времена дедушка служил санитаром, помогал отвозить раненых в тыл. Шофером был – Миколай Игринев. На пути в тыл студебеккер, на котором они ехали остановили и пришлось втискивать в итак переполненный кузов еще одного раненого. Это был лейтенант. Но пока машина доехала до госпиталя, лейтенант уже скончался. Помогая вытаскивать из кузова труп, шофер Миколай понял, что это был его сын. Вернувшись домой на отпуск, Миколай так и не смог сообщить жене о смерти сына. Она так и считала его без вести пропавшим.

Шокированный таким концом Нечай, понял, что он не одинок в своем горе. Сочувствие чужому горю, облегчило его собственные страдания.

Данный рассказ учит сопереживанию чужому горю, преодолению одиночества, показывает, что важно вовремя прийти в себя и продолжать жить, несмотря ни на что.

Читать краткое содержание Горе. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Проблематика

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как её похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора. Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается её откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребёнка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слёз, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки. Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника. Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Стилистические особенности

В рассказах Шукшина важны детали. Запах полыни, появляющийся в первой строчке и возникающий снова в момент, когда мальчик осознаёт силу горя соседа, – это символ горечи жизненных утрат.

В рассказе особенно важен пейзаж, организующий композицию. Шукшин несколькими штрихами прорисовывает портрет Нечая. Длинная рубаха ниже колен, ослепительно белеющая под луной, делает маленького худого старика похожим на покойника. Когда дед мальчика приводит Нечая домой и они оба укладываются на полу, укрывшись тулупом, дед будто спасает Нечая от мёртвого света луны, оживляя его.

Рассказчик в произведении – мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля тёплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик ещё не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает. Такая двойственная точка зрения делает рассказ жизненным и правдивым.

Отдельная судьба, которую читатель надеется не повторить — судьба шофера Миколая Игринева.

Проблематика

Проблемы рассказа философские, морально-этические.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как ее похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора.

Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается ее откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод — рассказ о горе еще большем, чем у Нечая . Шофер санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге.

Герои рассказа

Рассказчик — чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребенка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слез, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки.

Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика — человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника.

Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Стилистические особенности

В рассказах Шукшина важны детали. Запах полыни, появляющийся в первой строчке и возникающий снова в момент, когда мальчик осознает силу горя соседа, — это символ горечи жизненных утрат.

В рассказе особенно важен пейзаж, организующий композицию. Шукшин несколькими штрихами прорисовывает портрет Нечая. Длинная рубаха ниже колен, ослепительно белеющая под луной, делает маленького худого старика похожим на покойника.

Когда дед мальчика приводит Нечая домой и они оба укладываются на полу, укрывшись тулупом, дед будто спасает Нечая от мертвого света луны, оживляя его.

Рассказчик в произведении — мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля теплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик еще не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования интереса к нравственным проблемам в творчестве В. М. Шукшина, навыкам работы с текстом и словом.

Урок по творчеству В.М. Шукшина

Учитель Шлюнько Е.М.

Цель: Создать условия для формирования

-интереса к нравственным проблемам в творчестве В.М. Шукшина

- навыков работы с текстом и словом

-представления учащихся об особенностях стиля писателя

Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке.

(автор учитель Шитова Л.П.)

Шукшин- актёр, Шукшин- писатель,

И просто Русский человек.

Своим трудом Алтай прославил

И дорог землякам навек.

Он воспевал нашу Россию,

Простой мужик алтайского села.

В его произведеньях с силою

Забытая деревня ожила.

В деревне этой мужики и бабы

Не покладая рук работают, живут,

В субботу баньку русскую затопят

И чарочку с устатку всем нальют.

Село его родное Сростки

Все знают хорошо: стар и млад.

И каждый год сюда приехать

На чтения Шукшинские спешат.

II. Вступление. Слово учителя

Любовь к человеку приводит к простой мысли: жизнь тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга.

Мера всех ценностей жизни- Ч Е Л О В Е Ч Н О С Т Ь

Как вы понимаете значение этого слова?

Посмотрите, как сам Шукшин постоянно проводит эту мысль в своих выступлениях, рассказах.

**Презентация

У Шукшина в повседневной, будничной жизни рождаются драмы и трагедии. Частное событие подводит героя и читателей к размышлению о человеческой жизни вообще.

В человеческой памяти существует случай, воспоминание о котором сопровождает всю жизнь. Мы невольно корректируем своё поведение в зависимости от нравственного урока, преподнесённого жизнью когда-то.

Так рождается р а с с к а з – в о с п о м и н а н и е .

Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что это рассказ-воспоминание

Какие произведения подобного рода вы знаете? Что их объединяет?

Авторы-люди,умудрённые жизненным опытом, оценивают прошлое с высоты прожитых лет. Они, став взрослыми, понимают, что именно из детства вынесли во взрослую жизнь лучшие человеческие качества.)

Почему именно эта ночь запомнил ась рассказчику, 12летнему мальчику?

(Перед этим рассказчик говорит о том,что душа томится от чего-то, как будто ждёт чего-то,каких-то открытий.Случайно услышанные душевные излияния деда Нечая испугали мальчика, довели до жути и заставили убежать домой.

А ещё потому, что узнал он в эту ночь,светлую, хорошую, как тяжко бывает одинокому человеку.)

Как повёл себя мальчик, услышав беседу деда с умершей женой?

(Как любой ребёнок, он испугался, так как всё располагало к жуткой истории: длинная холщовая рубаха, белевшая под луной, ночь, плач деда, стон. Но даже в такой ситуации ребёнок проникся жалостью к деду Нечаю)

Многие говорят, что жалость унижает человека.

А вы как считаете?

Подберите синонимы к слову жалость.

**Презентация

«Жалость – светлая чистота этого чувства.

В словаре Добровольского отмечено: « жалость – любовь, сожаление, грусть. Жалеть – любить (Всякая матка ребёночка своего жалеет.)

Жалкий – ласкательное слово

Жалости нельзя обучить, её можно впитать с молоком матери. В жалости кроется человеческая сила.

А теперь что вы скажете о жалости?

Участие, которое проявил мальчик по отношению к деду, не должно удивлять читателя. Мальчик прибежал домой и рассказал об увиденном своему деду.

Как повёл себя дед мальчика?

(Он, выслушав внука, не заругал ребёнка, а пошёл среди ночи, поднял деда Нечая, привёл к себе, обещая бутылку самогона. Это ли не доброта и сочувствие?)

А как ещё проявляются эти качества?

(Дед оставил деда Нечая у себя, понимая, что его нельзя оставлять одного. Он отвлёк старика от тяжёлых мыслей рассказом о военном времени.)

Найдите в тексте строчки, которые характеризуют мальчика как доброго и отзывчивого человека.

Как писатель показывает горе деда Нечая?

На что обращает автор, описывая деда?

С какой целью писатель использует детали?

(Через разговор с умершей женой. При описании деда автор отмечает детали: маленький, худой, плачет, бормочет неразборчиво, идёт медленно, говорит тихо, не может унять слёзы, спотыкается. Всё это показывает переживание старика, его горе.)

Деда Нечая мы видим глазами мальчика, душевную боль старика чувствуем через восприятие ребёнка. Это лишний раз доказывает, что главный герой – человек, воспринимающий чужую боль как свою.

Читайте также: