Как было организовано управление в римской империи кратко

Обновлено: 05.07.2024

могло объявлять войну или заключать мир, принимать и отменять коны, избирать всœех высших должностных лиц. Но ни один не мог быть принятым народным собранием без его обсуждения в сенате. Сенат состоял из 300 человек.

Непосредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на один год. Главными из этих должностных лиц я влились консулы. Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обсто­ятельств на 6 месяцев назначался диктатор, который обладал неограниченными правами, ему подчинялись консулы.

На всœе государственные должности избирались только патри­ции. Οʜᴎ захватили и большую часть бывших царских земель. Из этих земель патриции предоставляли участки плебеям за плату. При этом плебеи упорно боролись за свои права. Со временем они стали составлять большую часть римского войска. Патриции вы­нуждены были пойти на уступки. Была учреждена должность на­родного трибуна. Плебеи избирали двух народных трибунов, кото­рые могли приостанавливать решения сената͵ народного собра­ния (право ʼʼветоʼʼ).

Плебеи также требовали записать законы с целью предупре­дить злоупотребления со стороны патрициев. После долгих обсуж­дений законы были выбиты на 12 медных досках (таблицах) и выставлены на всœеобщее обозрение. Законы 12 таблиц подтверж­дали частную собственность на землю и всœе остальное имущество граждан.

В серединœе IV в. до н. э. по предложению народных трибунов Секстия и Лициния были приняты законы о выделœении плебеям

участков из земель, присоединœенных к тому времени к Римской республике в результате завоеваний. Другой закон определял, что отныне один из консулов должен быть обязательно плебеем. Рим­ских граждан теперь нельзя было превращать в рабов за долги. Борьбу плебеев с патрициями запершило принятие в начале III в. до н. э. закона, по которому плебесциты (решения плебейских со­браний) были обязательны для всœех граждан, в т. ч. и для патрициев.

Патриции и плебеи перестали враждовать друг с другом. Их верхушка объединялась в сословие сенаторов — членов сената. Средние земледельцы, торговцы и вообще зажиточные люди на­зывались всадниками. Вес остальные горожане-бедняки составля­ли плебс (в новом значении этого слова). Все граждане Рима неза­висимо от положения считались рапными перед законом.

С конца II в. до н. э. Римская республика вступила в исторический период общественно-политических кризисов и военных конфликтов. Борьба за землю, которую постоянно – то легальными способами, то путем восстаний – вели беднейшие слои римской общины, приняла крайние формы открытого конфликта плебейских магистратур с патрицианским Сенатом. Благодаря агрессивной военной политике, делавшей из римского полиса средиземноморскую державу-империю, в Италии резко возросло количество рабов, занятых в частных хозяйствах и на общественных работах. Это привело к почти постоянным восстаниям рабов, крупнейшие из которых – Первое и Второе сицилийские восстания, восстание Спартака – едва не сокрушили военную и государственную машину Рима. В начале I в. до н. э. между Римом и прежде союзными жителями большинства областей Италии разразился конфликт в виде многолетней Союзнической войны (91-88 гг.), одним из результатов которой стало предоставление италикам прав римского гражданства, хотя с сохранением политического доминирования римлян. Наконец, итогом постоянно нараставших в своих проявлениях социальных противоречий внутри римского полиса стало размежевание на своего рода политические движения – партии оптиматов (выражавших интересы богатых и аристократически-республиканских слоев) и популяров (объединивших недовольных из новых легионеров, офицерства и люмпенизирующегося плебса). Противоречия и борьба между этими партиями были настолько сильны, что привели к почти постоянным, сменявшим одна другую гражданским войнам в Риме, которыми, в свою очередь, не замедляли всякий раз воспользоваться в личных интересах удачливые полководцы, военные вожди либо политики, использовавшие ситуацию для утверждения личной власти.

Разнородные конфликты и социальные противоречия, осложненные не очень удачными для Рима внешними войнами, создали качественно новую государственно-политическую ситуацию: государственная организация республики обнаружила свое несоответствие времени и главенствующим общественным настроениям, и Рим стал решительно двигаться в направлении к военной монархии эллинистического типа, с классическими образцами которой соприкоснулся в ходе восточных завоеваний. Несколько исторических факторов способствовали этому движению.

Государственная организация принципата

Государственный строй принципата представлял переходный тип – своего рода диархию, двоевластие. Власть была юридически и фактически поделена между императором-принцепсом (полномочия и роль в государстве которого возрастали от десятилетия к десятилетию) и республиканскими учреждениями – Сенатом и народными собраниями (полномочия и деятельность которых постепенно сокращались). Номинально все республиканские институты продолжали существовать, но их взаимоотношения и правовой статус настолько изменились, что облик нового строя определялся уже не ими.

2. Институты старой республики частью стали вырождаться, частью потеряли прежний статус. Народные собрания всех видов практически перестали созываться (впрочем, это характерно уже для сер. I в. до н. э.), их полномочия перешли к Сенату. Последние центуриатные комиции собирались по вопросу законодательства в 96 г., по выборам магистратов – около 117 г. Сенат количественно вырос – до 600 членов, сенаторы назначались императором, причем некоторые должности были сами по себе сенаторскими. При Августе Сенату был дан особый устав, согласно которому упорядочивалась его государственная деятельность: сенаторы обязывались собираться не менее двух раз в месяц, высказывание принцепса определяло ход обсуждений. Между 30 и 70 гг. Сенат потерял многие свои полномочия: внешнеполитические акты, соблюдение порядка в городе; патриции составляли в Сенате уже не более 12%, а значительная часть мест замещалась назначенцами императора. Место законодательных актов заняли постепенно сенату с-консульты, которые с конца II в. стали только воспроизведением предложений (oratio) императора. Из республиканских магистратур большинство сохранилось только номинально: власть консулов предельно сократилась, число их порой доходило до 25 за год (в 189 г.), трибуны лишились права возражений и veto, только преторы сохранили свое значение в сфере юрисдикции и управления провинциями; к концу II в. эдилы и трибуны перестали назначаться, система прохождения магистратур упростилась.

* В связи с основными своими обязанностями этот префект ведал и делами имущественных конфискаций, столь существенными для власти.

Переход к новым формам монархии

Наиболее важные исторические шаги в эволюции государственного строя империи связаны с правлением императоров Диоклетиана и Константина. В правление Диоклетиана (284-305 гг.) были проведены военные, административные и территориальные реформы, придавшие империи новый облик и значительно усилившие центральную императорскую власть. В особенности существенной была территориально-политическая реформа: империя, без какого-либо огляда на традиции, была поделена на 4 области с собственной политической властью, замыкавшейся только на императоре; старая Италия вместе с Римом также была включена в единую структуру державы – после этого существование собственных особых в ней магистратур практически утеряло смысл. Началось отделение гражданского управления от военного, характерное для завершенных монархических укладов государства.

В правление императора Константина (306-337 гг.) завершилось преобразование государственного уклада империи в новую монархию. Империя окончательно преобразовалась территориально, разделившись на две части – Западную и Восточную; столица из Рима была перенесена в малоазиатский город Византий, названный вскоре Константинополем. Управление государством стало основываться только на организации, порожденной императорским двором и служилой бюрократией. В 313 г. Миланским эдиктом (по предыдущей столице империи) христианство получило официальное признание в государстве, а с 337 г. стало государственной религией; это внесло новую политическую идею в действия власти: служение не людям, а Богу.

Система управления при доминате

Прежний Сенат был практически отстранен от дел, а звание сенатора осталось только как почетное обозначение привилегированного сословия. Осталось почетное наименование консулов – но они уже только назначались императором и были своего рода традиционными управителями, выполняющими поручения монарха. Полностью – даже формально – исчезло из государственного уклада начало выборности должностных лиц.

Территориальную администрацию представляли префекты претория – с 293 г. их стало четверо. Префекты обладали в главном военной властью и высшей юрисдикцией, для ведения гражданских дел при них возникла должность территориального викария. В провинциях, округах сложилась своя администрация.

С начала III в. с распространением христианства, частичным, а затем и полным его огосударствлением, стала укрепляться новая система церковного управления. Глава римского церковного округа – епископ – с III в. начал предъявлять претензии на главенство во всей христианской церкви – в V в. ему был присвоен титул папы; в сер. V в. римские епископы добились от императора подчинения их суду в церковных и духовных делах епископов империи. В конце IV – начале V в. появился церковный чин патриарха – с разделением империи на Восточную и Западную несколько восточных патриархов стали полностью независимыми. Сфера церковного управления и юрисдикции постепенно начала расширяться, захватывая многие вопросы, ранее подверженные гражданскому суду, различные категории и нецерковного населения.

Провинциальная организация империи

Особая система местного, провинциального управления стала формироваться в Римской империи еще в период республики. При монархии она стала существенной частью государственной организации, и даже одним из факторов, способствовавших становлению монархической государственности.

Первые провинции будущей империи были образованы в ходе войн за овладение Италией: в 226 г. до н. э. для управления Сицилией и, отдельно, Сардинией и Корсикой впервые были избраны два особых претора; несколько позднее – еще два претора для новозавоеванных провинций в Испании. Преторам принадлежало военное командование армией в провинции, право общего управления и, на основе власти imperium, юрисдикция. Правители провинций получали название пропреторов или проконсулов, что означало предоставление им в принципе власти, соответствующей аналогичным римским магистратурам. В 191 г. до н. э. и сама Италия была поставлена в ранг провинции для проконсульского управления.

В период поздней республики верховное управление принадлежало Сенату: он определял туда необходимые войска, выделял субвенции на управление провинцией. Пропретор или проконсул избирались из, как правило, бывших магистратов того же ранга. Назначались они обычно на один год, но нередки были продления их полномочий, так что реально они исполняли обязанности правителей по 3, 5 или 7 лет. При назначении преемника правитель обязан был покинуть провинцию в течение 30 дней. Главным правилом его управления был запрет на пересечение границ провинции, в особенности во главе войск – это рассматривалось как тяжкое преступление против величия римского народа.

В период домината в управлении провинциями существенно возросла роль префектов претория – они были практически на положении вице-императоров в своих областях. Префекты располагали собственной администрацией, издавали собственные эдикты-распоряжения, имевшие правовое значение. К концу III в. число провинций было значительно увеличено: с прежних 48 до 120. Между провинциями исчезло различие императорских и сенатских: все они управлялись легатами или прокураторами, назначенными монархом и Сенату совершенно неподконтрольными. Провинции группировались в 12 округов – диоцезов, во главе которых были свой учреждения – консистории. Военные и гражданские полномочия по-прежнему принадлежали разным ветвям управления.

Возрастание роли императора в управлении провинциями, его непосредственное влияние на администрацию провинций (а тем самым и обогащение казны принцепса, сплочение в администрации обширного слоя новых людей) было одним из важных факторов становления новой монархии в Римской империи.

Другим таким фактором, который единоличные правители и создавали сами, и одновременно использовали для своей власти, была эволюция военной организации Рима.

Военная организация империи

Военная организация Римской республики основывалась на принципе обязательной и всеобщей воинской повинности граждан (см.§ 14). Право служить в армии – и, следовательно, возможность рассчитывать на долю военной добычи, земельные наделы – составляло даже почетное право гражданина. Такое строение армии было одной из важных гарантий подчиненности легионов народным органам власти и магистратам, гарантией неразрывности армии и римской общины.

На рубеже II-I вв. до н. э. в организации римской армии произошел первый важный сдвиг. После Союзнических войн и предоставления прав гражданства большинству населения Италии союзники получили право служить в легионах наравне с римлянами, и скоро они уже стали составлять до 2/3 всех легионов. Количественный рост могущих служить в армии привел к постепенной замене обязательной службы добровольной – на основе вербовки, которую осуществляли специальные надсмотрщики. Особую часть армии стали составлять вспомогательные войска, набранные из провинций вне Италии. В результате реформы Гая Мария (107 г. до н. э.), вызванной в том числе затруднениями с набором в основные легионы, в римскую армию стали брать всех желающих (граждан и неграждан, в том числе несостоятельных и рабов); старые цензовые принципы отошли в прошлое. Войскам стали выплачивать повышенное и регулярное жалованье, перешли на государственное снабжение оружием и снаряжением. Хотя формально воинская повинность не была отменена, реально произошел переход к постоянной армии.

Окончательно переход к профессиональной армии осуществился в период принципата. В легионы набирали добровольцев из числа любых жителей империи, граждан и неграждан. За службу, помимо обычного жалованья и наград, ветеранам выдавали земельные участки в провинциях. Для профессиональной армии тем самым полководец, глава армии (особенно удачливый и щедрый) стал представлять большую ценность, чем, собственно, подчинение государственным органам власти. Это способствовало становлению режима личной власти и в конце концов военной монархии. Кроме того, при Августе армия в целом разделилась на территориальную (легионы в провинциях) и внутреннюю. Ядро последней составили специально набранные – уже, как правило, из неримлян – 9 тысячных отрядов и конная гвардия – так называемая cohors pretoria, или преторианцы. Эти отборные части, подчиненные офицерам-римлянам и лично императору, стали основной опорой его власти, влияя подчас и на политические решения и на судьбу наследников императора.

Очевидно, что такая армия не могла быть значительной по размерам и обеспечивать новые политические и военные задачи империи. При Диоклетиане вводится рекрутский набор воинов с латифундистов, на службу в римскую армию начали регулярно привлекать варваров-наемников. Это способствовало, с одной стороны, примирению с пограничными народами и полугосударствами, а с другой – размыванию военно-политического единства империи. Армия становилась совершенно самостоятельной силой, организация и действия которой все более отдалялись от государственной администрации.

В начале IV в. организация армии еще более изменилась в сторону возрастания роли наемников-неримлян. Незначительную часть армии (всего насчитывавшей с III в. до 72 легионов и 600 тыс. солдат) составляли граждане империи. Большинство было наемниками из союзных народов (так называемых федералов) или из полусвободного населения. Варваризация армии привела к тому, что даже преторианские когорты, личная охрана императора были набраны из пришлого населения, не имевшего никакой привязанности, кроме наживы, к Риму и к задачам государства. Варвары стали составлять большинство офицерства и даже высших командиров. Многие легионы были построены уже в традициях организации не римской армии, а согласно боевым навыкам союзных народов – главным образом придунайских и германских племен. Нередки были случаи, когда такая армия предпочитала проявлять себя не в военных операциях, а в решении политических дел, низложении императоров. Участие армии в дворцовых переворотах стало едва ли не важнейшим показателем общего политического кризиса Римской империи к V в.

Армия стала одним из ускорителей объективного распада Римской империи. В конце IV в. (395 г.) полностью обособилась восточная часть под именем Византии, положив начало собственной тысячелетней государственности (см. § 40). Судьба западной части империи с центром в Риме сложилась иначе.

В начале V в. Римская империя стала испытывать постоянный натиск кочевых племен и германских народов с севера, подталкиваемых Великим переселением народов, всколыхнувшим в IV-V вв. Азию и Европу. Социальный кризис внутри самой империи, распад военной организации сделал Рим неспособным к реальному отпору новым силам. В 410 г. войско племени вестготов под водительством вождя Алариха разрушило город, власть в Западной империи перешла под контроль германских вождей. Столицей империи стал небольшой североитальянский город Равенна. Империя постепенно распадалась, под властью императоров оставались только Италия и часть галльских провинций. В 476 г. германский вождь Одоакр свергнул с престола последнего римского императора, которого, по странному капризу истории, тоже звали Ромулом. Западная Римская империя и тысячелетняя государственность прекратили свое существование.

Управление Древним Римом первоначально было весьма архаич­ным: во главе его стояли цари, власть которых ещё напоминала власть вождя. Цари возглавляли городское ополчение, выполняли функции верховного судьи и жреца. Большую роль в управлении Древним Римом играл сенат — совет старейшин родов.

Непосредственно управляли государством должностные лица, которые избирались народным собранием сроком на 1 год. Главными из этих должностных лиц являлись консулы.Два консула управляли государством, командовали войсками, судили граждан и составляли списки членов сената. В случае чрезвычайных обсто­ятельств на 6 месяцев назначался диктатор,который обладал неограниченными правами, ему подчинялись и консулы. Ниже консулов стояли два претора, которые отвечали за судопроизводство. Цензорыпрово­дили перепись имущества граждан, то есть определяли принадлеж­ность к тому или иному сословию, а также осуществляли контроль над нравами.

В государственной системе Римской республики очень важную роль играл сенат — коллективный орган, в составе которого было обычно 300 представителей высшей римской аристократии. Сенат обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни и выносил решения на утверждение народных собраний, заслушивал отчёты должностных лиц, принимал иностранных послов. Значение сена­та было велико, и во многих отношениях именно он определял внутреннюю и внешнюю политику Римской республики.

На все государственные должности первоначально избирались только патри­ции. Это не устраивало плебеев, которые вели непрекращающуюся борьбу с патрициями за свои права. Патриции вы­нуждены были пойти на некоторые уступки: было запрещено плебеев обращать в рабст­во за долги, безземельные плебеи получали наделы на территори­ях, которые были конфискованы у завоёванных народов. Плебеям было разрешено занимать выборные государствен­ные должности и вступать в брак с патрициями. Специально для плебеев была введена должность на­родного трибуна.

Римские завоевания.

Начиная с VI века до н.э. Рим повел завоевание соседних территорий и к началу III в. до н.э. взял под контроль весь Апеннинский п\о.

ВШ-1 вв. до н.э. Римская республика вела ожесточённые вой­ны в Средиземноморье, постепенно приобретая большое междуна­родное влияние и захватывая всё новые и новые территории.

К числу наиболее значительных военных конфликтов этого време­ни относятся Пунические войны,которые Рим вёл с Карфагеном — богатым и сильным государством, сложившимся в Северной Африке, на территории современного Туниса (финикийская колония). Три Пунических (пунами римляне называли карфагенян) войны (264-146 гг. до н. э.) завер­шились в середине II в. до н. э. полным разгромом и уничтожением Карфагена. В руки римлян попали обширные заморские территории, масса пленных и огромная добыча. Во II в. до н. э. римляне вели завоевательные войны против Македонии и Греции, в Малой Азии присоединили Пергамское царство. В I в. до н. э. было разгромлено Понтийское царство в Малой Азии, завоёваны Галлия и Египет. В результате к концу : I в. до н. э. под властью Рима оказались огромные земли: Бал­канский полуостров, Малая Азия, Сирия, Испания, Галлия (террито­рия современной Франции), Северная Африка, включая Египет.

Последствием долгих войн, обогащавших часть римлян и разо­рявших других, стало ослабление армии: обедневшие граждане уже не могли вооружиться за свой счет, а многие богачи не жела­ли проливать свою кровь в битвах. Проблема была решена римским полководцем Гаем Марием, которыйв к. II в. до н.э. стал набирать на службу в легионы добровольцев — римских граждан и союзников Рима. Солдаты получали оружие, плату за службу, а после ее окончания им обе­щали земельные участки. Боеспособность римского войска вновь повысилась. Однако потеряв непосредственную связь с римской общиной, воины превращались в зависимых исполнителей воли своих ко­мандиров-полководцев.

Изменилась структура населения Рима. Высшее сословие состав­ляли нобили, имевшие большое политическое влияние и обладав­шие огромными богатствами, землями, рабами. Среднее сословие представляли всадники, в массе своей землевладельцы; банкиры, торговцы, поэтому их иногда называют сословием римских предпринимателей. Плебеи(крестьяне, ремесленники, моряки и мелкие торговцы) составляли массу рядового населения. Они по-прежнему страдали от нехватки земли и бедности.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Устройство Римской республики"

Вопросы занятия

· Продолжение борьбы плебеев с патрициями и ее итоги

· Управление в Римской республике

· Сенат и его роль в Риме

Вам, наверное, доводилось видеть аббревиатуру S.P.Q.R. В Древнем Риме такую надпись можно было встретить почти везде: в общественных местах, на зданиях, в документах, на штандартах римских легионов.


Но почему именно сенат и граждане? Дело в том, что основой Римской республики были именно сенат, который фактически руководил страной, и граждане, защищавшие и развивавшие республику.

Продолжение борьбы плебеев с патрициями и ее итоги.

Как и при царях, в республиканском Риме не утихала борьба патрициев и плебеев. Первые не желали делиться своими особыми правами, в первую очередь, на управление и землю. Вторые – хотели получить эти права, так как считали, что своей добросовестной службой на благо страны заслуживают этого.

Завершилась эта борьба лишь в III веке до нашей эры. Только к этому времени плебеи стали полноправными гражданами Рима:

· они получили право занимать высокие должности в управлении и армии;

· плебеи вместе с патрициями принимали общие для всех законы;

· стали законными браки между патрициями и плебеями;

· большое значение для бедняков из числа плебеев имел закон, запрещавший обращать их в рабов за долги;

· плебеи получили право пользоваться государственной землей (ранее это дозволялось только патрициям).



Следует отметить, что современные законы опираются на римские. Например, правила, по которым перед законом равны все граждане страны, или то, что у всех граждан государства одинаковые права, имеют римское происхождение.

Управление в Римской республике.

Нам уже известно, что должностных лиц в Римской республике выбирали. Но как это происходило? Таким же образом, как на современных выборах? Или иначе?

Каждый год жители Рима собирались на Марсовом поле. В знак того, что Риму ничто не угрожает, на берегу Тибра поднимали красный флаг. Из ворот города появлялся консул в сопровождении 12 ликторов. Под звуки трубы жрецы объявляли, что боги приняли жертву. И только после этих ритуалов Народное собрание приступало к выборам новых консулов. Каждый гражданин получал дощечку, на которой писал имена тех, за кого он голосовал. Потом голосующие опускали дощечки в особую корзину. После подсчета голосов вновь раздавался звук трубы, и объявлялись имена двух победителей.


По закону стать консулом мог как богатый, так и бедный гражданин. Но за управление в Древнем Риме не платили денег. Поэтому государственные должности (их общее название – магистрату́ра) занимали только самые богатые патриции и плебеи.

Оба консула обладали равной властью:

· созывали сенат и Народное собрание;

· разрабатывали и предлагали новые законы;

· набирали воинов в армию и руководили ей;

· следили за работой всех должностных лиц.

Каждый из консулов имел право отменить распоряжение другого. Поэтому перед тем, как что-либо решить, консулы договаривались между собой. Искали решение, которое устроило бы всех.

В случае войны один консул оставался в Риме, другой командовал войском. Если же опасность была велика, то оба консула отправлялись на войну. В таком случае они руководили армией поочередно.


Сенат и его роль в Риме.

Во времена республики сильно возросла роль римского сената. В ходе борьбы патрициев и плебеев изменился порядок его пополнения. Теперь членами сената без выборов и пожизненно становились бывшие консулы, народные трибуны и другие должностные лица (магистраты). Всего к III веку до нашей эры в нем заседало триста человек.

Сенат обладал огромной властью:

· утверждал законы и результаты выборов;

· мог принимать новые законы;

· разрабатывал планы ведения войн;

· вел переговоры с другими странами;

· контролировал деятельность магистратов.

Влияние сената было столь велико по нескольким причинам. Во-первых, обычно его заседания вел консул. Но при обсуждении вопросов он очень редко выступал против решения сенаторов. Ведь через год ему самому предстояло попасть в сенат и оставаться там до конца жизни. Во-вторых, в сенат входили бывшие магистраты (должностные лица), которые имели большой опыт в решении всех государственных дел. Но, с другой стороны, сенат ни перед кем не отчитывался за свои действия. Не нес ответственности за ошибочные решения.


Еще одним интересным фактом в устройстве Римской республики был следующий закон. В случае крайней опасности (мятежей или войн, от которых зависела судьба страны) сенат и консулы назначали диктатора – особого правителя. Ему передавали все управление. Но срок полномочий диктатора составлял максимум полгода, после чего все возвращалось на места.

Римская армия.

Служба в армии была одной из основных обязанностей гражданина. Основную массу воинов-легионеров составляли землевладельцы. Безземельных жителей долгое время не набирали в армию. Римляне считали, что бедняки не знают, что такое собственность, а значит и сражаться им не за что.


Таким образом, общая численность римской армии в период республики составляла примерно 35–40 тысяч воинов.

Основное вооружение римского легионера состояло из короткого меча, копья, большого изогнутого щита. На тело надевалась кольчуга без рукавов или металлический доспех. Голову воина защищал шлем.


Римская конница во время боя защищала пехоту с флангов. При победе преследовала разбитого противника. В военных походах, даже останавливаясь на одну ночь, римляне строили укрепленный лагерь. В самом простом исполнении место ночевки легиона окружалось рвом и валом, изгородью из подручных материалов. В том случае, если в лагере было нужно провести некоторое время, римляне возводили настоящую крепость, огражденную, помимо рва и вала, частоколом со смотровыми башнями. Внутри устанавливалась палатка командующего и палатки воинов. Такой лагерь был надежной защитой для отдыхающего войска.

Римская армия славилась своей дисциплиной. Порядок и повиновение в ней ставились превыше всего. Так за невыполнение приказа, бегство с поля боя полагалась смертная казнь. За менее серьезные проступки секли розгами. Тех же, кто пытался уклониться от службы, обращали в рабство. Отличившимся воинам увеличивали долю военной добычи. Могли наградить почетным оружием или знаками отличия. Например, первому взобравшемуся на стены вражеской крепости, давали венок с изображением зубчатой стены.

А теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали.

· К III веку до нашей эры римские плебеи добились равных прав с патрициями.

· В Римской республике управлением занимались три самых главных органа власти.

· Народное собрание – все полноправные граждане республики.

· Магистратура – все государственные должности (консулы, народные трибуны и прочие).

Читайте также: