Книжкин дом проект в доу

Обновлено: 05.07.2024

Современные дети при наличии компьютера зачастую не интересуются книгой. Родителям порой не хватает времени на чтение книг своим детям. А ведь книга учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Она развивает наше мышление. Книги расширяют горизонты нашего мира.

В процессе общения с книгою ребёнок не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но и учится думать, анализировать, развивается творчески; таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

Книга развивает речь ребёнка, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Чтение книги развивает душу малыша, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение книг – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.

Человек читающий умеет пользоваться информацией и исследовать ее.

Формирование устойчивого интереса к чтению художественной литературы.

Познакомить детей с историей возникновения и развития книги, грамоты.

Показать роль книги в жизни человека.

Дать элементарные представления о писателях, поэтах, художниках - иллюстраторах.

Воспитание интереса к чтению.

Воспитание потребности посещать библиотеки, музеи.

Обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Взаимосвязь с другими видами деятельности:

Коммуникативная – словарная работа, развитие связной речи, активизация пассивного словаря, интонационная выразительность речи.

Познавательно-исследовательская – знакомство с разными профессиями, с технологией производства бумаги, книги, знакомство с временным циклом.

Музыкально-художественная – знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.

Продуктивная – мастерская по изготовлению продуктов детского творчества.

Игровая – сюжетные, театрализованные игры.

· Динамичность и вариативность.

Интеграция – наш уголок учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Формы и методы работы:

- литературные вечера;
- тематические недели;
- викторины;
- беседы;
- книжные выставки и тематические выставки рисунков

Развитие познавательной активности детей при взаимодействии всех участников образовательных отношений.

1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.

4. Изучить принципы построения предметно развивающей среды для детей.

5. Спроектировать среду.

6. Продумать оформление книжного уголка в соответствии с оборудованием и нормами эстетики.

Книга - лучше телевизора, поверьте!

Книгу можно подержать,

Ее можно полистать,

С нею можно поиграть,

И с неё нарисовать

Развиваем с книгой речь,

Надо нам ее беречь.

Книга - наш любимый друг

С ней не страшен нам досуг.

Формирование у детей интереса к художественной литературе является важнейшей задачей, которую ставят перед собой как воспитатели детского сада, так и родители.

Однако книги, дидактические материалы для игр в группе были в небольших объемах. Для того же, чтобы сформировать интерес к художественной литературе необходимо иметь запас иллюстрированных книг. Стихи, рассказы, хрестоматии, энциклопедии – все это является неотъемлемой частью литературного детского развития.

Первый – вводный, организационный.

Второй – продуктивный, подразумевающий работу непосредственно с самими детьми.

Проектируя библиотечное пространство, мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Построение развивающей среды с учетом принципов

1) открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

2) принцип поло-возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявить свои склонности;

Создавая мини - библиотеку, делали все так, чтобы дети не потеряли чувства защищенности и безопасности.

Литература, полки, дидактические игры – все это элементарные составляющие любой мини - библиотеки.

Книжный уголок должен быть привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Наряду с книгами необходимо иметь и образно-символический материал (картинки, иллюстрации и альбомы) для рассматривания коллективно и индивидуально. Мы планируем оформить:

–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;

–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;

–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;

–портреты зарубежных детских писателей;

–портреты советских детских писателей;

–портреты русских детских писателей;

–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;

–сказочные маршруты, лабиринты;

Для этого в центре творчества будет находиться следующий материал:

–раскраски (по сказкам, героям);

–цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;

–кисточки для рисования, аппликации;

–бумага для ремонта книг;

–дощечки для лепки;

–материал для ручного труда.

План реализации проекта:

Совместно с детьми:

- Периодически организовывать тематические выставки:

–Наши книжки о природе;

–Сказки А. С. Пушкина и другие;

–Театрализованное представление по произведениям и сказкам.

Сотрудничество с семьёй:

- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.

- Памятка для родителей.

- Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку, посещать выставки, театры.

Деятельность с детьми и родителями:

- Рисование совместно с детьми иллюстрации своей любимой сказки.

- Подбор книги для пополнения библиотеки сада.

Реализация проекта проходит через образовательные области:

Перспективное планирование работы

Работа с родителями

Познакомить детей с историей возникновения книги.

Познакомить детей с разнообразием способов оформления книг: книжки-малышки, книги-гиганты, книжки-игрушки и т.д. Вызвать интерес к книгам.

Познакомить детей с жанрами литературы: сказка, рассказ, стихи, басни, быль и т.д. дать элементарные представления об особенностях каждого жанра.

Познакомить детей с историей производства книги, со средствами, используемыми для письма в древности: береста, глиняные дощечки, папирус и т.д.

Познакомить детей с этапами появления современной книги. Воспитывать уважение к профессиям людей, принимающих участие в изготовлении книги.

Работа с родителями

Привлечь родителей к приобретению раскрасок по сказкам Чуковского.

Дать элементарные представления о бумаге, истории ее появления и изготовления.

Обогащать знания детей о произведениях детского писателя К.И. Чуковского, их особенностях.

Работа с родителями

Закреплять знания детей о русских народных сказках и сказках других народов.

Дать представление о детских журналах, как источник информации и развлечения.

Дать представление о энциклопедии как источнике информации. Учить пользоваться научной литературой.

Закреплять знания детей о животных, информацию о которых дети узнали из энциклопедий.

Ознакомление с творчеством писателя и его биографией.

Познакомить детей с многообразием книг, которые можно приобрести в книжном магазине, правилами поведения в магазине.

Закреплять знания детей о животных, их особенностях (авторы Е. Чарушин, К.Д. Ушинский и т.д.).

Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми.

Вызвать интерес к книге. Формировать представление у детей о роли книги в жизни человека. Познакомить с различными жанрами книг.

Развивать умение выразительно читать наизусть стихи, уверенно выступать перед аудиторией.

Работа с родителями

Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.

Развивать чувство юмора, творческое воображение.

Закреплять знания детей об особенностях небылиц, развивать воображение, мышление

Результаты реализуемого проекта:

Результат реализации проекта:

1. В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.

2. Дети научились узнавать на репродукциях и фотографиях писателей и поэтов.

3. Дети познакомились с иллюстраторами детской книги.

4. Были организованы для детей тематические выставки.

5. Дети научились ремонтировать книги.

6. Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.

7. Дети посмотрели презентации

8. Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию любви к чтению.

У детей остались хорошие впечатления, обогатился словарный запас, расширился кругозор.

Методические рекомендации для родителей, в очередной раз, убедили их в том, что домашнее чтение или сказка на ночь - неотъемлемая часть эмоционального и речевого развития ребенка.

Вид проекта : исследовательско-творческий; по составу участников - детско-взрослый, долгосрочный/сентябрь-май/.

Цели: развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности. : Видоизменение и совершенствование книжного уголка.

- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке библиотеки;

- обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанрах (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы);

- формировать интерес к оформлению книг, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций:

- развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;

- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных ими текстов, рассматривания книг и иллюстраций;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

-. Привлечь родителей к модернизации предметно-развивающей среды.

Участники проекта : администрация ДОУ, воспитатели, родители,дети подготовительной группы №2.

Этапы проекта :

1. Составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы.

2. Подобрать методическую, научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме.

3. Подобрать материал для продуктивной деятельности детей.

4. Изучить принципы построения предметно развивающей среды для детей.

5. Спроектировать среду.

6. Продумать оформление книжного уголка в соответствии с оборудованием и нормами эстетики.

Книга-лучше телевизора, поверьте!

Книгу можно подержать,

Ее можно полистать,

С нею можно поиграть,

И с неё нарисовать

Развиваем с книгой речь,

Надо нам ее беречь.

Книга - наш любимый друг

С ней не страшен нам досуг.

Формирование у детей интереса к художественной литературе является важнейшей задачей, которую ставят перед собой как воспитатели детского сада, так и родители.

Однако книги, дидактические материалы для игр в группе были в небольших объемах. Для того же, чтобы сформировать интерес к художественной литературе необходимо иметь запас иллюстрированных книг. Стихи, рассказы, хрестоматии, энциклопедии – все это является неотъемлемой частью литературного детского развития.

Первый – вводный, организационный.

Второй – продуктивный, подразумевающий работу непосредственно с самими детьми.

На первом этапе мы постарались привлечь родителей группы к изменению и модернизации уголка художественно-речевой деятельности, ведь они наши первые помощники!

Проектируя библиотечное пространство мы учитывали, чтобы среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию.

Построение развивающей среды с учетом принципов

1) открытости-закрытости, то есть готовности среды к изменению, корректировке, развитию;

2) принцип поло-возрастных различий как возможность для девочек и мальчиков проявить свои склонности;

Дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей.

Создавая мини библиотеку, делали все так, чтобы дети не потеряли чувства защищенности и безопасности.

Литература, полки, дидактические игры – все это элементарные составляющие любой мини библиотеки.

Книжный уголок должен быть привлекательный, располагающий ребенка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.

Наряду с книгами необходимо иметь и образно-символический материал (картинки, иллюстрации и альбомы) для рассматривания коллективно и индивидуально. Мы планируем оформить:

–альбомы со смешными картинками из юмористических книг;

–альбомы, составленные воспитателями вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года;

–альбомы с изображениями сказочных персонажей, с разными эмоциональными состояниями;

–портреты зарубежных детских писателей;

–портреты советских детских писателей;

–портреты русских детских писателей;

–мнемотаблицы по произведениям и сказкам;

–сказочные маршруты, лабиринты;

Для этого в центре творчества будет находиться следующий материал:

–раскраски (по сказкам, героям) ;

–цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;

–кисточки для рисования, аппликации;

–бумага для ремонта книг;

–дощечки для лепки;

–материал для ручного труда.

План реализации проекта :

Совместно с детьми :

–выставки самодельных книг;

–экскурсию в ближайшую библиотеку.

- Периодически организовывать тематические выставки:

–Наша Армия охраняет наше детство;

–Наши книжки о природе;

–Сказки А. С. Пушкина и другие;

–Театрализованное представление по произведениям и сказкам.

Сотрудничество с семьё й:

- Беседы в семье с детьми о своих любимых книгах детства, о наличии книг в домашней библиотеке.

- Памятка для родителей.

- Рекомендовать каждой семье: организовать вечера семейного чтения; записаться в библиотеку, посещать выставки, театры.

Деятельность с детьми и родителями:

- Рисование совместно с детьми иллюстрации своей любимой сказки.

- Изготовление сказочного костюма.

- Подбор книги для пополнения библиотеки сада.

Реализация проекта проходит через образовательные области:

Вид проекта : исследовательско-творческий; по составу участников - детско-взрослый, межгрупповой (участвуют дети среднего возраста) средней продолжительности.

Цели : развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Средний дошкольный возраст :

- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке библиотеки;

- обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанрах (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы);

- формировать интерес к оформлению книг, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций:

- развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;

- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных ими текстов, рассматривания книг и иллюстраций;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

– оформление книжного уголка рисунками, поделки, играми, рукописными книгами.

8. Провести в книжном уголке игры, дать задания и упражнения.

9. Провести мастер-класс по нетрадиционному рисованию с родителями и педагогом дополнительного образования по художественному творчеству.

10. Домашнее задание по изготовлению книжек-малышек с использованием рисунков, исполненных нетрадиционными методами.

  1. Презентация проекта
  1. Подготовиться к празднику открытия книжного уголка. Участвовать в презентации рукописных книг.
  1. Праздник открытия книжного уголка.

Воспитатель. Видели ли вы когда-нибудь по телевизору, как ведущий беседует с известными людьми: писателями, художниками, музыкантами, актерами театра и кино? В этом случае говорят, что ведущий берет интервью. Интервью проходит по заранее намеченному плану. Давайте поиграем. Я - работник телевидения. Хочу сделать передачу о детях, которые ходят в детский сад. Сейчас каждый из вас по очереди будет подходить к моему столу и отвечать на вопросы. Все ваши ответы я запишу и подготовлю рассказ о детях средней группы. Думаю, что такой рассказ будет интересно послушать вашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.

- Что ты любишь делать больше всего: рисовать, лепить, смотреть телевизор, слушать чтение книг, играть в компьютер, играть с другими детьми?

- Любишь ли ты, когда тебе читают книги?

- Кто чаще всего читает тебе дома?

- Кто из твоей семьи читает тебе лучше всех (мама, папа, бабушка, дедушка или кто-то другой)?

- Есть ли у тебя любимая книга? Назови ее.

- Есть ли у тебя любимый сказочный герой? Назови его.

Цель: формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта.

Воспитатель приглашает детей за столы, показывает книгу сказок.

Купила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку, Другой разорвал свою книжку. Купила братишкам по книжке, Но разные были братишки!

  • Что сделал первый мальчик со своей книжкой? А второй? Как же поступить теперь с этой разорванной книжкой? Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эту книгу, рассмотреть в ней
    картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ней. Давайте вспомним правила аккуратного обращения с книгами. (Совместно с детьми вспоминает: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом.)

Дети совместно с воспитателем рассматривают книги, отвечая на вопросы:

  • О чем рассказывается в твоей сказке?
  • Что сказочного в твоей истории?
  • Каким был главный герой в твоей сказке?

В ходе рассматривания иллюстраций книги педагог выделяет наиболее яркие в образном отношении слова и фразы, дает задания, направленные на воспитание интонационной выразительности речи:

  • Что сказала Снегурочка волку? Какими голосами говорили звери? (Дети отвечают, в разной тональности воспроизводя реплики зверей и Снегурочки.)
  • Попробуйте попросить печку (яблоньку) ласково, вежливым голосом.
  • Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эти книги вместе со мной или с родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом, и хранить в специально отведенном месте. Как называется это место в нашей группе? (Книжный уголок.)

Воспитатель советует навести порядок в книжном уголке: отобрать книги для детей младшей группы, проверить, все ли книги находятся в хорошем состоянии.

— Подумайте, как привести в порядок те книги, которые требуют ремонта? Что для этого потребуется? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает на следующий день посетить старшую группу, чтобы познакомиться с книжным уголком старших детей и узнать, каким образом они ремонтируют свои книги.

Цели: развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, подготовить к приходу в гости детей младшей группы.

Воспитатель. Есть ли у вас друзья? Кто они? Что вы любите делать вместе? Ссоритесь ли с друзьями? Какие слова вы говорите, когда хотите помириться друг с другом? Как можно помириться с другом? Как это можно сделать без слов?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет варианты примирения без слов и пробует применить их на практике: обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть вместе книжку и просто улыбнуться друг другу.

— А еще хозяева должны продумать, чем занять своих гостей,
чтобы они не заскучали. Как вы думаете, чем можно порадовать
наших малышей?

Обсуждая демонстрацию книжного уголка малышам, воспитатель предлагает еще раз рассмотреть книги, которые дети решили подарить своим гостям, кратко рассказать о них в соответствии с планом:

  • О чем рассказывается в твоей сказке?
  • Что сказочного в твоей истории?
  • Каким был главный герой в твоей сказке?
  • Важно не только занять гостей, но и проводить их так, чтобы им захотелось прийти к нам еще не раз. Как провожают гостеприимные хозяева своих гостей? (Приходите еще раз, спасибо, что при
    шли, рады были видеть вас.)

Экскурсия в старшую группу

Цели: побуждать к совместной деятельности со сверстниками, формировать готовность к участию в совместных мероприятиях.

Перед выходом из группы педагог предлагает детям вспомнить, как нужно вести себя в гостях (поздороваться с хозяевами. не шуметь).

— Сегодня в наш книжный уголок пришел доктор Айболит (один из детей старшей группы в белом халате и медицинской шапочке). Сейчас он посмотрит на книгу и определит, нужна ли ей помощь. Что случилось с этой книгой, доктор Айболит?

Старшие дети описывают порядок работы, а ребенок-Айболит вклеивает оторванный лист, используя заранее подготовленную полоску бумаги.

В заключение воспитанники старшей группы дарят гостям книги сказок, предварительно отобранные ими в своем книжном уголке (в соответствии со списком рекомендованной для детей средней группы литературы).

— Какими словами мы попрощаемся с гостеприимными хозяевами? (До свидания, всего доброго, до новой встречи, благодарим за экскурсию, спасибо, нам очень понравилось, приходите в гости к нам.)

Цели: развивать навыки выразительной передачи сказочных образов, готовиться к празднику открытия книжного уголка.

Предварительная работа: за день до организованного рассматривания воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассматриванию книг, полученных в подарок от воспитанников старшей группы.

Воспитатель. Посмотрите, сколько книг в нашем книжном уголке. Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. Кто может ответить, сколько сказок о лисе у нас есть?

Скажите, какая обычно лиса в сказках? (Красивая, хитрая, обманщица, коварная, плутовка.) А как вы думаете, смог ли кто-то хитрую лису в сказке хоть однажды перехитрить? Послушайте внимательно сказку, а потом ответите на этот вопрос.

После рассказывания сказки воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им история про маленького человечка Жихарку. Такая история могла бы быть на самом деле или это выдумка? Почему? Да, история про Жихарку — сказка. Какая была лиса в сказке? Да, лиса была хитрая, умная. Помните, как она выманила Жихарку из-под печки?

— Это ложка простая — . (Петина), это ложка простая — . (котова), а это ложка не простая — . (точеная, ручка золоченая). — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

Посмотрите на рисунок. Кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает: «Вот ложка

Воспитатель раздает детям шапочки персонажей сказки и предлагает поиграть в сказку.

Экскурсия в библиотеку

Цель: формировать специфические знания, умения и навыки для реализации проекта.

Воспитатель. Мы с вами пришли в библиотеку. Что такое библиотека? Этим словом называется дом, в котором хранят книги. Каждый может прийти сюда и на время взять почитать домой то, что ему нравится. В этой библиотеке хранится немало разных интересных книг. Покажет их и расскажет нам о самых необыкновенных книгах работник библиотеки — библиотекарь. Познакомьтесь: . (имя, отчество) — библиотекарь.

Воспитатель. В этой комнате хранятся самые необычные книги на свете. Все эти книги вы можете не только почитать, но и поиграть с ними.

Посещение Музея рукописной книги

  • В нашем необычном музее собирают, хранят и показывают книги, я буду вашим экскурсоводом. Книги, представленные здесь, не простые, а рукописные. Это значит, что создали их своими руками дети - ваши сверстники, которые, как и вы, ходят в детский сад. С помощью воспитателей и родителей они придумали сказки и рассказы, нарисовали картинки и отправили свои рукописные книги к нам в музей, чтобы все желающие могли полюбоваться результатами их труда.
  • Обычно в музее нельзя трогать предметы руками, чтобы случайно не разбить, не сломать ценную вещь, которую после этого никто больше не сможет увидеть, полюбоваться ею. В нашем музее вы можете не только потрогать рукописные книги, но и поиграть
    с ними.

Вопросы по окончании встречи

  • Как называется здание или просто комната-зал, где собирают, хранят и показывают всем желающим разные красивые, интересные предметы?
  • Кого надо внимательно слушать в музее?
  • Понравилось ли вам в Музее рукописной книги?

Цель: формировать положительное эмоциональное отношение к созданию приглашений для родителей на праздник открытия книжного уголка, первоначальное представление об эстетической оценке результатов собственной работы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть квадрат, показать его стороны и углы, сосчитать их. Спрашивает, как можно украсить квадратные листы бумаги, чтобы получились красивые пригласительные открытки для родителей на праздник открытия книжного уголка. (Можно нарисовать красивые узоры, цветы, шары. А можно украсить открытки маленькими квадратиками разных цветов )

Воспитатель. Возьмите в руки ножницы, посмотрите, правильно ли вы их держите (при необходимости поправляет положение пальцев ребенка). Раскройте ножницы, вставьте край полоски и аккуратно соедините кольца пальцами. Будьте осторожны в работе с ними, чтобы не поранить себя или своего соседа.

После того как квадраты для украшения готовы, педагог предлагает каждому ребенку разместить их на открытке и рассказать о расположении и сочетании цветов. В процессе наклеивания воспитатель напоминает детям о необходимости использования клеенки для намазывания клеем бумажных квадратов.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся открытки, на обороте которых заранее отпечатан текст приглашения родителей на собрание. Воспитатель обращает внимание детей на удачное сочетание цветов, композицию работ.

Игры, задания и упражнения в книжном уголке

■ Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц совместно с воспитателем.

  • Разыгрывание сказки при помощи предметов-заместителей (например: фломастер — дед, ручка - баба, карандаш — внучка, ластик — жучка).
  • Занимательные игры с книгами:

Выбрать, какие объекты, изображенные на страницах книги, относятся к миру природы (созданы природой), а какие можно отнести к предметам рукотворного мира (созданы человеком).

Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка толстая, а лист тонкий; в правом верхнем углу обложки находится . в левом нижнем углу — .

Придумать рассказ от лица книги по следующему алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов:

Праздник открытия книжного уголка

Цель: создать условия для презентации результатов продуктивной деятельности детей (рукописных книг).

В группу, где собрались дети и родители, входит бабушка Загадушка.

Бабушка Загадушка, Здравствуйте, я бабушка Загадушка. Сказки детям сказываю, загадки загадываю. (Обращается к детям.)

Вы любите сказки и загадки? А кто их вам читает, рассказывает да загадывает? (Родители, воспитатели.) Часто ли они это делают? (Часто, каждый день.) Ну тогда вы мою загадку легко отгадаете:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети. Вот, бабушка Загадушка, книги мы храним здесь, в этом специально отведенном месте, на полочках. Так это место и называется — книжный уголок. Посмотри, сколько в нем книг!

Бабушка Загадушка. Да, книг много, и все они такие разные. Чем же они отличаются? Давайте представим себе, что книги вдруг ожили и сами рассказывают о себе. (Проводит, игровое упражнение — рассказ от лица книги.)

После этого проводится литературная викторина. Дети с родителями делятся на две команды и выполняют следующие задания:

  • по обложке книги, иллюстрациям узнают и называют сказки. Если сказка народная, педагог уточняет страну происхождения. Если литературная, напоминает имя и фамилию автора;
  • подбирают картинки так, чтобы изображенные на них персонажи были из одной сказки.

Каждый ребенок с одним из членов своей семьи рассказывает о своей рукописной книге (в случае затруднений взрослый подсказывает нужное слово или фразу). По окончании презентации все участники праздника награждаются памятными сувенирами. Мероприятие заканчивается общим чаепитием детей и взрослых.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МБДОУ Гагинский детский сад №1

В средней группе

Составитель: воспитатель Шигина Г.П.

Вид проекта : исследовательско-творческий; по составу участников - детско-взрослый, межгрупповой (участвуют дети среднего возраста) средней продолжительности.

Цели : развить устойчивый интерес к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы; создать условия для активного использования литературного опыта детей в их творческой деятельности.

Средний дошкольный возраст :

- формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг, знакомить с правилами поведения в книжном уголке библиотеки;

- обогащать читательский опыт, дать первое представление об особенностях литературных и фольклорных жанрах (рассказы, стихи, загадки, сказки, небылицы);

- формировать интерес к оформлению книг, учить воспроизводить текст произведения при рассматривании иллюстраций:

- развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, самообслуживании, общении со взрослым) в соответствии с собственными эмоциональными запросами;

- способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта, в процессах чтения, анализа, инсценировки прочитанных ими текстов, рассматривания книг и иллюстраций;

- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности

2. Предложить принести из дома свою любимую книгу и рассказать о ее содержании.

3. Рассмотреть с воспитанниками книги в своей группе и определить, что можно подарить малышам; подготовиться к встрече с детьми младшей группы.

4. Посетить старшую группу, чтобы рассмотреть в ней книжный уголок, мастерскую по ремонту книг.

5. Предложить рассмотреть новые книги, полученные в дар от детей старшей группы. Обсудить оформление книжного уголка у старших детей, возможные варианты устройства такого уголка у себя в группе.

4. Экскурсия в старшую группу.

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы

6. Посетить ближайшую детскую библиотеку

6. Экскурсия в библиотеку

III. Реализация идеи

7. Художественно-продуктивная деятельность:

– оформление книжного уголка рисунками, поделки, играми, рукописными книгами.

8. Провести в книжном уголке игры, дать задания и упражнения.

9. Провести мастер-класс по нетрадиционному рисованию с родителями и педагогом дополнительного образования по художественному творчеству.

10. Домашнее задание по изготовлению книжек-малышек с использованием рисунков, исполненных нетрадиционными методами.

8. Игры, задания и упражнения в книжном уголке

IV. Презентация проекта

11. Подготовиться к празднику открытия книжного уголка. Участвовать в презентации рукописных книг.

11. Праздник открытия книжного уголка.

Игра "Интервью"

Воспитатель. Видели ли вы когда-нибудь по телевизору, как ведущий беседует с известными людьми: писателями, художниками, музыкан­ тами, актерами театра и кино? В этом случае говорят, что ведущий берет интервью. Интервью проходит по заранее намеченному плану. Давайте поиграем. Я - работник телевидения. Хочу сделать пере­ дачу о детях, которые ходят в детский сад. Сейчас каждый из вас по очереди будет подходить к моему столу и отвечать на вопросы. Все ваши ответы я запишу и подготовлю рассказ о детях средней группы. Думаю, что такой рассказ будет интересно послушать вашим мамам и папам, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам.

- Что ты любишь делать больше всего: рисовать, лепить, смот­ реть телевизор, слушать чтение книг, играть в компьютер, играть с другими детьми?

- Любишь ли ты, когда тебе читают книги?

- Кто чаще всего читает тебе дома?

- Кто из твоей семьи читает тебе лучше всех (мама, папа, бабуш­ ка, дедушка или кто-то другой)?

- Есть ли у тебя любимая книга? Назови ее.

- Есть ли у тебя любимый сказочный герой? Назови его.

Цель: формировать мотивы участия детей в предстоящей деятель­ ности по реализации проекта.

Воспитатель приглашает детей за столы, показывает книгу сказок.

Купила по книжке братишкам. Один прочитал свою книжку, Другой разорвал свою книжку. Купила братишкам по книжке, Но разные были братишки!

— Что сделал первый мальчик со своей книжкой? А второй? Как же поступить теперь с этой разорванной книжкой? Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эту книгу, рассмотреть в ней
картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ней. Давайте вспомним правила аккуратного обращения с книгами. (Совместно с детьми вспоминает: брать книги только чистыми руками, рассмат­ ривать, сидя за столом.)

Дети совместно с воспитателем рассматривают книги, отвечая на вопросы:

— О чем рассказывается в твоей сказке?

— Что сказочного в твоей истории?

— Каким был главный герой в твоей сказке?

В ходе рассматривания иллюстраций книги педагог выделяет наибо­ лее яркие в образном отношении слова и фразы, дает задания, направ­ ленные на воспитание интонационной выразительности речи:

— Что сказала Снегурочка волку? Какими голосами говорили звери? (Дети отвечают, в разной тональности воспроизводя реплики зверей и Снегурочки.)

— Попробуйте попросить печку (яблоньку) ласково, вежливым голосом.

— Чтобы каждый из вас мог еще не раз почитать эти книги вместе со мной или с родителями, рассматривать в них картинки, нужно бережно и осторожно обращаться с ними: брать книги только чистыми руками, рассматривать, сидя за столом, и хранить в спе­ циально отведенном месте. Как называется это место в нашей груп­ пе? (Книжный уголок.)

Воспитатель советует навести порядок в книжном уголке: ото­ брать книги для детей младшей группы, проверить, все ли книги находятся в хорошем состоянии.

— Подумайте, как привести в порядок те книги, которые требуют ремонта? Что для этого потребуется? (Ответы детей.)

Воспитатель предлагает на следующий день посетить старшую группу, чтобы познакомиться с книжным уголком старших детей и узнать, каким образом они ремонтируют свои книги.

Цели: развивать свободное общение со взрослыми и сверстника­ ми в ходе реализации проекта, подготовить к приходу в гости детей младшей группы.

Воспитатель. Есть ли у вас друзья? Кто они? Что вы любите делать вместе? Ссоритесь ли с друзьями? Какие слова вы говорите, когда хотите помириться друг с другом? Как можно помириться с другом? Как это можно сделать без слов?

Воспитатель вместе с детьми перечисляет варианты примирения без слов и пробует применить их на практике: обнять друг друга, погладить по голове, взяться за руки и заглянуть в глаза друг другу, подарить игрушку, посмотреть вместе книжку и просто улыбнуться друг другу.

— А еще хозяева должны продумать, чем занять своих гостей,
чтобы они не заскучали. Как вы думаете, чем можно порадовать
наших малышей?

Обсуждая демонстрацию книжного уголка малышам, воспита­ тель предлагает еще раз рассмотреть книги, которые дети решили подарить своим гостям, кратко рассказать о них в соответствии с планом:

— О чем рассказывается в твоей сказке?

— Что сказочного в твоей истории?

— Каким был главный герой в твоей сказке?

— Важно не только занять гостей, но и проводить их так, чтобы им захотелось прийти к нам еще не раз. Как провожают гостепри­ имные хозяева своих гостей? (Приходите еще раз, спасибо, что при­
шли, рады были видеть вас.)

Экскурсия в старшую группу

Цели: побуждать к совместной деятельности со сверстниками, формировать готовность к участию в совместных мероприятиях.

Перед выходом из группы педагог предлагает детям вспо­ мнить, как нужно вести себя в гостях (поздороваться с хозяевами. не шуметь).

— Сегодня в наш книжный уголок пришел доктор Айболит (один из детей старшей группы в белом халате и медицинской шапочке). Сейчас он посмотрит на книгу и определит, нужна ли ей помощь. Что случилось с этой книгой, доктор Айболит?

Старшие дети описывают порядок работы, а ребенок-Айболит вклеивает оторванный лист, используя заранее подготовленную полоску бумаги.

В заключение воспитанники старшей группы дарят гостям книги сказок, предварительно отобранные ими в своем книжном угол­ ке (в соответствии со списком рекомендованной для детей средней группы литературы).

— Какими словами мы попрощаемся с гостеприимными хозяе­ вами? (До свидания, всего доброго, до новой встречи, благодарим за экскурсию, спасибо, нам очень понравилось, приходите в гости к нам.)

Цели: развивать навыки выразительной передачи сказочных обра­ зов, готовиться к празднику открытия книжного уголка.

Предварительная работа: за день до организованного рассматри­ вания воспитатель привлекает детей к самостоятельному рассмат­ риванию книг, полученных в подарок от воспитанников старшей группы.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, сколько книг в нашем книжном угол­ке. Давайте проверим, кто из вас самый внимательный. Кто может ответить, сколько сказок о лисе у нас есть?

Скажите, какая обычно лиса в сказках? (Красивая, хит­рая, обманщица, коварная, плутовка.) А как вы думаете, смог ли кто-то хитрую лису в сказке хоть однажды перехитрить? Послушайте внимательно сказку, а потом ответите на этот вопрос.

После рассказывания сказки воспитатель спрашивает детей, понравилась ли им история про маленького человечка Жихарку. Такая история могла бы быть на самом деле или это выдум­ ка? Почему? Да, история про Жихарку — сказка. Какая была лиса в сказке? Да, лиса была хитрая, умная. Помните, как она выманила Жихарку из-под печки?

— Это ложка простая — . (Петина), это ложка простая — . (кото ва), а это ложка не простая — . (точеная, ручка золоченая). — эту я себе возьму. А Жихарка-то под печкой во весь голос:

— Ай-ай-ай, не бери, тетенька, я не дам!

Посмотрите на рисунок. Кот да петух плачут, рыдают. Кот лапкой слезы утирает, Петя крылышком подбирает: «Вот ложка

Воспитатель раздает детям шапочки персонажей сказки и предла­ гает поиграть в сказку.

Экскурсия в библиотеку

Цель: формировать специфические знания, умения и навыки для реализации проекта.

Воспитатель. Мы с вами пришли в библиотеку. Что такое биб­ лиотека? Этим словом называется дом, в котором хранят книги. Каждый может прийти сюда и на время взять почитать домой то, что ему нравится. В этой библиотеке хранится немало разных инте­ресных книг. Покажет их и расскажет нам о самых необыкновенных книгах работник библиотеки — библиотекарь. Познакомьтесь: . (имя, отчество) — библиотекарь.

Воспитатель. В этой комнате хранятся самые необычные книги на свете. Все эти книги вы можете не только почитать, но и поиг­ рать с ними.

Посещение Музея рукописной книги

- В нашем необычном музее собирают, хранят и показывают книги, я буду вашим экскурсоводом. Книги, представленные здесь, не простые, а рукописные. Это значит, что создали их своими рука­ ми дети - ваши сверстники, которые, как и вы, ходят в детский сад. С помощью воспитателей и родителей они придумали сказки и рассказы, нарисовали картинки и отправили свои рукописные книги к нам в музей, чтобы все желающие могли полюбоваться результатами их труда.

- Обычно в музее нельзя трогать предметы руками, чтобы слу­ чайно не разбить, не сломать ценную вещь, которую после этого никто больше не сможет увидеть, полюбоваться ею. В нашем музее вы можете не только потрогать рукописные книги, но и поиграть
с ними.

Вопросы по окончании встречи

- Как называется здание или просто комната-зал, где собирают, хранят и показывают всем желающим разные красивые, интерес­ ные предметы?

- Кого надо внимательно слушать в музее?

- Понравилось ли вам в Музее рукописной книги?

Цель: формировать положительное эмоциональное отношение к созданию приглашений для родителей на праздник открытия книжного уголка, первоначальное представление об эстетической оценке результатов собственной работы.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть квадрат, показать его стороны и углы, сосчитать их. Спрашивает, как можно украсить квадратные листы бумаги, чтобы получились красивые пригласи­ тельные открытки для родителей на праздник открытия книжного уголка. (Можно нарисовать красивые узоры, цветы, шары. А можно украсить открытки маленькими квадратиками разных цветов )

Воспитатель. Возьмите в руки ножницы, посмотрите, правиль­ но ли вы их держите (при необходимости поправляет положение паль­ цев ребенка). Раскройте ножницы, вставьте край полоски и аккурат­но соедините кольца пальцами. Будьте осторожны в работе с ними, чтобы не поранить себя или своего соседа.

После того как квадраты для украшения готовы, педагог предла­ гает каждому ребенку разместить их на открытке и рассказать о рас­ положении и сочетании цветов. В процессе наклеивания воспита­ тель напоминает детям о необходимости использования клеенки для намазывания клеем бумажных квадратов.

В конце занятия дети рассматривают получившиеся открытки, на обороте которых заранее отпечатан текст приглашения родите­ лей на собрание. Воспитатель обращает внимание детей на удачное сочетание цветов, композицию работ.

Игры, задания и упражнения в книжном уголке

• Рассматривание иллюстраций. Педагог предлагает детям рас­ сказать, что изображено на картинке в книге. После этого обращает их внимание на то, что картинки в книгах нужно рассматривать много раз, — только так можно заметить все изображенное худож­ ником. В качестве примера дополняет рассказ детей своими наблю­ дениями, включая в высказывания образные слова и выражения из сказок.

• Самостоятельное придумывание чистоговорок, текстов сказоч­ного содержания.

■ Пересказ сказок с помощью мнемотаблиц совместно с воспи­ тателем.

• Разыгрывание сказки при помощи предметов-заместителей (например: фломастер — дед, ручка - баба, карандаш — внучка, ластик — жучка).

• Занимательные игры с книгами:

Выбрать, какие объекты, изображенные на страницах книги, относятся к миру природы (созданы природой), а какие можно отнести к предметам рукотворного мира (созданы человеком).

Рассмотреть книгу с точки зрения математики: книга объемная, а лист плоский; форма книги и листа прямоугольная; обложка тол­ стая, а лист тонкий; в правом верхнем углу обложки находится . в левом нижнем углу — .

Придумать рассказ от лица книги по следующему алгоритму с использованием карточек-схем для описания предметов:

Праздник открытия книжного уголка

Цель: создать условия для презентации результатов продуктивной деятельности детей (рукописных книг).

Ход праздника

В группу, где собрались дети и родители, входит бабушка Загадушка.

Бабушка Загадушка, Здравствуйте, я бабушка Загадушка. Сказки детям сказываю, загадки загадываю. (Обращается к детям.)

Вы любите сказки и загадки? А кто их вам читает, рассказывает да загадывает? (Родители, воспитатели.) Часто ли они это дела­ ют? (Часто, каждый день.) Ну тогда вы мою загадку легко отга­ даете:

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Дети. Вот, бабушка Загадушка, книги мы храним здесь, в этом специально отведенном месте, на полочках. Так это место и называ­ ется — книжный уголок. Посмотри, сколько в нем книг!

Бабушка Загадушка. Да, книг много, и все они такие разные. Чем же они отличаются? Давайте представим себе, что книги вдруг ожили и сами рассказывают о себе. (Проводит, игровое упражнениерассказ от лица книги.)

После этого проводится литературная викторина. Дети с родите­ лями делятся на две команды и выполняют следующие задания:

— по обложке книги, иллюстрациям узнают и называют сказки. Если сказка народная, педагог уточняет страну происхождения. Если литературная, напоминает имя и фамилию автора;

— подбирают картинки так, чтобы изображенные на них персона­ жи были из одной сказки.

— На праздник принято дарить подарки. Сегодня наш книжный уголок пополнится замечательными рукописными книгами, кото­ рые наши дети и их родители создали своими руками. Добро пожа­ ловать на презентацию рукописных книг.

Каждый ребенок с одним из членов своей семьи рассказывает о своей рукописной книге (в случае затруднений взрослый под­ сказывает нужное слово или фразу). По окончании презентации все участники праздника награждаются памятными сувенирами. Мероприятие заканчивается общим чаепитием детей и взрослых.

2 Творческий проект Развитие творческого потенциала каждого участника проекта Развитие творческого потенциала каждого участника проекта Поддерживать интерес к книгам, литературным произведениям различной тематики Поддерживать интерес к книгам, литературным произведениям различной тематики Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки, закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке Познакомить с историей создания книги, работой библиотеки, закреплять правила обращения с книгой, поведения в библиотеке Внедрение современных технологий, способствующих развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей дошкольника Внедрение современных технологий, способствующих развитию мышления, творческих и коммуникативных способностей дошкольника

3 Обогатить педагогический опыт родителей Обогатить педагогический опыт родителей Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми в рамках проекта

5 Цели проекта Развитие устойчивого интереса к книге как самостоятельному, наглядному объекту литературы Воспитание будущих книголюбов

7 Чтение художественной литературы Интеграция образовательных областей Социализация Здоровье Познание Художественное творчество Физическая культура Коммуникация Труд Безопасность Музык а

8 Этапы проекта 1 этап – организационный Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1 этап – организационный Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 2этап –планирование работы Выбор идей, поиск путей решения проблемы 3 этап – реализация проекта 4 этап – презентация проекта

14 ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ Настя Орлова и мама Ольга Николаевна Алиса Филатова и брат Егор Богдан Аскарзода

16 БИБЛИОТЕКА КНИЖКИНДОМКНИЖКИНДОМ ВСЁ ПО-НАСТОЯЩЕМУ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ УГОЛОК

18 РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА В результате совместной деятельности воспитанников и педагогов ДОУ дети приобщились к высокохудожественной литературе и театральной деятельности, расширили кругозор о детских книгах, их авторах, персонажах. Научились иллюстрировать, инсценировать литературные произведения, изготавливать книги своими руками. Дети познакомились с творчеством художника-иллюстратора В.Г. Сутеевым. Пополнилась библиотека группы. Проектный метод развил познавательный интерес к различным областям знаний у детей, сформировал навыки сотрудничества.

Читайте также: