Какие школы были на руси в старину кратко презентация

Обновлено: 08.07.2024

3. Что такое Русь?

Древняя Русь-появилась в 862 г.
Население Древней Руси — жители Древнерусского государства в Восточной
Европе, возникшего в IX веке в результате объединения восточнославянских племен,
а также ряда финно-угорских племён, под властью князей династии Рюриковичей.
Точноя численность населения Древней Руси неизвестна.

4. Откуда пошло слово Русь

Название Руси произошло от летописного племени Русь, составившего верхушку
Древнерусского государства. В некоторых источниках, относящихся к XI—XII векам,
употребление понятий Русь или Русская земля ограничивается лишь Киевским княжеством как
коллективным владением князей-Рюриковичей и местонахождением великокняжеского
престола. С середины XI века это название постепенно переходит на все удельные княжества. В
историографии термин Русь распространяется на всю территорию Древнерусского
государства с момента его основания в 862 году. Вследствие политического разделения Руси
возникли уточняющие термины, такие как Великая Русь, Малая Русь, а также
позднесредневековые деления по цветной схеме.
История Древней Руси охватывает период с образования во второй половине IX века Киевской
Руси до монгольского нашествия. В 882 году новгородский князь Олег захватил Киев,тем самым
объединив под одной властью северные и южные земли восточных славян.

5. Школы

Школа В Древней Руси была одна на несколько деревень. К
примеру сегодня, в Горбунках, Разбегаево, Навополье одна
школа на 3 поселения.
Как правела учились примерно 20 детей.

6. В 988 г. училось 300 мальчиков

Первая школа в Древней Руси была
построена в 988 году, по инцеативе Князя
Владимира.
В школе князя Владимира обучалось 300
мальчиков. Учителями являлись
приглашенные византийские монахи.
Считается, что в этой школе преподавался
только один предмет, а именно книжное
дело, т.е. детей учили читать.
Эксперты и историки подсчитали, что самые
первые школы на Руси были построены в
городе Киев.

7. Женские школы

8. Никаких оценок

9. Доступность

После реформы Петра I в школах многое изменилось. Образование
приобрело светский характер: богословие теперь преподавали
исключительно в епархиальных школах. По указу императора в городах
открыли так называемые цифирные школы – там учили только грамоте и
азам арифметики. В такие школы ходили дети солдат и нижних чинов. К XVIII
веку образование стало более доступным: появились народные училища,
которые было разрешено посещать даже крепостным. Правда,
подневольные люди могли учиться только в том случае, если помещик решит
оплатить их образование.
Раньше в школах не было деления на предметы. Лишь в XIX веке начальное
образование стало бесплатным всех. Крестьяне ходили в приходские школы,
обучение в которых длилось всего один год: считалось, что для крепостных
этого вполне достаточно. Дети купцов и ремесленников в течение трех лет
посещали уездные училища, а для дворян были созданы гимназии. Крестьян
учили только грамоте и счету. Мещан, ремесленников и купцов, кроме всего
этого, обучали истории, географии, геометрии и астрономии, а дворян в
школах готовили к поступлению в университеты. Стали открываться женские
училища, программа в которых была рассчитана на 3 года или 6 лет – на
выбор. Общедоступным образование стало после принятия
соответствующего закона в 1908 году. Сейчас система школьного
образования продолжает развиваться: в сентябре дети садятся за парту и
открывают для себя целый мир новых знаний – интересных и необъятных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

 Древнерусские школы

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Древнерусские школы

началось только после крещение народа князем Владимиром Святославовичем. Пер.

Семейное воспитание детей в этот период по-прежнему строилось на основе наро.

В монастырях Руси сложилось отношение к книжным знаниям как к духовному сокро.

являлась настоящим дворцовым учебным заведением. В ней обучали не только гра.

Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а.

Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно.

В Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и во.

В Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах.

Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище Школяру, при.

Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы.

Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим.

Наказание в школе

Наказание в школе

Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских.

В системе древнерусского обучения важнейшая роль отводилась учителю. От его з.

1 Проект на тему: Школы Древней Руси. Проект подготовила: Заворина Татьяна 3 А класс школа 50 Классный руководитель: Пияшева Е.М год

2 Задачи Узнать когда на Руси возникли первые школы. Изучить кто являлся учениками. Расширить свое представление о школе Древней Руси

3 Первоначально, в Древней Руси образование не играло важной роли, так как кроме детей богатых бояр и дворянских семей, больше никто не мог обучаться науке. Основную часть населения составляли крестьяне, которые днем и ночью занимались обработкой своих земель, и угодий собственного хозяина. Но ситуация начала меняться в период крещения Руси.

6 Обучаться в школе во время правления князя Владимира могли только мальчики, а первым предметом для их обучения стало книжное дело. Считалось, что мужчины должны быть более подкованы в общении, а девушки не должны знать грамоту, так как они станут будущими хозяйками, и в их обязанности будет входить только правильное владение домашним хозяйством. А для этого знать грамоту совсем не обязательно. И только в мае 1086 года на Руси появляется самое первое женское училище, основателем которого является князь Всеволод Ярославович. Его дочь, Анна Всеволодовна одновременно и возглавляла училище, и обучалась наукам. Только здесь молодые девушки из богатых семей могли обучиться грамоте и различным ремёслам.

8 Школа XIV в. Миниатюра из "Жития Сергия Радонежского" Фрагмент.Конец XVI в.

9 На Руси учебные заведения именовались училищами: слово школа вошло в обиход начиная с XIV века. Уже в первой половине XI века нам известны дворцовая школа князя Владимира в Киеве и школа, основанная Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования, как и в учебных заведениях Запада, составляли восходящие к античности семь свободных искусств: грамматика, риторика, диалектика (так называемый тривиум), арифметика, геометрия, музыка и астрономия (так называемый квадривиум). Особые школы существовали для обучения грамоте и иностранным языкам; По образцу киевской и новгородской при дворах русских князей открывались и другие школы – например, в Переяславле, Чернигове, Суздале школы создавались при монастырях. Школы были не только учебными заведениями, но и центрами культуры, в них делались переводы древних и византийских авторов, переписывались рукописи.

10 Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще безграмотным. Однако найдены многочисленные берестяные грамоты XI–XIII вв., причем не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах; по их содержанию видно, что их авторами были люди самого различного социального положения, в том числе купцы, ремесленники, даже крестьяне, встречались и грамоты, написанные женщинами. Сохранилась даже грамота, служившая ребенку школьной тетрадкой. Есть и другие как прямые, так и косвенные свидетельства относительно широкого распространения грамотности в Древней Руси. Упадок культурной жизни Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразился и на образовании. Из в основном светского оно стало почти исключительно духовным (монастырским). Именно православные монастыри сыграли в это время (XIII–XV вв.) роль хранителей и распространителей российского образования.

11 Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Начинается все с прихода детей утром в специальный дом - училище Школяру, пришедшему в школу ранним утром, предстояло провести в ней целый день, до звона к вечерней службе, который был сигналом и к окончанию занятий. Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся "дружина" совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву. Затем ученики подходили к старосте, выдававшему им книги, по которым предстояло учиться, и рассаживались за общим длинным ученическим столом. Каждый занимал место, указанное ему учителем.

12 Книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, "замкнув книгу", всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней "указательных древец" (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте. Запрещалось ученикам рассказывать вне стен школы о том, что в ней происходит. Ученики должны были "пристроять школу": мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под "светцем" – подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным – на дежурство) староста школьной "дружины" назначал учеников посменно.

13 Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а "ради нужды на двор отходити" можно было с разрешения старосты считанные разы. В школе Древней Руси ленивых, нерадивых и строптивых учеников наказывали розгами

14 Итак, большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Для того чтобы иметь возможность отдохнуть или отлучиться по необходимым делам, учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Поэтому выбор старосты и для ученической "дружины", и для учителя было делом важнейшим.

15 Из учеников выбирался один староста и два его подручных, поскольку круг обязанностей "избранных" был необычайно широк. Они наблюдали за ходом учебы в отсутствие учителя и даже имели право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Выслушивали уроки младших школьников, собирали и выдавали книги, следили за их сохранностью и должным с ними обращением. Ведали "отпуском на двор" и питьем воды. Наконец, распоряжались отоплением, освещением и уборкой школы. Староста и его подручные представляли учителя в его отсутствие, а при нем – доверенных помощников. Всё управление школой старосты проводили без всякого доносительства учителю.

16 . Школа в Московской Руси. Картина художника Б. М. Кустодиева

18 Выводы: Школа Древней Руси. Понравилось: Бережное отношение к книгам; Дисциплина ; Назначение старост из учеников. Не понравилось: Длительное нахождение детей в школе; Наказания розгами; Мало книг; Мало изучалось наук; Мальчики и девочки обучались раздельно. Современная школа. Нравиться: Много книг и они принадлежат ученику; Между уроками есть переменки; Не применяются физические наказания к провинившимся; Изучение многих наук; Мальчики и девочки обучаются вместе; Не нравится: Низкая дисциплина учеников; Не уважительное отношение к учителям и взрослым; Грубость старшеклассников к младшим.

Просвещение в Древней Руси: о первых школах и книгах.

Русь древняя Русь православная

Кадило – металлический сосуд на цепочке для окуривания ладаном церковного помещения при богослужении. Летописец – человек, который записывал достоверные события в свою рукопись. Летопись – (лето-год, писать) рукописная книга, в которой в далёком прошлом записывались все события, случившиеся за лето.

Школа Московской Руси

Памятный знак первой школе на Руси, Киев

Первые рукописные книги на Руси

Береста – верхний слой коры берёзы, на которой палочкой продавливали буквы. Папирус – полученные из тростника и склеенные в один свиток полосы, на которых можно писать. Свиток – свёрнутая длинная-предлинная рукопись. Пергамент – специально обработанная телячья, свиная или баранья кожа, на которой можно было писать. Тетрадь – (греч.- четвёрка) свёрнутые вчетверо листы, на которых писали.

Создатели русской азбуки – Кирилл и Мефодий

Первый печатный станок

Русь! Нет в мире края Ближе и родней! Утром, просыпаясь, Ты идёшь по ней. Ласковое солнце Сушит влагу рос, Заплетает косы Молодых берёз. Мы с лучами солнца Шлём тебе привет. Он к тебе в оконце Прилетел, иль нет? Весело глядятся Лучики в стекло, Чтоб согрелась радость И исчезло зло.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ. КРЕЩЕНИЕ РУСИ.

Окружающий мир. 4 класс.

презентация к внекласному занятию в начальной школе "Крещение Руси": "Князь Красное Солнышко"

В презентаии освещены причины и последствия крещения Руси доступным для младшего школьника языком. презентацию можно использовать на внеклассных мероприятиях в начальной школе.

Презентация поможет полноценно провести урок музыки в 3 классе .

Презентацию можно использовать на уроках музыки в начальной школе по программе авт.В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.



" Художественные ремёсла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артисты на Руси." Урок окружающего мира.

Интьегрированный урок окружающего мира для 4 класса "Художественные ремесла в Древней Руси. Обрядовые праздники. Скоморохи-первые артистты на Руси".

Как появилась школа: от Древней Руси до современности. Первые школы на Руси

Российская школа в своем развитии прошла длительный путь. Ее история началась во времена древней Руси. С тех пор произошло немало изменений.

Читайте также: