Что относится к методической работе по организации патриотического воспитания в школе

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Мухина Виталина Валерьевна

Населенный пункт: Луганская Народная Республика, город Брянка

В сборнике представлены: рекомендации по организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях; опыт работы педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования города Брянки Луганской Народной Республики, сценарии мероприятий.

Данный сборник адресован руководителям организаций (учреждений) образования, методистам, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам, руководителям кружков.

1. Методические рекомендации по организации патриотического воспитания в образовательных учреждениях

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и государственных и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Основные направления патриотического воспитания подрастающего поколения:

Формирование гражданско-патриотического сознания. Данное направление решает задачи формирования у студентов социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитания их в духе уважения к основному закону – Конституции Луганской Народной Республики, законности, нормам общественной и коллективной жизни.

Реализуется, прежде всего, через учебный процесс: - чтение актовых лекций;

- организация торжественных собраний ученического коллектива, посвященных государственным и национальным праздникам;

- встречи ученической молодежи с представителями власти, правоохранительных органов;

- проведение тематических часов, круглых столов с приглашением представителей общественных объединений и др.;

Постановление СовминаЛНР от 29.12.2016г No 723 «Об утверждении

Государственной целевой программы «Патриотическое воспитание

- дебатные турниры, конкурсы и олимпиады на знание истории государства, конкурсы патриотической песни и пр.

Пропаганда и популяризация государственных символов Луганской Народной Республики: история появления, политико-нравственный смысл.

- организацию и проведение театрализованных праздников. Военно-патриотическое воспитание. В рамках воспитательной системы в образовательных учреждениях рекомендовано реализовывать семь ключевых направлений, отражающих цель и задачи патриотического

воспитания:
Духовно-нравственное воспитание. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое воспитание. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и

государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое воспитание. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувства благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое воспитание (воспитание на воинских традициях). Ориентировано на формирование у молодѐжи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооружѐнной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое воспитание. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое воспитание. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения отечеству и готовности к защите Родины.

Реализуется через организацию:
- проведение тематических мероприятий, уроков, бесед;
- встреч ученической молодежи с ветеранами Великой Отечественной

войны, тружениками тыла, авторами книг, раскрывающих героизм и самопожертвование граждан в военных конфликтах;

- посещения воинских частей, встреч с личными составами воинских частей;

- совместных военно-патриотических акций и месячников оборонномассовой работы; - конкурсов патриотической песни с участием обучающихся и военнослужащих;

- участие в городских военно-спортивных соревнованиях и играх. Пропаганда здорового образа жизни как основы здоровья нации и развития страны. Данное направление работы по патриотическому воспитанию решает задачи формирования у обучающихся осознанной потребности и навыков здорового образа жизни как основы процветания

нации и страны.
Реализуется через организацию:
- работы спортивных секций (по видам спорта);

- спартакиад и участие в универсиадах среди студентов; - дней здоровья и туристских слетов;

- туристских походов, экскурсий, форумов, конкурсов; - встреч обучающихся с выдающимися спортсменами.

Развитие ученического самоуправления. Данное направление реализуется через создание и функционирование ученических советов, клубов по интересам, творческих коллективов и др. и решает задачи вовлечения обучающихся в управление школьной жизнью, решение организационных вопросов, активную социализацию и формирование организационно-управленческих умений и навыков.

Технологии патриотического воспитания

В общем смысле, технология – это совокупность форм, методов, приемов и средств, применяемых в какой-либо деятельности.

Педагогическая технология понимается как содержательная техника последовательной реализации учебно-воспитательного процесса. Технологии патриотического воспитания – это совокупность форм, методов, приемов и средств воспроизведения теоретически обоснованного процесса патриотического воспитания, позволяющего достигать поставленных целей.

Педагогический инструментарий технологий патриотического воспитания представляет собой совокупность форм, методов, приемов и средств педагогического взаимодействия субъектов и объектов данного процесса. Они представляют собой специфические педагогические инструменты, с помощью которых осуществляется формирование необходимых личностных свойств и качеств человека (сформулированных в целевых установках), а также диагностика уровня их сформированности на конкретный момент времени.

Под формами патриотического воспитания понимается организационная сторона этого вида управляемой педагогической деятельности, раскрывающая определенные состав и группировку воспитуемых (отдельный ученик, группа учеников, ученический коллектив в целом), структуру воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. То есть это внешнее выражение процесса патриотического воспитания, имеющего различные аспекты проявления.

Разнообразные формы работы по патриотическому воспитанию можно объединить в три группы, взяв за основу количественный критерий:

- фронтальные (массовые);
- групповые (коллективные): - индивидуальные.

Патриотическое воспитание осуществляется систематически и целенаправленно в учебном процессе и внеучебной деятельности. В учебной деятельности задачи формирования патриотического сознания, гражданско- патриотических ценностей, чувства верности своему Отечеству – Луганской Народной Республике реализуются в процессе изучения дисциплин, предусмотренных Государственным образовательным стандартом.

Во внеучебной деятельности эффективными формами организации работы по патриотическому воспитанию являются следующие:

представления, посвященные, государственным праздникам;
- театрализованные шествия, посвященные Дню Конституции, Дню

народного единства;
- военно-патриотические акции, посвященные Дню Защитника

отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне; ■ групповые (коллективные):
- тематические часы;
- круглые столы;

- тематические выставки книг, электронных ресурсов;

- конкурсы и олимпиады на знание государственной символики; - экскурсии по памятным историческим местам;

- организация и функционирование творческих коллективов, развивающих традиции народного исполнительства (кружки: вокальный, танцевальный, инструментальный, театральный);

- литературные конкурсы (Поэтический вечер, Литературная гостиная, Свободный микрофон);

- выставка художественных работ и фотовыставка и т.д. ■ индивидуальные:

- выполнение индивидуальных заданий по подготовке к конкурсам, концертам, акциям, диспутам и пр.;

- вовлечение в работу по управлению детскими объединениями в рамках ученического самоуправления;

- индивидуальные занятия в кружках самодеятельности (сольного пения, инструментального и театрального исполнительства и пр.);

- индивидуальное участие в конкурсах патриотической направленности разного уровня.

Актовая лекция – одно из главных звеньев воспитательного процесса, форма работы по патриотическому воспитанию, представляющая собой устное систематическое и последовательное изложение материала по гражданско-патриотической проблематике. Направленная на формирование ориентировочной основы, первичного овладения знаниями и представлениями в данной сфере, обеспечивающая теоретическую основу, развивающая интерес к конкретной проблематике, формирующая у обучающихся ориентиры для самостоятельного изучения и осмысления проблем патриотического воспитания. Результативность достигается за счет педагогического мастерства лектора, его высокой речевой культуры и ораторского искусства. Актовые лекции организуются в специальном зале (актовом), предназначенном для проведения собраний, лекций с участием большого количества зрителей на 250-300 человек.

Собрание – форма публичного мероприятия, совместное заседание членов какой-либо организации. Собрание ученического коллектива – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая совместное заседание представителей преподавательского и ученического коллектива с целью обсуждения вопросов гражданско-патриотической направленности.

Ученическая патриотическая акция (лат. actio – действие, выступление, предпринимаемое для достижения какой-либо цели (например, политическая акция, дипломатическая акция) – форма работы по патриотическому воспитанию, ставящая целью формирование гражданственности, патриотизма, социальной активности. Акция может включать: официальную часть, торжественный митинг; выступления официальных лиц, руководства образовательного учреждения, представителей молодежных организаций города; массовое исполнение государственного гимна; массовое шествие; концерты; спортивные состязания; танцевальные шоу, дискотеки; праздничные фейерверки и пр.

Праздничные концертные программы и театрализованные представления – виды массовых зрелищных мероприятий, построенных по законам драматургии, на основе разработанного сценария. Театрализованные представления могут включать и объединять различные виды художественного творчества – театрально-драматического, музыкального, танцевального, инструментального, поэтического и др. Содержание концертных программ и театрализованных представлений определяется тематикой, посвященной государственным праздникам.

Военно-патриотическая акция – форма патриотического воспитания, цель которой заключается в формировании позитивного отношения к

воинской службе, образу Защитника Отечества, уважения героического подвига народа в годы Великой Отечественной войны. Может включать концертные и театрализованные программы, встречи с военнослужащими, ветеранами Великой отечественной войны, ветеранами войны в Афганистане, литературно-музыкальные вечера, приглашение творческих коллективов, благотворительные акции и пр.

Тематическая выставка – форма работы по патриотическому воспитанию, предусматривающая показ достижений в различных областях науки, техники, культуры, искусства и других. Представляет собой публичную демонстрацию книг, электронных ресурсов, ученических научных и творческих работ. Выставка может быть результатом ранее проведенного конкурса или самостоятельным мероприятием, демонстрирующим результат творческий деятельности обучающихся. Выставка может быть приурочена к знаменательному событию, календарной дате; может носить ознакомительный характер, демонстрируя достижения и ресурсы отдельных классов и учреждения в целом. Выставки могут быть внутри школьными, городскими, республиканскими, международными.

Конкурсы и олимпиады – форма работы по патриотическому воспитанию, основанная на соревновании, соискательстве нескольких лиц (или групп) в какой-либо области – знании истории и содержательного значения Государственной символики, знание истории, традиций, культуры народов государственного языка и др. – с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта – претендента на победу.

Конкурсы и олимпиады направлены на закрепление и развитие знаний обучающихся, а также на пропаганду и популяризацию государственных символов в ученической среде.

Конкурс патриотической песни – форма работы по патриотическому воспитанию, вид творческого соревнования на лучшее исполнение песни патриотического содержания, с целью выявления наиболее ярких и талантливых исполнителей – претендентов на победу.

Экскурсия – форма работы по патриотическому воспитанию, коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, памятника культуры, предприятия и т. п.; поездка, прогулка с образовательной, познавательной, научной, спортивной или развлекательной целью.

Особое место в работе по патриотическому воспитанию обучающихся играют выездные экскурсии по памятным историческим местам.

Организация и функционирование творческих коллективов – одна из форм работы по патриотическому воспитанию, способствующая пропаганде и популяризации в ученической среде жанров и традиций народного музыкально-художественного творчества.

АНКЕТА ИЗУЧЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
И ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ Здравствуйте! Просим Вас внимательно читать вопросы и варианты

Данные, полученные в ходе исследования, являются анонимными, и будут обрабатываться в обобщѐнном виде.

Ваше мнение очень важно для нас! Ваш пол: 1) Мужской. 2) Женский.

Возраст (полное количество лет): _______

1. Согласны ли Вы с тем, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине и готовность действовать в интересах еѐ благополучия и процветания?

1) Да.
2) Нет.
2. Можете ли Вы назвать себя патриотом?
1) Да.
2) Нет. (Переходите к вопросу 5).
3. Как Вы стали патриотом?
1) Меня так воспитали в семье.
2) Учителя, преподаватели привили любовь к Родине.
3) Большинство моих друзей и знакомых – патриоты.
4) Под влиянием СМИ (Интернет, ТВ, радио, газеты и журналы).
5) По примеру известных людей: (напишите, кого именно)

__________________________________________________________________. 6) Под влиянием книг, фильмов и других произведений искусства.
4. Как Вы считаете, среди людей, с которыми Вы постоянно

общаетесь, есть патриоты?

1) Большая часть.
2) Меньшая часть.
3) Трудно сказать.
5. Знаете ли Вы, что нужно делать на благо своей Родины?
1) Да, знаю: (напишите, что именно)

__________________________________________________________________. 2) Нет, не знаю.

6. Готовы ли Вы действовать на благо Родины?

1) Да, готов даже вопреки своим интересам. 2) Да, готов, но не на всѐ.
3) Зависит от обстоятельств.
4) Скорее не готов, чем готов.

5) Совсем не готов.

7. Что означает патриотизм лично для Вас?

1) Это изучение истории, культуры страны.

2) Это сопереживание своей Родине (например, спортсменам на международных соревнованиях).

3) Это признание ценности Родины, еѐ значимость наравне с дружбой, семьѐй, работой.

4) Это готовность действовать в еѐ интересах.

8. Как Вы считаете, насколько развит патриотизм в Луганской Народной Республике?

1) Очень сильно: абсолютное большинство жителей страны – еѐ патриоты.

2) Сильно.
3) Средне.
4) Не сильно.
5) Совсем не развит.
9. Существует ли, по Вашему мнению, необходимость создания

системы развития патриотизма у каждого гражданина Луганской Народной Республики с детских лет?

1) Безусловно, существует.
2) Думаю, что существует.
3) В этом нет особой необходимости.
10. Проводятся ли с Вами уроки/беседы, посвящѐнные

1) Да.
2) Нет.
11. Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для

развития патриотизма в нашем обществе?
1) Уделять больше внимания подобной работе в школах.
2) Оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим

организациям патриотической направленности.
3) Усилить патриотическую работу с молодѐжью со стороны

Вооружѐнных Сил, МВД.

11. Проранжируйте (распределите по местам) значимость для Вас ценностей (где 1 – самая важная для Вас, а 10 – совсем не важная)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: «Организация

1.ВВЕДЕНИЕ. Стр. 3-4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ. КОНЦЕПЦИЯ

ВОЕНННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр. 5-6

3. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.7

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.8

5. ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ. Стр.9

6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И

РАЗВИТИЮ ПАТРИОТИЗМА. Стр.10

7. УРОВНИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Стр.11 - 13

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Стр.14

9. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Стр. 15

10. ПРИЛОЖЕНИЕ. Стр. 16

Патриотизм – это любовь к Родине,

преданность своему Отечеству,

стремление служить его интересам и готовность,

вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм, как одна их наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности. Переход экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах .
Воспитание патриотических чувств учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому, к родной улице, к родному городу и родной стране. Наш задача - создать условия для социальной адаптации учащихся через систему краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства.

Гражданин получает большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время растёт ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Поэтому Республикой уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. На это указывают следующие государственные документы:

• Концепция патриотического воспитания;

• Концепция здорового образа жизни;

Гражданское воспитание - понятие широкое. Оно включает в себя много направлений, важное место среди которых занимает патриотическое воспитание.

Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Ключевая идея воспитательной системы класса направлена на формирование активной гражданской позиции школьника. В условиях становления гражданского общества и правового государства за основу патриотического воспитания необходимо взять воспитание гражданских качеств, таких как: способность к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью; понимание ценности семьи и семейных отношений; уважение к истории и традициям своего народа, государства, любовь к Родине и готовность ее защищать.

Ступенями развития гражданственности можно считать:

•воспитание гражданского отношения к себе через осознание себя частью окружающего мира;

•воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью своей семьи;

•воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью классного коллектива;

•воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;

•воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.

Патриотическое воспитание – основа в системе воспитания.

Многие проблемы в обществе мешают обучению и воспитанию подрастающего поколения в настоящий период. Например, мощный духовный кризис, переоценка ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе, приземленность интересов, зачастую ограниченных потребительско -бытовой сферой – диктуют необходимость постоянного поиска новых форм нравственного воспитания. При этом нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве – воспитание достойного гражданина и патриота.

Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную Республику, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ.

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности учащегося. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость, развивается достоинство личности.

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.

чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

уважительное отношение к языку своего народа;

заботу об интересах Республики;

осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

проявление гражданских чувств;

гордость за своё Отечество, за символы государства;

ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

уважительное отношение к историческому прошлому своего народа;

гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.

Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно – нравственные и социокультурные компоненты.

Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.

Родина, народ, родители, природа, родственники – не случайно однокоренные слова. Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственные начала в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан .

Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников.

Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняет семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения и другие.

Необходимо обращать внимание на процесс воспитание и прививание патриотизма в школе. В школе ребенок проводит наибольшее количество времени и целостная, воспитательная работа в ней призвана обеспечить высокую эффективность реализации социальных функций детей младшего школьного возраста, что является важнейшим фактором устойчивого развития общества и успешного решения задач, стоящих перед государством. Отсутствие же или недостаточная работа с детьми не ведет к формированию нравственно и политически грамотных граждан.

Важную роль играет формирование понятия о своей малой родине, своей семье, своей родословной, а также обучение детей культуре общения, отношение к себе и т.д. В дальнейшем для школьников особую роль играют практическая направленность работы, ее ориентация на общественно-полезные дела, участие детей в разработке и практическом воплощении собственных социальных проектов, поисковая работа.

Важным критерием эффективности гражданско-патриотического воспитания, является личностный рост каждого ребенка, позитивная система его отношения к миру.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагога является активность воспитанников, самодисциплина, достоинство и стремление к самосовершенствованию, развитое чувство собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребенком своего Я как гражданина, патриота, человека.

Патриотическое воспитание в школе должно осуществляться как в процессе обучения, так и во внеурочной и внеклассной деятельности, поскольку этот процесс предполагает широкое использование возможностей учебных дисциплин и включение детей в разнообразные виды социально значимой деятельности, так как в школьные годы раскрывается содержание патриотизма как чувства любви к Родине, заботы об ее интересах, готовности к ее защите от врагов.

Патриотизм для каждого школьника может проявляться в чувстве гордости за достижения родной страны, горечи за ее неудачи и беды. Важно воспитать у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям, тем людям, кто своим творчеством обогатил национальную и общечеловеческую культуру.

Патриотическое воспитание в учреждениях образования должно носить систематический характер. В его процессе используются разнообразные средства и методы актуализации исторической памяти, объектов патриотической гордости. В комплекс задач патриотического воспитания включается формирование уважительного отношения к символам суверенности народа и государства - государственному флагу, гербу, гимну.

Сегодня общество волнуется о проблеме воспитания молодежи в духе патриотизма, наличие данной проблемы привело к пути ее решения.

Учитель разрабатывает методы приобщения школьников к патриотическому воспитанию, как правило, на весь учебный год.

Главным в культурно-патриотическом воспитании может стать этнографический музей, литературная или музыкальная гостиная, клуб по интересам. Историко-краеведческий музей или Драматический театр.

Здесь происходит приобщение учащихся к духовным и культурным ценностям, национальным традициям, прививается любовь и интерес к языку и культуре страны, региона, города.

Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Военно –патриотическое воспитание

Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Формы патриотического воспитания :

- посещение спектаклей, выставок, музеев;

- кружки художественного, декоративно-прикладного творчес тва;

- конкурсы художественной самодеятельности;

- встречи с деятелями искусства и культуры, местными поэтами, художниками;

- тематические классные часы.

- экскурсии по родному городу.

Нельзя ограничиваться только культурой и искусством России, необходимо показать ее место среди мировой культуры.

Привитие интереса к родному языку и культуре осуществляется при помощи:

- выпуска стенных газет, посвященных родному краю;

- экскурсий по интересным местам области, связанным с именами деятелей литературы и искусства;

- экскурсий в музеи;

- создания и расширения базы школьных этнографических музеев;

- посещения выставок и выставочных павильонов;

- туристических поездок по историческим местам;

- кружков художественного и декоративно-прикладного творчества;

- конкурсов чтецов, художественной самодеятельности; театральных студий, кружков.

Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна - символика. Скорее всего, основанием для этого убеждения является такая формула, что любят не за что-то, а вопреки всему

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);

- музыкальные (мелодии, сигналы);

Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном. Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.

Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”

В государственной программе поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Главная цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Юргинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются следующие направления (см. Приложение 1).

Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.

Культурно-массовая работа прививает художественный вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскрыть понимание истинного патриотизма;
  • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
  • повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;
  • сформировать стойкую патриотическую позицию;
  • повысить потребность в духовном обогащении;
  • воспитать уважение к труду, человеку труда.

Образовательное учреждение является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.

Литература:

Читайте также: